Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Использование традиционного орнамента тюркских народов Поволжья во внеклассной работе с младшими школьниками

Работа №53490

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы70
Год сдачи2017
Стоимость4220 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
482
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
ГЛАВА I. Теоретические основы изучения традиционного орнамента тюркских народов Поволжья 8
1.1. Основные источники формирования и принципы становления
орнамента тюркских народов Поволжья 8
1.2. Приобщение младших школьников к искусству тюркских народов
Поволжья во внеклассной деятельности учителя начальных классов 29
Вывод по I главе 43
ГЛАВА II. Создание наглядных демонстрационных материалов по орнаментам тюркских народов Поволжья для младших школьников 45
2.1. Система выразительных средств и художественных приемов
искусства орнамента на занятиях во внеурочное время в общеобразовательной школе 45
2.2. Разработка наглядных демонстрационных материалов по орнаментам народов Поволжья для младших школьников (на примере орнамента чувашского и татарского народов) 53
Выводы по II главе 59
Заключение 60
Список литературы 63
Приложение

Народное искусство является неотъемлемой частью художественной культуры. Художественные изделия, имеющие практическое назначение в общественном и частном быту и художественное украшательство (декорирование) утилитарных предметов (утварь, мебель, ткани, орудия труда, средства передвижения, одежда, украшения и т.д.) отражают художественные традиции народа и сохраняют историческую память.
В народном искусстве между идеей и средствами ее воплощения находится система изображений, отражающая историю представлений человека о мире.
Орнамент - это уникальное явление в искусстве, выражающее духовную жизнь человека в его историческом развитии. Исторический анализ возникновения орнамента подтверждает неотделимость этого вида искусства от предметов материального мира, информации о его назначении. Познания человека о явлениях природы выражались в орнаменте изобразительными средствами и составляли духовную, мифологическую основу.
Развитие орнамента это сложный и медленный процесс. Поэтому сюжеты и элементы орнамента могут существовать не изменяясь на протяжении столетий и тысячелетий как явление национальной культуры. Так как культура постоянно настроена на самопроизводство, то огромное значение имеет передача традиционных форм культуры от поколения к поколению. Такая устойчивость орнамента помогает при изучении ушедших в прошлое народных представлений, а также позволяет использовать его как исторический источник.
Технические приемы орнаментации, цветовая гамма, терминология узоров часто являются концентрированным выражением истории народа: его происхождения, этнических процессов в период средневековья, древних и современных культурных взаимодействий с соседними народами. Роль орнамента в изучении истории чувашского и татарского народов значительна, так как архивные источники с IX века до настоящего времени позволяют воссоздать историю возникновения народов Поволжья [7].
Без теоретических исследований, осознания специфики образности орнамента учеными, искусствоведами существенно задерживается развитие исторических исследований орнаментального искусства, представляющего собой обширную область художественного наследия древних народов. Без разработки критериев искусствоведческого анализа орнамента существенно затрудняются интерпретация его идейно-художественного содержания и выявление специфики формообразования в народном искусстве.
Основополагающее значение для выявления значимости народного искусства, имеют исследования ученых: Г. Земпер, А.Ригль, В.В.Стасов, В. А. Городцов, Е.Н. Клетнева, В.Н. Чернецов, С.В. Иванова, В.С. Воронов, В. Кондаков, Э. С. Маркарян, В. М. Межуев, В. Д. Плахов, Л. Л. Абаева, К. Д. Басаева, М. И. Гомбоева, В. Л. Кургузов, Т. М. Михайлов, Л. М. Буткевич, Б. А. Рыбаков, Т. И. Макарова и др [33].
Настоящими открытиями в изучении орнамента становятся работы И. Я. Богуславской, М.А. Некрасовой, Т. М. Разиной, В. А. Фалеевой, Г. С. Масловой, Б. А. Рыбаковой.
Для исследования орнамента как семиотической структуры особое значение имели работы следующих авторов: Н .А. Бердяев, Ж. Бодийяр, И. А. Вершинина, Ф. Гваттари, А.Ж. Греймас, Ж. Днлёз, И. С. Розов и др [33].
Таким образом, актуальность выбранной темы дипломной работы обусловлена необходимостью:
- создания исследовательского материала с анализом традиционного орнамента народов Поволжья.
- выявление системы выразительных средств и художественных приемов орнамента с целью освоения исторического наследия традиционного орнамента тюркских народов Поволжья.
Цель исследования: исследование и выявление особенностей формирования традиционного орнамента тюркских народов Поволжья (на примере чувашского и татарского народов)
Объект исследования - традиционный орнамент как культурно-семиотическое образование тюркских народов Поволжья
Предмет исследования - система выразительных средств и художественных приемов орнамента тюркских народов Поволжья во внеклассной работе с младшими школьниками
Задачи исследования:
1. раскрыть понятие орнамента как вида художественно-изобразительного творчества, историю и особенности развития.
2. определить структуру семиотического базиса традиционного орнамента тюркских народов Поволжья.
3. изучить различные концепции в теории происхождения орнамента на основе анализа орнаментального творчества тюркских народов Поволжья.
4. рассмотреть основные источники и принципы становления системы выразительных средств и художественных приемов искусства орнамента на занятиях во внеурочное время.
5. разработать наглядные демонстрационные материалы по орнаментам тюркских народов Поволжья для младших школьников (на примере орнамента чувашского и татарского народов).
Методологическую основу исследования составили:
- труды ученых по педагогике (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, И.Д. Зимняя, И.С. Кон, Н.В. Кузьмина, А.Н. Леонтьев, Л.Д. Петровская, В.В. Сериков, Н.Ф. Талызина, И.С. Якиманская) [10].
- труды ученых в области декоративно-прикладного искусства( В.В. Стасов, С.В. Иванов, И. Я. Богуславской, М.А. Некрасовой, Т. М. Разиной, В. А. Фалеевой, Г. С. Масловой, Б. А. Рыбаковой. ) [ 15].
В процессе решения задач исследования использовались следующие методы:
изучение и анализ психолого-педагогической, методической, искусствоведческой, этнографической, архивной и исторической литературы по проблеме исследования;
- Эмпирические - изучение и обобщение передового педагогического опыта, программ по внеклассной деятельности в общеобразовательной школе, декоративно-прикладного искусства и, в частности орнамента тюркских народов Поволжья;
- Диагностические - анализ художественно-практической деятельности учащихся во внеклассных занятиях;
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что выводы, полученные в результате работы, вносят определенный вклад в развитие теории и методики проведения внеклассных занятий в процессе изучения орнамента тюркских народов Поволжья.
Во введении обосновывается актуальность темы исследования, дается общая характеристика работы, формулируется проблема, объект, предмет, цели и задачи, практическая и теоретическая значимость работы.
В первой главе «Теоретические основы изучения традиционного орнамента тюркских народов Поволжья» раскрывается понятие орнамента как вида художественно-изобразительного творчества, история и особенности развития. Определяется структура семиотического базиса традиционного орнамента тюркских народов Поволжья. Происходит изучение различных концепций в теории происхождения орнамента на основе анализа орнаментального творчества тюркских народов Поволжья.
Во второй главе «Создание наглядных демонстрационных материалов по орнаментам тюркских народов Поволжья для младших школьников» рассматриваются основные источники и принципы становления системы выразительных средств и художественных приемов искусства орнамента на занятиях во внеурочное время. Разрабатываются наглядные демонстрационные материалы по орнаментам тюркских народов Поволжья для младших школьников (на примере орнамента чувашского и татарского народов).
Мы считаем, что при проведении внеклассной работы в средних общеобразовательных школах необходимо вводить изучение народного орнамента, так как искусство орнамента является частью материальной культуры общества. Внимательное изучение и освоение богатейшего наследия художественной культуры способствует воспитанию художественного вкуса, становлению представлений в сфере истории культуры, делает более значительным внутренний мир человека, помогая сохранить связь поколений.
Структура выпускной квалификационной работы обусловлена введением, двумя главами, четырьмя под главами, выводами, заключением, библиографией и приложениями.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


B данной выпускной квалификационной работе были рассмотрены основные источники и принципы становления системы выразительных средств и художественных приемов искусства орнамента на занятиях во внеурочное время. Так же были изучены различные концепции в теории происхождения орнамента на основе анализа орнаментального творчества тюркских народов Поволжья (на примере орнамента чувашского и татарского народов).
Целью нашего исследования были выявлены особенности формирования традиционного орнамента тюркских народов Поволжья. Изучив особенности орнаментов чувашского и татарского народов, разработали, и выполнили два комплекта наглядных пособий.
В первом разделе выпускной квалификационной работы, было раскрыто понятие орнамента как вида художественно-изобразительного творчества, изучена история, специальная литература и исследования ведущих мастеров, ученых-искусствоведов. Так же были изучены различные концепции в теории происхождения орнамента на основе анализа орнаментального творчества тюркских народов Поволжья. Рассмотрев, традиционные корни происхождения орнаментального искусства, мы можем, сказать, что многие мастера внесли свой вклад, в развитие этого вида народного искусства.
Во втором, разделе дипломной, работы были рассмотрены основные источники и принципы становления системы выразительных средств и художественных приемов искусства орнамента на занятиях во внеурочное время. Были разработаны наглядные пособия по орнаментам тюркских народов Поволжья для младших школьников (на примере орнамента чувашского и татарского народов).
Целью выпускной квалификационной работы было исследовать и выявить особенности формирования традиционного орнамента тюркских народов Поволжья (на примере чувашского и татарского народов).
В ходе решения поставленной цели были решены следующие задачи:
1. раскрыто понятие орнамента как вида художественно-изобразительного творчества, историю и особенности развития.
2. определена структура семиотического базиса традиционного орнамента тюркских народов Поволжья.
3. изучены различные концепции в теории происхождения орнамента на основе анализа орнаментального творчества тюркских народов Поволжья.
4. рассмотрены основные источники и принципы становления системы выразительных средств и художественных приемов искусства орнамента на занятиях во внеурочное время.
5. разработаны наглядные демонстрационные материалы по орнаментам тюркских народов Поволжья для младших школьников (на примере орнамента чувашского и татарского народов).
На основании проведенного исследования были сделаны следующие выводы:
Поволжский регион является зоной интенсивных контактов между русскими, финно-угорскими и тюрскими народами, что наложило отпечаток на их материальную и духовную культуру.
Изучение творческого наследия предков способствует привлечению внимания к духовным ценностям, становлению человека, небезразличного к судьбе своей «малой Родины».
Люди издавно старались создать не только максимально функциональное, но и эстетичное пространство для жизни. Они украшали посуду и другую утварь, мебель, книги, ткани тем самым создавая красивые изделия, которые мы относим к декоративно-прикладному искусству. Орнамент не только украшает предмет, но создает композицию на его поверхности и создает форму предмета. Орнамент - узор, состоящий из чередующихся элементов. Характерной чертой орнамента является - неразрывная связь с материалом, с общими тенденциями развития искусства на данный отрезок времени [17].
Выделяют несколько основных видов орнамента:
- геометрический;
- растительный;
- зооморфный;
- антропоморфный.
Орнамент несет в себе символический характер. С древнейших времен каждая геометрическая фигура, каждый знак по-своему фиксировался разными культурами и народами.
Дети начинают изучать орнамент и орнаментальные композиции еще в центрах детского творчества на кружках и других дополнительных учреждениях детского творчества. Продолжается его изучение и в школе. По программе Б.М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» дети начинают рассматривать орнаменты в целом в первом классе во второй четверти при изучении темы «Украшение птиц», где они должны изобразить птицу, передав характер узора ее оперения. На следующих уроках рассматривают геометрические и природные орнаменты, Во втором классе осваивают приемы создания орнамента, его ритмическое чередование. Создают из бумаг украшения, такие как: воротники для платья, закладки. Применяя свои знания, украшают их различными геометрическими орнаментальными мотивами. В третьем классе знакомятся с народными игрушками и учатся отличать геометрические узоры от других, пробуют сами создавать глиняные игрушки [34].
Дети в младшем школьном возрасте благодаря методической помощи учителя, могут в полной мере воспринимать произведения скульптуры и живописи. Произведения декоративно-прикладного искусства для них более понятны, и интересны из-за ярких красок и жизнерадостных мотивов.
Исходя из выше изложенного, можно сделать вывод, что при работе в кружке дети развивают свои творческие способности. Занимаясь орнаментальным искусством, ребенок развивает в себе познавательные качества: мышление, память, восприятие, воображение, внимание.



1. Белорыбкин, Г. Н. Орнамент чувашский. - М., 2001. - С. 420-421.
2. Береснева В.Л., Романова Н.В. Вопросы орнаментации ткани. - М., 1977. - 192с
3. Блонский П.П. Память и мышление. - М.: ЛКИ, 2007, 208с.
4. Буткеевич Л.Н. История орнамента. - М.; 2004, 267 с.
5. Ванник М.Э. Творческое воображение на уроках. Учитель. 2005. № 5-6. с. 14-15.
6. Васильева Л. Г. Чувашское орнаментальное и устное народное творчество дошкольникам. - Чебоксары. - 2001. - 55 с.
7. Валеев Ф.Х. Орнамент казанских татар. Казань: татар. кн. изд-во, 1969.-203 с.
8. Веллер Л.А. Мухина В.С. Психология. - М.: Просвещение, 1988, 272 с.
9. Викторов, Ю. В. Декоративно-прикладное искусство Чувашии / Краткая чувашская энциклопедия. - Чебоксары, 2001. - С. 141-142 : ил.
10. Вульфсон С.И. Уроки профессионального творчества. - М.: Академия, 1999, 158 с.
11. Гаврилова В.В., Артемьева Л.А. Декоративное рисование с детьми 5-7 лет. Рекомендации, планирование, конспекты занятий. - Волгоград: Учитель, 2010, 143 с.
12. Гаген-Торн Н.И. Женская одежда народов Поволжья. Чебоксары, 1960, 228 с.
13. Е.С. Нравственно-эстетическое воспитание младших школьников. Курск: РОСИ, 2010. с. 264.
14. Голованов В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного образования. - М.: ВЛАДОС, 2004, 239 с.
15. Ермакова С.О. Большая коллекция орнаментов. - М.: 2006,240 с.
16. Занков Л.В. Наглядность и активизация учащихся в обучении. - М,: - 2000, 250 с.
17. Земляков А. Орнаменты. Квант. - 1973 - №3 - с. 20-27
18. Земцов И.А. Кружок нужен и детям и учителю. Школа и производство - №3, 1995, 230 с.
19. Зимняя И.А. Педагогическая психология. - Ростов н/Д, Феникс, 1997, 480 с.
20. Кудрявцев В. Развитие творческих способностей и эстетическое воспитание детей. Начальное образование. - 2005. - № 4. - С.65-74
21. Кукушкин В.С. Введение в педагогическую деятельность. - Ростов н/Д: Март, 2005, 225с.
22. Куприянов Б.С. Формы воспитательной работы. Воспитание школьников. - 2009. - №4, 5.
23. Киселева Н.С. Развитие духовно-нравственных ценностей у младших школьников в процессе игры: метод. рекомендации. - М.: МПА-ПРЕСС, 2009, 320 с.
24. Кутьев В.О. Внеурочная деятельность школьников. - М.: 2007, 223 с.
25. Литова З.А. Внеклассная работа по технологии. Школа и производство - №6 - 2000 - С.36
26. Максимова М., Кузьмина М. Вышивка первые шаги. - М.: 2001, 280 с.
27. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. - М.: Академия, 1999. - 456 с.
28. Родин А.А. Массовые формы внеклассной работы в школе. - М.: 2008. - 183 с.
29. Светлова Л.П. Азбука орнамента. - М., 1998. - 128 с, ил.
30. Симаков Е. Е. Орнаменты на плоскости. Молодой ученый. — 2011. — №5. Т.1. — С. 129-133.
31. Смирнова Е.О. Детская психология. - М.: Владос, 2008г. - 368 с.
32. Соколова С. Г. Чувашское народное декоративно-прикладное искусство на уроках ИЗО, художественного труда и информатики в начальной школе - Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2009. - 57 с.
33. Соколова Т.М. Орнамент почерк. - Л., 1972. — 174 с.
34. Сокольникова Н.М. Методика преподавания изобразительного искусства: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2012.
— 256 с., ил.
35. Соловьева О.В. Закономерности развития познавательных способностей школьников: Возрастная и педагогическая психология. Вопросы психологии. - 2004, №3. - С. 1-2
36. Степанова, А.П. Теория орнамента: учеб. пособие - Ростов : Феникс, 2011 - 149 с. ил.
37. Белорыбкин, Г. Н. Орнамент. Пензенская энциклопедия. М-во культуры Пензен. обл. - М.; 2001. - с. 420-421.
38. Трофимов, А. А. Народное искусство .Краткая чувашская энциклопедия
- Чебоксары, 2001. - С. 286-287 : ил.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ