АДАПТИВНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ И ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ СТАТУС СТУДЕНТОВ ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА
|
Введение 3
Глава 1. Обзор литературы по теме исследования 7
1.1. Особенности роста и развития студентов юношеского
возраста 7
1.2. Изменения в функциональных системах организма при
формировании адаптивных возможностей 23
1.3. Адаптация системы кровообращения к физическим
нагрузкам 35
1.4. Функциональное состояние дыхательной системы 45
Глава 2. Материалы и методы исследования 57
Глава 3. Полученные результаты и их обсуждения 62
3.1. Возрастная динамика физического состояния студентов по
данным соматометрии 62
3.2. Адаптивные изменения сердечно-сосудистой системы 64
3.3. Адаптивные изменения дыхательной системы 65
3.4. Оценка функционального состояния организма 66
Выводы 70
Список использованных источников 71
Глава 1. Обзор литературы по теме исследования 7
1.1. Особенности роста и развития студентов юношеского
возраста 7
1.2. Изменения в функциональных системах организма при
формировании адаптивных возможностей 23
1.3. Адаптация системы кровообращения к физическим
нагрузкам 35
1.4. Функциональное состояние дыхательной системы 45
Глава 2. Материалы и методы исследования 57
Глава 3. Полученные результаты и их обсуждения 62
3.1. Возрастная динамика физического состояния студентов по
данным соматометрии 62
3.2. Адаптивные изменения сердечно-сосудистой системы 64
3.3. Адаптивные изменения дыхательной системы 65
3.4. Оценка функционального состояния организма 66
Выводы 70
Список использованных источников 71
Обучение в высшем учебном заведении в современных условиях сопровождается интенсификацией учебного процесса, действием качественно различных информационных потоков, что требует от студента максимальной мобилизации умственных и физических возможностей. В высших учебных заведениях, на студентов влияет множество факторов, в том числе эмоционально-информационных. На первых курсах обучения повышен эмоциональный компонент информации за счет неадаптированности студентов к новой образовательной среде. У студентов адаптация происходит за счет перегрузок компенсаторно-приспособительных систем организма, в том числе во время учебного процесса, представляет собой сложный, многоступенчатый социально-психологический процесс. В период учебной нагрузки происходят адаптационные перемены в функциональном состоянии основных регуляторных систем (центральной нервной системе, сосудистой и дыхательной системе) [Абишева, 2011].
Во время учебного процесса, в разные его периоды, обучение студентов происходит за счет интенсивности действия эмоционально-информационных факторов. Обучение в течение семестра характеризуется равномерным распределением учебной нагрузки. Отношения студент- преподаватель, в особенности во время экзаменов - это период повышенной эмоционально-информационной нагрузки, взаимодействующий с субъективными факторами. Поэтому является актуальным изучение действия этих факторов на функциональное состояние основных регуляторных систем студентов, как в обычные учебные дни, так и в период ожидания экзамена и после него [Горькавая, 2009].
Многочисленные исследования посвящены изучению динамики работоспособности и функционального состояния физиологических систем организма у студентов. В работах многих авторов проведены исследования физиологических показателей в течение учебной недели, семестра и учебного года. В данных работах в течении года, при выполнении учебной деятельности изучалась зависимость между состоянием физиологических функций и работоспособностью студентов. При изучении динамики работоспособности студентов выявлена повышенная продуктивность на лекционных занятиях, чем на практических и лабораторных. Скорее всего, это связано с информационной сложностью изучаемого предмета и более сильным мобилизующим влиянием учебных занятий. Выявлено, что дееспособность студентов в полной мере зависит от дневной ритмики физиологических функций, смены одного вида учебной деятельности другим, степени тяжести и загруженности учебного процесса [Мищенко, 2010].
Исследование показателей функционального состояния дыхательной системы говорят о дневной периодичности функциональных состояний напряжения и расслабления кардио-респираторных систем, обусловленных ведущим влиянием корково-подкорковых структур мозга [Рослякова, 2013].
В настоящее время психоэмоциональный стресс играет важную роль в генезе ряда заболеваний сердечно-сосудистой и респираторной систем особенности в молодом возрасте. Эмоционально-стрессовые состояния в период экзаменов приводят к существенным изменениям показателей работы сердца, системы кровообращения и дыхания [Гумарова, 2012].
Адаптационный процесс к студенческим условиям жизни и быта невозможно считать легким, так как он требует организации рационального двигательного режима, приводящего к увеличению многофункциональных запасов организма, что работает для учащихся младших курсов, основой для формирования функциональной и конструктивной учебы.
Защита здоровья студентов должна рассматриваться как часть общей системы учебно-воспитательной работы в институте. Каждый вид учебной деятельности студентов требует от них адекватной мобилизации психологических и физиологических резервов организма, оперативного изменения уровня напряжения адаптационных механизмов. Соответственно поэтому, быстрое получение результатов об функциональном состоянии организма студентов, занимающихся конкретным видом учебной деятельности, имеет определенное значение для оптимизации управления учебным процессом и организации профилактических мер неадаптированности [Судаков, 2009].
В юношеском возрасте наблюдаются изменения в функционировании организма, а также половые и индивидуальные различия. В этом возрасте замедляются рост тела в длину и увеличение его размеров в ширину, а также прирост в массе. Максимальные различия в размерах и формах тела, между юношами и девушками, достигают в этом возрасте максимума. Юноши перегоняют девушек в росте и массе тела. Юноши (в среднем) выше девушек на 11-13 см и тяжелее на 6-8 кг. По отношению к массе всего тела, мышечная масса больше на 14%, а масса подкожной жировой ткани меньше на 10%, чем у девушек. У юношей руки и ноги длиннее, а туловище немного короче, чем у девушек [Амосов, 1975].
Юношеский возраст характеризуется интенсивными
морфофункциональными и психофизиологическими перестройками организма. Он сопровождается значительным напряжением функциональных систем организма. В связи с этим, особый интерес для изучения адаптационных особенностей функционирования организма представляет студенческая молодежь. Годы студенчества совпадают с периодом возрастной физиологической перестройки организма и адаптацией к комплексу новых факторов. Это определило актуальность темы исследования.
Цель дипломного исследования: изучить особенности развития дыхательной и сердечно-сосудистой систем, и оценить их адаптационный статус у 18-21-летних студентов.
Задачи исследования:
1) определить уровень физического развития юношей и девушек по показателям соматометрии и динамометрии;
2) оценить степень физической работоспособности студентов по показателям выполнения степ-теста (методика PWC 170 и косвенный расчет МПК);
3) выявить особенности текущего функционального состояния дыхательной и кровеносной систем;
4) оценить адаптивные изменения сердечно-сосудистой и дыхательной систем при физических нагрузках.
Объект исследования. Исследование выполнено в НИУ «БелГУ» г.Белгорода. В нем добровольно участвовали студенты - 55 юношей и 65 девушек.
Предмет исследования - соматометрические и физиометрические показатели уровня физического развития, адаптация к физическим нагрузкам, физическое развитие.
Теоретико-методической основой для выполнения магистерской диссертации являются научные исследования по изучению теории процессов роста и развития, возрастных и адаптационных особенностей физического развития, особенностей его возрастных и половых аспектов, механизмов физиологической адаптации (Н.А. Амосов, 1975; Р.М. Баевский, 1979; В.П. Казначаев, 1986; А.П. Берсенева, 1991; Н.А. Агаджаняна, 1998; Куинджи Н.Н., 2001; Бароненко В.А., Раппопорт Л.А., 2006; и др.).
Магистерская работа состоит из введения, трёх глав, выводов, списка использованных источников. Работа включает в себя 5 таблиц и 5 рисунков.
Во время учебного процесса, в разные его периоды, обучение студентов происходит за счет интенсивности действия эмоционально-информационных факторов. Обучение в течение семестра характеризуется равномерным распределением учебной нагрузки. Отношения студент- преподаватель, в особенности во время экзаменов - это период повышенной эмоционально-информационной нагрузки, взаимодействующий с субъективными факторами. Поэтому является актуальным изучение действия этих факторов на функциональное состояние основных регуляторных систем студентов, как в обычные учебные дни, так и в период ожидания экзамена и после него [Горькавая, 2009].
Многочисленные исследования посвящены изучению динамики работоспособности и функционального состояния физиологических систем организма у студентов. В работах многих авторов проведены исследования физиологических показателей в течение учебной недели, семестра и учебного года. В данных работах в течении года, при выполнении учебной деятельности изучалась зависимость между состоянием физиологических функций и работоспособностью студентов. При изучении динамики работоспособности студентов выявлена повышенная продуктивность на лекционных занятиях, чем на практических и лабораторных. Скорее всего, это связано с информационной сложностью изучаемого предмета и более сильным мобилизующим влиянием учебных занятий. Выявлено, что дееспособность студентов в полной мере зависит от дневной ритмики физиологических функций, смены одного вида учебной деятельности другим, степени тяжести и загруженности учебного процесса [Мищенко, 2010].
Исследование показателей функционального состояния дыхательной системы говорят о дневной периодичности функциональных состояний напряжения и расслабления кардио-респираторных систем, обусловленных ведущим влиянием корково-подкорковых структур мозга [Рослякова, 2013].
В настоящее время психоэмоциональный стресс играет важную роль в генезе ряда заболеваний сердечно-сосудистой и респираторной систем особенности в молодом возрасте. Эмоционально-стрессовые состояния в период экзаменов приводят к существенным изменениям показателей работы сердца, системы кровообращения и дыхания [Гумарова, 2012].
Адаптационный процесс к студенческим условиям жизни и быта невозможно считать легким, так как он требует организации рационального двигательного режима, приводящего к увеличению многофункциональных запасов организма, что работает для учащихся младших курсов, основой для формирования функциональной и конструктивной учебы.
Защита здоровья студентов должна рассматриваться как часть общей системы учебно-воспитательной работы в институте. Каждый вид учебной деятельности студентов требует от них адекватной мобилизации психологических и физиологических резервов организма, оперативного изменения уровня напряжения адаптационных механизмов. Соответственно поэтому, быстрое получение результатов об функциональном состоянии организма студентов, занимающихся конкретным видом учебной деятельности, имеет определенное значение для оптимизации управления учебным процессом и организации профилактических мер неадаптированности [Судаков, 2009].
В юношеском возрасте наблюдаются изменения в функционировании организма, а также половые и индивидуальные различия. В этом возрасте замедляются рост тела в длину и увеличение его размеров в ширину, а также прирост в массе. Максимальные различия в размерах и формах тела, между юношами и девушками, достигают в этом возрасте максимума. Юноши перегоняют девушек в росте и массе тела. Юноши (в среднем) выше девушек на 11-13 см и тяжелее на 6-8 кг. По отношению к массе всего тела, мышечная масса больше на 14%, а масса подкожной жировой ткани меньше на 10%, чем у девушек. У юношей руки и ноги длиннее, а туловище немного короче, чем у девушек [Амосов, 1975].
Юношеский возраст характеризуется интенсивными
морфофункциональными и психофизиологическими перестройками организма. Он сопровождается значительным напряжением функциональных систем организма. В связи с этим, особый интерес для изучения адаптационных особенностей функционирования организма представляет студенческая молодежь. Годы студенчества совпадают с периодом возрастной физиологической перестройки организма и адаптацией к комплексу новых факторов. Это определило актуальность темы исследования.
Цель дипломного исследования: изучить особенности развития дыхательной и сердечно-сосудистой систем, и оценить их адаптационный статус у 18-21-летних студентов.
Задачи исследования:
1) определить уровень физического развития юношей и девушек по показателям соматометрии и динамометрии;
2) оценить степень физической работоспособности студентов по показателям выполнения степ-теста (методика PWC 170 и косвенный расчет МПК);
3) выявить особенности текущего функционального состояния дыхательной и кровеносной систем;
4) оценить адаптивные изменения сердечно-сосудистой и дыхательной систем при физических нагрузках.
Объект исследования. Исследование выполнено в НИУ «БелГУ» г.Белгорода. В нем добровольно участвовали студенты - 55 юношей и 65 девушек.
Предмет исследования - соматометрические и физиометрические показатели уровня физического развития, адаптация к физическим нагрузкам, физическое развитие.
Теоретико-методической основой для выполнения магистерской диссертации являются научные исследования по изучению теории процессов роста и развития, возрастных и адаптационных особенностей физического развития, особенностей его возрастных и половых аспектов, механизмов физиологической адаптации (Н.А. Амосов, 1975; Р.М. Баевский, 1979; В.П. Казначаев, 1986; А.П. Берсенева, 1991; Н.А. Агаджаняна, 1998; Куинджи Н.Н., 2001; Бароненко В.А., Раппопорт Л.А., 2006; и др.).
Магистерская работа состоит из введения, трёх глав, выводов, списка использованных источников. Работа включает в себя 5 таблиц и 5 рисунков.
1. Для юношей и девушек обоих курсов по средним значениям параметрам соматометрии характерны гармоничные соответственно высокий и выше среднего уровни физического развития и соматического здоровья. По индивидуальным показателям силы мышц кистей рук выявлен низкий уровень физического развития мышечного аппарата у 60% девушек обеих групп и у 40% юношей 1 курса, высокий уровень - только у 15% юношей 2 курса.
2. По результатам проведения дыхательных проб Штанге и Генчи у 50% студентов обеих возрастно-половых групп хорошие и высокие функциональные возможности дыхательной и сердечно-сосудистой систем, у остальных они ниже возрастной нормы.
3. У 60% юношей и 55% девушек обоих курсов установлены средний и более высокие уровни систолической активности сердца и тренированности его миокарда, у остальных студентов она ниже нормы. Средний уровень выносливости сердечно-сосудистой системы выявлен у 50% всех студентов, высокий - у 10 %, низкий - у 40%.
4. По пробе Кверга у студентов I и II курсов преобладает низкий и уровень адаптации к разнохарактерной физической нагрузке соответственно у 45 % и 35% юношей, у 43% и 38% девушек; удовлетворительный - у 27% и 34% юношей и 35% и 39% девушек, у остальной меньшей части студентов - хороший и очень хороший.
5. Только у 20% девушек низкие аэробные возможности и низкий уровень адаптации к физической нагрузке, у остальных студентов обеих групп отличная и хорошая физическая работоспособность.
2. По результатам проведения дыхательных проб Штанге и Генчи у 50% студентов обеих возрастно-половых групп хорошие и высокие функциональные возможности дыхательной и сердечно-сосудистой систем, у остальных они ниже возрастной нормы.
3. У 60% юношей и 55% девушек обоих курсов установлены средний и более высокие уровни систолической активности сердца и тренированности его миокарда, у остальных студентов она ниже нормы. Средний уровень выносливости сердечно-сосудистой системы выявлен у 50% всех студентов, высокий - у 10 %, низкий - у 40%.
4. По пробе Кверга у студентов I и II курсов преобладает низкий и уровень адаптации к разнохарактерной физической нагрузке соответственно у 45 % и 35% юношей, у 43% и 38% девушек; удовлетворительный - у 27% и 34% юношей и 35% и 39% девушек, у остальной меньшей части студентов - хороший и очень хороший.
5. Только у 20% девушек низкие аэробные возможности и низкий уровень адаптации к физической нагрузке, у остальных студентов обеих групп отличная и хорошая физическая работоспособность.
Подобные работы
- ПОКАЗАТЕЛИ КАРДИОРЕСПИРАТОРНОЙ СИСТЕМЫ У СТУДЕНТОВ
Дипломные работы, ВКР, анатомия. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2015 - ИССЛЕДОВАНИЕ СКЛОННОСТИ К ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ
ЗАВИСИМОСТИ И ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЮ ПСИХОАКТИВНЫХ
ВЕЩЕСТВ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4000 р. Год сдачи: 2019 - Морфофункциональные особенности организма студентов, занимающихся футболом
Магистерская диссертация, биология. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2016 - Функциональное состояние сердечно-сосудистой системы организма детей с учетом их конституциональных особенностей
Диссертация , физиология. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - ГЕМОДИНАМИЧЕСКИЕ КОРРЕЛЯТЫ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО
СОСТОЯНИЯ И ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ
Главы к дипломным работам, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 3580 р. Год сдачи: 2017 - Индивидуальное консультирование как способ повышения социально-психологической адаптации учащихся пятых классов
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4990 р. Год сдачи: 2018 - МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ УМСТВЕННОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ (19.00.01.)
Диссертации (РГБ), психология. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2008 - ВЕРХОВАЯ ЕЗДА КАК СРЕДСТВО УЛУЧШЕНИЯ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ДЕВОЧЕК 10-16 ЛЕТ
Бакалаврская работа, туризм. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - ПРЕОДОЛЕНИЕ АГРЕССИИ У ПОДРОСТКОВ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2018



