Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


АДАПТИВНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ И ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ СТАТУС СТУДЕНТОВ ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА

Работа №65669

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

биология

Объем работы77
Год сдачи2018
Стоимость5100 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
303
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Обзор литературы по теме исследования 7
1.1. Особенности роста и развития студентов юношеского
возраста 7
1.2. Изменения в функциональных системах организма при
формировании адаптивных возможностей 23
1.3. Адаптация системы кровообращения к физическим
нагрузкам 35
1.4. Функциональное состояние дыхательной системы 45
Глава 2. Материалы и методы исследования 57
Глава 3. Полученные результаты и их обсуждения 62
3.1. Возрастная динамика физического состояния студентов по
данным соматометрии 62
3.2. Адаптивные изменения сердечно-сосудистой системы 64
3.3. Адаптивные изменения дыхательной системы 65
3.4. Оценка функционального состояния организма 66
Выводы 70
Список использованных источников 71


Обучение в высшем учебном заведении в современных условиях сопровождается интенсификацией учебного процесса, действием качественно различных информационных потоков, что требует от студента максимальной мобилизации умственных и физических возможностей. В высших учебных заведениях, на студентов влияет множество факторов, в том числе эмоционально-информационных. На первых курсах обучения повышен эмоциональный компонент информации за счет неадаптированности студентов к новой образовательной среде. У студентов адаптация происходит за счет перегрузок компенсаторно-приспособительных систем организма, в том числе во время учебного процесса, представляет собой сложный, многоступенчатый социально-психологический процесс. В период учебной нагрузки происходят адаптационные перемены в функциональном состоянии основных регуляторных систем (центральной нервной системе, сосудистой и дыхательной системе) [Абишева, 2011].
Во время учебного процесса, в разные его периоды, обучение студентов происходит за счет интенсивности действия эмоционально-информационных факторов. Обучение в течение семестра характеризуется равномерным распределением учебной нагрузки. Отношения студент- преподаватель, в особенности во время экзаменов - это период повышенной эмоционально-информационной нагрузки, взаимодействующий с субъективными факторами. Поэтому является актуальным изучение действия этих факторов на функциональное состояние основных регуляторных систем студентов, как в обычные учебные дни, так и в период ожидания экзамена и после него [Горькавая, 2009].
Многочисленные исследования посвящены изучению динамики работоспособности и функционального состояния физиологических систем организма у студентов. В работах многих авторов проведены исследования физиологических показателей в течение учебной недели, семестра и учебного года. В данных работах в течении года, при выполнении учебной деятельности изучалась зависимость между состоянием физиологических функций и работоспособностью студентов. При изучении динамики работоспособности студентов выявлена повышенная продуктивность на лекционных занятиях, чем на практических и лабораторных. Скорее всего, это связано с информационной сложностью изучаемого предмета и более сильным мобилизующим влиянием учебных занятий. Выявлено, что дееспособность студентов в полной мере зависит от дневной ритмики физиологических функций, смены одного вида учебной деятельности другим, степени тяжести и загруженности учебного процесса [Мищенко, 2010].
Исследование показателей функционального состояния дыхательной системы говорят о дневной периодичности функциональных состояний напряжения и расслабления кардио-респираторных систем, обусловленных ведущим влиянием корково-подкорковых структур мозга [Рослякова, 2013].
В настоящее время психоэмоциональный стресс играет важную роль в генезе ряда заболеваний сердечно-сосудистой и респираторной систем особенности в молодом возрасте. Эмоционально-стрессовые состояния в период экзаменов приводят к существенным изменениям показателей работы сердца, системы кровообращения и дыхания [Гумарова, 2012].
Адаптационный процесс к студенческим условиям жизни и быта невозможно считать легким, так как он требует организации рационального двигательного режима, приводящего к увеличению многофункциональных запасов организма, что работает для учащихся младших курсов, основой для формирования функциональной и конструктивной учебы.
Защита здоровья студентов должна рассматриваться как часть общей системы учебно-воспитательной работы в институте. Каждый вид учебной деятельности студентов требует от них адекватной мобилизации психологических и физиологических резервов организма, оперативного изменения уровня напряжения адаптационных механизмов. Соответственно поэтому, быстрое получение результатов об функциональном состоянии организма студентов, занимающихся конкретным видом учебной деятельности, имеет определенное значение для оптимизации управления учебным процессом и организации профилактических мер неадаптированности [Судаков, 2009].
В юношеском возрасте наблюдаются изменения в функционировании организма, а также половые и индивидуальные различия. В этом возрасте замедляются рост тела в длину и увеличение его размеров в ширину, а также прирост в массе. Максимальные различия в размерах и формах тела, между юношами и девушками, достигают в этом возрасте максимума. Юноши перегоняют девушек в росте и массе тела. Юноши (в среднем) выше девушек на 11-13 см и тяжелее на 6-8 кг. По отношению к массе всего тела, мышечная масса больше на 14%, а масса подкожной жировой ткани меньше на 10%, чем у девушек. У юношей руки и ноги длиннее, а туловище немного короче, чем у девушек [Амосов, 1975].
Юношеский возраст характеризуется интенсивными
морфофункциональными и психофизиологическими перестройками организма. Он сопровождается значительным напряжением функциональных систем организма. В связи с этим, особый интерес для изучения адаптационных особенностей функционирования организма представляет студенческая молодежь. Годы студенчества совпадают с периодом возрастной физиологической перестройки организма и адаптацией к комплексу новых факторов. Это определило актуальность темы исследования.
Цель дипломного исследования: изучить особенности развития дыхательной и сердечно-сосудистой систем, и оценить их адаптационный статус у 18-21-летних студентов.
Задачи исследования:
1) определить уровень физического развития юношей и девушек по показателям соматометрии и динамометрии;
2) оценить степень физической работоспособности студентов по показателям выполнения степ-теста (методика PWC 170 и косвенный расчет МПК);
3) выявить особенности текущего функционального состояния дыхательной и кровеносной систем;
4) оценить адаптивные изменения сердечно-сосудистой и дыхательной систем при физических нагрузках.
Объект исследования. Исследование выполнено в НИУ «БелГУ» г.Белгорода. В нем добровольно участвовали студенты - 55 юношей и 65 девушек.
Предмет исследования - соматометрические и физиометрические показатели уровня физического развития, адаптация к физическим нагрузкам, физическое развитие.
Теоретико-методической основой для выполнения магистерской диссертации являются научные исследования по изучению теории процессов роста и развития, возрастных и адаптационных особенностей физического развития, особенностей его возрастных и половых аспектов, механизмов физиологической адаптации (Н.А. Амосов, 1975; Р.М. Баевский, 1979; В.П. Казначаев, 1986; А.П. Берсенева, 1991; Н.А. Агаджаняна, 1998; Куинджи Н.Н., 2001; Бароненко В.А., Раппопорт Л.А., 2006; и др.).
Магистерская работа состоит из введения, трёх глав, выводов, списка использованных источников. Работа включает в себя 5 таблиц и 5 рисунков.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


1. Для юношей и девушек обоих курсов по средним значениям параметрам соматометрии характерны гармоничные соответственно высокий и выше среднего уровни физического развития и соматического здоровья. По индивидуальным показателям силы мышц кистей рук выявлен низкий уровень физического развития мышечного аппарата у 60% девушек обеих групп и у 40% юношей 1 курса, высокий уровень - только у 15% юношей 2 курса.
2. По результатам проведения дыхательных проб Штанге и Генчи у 50% студентов обеих возрастно-половых групп хорошие и высокие функциональные возможности дыхательной и сердечно-сосудистой систем, у остальных они ниже возрастной нормы.
3. У 60% юношей и 55% девушек обоих курсов установлены средний и более высокие уровни систолической активности сердца и тренированности его миокарда, у остальных студентов она ниже нормы. Средний уровень выносливости сердечно-сосудистой системы выявлен у 50% всех студентов, высокий - у 10 %, низкий - у 40%.
4. По пробе Кверга у студентов I и II курсов преобладает низкий и уровень адаптации к разнохарактерной физической нагрузке соответственно у 45 % и 35% юношей, у 43% и 38% девушек; удовлетворительный - у 27% и 34% юношей и 35% и 39% девушек, у остальной меньшей части студентов - хороший и очень хороший.
5. Только у 20% девушек низкие аэробные возможности и низкий уровень адаптации к физической нагрузке, у остальных студентов обеих групп отличная и хорошая физическая работоспособность.



1. Абишева З. С. Сравнительный анализ адаптивных возможностей студентов различных вузов в процессе учебы // Европейская наука 21 века; материалы XII Международной научно-практической конференции. Варшава. 2011. С. 22-24.
2. Абишева З. С., Рослякова Е. М., Хасенова Х. Х. Сравнительный анализ адаптивных возможностей студентов различных вузов г. Алматы в процессе учебы // Европейская наука 21 века: м-лы Х11 Междун. научн.- практ. конф. Варшава. 2011. С. 22-24.
3. Агаджанян H. A. Резервы нашего организма. М.: Знание. 1990. 239 с.
4. Агаджанян H. A., Ермакова Н. В. Экологический портрет человека на Севере. М.: Круг. 1997. 207 с.
5. Агаджанян H. A. Экология человека и проблемы здоровья // Вестник АМН СССР. 1989. № 3. С. 68-72.
6. Агаджанян Н. А. Физиология человека. М.: ЮТА. 1986. 486 с.
7. Агаджанян Н. А., Циркин В. И., Чеснокова С. А. Физиология человека. С.Пб.: Сотис. 1998. 527с.
8. Антонова Л. Т. О проблеме оценке состояния здоровья детей и подростков в гигиенических исследованиях // Гигиена и санитария. 2010. №
6. С. 22-28.
9. Антропова М. В. Физиология развития ребенка / под ред. Безруких М. М., Фарбер Д. А. М., 2000. С. 259-273.
10. Анфиногенова О. И. Особенности адаптации студентов- первокурсников к условиям обучения в университете // Альманах «Новые исследования». 2011. № 1 (26). С. 55-59.
11. Артеменко А. А. Концепция оптимизации функционального состояния и повышения адаптационных возможностей человека. Череповец, 2015. 368 с.
12. Атрощенко Г. Н., Сахаров И. Н. Влияние занятий по физкультуре на сердечно-сосудистую и дыхательную систему студентов // Гигиена и санитария. 2010. № 1. С. 41-42.
13. Бароненко В. А., Рапопорт Л. А. Здоровье и физическая культура студента. 2015. С. 31-35.
14. Батенкова И. В., Токарева Л. В. Особенности вариабельности сердечного ритма у студенток заочной формы обучения в период сессии // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2014. Т. 16, № 5 (1). С. 623-625.
15. Батоцыренова Т. Е. Эколого-физиологические и этнические особенности адаптационных реакций организма студентов из различных природно-климатических регионов: Автореф. дис. докт. Биол. наук. М., 2007. 34 с.
16. Безруких М. М. Регуляция хронотропной функции сердца у школьников 1-4 классов в процессе учебных занятий // Возрастные особенности физиологических систем детей и подростков. М., 1981. С. 58-62.
17. Березин Ф. Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. Л.: Наука. 1980. С. 269-270.
18. Беренштейн Г. Ф., Нурбаева М. Н. Состояние системы кровообращения учащихся старших классов общеобразовательной школы в процессе учебной деятельности // Гигиена и санитария. 1988. № 9. С. 80-81.
19. Блок В. А. Уровни бодрствования и внимание // Экспериментальная психология. М.: Прогресс. 2010. Вып. 3. С. 7-146.
20. Васильева В. В. Сосудистые реакции у спортсменов. М.: Наука. 1971. 152 с.
21. Васильева В. Е. Проблемы спортивной кардиологии. М.: Наука. 1970. 270 с.
22. Волков В. Ю. Организация и контроль в реабилитации здоровья студентов. Учеб. пособие / СПб.: Наука. 2010. С 23.
23. Геворкян Э. С. Гигиена и санитария. М. 2008. № 3. С. 56-59.
24. Гончарук Е. И. Общая гигиена: пропедевтика гигиены: учебник для иностранных студентов. под ред. Гончарука Е. И. 2-е изд., перераб. и доп. Киев. 2009. 561 с.
25. Горькавая А. Ю. Показатели физиологического развития и адаптации сердечно-сосудистой системы студентов медуниверситета во Владивостоке // Гигиена и санитария. 2009. №1. С. 58-60.
26. Гумарова Л. Ж. Хроноструктура суточной динамики ЧСС студентов при экзаменационном стрессе в разные сезоны года // Consilium. 2010. №5. С. 62-65.
27. Гумарова Л. Ж. Хроноструктура суточной динамики ЧСС студентов при экзаменационном стрессе в разные сезоны года // Consilium. 2010. № 5. С. 62-65.
28. Гуминский А. А. Руководство к лабораторным занятиям по общей и возрастной физиологии. М.: Просвещение. 1990. 239 с.
29. Гуревич К. М. Психологическая диагностика // Учебное пособие. М.: Мир. 1997. 452 с.
30. Данилова Н. Н. Функциональные состояния: механизмы и диагностика. М: МГУ. 2010. 287 с.
31. Дембо А Г. Спортивная медицина. Общая патология, врачебный контроль с основами частной патологии: учебник для студентов институтов физической культуры. М., Физкультура и спорт, 2010. 87 с.
32. Демченко В. И., Лукьянов А.В., Кудренко С. К. Справочник врача детского оздоровительного лагеря. Ростов н/Д.: Феникс. 2007. 138 с.
33. Дубровский В. И. Спортивная медицина. М.: Гуманит. изд-во центр. ВЛАДОС. 1998. 480 с.
34. Егорышева И. В. Русское общество охранения народного здравия // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2010. № 6. С. 56-57.
35. Жетписбаева Г. Д., Абишева З. С., Айхожаева М. Т., и др. Функциональное состяние кардио-респираторной системы студентов в условиях адаптации к учебному процессу // Международный журнал экспериментального образования. 2015. № 3-1. С. 27-29.
36. Залевский В. С. О Международном союзе школьной и университетской гигиены // XI между-нар. симпозиум университетской и школьной гигиены и медицины: сб. аннотаций. М., 1976. С. 144.
37. Захарина Е. А. Анализ физического здоровья студентов классического приватного университета / Е.А. Захарина // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. 2009. № 7. С. 61-64.
38. Ибн Сина Абу Али. Трактат по гигиене: устранение всякого вреда от человеческих тел путем исправления различных ошибок в режиме (перевод И. Бабахана) / Ибн Сина Абу Али; под ред. У. И. Каримова. Ташкент: «Фан». 2016. 115 с.
39. Иванов Г. Г. Традиционные и нетрадиционные методы
оздоровления детей. М.: Наука. 1996. 677 с.
40. Изуткин Д. А. Русские гигиенисты о связи образа жизни и
здоровья людей // Здравоохранение Рос. Федерации. 2010. № 10. С. 23-25.
41. Ильин Е. П. Психофизиология физического воспитания:
Деятельность и состояния. М., Просвещение. 2010. 199 с.
42. Кича Д. И. История социально-гигиенических исследований
студентов // Советское здравоохранение. 1987. № 7. С. 63-66.
43. Лаптева Е. А. Морфофункциональные перестройки организма
детей школьного возраста, их возможности при государственной итоговой аттестации к.б.н. М. 2015. 136 с.
44. Марищук В. Л. Эмоции в спортивном стрессе. СПб.: ВИФК.
2010. 38 с.
45. Михайлов В. М. Вариабельность ритма сердца: опыт
практического применения. Иваново. Иван. гос. мед. Академия. 2010. 290 с.
46. Мищенко Н. В. Анализ динамики функциональной подготовленности девушек-первокурсниц // Сб. научн.-метод. статей. Киров. 2010. С. 179-182.
47. Могендович М. Р. Гипотонические состояния. Вильнюс. 1970. 154 с.
48. Молькова А. В. Учебник школьной гигиены. 4-е изд. М.: «Медгиз». 2011. 220 с.
49. Нуштаев И. А. К истории научных медицинских обществ в Саратове // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2011. № 1. С. 56-57.
50. Парин В. В. Введение в медицинскую кибернетику / Парин В. В., Баевский Р. М. М.: Медицина. 1966. 342 с.
51. Паршина Т. О. Структурная модель социально-психологической адаптации человека. 2008. C. 100-106.
52. Паршина Т. О. Структурная модель социально-психологической адаптации человека // Социологические исследования. 2008. № 8. 101 с.
53. Погребняк Т. А., Белых Н. И. Физическое развитие и соматическое здоровье подростков, проживающих на территории радиационного загрязнения. Научный результат. Сер. «Физиология». Т.2. №1(7). 2016. С. 9.
54. Проскурякова Л. А., Лобыкина Е. Н. Здоровье населения и среда обитания. 2012. № 11. С. 14-16.
55. Роль вуза в формировании врачебных кадров и сохранении их здоровья // Медицина труда и промышленная экология. 2010. № 7. С. 17-20.
56. Рослякова Е. М. Адаптивные возможности центральной гемодинамики у студентов КазНМУ // Актуальные проблемы физиологии, биофизики и медицины: материалы Международной научно-практической конференции. Алматы. 2013. С. 15-17.
57. Рослякова Е. М., Абишева З. С., Хасенова Х. Х. Адаптивные возможности центральной гемодинамики у студентов КазНМУ // Актуальные проблемы физиологии, биофизики и медицины: м-лы Межд. научн.-практ. конф. Алматы. 2013. С. 15-17.
58. Рослякова Е. М., Байжанова Н. С., Бисерова А. Г., и др. Адаптационные возможности системы кровообращения студентов медицинского вуза // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2015. № 12-8. С. 1425-1427.
59. Смирнов В. М., Дубровский В. И. Физиология физического воспитания и спорта. М.: Изд-во ВЛАДОС - ПРЕСС. 2002. 608 с.
60. Станкевич А. В., Ахапкина А. А., Тихомирова И. А. Функциональные пробы в оценке резервных возможностей кровотока у спортсменов // Ярославский педагогический вестник. 2013. №4. Т. III. С. 190¬194.
61. Судаков К. В. Адаптивный результат в функциональных
системах организма // Успехи современной биологии. 2009. № 1. С. 3-9.
62. Судаков К. В. Адаптивный результат в функциональных
системах организма // Успехи современной биологии. 2009. Т. 129, № 1. С. 3¬9.
63. Умрюхин Е. А., Быкова Е. В., Климина Н.В. Энергообмен и вегетативные функции у студентов при учебной и экзаменационной нагрузках // Физиология человека. 1996. Т. 22, № 2. С. 108-111.
64. Фоменко Л. А. Оценка психосоматического здоровья студентов на основе математико-статистического моделирования по данным мониторинга: дисс. канд. психол.наук. СПб, 2002. 195 с.
65. Фомин Н. А. Физиология человека. М.: Просвещение. 1992. 351 с.
66. Хрипкова А. Г., Антропова М. В., Фарбер Д. А. Возрастная физиология и школьная гигиена. М.: Просвещение. 1990. 319 с.
67. Чуян Е. Н., Темурьянц М. А., Московчук О. Б., и др. Пономарева В. П. Физиологические механизмы биологических эффектов низкоинтенсивного ЭМИ КВЧ. Симферополь: ЧП «Эльиньо». 2009. 448 с.
68. Шангин А. Б. Особенности сопряжения дыхания и кровообращения у лиц молодого возраста при психоэмоциональном напряжении, вызванном экзаменационной ситуацией // Физиология человека. Т. 18. № 1. 1992. С. 117-122.
69. Ярилов С. В. Физиологические аспекты новой информационной технологии анализа биоэлектрических сигналов и принципы технической реализации. СПб. 2011. 48 с.
70. Lowenstein F. W. Some observations on the nutritional status of medical students in the Brazilian Amazon // Am. J. Clin. Nutr. 1960. Vol. 8. № 11-12. P. 870-874.
71. Mclaren D. S. Nutrition in medical school // Am. J. Clin. Nutr. 1970. Vol. 23. № 10. P. 1264-1266.
72. Pries A. R., Secomb T. W. Blood flow in microvascular networks // Handbook of physiology microcirculation / Eds.: R. F. Tuma, W. N. Duran, R. Ley. Amsterdam-Tokyo. 2008. P. 3-36.
73. Scrimshaw N. S. Protein metabolism of young men during university examinations // Am. J. Clin. Nutr. 1966. Vol. 18. № 5. P. 321-324.
74. Young E. G. A study of the nutritional requirements of Canadian college students / E.G. Young // Can. Med. Assoc. J. 1931. Vol. 24. № 3. P. 440¬442.



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ