Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ШАМАНИЗМ МОНГОЛИИ КАК СОВРЕМЕННАЯ ФОРМА ТРАДИЦИОННОЙ РЕЛИГИИ

Работа №26351

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

культурология

Объем работы80
Год сдачи2018
Стоимость5900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
617
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 5
1. Традиционный шаманизм Монголии 12
1.1. Шаманизм как религиозное явление 12
1.2. Традиция монгольского шаманизма: «Черная вера» 15
1.3. История шаманизма в Монголии 31
2. Шаманизм на современном этапе 36
2.1. Трансформация религии: шаманизм в современном мире 36
2.2. Современные формы шаманизма Монголии 50
Заключение 63
Список используемой литературы 67
Приложение а 77
Приложение б

Монголия является одной из самых традиционных стран мира. Жизненный уклад, который сформировался довольно давно, сохраняется по сей день. Страна развивается, но традиции и культура остаются практически неизменными и занимают первые места в жизни жителей Монголии. И все же время влияет на изменение некоторых сфер жизни монголов. В особенности тех, кто живет за пределами страны. А молодое поколение в современном мире все больше подвергается влиянию тенденций с запада, которые помогают отходить от традиционного образа жизни. Множество традиционных религий, среди которых шаманизм, претерпели влияние более поздних религиозных учений, и в современном мире мы не способны наблюдать шаманизм в его исконном варианте. Но тем и интересно то, какие формы приобрела эта вера в конкретных исторических условиях данной страны.
Степень изученности
Многие исследователи и ученные интересуются вопросом шаманизма и таким явлением, как в историческом контексте, так и в современной жизни. Явление шаманизма исследуют по всему миру, выделяют его особенности, сопоставляют с другими религиями. Один из первых исследователей, который описал явление шаманизма, был М. Элиаде. Первые сведения о монгольском шаманизме есть у путешественников, таких как М . Поло и П. Карпини, где они описывают особенности монгольской культуры. Традиционные верования шаманизма Монголии описывают как зарубежные,
так и советские и российские исследователи, такие как, Д. Банзаров и Н.И. Веселовский Эти исследователи обращаются к “Черной вере” монголов. Современный шаманизм исследовали Р.Т. Сабиров , В.И. Харитонова , Т.Д. Скрынникова, И.С. Урбанаева , Н.Л. Жуковская , эти исследователи описывают шаманизм на территории Сибири и Севера. Актуальный вопрос, затрагиваемый многими исследователями, это вопрос о том, что происходит с современным шаманизмом и кто такие современные шаманы.
М. Элиаде один из первых исследователей такого явления, как шаманизм. В своем труде «Шаманизм. Архаические техники экстаза» автор пытается составить историю возникновения и развития шаманизма в регионах Центральной и Северной Азии. Он пытается раскрыть само явление шаманизма, изучая его техники, мифологию и идеологию. М. Элиаде изучает и раскрывает шаманизм не только в исторических аспектах, но затрагивает и разные культурные формы.
Книга «Феникс из пепла» В.И. Харитоновой содержит исследования жизни, деятельности и культуру народов Сибири и Севера. Ее исследования касаются именно шаманизма в Современном мире, проблема историзации и трансформации верований. В.И. Харитонова рассматривает явление шаманизма на примере разных народов, таких как якуты, хакасы, тувинцы, монголы и буряты. Также книга является сборником ее предыдущих исследований по шаманизму.
«Страны и народы Востока. Вып. XXXIV: Центральная Азия и Дальний Восток» - это выпуск издания, в который вошли статьи, касающиеся вопросов истории, культуры, этнографии стран и народов Востока. В этом выпуске затрагивается и рассматривается положение буддистов и аспекты распространения буддизма в Монголии, шаманизм и этнология смерти монголов, также публикуются материалы по этнографии народов Центральной Азии и Дальнего Востока. В «Странах и народах Востока» приводятся исследования литературных текстов по искусство и этнографии народов.
Т.М. Михайлов «Из истории бурятского шаманизма» . В монографии делается попытка реконструировать религиозные представления жителей первых государств Центральной Азии и Южной Сибири. Проведен сравнительный анализ традиционных верований монголов, бурят и тюркских народов Сибири. Исследуя и синтезируя материалы исторических эпох, автор пытается разобраться в эволюции шаманизма бурятов, составить общую схему и определить основные эволюционные этапы.
«Религия в истории и культуре монголоязычных народов России» Н.Л. Жуковская . В данной монографии автор пытается дать ответ на такой интересующий его вопрос, как актуальность традиционных религий в наше время. Автор рассуждает о том, какую роль играют традиционные религии, могут ли они удовлетворять в полной мере духовные потребности общества, обеспечивать помощь и духовный рост. Н.Л. Жуковская пишет о том, насколько сильно проявляется борьба между проявлением традиционных религий с новоявленными сектами. Книга состоит из очерков, где рассматривается судьба разных религий и учений, таких как буддизм, христианство, ислам, шаманизм, то, как они взаимодействуют между собой и их история существования. Здесь присутствуют сведения о тенгрианстве, о роли тенгрианства в монгольском обществе, а также Н.Л. Жуковская проводит аналогию этой религии с похожими религиозными традициями у народов Алтая и тувинцев.
«Сокровенное сказание» - первый известный литературный и исторический памятник монголов, который собрал в себе легенды и мифы древних эпосов. Также содержит генеалогию рода Борджигат, и биографию Чингисхана, происходившего из этого рода. Большинство написано в стихах 13 и песнях.
В. Лайко написал книгу «Шаманизм», где рассказывает кто такие шаманы, что такое явление шаманизм, особенности шаманизма у разных народов. В этой книге можно найти большой спектр разных практик, используемых шаманами, а также описание культуры шаманистов. Он описывает шаманов Монголии, Сибири, Африки и других народов по всему миру.
«The Constitution and Contestation of Darhad Shamans' Power in Contemporary Mongolia» by Judith Hangartner, книга про дархатских шаманов, «совсем-шаманов». В этой книге есть информация, как в общем о шаманизме, так и в частности о Шаманизме в Монголии. Также в ней рассказывается о социалистическом периоде в Монголии, о том, какое он влияние оказал на шаманизм и его становление.
В книге «Зов шамана» дается инструкция для тех, кто чувствует свою принадлежность к шаманской культуре и среде. В этой книге М. Сарангэрэл описывает различные методики, а также поясняется позиция шамана в отношении к окружающему миру. Автор приводит древние легенды, «Tragic Spirits. Shamanism, Memory, and Gender in Contemporary Mongolia». Книга, написанная профессором антропологии, Б. Мандухай Книга рассказывает о том, как происходило возрождение шаманизма в Современной Монголии. Здесь приводятся причины разрыва удовлетворения духовных потребностей у жителей страны с религиозными корнями. Изменения, происходившие в течении последних ста лет в политике, культуре, религии и экономике, находят свое место в главах монографии. Кроме описания жизни бурят и последующей экономической разрухи, Б. Мандухай пишет о том, что возрождение шаманизма, как традиционной веры и практики - положительный духовный сдвиг, после многих лет социалистического давления. В монографии «Tragic Spirits. Shamanism, Memory, and Gender in Contemporary Mongolia» рассказывается о том, что все сферы человеческой жизни, а также память народа, сильно взаимосвязаны между собой, и в особенности с миром духов.
И.С. Урбанаева написала монографию «Шаманская философия бурят- монголов . Центрально-Азиатское тенгрианство в свете духовных учений». В этой монографии находятся исследования духовной традиции бурят- монголов, их философии и религии Неба. Книга написана на основе анализа обширного фактологического материала по шаманизму и записи собственных наблюдений.
Проблема исследования
Как проявляет себя традиционная религия в современном мире, и какое влияние оказывает современность на традиционную форму религии.
Объект
Объектом исследования является шаманизм Монголии
Предмет
Предметом исследования являются современные формы монгольского шаманизма.
Цель исследования
Целью данного исследования является изучить современные формы шаманизма в Монголии с позиции их отношения к традиционному верованию.
Задачи
1. Рассмотреть шаманизм в качестве религиозного явления
2. Изучить традиции шаманизма
3. Просмотреть историю шаманизма в Монголии
4. Выявить трансформацию шаманизма и его место в современном мире.
5. Исследовать современные формы шаманизма Монголии
Методология
Исследование традиционных и современных форм шаманизма предполагает использование таких общенаучных методов, как анализ литературы, сравнение, теоретический анализ, метод интервьюирования и метод обобщения, а также аналитический обзор.
Предполагаемый результат
В ходе результата исследования предполагается рассмотреть современные формы шаманизма в Монголии, проследить традиционную составляющую современного шаманизма, определить изменения, произошедшие с шаманизмом и показать конечную форму шаманизма Монголии.
Апробация результатов исследования
Результаты данного исследования могут быть полезны в области использования других исследований по шаманизму, традиционной культуры Монголии, современной культуры Монголии, изучению древних религий.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Объектом исследования выступает шаманизм Монголии. В качестве предмета исследования определены современные формы монгольского шаманизма.
В ходе работы решены поставленные во введении задачи.
В первой главе проведено исследование истоков шаманизма. Опираясь на тексты исследователей, удалось составить представление о традиционном шаманизме и его главных аспектах. В каждом из трех параграфов рассмотрена историческая ситуация развития религии и ее взаимодействия с историческим контекстом.
Как показали источники, шаманизм - одна из самых древних языческих религий, появившаяся на территории Монголии задолго до того, как ее начали исследовать. Шаманизм сочетал в себе анимизм, тотемизм, политеизм, магию и другие языческие верования. Главные положения шаманизма Монголии заключались в следующем: представление трехчастного мироздания, почитание Вечного Синего Неба, почитание Земли, почитание Тенгри, вера в Онгонов - души умерших людей. И, конечно, важнейшее значение имели шаманы, проводники между тремя мирами.
Эти аспекты традиционного шаманизма стояли у истоков веры народа. Для шаманизма также были характерны вспомогательные атрибуты, которые давали шаману дополнительные возможности. Как показал анализ исторического контекста, во время влияния других религий и государственной власти такие атрибуты подвергались уничтожению в первую очередь. Первостепенной задачей была борьба с внешними проявлениями шаманизма. В такой исторической ситуации тем, кто еще относил себя к шаманистам, пришлось отказаться от проявления своей веры, и в итоге знания понемногу стали забываться, а шаманские практики - терять свою значимость. Несмотря на постоянное влияние внешней среды, мировоззрение и шаманская вера в традиционном смысле оставалась верной своим истокам, а именно почитанию духов и природы. В случае с монгольским шаманизмом такое влияние оказали сначала мировые религии (буддизм, христианство, ислам), в результате чего сформировалось двоеверие и даже троеверие, а затем - политический режим.
В первой главе решены такие задачи, как: выявление понятия шаманизма, как религиозного явления; изучение традиций шаманизма «Черной веры» монголов; исследование истории шаманизма в Монголии.
Вторая глава решает такие задачи, как изучение трансформации религии, как шаманизм в современном мире, и исследование современных форм шаманизма в Монголии.
В первом параграфе второй главы шаманизм рассмотрен в качестве религиозного явления в современном мире. Вследствие всех исторических перемен, произошедших во время практикования монголами шаманизма, религия получила опыт трансформации, через который вера в шаманизм в современном обществе получила стимул для развития. Этому способствуют появления шаманских организаций, официальное обучение шаманизму, исследования истории шаманизма и способностей шаманов.
В Монголии традиционный шаманизм, как показало исследование, также приобрел черты современного, прогрессивного, а государство способствовало его возрождению и активному распространению среди населения страны. Так, важную роль сыграло создание музеев и организаций, направленных на сохранение традиционного шаманизма и его развитие. Потребность страны в обращении к своим корням дала мощный толчок для восстановления древних практик, которые находились в подавлении на протяжении долгого времени. Из-за отсутствия возможностей практиковать шаманизм и обучаться этим практикам открыто, некоторые ритуалы и их значимость оказались забытыми в центральных районах страны, что привело к попыткам поиска исконного шаманизма в современном мире.
В то же время трансформации, связанные с прерыванием шаманистической традиции, смешением практик с практиками и атрибутами других религий (двоеверие, троеверие), модернизация образа жизни в целом привели к тому, что сегодня шаманисты предельно разнообразны. Так, шаманисты стали делиться на три категории в зависимости от их способностей: шаманы, шаманствующие и шаманисты. Также появилось деление на неошаманов, тех, кто проходит обучение самостоятельно, и городских шаманов, осуществляющих свою деятельность в городах, вдали от природы. А вследствие попытки уничтожения шаманских атрибутов, появилась такая категория, как «шаманы без бубнов».
Второй параграф второй главы в качестве основного материала использует проведенное интервью. Анализ показал, что современная форма шаманизма страны представляет собой религию, основанную на традиционной вере с элементами развивающегося общества. Интервью, проведенное с Почетным Консулом Монголии, демонстрирует, что Правительство полностью поддерживает развитие традиционной веры своего народа и даже принимает участие в деятельности шаманизма, в его сохранении и процветании. Приверженцы шаманизма, включая шаманов, полностью погружаются в изучение коренного шаманизма и пытаются вернуться к истокам веры. Информация, полученная в ходе интервью, дает понимание, что атрибуты шаманизма также обрели свое традиционное место, как и представление о мире Духов и мироустройстве. Процессы, происходящие во время становления шаманов, также имеют традиционные представления.
Если еще двадцать лет назад шаманизм только начинал свое возрождение, то современная форма, как показало исследование, является более крепкой и устоявшейся. Несмотря на то, что некоторые традиционные элементы были утрачены, суть традиционного шаманизма, его миропредставление и аспекты остались практически неизмененными. И только лишь в некоторых областях современного шаманизма присутствуют элементы нового. Так, к современным формам относятся: глобализация деятельности шаманов, выход за рамки рода и даже страны; объединение разных шаманов и активное взаимодействие их друг с другом, в том числе на международном уровне; создание официальных, зарегистрированных в государстве шаманских организаций, таких как шаманские объединения, школы, музеи и центры изучения и сохранения традиционной веры монголов; отношение к природе как сочетание священного и повседневного; становление городского шаманизма; государственный контроль появления новых шаманов и борьба с псевдошаманами; а также возвращение к традиционным формам.
Таким образом, современный шаманизм Монголии находится в фазе активной реконструкции и стремится быть близким исконной традиции. В то же время, поскольку общественные условия и образ жизни в течение XX века серьезно изменились, а традиция, до того уже претерпевшая трансформации в ходе взаимодействия с другими религиями, даже была прервана на длительное время, сегодняшние формы шаманизма нельзя назвать соответствующие исконным или восстановившими исконные. Скорее, это конструирование новых форм, согласующих в себе ключевые положения шаманизма как веры и условия модернизированного мира, о чем особенно ярко свидетельствует тенденция глобализации в рамках деятельности шаманов и шаманистов.
Материалы данного исследования могут быть использованы в качестве теоретической базы для последующих работ по изучению традиции и культуры Монголии.



1. Базаров, Б. В. Монгольская империя и кочевой мир. Т. 2 / Б. В Базаров, Н. Н. Крадин, Т. Д. Скрынникова. - Улан-Удэ : Изд. БНЦ СО РАН, 2005. - 546 с.
2. Базарова, Б. 3. Монгольские летописи - памятники культуры / Б. 3. Базаров - Москва, 2006.
3. Базаров Б. В. Письменное наследие монгольских народов: актуальные проблемы информационного обеспечения востоковедных исследований / Б. В. Базаров ; материалы I междунар. семин. - Улан-Удэ : Изд-во БНЦ СО РАН, 2005.
4. Балагушкин, Е. Г. Новые религии как социокультурный и идеологический феномен : Общественные науки и современность / Е. Г. Балагушкин. — Москва, 1996. — № 2. - 90-100 с.
5. Банзаров, Д. Черная вера или шаманство у Монголов и другие статьи Джорджи Банзарова. / Д. Банзаров; под. ред. Г. Н. Потанина. - СПБ. : типография императорской академии наук, 1891. - 56-89 с.
6. Барле, Ф. Оккультизм. Определение. Методы. Классификация. Применение. / Ф. Барле. - Ленинград., 1991. - 51 с.
7. Баасанжав, У. Монгольский шаманизм: социально-психологические основы / У. Баасанжав ; под. ред. Л. В. Ахметова ; метер. IV всерос. науч-практ. конф., - Томск : Томский гос. пед. ун-т, 2017.
8. Басилов, В. Н. Шаманство у народов Средней Азии и Казахстана. / В. Н. Басилов. - Москва : Политиздат, 1992. - 6 с.
9. Басилов, В. Н. Избранники духов. / В.Н. Басилов. - Москва : Политиздат, 1984. - 8 с.
10. Басилов, В. Н. Посвящение во сне (рассказ узбекского музыканта) : Шаманизм и ранние религиозные представления / В. Н. Басилов. - Москва, 1995. - 36-47 с.
11. Батьянова, Е. П. Шаманисты без шаманов: историко¬этнографический аспект проблемы на сибирских материалах / Е. П. Батьянова, С. И. Вайнштейн ; материалы междунар. интердисциплин. науч.-практич. симпоз. «Экология и традиционные религиозно-магические знания», Москва - Абакан - Кызыл, 9-21 июля 2001 г. - Москва : ИЭА РАН, 2001. - 300-304 с.
12. Бегалин, К. Бумын-каган. История, личность, время : серия «Знаменитые люди Востока» / К. Бегалин. - Алматы : изд-во Аруна,2007.- 21-22 с.
13. Безант, А. Древняя мудрость / А. Безант ; пер. с англ. Е. Писаревой. Предисл. и комм. Т. К. Круговой, послесловие В. П. Фофанова. - Новосибирск, 1994. - 21 с.
14. Бердяев Н. Учение о перевоплощении и проблема человека. Переселение душ. Сборник. / Н. Бердяев. - Москва : Ассоциация духовного единения «Золотой век», 1994. - 254-267 с.
15. Галданова, Г. Р. - Эволюция представлений о тэнгри. Средневековая культура Центральной Азии : письменные источники / Г. Р. Галданова. - Улан-Удэ, 1995. - 11 с.
16. Гарсен, К. Монгольский след. К. Гарсен. - Минск : Изд. МАКБЕЛ, 2013.
17. Герасимова, К. М. Вопросы методологии исследования культуры Центральной Азии / К. М. Герасимова. - Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2006. - 301 с.
18. Громов, Д. В. Сакральная география. Энциклопедия мест силы и святилищ / Д. В. Громов. - Екатеринбург : Ультра, 2005.
19. Громов, Д. В. Энциклопедия сакральной географии / сост. Д. В. Громов. - Екатеринбург : Ультра. Культура, 2005. - 421 с.
20. Гумилев, Л. Н. «Тайная» и «явная» история монголов XII-XIII вв. : монография / Л. Н. Гумилев. - СПБ, 1970.
21. Дампилова, Л. С. Этнокультурные и фольклорные традиции монгольских народов в контексте истории и современности / Л. С. Дампилова. - Улан-Удэ : Изд-во БНЦ СО РАН, 2008. - 282 с.
22. Жимбиева, Ц А. Хухэ Мунхэ тэнгэри. Сборник шаманских призываний / Ц А. Жимбиева ; под. ред. Д. С. Дугарова, Т. М. Михайлова и др. - Улан-Удэ, 1996. - 238 с.
23. Жуковская, Н. Л. Религия в истории и культуре монголоязычных народов России : науч. изд. / Н. Л. Жуковская ; Инет. этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая. - Москва : Вост. Лит.,
2008. - 147 с.
24.3ориктуев, Б. Р. Актуальные проблемы этнической истории монголов и бурят / Б.Р. Зориктуев. - Москва : вост. Лит., 2011.
25. Казначеев, В. П. Общая патология: сознание и физика / В. П. Казначеев. - Новосибирск : СО РАМН, 2000. - 30 с.
26. Козин, С. А. Сокровенное сказание. Монгольская хроника, 1240 г. Юань чао би ши / С. А. Козин. - Москва, 1941. - Т.1. - 512-519 с.
27. Крывелев, И. А. Религия и мифология народов Восточной и Южной Азии : науч. изд. / И. А. Крывелев, Г. Г. Стратанович. - Москва : Вост. Лит., 1970. - 132 с.
28. Ксенофонтов, Г. В. Шаманизм. Избранные труды. : публ. 1928-1929 гг. / Г. В. Ксенофонтов. - Якутск, 1992. - 5-14 с.
29. Кульганек, И. В. Жизнь и научная деятельность С. А. Кондратьева (1896—1970): в Монголии и в России : науч. изд. / Кульганек И. В., Жуков В. Ю. — СПБ : Петербургское Востоковедение, 2006.
30. Лойко, В. Н. Шаманизм. / В. Н. Лойко. - Минск : Изд-во Плопресс,2003.
31. Лысенко, В. Г. Опыт введения в буддизм: Ранняя буддийская философия / В. Г. Лысенко. - Москва, 1994. - 25 с.
32. Магакия А. История монголов. / А. Магакия. - Спб., 1871. - 27-30 с.
33. Манжигеев, И. А. Бурятские шаманистические и до- шаманистические термины. / И. А. Манжигеев. - Москва, 1978. - 28 с.
34. Мен-да бей-лу. Полное описание монголо-татар / Мен-да бей-лу. - Москва : Изд. Вост. Лит., 1975. - 218 с.
35. Михайлов, Т. М. Из истории бурятского шаманизма : монография / Т. М. Михайлов. - Новосибирск : РАН, 1980. - 320 с.
36. Михайлов, Т. М. Бурятский шаманизм: История, структура и социальные функции / Т. М. Михайлов. - Новосибирск : РАН, 1987. - 128 с.
37. Михайлов, В. А. Числовая символика бурят и монголов. Центрально-азиатский шаманизм: философские, исторические, религиозные, экологические аспекты / В. А. Михайлов ; материалы междунар. науч. сими., 20-26 июня 1996 г. - Улан-Удэ, 1996. - 44 с.
38. Нанзатов Б. 3. Пространство в традиционной культуре монгольских народов / Д. А.Николаева, М. М. Содномпилова, О. А. Шагланова ;РАН. Сиб. Отд-ние. Ин-т монголоведения, буддологии и тибетологии - Москва : Вост. Лит., 2008.
39. Орловская, М. Н. Очерки по грамматике языка древних монгольских текстов / М. Н. Орловская ; Российская акад. наук, Ин¬т востоковедения. - Москва : Вост. Лит., 2010.
40. Очир, А. Этногенез народов Центральной Азии. Т. 5. / А. Очир ; отв. ред. Б.Р. Зориктуев. - Улан-Батор. 2005.
41. Полло, М. Книга чудес света / М. Поло ; пер. И. Минаев. - Москва : ЭСКМО, 2014. - 135-141 с.
42. Полло, М. Путешествие в Восточные страны Вильгельма де Рубрук и Джиованни дель Плано Карпини / М. Полло ; пер А. И. Малеина. - Москва : Гос. изд-во географ. лит-ры, 1997.
43. Поппе, Н. Н. Описание монгольских “шаманских” рукописей Института востоковедения : Т.1 / Н. Н. Поппе. - Ленинград, 1932. - 151-300 с.
44. Потанин, Г. Н.. Очерки Северо-Западной Монголии : Репр. воспроизведение изд. 1883 г. / Г. Н. Потанин. - Горно-Алтайск : Ак Чечек, 2005. - Изд. 2-е. - 1026 с.
45. Пурэв, О. Некоторые вопросы обрядности шаманов Западного побережья озера Хубсугул. Центрально-азиатский шаманизм: философские, исторические, религиозные, экологические аспекты / О.Пурэв ; материалы междунар. науч. сими., 20-26 июня 1996 г. - Улан-Удэ, 1996. - 71-79 с.
46. Пэрлээ, X. Собственно монгольские племена в период Китайской империи ; Труды XXV международного конгресса востоковедов : Т.5. / X. Пэрлээ. - Москва, 1962.
47. Сабиров, Р. Т. Автохтонные верования и шаманизм в Монголии после 1990-го года / Р. Т. Сабиров. - Москва : Вестник. МГУ 4,2005. - 5-12 с.
48. Сарангэрэл, М. Зов шамана / М. Сарангэрэл. — Москва : София, 2003.
49. Скрынникова, Т. Д. Жреческие функции средневековых
монгольских правителей. Шаманизм как религия / Т. Д. Скрынникова. - Москва : Вост. Лит., 1996 - 74-75 с.
50. Скрынникова, Т. Д. Обряд посвящения в шаманы : моделирование сакрального пространства. В мире традиционной культуры бурят. / Т. Д. Скрынникова. - Вып. 2. - Улан-Удэ, 2007.
51. Скрынникова, Т. Д. Представления монголов XIII века о харизме и культ Чингис-хана. «Тайная история монголов» / Т. Д. Скрынникова. - Новосибирск : Изд-во Сибирской фирмы РАН, 1995. - 15-19 с.
52. Скрынникова, Т. Д. Представления о сакральности и витальности у монгольских народов. В мире традиционной культуры бурят / Т. Д. Скрынникова. - Улан-Удэ, 2006. - 37 с.
53. Скрынникова, Т. Д. Страны и народы Востока. Вып. XXXIV: Центральная Азия и Дальний Восток : Научное издание / Т. Д. Скрынникова ; под. ред. И. Ф. Попова. - Москва : Вост. Лит., 2013. - 21 с.
54. Спивак, Д. Л. Измененные состояния сознания: психология и лингвистика / Д. Л. Спивак. - СПБ, 2000. - 12 с.
55. Таскин, В. С. Материалы по истории кочевых народов группы дунху / В. С. Таскина. - Москва, 1984.
56. Трофимчук, Н. А. Новые религиозные культы, движения и организации в России. Словарь-справочник / Н. А.Трофимчук, Ф. Г. Овсиенко, М. И. Одинцов. - Москва, 1998. - 167-168 с.
57. Урбанаева, И. С. Бурятский миф о Первом Шамане как часть центральноазиатского учения о Тэнгэри / И. С. Урбанаева ; Тезисы и доклады междунар. науч-теорет. Конференции «Банзаровские чтения-2», посвящ. 175-летию со дня рождения Доржи Банзарова. - Улан-Удэ, 1997. - 56 с.
58. Урбанаева, И. С. Шаманская философия бурят-монголов : Часть 1 / И. С. Урбанаева - Улан-Удэ : Изд-во БНЦ СО РАН, 2000. - 151 с.
59. Урбанаева, И. С. Шаманская философия бурят-монголов : Часть 2 / И. С. Урбанаева - Улан-Удэ : Изд-во БНЦ СО РАН, 2000. - 43-45 с.
60. Урбанаева, И. С. Люди Знания в бурят-монгольском тэнгрианстве и проблема шаманской реальности. 4.1. / И. С. Урбанаева ; материалы междунар. конгресса «Шаманизм и иные традиционные верования и практики». - Москва, 1999. - Т.5. - 22 с.
61. Урбанаева, И. С. Философия центральноазиатского шаманизма: эзотерический ключ к пониманию тэнгрианства. Гуманитарная наука в России: Соросовские лауреаты / И. С. Урбанаева, Р. А. Урханова. - Москва, 1996. - 54-69 с.
62. Урбанаева, И. С. Центрально-азиатский шаманизм: философские, исторические, религиозные, экологические аспекты / И. С. Урбанаева ; Материалы междунар. симпоз., 20-26 июня, 1996 г. - Улан-Удэ, 1996.
63. Хадахнэ, К. Происхождение шаманства. Центрально-азиатский
шаманизм : философские, исторические, религиозные, экологические аспекты / К. Хадахнэ ; материалы междунар. научи. симпозиума, 20-26 июня 1996 г. - Улан-Удэ, 1996. - 68 с.
64. Хадахнэ, К. Шаманская присяга. Центрально-азиатский шаманизм : философские, исторические, религиозные, экологические аспекты / К. Хадахнэ ; материалы междунар. науч. симпозиума, 20-26 июня 1996 г. - Улан -Удэ, 1996. - 34 с.
65. Хангалов, М. Н. Балаганский сборник: Сказания бурят, записанные разными собирателями : Записки ВСОРГО по этнографии, т. 1, вып. 2. / М. Н. Хангалов. - Иркутск, 1890.
66. Хангалов, М. Н. Шаманское посвящение. Центрально-азиатский шаманизм: философские, исторические, религиозные,экологические аспекты / М. Н. Хангалов ; материалы междунар. науч. симпозиума, 20-26 июня, 1996г. - Улан-Удэ, 1996. - 52 с.
67. Харитонова, В. И. Некоторые проблемы методики и методологии фольклорно-этнографической работы с «посвященными» в ситуации «возрождения» шаманизма и ведовства. Проблемы этнической истории и культуры тюрко-монгольских народов Южной Сибири и сопредельных территорий / В. И. Харитонова. - Вып. 2. - Москва, 1996.
68. Харитонова, В. И. Феникс из пепла? Сибирский шаманизм на рубеже тысячелетий : науч. изд. / В. И. Харитонова ; Инст-т этнол. и антропол. им. H.H. Миклухо-Маклая, Рос. акад. наук. - Москва,
2006. - 381 с.
69. Харитонова, В. И. Шаманизм: Возможно ли возрождение? / В. И Харитонова ; Мир культур России, Ин-т проблем полит. управ. - № 6. - Москва, 2002.
70. Харитонова, В. И. Шаманы без бубнов / В. И. Харитонова - ВК. № 3(14). - Москва, 2003. - 130-140 с.
71. Харитонова, В. И. Шаманы и шаманисты: некоторые теоретические аспекты изучения шаманизма и иных традиционных верований и практик / В. И. Харитонова. - ЭО. № 2. - Москва, 2004. - 99-118 с.
72. Цэдэндамба, С. Религия и религиозность в Монголии: состояние и тенденция : философско-социологический анализ / С. Цэдэндамба.- Улан-Батор, 1999. - 14 с.
73. Шастина, Н. П. История изучения Монгольской Народной Республики : сб. статей / Н. П. Шастина. — Москва, 1952.
74. Элиаде, М. Шаманизм: архаические техники экстаза / М. Элиаде. - Киев : София, 2000 г. - 9 с.
75. Минделл, Э. Психотерапия как духовная практика / Э. Минделл ; пер. с англ. И. и Л. Романенко. — Москва : Независимая фирма «Класс», 1997. - 36с.
76. Яцковская, К. Н. Элементы архаики в бытующих ныне монгольских уртын дуу. / К. Н. Яцковская ; VI Междунар. конгресс монголоведов : Доклады российской делегации. - Ч. 2.- Москва : 1992. - 595-605 с.
77. Aberdeen, P. Shamanism in Inner Asia: Two Archetypes Sibirica / P. Aberdeen // Journal of Siberian Studies - UK, 2002. - Vol.2. - № 2. - P. 22.
78. Buyandelger, М. Tragic Spirits. Shamanism, Memory, and Gender in Contemporary Mongolia / M. Buyandelger ; UBC Press : Vancouver. - Toronto, 2014.
79. Pedersen, M. A. Not Quite Shamans. Spirit Worlds and Political Lives in Northern Mongolia / M. A. Pedersen. - Cornell University Press, 2011.
80. Riboli, D. Shamanism and Violence : Vitality of Indigenous Religions /D.Riboli. - Routledge, 2013.
81. Sarangerel, Riding Windhorses: A Journey into the Heart of Mongolian Shamanism / Sarangerel. - Bear & Co, 2000. - 224 p.
82. Humphrey, C. Shamanic Practices and the State in Northern Asia: Views from the Center and Periphery / Ed. N. Thomas and C. Humphrey. - Michigan, 1996. - 191-228 P.
83. Humphrey, C. Shamans and Elders: Experience, Knowledge, and Power among the Daur Mongols / C. Humphrey, O. Urgunge. - Oxford, 2003.
84. Hangartner, J. The Constitution and Contestation of Darhad Shamans' Power in Contemporary Mongolia / J. Hangartner ; Folkestone Global Oriental Ltd., Brill. - Kent, UK : coll. «Inner Asia Series», 2011.
85. Heissig, W. Mongolische Handschriften Blockdrucke Landkarten / W. Heissig. - Wiesbaden, 1961.
86. Heissig W. Mongolische volksreligiose und folkloristische Texte / W. Heissig. - Wiesbaden. 1966.
87. Дуурэг С. МОНГОЛ УЛСЫН УНДЭСНИЙ СТАТИСТИКИЙН XOPOO / С. Дуурэг. - Улаанбаатар хот, 2010. 41-48 x.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ