Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Налогообложение консолидированных групп

Работа №52999

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

налогообложение

Объем работы127
Год сдачи2016
Стоимость5760 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
349
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1. Теоретические основы налогообложения консолидированных 8 групп
1.1. Предпосылки создания консолидированных групп и их развитие 8
на современном этапе
1.2. Опыт зарубежных стран в создании и развитии 17
консолидированных групп
1.3. Механизм налогообложения консолидированной группы 27
факторы, определяющие их деятельность
2. Анализ действующей практики налогообложения 33
консолидированных групп
2.1. Анализ деятельности консолидированных групп 33
налогоплательщиков
2.2. Анализ налога на прибыль консолидированных групп 43
налогоплательщиков
2.3. Преимущества и недостатки механизма налогообложения 54
консолидированных групп
3. Совершенствование системы налогообложения консолидированных 68
групп в России
3.1. Совершенствование механизма налогообложения 68
консолидированных групп налогоплательщиков
3.2. Прогнозирование налога на прибыль консолидированных групп и 77
их влияние на экономическое развитие субъектов страны
Заключение 90
Список использованных источников
Приложения

Одним из наиболее значимых изменений, произошедших в налоговом законодательстве РФ за последние годы, является введение с 2012 года в российскую налоговую практику концепции консолидированной группы налогоплательщиков. Несмотря на ряд ограничений для создания консолидированной группы налогоплательщиков, таких как (компании должны соблюдать критерии, характеризующие размер деятельности группы (выручка, активы, уплаченные налоги); могут входить только российские компании) крупные российские компании стали внедрять систему консолидированного налогообложения. Так, в 2012 г. было создано и действовало 11 консолидированных групп налогоплательщиков, в 2013 г. — 15 групп. В 2014 г. и по сегодняшний день количество консолидированных групп налогоплательщиков увеличилось до 16. В 2015 году, если бы не изменение законодательства, консолидированных групп стало бы 20. Такая активность указывает на явные преимущества для налогоплательщиков от использования этого режима налогообложения: прежде всего, для того, чтобы избежать контроля за внутрихолдинговыми ценами, а также, чтобы объединить прибыли и убытки и уплачивать налоги с общего финансового результата. С 2015 по 2018 годы возможность создания новых консолидированных групп налогоплательщиков была приостановлена в связи с тем, что в ряде регионов произошло существенное выпадение бюджетных доходов.
По итогам первых лет функционирования института консолидированных групп налогоплательщиков можно констатировать, что практическая его реализация имеет ряд проблемных моментов, к которым в первую очередь следует отнести резкое перераспределение налоговых поступлений между бюджетами субъектов Российской Федерации. Наличие недостатков действующего режима консолидированного налогообложения может свидетельствовать о недостаточной теоретической проработке отдельных его аспектов на этапе его внедрения и позволяет сделать вывод о необходимости разработки мер по его совершенствованию.
Таким образом, наличие проблемных вопросов в налогообложении консолидированных групп налогоплательщиков, существенное влияние налоговых поступлений созданных консолидированных групп на бюджетную обеспеченность субъектов Российской Федерации позволяют считать выбранное направление исследования актуальным.
Вопросы налогообложения консолидированных групп налогоплательщиков представлены в вопросах современных зарубежных и российских ученых. В числе работ, посвященных проблеме формирования налоговой системы современной России, следует отметить исследования российских и зарубежных ученых экономистов таких, как Дж. Маисто, С. Принсен, М. Жерар, А. Николокакис, Д. Эндрес, Д. Нерудова. В отечественной научной литературе вопросы налогообложения групп компаний затронуты в работах Е.В. Алтуховой, В.А. Цветкова, Л.М. Архипцевой, Б.В. Церенова, Е.С. Тютюнниковой, А.С. Кизимова, Д.В. Винницкого, А.А. Копиной и др. Исследованию института консолидированного налогообложения и российской концепции
консолидированных групп налогоплательщиков посвящены работы Д.Ю. Тафинцевой, Д.М. Смирнова, О.В. Ситниковой, О.А. Иконниковой, Д.В. Кузьмина, К.А. Банновой, М.В. Нелюбиной, М.А. Гостевой, К.В. Новоселова, Н.А. Кондрашевой, Журавлевой А.А. и Бабенко Д.А.
Целью диссертационного исследования является изучение налогообложения консолидированных групп налогоплательщиков в России и развитых зарубежных стран для выработки предложений по его совершенствованию.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
- изучить предпосылки создания консолидированных групп и их развитие на современном этапе;
- исследовать опыт зарубежных стран в создании и развитии консолидированных групп;
- провести анализ действующей практики налогообложения
консолидированных групп;
- проанализировать налог на прибыль консолидированных групп налогоплательщиков и его влияние на формирование бюджета;
- выявить преимущества и недостатки механизма налогообложения консолидированных групп на современном этапе;
- предложить механизм налогообложения консолидированной группы налогоплательщиков с целью его совершенствования и минимизации выявленных недостатков;
- спрогнозировать поступление налога на прибыль от консолидированных групп налогоплательщиков от реализации предложенных мероприятий.
Предметом исследования является механизм налогообложения консолидированных групп налогоплательщиков в частности причины, повлиявшие на приостановление регистрации новых консолидированных групп налогоплательщиков.
Информационную базу исследования составили законодательные акты Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, официальные документы законодательных и исполнительных органов власти, Постановления Правительства Российской Федерации, официальные данные и отчеты Министерства Финансов Российской Федерации, государственных органов статистики, Счетной палаты Российской Федерации и Федеральной налоговой службы Российской Федерации.
Объектом исследования является налогообложение консолидированных групп налогоплательщиков, как в зарубежных странах, так и в России.
Научная новизна исследования состоит в следующем:
- на основании проведенного исследования уточнено определение консолидированных групп налогоплательщиков;
- исследованы основные преимущества и недостатки налогообложения консолидированных групп налогоплательщиков;
- предложен концептуальный подход к реформированию системы консолидированной группы;
- произведен расчет эффективности механизма поэтапного распределения налоговых поступлений консолидированных групп налогоплательщиков.
Практическая значимость выполненного исследования состоит в том, что использование полученных результатов окажет практическую помощь специалистам в области налогообложения консолидированных групп в вопросах общих тенденций в этой области в России, что приведет к более широкому пониманию системы консолидированного налогообложения. Выработаны предложения по изменению системы налогообложения консолидированных групп в России.
Объем и структура диссертационного исследования. Диссертация изложена на страницах машинописного текста. Она состоит из введения, трех глав,
заключения, списка использованных источников и приложений.
Во введении обоснована актуальность темы диссертационного исследования, охарактеризована степень изученности рассматриваемой проблемы, определены цель и задачи работы.
В первой главе рассмотрены теоретические аспекты налогообложения консолидированных групп налогоплательщиков. Изучен опыт зарубежных стран в создании и развитии консолидированных групп, а также предложен авторский механизм налогообложения.
Во второй главе проанализирована деятельность консолидированных групп налогоплательщиков России, налог на прибыль и его влияние на пополнение бюджета РФ. Сформулированы основные преимущества и недостатки существующего механизма налогообложения консолидированных групп .
В третьей главе автором предложены практические рекомендации по совершенствованию налогообложения консолидированных групп налогоплательщиков, а также спрогнозировано влияние налога на прибыль на бюджет в результате применения механизма поэтапного распределения налоговых поступлений консолидированных групп налогоплательщиков.
В заключении сформулированы основные выводы, полученные в результате проведенного диссертационного исследования.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В результате нашего исследования были предложены и разработаны следующие направления совершенствования налогообложения
консолидированных групп налогоплательщиков.
1. Таким образом, на основе проведенного исследования термина «консолидированных групп налогоплательщиков» автором дано определение, которое подчеркивает целевой характер объединения для решения ряда задач, направленных, прежде всего на повышение эффективности деятельности компании, как крупного налогоплательщика. При этом учитываются интересы государства для максимально равномерного распределения между территориями России. В ходе исследования выявлены три основных предпосылки создания консолидированной группы налогоплательщиков: исторические,
макроэкономические и необходимость развития налогового контроля за трансфертным ценообразованием. Исследованы актуальные проблемы
современного этапа функционированием крупных многоотраслевых холдингов: их функционирование способствует миграции налоговой базы между регионами, что стало причиной наложения моратория на образование новых консолидированных групп до 2018г.
2. На основе анализа зарубежного опыта налогообложения
консолидированных групп налогоплательщиков доказана необходимость дальнейшего реформирования системы налогообложения консолидированных налогоплательщиков в РФ и предложена авторская концептуальная модель, направленная на обеспечение баланса интересов государства и налогоплательщиков. Модель включает в себя базовые принципы, задачи и способы реализации, а также эффект, который будет получен консолидированными группами и государством.
3. За счет перераспределения налога на прибыль между бюджетами регионов исходя из производственной мощности и трудовых ресурсов регионов происходит несбалансированное перераспределение налоговых поступлений налога на прибыль между бюджетами регионов. Это подтверждается приведенными аналитическими данными. Так в 2014 году в 53 субъектах РФ увеличились налоговые поступления по налогу на прибыль на 61,9 млрд.руб., при этом в 32 регионах поступления сократились на 127 млрд.руб.
4. Поступления в консолидированные бюджеты субъектов Российской
Федерации в результате создания консолидированных групп налогоплательщиков снизились на 65,1 млрд. руб., что привело к снижению поступлений по налогу на прибыль организаций, зачисляемых в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации на 3,31%. Снижение поступлений объясняется влиянием следующих факторов: замедлением темпов роста экономики; увеличением
расходов по амортизационным отчислениям, в связи с вводом в эксплуатацию объектов по крупным инвестиционным проектам; установлением законами субъектов РФ применения пониженных налоговых ставок по налогу на прибыль (8 консолидированных групп налогоплательщиков применили такие ставки).
5. Автором был произведен расчет суммы налога на прибыль по консолидированной группе «Сургутнефтегаз» и сопоставлен результат с суммой налога, которая подлежала бы уплате в случае, если бы консолидированная группа не была создана. Анализ показал, что создание консолидированной группы привело к общему снижению суммы налога на прибыль по группе в целом (на 6,4 млрд. руб.) Это обусловлено применением пониженной ставки в части налога, уплачиваемого в бюджеты ХМАО и Ленинградской области, а также наличию налогового убытка, сформировавшегося в 2014 году у одной из компаний группы.
6. Автором исследованы основные преимущества и недостатки
существующего налогообложения консолидированных групп
налогоплательщиков. Основными преимуществами налоговой консолидации по налогу на прибыль в России являются: отнесение сделок между участниками консолидированной группы налогоплательщиков к категории сделок, не признаваемых контролируемыми с точки зрения применения правил контроля трансфертного ценообразования; уменьшение консолидированной налоговой базы на сумму убытков, получаемых компаниями в период участия в консолидированной группе; возможность применения пониженной налоговой ставки по налогу на прибыль; оптимизация внутренних бизнес -процессов, связанных с подготовкой отчетности и уплатой налога на прибыль. Автором выявлены следующие недостатки налогообложения консолидированных групп: невозможность зачета убытков участников группы, возникших до их вступления в консолидированную группу; жесткие условия привлечения к ответственности участников группы при неисполнении обязанности по уплате налога и представлению налоговой декларации; ограничения по формированию резервов в части операций между участниками консолидированной группы при ее создании ; увеличенный срок проведения выездной налоговой проверки.
7. Автором даны практические рекомендации по совершенствованию
механизма налогообложения консолидированных групп налогоплательщиков с целью повышения эффективности их функционирования: уменьшение порога вхождения в консолидированную группу налогоплательщиков; продление срока перенесения убытков прошлых лет при выходе из состава консолидированной группы налогоплательщиков; снижение доли участия в уставном капитале других организаций с 90% до 70%; распространение консолидации на нерезидентов РФ; заключение соглашения о ценообразовании между участниками
консолидированной группы налогоплательщиков и контролируемыми органами при вхождении в группу. Предлагается внести соответствующие коррективы в Налоговый кодекс Российской Федерации.
8. Поскольку важным направлением развития налогообложения консолидированных групп является реализация мер, направленных на устранение негативного эффекта резкого перераспределения налоговых поступлений региональных бюджетов, то автор предлагает механизм поэтапного распределения налоговых поступлений консолидированных групп налогоплательщиков. Предлагаемый механизм позволит решить проблему единовременного уменьшения значительного объема доходов региональных бюджетов при создании новых консолидированных групп. Расчеты на примере АО «Сургутнефтегаз» показали, что уменьшился негативный эффект от создания консолидированной группы для бюджета Санкт-Петербурга, который в относительном выражении несет наибольшие потери. При этом общий размер консолидированной налоговой базы всей группы в результате применения предлагаемого порядка не изменился, поскольку перераспределение налоговой базы в пользу бюджета Санкт-Петербурга произошло за счет других бюджетов, которым создание консолидированной группы налогоплательщиков обеспечивает дополнительные налоговые поступления.



1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая). Утверждено приказом Министерства финансов РФ от 13.07.1998г. №146-ФЗ (в ред. 08.06.2015)// СПС «Консультант плюс». - Законодательство: Версия Проф. - Режим доступа: http://base.consultant.ru (дата обращения: 14.06.2016).
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая). Утверждено приказом Министерства финансов РФ от 05.08.2000г. №117-ФЗ (в ред. 08.06.2015)// СПС «Консультант плюс». - Законодательство: Версия Проф. - Режим доступа: http://base.consultant.ru (дата обращения: 14.06.2016).
3. Об установлении пониженной ставки налога на прибыль организаций для отдельных категорий налогоплательщиков. Закон ЯНАО от 08.10.2013 N 88-ОЗ// СПС «Консультант Плюс»: Региональное законодательство: Версия Проф. - Режим доступа: http://base.consultant.ru (дата обращения: 14.06.2016).
4. Основные направления налоговой политики на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов (одобрены 01.07.2014 Правительством Российской Федерации) [Электронный ресурс]: Министерство финансов Российской Федерации - официальный сайт. Режим доступа: http://www.minfin.ru. (дата обращения: 11.05.2016).
5. «Консультант Плюс» : Региональное законодательство : Версия Проф. - Режим доступа: http://base.consultant.ru (дата обращения: 11.08.2016).
6. Алтухова, Е.В. Взаимозависимые лица в налоговом праве: автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.14/ Алтухова Елена Владимировна. - М., 2008. - 26 с.
7. Бабенко Д.А. Развитие налогообложения консолидированных групп налогоплательщиков в России (на примере компаний топливно -энергетического комплекса): дис. ... канд. экон. наук: 08.00.10/ Бабенко Дмитрий Александрович. - М., 2014. - 205 с.
8. Баннова, К.А. Становление системы налогообложения
консолидированных групп налогоплательщиков в РФ: автореф. дис. ... канд. экон. наук: 08.00.10/ Баннова Кристина Алексеевна. - Томск, 2013. - 23 с.
9. Иконникова, О.А. Правовые режимы налогообложения взаимозависимых лиц (организаций): дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.14/ Иконникова Ольга Александровна. - М., 2009. - 220 с.
10. Луговкина О.А. Аудит консолидированного налогоплательщика: автореф. дис. ... канд. экон. наук: 08.00.12/ Луговкина Оксана Александровна. - Тольятти, 2010. - 22 с.
11. Мандрощенко, О.В. Концепция налогообложения инвестиционной деятельности малых предприятий: дис. ... д-ра экон. наук: 08.00.10/ Мандрощенко Ольга Валентиновна. - М., 2010. - 384 с.
12. Ситникова, О.В. Совершенствование налогообложения крупнейших консолидированных налогоплательщиков: дис. ... канд. экон. наук: 08.00.10/ Ситникова Ольга Владимировна. - М., 2012. - 163 с.
13. Смирнов, Д.М. Формирование механизма консолидированного налогоплательщика как фактор повышения конкурентоспособности региональной экономики (на примере Калининградской области): дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05/ Смирнов Дмитрий Михайлович. - М. , 2010. - 167 с.
14. Тафинцева, Д.Ю. Система консолидированного налогообложения холдинговых компаний: дис. ... канд. экон. наук: 08.00.10/ Тафинцева Дарья Юрьевна. - М., 2012. - 206 с.
15. Церенов, Б.В. Консолидация налогоплательщиков как правовая категория: дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.14/ Церенов Баир Васильевич. - М., 2011. - 178 с.
16. Бабенко Д. А. Введение института консолидированных групп налогоплательщиков в России: предварительные итоги Финансовый журнал/ Бабенко Д.А.// Фианнсовый журнал. - 2014. - №2. - с. 135-142.
17. Бабаева Ф.Г., Баннова К.А., Жданова А. Б. Предпосылки создания консолидированных групп налогоплательщиков в Российской Федерации/ Бабаева Ф.Г., Баннова К.А., Жданова А.Б. // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - №3.
18. Баннова К.А. Проблемы налогообложения консолидированных групп за рубежом и в России // Проблемы учета и финансов. - 2011. - № 3. - с. 39 - 41.
19. Бондаренко О.Ю., Громов В.В., Малинина Т.А. Зарубежный опыт применения специальных правил по налогу на доходы корпораций для консолидированных групп налогоплательщиков. - РАНХиГС при Президенте Российской Федерации - М.:2013. - 95 с.
20. Буранов З.М. Основные проблемы налогообложения
консолидированных групп в России и США / Буранов З.М.// Теория и практика общественного развития. - 2012. - №4. - с. 372-377.
21. Виниченко Е. Консолидированная группа налогоплательщиков/
Виниченко Е. // Консультант. - 2012. - №5.- с. 46-48.
22. Горина, С.А. Методологические и методические основы стабилизации российской экономики при взаимодействии финансового и промышленного капитала в рамках ФПГ : дис. ... д-ра экон. наук : 08.00.05/ Горина Светлана Алексеевна. - М., 2004. - 315 с.
23. Законодательство о трансфертном ценообразовании: исследование ситуации с развитием практики соблюдения компаниями нефтегазового сектора новых требований Налогового кодекса РФ в части контроля уровня цен. - KPMG, 2013. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.kpmg.com (дата обращения: 11.08.2014).
24. Зачупейко, И. Об алгоритме налоговой отчетности в группе консолидированных налогоплательщиков/ Зачупейко, И.// Менеджмент и Бизнес - Администрирование. - 2011. - № 4. - с. 132-139.
25. Зрелов А. Правовые пробелы в правилах консолидации налогоплательщиков/ Зрелов А. // Налоговый вестник. - 2012. - №6. - с. 18-22.
26. Иконникова О.А. Правовые режимы налогообложения взаимозависимых лиц (организаций) // Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал.- М., 2009. - 220 с., с.25
27. Кизимов, А.С. Уведомление о контролируемых сделках как информационная база налогового мониторинга холдингов/ А.С. Кизимов, Н.А. Кузьмина, М.В. Скакунова // Научно -исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. - 2013. - № 2. - с. 21-26.
28. Кизимов, А.С. Институт консолидированного налогоплательщика: история развития и принципы функционирования/ А.С. Кизимов, Т.А. Шегурова // Финансы и кредит. - 2009. - №30. - с.10-16.
29. Козенкова Т., Зачупейко И. Особенности налогообложения прибыли в консолидированных группах налогоплательщиков / Козенкова Т., Зачупейко И. // Ресурсы, информация, снабжение конкуренция (финансы, денежное обращение кредит). - 2012. - №2. - с. 324- 330.
30. Кондрашова Н.А. Предпосылки создания консолидированных групп налогоплательщиков/ Кондрашова Н.А. // Международный бухгалтерский учет. - 2013. - №2 (248).- с. 28-34.
31. Кондрашова Н.А. Особенности внедрения российскими организациями механизма налоговой консолидации/ Кондрашова Н.А. // Теория и практика налогообложения и финансового права. - 2012. - № 10. - с. 223 - 230.
32. Кондрашова Н.А., Сотникова Л.В. Консолидированная группа налогоплательщиков особенности взаиморасчетов / Кондрашова Н.А. // Экономика. Налоги. Право. - 2013. - №2. - с.57 - 63.
33. Корниенко Н.Ю., Постникова Н.Ю., Королев Г.А.,Ефимова Н.А.. Анализ правовых проблем администрирования консолидированных налогоплательщиков и налогообложение доходов холдингов/ Под ред. Н.Ю. Корниенко. - РАНХиГС при Президенте Российской Федерации - М.:2013. - с. 65.
34. Луговкина, О.А. Аудит консолидированного налогоплательщика: дис. ... канд. экон. наук / О.А. Луговкина. - Тольятти, 2011. - 177 с.
35. Нелюбина, М.В. Обзор международной практики создания режимов консолидированного налогообложения холдингов/ М.В. Нелюбина // Налоговед. - 2013. - №4. - с. 77-84.
36. Новоселов, К.В. Консолидированная группа налогоплательщиков: исчисление и уплата налога на прибыль с 2012 года/ К.В. Новоселов // Налоговая политика и практика. - 2012. - № 2. - С. 31-35.
37. Новоселов К.В. Консолидированные группы налогоплательщиков. Кто они?/ Новоселов К.В. //Налоговая политика и практика . - 2012. - № 1 (109). - с. 34-39.
38. Отчет о результатах контрольного мероприятия «Проверка
результативности администрирования консолидированных групп
налогоплательщиков» [Электронный ресурс] Режим доступа:
http://audit.gov.ru/activities/bulleten/797/19141/ (дата обращения 15.04.2015).
39. Рюмина Ю.А., Баннова К.А. Причины и последствия консолидации налогоплательщиков/ Рюмина Ю.А., Баннова К.А.// Вестник Томского Государственного Университета (Экономика). - 2013. - № 2 (22). - с. 141-146.
40. Сенков В.А., Журавлева А.А. Экономико -математическое обоснование выбора критериев распределения налоговых платежей в бюджет в консолидированной группе налогоплательщиков/ Сенков В.А., Журавлева А.А.// Вестник ФГБОУ ВПО «Государственный университет управления». - 2014. -№9. - с. 149. - 157.
41. Ситникова О.В. Совершенствование налогообложения крупнейших консолидированных налогоплательщиков: / Ситникова О.В. // Аудит и финансовый анализ. — М., 2012. - 163 с, с.14
42. Смирнов Д.А., Бабенко Д.А. Сравнительный анализ режимов налоговой консолидации России и зарубежных стран/ Смирнов Д.А.// Налоги и налогообложение. - 2014. - №2. - с. 113-118.
43. Смирнов Д.М. Повышение эффективности налогообложения в России в связи с введением системы консолидированных налогоплательщиков/ Смирнов Д.М // Аудит и финансовый анализ. - 2009. - № 5. - c. 23-25.
44. Сорокина В.А. Налог на прибыль организаций: консолидированная
группа налогоплательщиков/ Сорокина В.А. //Теория и практика
налогообложения и финансового права. - 2010.
45. Угодников К. Вопрос бремени / К. Угодников // Ито

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ