Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Сравнительный анализ традиционного костюма тувинцев с тюрко-монгольскими народами

Работа №16361

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы76
Год сдачи2016
Стоимость5970 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1136
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ТРАДИЦИОННОГО КОСТЮМА 6
1.1. Понятие и сущность традиционного костюма 6
1.2. История и классификация традиционной одежды тюрко-монгольских народов:
а) тувинский костюм 9
б) бурятский костюм 24
в) монгольский костюм 33
г) алтайский костюм 38
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 47
2.1. Эскизный проект 47
2.2. Технология изготовления традиционного костюма тувинцев и алтайцев 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 73


Тема исследования определяется местом, которое занимает одежда в традиционной культуре, и тем интересом, который проявляют к ней не только культурная, но и социальная антропология, как к системе, в которой нашли отражение представления человека традиционного общества о мире и о себе.
Традиционный костюм является выразителем религиозных представлений народа об окружающем мире, его этнического самосознания и этническим определителем категорий «свой» - «чужой». В данной дипломной работе традиционный костюмный комплекс тюрко-монгольских костюмов и будет исследоваться как дифференцирующий маркер: с одной стороны, внутри общности.
Основную функцию защиты человека от негативного воздействия на окружающей среды, несла традиционная одежда. Жилье для кочевника, естественно, имело значение, но зависимость от жилья носителя культуры была незначительной. В самый лютый мороз животновода и охотника спасали одежда и огонь.
Традиционная одежда тувинцев представляет собой комплекс специального военного обмундирования, который изначально создавался как средство, облегчающее эффективное применение лука и иного оружия воином, перемещающимся верхом на коне. Можно сказать, что конь, война и агрессивное воздействие среды обитания создали традиционную одежду тувинцев. Одежда в зависимости от сезона производилась из шкур, защищая от мороза, либо из кожи и тканей - в летнее время. Летняя одежда не отличалась большим разнообразием и эффективностью, зимняя была не просто функциональна, но и по-своему эффектна .
Актуальность исследования: сохранение и консолидация национальной культуры тюркских народов и народов Монголии. В настоящее время всё ощутимее становится интерес к традиционной материальной культуре малых народов и, в немалой степени, к этнокультуре тувинцев, алтайцев, бурятов и народов Монголии.
Возобновление традиций изготовления национального костюма- сложный процесс, зародившийся сравнительно недавно и динамично развивающийся в настоящее время. Некоторые народы традиционную одежду нередко одевают по праздникам. Традиционный костюм становится символом возврата к старой культуре, к своим истокам.
В коллекциях мировых дизайнеров в настоящее время все чаще присутствуют этнические мотивы народов Азии, которые представляют интерес элементами кроя, цвета, орнамента. Рост влияния элементов народного костюма на развитие формообразования и дизайна современной одежды является общей тенденцией, характерной для большинства стран с развитой индустрией моды.
Территория, на которой в последние века жили тувинцы- урянхайцы, была защищенной со всех сторон высокими горами Саянских хребтов. Такая замкнутость способствовала общности населения, длительному сохранению этнических (племенных, родовых, локальных) традиций в культуре.
Развитие национального костюма является неотъемлемой частью культуры народа. Очень важно, чтобы наш национальный костюм сохранился в таком виде, в каком был несколько столетий назад. Для этого необходимо изучить, и расширить научное обоснование сохранения духовной и материальной культуры тувинцев.
Смена приоритетов и целей образования, авторитаризма, жестко централизованной модели школьного управления, происходящие в течение последних лет, вызвали необходимость поисков как нового научного подхода к содержанию образования, так и новых аспектов методического обеспечения обучения и воспитания.
Цель исследования: изучение народного костюма в традиционной культуре тувинцев, определение семантики и художественно-эстетической специфики костюма.
Объект исследования: традиционный костюм в культуре тюрко-монгольских народов.
Предмет исследования: технология изготовления и сравнительно-сопоставительный анализ нарядов.
Гипотеза: возрождение, сохранение и изучение традиционного костюма тувинцев, а также тюрко-монгольских народов, интерес к традиционным технологиям костюмов, а также развитие творческих способностей учащихся, формирование уважительного отношения к истории и мировоззрению предков.
Задачи:
1) Раскрыть общие сведения традиционных костюмов нескольких народов.
2) Проектирование традиционных костюмов тувинцев и алтайцев.
3) Изготовление традиционных костюмов тувинцев и алтайцев.
Теоретической основой выпускной квалифицированной работы являются научные труды С.И.Вайнштейна, М.О.Сиянбиль, Л.В.Санжеевой, Е.П.Потаповой, Р.Д.Бадмаевой.
Методы исследования:
1) Метод анализа.
2) Метод сравнения.
3) Описательный метод.
4) Иллюстративный метод.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Данная дипломная работа была посвящена теме « Традиционный костюм тувинцев и тюрко-монгольских народов, для обеспечения внеклассных занятий в общеобразовательных школах».
Нами был сделан технология изготовления и сравнительно¬сопоставительный анализ, собран большой теоретический материал по теме. Были изучены общие сведения традиционных костюмов нескольких народов.
Этнический костюм тюрко-монгольских народов формировался на протяжении последних тысячелетий и представлял собой стилистически и функционально завершенные комплексы, состоящие из одежды, обуви и украшений. И в наши дни представляет с собой интерес не только с художественной, но и с исторической, этнографической, социологической и научной точки зрения. Народный костюм - важная часть традиционной материальной культуры. И эта часть народного искусства отличается высокой художественностью и разнообразием. Мастерство, с которым женщины пряли, ткали, вышивали, сохраняя вековые традиции, удивляют всех, кто хотя бы раз соприкоснулся с народным костюмом.
По цветовой гамме, самыми нарядными считались одежды из красной ткани. Но так как раньше большинство жили не роскошной, а совсем простой жизнью, было трудно достать ткань красного цвета, в основном носили только богатые. Чёрный цвет применялся, как правило, для обогащения и усиления звучания основных тонов. Самые распространенные цвета- белый, черный, серый, желтый, зеленый, красный, синий, коричневый. Они выражают характеристику явлений, предметов, людей, эмоциональное состояние, нравственные категории.
Нами была сделана работа по исследованию традиционного национального женского халата «тон» тувинцев, а также тон алтайского народа. Нужно отметить, что костюм тувинцев состоял из халата «тон» и пояса, а костюм алтайцев состоял из халата «тон» и безрукавки «чегедек».
Сочетание всех деталей женского костюма: цветовая гамма, отделки, подчеркивающие женственность.
В данной работе спроектирован традиционный костюм тувинцев и алтайцев. Были разработаны эскизы национальных халатов «тон» двух народов, сделан выбор моделей, которые соответствуют всем требованиям к предъявляемым костюмам. Построен чертеж конструкции халата. Разработана технологическая последовательность, художественный рисунок.
Конструкция халата проста, целесообразна, удобна, комфортна.
Была унифицирована технология при соединении воротника с изделием и соединение подклада с изделием.
По результатам сравнительно-сопоставительного изучения национальной одежды народов Азии оказалось, что они удивительно близки. Взаимопроникают и дополняют друг друга, представляя собой некое сбалансированное единство, где каждый костюм следует рассматривать не по отдельности, а в тесной взаимосвязи с духовной и традиционной культурами. Культура каждого этноса складывалась веками. Отражение мировоззрения, эстетики и характера народа можно найти в его костюме.
Но и национальные различия не могли не сказаться в одежде. Вариации в костюмах разных народностей касаются конструкции, цветовой гамме, покроя, формы.
Таким образом изучая национальные костюмы, видишь перед собой как бы овеществленную историю народа, историю его культуры. Изготовление одежды с давних пор считалось искусством. Было много подлинных мастеров, славившихся своими золотыми руками, причем одежду шили не только женщины, но и мужчины. Овладение истории одежды, вариаций и типов в рамках одной нации у разных народностей помогает лучше понять процесс развития культуры, в особенности народного искусства, вносит ценный вклад в этнографические исследования. Современные мастера, народные умельцы, опираясь на богатые традиции традиционного костюма, используют все лучшее, что дошло до нас из глубины веков, создают новые образцы национальных одежд.
В данной выпускной квалификационной работе проведена большая практическая работа, в результате чего, цели и задачи исследования были достигнуты.



1. Бадмаева Р.Д. Бурятский народный костюм. Улан - Удэ, 1987.
2. Базарова Ц.Б. Национальная одежда агинских бурят: лексико-семантический аспект. Улан - Удэ: Изд-во БГУ, 2003.
3. Богословская И.В. Национальный костюм национальное самосознание: Проблемы науки о костюме // Этнографическая наука и этнокультурные процессы / Сб ст. - М.: МАД, РАИ, 1993.-93с.
4. Вайнштейн С.И. Мир кочевников Центра Азии.- М. 1991.
5. Вайнштейн С.И. Тувинцы-тоджинцы // историко-этнографические очерки / Изд.Восточной лит-ры, 1961 г.
6. Вайнштейн С.И. Проблема происхождения и формирования хозяйственно-культурного типа кочевых скотоводов умеренного пояса Евразии.- М., 1973
7. Викторова Л.Л. Монголы. Происхождение народа и истоки культуры. М.1980.
8. Гаджиева С.Ш. Одежда народов Дагестана.- М.; 1981
9. Галданова Г.Р. Закаменские буряты. Новосибирск, 1992
10. Герасимова, Г.Р. Галданова, Г.Н. Очирова. Традиционная культура, 2000 — Традиционная культура бурят / K.M. Улан-Удэ, 2000.-48-49с.
11. Даржаа В. Традиционные мужские занятия тувинцев. Том 1- М.2013
12. Давлэт М.А. «Петроглифы на кочевой тропе». - М.; 1982г.
13. Донгак Ч.С. Цветовая символика в культурое тувинских кочевников.// Становление и развитие науки в Туве (материалы Международной конференции посвященные 70-летию тувинской письменности, 12-14 сентября). - Кызыл, 2000.
14. Дыртык-оол А.О. Тувинский женский костюм.- Кызыл: Типография КЦО «Аныяк», 2014.- 3с.
15. Дьяконова В.П. Материалы по одежде тувинцев (по полевым материалам 1958).// Труды Тувинской комплексной археолого-этнографической экпедиции. - М., 1960.
16. ДьяконоваВ.П. Погребальныйобрядтувинцев как историко-этнографический источник. Л., 1975.
17. Жамбалова С.Г. Традиционная охота бурят. Новосибирск, 1991
18. Зайцева Е.П. Алтайский национальный костюм // Одежда и обувь / Под ред.А.А.Поом.- Горно-Алтайск: Горно-Алтайское отделение Алтайского книжного издательства, 1990.-60
19. Каган М.С. Системный подход и гуманитарное знание / Избранные статьи.-Л., 1991.-384с.
20. Киреева Е.В. История костюма. Европейские костюмы от античности до XX в. М., 1970
21. Курбатский Г.Н. Тувинцы в своем фольклоре. - Кызыл, 2001
22. Мерцалова М.Н. Очерки по истории костюма.- изд. «Искусство» 1972.-9с.
23. Мижит Э.Б. Древняя тувинская космология и тенгрианство.// Тенгрианство и эпическое наследие народов Евразии: истоки и современость. Материалы III Международной научно-практической конференции, 1-3 июля 2011г., г. Кызыл-Абакан, 2011.
24. Мижит Л.С. Образ Тэнгри в традиционном мировоззрении древних тюрков.// Тенгрианство и эпическое наследие народов Евразии: истоки и современость. Материалы III Международной научно¬практической конференции, 1-3 июля 2011г., г. Кызыл.-Абакан. 2011.
25. Михайлов Т.М. Бурятский шаманизм. Новосибирск, 1987.
26. Нанзатов Б.З. Пространство в традиционной культуре монгольских народов // Ин-т монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН.- М.: Вост.лист.,2008-341
27. Попова Э.Л., Октябрьская И.В., Сагалаев А.В., Усманова М.С. Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири. Пространство и время. Вещный мир./ -Новосибирск, 1988.
28. Потапов Л.П. Мифы алтае-саянских народов как исторический источник// Вопросы археологии и этнографии Горного Алтая. - Горно-Алтайск, 1983.
29. Потапов А.П. Очерки народного быта тувинцев.- М., 1969
30. Радлов В.В. Опыт словарь тюркских наречий. - СПб., 1988.
31. Родевич В. Очерки Урянхайского края.// Урянхай. Тыва дептер в 7т. Т.3: Урянхайский край. Тувино-русские отношения (нач.XVП- нач.ХХ)./ сост. С.К. Шойгу.-М., 2007.
32. Санжеева Л.В. Модель мира в традиционной культуре бурят XIX-XX вв./ Л.В.Санжеева.-СПб.: Астерион, 2006.-88-196 с.
33. Сат-Бриль Л.Ш. Традиционная верхняя одежда тувинцев// Культура тувинцев: традиция и современность.- Кызыл, 1988.
34. Сиянбиль М., Сиянбиль А. Традиционный тувинский костюм (История.Символика). - Кызыл, 2000.
35. Содномпилова М.М. Мир в традиционном мировоззрении и практической деятельности монгольских народов. // Изд-во БНЦ СО РАН.: 2009 г
36. .Суразаков С.С. Героическое сказание о богатыре Алтай Бучуу.- Горно-Алтайск, 1961.
37. Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири. Пространство и время. Вещий мир.-Новосибирск, 1988.
38. Ядамсурен У. Народный костюм МНР.- Улан-Батор, 1967.
39. Яковлев Е.К. Этнографический обзор инородческого населения долины Южного Енисея.// Урянхай. Тыва дептер в 7т. Т.5: Урянхайский край: от Урянхая к Танну-Туве./ сост. С.К. Шойгу.-М., 2007.
40. Алтайский национальный костюм
http://cyberleninka.ru/article/n/altayskiy-natsionalnyy-kostyum-kak-
istochnik-esteticheskogo-pereosmysleniya(электронные ресурсы)
41. Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat http://www.dissercat.com/content/khakasskii-kostyum-y- khudozhestyennom-prostranstye-traditsionnoi-kultury#ixzz46OgqnZTm
(электронные ресурсы)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ