Введение 3
ГЛАВА I. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ «ПЛОЩАДИ ФИГУР» В КУРСЕ ГЕОМЕТРИИ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ 6
1.1. История развития понятия площади фигур в математике 6
1.2. Методика введения понятия «Площади» 10
1.3. Различные подходы к обучению теме «Площади фигур»в курсе геометрии основной школы 15
1.4. Методические рекомендации по обучению теме «Площади фигур» в курсе геометрии основной школы 22
ГЛАВА II. УЧЕБНО -МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ 31
2.1. Задачи в итоговой аттестации учащихся в курсе геометрии основной школы по теме «Площади фигур» 31
2.2. Системы задач по теме «Площади фигур» в курсе геометрии основной школы 35
2.3. Результаты констатирующего эксперимента 39
2.4. Конспект урока с применением математической программы Geogebra 45
Заключение 50
Список используемой литературы 52
Приложение 54
Актуальность исследования. Курс геометрии занимает большое место и играет важную роль в школьном математическом образовании. На него приходится около 40% учебного времени, отводимого на математику в VI-IX классах, причем геометрия изучается на протяжении всего времени обучения в школе.
В связи с этим одной из основных целей обучения математике (в частности, геометрии) является привитие учащимся интереса к этому предмету, используя особенности самой математики. Особая роль здесь отводится задачам, которые призваны возбудить у учащихся интерес к изучаемому предмету, стимулирующим познавательную активность школьников и оказывающим эстетическое воздействие на них.
Геометрия - важный раздел математики. Ее возникновение уходит в глубь тысячелетий и связано, прежде всего, с развитием ремесел, культуры, искусств, с трудовой деятельностью человека и наблюдением за окружающим миром. Об этом свидетельствуют названия геометрических фигур. Одна из главных величин в геометрии - площадь. Площадь - это величина, характеризующая размер той части плоскости, которая заключена внутри плоской замкнутой фигуры.
Задачи по теме «Площади фигур» входят в итоговую аттестацию учащихся основной школы: в части первой они встречаются в заданиях №15, № 18, а во второй части в заданиях №24,№26.
Следует отметить, что задачи на площадь имеют практическую направленность и могут быть полезны в практической жизни человека.
Актуальность темы исследования обусловлена сложившимся к настоящему времени противоречием между необходимостью обучения учащихся теме «Площади фигур» на уроках геометрии и фактическим состоянием методики ее обучении учащихся в курсе геометрии основной школы.
Проблема исследования: состоит в выявлении методических
особенностей обучения учащихся теме «Площади фигур» в курсе геометрии основной школы.
Объект исследования: процесс обучения геометрии в курсе основной школы.
Предмет исследования: методические особенности обучения
учащихся теме «Площади фигур» в курсе геометрии основной школы.
Цель исследования: выявить методические особенности обучения учащихся теме «Площади фигур» в курсе геометрии основной школы.
Гипотеза исследования: основана на предположении о том, что достижение учащимися обязательных результатов освоения программы основного общего образования по математике, повышение качества их математической подготовки могут быть обеспечены, если выявить методические особенности обучения учащихся теме «Площади фигур» в курсе геометрии основной школы и разработать соответствующие системы упражнений по теме исследования, направленные на привитие им умений и навыков, необходимых при вычислении величины площади; применение определенных приемов и методов решения задач по данной теме.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть исторические аспекты развития основных понятий, связанных с площадями фигур.
2. Раскрыть методику введения понятия площади.
3. Выявить различные подходы к обучению учащихся теме «Площади фигур» в курсе геометрии основной школы.
4. Рассмотреть методические особенности обучения данной теме учащихся 7-9-х классов.
5. Выделить основные типы задач, встречающие в ОГЭ, по теме «Площади фигур».
6. Разработать системы задач по теме исследования для учащихся 7-9 классов.
7. Провести констатирующий эксперимент.
8. Разработать урок с применением математической программы Geogebra.
Теоретическая значимость исследования: состоит в том, что в нем выявлены методические особенности обучения учащихся теме «Площади фигур» в курсе геометрии основной школы.
Практическую значимость результатов исследования: составляют разработки соответствующих систем задач, которые могут быть использованы учителями математики основной школы и студентами педагогических направлений подготовки в ходе педагогической практики.
Глава I посвящена методическим особенностям обучения учащихся теме «Площади фигур» в курсе геометрии основной школы. Рассмотрены исторические аспекты развития основных понятий, связанных с площадью фигур. Раскрыта методика введения понятия площадь. Выявлены различные подходы к обучению учащихся теме «Площади фигур» в курсе геометрии основной школы.
Глава II Выделены основные типы задач, встречающиеся в ОГЭ по теме «Площади фигур». Разработаны системы задач по теме «Площади фигур» в курсе геометрии основной школы. Представлены результаты констатирующего эксперимента. Разработан урок с применением математической программы Geogebra.
В заключении сформулированы основные результаты и выводы проведённого исследования.
В Приложении представлены анализ школьных программ к учебникам по теме «Площади фигур», ответы и указания решения к системам задач по теме «Площади фигуры» в курсе геометрии основной школы, решение варианта 2 проверочной работы для проведения констатирующего эксперимента.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Сформулируем основные выводы и полученные результаты проведенного исследования.
Рассмотрены исторические аспекты развития основных понятий, связанных с площадями фигур.
Установлено, что в методической литературе понятие площади определяют как величину части плоскости, заключенной внутри плоской замкнутой фигуры; через площадь фигуры - как часть плоскости, занимаемой этой фигурой; через площадь простого многоугольника - как число, определяющее размер части плоскости, ограниченной этим многоугольником.
Выделены основные подходы к обучению теме «Площади фигур»: через метод разложения; через метод дополнения. Вводить понятие площади прямоугольника можно следующими способами, а именно, с помощью: сравнения площадей; понятие предельного перехода; понятие
равносоставленностя. В основе каждого способа введения понятия площади прямоугольника лежит метод разложения. Так же формулы для площади правильного и произвольного многоугольника выводятся на основе метода разложения, площади параллелограмма, треугольника трапеции - на основе метода дополнения.
Разработаны методические рекомендации по обучению теме «Площади фигур».
Выделены основные типы задач, встречающиеся в ОГЭ по теме «Площади фигур». В первой части встречаются задачи: на измерение, на вычисление, на метод площадей. Во второй части встречаются задачи: на вычисление, на доказательство, на метод площадей.
Разработаны системы задач по теме исследования для учащихся 7-9-х классов.
Проведен констатирующий эксперимент, который показал недостаточный уровень умения решать задачи по теме «Площади фигур».
Разработан урок с применением математической программы Geogebra.
Все это дает основание считать, что задачи, поставленные в исследовании, полностью решены.
1. Атанасян, Л.С., Бутузов. В.Ф., Кадомцев С.Б. и др. Геометрия. 7¬9 классы: учеб. для общеобразовательных учреждений /20-е изд. - М. : Просвещение, 2010. - 384 с.
2. Бескин, Н.М. Методика геометрии: учебник для педагогических институтов / Н.М. Бескин. - М.: Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства Просвещения, 1947. - 278 с.
3. Гангнус, Р.В, Гурвиц.Ю.О. (под ред. Проф. Андронова И.К.). Геометрия: Методическое пособие для высших педагогических учебных заведений и преподавателей средней школы. Часть 1 / - М.: Государственное учено-педагогическое издание, 1934. - 323 с.
4. Гастева, С.А, Крельштейн Б.И, Ляпин. С.Е, Шидловская. М.М.. Методика преподавания математики в восьмилетней школе: Методическое пособие для высших педагогических учебных заведений и преподавателей средней школы / - М.: Просвещение, 1965. - 745 с.
5. Глейзер, Г.И. История математики в школе 7-8 кл. Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1982. - 240 с.
6. Гусев, В.А, Орлов.В.В., Панчищина.В.А и др.; Методика обучения геометрии: Учеб.пособие для студ. высш. М54 пед. учеб. заведений / Под ред. В. А. Гусева. — М.: Издательский центр «Академия». — 368 с.
7. Карасев, П.А. Элементы наглядной геометрии в школе: пособие для учителей / П.А. Карасев. - М.: Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства Просвещения, 1955. - 212 с.
8. Малых, А.Е., Данилова В.И. Влияние геометрической алгебры Древней Греции на развитие математики // Вестник Пермского Университета. Серия: Математика. Механика. Информатика. - 2012. - №2. - С. 76-85.
9. Малых, А.Е. Площади геометрических фигур: учеб. пособие / А.Е. Малых, М.И. Глухова: Перм. гос. пед. ун-т. - Пермь, 2011. - 108 с.
10. Мищенко, Т.М. Дидактические материалы и методические рекомендации для учителя по геометрии: 8 класс: к учебнику Л.С. Атанасяна и др. «Геометрия. 7-9 классы». ФГОС (к новому учебнику) / Т.М. Мищенко. - М.: Издательство «Экзамен», 2016. - 174 с.
11. Мищенко, Т.М. Методическое пособие к учебнику И.Ф. Шарыгина «Геометрия. 7-9 классы». ФГОС (к новому учебнику) / Т.М. Мищенко. - М.: Дрофа, 2013. - 368 с.
12. Погорелов, А.В. Геометрия. 7-9 классы : учеб. для
общеобразоват. организаций / А. В. Погорелов - 2-е изд. - М. : Просвещение, 2014. - 240 с.
13. Чичигин, В.Г. Методика преподавания геометрии. Планиметрия: пос. для учителей средн. школы. - М.: Государственное учебн.-педагогич. издательство министерства просвещения, 1959. - 392 с.
14. Шарыгин, И.Ф. Геометрия. 7-9 кл.: учеб. для общеобразоват. учеб. завед. / И.Ф. Шарыгин. - М. : Дрофа, 2012. - 462 с.
15. Примерная основная образовательная программа основного
общего образования. Одобрена решением федерального
учебно-методического объединения по общему образованию / М-во образования и науки РФ. - М.: Просвещение, 2015. - 560 с. URL: http://fgosreestr.ru/wp-content/uploads/2015/06.pdf (дата обращения 22.05.2016)
16. Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» / Приказ Министерства образования и науки РФ. - М.: Просвещение, 2014. - 164 с. URL: http://god2015.com/files/Prikaz_253.pdf (дата обращения 01.02.2016).