Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ТЕНГРИАНСТВО КАК РЕЛИГИЯ ТЮРКОВ И МОНГОЛОВ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ ЭПОХИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

Работа №90274

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

региональная экономика

Объем работы65
Год сдачи2021
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
177
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Генезис мировоззрения и культовых особенностей тенгрианства 13
§1. Древнетюркское религиозное мировоззрение в контексте религиозных представлений тюрко-монгольского мира 13
§2. Эволюция обрядовых практик тенгрианства 19
Глава II. Тюрко-монгольское тенгрианство как культурно-исторический феномен 29
§1. Этапы формирования религиозно-мифологической системы тенгрианства 29
§2. Тенгрианство как целостная социальная система жизнедеятельности средневековых тюрок Центральной Азии 40
Заключение 50
Список использованной литературы и источников.. .59

Выбранная тема исследования является актуальной, поскольку вплоть до начала двадцать первого века в научных литературных источниках проблемы религиозного мировоззрения почти не рассматривались. О том, чтобы в советском обществе рассуждать о религиозном мировоззрении, сложно было и подумать. Советская идеология предполагала, что духовная культура - это только такие ценности, как наука, а также искусство и образование. Что же касалось религиоведения, в основном присутствовал критический анализ.
Историческое развитие такого региона, как Центральная Азия происходило с определенными отличиями. Самым главным можно назвать общение между земледельцами и племенами, кочевавшими по стране. Эти племена кочевников проживали в самих земледельческих общинах, а также на окраинах. Кочевники и земледельцы поддерживали вполне органичную взаимосвязь. Они обменивались навыками ведения хозяйства, приобретенным опытом. В результате стало возможным появление комплексного хозяйства. Это, в свой черед, было очень важным для образования в области своей культуры. Все это повлияло на многоаспектные этногенетические процессы, которые здесь наблюдались.
Центральная Азия расположена в центре Евразии и простирается на сотни километров. Западная часть достигает Каспийского моря, восточная часть - Тянь-Шаня. С севера к ней примыкают степные, полупустынные и пустынные земли Казахстана, на юг территория тянется до горных хребтов Копет-дага и отрогов Гималаев. Эта огромная территория включает ряд ландшафтных зон.
Сложность данной темы заключается в том, что изучение истории Центральной Азии связано с рядом сложностей. Главная причина - те понятия, которые создавались для описания общественных процессов в европейских странах начали пытаться применить к абсолютно другим историческим материалом. Ему же свойственно огромное разнообразие. Разнообразие цивилизаций в Центральной Азии, наличие самых разных политических, а также религиозных и культурных традиций усложняет выявление исторических закономерностей. Цивилизация Индии, к примеру, тек же как Ирана либо Китая, сформировалась в глубокой древности. В средневековые годы зарождалась мусульманская цивилизация. Она непосредственно контактировала в странах Среднего и Ближнего Востока с другими цивилизациями (христианской, индуистской, зороастрийской). Все это отличалось от однообразия Европы в Средние века. И потому возникли сомнения в том, что исторический процесс был единым и всю историю можно назвать целостной.
В этот период в Центральной Азии были сложившиеся культурно - исторические области и государства, известные по письменным источникам. Но сведения древних авторов отрывочны и часто противоречивы. Поэтому для решения важных исторических проблем большое значение имеют археологические материалы. В настоящее время мы располагаем десятками полностью раскопанных памятников с прекрасной архитектурой. На некоторых памятниках ведутся многолетние раскопки, которые позволили выявить структуру городов, их стратиграфию. Анализ материалов из стратифицированных слоев с применением статистических методов позволит нарисовать объективную картину динамики развития культуры в области религиозных отношений.
Большое разнообразие погребальных памятников свидетельствует о принадлежности людей, оставивших некрополи, к разным религиозным конфессиям или же к разным этносам. Особое место среди открытых памятников принадлежит культовой архитектуре. Это буддийские храмы в Чуйской долине, в Фергане, на юге Таджикистана, храмы местных религий и культов в Согде, Фергане, Хорезме, Чаче (Ташкент).
Центральная Азия в силу своего географического положения являлась важным узлом исторических процессов. Через Центральную Азию с древнейших времен пролегали караванные пути. Эта область была важнейшим транзитом в международной торговле между Востоком и Западом. Через Центральную Азию неоднократно прокатывались волны иноземных завоевателей, часто центрально-азиатского происхождения, и отдельные районы попадали под власть эфталитов, тюрок, арабов. Все это не могло не отразиться на сложности процессов, протекавших в области, на сложении культуры. Детальный анализ всех материалов из разных районов Центральной Азии позволяет выявить локальные варианты культуры этих регионов, устойчивые признаки культуры, присущие определенным местностям, что проявилось, прежде всего, в бытовых предметах (керамика, орудия труда, украшения). В силу различных географических условий в регионах складываются разные способы ведения хозяйства, формируются специфические особенности топографии оазисов (типы городов и отдельных сооружений). Отдельные элементы культуры средневекового населения Центральной Азии прослеживаются и в культуре современных народов этой области. В это время начинают складываться элементы культуры, которые легли в основу цивилизации современных народов данного региона. Поэтому изучение средневековой истории Центральной Азии крайне важно для воссоздания истории современных народов данного региона, для изучения этногенетических процессов.
Новизна магистерской работы определяется тем, что в исследовании рассмотрены и проанализированы малоизученные в науке вопросы. Среди таковых особо следует отметить функционирование тенгрианской религии на примере наиболее значимых обрядов - поклонение культу предков и культу героя. Данная проблематика получила противоречивое освещение в трудах современных ученых, в связи с чем представлена в настоящей работе.
Поскольку тенгрианство в первые тринадцать столетий сосуществовало с архаичными шаманистическими верованиями, а также с религиозно-философской системой буддизма, то в настоящее время в науке ведутся споры о том, было ли тенгрианство основой тенгрианско - шаманистической контаминации, или более обширного тенгрианско - шаманистичекски - буддийского синкретизма. Рассматривая процесс эволюции, автор работы попытается дать свою интерпретацию данного явления.
Степень разработанности:
Тенгрианство как религиозная система рассматривалось значительным количеством ученых, занимавшихся духовной и материальной культурой народов Центральной Азии. Общими вопросами изучения материальной культуры занимались ученые различных школ, среди них: Б.В. Андрианов, Е.Е. Неразик (Институт этнологии и антропологии РАН), Г.А. Брыкина, Г.А. Кошеленко, В.А. Гаибов (Институт археологии РАН), В.И. Распопова (Институт истории материальной культуры РАН), Е.В. Зеймаль, Т.И. Зеймаль, Н.Г. Горбунова, Б.И. Маршак (Государственный Эрмитаж), Г.В. Шишкина (Государственный музей Востока), А. Губаев (Институт истории Академии наук Туркменистана), К.М. Байпаков (Институт археологии Академии наук Казахстана). В.Д Горячева (Институт истории Академии наук Киргизстана), М.А. Бубнова, Н.Н. Негматов (Институт истории, археологии и этнографии Академии наук Таджикистана), Э.В. Ртвеладзе (Институт искусствознания Академии наук Узбекистана), Ю.Ф. Буряков, М.И. Филанович (Институт археологии Академии наук Узбекистана)1.
Автором термина «тенгризм/тенгрианство» можно считать этнографа их Казахстана Чокан Валиханова 2, работавшего в XIX в. Этот термин был введен в широкий оборот в научных кругах Жан-Полем Ру3, востоковедом из Франции. Термин «тенгрианство» во времена СССР первый раз был упомянут в книге Олжаса Сулейменова4, который был тюркологом и поэтом из Казахстана.
Ряд авторов высказывает мнение, что в монгольской религии, так же как в тюркской религии и монголов существовало 2 модуса: имперский, а также народный. Взаимосвязанные с культом Неба поверья народа (шаманизм) произошли еще очень давно, а вот монотеистический имперский этап был образован в годы Тюркского каганата. Монгольский академик Ш. Бира, академик из Монголии, считает, что это было не раньше появления Монгольской империи5.
Многие исследователи считали тенгрианство религией, относящейся к наиболее старым, глубоким. Об этом писали в своих трудах Сулейменов Олджас , а также Аджи Мурад .
В книге Гумилева Л.Н. под названием «Древние тюрки» отмечено: Культ неба - Тенгри описан даже в орхонских надписях. Этот же автор в прочей работе под названием «Тысячелетие вокруг Каспия. Историко­этнологическое изучение ойкумены Евразии за полторы тысячи лет - с III в. до н.э. по XII в. н. э.» пишет о почитании Тенгри - Голубого Неба, что это - единая первобытная религия. Она была единой для кыпчаков, также распространялась на всю степную часть Евразии. Также и в другой своей работе под названием «Поиски вымышленного царства» этот же автор отмечал, что во времена Чингисхана монголы придерживались монотеистической религии. Она была основана на поклонении Вечному Небу.
По мнению историков, а также современных тенгрианцев, религиозных особых текстов у последователей тенгрианства не было. Существовала лишь эпическая устная традиция. Синее Небо (Кюк-Тенгри) - Единое, Бог, создатель всего вокруг, чаще всего описывается пантеистическим путем, в качестве антропоморфного Абсолюта, схожего с индуистским Пара Брахманом, даосским Дао, древнегреческим апейроном.
Исследователи некоторое время назад предполагали, что монголы, также как тюрки, могут быть отнесены к языковой алтайской семье. Она также включает в себя маньчжур, тунгусов, японцев, а также корейцев. Сегодня данная теория неактуальна. Современные ученые считают эти 2 народа не родственными. Однако за прошедшие сотни лет культурных контактов из-за свойственного этим народам кочевого способа жизни в связи с общим кочевым образом жизни эти народы так сильно они смогли сильно взаимно воздействовать один на другой. Именно поэтому можно подумать, что между ними есть родственная связь. По мнению Н. Г. Аюпова, следует не забывать о мировоззренческих «неинституциональных» особенностях тенгрианства. При этом основными правилами выступают: поклонение трансцендентальному Сущему, безличному Тенгри. В тенгрианстве существует поклонение природе-матери (Этуген, Умай). Также присутствует вера в жизненную силу Кут. Тенгрианцы поклоняются душам покойных предков, защищающим свой род.
Философские, культурно-исторические проблемы религиозного синкретизма, в котором тенгрианство играет одну из центральных ролей, рассматриваются в работе О.М. Хомушку6. В ее работах рассматриваются вопросы выявления компонентных связей в верованиях народов Тывы и Саяно - Алтая, а также влияние этноконфессиональных традиций сопредельных народов на формирование тенгрианско-буддийского синкретизма. Немаловажным аспектом исследования роли религии в культуре народов Саяно - Алтая является рассмотрение вопроса опосредования культовых тенгрианских практик бытовыми традициями, а также не только сакральным, но и профанным мировоззрением иноэтничных народов, проживающих в данном регионе.
Методологическое значение для выявления процесса взаимодействия тенгрианского культа с другими верованиями центральноазиатского региона имеют работы Н.В. Абаева7. В своих работах Н.В. Абаев выявляет схему диахронного анализа культурно-исторических этапов синкретизации различных этноконфессиональных традиций в Центральной Азии. Не противопоставляя процесс синкретизации и контаминации тенгрианства с буддизмом, Н.В. Абаев показывает исторические формы данного процесса. Изучению махаяно - тенгрианского синкретизма посвящены также работы Н.Л. Жуковской8. В исследовании автор распространяет схемы синкретизма на бурят - монгольский эпос, что расширяет источниковую базу исследования.
Отдельные модификации культа семейно - родовых покровителей в буддизме и культа почитания шаманистско - тенгрианских покровителей местности рассматривает в своих работах К.М. Герасимова. Исследуя традиционную обрядность почитания культа огня, она отмечает ассимиляцию «кормления» хозяина огня, бытовавшего в тенгрианстве и шаманизме, с буддийским вариантом кропления статуи Будды.
Объектом исследования Процесс функционирования религиозной обрядности, а также комплекс религиозно - мифологических представлений у тюрков и монголов Центральной и Внутренней Азии эпохи средневековья.
Предметом исследования является тенгрианство как основа религиозно - синкретизированной системы верований тюрков и монголов Центральной Азии эпохи средневековья.
Цель магистерской диссертационной работы - охарактеризовать религиозное мировоззрение тенгрианства, как религию тюрков и монголов Центральной Азии в эпоху средневековья, выявляя специфические черты тенгриано - буддийского синкретизма, и более ранние контаминации тенгрианства и архаичных шаманистических верований.
Цель исследования предполагает решение следующих задач:
• выявить сущностные характеристики тенгрианства, как культовой, так и религиозно-мифологической системы верований;
• рассмотреть особенности вероучения тенгрианства в контексте религиозного влияния шаманизма и буддизма;
• рассмотреть специфику и условия реализации догматических оснований и культовых практик в тенгрианстве;
• проследить историю создания, структуру и процесс трансформации тенгрианства;
• отметить историческое влияние ислама или буддизма в эпоху позднего средневековья.
Хронологические рамки исследования охватывают регион Центральной Азии на протяжении VII - XIV веков - со времени расцвета тенгрианства и до момента перехода от тенгрианства к исламу или буддизму народов Центральной Азии.
Территориальные рамки исследования Государства кочевниками создавались быстро, и распадались они также очень легко и быстро. И потому за многие годы общей истории монгольские и тюркские народы многократно относились к различным степных государствам. При этом главенство принадлежало то одному, то другому народу.
Самое первое государство кочевников сформировалось за 200 лет до н.э. в степной зоне к северу от Китая. Его создало племя хунну. Это государство объединяло множество национальностей. Это были тюрки, монголы, скифы и т.п. Тюрки до получения автономности в VI в. были подчинены Руран - протомонгольской стране. Однако господин был побежден, после чего тюрки покорили Среднюю Азию, а затем произошло смешение их со скифами - иранцами. Род Ашина, главный у Тюркского каганата, принято называть монгольским.
Максимальная культурная, а также генетическая взаимосвязь с монгольской нацией наблюдается у якутов, а также тувинцев. Это, в особенности, можно заметить по тувинцам, национальные наряды которых выглядят также, как у монголов. После следуют прочие кочевые тюрки (это киргизы, а также казахи). Тем не менее с XIII в. до XIV в. отличия лишь увеличивались. Большая часть тюрков начала вести оседлый образ жизни. К примеру, узбеков можно назвать приближенными к персам. Однако основной удар был нанесен бывшему единству принятие прочих религий вместо тенгирианства. Территориальные рамки исследования охватывают границы нескольких империй эпохи средневековья - Тюркского каганата, Монгольской империи.
Методология работы:
В основу методологии положен цивилизационный подход, проявляющийся в анализе общественного развития без жесткой привязки к экономическому способу производства, в сравнении с историческими и мировоззренческими формами других народов и цивилизаций. Цивилизационный подход способствует выявлению самоценности общества, его места в мировой истории и культуре. В нашем случае, тюрко - монгольский мир был сплавом близким по корневым вариантам культурной традиции, но различным по языковым группам и религиозным верованиям. Цивилизационный подход в изучении религиозного мировоззрения тюрко - монгольского мира эпохи поздней античности и средневековья позволяет выявить специфику развития общественных систем, исходящую из качественно различающихся между собой мировоззренческих и поведенческих базисов. Сопоставление типологически повторяющихся и индивидуальных элементов вероучения и культовой практики приводит к выявлению законов функционирования и самовоспроизводства той или иной цивилизации.
Концептуальным методологическим основанием работы является концепция Н.В. Абаева об этапах синкретизации различных конфессиональных традиций в Центральной Азии. Согласно данной концепции первоначальным этапом синкретизации было соединение архаических ранних форм религии с тенгрианством; вторым этапом был тенгрианско - шаманистический синтез; третьим этапом был буддийско - тенгрианский синтез. Данная концепция будет способствовать
систематизации изучаемого материала.
Для реализации поставленной цели использовались следующие методы:
генетический метод использовался нами при выявлении первоосновы религиозного мировоззрения народов тюрко - монгольского мира Центральной и Внутренней Азии;
метод сравнительного анализа позволит выявить общие и особенные черты буддийско - тенгрианского синтеза, выявить характер контаминации;
метод функционального анализа позволит определить культовую специфику изучаемых религиозных традиций и сделать выводы о преемстве или поглощении культовой практики в процессе синкретизации.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования материалов для составления курсов лекций по истории религии народов Центральной Азии, а также написании методических материалов по данной проблематике.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. Деление материала на главы соответствует поставленным во введении задачам.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В Центральную Азию входит пять стран, а именно: Кыргызстан, Таджикистан, Казахстан, Узбекистан и Туркменистан. Если углубиться в науку России, то здесь понятие «Центральная Азия и Казахстан» появилось много лет назад, еще во времена СССР. Регион носил такое название до начала 90-х гг. ХХ в. Стоит отметить, что «Центральная Азия» на протяжении своей истории включало в себя различные значения, отличающиеся друг от друга.
Новый мировой порядок, сложившийся после распада СССР на постсоветском пространстве, дал теоретически обоснованные представления о возможной или даже необходимой интеграции стран (Казахстана и государств Центральной Азии) в единый регион. Сегодня Центрально­Азиатский Союз - это регион с территорией, равной 3,4 миллиона квадратных километров (больше, чем территория Западной Европы), с общим населением 65 миллионов человек.
Он населен народами, исповедующими преимущественно ислам. Отметить один основной язык здесь нельзя было, так как все разговаривали на разных языках, которые отличались родственностью. Формирование культурно-исторического региона произошло в Средней Азии из-за объединения тюркской языковой группы, схожести традиций и обычаев. Это позволило рассматривать данный регион как единый.
Здесь образовалась древняя родственная и самобытная культура, которая имела схожие черты со структурой экономики. Причиной этого являлось постоянное общение народов Средней Азии, которое продолжалось много веков. Центральная Азия отличается, прежде всего, единством культуры. При этом имеют место географическое и геополитическое единства. Для народов, которые здесь жили, были характерны общие национальные обычаи, традиции, ценности, историческое прошлое, особенности культуры и др.
Если сравнить восточно-туркестанские и среднеазиатские археологические, историко-этнографические, историко-архитектурные сведения, то представляется возможным показать наличие в Средние века идентичных экономических моделей и общих этнолингвистических, культурно-исторических пластов. Этот регион сыграл важную роль в экономическом и политическом развитии своих народов.
Формирование Центральноазиатского региона определялось его удобным географическим и стратегическим положением, общественно­политическими отношениями, сложившимися в нем и за его пределами. В прошлом существовала активная торговля между Китаем, странами Ближнего и Среднего Востока и Восточной Европой через Центральную Азию, то есть существовали маршруты миграции народов с востока на Запад и Юго-Запад.
Торгово-экономические и культурные связи тюркских этносов Центральной Азии, восходящие к глубокой древности, внесли свою лепту в историю развития данного региона. Примечательно, что «тюркские этносы» - это понятие, которое подразумевает население Центральной Азии в пределах и за пределами границ государства, а также другие народы мирового тюркского общества. В настоящее время можно насчитать более 40 народов с численностью свыше 200 миллионов человек, принадлежащих к тюркской семье: Б. А. Литвинский, С. М. Абрамзон, В. П. Алексеев, Л. В. Ошанин, В. Я. Зезенковой, Л. Н.Гумилеву, А. Б. Буриеву, А. Х. Ходжаеву, М. К. Кутлукову, Н. Е. Масанову принадлежит глубокое и всестороннее изучение общественно-политической жизни народов региона в древности и средневековье, изучение их политических, экономических и культурных связей.
В работах ученые особое внимание уделяют теме становления этносов, антропологии древнего населения, исторического течения образований Центральной Азии, социально-политической ситуации и взаимоотношений, складывающихся между народами региона.

этногенетической истории, антропологического состава, а также истории народов, которые населяли данную территорию. Мы ориентировались на единые духовные основы, традиции, обычаи, верования, ценности, которые были поддерживались в результате культурно-исторического единства Центральноазиатского региона.
Важным региональным фактором являются многолетние историко­культурные связи народов, проживающих на территории Центральной Азии. Также рассматривались формы их хозяйствования, материальная культура народов. Их исторические судьбы, культура и религия были разделены на протяжении веков. Это сходство отмечено тем, что на протяжении многих веков они достаточно активно взаимодействовали, жили бок о бок, имели общую историю, экономические, исторические и бытовые контакты. Языковая близость является мощным фактором. Наконец, сходство национальных обычаев и традиций. Несмотря на свое чрезвычайное богатство и разнообразие, народы Центральной Азии имеют много схожих национальных традиций, отражающих мировоззрение и концепцию мира, присущие этим народам. Обряды, обычаи и верования, пережитки анимизма, шаманизма, традиционные архаические представления находят свое отражение в ритуалах, которые были посвящены рождению, заключению брака, смерти и другим не менее важным событиям.
Традиции и художественная культура данного региона содержат черты, наиболее ценные с общечеловеческой точки зрения.
Весьма существенным фактором близости тюркских народов Центральной Азии в раннюю эпоху была единая религия, которая известна как тенгрианство. Она существовала до принятия ислама на всей этой огромной территории много веков спустя.
Самой ранней формой сознания является миф, в котором выражены философские основы существования древнего человека. Тюркская мифология кочевых и полукочевых племен, населявших этот регион, формировалась на протяжении длительного периода. Это произошло задолго до разделения современных народов, поэтому ученые исходят из общей древнетюркской мифологии. В литературе, согласно центральноазиатским верованиям, часто рассказывается о том, что для центральноазиатских народов Ислам не исчерпал их духовных и религиозных представлений. Этнографические материалы, относящиеся к различным аспектам жизни Памирского народа, систематизированные Б. А. Литвинским, показывают, что они продолжали существовать и даже эволюционировали в народные верования, обычаи и традиции, которые генетически не имеют никакой связи с исламом и уходят к индоиранской традиции. Таково было мнение ученых, к которому они пришли во время изучения традиционных обычаев других народов Центральной Азии. Корни древних обычаев восходят к древней религии кочевников - тенгрианству, в основе которого находится культ Тенгри. Почитание Тенгри было характерно для всех древнетюркских племен.
По мнению Л. Гумилева, древние тюрки отличались развитым мировоззрением, которое они противопоставляли культуре Китая, Индии, Ирана, Византии. Хотя начало архаической религии, согласно всеобщему признанию, неизвестно, но тот факт, что она произошла и развивалась среди тюркских народов Евразии под влиянием пантеизма, неоспорим. Тенгри воспринимали в качестве Божества абсолютно все евразийские кочевники.
Таким образом, Тенгри - это олицетворенное небо, Творец космоса, людей, животных, податель благ и правитель мира. Это Бог-Творец, невидимое верховное божество. Это был символ светлого, доброго и справедливого начала мира и жизни.
Этот общий для тюрков и монголов теоним (по мнению Е. А. Керимбаева) в своей более поздней форме «Хан-Тенгри» стал очень распространенным топонимом для всей центральной части Евразии. Например, он существует на территории Казахстана (одна из высочайших вершин Тянь-Шаня на границе с Республикой Кыргызстан называется «Хан- Тенгри»).
Многие сохранившиеся древнетюркские традиции и обычаи имеют тенгрийские корни: обряды, связанные с огнем, рождением и смертью, а также почитание предков, окропление земли водой.
Мировоззрение культа Тенгри основано на пантеизме, который представлял все предметы и явления мира как одухотворенные, божественные. Традиционное мировоззрение тюркских народов Центральной Азии основано на модели космоса, созданной в результате первозданного творения. Образ мироздания в тенгрианстве, понимаемый как модель Космоса, реконструируется современными учеными на основе анализа мифологических легенд и ритуальных обрядов.
Почитание воды, водных источников и ручьев занимало значительное место среди народов Центральной Азии. Главной формой языческого культа Йер-СУ было жертвоприношение, чтобы умилостивить божество, предотвратить беду. Частью ритуала было заклинание животных в честь Йер- СУ, чтобы насытить Бога. Обычно это делалось весной у воды. Весна - это время возрождения природы после зимнего застоя, время начала сельскохозяйственных работ-вспашки, сева, время надежд на наступающий год. Значение этого времени года для жизни человека породило большое количество ритуалов, связанных с культом плодородия, идеей отмирания и возрождения растительности.
Анализ кочевой культуры Средней Азии показывает, что жизнь кочевников сопровождалась большим количеством инициаций и календарных праздников, которые практиковались во время миграций в весенний лагерь и зимовье.
Таким образом, древнетюркская космология была космологией тенгрианства. Позднее многие культурные архетипы, символы, ритуалы, заклинания и формулы, сопровождавшие жертвоприношения в честь древнетюркских божеств, постепенно трансформировались под влиянием ислама, но при этом сохранили свою идейную сущность и обрядовую сторону. Данные этнографии, археологии и древних письменных источниках Востока свидетельствуют о том, что календарные праздники и обряды древних тюрков были тесно связаны с экономическими интересами людей и во многом определялись сельскохозяйственными сезонами. Годовой цикл определялся важнейшими астрономическими датами, связанными, как правило, с движением Солнца.
Обрядовая культура тюркских народов Центральной Азии представляла собой целостную систему, в которой взаимодействовали народные обычаи и верования. Как и другие народы мира, они имели в древности особую систему обрядов и праздников, связанных с трудовыми процессами земледельческого года, сезонными изменениями в природе. Они основывались на верованиях, среди которых особое место занимали религиозные представления об умирающей и возрождающейся растительности, природе. Так, в этнографических исследованиях имеется большое количество материалов, позволяющих говорить о том, что у народов Средней Азии огромное место в календарно-обрядовой поэзии занимал Наурыз - один из весенних праздников, связанный с днем весеннего равноденствия. У тюркских племен, как и у многих народов мира, существовала традиция отсчета нового года от весны, что было связано с космогоническими мифами об умирающей и воскресающей природе, которые питали аграрные религиозные и магические обряды, особенно активно представленные весной.
Название праздника существует у всех народов Центральной Азии: Наурыз (казахи), Наврыз (узбеки), Навруз (таджики), Навроз (туркмены), Нооруз (киргизы). Он отмечается и среди других тюркоязычных народов- башкир, татар, уйгуров, каракалпаков, азербайджанцев, крымских татар. Его основная мифо-ритуальная идея совпадает с естественным временем наступления весны. Приход весны означает пробуждение всей жизни в природе, приход тепла. Весна - это начало новой жизни. Солнце вступило в свои права и оживило все на Земле. Именно с ним были связаны основные обряды. В магических обрядах и верованиях этого праздника главная роль отводилась солнцу. Ритуальные действия - самая важная часть этого праздника. Они раскрывают символическую семантику: Наурыз предстает во всем богатстве своих смысловых связей с культами огня, солнца и земли. Культ огня у тюрков имеет очень древние корни, которые уходят в глубь тысячелетий, в частности, в эпоху культа богини Умай - хранительницы домашнего огня. Поклонение огню проявляется в различных формах и ритуальных действиях. В легендах и преданиях хозяин огня предстает в антропоморфном образе хозяина-хранителя очага, семьи, рода, племени. Так, в казахском языке по сей день мужчину, главу семьи, называют «отбасы», что в современном понимании означает «глава семьи», а в буквальном переводе - «глава очага». Отголоски этого культа сохранились и в обрядах Наурыза.
Обрядовая культура казахов также имеет отголоски культа огня. Огонь имел связь с магическими ритуальными функциями, которые носили защитный характер, защищая людей от сил смерти. Археологи объясняют использование огня тем, что огонь считался покровителем домашнего очага, домашнего святилища турок. Исследователи отмечают факт слияния древних религиозно-культурных и исламских традиций, в частности, факт отражения культа огня в исламе. Огненный обряд, посланный в Шолпан-Ату, связан с обрядами казахских суфиев. Так, в суфийских монастырях последователей Ахмеда Яссави днем и ночью горел священный огонь. Каждый раз, когда суфий покидал монастырь, он протягивал руки к огню, а затем проводил ими по лицу. Этот ритуал очищения показывает, что Ислам принял доисламские религиозные концепции.
Культ огня генетически связан с культом очага, который также широко распространен среди народов Средней Азии. В традиционной культуре очаг был символом стабильности и отражением сущностных свойств окружающего мира. Костер, горевший в деревне, был необходимым минимумом культуры, началом новой семьи и дома. Он был дарителем процветания. Посредник и защитник людей, символ и хранитель жизни расы. В прежние времена, когда умирал последний член семьи, ее очаг тоже гас.
Описанные фрагменты древних обрядов свидетельствуют о том, что огонь у народов Средней Азии имел высшую очистительную ценность, выполнял очистительную и защитную функцию, освящал человеческую жизнь во время наиболее значительных событий ее существования.
Культ предков - это то, чему больше всего уделялось внимания при организации и проведении древнетюркских празднований. Примечательно, что обряд погребения и поминания среди народов Центральной Азии имеет много общего с традиционными и исламскими ритуальными нормами. Представление культа предков в качестве главного элемента традиций можно увидеть, если углубиться в обрядовую сторону. Убеждения в том, что предки имели силу влияния на жизнь своих потомков, объясняли их веру и поклонение. Поминальные обычаи, на первый взгляд, имеют много особенностей и различий, характерных для каждого народа. Но кое-что общее здесь также имеется - восхождение к культу предков и молитвенные обращения к ним для получения покровительства и поддержки. Если изучить жертвенный характер пищи, то можно обнаружить, что он также посвящен культу предков. Древнетюркский обычай «кормления» умерших мясом посредством жертвоприношения скота существует и сегодня среди представителей народов Центральной Азии. Он отождествляется с определенными датами смерти человека. Данный обычай можно встретить у казахов, туркмен и киргизов. На поминках в изобилии присутствовало мясо животного, которые было выбрано в качестве жертвы.
Позже ислам внес свои коррективы в процесс жертвоприношения, он распространился на другие народы Центральной Азии. Туркмены верят в то, что душа барана сопровождает умершего человека через мост, который ведет к вратам рая. Тюрки рассматривали время в качестве последовательной смены поколений. Отдельного внимания заслуживает тот факт, что генеалогия - это то, что должен знать каждый человек. Причем такой закон действует и сегодня среди тюркских народов. Социальная значимость представителей каждого рода определялась исходя из его древности.
Центральная Азия объединяла народы, которые существовали и взаимодействовали на протяжении многих веков. Их единство обусловлено и сегодня общим культурным, духовным, историческим и языковым
пространством. Углубившись в тему этно-социальной и этно-культурной памяти народов Центральной Азии, можно убедиться в сложности протекающего процесса становления масштабных культурных, духовных и ценностных аспектов, представляющих фундаментальную основу центрально-азиатской общности.


1. Абаев Н. В. Основы психологической и биоэнергетической саморегуляции в национальной религии тувинцев Ак Чаян (Белая Вера) или Бурган Чаян// Сравнительно-историческое и типологическое изучение языков и культур. Преподавание национальных языков. Материалы международной конференции XXII Дульзоновские чтения. 4.II. - Томск: Изд-во ТГПУ, 2000. - 320с.
2. Абаев Н.В. Генезис монгольской государственности в свете теории самоорганизации и тэнгрианской философии. // Их Хуралд оролцогсдын анхааралд: Энэхуу эмхэтгэлд Олон Улсын Монголч Эрдэмтний 9 Их Хурлын илтгэлуудийн товчлолыг оруулав. Харин хугацаандаа ируулээгуй товчлолыг энэхуу эмхэтгэлд хэвлуулж чадсангуй. Улан-Баатор, 2006. - 251с.
3. Абаев Н.В. «Тэнгрианство» и «Ак Чаяан» как духовно-культурная
основа кочевнической цивилизации тюрко-монгольских народов Саяно- Алтая и Центральной Азии. // Доклады 8-го международного конгресса монголоведов. - 5-11 авг., 2002. - Том 15 (36). - Улан-Баатар:
Международная Асс. Монгол. иссл., 2004. - 157с.
4. Абаев Н.В., Аюпов НГ. Тенгрианская цивилизация в духовно - культурном и геополитическом пространстве Центральной Азии. - Абакан, 2009. - 282 с.
5. Абаев Н.В., Хертек Л. К., Хомушку О. М. О роли религии в этнокультурной истории народов Центральной Азии и некоторых проблемах духовно-культурного возрождения Тувы // Круг знания. Вып. 2. - Кызыл, 1999. - 158 с.
6. Абаев Н.В., Фельдман В. Р., Хертек Л. К. Семейно-родовые отношения как форма самоорганизации в кочевой цивилизации // Социальные процессы в современной Западной Сибири (Сборник научных статей). - Горно-Алтайск: РИО «Универ-Принт», 2001. - 232 с.
7. Абаев Н. В., Фельдман В. Р. Хертек Л. К. «Тэнгрианство» и «Ак- Чаяан» как духовно-культурная основа кочевнической цивилизации тюрко­монгольских народов Саяно-Алтая и Центральной Азии // Социальные процессы в современной Западной Сибири: Сборник научных статей. - Горно-Алтайск: РИО «Универ-Принт», 2002. - 205 с.
8. Абаева Л. Л. Культ гор и буддизм бурят - М., 1992. - 341 с.
9. Абишева О. Центральная Азия как единое культурное пространство: https://uzlit.net/ru/26875 - Доступ 02.07.2019
10. Абрамзон С.М. Формы семьи у дотюркских и тюркских племен Южной Сибири, Семиречья и Тянь-Шаня в древности и средневековье// Тюркологический сборник. - М., 1972. - 311 с.
11. Алтынсарин Г. Очерк обычаев при похоронах и поминках у киргизов “Оренбургского ведомства” — Записи ООРГО. — Казань, 1980. — Вып.1
12. Аюпов Н.Г. К вопросу о тенгрианстве // Вестник Казахского национального университета. Серия философия. Серия культурология. Серия политология. - Алматы, 2001 - №3 (16) - С. 63-64.
13. Аюпов Н.Г. Тенгрианство как открытое
мировоззрение/Диссертация на соискание ученой степени доктора философских наук. МОН РК. - Алматы: КазНПУ им. Абая, 2004. - 224 с.
14. Байпаков К.М. Культ огня на Сырдарье // Известия Академии наук Казахской ССР. Серия общественных наук. - 1987 - № 5. - 36 с.
15. Басилов В.Н. Народная культура в исламе и задачи ее исследования // Ислам и народная культура. - М., 1998. - 276 с.
Баумер Кристофер. Следы в пустыне. Открытия в Центральной Азии. - М., 2009 //Интернет-ресурс: http://www.e-reading-lib.org
16. Безертинов Р.Н. Тенгрианство - религия тюрков и монголов. - Набережные Челны: Аяз, 2000. - 344 с.
17. Бердыев М. Очерки по исламской культуре Туркменистана // Центральная Азия. - 1997 - № 12. - 44 с.
18. Билчедей К.А. Тенгрианство в Центральной Азии и Саяно-Алтае: истоки и этнокультурные взаимосвязи //Интернет-ресурс.
http://tengrifund.ru/konferencii/2-aya-konferenciya /tengrianstvo-v-centralnoj-
azii-i-sayano-altae-istoki-i-etnokultumye-vzaimosvyazi
19. Бира Ш. К изучению истории культа Тенгри у монголов// Доклад, прочитанный на 29-ой Сессии Постоянной Международной конференции алтаистики 15—21 сентября 1986г. - Ташкент., 1986. - 256 с.
20. Бичурин Н.Я. Китайские известия о народах Центральной и Средней Азии в древнейшее время. — М., 1955. - 345 с.
21. Гаджиева Н.З. Тюркские языки // Лингвистический энциклопедический словарь. - М.: Сов. энцикл., 1990. - 432 с.
22. Гантуяа М. Философское осмысление понятия «тэнгэр». (Тэнгэризм и монголы). - Улан-Батор: ИАЛИГ, 2011. - 465 с.
23. Гумилев Л.Н. Древние тюрки. - М.: Товарищество «Клышников, Комаров и К», 1993. - 460 с.
24. Гумилев Л.Н. История народа хунну. - СПБ, 1990. - 224 с.
25. Гумилев Л.Н. Тысячелетие вокруг Каспия.- Баку, 1991. - 545 с.
26. Дерфер Г. О языке гуннов //Зарубежная тюркология. - М., 1986. - 29 с.
27. Джикиев А. Традиционные туркменские праздники, развлечения и игры (на материале южного и Восточного Туркменистана). Под ред. Ш. Аннаклычева. - Ашхабад: Ылым, 1983. - 256 с.
28. Древнетюркский словарь. - Л., 1969. - 253 с.
29. Дьяконова В.П. Погребальный обряд тувинцев как историко­этнографический источник. — Л., 1975. - 411 с.
30. Жаксылыков А.Ж. Художественный перевод и литературный процесс. Учебное пособие. - Алматы: Тацбалы, 2013. - 187 с.
31. Зарегистрирована первая тенгрианская религиозная организация // Международный фонд исследования Тенгри, 22.04.2019.
32. Захаров Б.А. О тенгрианстве - исконной религии ойратов // Интернет-ресурс. http : //www.nutug.ru/kulitura/zaharov5 .htm
33. Иткулова Л.А. Нравственный выбор в башкирской сказке (философско-мировоззренческий анализ). - Уфа: РИО БашГУ, 2002.-443с.
34. Карашев А. Рыцари Тенгри. Какова цена свободы под небосводом? Ч. 1// Новые Лица. - № 28 (20 октября 2017). - Дата обращения 9 января 2020.
35. Кармышева Д.Х. Земледельческая обрядность у казахов // Древние верования и культы народов Средней Азии. Историко-этнографические очерки. Отв. ред. В.Н. Басилов. - М.: Наука, 1986. - 342 с.
37. Катанов Н.Ф. О погребальных обычаях тюркских племен с древнейших времен до наших дней /Известия ОАИЭ. — Казань, 1894. — T.XII. — Вып.2. — С. 130. (репринтное издание). - Казань, 1995. - 334 с.
38. Кляшторный С. Г. Проблемы ранней истории племен турк (ашина) // Новое в советской археологии. - М., 1965.- 544 с.
39. Кляшторный С. Г. Мифологические сюжеты в древнетюркских памятниках // Тюркологический сборник. - 1977. - М., 1981. - 154 с.
40. Кляшторный С. Г. Древнетюркская цивилизация в свете древнейших тюркских текстов // Взаимодействие и взаимовлияние цивилизаций и культур на Востоке - III Всесоюз. конф. востоковедов «Взаимодействие и взаимовлияние цивилизаций и культур на востоке»: Тез. докл. - Душанбе, 1988. - 321 с.
41. Кодар А. Тенгрианство в контексте монотеизма// Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение». - 2008, №1. - 23 с.
42. Кызласов Л.Р. Уюкский курган Аржан и вопрос о происхождении сакской культуры // Советская археология. - 1977, № 2. - 111 с.
43. Кызласов И. Л. Рунические письменности евразийских степей. - М.: Восточная литература, 1994. - 229 с.
44. Литвинский Б.А. Исторические судьбы восточного Туркестана и Средней Азии (проблемы этнокультурной общности) // Восточный Туркестан и Средняя Азия. - М., 1984. - 521 с.
45. Литвинский Б.А. Семантика древних верований и обрядов памирцев // Средняя Азия и ее соседи в древности и Средневековье (история и культура). - М.: Наука, 1981. - 132 с.
46. Лобачева Н.П. Из истории верований и обрядов. Огонь в свадебном комплексе хорезмийских узбеков (по материалам середины ХХ века). // Этнографическое обозрение. - М., 2001 - № 6. - 283 с.
47. Лобачева Н.П. К истории календарных обрядов у земледельцев Средней Азии //Древние верования и культы народов Средней Азии. Историко-этнографические очерки. Отв. ред. В.Н. Басилов. - М.: Наука, 1986. - 133 с.
48. Малявкин А.Г. Уйгурские государства в 1Х-Х11в. — М., 1983. - 222 с.
49. Малов С.Е. Памятники древнетюркской письменности. — М.-Л., 1951. - 499 с.
50. Мижит Э.Б. Традиционная космология как смысло-полагающий стержень тувинской культуры. //Тезисы Международного симпозиума «Письменное наследие тюрков». - Кызыл: ТИГИ РТ, 2003. - 100 с.
51. Мифологический словарь. - М., 1990. - 144 с.
52. Мифы народов мира. Энциклопедия в 2-х томах. - М.: Сов. энцикл., 1992, т. 2 - 500 с.
53. Негмати А.Н. Земледельческие календарные праздники древних таджиков и их предков. - Душанбе: Дониш, 1989. - 438 с.
54. Неклюдов С. Ю. Мифология тюркских и монгольских народов (Проблемы взаимосвязей) // Тюркологический сборник. - М., 1981. - 274 с.
55. Неклюдов С.И. Тенгри //Мифология. -М., 1998. - 66 с.
56. Нуржанов А.А. Тенгрианство как культ, духовные символы
тюркоязычных народов эпоху средневековья -
https://articlekz.com/article/10816
57. Осмонова Н.И. Символическая вселенная кочевника (на примере тенгрианства) // Пятые Торчиновские чтения. Философия, религия и культура стран Востока: межд. научн. конф. - СПб, 2008. - 112 с.
58. Попов И. Н. Тюрко-монгольские религии (тенгрианство) // Справочник всех религиозных течений и объединений в России. — 2016.-222 с.
59. Потанин Г. Н. Ерке. Культ сына неба в северной Азии. Материалы к турко-монгольской мифологии. Томск, 1916 (репринтное издание). - Томск, 1991. - 322 с.
60. Потапов Л. П. Алтайский шаманизм. - Л., 1991. - 45 с.
61. Потапов Л. П. Некоторые данные о древнетюркском otukan // Советское востоковедение. - 1957. - №1. - 122 с.
62. Потапов Л. П. Тюркские народы Южной Сибири // История Сибири. - т.1. - Л., 1968. - 45 с.
63. Потапов Л. П. Умай - божество древних тюрков в свете этнографических данных // Тюркологический сборник, 1972. - М., 1973. - 211 с.
64. Потапов Л. П. Древнетюркские черты почитания Неба у саяно­алтайских народов // Этнография народов Алтая и Западной Сибири. - Новосибирск, 1978. - 437 с.
65. Потапов Л. П. «Йер суб» в орхонских надписях // Советская тюркология. - 1979. - № 6. - 143 с.
66. Поэзия древних тюрков (XVI - XII вв.). - М., 1993. - 100 с.
67. Религии мира. Энциклопедия. Т.6. - М., 1996. - 433 с.
68. Сарыгулов Д. И. (англ.) русск.. Тенгрианство и глобальные проблемы современности. — Бишкек: Фонд Тенгир-Ордо, 2002. -300с.
69. Скрынникова Т.Д. Харизма и власть в эпоху Чингиз-хана. - М., 1997. - 78 с.
70. Стеблева И. В. К реконструкции древнетюркской религиозно­мифологической системы // ТС. - М., 1972. - 280 с.
71. Стеблева И.В. Поэтика древнетюркской литературы и ее трансформация в ранне-классический период. - М., 1976. - 655 с.
72. Тахо-Годи А.А. Эрлик // Мифы народов мира в 2-х томах. Т. 2 - М.: Сов. Энциклопедия, 1988. - 188 с.
73. Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири / Под. ред. И.Н. Гемуева. — Новосибирск, Академия Наук СССР, Сибирское отделение института истории филологии и философии. - 1988. -261 с.
74. Урбанаева И. С. Центральноазиатский шаманизм: философские, исторические, религиозные, экологические аспекты (Мат-лы междунар. науч. симпоз., 20-26 июня 1996 г., Улан-Удэ - оз. Байкал). - Улан-Удэ., 1996.-168с.
75. Урбанаева И. С. Эзотерические смыслы учения о Тэнгэри и боо- мургэл // Современность и духовно-философское наследие Центральной Азии. - Улан-Удэ: БНЦ СО РАН, 1997. - 68 с.
76. Урбанаева И. С., Урханова Р. А. Философия центральноазиатского шаманизма: эзотерический ключ к пониманию тэнгрианства // Гуманитарная наука в России: Соросовские лауреаты. Философия. Психология. - М., 1996
77. Федорова Е.В. Эпическое наследие как источник определения места и времени возникновения мировоззрения Тенгри. // Материалы Международной научно-практической конференции «Эпическое наследие - реликтовый дух Алтайских народов». - Бишкек, 2007. - 146 с.
78. Фельдман В.Р. // Их Хуралд оролцогсдын анхааралд: Энэхуу эмхэтгэлд Олон Улсын Монголч Эрдэмтний 9 Их Хурлын илтгэлуудийн 276 товчлолыг оруулав. Харин хугацаандаа ируулээгуй товчлолыг энэхуу эмхэтгэлд хэвлуулж чадсангуй. - Улан-Баатор, 2006. - 214 с.
79. Хагдаев В.В. Шаманизм и мировые религии. — Иркутск, 1998. - 433 с.
80. Хомушку О.М. Религия в культуре народов Саяно-Алтая: Монография. - М.: Изд-во РАГС, 2005. - 190 с.
81. Цыбульский В.В. Лунно-солнечный календарь стран Восточной Азии. — М., 1987.- 222 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ