Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МУЖСКОЕ И ЖЕНСКОЕ В РЕЛИГИОЗНОЙ ЖИЗНИ КОРЕННОГО НАСЕЛЕНИЯ ЮЖНОЙ СИБИРИ

Работа №88973

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

археология

Объем работы70
Год сдачи2021
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
204
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Глава 1. Этнологическая характеристика коренного населения Южной
Сибири 13
1.1. Коренные народы Южной Сибири: языковая принадлежность и
антропологическая характеристика 13
1.2. Хозяйственно-культурная специализация коренного населения Южной
Сибири 19
1.3. Особенности традиционной религиозной жизни коренных сообществ
Южной Сибири 24
Глава 2. Гендер как метод исследования традиционных обществ 36
2.1. История формирования гендерных исследований в этнологии 36
2.2. Понятие «гендер» в контексте традиционной культуры коренных народов
Южной Сибири 38
Глава 3. Мужские и женские роли в религиозной жизни коренного населения Южной Сибири 42
3.1. Мужчины и мужские роли 42
3.2. Женщины и женские роли 46
Заключение 52
Список использованных источников и литературы 55
Приложение 62


Южная Сибирь является сравнительно небольшой территорией, расположенной на юго-востоке Российской Федерации и представленной преимущественно гористой местностью с чередующимися горными хребтами (Алтайские горы, Салаирский кряж, Кузнецкий Алатау, Западный и Восточный Саяны) и межгорными котловинами (Тувинская и Минусинская котловины).
Южная Сибирь включает несколько регионов, в числе которых два края - Алтайский и Забайкальский, две области - Иркутская и Кемеровская, и четыре республики - Алтай, Бурятия, Хакасия и Тыва. С этнологической точки зрения, перечисленные регионы довольно разнообразны: здесь одновременно
проживают коренные и пришлые народы. К коренному населению Южной Сибири относятся северные и южные алтайцы, тофалары, шорцы, буряты, хакасы, тувинцы и тоджинцы, которым удалось сохранить в практически неизменном виде многие традиции, связанные с хозяйственной, общественной и религиозной жизнью.
Под влиянием традиций складывается мировоззрение народа, которое отражает восприятие им различных элементов существующей реальности, окружающих объектов. В мировоззрении закрепляются такие важные аспекты жизнедеятельности, как, например, модели поведения мужчин и женщин в обществе, основанные на существующих гендерных стереотипах, которые формируют определенные отношения не только к каждому отдельному гендеру, но и между ними.
Актуальность исследования гендерного аспекта в религиозной жизни коренного населения Южной Сибири обуславливается существованием в традиционном обществе определенных стереотипов, на основании которых складываются модели поведения мужчин и женщин. Гендерные стереотипы коренных народов формировались на протяжении веков под влиянием традиций и различных процессов, происходящих в окружающем мире. Современные глобализационные процессы изменяют представления о гендерных ролях, стереотипах и моделях поведения мужчин и женщин. Коренные народы, как неотъемлемая часть мирового сообщества, находятся под влиянием этих процессов, однако вследствие крайней приверженности традициям они продолжают сохранять практически неизменными представления о гендерных ролях.
Гендерные стереотипы отражаются абсолютно на всех сферах жизни общества, в том числе на религиозной. Религия коренных народов Южной Сибири представляет собой весьма специфичный комплекс - различные культы, объектом почитания которых являются духи, населяющие окружающее пространство, шаманизм, бурханим (белая вера). За мужчинами и женщинами на основании традиций закрепляются определенные роли и соответствующие им обязанности. Роль каждого отдельного гендера определяется изучением религиозной жизни во всех ее проявлениях.
Объектом исследования является религиозная жизнь коренного
населения, проживающего в Южной Сибири.
Предметом - закрепленные в традиционном обществе коренных народов Южной Сибири социальные роли и профессиональные навыки, а также различные ритуальные действия, связанные с культовой и обрядовой практикой и совершаемые отдельными представителями этих народов.
Цель исследования: выявить гендерные роли, закрепленные в традиционной религиозной жизни коренного населения Южной Сибири.
Задачи исследования состоят в следующем:
1. Охарактеризовать коренное население, проживающее в Южной Сибири, с учетом основных этнологических характеристик;
2. Определить историю формирования и значение понятия «гендер» в контексте жизни коренных народов;
3. Описать религиозные воззрения коренных народов;
4. Выявить существующие гендерные роли и их значения в религиозной жизни коренного населения Южной Сибири.
Историографический обзор. Изучение жизни коренного населения Сибири началось еще в XVI - XVII вв. Первые экспедиции, руководителями которых были выдающиеся научные деятели, привнесли в развитие этнологических исследований этого региона важный фактический материал, который использовался в дальнейшем для построения более целостной картины жизни народов. Лишь во второй половине XIX в. стали появляться комплексные исследования, связанные с деятельностью Императорского Русского Географического общества, которое стимулировало становление этнологии в качестве научной дисциплины.
На ранних этапах развития этнологических исследований в Сибири гендерный аспект в жизни коренных народов в работах практически не рассматривался. В некоторых наиболее комплексных исследованиях, посвященных описанию жизни коренного населения Южной Сибири, имелась информация о гендерных ролях, которые играют мужчины и женщины, в частности в религиозной жизни. Этнологи стали серьезнее заниматься гендерными исследованиями лишь несколько десятилетий назад. Современные исследования гендерных аспектов в жизни коренных народов особое внимание уделяют женщине и изучают занимаемое ей положение в обществе в соответствии с мировоззрение коренных народов Южной Сибири.
К наиболее ранним исследованиям, посвященным комплексному изучению жизни коренного населения Южной Сибири, относятся работы Н.П. Дыренковой «Отражение борьбы материнского и отцовского начала в фольклоре телеутов и кумандинцев» и Л.П. Потапова «Народы Южной Сибири» . Далее следует коллективная монография «Народы Сибири» под редакцией М.Г. Левина и Л.П. Потапова, в которой собраны и описаны этнологические материалы, связанные с жизнью коренных народов, проживающих в Сибири. В работе освещаются многие аспекты жизни бурят, алтайцев, хакасов, тувинцев, шорцев и тофаларов.
В работе «Тувинцы-тоджинцы: историко-этнографические очерки» С.И. Вайнштейн дает описание жизни тувинцев-тоджинцев на основании архивных и музейных источников и материалов, собранных самим автором в ходе экспедиций. В работе «Кумандинцы: историко-этнографический очерк» Ф.А. Сатлаев обобщает информацию о кумандинцах, акцентируя внимание на религиозной жизни, в частности на существовании в обрядовых практиках кумандинцев гендерного аспекта.
В работе «Традиционные черты народной культуры алтайцев (XIX - начало XX в.)» Е.М. Тощакова описывает традиционную культуру алтайцев в дореволюционный период. Автора рассматривает некоторые элементы традиционной жизни коренного народа, при этом уделяет особое внимание погребальной обрядовой практике.
В работе Н.А. Алексеева «Шаманизм тюркоязычных народов Сибири» подробно характеризуются мировоззренческие представления, свойственные шаманизму, и описываются получение шаманского дара и совершение шаманской практики. Н.А. Алексеев также неоднократно упоминает женский шаманизм, как явление в религиозной жизни коренных народов Сибири.
В работе «Тофы: Историко-этнографический очерк» Л.В. Мельникова дает комплексное описание жизни тофаларов - одного из самых малочисленных коренных народов Южной Сибири. Автор характеризует в основном хозяйственную и религиозную жизнь этого народа.
В работе Н.А. Тадиной «Алтайская свадебная обрядность (XIX - XX вв.)» описываются традиционные свадебные обряды, указываются роли, которые играют мужчины и женщины в процессе их проведения. В работе «Обряды в традиционной культуре бурят» описывается обрядовая практика народа, связанная с ключевыми событиями в жизни, и выявляются роли, закрепленные за мужчинами и женщинами в процессе совершения религиозных действий.
В статье С.П. Тюхтеневой «Женщины-шаманки у алтайцев» акцентируется внимание на роли женщины в шаманской практике. Статья входит в сборник «Женщина и возрождение шаманизма: постсоветское пространство на рубеже тысячелетий», посвященный изучению роли женщины в процессе «возрождения шаманизма» на современном этапе развития коренных народов Сибири и других регионов, где имеются подобные тенденции в религиозной жизни.
В статье И.И. Назарова «Духи-покровители жилища в представлении кумандинцев» описываются традиционное жилище кумандинцев и духи его населяющие, упоминаются различные запреты, существующие для кумандинок, что дает представление о роли женщины в этом обществе.
В статье Е.А. Бельгибаева «Традиционные религиозно-мифологические представления северных алтайцев об окружающем мире» дается описание основным духам, которые почитаются алтайцами, а также делается их разделение на мужских и женских.
В коллективной монографии «Тюркские народы Сибири» под редакцией Д.А. Функа и Н.А. Томилова представлено описание жизни коренных народов Сибири тюркского происхождения. Работа является своеобразным дополнением монографии М.Г. Левина и Л.П. Потапова и включает материалы о жизни народов, полученные в результате более поздних исследований.
В работе В.Я. Бутанаева «Очерки истории Хакасии (с древнейших времен до современности)» дается описание жизни хакасов. В работе автор помимо составления этнологической характеристики народа уделяет особое внимание его истории, что позволяет ему рассмотреть изменения, которые произошли в жизни хакасов с момента их появления до современности.
В работе «Традиционные знания коренных народов Алтае-Саянского экорегиона в области природопользования: информационно-методологический справочник» под редакцией И.И. Назарова дается характеристика хозяйственно-культурной специализации алтайцев, тувинцев и хакасов, исходя из природно-климатических условий региона проживания. Кроме того, в справочнике также описывается религиозная жизнь народов.
В работе Л.И. Шерстовой «Бурханизм: истоки этноса и религии» рассматривается религиозная жизни алтайцев, представленная бурханизмом. Автор описывает основные события в жизни народа, связанные с этим религиозным воззрение.
В статье А.С. Мишуковой «Гендерные роли женщины в традиционной кочевой культуре» дается описание мировоззренческих представлений кочевых народов о гендерных стереотипах, закрепляющих за мужчинами и женщинами этих обществ соответствующие модели поведения. Особое внимание автор статьи уделяет положению женщины и выполняемым ей функциям в традиционном обществе.
В статье Ж.В. Посконной «Традиционное мировоззрение алтайцев: культ воды и феномен жизни» рассматриваются вода, как объект почитания, и духи, которые в представлении алтайцев олицетворяются с хозяйкой воды. Ж.В. Посконная также описывает культовую практику, связанную с почитанием этих духов.
В статье Л.С. Ефимовой, Т.В. Иларионовой и Н.В. Афанасьева «От-эне как символ счастья и хранительница рода у алтайских народов Сибири» рассматривается дух счастья и хранитель рода в представлении алтайцев, традиционно олицетворяемый с женщиной, что подчеркивает ее значимость в религиозной жизни.
Проанализировав работы по теме, можно сказать о недостаточной изученности гендерного аспекта в религиозной жизни коренного населения Южной Сибири. В этнологической науке имеются как комплексные исследования религиозной жизни народов, не затрагивающие, однако гендерные роли, закрепленные в традиционном обществе, так и исследования, в которых присутствует описание гендерных стереотипов, которые дифференцируют в основном хозяйственную жизнь народов на исключительно мужские и исключительно женские обязанности.
Обзор источников. Источниками для настоящей работы служат исследования, преимущественно описательного характера, составленные учеными в конце XIX - начале XX вв. на основе материалов, полученных в ходе академических экспедиций. Описанию традиционного уклада жизни бурят посвящены работы М.Н. Хангалова и И.И. Серебренникова . Описанию уклада жизни тувинцев - работы В.В. Радлова , Г.Н. Потанина , А.В. Адрианова и Г.Е. Грумм-Гржимайло . Исследованием жизни алтайцев в этот период занимались Г.М. Потанин , А.В. Анохин и В.И. Вербицкий .
Теленгиты, телеуты, кумандинцы, челканцы и тубалары в основном рассматривались в составе алтайцев. Многие из указанных исследователей занимались также изучением традиционного уклада жизни шорцев, хакасов и тофаларов. В ходе экспедиций исследователями были собраны комплексные фольклорные и этнологические материалы, представляющие собой важный источник информации о жизни коренных народов Южной Сибири.
Хронологические рамки исследования охватывают период со второй половины XIX в. до современности. Нижняя граница обозначенных временных рамок - вторая половина XIX в. - характеризуется появлением первых исследований, связанных с изучением жизни коренных народов, проживающих в Южной Сибири. Верхняя граница - современность - характеризуется продолжением исследований в этой области, расширением тематики исследований, в которых затрагивается гендерный аспект жизни.
Территориальные рамки охватывают несколько регионов Российской Федерации: Алтайский край, Республику Алтай, Кемеровскую область,
Республику Хакасию, Республику Тыву, Иркутскую область, Республику Бурятию и Забайкальский край. Перечисленные регионы составляют более крупное территориальное объединение - Южную Сибирь с проживающими на ней коренными народами.
Методы и методология исследования. В исследовании используется комплекс методов, включающий общенаучные и специально-исторические методы. К общенаучным методам относятся анализ, синтез, индукция, дедукция и обобщение, к специально-историческим - сравнительно-исторический и историко-типологический методы. Сравнительно-исторический метод используется при описании жизни коренных народов Южной Сибири и выявлении сходных и различных признаков в этнологической характеристике * * народов, их хозяйственной и религиозной деятельности. Историко¬типологический метод используется при описании религиозной жизни коренных народов и выделении в ней мужских и женских ролей со свойственными признаками, определяющими основные функции. Методология исследования включает используемое в научной и исследовательской литературе определение понятия «гендер», как совокупности психологических, социальных и культурных различий между мужчинами и женщинами, противопоставленная биологическим различиям.
Новизна исследования заключается в сравнительном изучении гендерного аспекта в традиционной религиозной жизни коренного населения Южной Сибири. До сих пор гендерные исследования затрагивали жизнь лишь отдельных коренных народов. Настоящая работа представляет комплексное исследование, описывающее и сравнивающее гендерные роли, закрепленные в традиционном обществе, и их значение в религиозной жизни коренного населения Южной Сибири.
Структура исследовательской работы. Настоящая работа состоит из трех глав. Первая глава «Этнологическая характеристика коренного населения Южной Сибири» посвящена описанию коренных народов и их жизни. Этнологическая характеристика производится по таким параметрам, как антропологическая характеристика, языковая принадлежность, хозяйственно¬культурная специализация, религиозная жизнь. Вторая глава «Гендер как инструмент исследования традиционных сообществ» посвящена истории формирования гендерных исследований и изучению понятия гендер в контексте мировоззрения коренных народов Южной Сибири. Третья глава «Мужские и женские роли в религиозной жизни коренного населения Южной Сибири» посвящена описанию мужских и женских ролей, закрепленных в традиционной религиозной жизни коренных народов


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Традиционная культура коренных народов, проживающих в Южной Сибири, является частью мировой культуры. Соответственно, все те тенденции, которые свойственны общемировой культуре, отражаются и в обществе исследуемых народов. В первую очередь это тенденции, связанные со смещением гендерных ролей, в частности в религиозной жизни народов.
Гендерная дифференциация в обществе существует с древнейших времен. Однако сегодня она уже не является настолько радикальной, как это было первоначально. Мужчины и женщины, не боясь осуждений или наказаний, которые вполне могут последовать со стороны других членов общества, занимаются теми видами деятельности, которые возможно не приписаны им в соответствии с их гендерной принадлежностью. В этом отношении коренные народы не являются исключением, несмотря на сильное влияние традиций на их культуру и мировоззрение.
На протяжении веков в обществе коренных народов Южной Сибири существовало четкое разделение на мужское и женское, которое касалось всего окружающего пространства, в том числе жилища, предметов, включенных в это пространство, а также выполняемых обязанностей. Такое разграничение связано с занимаемым мужчиной и женщиной положением в обществе и выполняемыми функциями, которые закрепляются под влиянием определенных гендерных стереотипов, сформировавшихся на основании установленных в обществе традиций.
В традиционном обществе мужчина предстает в образе главы рода и семьи, обладающего сильными, волевыми чертами, женщина - в образе хранительницы домашнего уюта и очага, заботливой матери и жены. Из этих установок следует, что за мужчиной и женщиной закрепляются определенные гендерные роли, следовать которым они должны в течение всей жизни. На
обществе традиции, устанавливающие характер
взаимоотношений между мужчиной и женщиной, определенное влияние оказало господство на протяжении длительного периода времени патриархальных отношений.
Являясь неотъемлемой частью общественной жизни народов, религиозная деятельность отражает сложившиеся традиции и происходящие изменения. Это касается преимущественно занимаемых мужчиной и женщиной ролей и соответствующих им обрядовых практик.
В большинстве религиозных воззрений, свойственных коренным народам Южной Сибири, женщина и мужчина обладают равными правами и обязанностями, например, в получении шаманского дара или совершении обрядов, связанных с хозяйственной деятельностью. Однако имеются также обряды, в которых главная роль - исполнителя - отводится мужчине, как главе рода. К таким обрядам относятся свадебные и похоронные. В обрядах, связанных с почитанием духа-хозяина огня, олицетворяемого с домашним очагом, и со скотоводческой деятельностью, главная роль принадлежит женщине, как хранительнице домашнего очага.
Мифологические персонажи, которыми так насыщенно мировоззрение коренных народов, также обладают определенной гендерной принадлежностью. Духи-хозяева и духи-покровители бывают как мужскими, так женскими. Обрядовая практика, направленная на снискание благосклонности духов, может осуществляться любым человеком. Однако имеются некоторые исключения, связанные с духами-покровителями. Если это женский дух, то и поклонение ему совершает женщина, если мужской - мужчина.
При изучении гендерных ролей, закрепленных в религиозной деятельности, невозможно обойтись без более детального рассмотрения положения женщины в культуре коренных народов. Отношение к ней всегда было двойственным. С одной стороны, женщина занимала второстепенное относительно мужчины положение в обществе, выступала в роли жены и 53
занималась исключительно семейными обязанностями, с другой стороны - в культуре многих коренных народов Южной Сибири сложилось уважительное и почтительное отношение к женщине, как к матери и жене. Последнее обстоятельство прослеживается в мировоззрении бурят со свойственным ему культом матери и материнского рода.
В результате изменений, которые произошли в традиционном обществе за последние время, несколько изменилось положение женщины. Об этом свидетельствует факты религиозной жизни, в частности упразднение некоторых запретов, включение женщин в обрядовую практику, которая ранее совершалась исключительно мужчинами.
На основе анализа религиозной жизни коренных народов Южной Сибири, удалось установить роли, которые отводятся мужчине и женщине в этой сфере деятельности. Жесткой гендерной дифференциации не существовало, имелись лишь некоторые ограничения, связанные с установленными в обществе традициями. В настоящее время ограничения продолжают существовать, однако уже не имеют прежнего влияния.


1. Адрианов, А.В. Путешествие на Алтай и за Саяны, совершенное в 1881 году по поручению Императорского Русского географического общества членом сотрудником А.В. Адриановым / А.В. Адрианов. - СПб., 1886. - 422 с.
2. Анохин, А.В. Материалы по шаманству у алтайцев / А.В. Анохин. - Л.: Издательство РАН, 1924. - 248 с.
3. Вербицкий, В.И. Алтайские инородцы: Сборник этнографических статей и исследований / под ред. А.А. Ивановского. - М.: Т-во Скоропечатни А.А. Левенсон, 1893. - 215 с.
4. Грумм-Гржимайло, Г.Е. Западная Монголия и Урянхайский край / Г.Е. Грумм-Гржимайло. - Л., 1926. - Т. 3. - 412 с.
5. Потанин, Г.Н. Очерки Северо-Западной Монголии / Г.Н. Потанин. - СПб.: Типография В.Ф. Киршбаума, 1883. - Вып. IV. - 1025 с.
6. Радлов, В.В. Из Сибири: Страницы дневника / В.В. Радлов. - М.: Наука, 1989. - 752 с.
7. Серебренников, И.И. Буряты, их хозяйственный быт и землепользование / под ред. Н.Н. Козьмина. - Верхнеудинск: Бурят- монгольское издательство, 1925. - Т. 1. - 226 с.
8. Хангалов, М.Н. Сборник сочинений: В 3 т. / Под ред. Г.Н. Румянцева. - Улан-Удэ: Издательство ОАО "Республиканская типография",
2004. - Т. 1. - 508 с.
Литература
9. Алексеев, Н.А. Шаманизм тюркоязычных народов Сибири / Н.А. Алексеев. - Новосибирск: Наука, 1984. - 233 с.
10. Ананидзе, Ф.Р. Некоторые проблемы определения понятия «коренной народ» / Ф.Р. Ананидзе // Юрист-международник: журнал. - 2006. - №2. - С. 19-27.
11. Андриченко, Л.В. КОРЕННЫЕ МАЛОЧИСЛЕННЫЕ НАРОДЫ / Л.В. Андриченко // Большая российская энциклопедия. - Москва, 2010. - Т. 15. - 767 с.
12. Бадмаев, А.А. О водном мире в представлении бурят / А.А. Бадмаев // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. - 2017. - Т. 23. - С. 461-463.
13. Бельгибаев, Е.А. Традиционные религиозно-мифологические представления северных алтайцев об окружающем мире / Е.В. Бельгибаев // Культуры и народы Западной Сибири в контексте междисциплинарного изучения: Сборник музея археологии и этнографии Сибири им. В.М. Флоринского. - 2005. - Вып. 1. - С. 230-234.
14. Барнард, А. Социальная антропология: исследуя социальную жизнь людей / А. Барнард; пер. с англ. и коммент. Ю.А. Артемовой, М.В. Тендряковой. - М.: ИЭА РАН, 2009. - 220 с.
15. Бурнаков, В.А. Кол тайыг - жертвоприношение духу-хозяину озера у северных хакасов - кызыльцев (конец XIX - середина XX века) / В.А. Бурнаков, А.А. Бурнаков // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий: Материалы годовой научной сессии института археологии и этнографии СО РАН. - 2019. - Т. XXIV. - С. 682-686.
16. Бутанаев, В.Я. Воспитание маленьких детей у хакасов / В.Я. Бутанаев // Традиционное воспитание детей у народов Сибири. - 1988. - С. 206¬221.
17. Бутанаев, В.Я. Культ богини Умай / В.Я. Бутанаев // Этнография народов Сибири. - 1985. - С. 93-105.
18. Вайнштейн, С.И. Тувинцы-тоджинцы: историко-этнографические очерки / С.И. Вайнштейн. - М.: Издательство восточной литературы, 1961. - 217 с.
19. Введение в гендерные исследования: Учеб. Пособие для студентов вузов / под общ. ред. И.В. Костиковой. - М.: Аспект Пресс, 2005. - 255 с.
20. Дьяконова, В.П. Персонажи пантеона бурханистов Алтая / В.П. Дьяконова // Сибирский сборник-2. К юбилею Евгении Алексеевны Алексеенко / Отв. ред. Е.Г. Федорова. - 2010. - С. 210-223.
21. Дыренкова, Н.П. Отражение борьбы материнского и отцовского начала в фольклоре телеутов и кумандинцев / Н.П. Дыренкова // Советская этнография. - 1936. - № 6. - С. 101-115.
22. Екеев, Н.В. Движение бурханистов на Алтае в 1904 - 1905 гг. / Н.В. Екеев // Этнографическое обозрение. - 2005. - № 4. - С. 6-21.
23. Екеева, Э.В. Культовая атрибутика в традиционном мировоззрении алтайцев / Э.В. Екеева, Э.А. Белекова. - Горно-Алтайск, 2018. - 120 с.
24. Екеева, Э.В. Традиции семейного воспитания у алтайцев / Э.В. Екеева // Вестник СВФУ. - 2011. - № 3. - С. 103-106.
25. Ефимова, Л.С. От-эне как символ счастья и хранительница рода у алтайских народов Сибири / Л.С. Ефимова, Т.В. Иларионова, Н.В. Афанасьев // Мир науки, культуры, образования. - 2018. - № 4. - С. 475-476.
26. Иванов, С.В. К вопросу о значении изображений на старинных предметах культа у народов Саяно-Алтайского нагорья / С.В. Иванов // Сборник музея антропологии и этнографии. - М., Л.: Издательство АН СССР, 1955. - Т. 16. - С. 165-264.
27. Иванов, С.В. К семантике изображений на старинных бурятских онгонах / С.В. Иванов // Сборник музея антропологии и этнографии. - М., Л.: Издательство АН СССР, 1957. - Т. 17. - С. 95-150.
28. Кимеева, Т.И. Предметы древних родовых культов
дошаманистоского происхождения у телеутов / Т.И. Кимеева // Разыскания: историко-краеведческий альманах. - 1999. - № 5. - С. 108-113.
29. Косьмин, В.К. Влияние монгольского буддизма на формирование и развитие бурханизма на Алтае / В.К. Косьмин // Этнографическое обозрение. -
2005. - №4. - С. 45-64.
30. Мельникова, Л.В. Тофы: Историко-этнографический очерк / Л.В. Мельникова. - Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство, 1994. - 304 с.
31. Михайлов, Т.М. Влияние ламаизма и христианства на шаманизм бурят / Т.М. Михайлов // Христианство и ламаизм у коренного населения Сибири (вторая половина XIX - начало XX в.). - Л., 1979. - С. 127-149.
32. Мишукова, А.С. Гендерные роли женщины в традиционной кочевой культуре / А.С. Мишукова // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. - 2012. - № 3. - С. 204-208.
33. Муйтуева, В.А. О некоторых духах бурханизма / В.А. Муйтуева // Проблемы изучения истории и культуры Алтая и сопредельных территорий. - 1992. - С. 103-105.
34. Назаров, И.И. Духи-покровители жилища в представлениях кумандинцев / И.И. Назаров // Актуальные вопросы истории Сибири. Пятые научные чтения памяти профессора А.П. Бородавкина: Сборник научных трудов. - 2005. - С. 254-256.
35. Назаров, И.И. Профессиональная специализация в традиционных культурах коренного населения Северного Алтая / И.И. Назаров // Информационный бюллетень Ассоциации "История и компьютер". - 2014. - № 1. - С. 219-225.
36. Назаров, И.И. Старые традиции и новые смыслы: о возрождении кумандинцами обряда Кочо-кан / И.И. Назаров // Политические институты и процессы. -2015. - № 4. - С. 90-95.
37. Народы России. Атлас культур и религий / отв. ред. В.А. Тишков,
А.В. Журавский, О.Е. Казьмина. - М.: ИПЦ «Дизайн. Информация.
Картография», 2008. - 256 с.
38. Народы Сибири: этнографические очерки / под ред. М.Г. Левина, Л.П. Потапова. - М., Л.: АН СССР, 1956. - 1082 с.
39. Николаева, Д.А. Культ матери в системе жизнеобеспечения бурят традиционной культуры / Д.А. Николаева // Гендер в фокусе антропологии, этнографии семьи и социальной истории повседневности / отв. редакторы З.З. Мухина, А.В. Белова, Н.А. Белова, С.В. Канныкин. - 2019. - М.: ИЭА РАН, 2019. - С. 220-225.
40. Обряды в традиционной культуре бурят / отв. ред. Т.Д. Скрынникова. - М.: Восточная литература, 2002. - 222 с.
41. Очерки истории Хакасии (с древнейших времен до современности) / гл. ред. В.Я. Бутанаев. - Абакан: Издательство Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова, 2008. - 672 с.
42. Посконная, Ж.В. Традиционное мировоззрение алтайцев: культ воды и феномен жизни / Ж.В. Посконная // Вестник Томского государственного университета. - 2017. - № 26. - С. 58-67.
43. Потапов, Л.П. Народы Южной Сибири / Л.П. Потапов. -
Новосибирск: Новосибирское книжное издательство, 1953. - 192 с.
44. Рассадин, И.В. Хозяйство, быт и культура тофаларов / И.В.
Рассадин. - Улан-Удэ: Издательство Бурятского научного центра СО РАН, 2005. - 188 с.
45. Сатлаев, Ф.А. Коча-кан - старинный обряд испрашивания плодородия у кумандинцев / Ф.А. Сатлаев // Религиозные представления и обряды народов Сибири в XIX - начале XX века. Сборник музея антропологии и этнографии. - 1971. - Вып. 27. - С. 130-141.
46. Сатлаев, Ф.А. Кумандинцы. Историко-этнографический очерк (вторая половина XIX - первая треть XX в.) / Ф.А. Сатлаев. - Горно-Алтайск, 1974. - 200 с.
47. Сем, Т.Ю. Шаманизм народов Сибири. Этнографические материалы XVIII - XX вв.: хрестоматия в 2 т. / Т.Ю. Сем. - СПб.: Филологический факультет СПбГУ; Нестор-История, 2011. - Т. 1. - 496 с.
48. Тадина, Н.А. Алтайская свадебная обрядность (XIX - XX вв.) / Н.А. Тадина. - Горно-Алтайск, 1995. - 214 с.
49. Тадина, Н.А. Картина мира как основа коммуникативной культуры алтайцев / Н.А. Тадина // Вестник археологии, антропологии и этнографии. - 2011. - № 1 (14). - С. 146-153.
50. Тощакова, Е.М. Традиционные черты народной культуры алтайцев (XIX - начало XX в.) / Е.М. Тощакова. - Новосибирск: Наука, 1978. - 157 с.
51. Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири. Пространство и время. Вещный мир / Э.Л. Львова, И.В. Октябрьская, А.М. Сагалаев, М.С. Усманов. - Новосибирск, Наука. Сибирское отделение. - 225 с.
52. Традиционные знания коренных народов Алтае-Саянского экорегиона в области природопользования: информационно-методологический справочник / гл. ред И.И. Назаров. - Барнаул: Азбука, 2009. - 310 с.
53. Тюркские народы Сибири / отв. ред. Д.А. Функ, Н.А. Томилов. - М.: Наука, 2006. - 678 с.
54. Тюркские народы Восточной Сибири / отв. ред. Д.А.Функ, Н.А. Алексеев. - М.: Наука, 2008. - 422 с.
55. Тюхтенева, С.П. О скотоводческой магии у современных алтайцев / С.П. Тюхтенева // Bulletin of the KIH of the RAS. - 2017. - № 6. - С. 62-70.
56. Тюхтенева, С.П. Женщины-шаманки у алтайцев / С.П. Тюхтенева // Женщина и возрождение шаманизма: постсоветское пространство на рубеже тысячелетий. - 2005. - С. 154-162.
57. Шерстова, Л.И. Бурханизм в Горном Алтае / Л.И. Шерстова // Этнографическое обозрение. 2005. - №4. - С. 25-49.
58. Шерстова, Л.И. Бурханизм: истоки этноса и религии / отв. ред. В.П. Зиновьев. - Томск: Томский государственный университет, 2010. - 288 с.
59. Ярская-Смирнова Е.Р. Социальная антропология: Учебное пособие / Е.Р. Ярская-Смирнова, П.В. Романов. - 2004. - 388 с.
Электронные ресурсы
60. Всероссийская перепись населения 2010 [Электронный ресурс]. - URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/perepis2010/croc/perepis_itogi1612.htm Дата обращения: 05.05.2021.



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ