Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩЕЙ ФУНКЦИИ КОНТРОЛЯ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ЛЕКСИЧЕСКОГО НАВЫКА НА СТАРШЕМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

Работа №67036

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

лексикология

Объем работы66
Год сдачи2018
Стоимость4810 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
344
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Психолого-педагогические основы формирования лексического навыка при обучении иностранному языку на старшем этапе 7
1.1. Цели и содержание обучения лексике учащихся старших
классов на современном этапе 7
1.2. Объективные и субъективные факторы, способствующие
формированию устойчивого семантического поля учащихся 10
1.3. Приемы и упражнения для формирования лексических
навыков 14
Выводы по главе 1 18
Глава И.Теоретические аспекты организации контроля уровня сформированности лексических навыков в старших классах на уроках английского языка 20
2.1.Особенности контроля уровня сформированности лексического навыка учащихся старших классов 20
2.2. Исследование условий эффективного контроля в процессе формирования лексических навыков 26
Выводы по главе II 29
Глава Ш. Экспериментальная работа по формированию лексических навыков в процессе обучения английскому языку учащихся старших классов 30
3.1. Условия эффективной реализации обучающей функции
контроля. Этапы экспериментальной деятельности 30
3.2. Анализ результатов экспериментальной работы по формированию лексических навыков на уроках английского языка в
10 классе 42
З.З. Методические рекомендации по реализации обучающей
функции контроля при формировании лексических навыков в
старших классах 49
Выводы по главе III 54
Заключение 56
Список литературы 59
Приложение 62

В настоящее время неуклонно растет интерес к иностранным языкам во всем мире. Это связано с глобализацией и универсализацией политической, культурной и хозяйственной жизни, становлением все более единой, взаимосвязанной и многообразной человеческой цивилизации (Войтович, 2012:10).За последнее время система образования претерпела значительные изменения. В результате появились новые образовательные стандарты, изменились подходы к обучению иностранным языкам.Сегодня учащиеся должны не только уметь ориентироваться в огромном потоке общественной информации и творчески подходить к решению проблем, но и эффективно взаимодействовать с представителями разных сфер и культур. Иностранный язык, по нашему мнению, стоит первым в списке предметов, способных и призванных справиться с вышеуказанными задачами, стоящими перед обществом всего человечества. Новые требования появились не только по отношению к учащимся, но и к преподавателям в первую очередь. В своей работе учитель должен руководствоваться знанием закономерностей и правил обучения языку, способов овладения и владения языком, а также воспитания средствами языка; применять метапредметный подход в обучении (Щукин, 2004:11).И одной из проблем в преподавании является контроль формирования лексических навыков учащихся старших классов. Об этом свидетельствуют многие случаи не успешной сдачи ЕГЭ именно в части на знание лексики и письма.
Исходя из вышесказанного, можно отметить актуальность исследования, которая проявляется в том, что произошли изменения в образовательной политике, появились новые стандарты, а методы преподавания во многих школах остались неизменными, не отвечающими заданным требованиям. Если раньше основным объектом контроля считалось владение учащимися системой языка, а не способность решать коммуникативную задачу, то сегодня на первый план выдвигается коммуникативная компетенция как основная практическая цель обучения иностранному языку (Щукин, 2006:295).
В связи с необходимостью повышения качества образования огромное значение приобретает проблема контроля, как важнейшего аспекта в современной педагогической теории и практике. Актуальность данной проблемы связана с тем, что контроль не только дает объективную оценку знаниям, но и стимулируют познавательную деятельность учащихся, мотивируя их в процессе обучения.
Существуют различные виды контроля, но на современном этапе обучения широко используется такая форма контроля знаний лексических единиц, как тестирование.Сегодня тесты применяются не только для того, чтобы выяснить уровень учащихся «на выходе», но и с целью обучения новому материалу и систематизации знаний, умений и навыков.
Наряду с вышеизложенной актуальностью и значимостью выбранной темы был определён объект исследования - процесс формирования у школьников старших классов лексических навыков на уроке английского языка.
Предметом исследования являются современные способы контроля формирования лексических навыков.
Цель заключается в изучении методов и приемов формирования продуктивных и рецептивных лексических навыков на старшем этапе средней школы, а также выявление эффективности тестов в процессе реализации обучающей функции контроля.
Задачи исследования следующие:
1. Изучение психолого-педагогических условий формирования лексического навыка на основе педагогической, психологической и методической литературы.
2. Изучение вопросов организации контроля уровня сформированности лексических навыков в старших классах.
3. Анализ результатов экспериментальной работы по формированию лексических навыков в процессе обучения английскому языку учащихся старших классов.
4. Выявление условий эффективной реализации обучающей функции контроля и разработка методических рекомендаций.
В качестве гипотезы мы выдвигаем следующее: контроль
формирования лексических навыков не только является показателем успеваемости учащихся, но и выполняет обучающую функцию, при которой качественно усваивается новый материал, синтезируя при этом ранее изученный.
Методы исследования: теоретические (изучение научной и учебно-методической литературы по данной проблеме) и эмпирические (описание, сравнение, наблюдение, изучение практического опыта, проведение эксперимента, анализ результатов тестирования и подведение итогов).


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Российская система в области изучения и преподавания иностранных языков за последнее время претерпела значительные изменения, стал распространенным такой вид проверки знаний языка, у выпускников средней школы, как тестирование. В этих условиях проблема формирования и контроля лексических навыков на современном этапе становится одной из важнейших.
Трудности овладения лексическимиеденицами иностранного языка и большое значение лексики для формирования умений речевой деятельности свидетельствуют о важности контроля ее усвоения.
Эффективный контроль напрямую зависит от того, насколько грамотно педагог выстраивает работу по формированию лексических навыков. Для этого учитель должен в первую очередь понять, чему он должен учить. В данном контексте важнейшим первичным этапом должно быть обучение речи, где основной целью является воспитать личность, обладающую как социолингвистической, так и социокультурной компетенциями. В рамках данного аспекта большое значение имеет умение педагога сформировать устойчивое семантическое поле учащихся, подобрать правильные упражнения, обеспечить проблемный характер речевой установки, чтобы учащиеся могли закреплять лексический материал в процессе установления прагматических связей слова в разных контекстах.
Учитывая тот факт, что некоторые учебники для занятий по английскому языку не имеют упражнений по тренировке лексике из разных тем в комплексе, учитель должен сам создавать смежные семантические поля между темами. Это обеспечит закрепление и постоянное повторение лексики, а также позволит учащимся быстро употреблять известные слова и словосочетания, что и являет собой понятие лексического навыка.
При осуществлении контрольной деятельности педагог должен, по возможности, подбирать такие формы контроля, которые максимально исключают субъективизм оценки результатов учащихся. Контроль должен быть направлен не только на проверку знания лексических единиц, но и умение правильно употребить их при оформлении своих мыслей и понимании мыслей других собеседников, говорящих на изучаемом языке. В условиях существования разных видов диагностики знаний и умений учащихся, на первый план выходит проблема не только контролирующей функции в рамках учебного процесса, но и обучающей.
В связи с этим, контроль лексических навыков представляет собой важную задачу, которая обеспечивает эффективное обучение общению.
В целях обеспечения реализации обучающей функции контроля нами было проведено экспериментальное исследование приемов и методов формирования продуктивных и рецептивных лексических навыков в 10 классе средней школы. Данное исследование состояло из трех этапов констатирующего, формирующего и контрольного. Нами был разработан и апробирован комплекс лексических тестов, используемых на уроках английского языка наряду с систематическими упражнениями, направленными на подготовку к выполнению тестовых заданий.
В начале эксперимента был выявлен уровень владения лексикой по иностранному языку учащихся 10 класса путем проведения первого теста, который показал недостаточно хорошее владение ранее изученным лексическим материалом. Однако, в процессе выполнения последующих тестов среди учеников наблюдался заметный прогресс, выражающийся в количестве правильных ответов.
В процессе экспериментального педагогического исследования были решены поставленные задачи, в число которых входило:
1) Исследования научной литературы, где рассматривается проблема контроля как способа проведения диагностики знаний и обучения лексическим навыкам.
2) Были составлены и проведены тесты с учетом современных требований к содержанию тестовых заданий и условий эффективной реализации обучающей функции.
3) Был проведен анализ итогов и результатов экспериментальной работы по формированию лексических навыков на старшем этапе обучения.
В процессе данного исследования нами было изучено и экспериментальным путем раскрыто положительное влияние тестирования на показатели успеваемости учащихся в поцессе семантизации и активизации нового лексического материала.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что все поставленные задачи выполнены, цель исследования достигнута, и положения гипотезы подтверждены.



1. Азимов Э.Г. Новый словарь методических терминов. - М.: 2009. - 446 с.
2. Артамонова М.В. Методические рекомендации по реализации требований к программно-дидактическим тестовым материалам. - М, 2006.-240с.
3. Ахманова О.С.Словарь лингвистических терминов. - М.:
Советская энциклопедия, 1966.- 608 с.
4. Байтукаева А.Ш. Лингводидактическое тестирование как
инструмент педагогического мониторинга.-Таврия, 2011. - 227с.
5. Беляков А.А. Философско-педагогическая рефлексия принципа наглядности. - Вестник ТГТУ. - М., 2010. - 212с.
6. Борытко Н.М. Методология и методы психолого-педагогических исследований.- М., 2008. - 320с.
7. Букина И.В. Контроль уровня сформированности лексического навыка. - 2012 / [Электронный ресурс] /иВБ:ййр://’№№Шеа4ег.ги(дата обращения: 18.01.2017).
8. Войтович И.К.Иностранные языки в контексте непрерывного образования: монография / под ред. Т. И. Зелениной. - Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2012. - 212 с.
9. ВохмянинД.В. Методические рекомендации по составлению контролирующих тестов и внедрению тестирования в образовательный процесс. - Пермь, 2016. - 22 с.
10. Гальскова Н.Д. Теория обучения иностранным языкам. - М., 2006. - 205с.
11. Герцог Г.А. Основы научного исследования: методология, методика, практика.-Челябинск, 2013.-52с.
12. Григорьева В.Ю. Коммуникативный системно-деятельностный
подход в обучении английскому языку в системе ФГОС.-2014. /
[Электронный ресурс]/ URL:http://www/nsportal.ru (дата обращения:
21.03.2008).
13. Зимняя И.А. Педагогическая психология. - М., 2000.- 448 с.
14. Киселева Е.С.Использование тестов для осуществления контроля заусвоением лексики.- Междуреченск, 2012. - 9с. / [Электронный ресурс] / URL:http :// пзрог1а1.гп(дата обращения:15.01.2017)
15. Комарова Ю.А. Отбор содержания обучения иностранному языку студентов-лингвистов.- СПб., 2014. - 79с.
16. КонышеваА.В. Современные методы обучения английскому языку.-Минск,2003. - 230с.
17. Котельникова Е.Ю. К вопросу об обучении иноязычной лексике в техническом ВУЗе.-2016. - 119с.
18. Красноперова Л.Н. Оптимизация процесса обучения через ИКТ [Электронный ресурс] / URL:http:// щрог1а1.гп(дата обращения:10.03.2018)
19. Кузнецова Т.М. Этапыработы над словом (изопытаработы над лексикой). - Иностранныеязыки в школе, 1991. -№5.- 88-94с.
20. ЛеонтьевА. Н. Психологические вопросы сознательности учения [Электронный ресурс].иВЕ:ййр://пу-рк.гп/ (дата обращения: 18.012017)
21. Матвеева Е.И. 2015.[Электронный ресурс] URL: http://pupils.ru.
22. Паклина А.В.Контроль в системе профессионального образования: сущность, задачи, требования.-Шадринск,2013. - [Электронный ресурс] / URL:http://shgpi.edп.гп(дата обращения:29.12.2016).
23. Пидкасистый П.И. Педагогика. - М., 2014.-604 с.
24. Подласый И.П. Педагогика.-М.:ВЛАДОС,2001.-400 с.
25. Рогова Г. Б., Рогова Г. В., Рабинович Ф. М., Сахарова Т. Е.
Методика обучения иностранным языкам в средней школе. - М.:
Просвещение, 1991.- 287 с.
26. Романович А.Ю. Условия оптимизации процесса обучения лексическому материалу в средней школе// Теория и практика обучения иностранным языкам: традиции и инновации : сб. ст. междунар. научно- практ. конф. / Федер. гос. науч. учреждение "Ин-т содержания и методов обучения" РАО, ГБОУ ВПО Моск. гор.пед. ун-т, ГАОУ ВПО Моск. ин-т открыт. образования, Ассоц. учителей нем. яз. г. Моск-вы, ОАО "Изд-во "Просвещение". - М., 2013. - С. 120-124.
27. Руденко Д.А. Этапы работы над лексическим материалом. - 2016.[Электронный ресурс] / URL: http: //nsportal .ru.
28. Саврасова А.Н. Оценка образовательных результатов в условиях модернизации образования.-Мурманск, 2008. - 168 с.
29. Скрипникова Т.И. Теоретические основы методики обучения иностранным языкам.-Владивосток, 2017.-16с.
30. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. - М., 2006.- 270с.
31. Спирина И.С. Рефлексия на уроке иностранного языка. - 2016. / [Электронный ресурс] /URL://nsportal.ru (дата обращения:10.03.2018).
32. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология.-М., 2003. - 288с.
33. ТуласыноваН.Ю.Контроль лексических навыков студентов-бакалавров в процессе обучения английскому языку.-2016. [Электронный ресурс] / URL:http://research-journal.org (дата обращения:25.12.2016).
34. Хохлова Т.С. Педагогические тесты. Методология разработки и применения.- Днепропетровск, 2005.-63с.
35. ЧистяковаК.В. Способы семантизации лексики на уроках английско го языка.- 2016. [Электронный ресурс] / URL:http://multiurok.ru(дата обращения: 15.01.2017).
36. Щукин А.Н.Обучение иностранным языкам теория и практика. Учебное пособие для преподавателей и студентов. — М.: Филоматис, 2004. - 416 с.
37. Эванс В.Английский в фокусе.- М., 2012.- 210 с.
38. Юферева Е.Д.Формирование лексических навыков учащихся
основной школы.-СПб., 2015/ [Электронный ресурс] / URL:
http: //www.scienceforum.ru (дата обращения: 17.01.2017).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ