Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Корректирующий контроль, как фактор повышения качества обучения в вузе (на материале предметов гуманитарного цикла)

Работа №7100

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

педагогика

Объем работы217стр.
Год сдачи2004
Стоимость470 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
729
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ
КОРРЕКТИРУЮЩЕГО КОНТРОЛЯ 10
1.1 Педагогические основы контроля в учебно-воспитательном процессе 10
1.2 Системный подход в проектировании и реализации корректирующего контроля 29
1.3 Взаимосвязь корректирующего контроля и качества обучения 49 Выводы по 1-й главе 76
ГЛАВА 2. ТЕХНОЛОГИЯ КОРРЕКТИРУЮЩЕГО КОНТРОЛЯ В ПРЕПОДАВАНИИ
ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ 78
2.1 Технология корректирующего контроля учебно¬познавательной деятельности студентов 78
2.2 Динамика качества обучения в результате реализации технологии корректирующего контроля 105 Выводы по 2-й главе 141
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 143
БИБЛИОГРАФИЯ 149
ПРИЛОЖЕНИЯ 166


В настоящее время совершенствование образовательной системы все больше связывают с необходимостью управления качеством образовательных услуг, т.е. качество стало не только востребованной категорией в экономике, но и значимой проблемой педагогической науки. Потребители образовательных услуг большое внимание уделяют их качеству - качество образования становится также социально востребованной категорией.
В современных педагогических исследованиях изучаются пути и средства повышения качества образования в целом и качества обучения в частности. С позиций повышения качества образования пересматриваются все основные компоненты педагогического процесса, анализируется их потенциал, а также создаются новые технологии обучения, одним из основных принципов проектирования которых является соответствие критерию качества.
Педагогический контроль является неотъемлемым компонентом педагогического процесса и каждой технологии обучения и приобретает в свете вышеобозначенного особую значимость.
В то же время, анализ литературы по проблеме контроля и исследование практики организации контроля в вузе выявляют ряд недостатков в осуществлении контролирующей деятельности со стороны преподавателя (особенно это касается текущего и промежуточного контроля, который, как правило, не регламентируется требованиями образовательных программ):
- осуществление контроля представляет собой процесс субьект-объектного взаимодействия преподавателя и студента;
- результатом контроля является, как правило, количественная оценка, которая не всегда учитывает многомерную качественно-количественную характеристику учебно-познавательной деятельности студентов;
- процедуры контроля и оценивания знаний и умений студентов в первую очередь носят констатирующий характер, не в полной мере используется обучающий, развивающий и воспитывающий потенциал контроля;
3

- реализуемые на практике системы контроля и оценивания не формируют в достаточной степени устойчивых навыков взаимо- и самоконтроля.
Отдельные исследователи проблем контроля отмечают прямую зависимость качества обучения от полноты реализации обучающей функции контроля [144; С. 53], от развития личностных качеств, способствующих эффективной реализации профессиональной деятельности [59, 77, 141].
С учетом всех вышеперечисленных фактов, следует отметить особую значимость корректирующего контроля в вузе, поскольку именно этот вид контроля максимально реализует единство обучающей, воспитывающей и развивающей функций контроля и обладает, следовательно, достаточно большим потенциалом для повышения качества обучения.
Вместе с тем, следует отметить, что исследования, посвященные проблемам корректирующего контроля [50, 70, 71], не освещают влияния данного вида контроля на повышение качества обучения в вузе, а также не предлагают современных технологий контроля и оценивания знаний и умений студентов, позволяющих комплексно решить данную проблему (поскольку исследуется эффективность технологий контроля применительно к качеству знаний, уровню самоконтроля, уровню обученности).
Таким образом, мы считаем целесообразным говорить о сложившихся противоречиях в теории и практике педагогической науки: между необходимостью повышать качество обучения и недостаточной изученностью направлений его повышения применительно к отдельным компонентам педагогического процесса в целом и корректирующего контроля в частности, между потребностью в технологии корректирующего контроля, способствующей повышению качества обучения и отсутствием такой технологии в практике вузовского обучения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Анализ психолого-педагогической литературы по проблемам контроля показал, что контроль как компонент процесса обучения неоправданно считается одним из наиболее изученных вопросов в современной дидактике. Однако, к на-стоящему времени в педагогической науке все еще не сложилось четкой классификации методов, форм и средств контроля. Более того, указанные понятия неоднозначны по своему толкованию в психолого-педагогической литературе.
Как показали результаты анкетирования преподавателей и студентов, а так же анализ психолого-педагогической литературы, посвященной этой проблеме, в современной педагогической теории и практике обучения в вузе сложилось понимание контроля как информационно-констатирующего и диагностико-обучающего взаимодействия преподавателя и студента. Вместе с тем, современное понимание педагогического процесса как субъект-субъектного взаимодействия всех его участников предполагает осуществление такого контроля, компонентом которого также является рефлексивное взаимодействие преподавателя и студента. Обучаемый становится активным субъектом контроля, а преподаватель создает все условия не только для качественного внешнего контроля, но и для самоконтроля и оценивания студентами собственной учебной деятельности, что способствует созданию полноценной обучающей среды и формированию у студентов навыков самообразовательной деятельности.
В то же время к контролю как неотъемлемому компоненту педагогического процесса предъявляются жесткие требования качества. Обеспечение качества предполагает, в первую очередь, полноценную реализацию обучающей, воспитывающей и развивающей функций контроля. В этой связи особую значимость приобретает корректирующий контроль, наиболее полно реализующий указанные функции. Корректирующий контроль представляет собой целенаправленное информационно-констатирующее, диагностико-обучающее и рефлексивное взаимодействие субъектов учебного процесса, основанное на полноценной реализации обучающей, воспитывающей и развивающей функций контроля и ориентированное на установление соответствия процесса и результатов обучения Государственному образовательному стандарту, на совершенствование учебно-воспитательного процесса и формирование устойчивых навыков самоанализа и самоконтроля учебной деятельности.



1. Абдуллина О.А. Мониторинг качества подготовки учителей //Преподаватель. - 1998. - № 3. - С. 21-22.
2. Абросимова Л.М. Методика обучения английскому языку в неязыковом вузе на начальном этапе (переходно-подготовительный курс): Автореф. дисс... канд. пед. наук. - М., 1980. - 21 с.
3. Аванесов В.С. Основы научной организации контроля в высшей школе. - М.: МИСиС, 1989. - 167 с.
4. Аванесов В. С., Гетманенко Г.Е. Методические принципы композиции тестовых заданий: Учеб. пособие для преподавателей гуманитарных дисциплин. - М., 1996. - 52 с.
5. Айнштейн В. Экзаменуемые и экзаменаторы //Высшее образование в России. - 1999. - № 3. -С. 34-42.
6. Аксенов А. А. Педагогические условия реализации личностно-ориентированного подхода к оценке учащихся младших классов: Дисс.канд. пед. наук. - Коломна, 2002. - 203 с.
7. Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников: Экспериментально-педагогическое исследование - М.: Педагогика, 1984. - 296 с.
8. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды /Под ред.
А.А.Бодалева и др. - В 2-х т. - М.: Педагогика, 1980. - 288 с.
9. Андреев В.И. Проблемы педагогического мониторинга качества образования // Вестник Российской академии образования. - 2001. - № 1.
- С. 35 - 42.
10. Андреева Л.А. Дидактические игры как средство развития профессионально-значимых качеств будущего специалиста: Дисс. канд. пед. наук. - Орел, 1999. - 228 с.
11. Анищенко В.Г., Лейкина О.Ю., Фокин Ю.Г. Пути совершенствования оценивания учебной деятельности студентов высшей школы /Под ред. Ю.Г.Фокина. - М., 1994. - 40 с.
149

12. Анякина О.В. Дидактические особенности контроля учебной успеваемости в период адаптации студентов к учебному процессу при изучении графических дисциплин: Автореф. дисс... канд. пед. наук. - М., 2000. - 17 с.
13. Архангельский С.И. Лекции по теории обучения в высшей школе. - М.: Высшая школа, 1974. - 384 с.
14. Бабаскин В.С., Коржуев А.В., Самойленко П.И. Фрагменты дидактики высшей школы: теория, методология, практика. Пособие для начинающего аспиранта, преподавателя, слушателя ФПК, преподавателей вузов /Под ред. А.В.Коржуева. - М.: Янус-К, 2000. - 144 с.
15. Байрамова Ж.А. Тестовый контроль знаний как средство активизации учебной деятельности студентов: Дисс.канд. пед. наук: 13.00.01. - Махачкала, 1999. - 170 с.
16. Барынкина И.В. Педагогические условия развития способностей школьников к изучению иностранных языков на начальном этапе обучения (на материале английского языка): Дисс. канд. пед. наук. - Брянск, 1999. - 188 с.
17. Беляева А.С. Методика построения аудиторных занятий по иностранному языку в неязыковом вузе (с учетом преемственности со школой): Автореф. дисс. канд. пед. наук. - М., 1983. - 18 с.
18. Берман И.М. Методика обучения английскому языку в неязыковых вузах. - М.: Высшая школа, 1970. - 230 с.
19. Беспалько В.П. Мониторинг качества обучения - средство управления образованием //Мир образования. - 1996. - № 2. - С.31-36.
20. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. - М., 1995. - 336 с.
21. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: Педагогика, 1989. - 192 с.
22. Беспалько В.П., Татур Ю.Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. - М.: Высшая школа, 1989. - 144 с.
150

23. Бим И.Л. Общая методика обучения иностранному языку. - М.: Русский язык, 1991. - 357 с.
24. Бордовский Т.А., Нестеров А.А., Трапицын С.Ю. Управление качеством образовательного процесса: Монография. - СПб: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2001. - 359 с.
25. Бугаков П.Г. Воспитание организованности в процессе профессиональной подготовки учителя: Дисс...канд. пед. наук. - Липецк, 1994. - 165 с.
26. Булатова Д.В. Теоретические основы курса обучения иностранному языку в неязыковом вузе: Дисс... докт. пед. наук. - М., 1999. - 521 с.
27. Буслова С.К. Вопросы учащихся как средство повышения качества знаний: Дисс. канд. пед.. наук: - Л, 1979. - 216 с.
28. Бухарова Г.Д. Дидактический эксперимент: цели, задачи и методика проведения: Учебное пособие. - Екатеринбург, 1995. - 38 с.
29. Вендровская Р.Б. Тесты в американской системе образования //Педагогика. - 2000. - № 2. - С.96-102.
30. Вишнякова С.М. Профессиональное образование. Словарь. - М.: Новь, 1999. - 535 с.
31. Вопросы контроля обученности учащихся иностранному языку: Метод. пособие /Под ред. А.А.Миролюбова. - Обнинск: Титул, 1999.-112 с.
32. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: Педагогика, 1991. - 497 с.
33. Вяткин Л.Г., Капичникова О.Б., Дружкин А.В. Основы педагогики высшей школы: Учебное пособие. - Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1997. - 128 с.
34. Вяткин Л.Г., Капичникова О.Б., Дружкин А.В. Основы педагогики высшей школы: Учебное пособие. - Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1997. - 104 с.
35. Галагузова Ю.Н., Штинова Г.Н. Азбука студента. - М.: ВЛАДОС, 2000.
- 54 с.
151

36. Галицких Е. Экзамен в педагогическом университете //Высшее образование в России. - 1999. - № 2. - С.82-86.
37. Гальперин П.Я. Введение в психологию. - М.: МГУ, 1976. - 150 с.
38. Гальперин П.Я. Психолого-педагогические проблемы программированного обучения на современном этапе. - М.: МГУ, 1966.
- 39 с.
39. Гершунский Б.С. Философия образования для века (В поисках практико-ориентированной концепции)/РАО, Институт теории образования и педагогики. - М.: Совершенство, 1998. - 608 с.
40. Гильманов Р.А. Проблемы дидактометрии трудности учебных упражнений. - Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1989. - 182 с.
41. Гипаева Х.А. Педагогические основы адаптации зарубежного опыта преподавания английского языка как иностранного в неязыковом вузе: Дисс.канд. пед. наук. - Владикавказ, 2000. - 214 с.
42. Гладкая И.В. Особенности контроля уровня достижений учащихся в системе развивающего обучения: Дисс.канд. пед. наук. - СПб., 1996. - 211 с.
43. Горбатов Д.С. Критериально-ориентированное тестирование как средство диагностики учебных достижений школьников: Дисс... канд. пед. наук. - Воронеж, 1996. - 186 с.
44. Горностаева И.Н. Формирование профессионально-значимых качеств личности будущих менеджеров: Дисс. канд. пед. наук. - Брянск, 2002. - 244 с.
45. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Издание официальное. - М.: Государственный комитет Российской Федерации по высшему образованию, 1995. - 383 с.
46. Гулюкина Н.А. Диагностические и корректирующие возможности тестового контроля на этапе «школа-вуз» //Тезисы всероссийской научно-методической конференции /Под общ. ред. А.С.Вострикова. - Новосибирск: Изд-во НГТУ, 1998. - Ч. I,II,III. - 219 с.
152

47. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психология высшей школы: Учебное пособие для вузов. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - Минск: Изд-во БГУ, 1981. - 383 с.
48. Ежова В.Н. Технологические подходы к управлению качеством образования //Инновационный опыт работы учителя - условие личностного роста учащегося: Сб. статей /Под ред. Л.Г.Косолаповой. - Пермь, 1999. - С.6-23.
49. Есипович К.Б. Основы управления процессом обучения иностранным языкам в средней школе. - М.: МГПИ им. В.И. Ленина, 1983. - 102 с.
50. Ефимов В.Н. Дидактические основы построения системы контроля на аудиторных занятиях в вузе: Дисс. канд. пед. наук. - Москва, 1983. - 187 с.
51. Загвязинский В.И. Теория обучения: современная интерпретация: Учеб. пособие для студентов выс. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 192 с.
52. Занина Л. Проверка знаний или поиск истины? //Высшее образование в России. - 1999. - № 2. - С.93-96.
53. Захарова Л.М. Дифференциация самостоятельной работы как фактор повышения качества знаний младших школьников: Дисс... канд. пед. наук. -Л., 1986. - 190 с.
54. Зеер Э.Ф. Психология личностно-ориентированного профессионального образования. - Екатеринбург: Изд-во Уральского гос. проф-пед. ун-та, 2000. - 258 с.
55. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. - Изд. 2¬е, доп., испр. и перераб. - М.: Логос, 2001. - 384 с.
56. Зиновкина М. Креативная технология образования. //Высшее образование в России. - 1999. - № 3. - С.101-104.
57. Ильина Т.А. Структурно-системный подход к организации обучения. Вып. 1-3. - М.: Знание, 1972-1973.
58. Иноземцева В.Е. Подготовка педагогических кадров в вузах России// Педагогика. - 2000. - № 6. - С.57-64.
153

59. Иошанов М.А. Школьная оценка: старые проблемы и новые перспективы //Педагогика. - 2000. - № 10. - С.95-102.
60. Карева Д.Ф. Качество знаний при обучении. - Хабаровск: Изд-во ХГПУ, 1996. - 26 с.
61. Качалко В.Б. Методы психолого-педагогических исследований с применением математической статистики. - Мозырь: МГПИ им. Н.К.Крупской, 2002. - 107 с.
62. Качество знаний учащихся и пути его совершенствования /Под ред. М.Н.Скаткина, В.В.Краевского. - М.: Педагогика, 1978. - 208 с.
63. Кваша Б.Ф., Трофимов А.Б. Информационные педагогические технологии. - СПб., 1997. - 140 с.
64. Количественные методы в исторических исследованиях: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «История» /И.М.Гарскова, Т.Ф.Изместьева, Л.В.Милов и др. /Под ред. И.Д.Ковальченко. - М.: Высшая школа, 1984. - 384 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ