ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В СФЕРЕ ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 8
1.1. Электронная коммерческая деятельность как объект налогообложения 8
1.2. Классификация операций электронной коммерческой деятельности для
целей налогообложения 16
1.3. Международный опыт налогообложения электронной коммерческой деятельности 22
2. АНАЛИЗ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 32
2.1. Анализ действующего механизма налогообложения электронной коммерческой деятельности 32
2.2. Анализ международных налоговых соглашений в рамках регулирования
операций электронной коммерческой деятельности 39
2.3. Анализ факторов, влияющих на налоговые поступления в России от электронной коммерческой деятельности 50
3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В
СФЕРЕ ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 58
3.1. Потери России от электронной коммерческой деятельности и направления их снижения 58
3.2. Влияние государственного регулирования на электронную коммерческую деятельность с учётом национальных и межгосударственных факторов 63
3.3. Рекомендации по совершенствованию налогообложения в сфере электронной коммерческой деятельности 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 78
ПРИЛОЖЕНИЯ 87
Актуальность темы исследования. Традиционный рынок постепенно теряет свои обороты. Процесс глобализации и увеличение ценности информации привело к тому, что сформировался новый экономический вид деятельности, который уже принято называть «электронной коммерцией» или «электронной коммерческой деятельностью». Первым шагом к этому стало появление глобальной сети Интернет. Процесс взаимодействия продавца и покупателя упростился, и вместо десятков посредников между ними, сейчас отношения легче выстроить напрямую. Любой необходимый товар или услугу можно приобрести не выходя из дома или офиса. Транспортные компании адаптируются к ситуации, понимая возможности, которые дает им новый рынок.
Электронная предпринимательская деятельность заменяет традиционные устоявшиеся методы ведения бизнеса, тем самым требуя новые механизмы налогового регулирования данной отрасли со стороны государства. Характерной чертой электронной коммерческой деятельности является то, что она может осуществляться на разных уровнях - на региональном, национальном или на международном.
На сегодняшний день имеется ряд проблем, которые порождает данный вид экономической деятельности, как на национальном, так и на международном уровне. По своей природе электронная коммерция ведет к стиранию границ между государствами и затрудняет разграничение национальных налоговых юрисдикций, что создает трудности в налогообложении трансграничных сделок на международной арене. Трансграничными следует понимать сделки, в которые вовлечены субъекты разных юрисдикций, с одной стороны, и новые возможности для налогового планирования и ухода от налогообложения, с другой стороны.
Существование в каждой юрисдикции установленных правил в рамках налогового регулирования в целом и национальной электронной коммерческой деятельности, в частности, приводит к ряду проблем. В вопросах регулирования электронной коммерческой деятельности назревает необходимость в межгосударственном решении проблемы. Очевидно, что электронная предпринимательская деятельность аккумулирует огромный налоговый потенциал, который государство не может не учитывать, проводя национальную налоговую политику, в том числе при налогообложении иностранных субъектов. Любому государству при регулировании электронной коммерческой деятельности необходимо учитывать интересы всех участвующих в экономических отношениях сторон - покупателей, продавцов и самого государства, то есть любой налоговый механизм должен основываться на принципе многостороннего регулирования.
В России электронная коммерческая деятельность немного отстает в развитии от зарубежных стран. Однако, уже на сегодняшний день обороты электронной коммерческой деятельности значительны, что говорит о необходимости принятия мер по регулированию данного вида деятельности. Зарубежный опыт будет способствовать выработке собственного национального механизма регулирования, а конференции и сотрудничество на мировом уровне позволит делиться опытом и достичь консенсуса в вопросах налогового регулирования международной электронной коммерческой деятельности. Несмотря на идущие дискуссии по проблемам налогообложения реализации товаров и услуг в сфере электронной предпринимательской деятельности, тема мало изучена. Это позволяет говорить об актуальности темы диссертационного исследования.
Степень разработанности научной проблемы. Среди российских ученых и специалистов отдельными аспектами данной проблемы занимаются В.А. Александров, Н. М. Васильева, Р. Вахитов, С.К. Ильичев, А.В. Кастельская, А.В. Корень, Р.А. Маршавин, О.В. Медведева, И.П. Мелешенко, Н.С. Милоголов, Ж.В. Писаренко, А.И. Погорлецкий, Л.В. Полежарова, К.К. Семкин, Т.И. Семкина, А.А. Тедеев, А.В. Толкушкин, И.А. Стрелец, Л.В. Фролова и другие.
Содержащиеся в работе положения, выводы и рекомендации могут быть использованы в ходе разработки нормативных актов с целью совершенствования действующего законодательства и внедрены в деятельность финансовоналоговых органов в рамках регулирования электронной коммерции. В чем и заключается основная практическая значимость научных результатов - способствовать практике оценки объема выпадающих доходов бюджета Российской Федерации.
Цель и задачи исследования. Цель исследования заключается в развитии теоретических основ и разработке практических рекомендаций по совершенствованию налогообложения электронной коммерческой деятельности в Российской Федерации.
Исходя из цели исследования, в работе поставлены следующие задачи:
- рассмотреть электронную коммерческую деятельность как объект налогообложения;
- классифицировать операции электронной коммерческой деятельности для целей налогообложения;
- обобщить и систематизировать международный опыт налогообложения электронной коммерческой деятельности;
- провести анализ налогообложения электронной коммерческой деятельности в Российской Федерации и выявить факторы, оказывающее наибольшее влияние на его развитие;
- выявить взаимосвязь между факторами электронной коммерцией и налоговыми поступлениями в бюджет Российской Федерации;
- предложить направления совершенствования налогообложения электронной коммерческой деятельности в Российской Федерации.
Предметом исследования является совокупность теоретико
методологических и практических вопросов налогообложения электронной коммерческой деятельности.
Объектом исследования выступает система налогообложения в сфере электронной коммерческой деятельности в Российской Федерации.
Теоретическую базу исследования составили научные разработки и концепции, содержащиеся в публикациях в периодических изданиях и материалы, размещенные в сети Интернет ведущих ученых-экономистов в области исследования электронной коммерческой деятельности как вида экономической деятельности и влияния на него системы налогообложения.
Методологическую основу исследования составляют следующие методы научного познания: сравнительный и структурный анализ, финансовый и статистический анализ, субъектно-объектный подходы.
Информационную базу исследования составляют статистические материалы Федеральной налоговой службы, Федеральной службы государственной статистики, официальные материалы таких международных организаций как Организация экономического сотрудничества и развития, Всемирная торговая организация, а также материалы научной периодической печати и ресурсы сети Интернет.
Научная новизна полученных результатов заключается в формировании и развитии теоретических основ налогообложения электронной коммерческой деятельности, а также в разработке практических рекомендаций по совершенствованию налогообложения электронной коммерции в Российской Федерации.
К числу основных научных результатов, определяющих новизну проведенного исследования, относятся следующие:
1. Автором уточнено определение электронной коммерческой деятельности для целей налогообложения как законодательно-регламентирующая система мер прямого и косвенного фискального воздействия государства на экономические отношения хозяйствующих субъектов, осуществляемых частично и в полной мере с использованием сети «Internet».
2. Для целей налогообложения автором дополнена классификация операций электронной коммерческой деятельности, учитывающая безналичный способ оплаты продукции, что позволит определить момент и место возникновения налогового обязательства при осуществлении сделок электронной коммерческой деятельности.
3. На основе построения гипотез и эконометрической модели выявлена взаимосвязь факторов электронной коммерции и величины налоговых поступлений в консолидированный бюджет Российской Федерации, что позволяет направить внимание государства на отдельные ключевые факторы, которые больше всего влияют на величину налоговых поступлений от электронной коммерческой деятельности.
Практическая значимость исследования заключается в разработке предложений по совершенствованию налогообложения электронной коммерческой деятельности.
Основные результаты исследования были изложены и обсуждены:
- на XIII Международной научной конференции «наука в современном мире» в 2016 году на тему «Электронная коммерческая деятельность как объект налогообложения»;
- на студенческой научно-образовательной конференции студентов КФУ в 2014 году на тему «Способы взаимодействия различных уровней власти при установлении налогов».
Имеется публикация в 2014 году в Сборнике трудов студентов и аспирантов КФУ на тему «Применение зарубежного опыта построения налоговой системы в Российской Федерации».
По теме исследования опубликовано научных печатных работ, общим объемом 0,5 п. л. (авторский вклад 0,35 п.л.), в том числе 1 статьи в журнале, включенный в национальную информационно-аналитическую систему «Российский индекс научного цитирования» (РИНЦ).
Объем и структура работы. Состав и структура работы сформированы с учетом логической последовательности изложения материалов проведенного исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
В результате проведенного исследования были предложены и сделаны следующие выводы и внесен ряд предложений.
1. Обобщены определения электронной коммерческой деятельности для целей налогообложения, выявлены основные различия предлагаемых понятий, а также общий для всех определений элемент, который характеризует специфику электронной коммерческой деятельности как вида экономической деятельности.
2. Выявлены преимущества и недостатки электронной коммерческой деятельности для каждого субъекта электронной коммерческой деятельности - государства, юридических лиц (компаний) и физических лиц (потребителей). Обоснована необходимость налогового регулирования электронной коммерческой деятельности по двум причинам. Во-первых, из-за имеющихся преимуществ электронная коммерческая деятельность быстро набирает обороты, а государство имеет высокий уровень не поступлений в бюджет от данного вида деятельности. Во-вторых, для минимизации недостатков электронной коммерческой деятельности также важно государственное воздействие - эффективный налоговый механизм позволит свести на нет эти недостатки. Учитывая то, что основная масса недостатков электронной коммерческой деятельности представляется именно для государства как субъекта налоговых отношений.
3. Обобщена и дополнена авторским признаком классификация операций электронной коммерческой деятельности. Нами сделан следующий вывод относительно существующей классификации операций электронной коммерческой деятельности - они не позволяют определить момент и место возникновения налогового обязательства. А для Электронной коммерческой деятельности этот вопрос является очень важным, учитывая трансграничный характер вида деятельности. Таким образом, была дополнена классификация операций электронной коммерческой деятельности для целей налогообложения новым классификационным признаком, основным преимуществом которой является возможность определить момент и место возникновения налогового обязательства в операциях национальной и международной электронной коммерческой деятельности.
4. Рассмотрены, и приняты в качестве базовых, подходы налогового регулирования, которые уже сформировались на сегодняшний день в ряде стран. Каждый подход основывается на социальных и политических особенностях государства, в котором зародился. Для стран, в которых электронная коммерческая деятельность только набирает обороты и которые заинтересованы в вопросах ее контроля, базовые подходы могут быть подспорьем в решении вопросов регулирования при условии внесения корректировок и адаптации к особенностям национальной экономики каждой страны.
5. Выявлены инструменты государственного регулирования национальной Электронной коммерческой деятельности. И возможность использования этих инструментов в вопросах регулирования международной электронной коммерческой деятельности. В рамках государственного регулирования международной электронной коммерческой деятельности обоснована необходимость внедрения в практику многостороннего соглашения на основе двусторонних соглашений об избежании двойного налогообложения, а также соглашений в рамках регулирования электронной коммерческой деятельности. Многосторонние соглашения позволят регулировать развитие безбумажной трансграничной торговли посредством создания условий для взаимного признания документов и данных о торговле в электронной форме и обмена ими, а также повышения операционной совместимости национальных и международных систем «единого окна» в целях повышения эффективности международных торговых операций.
6. Проанализирована существующая система налогового регулирования электронной коммерческой деятельности в России, для которой характерно отсутствие законодательных норм регулирования национальной электронной коммерческой деятельности. Произведены расчеты величин предполагаемых налоговых поступлений в бюджет России по налогу на прибыль от электронной коммерческой деятельности, что позволило говорить о том, что электронная коммерческая деятельность является важной статьей в составе налоговых поступлений в бюджет России, при условии применения действенных механизмов регулирования данного вида деятельности.
7. В результате моделирования влияния электронной коммерческой деятельности на налоговые поступления в бюджет России, были выявлены основные факторы электронной коммерческой деятельности, благодаря которым обеспечивается наибольшее поступление в бюджет. По итогам анализа, переменные, которые были использованы в нашем исследовании имеют различные степени вклада в налоговые поступления в России. Статистическая модель также позволила определить место электронной коммерческой деятельности в налоговой системе России.
Проведены расчеты величины неконтролируемого сектора рынка электронной коммерческой деятельности, позволяющие оценить потери бюджета Российской Федерации от теневого оборота. На рынке электронной коммерческой деятельности возможностей вести непрозрачный бизнес, по сравнению с традиционным рынком торговли, больше. Оценка является достаточно условной, но следует заметить, что она является показателем необходимости налогового регулирования. Учитывая, что с постоянным ростом объема рынка электронной предпринимательской деятельности, потери консолидированного бюджета в виде налоговых доходов также будут расти, задача государства сводится к тому, чтобы применяемые нормы регулирования и контроля электронной коммерческой деятельности учитывали интересы и представителей сектора, и потребителей, и самого государства, то есть должен соблюдаться принцип многостороннего регулирования. Нужно помнить, что некорректное поведение государства может привести к уходу многих игроков рынка в теневой сектор, что только усугубит ситуацию.
8. Проведены прогнозные расчеты налоговых поступлений от электронной коммерческой деятельности с учетом национальных факторов для зарубежных стран. На основе прогноза выстроен линейный тренд по налоговым поступлениям по налогу на прибыль и налогу на добавленную стоимость, который позволяет определить влияние налогового регулирования на развитие национальной электронной коммерческой деятельности. Также обоснована необходимость применения межгосударственных инструментов регулирования электронной коммерческой деятельности, а именно многосторонних налоговых соглашений. Следует учесть тот факт, что при применении международных факторов, такие как фактор по конечному продукту и по сумме сделки, связанные с международными соглашениями, результаты прогнозирования будут получены совершенно иные.
Таким образом, электронная коммерция, как специфический вид экономической деятельности, требует определенного подхода в вопросах налогового регулирования как на национальном, так и на международном уровнях. По результатам расчетов и анализа влияния электронной коммерческой деятельности на величину налоговых поступлений можно сделать вывод о значительных непоступлений в бюджет налогов от электронной деятельности. Для государства на данном этапе необходимо грамотно подойти к вопросу внесения законотворческих норм, регулирующих данный сегмент экономики, и соблюсти принцип многостороннего регулирования, где учитываются интересы всех сторон экономических отношений.
1. Налоговый кодекс Российской Федерации: офиц. текст. - М.: ЭКСПО, 2015
2. О национальной платежной системе. Федеральный закон от 27.06.2011 №161-ФЗ (ред. от 29.12.2014) // Информ.- правов. система «КонсультантПлюс».
3. Об электронной подписи. Федеральный закон от 06.04.2011 N 63 -ФЗ (ред. от 28.06.2014) // Информ.- правов. система «КонсультантПлюс».
4. О предоставлении электронных финансовых услуг. Проект федерального закона № 6932-3 // Информ.- правов. система «КонсультантПлюс».
5. О сделках, совершаемых при помощи электронных средств (об электронных сделках). Проект федер. закона № 27813-3. Информ.- правов. система «КонсультантПлюс».
6. Об основах государственного регулирования в сфере развития и использования новейших телекоммуникационных технологий в телевизионном и радиовещании, в других электронных средствах массовых коммуникаций. Проект федерального закона № 39847-3. // Информ.- правов. система «КонсультантПлюс».
7. Об электронном документе. Проект федерального закона № 159016-4 // Информ.- правов. система «КонсультантПлюс».
8. Об электронной торговле. Проект федерального закона № 310163-4 // Информ.- правов. система «КонсультантПлюс».
9. Список международных договоров об избежании двойного налогообложения между Российской Федерацией и другими государствами, действующих по состоянию на 01.01.2015. Информационное письмо Минфина России // Ин- форм.- правов. система «КонсультантПлюс».
Монографии, диссертации
10. Александров В.А. Налогообложение доходов иностранных участников Электронной коммерческой деятельности: дис. ... канд. экон. наук: / Александров В.А. - Москва, 2012.
11. Васильева Н.М. Правовое регулирование налогообложения Электронной коммерческой деятельности : автореф. дис. ... канд. юрид. наук / Васильева Н.М. - Москва, 2012.
12. Воробьев В.А. Налоги. Опыт налогообложения участников Электронной коммерческой деятельности за рубежом в условиях глобализации: дис. ... канд. экон. наук / Александров В.А. - Москва, 2009.
13. Зажигалкин А. В. Международно-правовое регулирование Электронной коммерческой деятельности: Автореферат дис. ... канд. юрид. наук / Зажигалкин А. В.- СПб, 2010.
14. Полежарова, Л.В. Международное двойное налогообложение: механизм устранения в Российской Федерации: Монография / Л.В. Полежарова. - М.: Магистр, 2014.
15. Широносова А.В. Развитие электронного бизнеса в Российской Федерации и особенности его налогообложения: дис ... канд. экон. наук / Широносова А.В. - Москва, 2010.
Статьи и материалы периодической печати
16. Аглицкий И. А. Электронная коммерческая деятельность в России: состояние и перспективы / Аглицкий И. А. // Финансовая газета. - 2011. - № 2.
17. Алексеев М. Налогообложение Электронной коммерческой деятельности: проблемы и нерешенные вопросы / Под ред.: Алексеев М., Бондаренко О.Ю.,
Киреев А.В., Конрад Р., Малинина Т.А., Шаталов С.С. // М.: «Издательский дом «Дело» РАНХИГС, 2013.
18. Балабин В.И. Налоговое право: теория, практика, споры. М.: Экономика, 2012
19. Бапхаева Ф.Х. Сравнительный анализ налоговых систем и его значение для совершенствования и реформирования налогового законодательства / Бапхаева Ф.Х. // Налоговый вестник. - 2011. - № 2.
20. Бурдинский А.В. Интернет-банкинг: вчера, сегодня, завтра / Бурдинский А.В. // Мир Интернет. - 2002. - № 11.
21. Вавилов А.В. Пластиковые карты: Принципы построения платежных систем. / Вавилов А.В. // ИИЦ «Европиум-пресс». - 2004. - №3.
22. Васильева Н.М. Правовое регулирование налогообложения Электронной коммерческой деятельности: опыт зарубежных стран и России / Н.М. Васильева // Публично-правовые исследования. Ежегодник Центра публично-правовых исследований. М.: Центр публично-правовых исследований. - 2010.
23. Васильева Н.М. Особенности налоговых правоотношений в сфере Электронной коммерческой деятельности / Н.М. Васильева // Финансовое право. - 2011. -№ 3.
24. Вахитов Р. Поставки электронных товаров и услуг в страны Евросоюза: налогообложение изменилось / Р. Вахитов, А.А. Тедеев // Российский налоговый курьер. - 2013. - № 17.
25. Вацковский Ю.Р. Правовое регулирование сети Интернет / Вацковский Ю.Р., Шпрингер Ф. // Право и экономика. - 2012. - № 6.
26. Воловик Е.П. Глобализация экономики и её влияние на национальные бюджеты / Воловик Е.П. // Проблемы теории и практики управления. - 2013. - №5.
27. Вудкок Дж. Современные информационные технологии совместной работы. М.: ИТД «Русская редакция», 2004.
28. Гарибян А.П. Электронная цифровая подпись: правовые аспекты / Гарибян А.П. // Российская юстиция. - 2011. - №12.
29. Дадалко В.А. Налогообложение в системе международных экономических отношений. / Дадалко В.А., Румянцева Е.Е., Демчук Н.Н. // Минск: ИН- ФРА-М, 2009.
30. Дакота М.В. Основы Электронной коммерческой деятельности: Учебник для студ. вузов. М.: Горячая линия-Телеком, 2012.
31. Дамаскин О.В. Правовые проблемы национальной безопасности в условиях глобализации информационной сети. / Дамаскин О.В. // Современное право. - 2013. - №9.
32. Диденко Е. Раскинуть сети. Национальные почтовые операторы борются за новые рынки / Диденко Е. // Почта России. - 2014. - № 5.
33. Евстегнеев Е.Н. Основы налогообложения и налогового права. Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2013.
34. Еманова Н. С. Роль международных организаций в развитии электронной торговли. / Еманова Н. С. // Вестник Южно-Уральского государственного университета. - 2014. - № 3, том 14.
35. Ильичев С.К. Особенности налогообложения в сфере Электронной коммерческой деятельности. М.: Маркет ДС, 2012.
36. Калужский М.Л. Электронная коммерция: маркетинговые сети и инфраструктура рынка. М.: ОмГТУ. - Москва: Экономика.- 2014.
37. Козье Д. Электронная коммерция. М.: Издательско-торговый дом «Русская редакция», 2010.
38. Коннонов О. Институт постоянного представительства в налоговом праве: Учебное пособие. М.: АПУ, 2012.
39. Корень А.В. Совершенствование налогообложения электронной коммерческой деятельности в глобальной сети Интернет / Корень А.В. // Первая международная научно-практическая конференция «Качество экономического развития: глобальные и локальные аспекты»: Сборник научных трудов. Том 2. Днепропетровск: ПГАСА, 2012.
40. Косовец А.А. Правовое регулирование электронного документооборота // Вестник Московского университета. - 2013. - № 4.
41. Кристальный Б. В. Концепция закона Российской Федерации «Об электронной торговле» / Кристальный Б. В., Соловяненко Н. И. // Информационное общество.- 2010. -№ 3.
42. Липис А.В. Электронная система денежных расчётов / Липис А.В., Маршалл Т.Г., Линкер Я.Н. // М.: Финансы и статистика, 2014.
43. Лукьянова Н.И. Использование документов и материалов, изготовленных посредством электронной связи, в качестве средств доказывания в арбитражном процессе РФ // Государство и право. 2012. № 6.
44. Минаев Б.А. Особенности обложения НДС в Электронной коммерческой деятельности / Минаев Б.А.// Налоговый вестник. 2013. № 2.
45. Моисеева О.А. Применение авторского законодательства и законодательства о смежных правах при создании и использовании сайта в сети Интернет. // М.: Институт государства и права РАН, 2012.
46. Молодякова Э.В. Информационные технологии на службе общества. М.: ИНФРА-М, 2013.
47. Морозов А.В., Полопанова И.А. Россия в международном информационном пространстве // Российская юстиция. 2013. № 1.
48. Налоги и налоговое право. Под ред. А.В. Брызгалина. М.: ИНФРА-М, 2010.
49. Набоков И.В. Электронный бизнес и реклама в Интернете: учебное пособие для студ. вузов / И. В. Набоков, Д. А. Забегалин. // М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2010.
50. Новомлинский Л.А. Электронная коммерческая деятельность и электронные платежи как объект налогового регулирования. Специфика налогообложения интернет-контента // Мир Интернет. 2002. № 11.
51. Персикова, И.С. Исчисление НДС при внешнеторговой деятельности / И.С. Персикова // Российский налоговый курьер. - 2009. - № 9.
52. Писаренко Ж.В. Налогообложение операций Электронной коммерческой деятельности в условиях глобализации: дис. ... канд. экон. наук: - Москва, 2012.
53. Попонова Н.А., Рис И.Б. Уклонение от уплаты налогов: проблемы и способы борьбы в развитых странах. М.: Все о налогах, 2011.
54. Погорлецкий, А. И. Электронная коммерческая деятельность и гармонизация налоговых систем в мировой экономике / А.И. Погорлецкий // Финансовый мир. Вып. 1. М.: Изд-во «Проспект». - 2009.
55. Полежарова, Л.В. Международные соглашения об избежании двойного налогообложения / Л.В. Полежарова // Финансы. - 2010 - № 7.
56. Прокудина, О.В. Обложение НДС внешнеэкономической деятельности / О.В. Прокудина // Налоговый вестник. - 2008. - № 6.
57. Рыбалкин И.М. Международное налогообложение: применение понятия «постоянное представительство» к Электронной коммерческой деятельности / Налоговый вестник. - 2010. - №10.
58. Смирнов С.Н. Электронный бизнес. М.: ДМК Пресс; М.: Компания Ай Ти, 2013.
59. Толстопятенко Г.П. Европейское налоговое право: сравнительно
правовое исследование. М.: Норма, 2012.
60. Фролова Л.В. Налогообложение электронной торговли : автореф. дис. ... канд. экон. наук / Фролова Л.В. - Саратов, 2009.
61. Цыганков Э.М. Проблемы соотношения налогового законодательства со смежными отраслями законодательства. М.: Финансы и статистика, 2013.
62. Шаховалов Н.Н. Международные пробелы налогообложения при транснациональной Электронной коммерческой деятельности / Шаховалов Н.Н. // Финансовый менеджмент. - 2012 - № 3.
63. Электронная коммерция: Уч.пособие Под общ. Ред. Л.А. Брагина. М.: Экономистъ, 2005, с.14
64. Юрасов А.В. Формирование понятия и предметной области Электронной коммерческой деятельности/ Экономика и производство. - 2013. - №2.
Электронные ресурсы
65. E-commerce and taxation report by Ministry of Finance of India 2001 // www.rashminsanghvi.com/finmin.htm
66. Boeegh-Nielsen P. ЕС-learnings: how to m,easure e-commerce?//
www.websm.org/uploadi/editor/nielsen.pdf
67. Towards the Age of the Digital Economy - For Rapid
Progress in the Japanese Economy and World Economic Growth in the 21st Century/ Ministry of International Trade and Industry, Government of Japan, 2013 // www.miti.go.gp/intro-e/a228100e.htm
68. Government of Canada. Electronic Commerce in Canada: Priorities for Action, 2012
69. No. 2012-575 Loi du 21 juin 2012. Loi pour la confiance dans l'economie nu- merique (1) // JORF.
70. Should I be registered for VAT? HMRC Reference: Notice 700/1, 2012 [Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://customs.hmrc.gov.uk/channelsPortalWebApp/channelsPortalWebApp.portal? nfpb=true& pageLabel=pageExcise ShowContent&id=HMCE CL 000086&propert vType=document#P224 22474
71. Electronic Commerce: Taxation framework conditions a Report by the Com
mittee on Fiscal Affairs, as presented to Ministers at the OECD Ministerial Conference, “A Borderless World: Realising the Potential of Electronic Commerce”, 2009 [Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://www.oecd.org/tax/consumption/1923256.pdf
72. Electronic Commerce: Simplified Registration Guidance [Электронный ресурс]: Consumption Tax Guidance Series: Paper No 2 / Centre for Tax Policy and Administration. OECD. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.oecd.org/dataoecd/38/48/5590980.pdf
73. The Economic and Social Impact of Electronic Commerce. Preliminary Findings and Research Agenda OECD, 2013. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.oecd-
ilibrary.org/docserver/download/5kzdcc6tnfmp.pdf?expires=1394447835&id=id&acc
name=guest&checksum=87F48E0F5FF43FCDE67B502456D4344D
74. Internet Access Tax Moratorium. Revenue Impacts Will Vary by State Report to Congressional Committees, GAO-06-273, January 23, 2014. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http: //www.gao .gov/new.items/d06273.pdf
75. Internet Taxation: Issues and Legislation: CRS Report for Congress (WikiLeaks Document Release), RL33261, July 7, 2012. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://crs.wikileaks-press.org/RL33261.pdf
76. Bruce, D. and Fox, W. F. E-Commerce in the Context of Declining State Sales Tax Bases / D. Bruce, W. F. Fox. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://cber.bus.utk.edu/ecomm.pdf
77. Nellen, A. E-Commerce Taxation / A. Nellen / California Municipal Revenue
& Tax Association (CMRTA) Meeting. Pinole, CA. August 15, 20148. [Электронный ресурс] - Режим доступа:
http: //www. cob.sjsu. edu/facstaff/nellen a/TaxReform/E-CommerceTax8-15-08. pdf
78. Varian, H. Taxation of electronic commerce - А U.S. view (e-commerce and
taxation) / H. Varian / CESifo Forum, Ifo Institute for Economic Research at the University of Munich // Focus. - October, 2000. - vol. 1(3). [Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://www.ifo.de/pls/guestci/download/CESifo%20Forum%202000/CESifo%20Foru m%203/2000/Forum300-focus1.pdf
79. Wille, P. Electronic commerce and VAT burdens / P. WILLE / CESifo Forum,
Ifo Institute for Economic Research at the University of Munich // Focus. - October, 2000. - vol. 1(3). [Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://www.ifo .de/pls/guestci/download/CESifo%20F orum%202000/CESifo%20F oru m%203/2000/Forum300-focus3.pdf
80. Закон Республики Узбекистан от 29 апреля 2004 г. N 613-II «Об Электронной коммерческой деятельности» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://parliament.gov.uz/ru/laws.php?id=14258
81. Официальный сайт Фонда «Общественное мнение». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.fom.ru
82. Официальный сайт ежедневного электронного издания, посвященного новостям Итернета и технологий «Руформатор» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www.ruformator.ru
83. Официальный сайт Организации экономического сотрудничества и развития [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.oecd.org
84. Официальный сайт ежедневной деловой газеты «РБК-daily». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www.rbcdaily.ru
85. Официальный сайт Всемирной организация интеллектуальной собственности [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.wipo .int/portal/en/index.html
86. Официальный сайт Комиссии ICC по электронному бизнесу, информационным технологиям и телекоммуникациям [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.iccwbo.ru/
87. Официальный сайт Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www.un.org/ru/ga/unctad/
88. Официальный сайт Международной торговой палаты [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www.iccwbo. org/
89. Официальный сайт Европейского сообщества [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //ec.europa.eu/
90. Официальный сайт Комиссии ООН по международному торговому законодательству (ЮНСИТРАЛ) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www.uncitral .org/uncitral/index.html
91. Официальный сайт Forbes. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.forbes.ru.
92. Официальный сайт издателя свободных периодических изданий в индустрии Электронной коммерческой деятельности «Internet Retailer» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www.internetretail er.com
93. Официальный сайт Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.apec.org/