МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ «ПЛОЩАДИ ФИГУР» В КУРСЕ ГЕОМЕТРИИ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ
|
Введение 3
ГЛАВА I. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ «ПЛОЩАДИ ФИГУР» В КУРСЕ ГЕОМЕТРИИ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ 6
1.1. История развития понятия площади фигур в математике 6
1.2. Методика введения понятия «Площади» 10
1.3. Различные подходы к обучению теме «Площади фигур»в курсе геометрии основной школы 15
1.4. Методические рекомендации по обучению теме «Площади фигур» в курсе геометрии основной школы 22
ГЛАВА II. УЧЕБНО -МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ 31
2.1. Задачи в итоговой аттестации учащихся в курсе геометрии основной школы по теме «Площади фигур» 31
2.2. Системы задач по теме «Площади фигур» в курсе геометрии основной школы 35
2.3. Результаты констатирующего эксперимента 39
2.4. Конспект урока с применением математической программы Geogebra 45
Заключение 50
Список используемой литературы 52
Приложение 54
ГЛАВА I. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ «ПЛОЩАДИ ФИГУР» В КУРСЕ ГЕОМЕТРИИ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ 6
1.1. История развития понятия площади фигур в математике 6
1.2. Методика введения понятия «Площади» 10
1.3. Различные подходы к обучению теме «Площади фигур»в курсе геометрии основной школы 15
1.4. Методические рекомендации по обучению теме «Площади фигур» в курсе геометрии основной школы 22
ГЛАВА II. УЧЕБНО -МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ 31
2.1. Задачи в итоговой аттестации учащихся в курсе геометрии основной школы по теме «Площади фигур» 31
2.2. Системы задач по теме «Площади фигур» в курсе геометрии основной школы 35
2.3. Результаты констатирующего эксперимента 39
2.4. Конспект урока с применением математической программы Geogebra 45
Заключение 50
Список используемой литературы 52
Приложение 54
Актуальность исследования. Курс геометрии занимает большое место и играет важную роль в школьном математическом образовании. На него приходится около 40% учебного времени, отводимого на математику в VI-IX классах, причем геометрия изучается на протяжении всего времени обучения в школе.
В связи с этим одной из основных целей обучения математике (в частности, геометрии) является привитие учащимся интереса к этому предмету, используя особенности самой математики. Особая роль здесь отводится задачам, которые призваны возбудить у учащихся интерес к изучаемому предмету, стимулирующим познавательную активность школьников и оказывающим эстетическое воздействие на них.
Геометрия - важный раздел математики. Ее возникновение уходит в глубь тысячелетий и связано, прежде всего, с развитием ремесел, культуры, искусств, с трудовой деятельностью человека и наблюдением за окружающим миром. Об этом свидетельствуют названия геометрических фигур. Одна из главных величин в геометрии - площадь. Площадь - это величина, характеризующая размер той части плоскости, которая заключена внутри плоской замкнутой фигуры.
Задачи по теме «Площади фигур» входят в итоговую аттестацию учащихся основной школы: в части первой они встречаются в заданиях №15, № 18, а во второй части в заданиях №24,№26.
Следует отметить, что задачи на площадь имеют практическую направленность и могут быть полезны в практической жизни человека.
Актуальность темы исследования обусловлена сложившимся к настоящему времени противоречием между необходимостью обучения учащихся теме «Площади фигур» на уроках геометрии и фактическим состоянием методики ее обучении учащихся в курсе геометрии основной школы.
Проблема исследования: состоит в выявлении методических
особенностей обучения учащихся теме «Площади фигур» в курсе геометрии основной школы.
Объект исследования: процесс обучения геометрии в курсе основной школы.
Предмет исследования: методические особенности обучения
учащихся теме «Площади фигур» в курсе геометрии основной школы.
Цель исследования: выявить методические особенности обучения учащихся теме «Площади фигур» в курсе геометрии основной школы.
Гипотеза исследования: основана на предположении о том, что достижение учащимися обязательных результатов освоения программы основного общего образования по математике, повышение качества их математической подготовки могут быть обеспечены, если выявить методические особенности обучения учащихся теме «Площади фигур» в курсе геометрии основной школы и разработать соответствующие системы упражнений по теме исследования, направленные на привитие им умений и навыков, необходимых при вычислении величины площади; применение определенных приемов и методов решения задач по данной теме.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть исторические аспекты развития основных понятий, связанных с площадями фигур.
2. Раскрыть методику введения понятия площади.
3. Выявить различные подходы к обучению учащихся теме «Площади фигур» в курсе геометрии основной школы.
4. Рассмотреть методические особенности обучения данной теме учащихся 7-9-х классов.
5. Выделить основные типы задач, встречающие в ОГЭ, по теме «Площади фигур».
6. Разработать системы задач по теме исследования для учащихся 7-9 классов.
7. Провести констатирующий эксперимент.
8. Разработать урок с применением математической программы Geogebra.
Теоретическая значимость исследования: состоит в том, что в нем выявлены методические особенности обучения учащихся теме «Площади фигур» в курсе геометрии основной школы.
Практическую значимость результатов исследования: составляют разработки соответствующих систем задач, которые могут быть использованы учителями математики основной школы и студентами педагогических направлений подготовки в ходе педагогической практики.
Глава I посвящена методическим особенностям обучения учащихся теме «Площади фигур» в курсе геометрии основной школы. Рассмотрены исторические аспекты развития основных понятий, связанных с площадью фигур. Раскрыта методика введения понятия площадь. Выявлены различные подходы к обучению учащихся теме «Площади фигур» в курсе геометрии основной школы.
Глава II Выделены основные типы задач, встречающиеся в ОГЭ по теме «Площади фигур». Разработаны системы задач по теме «Площади фигур» в курсе геометрии основной школы. Представлены результаты констатирующего эксперимента. Разработан урок с применением математической программы Geogebra.
В заключении сформулированы основные результаты и выводы проведённого исследования.
В Приложении представлены анализ школьных программ к учебникам по теме «Площади фигур», ответы и указания решения к системам задач по теме «Площади фигуры» в курсе геометрии основной школы, решение варианта 2 проверочной работы для проведения констатирующего эксперимента.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
В связи с этим одной из основных целей обучения математике (в частности, геометрии) является привитие учащимся интереса к этому предмету, используя особенности самой математики. Особая роль здесь отводится задачам, которые призваны возбудить у учащихся интерес к изучаемому предмету, стимулирующим познавательную активность школьников и оказывающим эстетическое воздействие на них.
Геометрия - важный раздел математики. Ее возникновение уходит в глубь тысячелетий и связано, прежде всего, с развитием ремесел, культуры, искусств, с трудовой деятельностью человека и наблюдением за окружающим миром. Об этом свидетельствуют названия геометрических фигур. Одна из главных величин в геометрии - площадь. Площадь - это величина, характеризующая размер той части плоскости, которая заключена внутри плоской замкнутой фигуры.
Задачи по теме «Площади фигур» входят в итоговую аттестацию учащихся основной школы: в части первой они встречаются в заданиях №15, № 18, а во второй части в заданиях №24,№26.
Следует отметить, что задачи на площадь имеют практическую направленность и могут быть полезны в практической жизни человека.
Актуальность темы исследования обусловлена сложившимся к настоящему времени противоречием между необходимостью обучения учащихся теме «Площади фигур» на уроках геометрии и фактическим состоянием методики ее обучении учащихся в курсе геометрии основной школы.
Проблема исследования: состоит в выявлении методических
особенностей обучения учащихся теме «Площади фигур» в курсе геометрии основной школы.
Объект исследования: процесс обучения геометрии в курсе основной школы.
Предмет исследования: методические особенности обучения
учащихся теме «Площади фигур» в курсе геометрии основной школы.
Цель исследования: выявить методические особенности обучения учащихся теме «Площади фигур» в курсе геометрии основной школы.
Гипотеза исследования: основана на предположении о том, что достижение учащимися обязательных результатов освоения программы основного общего образования по математике, повышение качества их математической подготовки могут быть обеспечены, если выявить методические особенности обучения учащихся теме «Площади фигур» в курсе геометрии основной школы и разработать соответствующие системы упражнений по теме исследования, направленные на привитие им умений и навыков, необходимых при вычислении величины площади; применение определенных приемов и методов решения задач по данной теме.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть исторические аспекты развития основных понятий, связанных с площадями фигур.
2. Раскрыть методику введения понятия площади.
3. Выявить различные подходы к обучению учащихся теме «Площади фигур» в курсе геометрии основной школы.
4. Рассмотреть методические особенности обучения данной теме учащихся 7-9-х классов.
5. Выделить основные типы задач, встречающие в ОГЭ, по теме «Площади фигур».
6. Разработать системы задач по теме исследования для учащихся 7-9 классов.
7. Провести констатирующий эксперимент.
8. Разработать урок с применением математической программы Geogebra.
Теоретическая значимость исследования: состоит в том, что в нем выявлены методические особенности обучения учащихся теме «Площади фигур» в курсе геометрии основной школы.
Практическую значимость результатов исследования: составляют разработки соответствующих систем задач, которые могут быть использованы учителями математики основной школы и студентами педагогических направлений подготовки в ходе педагогической практики.
Глава I посвящена методическим особенностям обучения учащихся теме «Площади фигур» в курсе геометрии основной школы. Рассмотрены исторические аспекты развития основных понятий, связанных с площадью фигур. Раскрыта методика введения понятия площадь. Выявлены различные подходы к обучению учащихся теме «Площади фигур» в курсе геометрии основной школы.
Глава II Выделены основные типы задач, встречающиеся в ОГЭ по теме «Площади фигур». Разработаны системы задач по теме «Площади фигур» в курсе геометрии основной школы. Представлены результаты констатирующего эксперимента. Разработан урок с применением математической программы Geogebra.
В заключении сформулированы основные результаты и выводы проведённого исследования.
В Приложении представлены анализ школьных программ к учебникам по теме «Площади фигур», ответы и указания решения к системам задач по теме «Площади фигуры» в курсе геометрии основной школы, решение варианта 2 проверочной работы для проведения констатирующего эксперимента.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Сформулируем основные выводы и полученные результаты проведенного исследования.
Рассмотрены исторические аспекты развития основных понятий, связанных с площадями фигур.
Установлено, что в методической литературе понятие площади определяют как величину части плоскости, заключенной внутри плоской замкнутой фигуры; через площадь фигуры - как часть плоскости, занимаемой этой фигурой; через площадь простого многоугольника - как число, определяющее размер части плоскости, ограниченной этим многоугольником.
Выделены основные подходы к обучению теме «Площади фигур»: через метод разложения; через метод дополнения. Вводить понятие площади прямоугольника можно следующими способами, а именно, с помощью: сравнения площадей; понятие предельного перехода; понятие
равносоставленностя. В основе каждого способа введения понятия площади прямоугольника лежит метод разложения. Так же формулы для площади правильного и произвольного многоугольника выводятся на основе метода разложения, площади параллелограмма, треугольника трапеции - на основе метода дополнения.
Разработаны методические рекомендации по обучению теме «Площади фигур».
Выделены основные типы задач, встречающиеся в ОГЭ по теме «Площади фигур». В первой части встречаются задачи: на измерение, на вычисление, на метод площадей. Во второй части встречаются задачи: на вычисление, на доказательство, на метод площадей.
Разработаны системы задач по теме исследования для учащихся 7-9-х классов.
Проведен констатирующий эксперимент, который показал недостаточный уровень умения решать задачи по теме «Площади фигур».
Разработан урок с применением математической программы Geogebra.
Все это дает основание считать, что задачи, поставленные в исследовании, полностью решены.
Рассмотрены исторические аспекты развития основных понятий, связанных с площадями фигур.
Установлено, что в методической литературе понятие площади определяют как величину части плоскости, заключенной внутри плоской замкнутой фигуры; через площадь фигуры - как часть плоскости, занимаемой этой фигурой; через площадь простого многоугольника - как число, определяющее размер части плоскости, ограниченной этим многоугольником.
Выделены основные подходы к обучению теме «Площади фигур»: через метод разложения; через метод дополнения. Вводить понятие площади прямоугольника можно следующими способами, а именно, с помощью: сравнения площадей; понятие предельного перехода; понятие
равносоставленностя. В основе каждого способа введения понятия площади прямоугольника лежит метод разложения. Так же формулы для площади правильного и произвольного многоугольника выводятся на основе метода разложения, площади параллелограмма, треугольника трапеции - на основе метода дополнения.
Разработаны методические рекомендации по обучению теме «Площади фигур».
Выделены основные типы задач, встречающиеся в ОГЭ по теме «Площади фигур». В первой части встречаются задачи: на измерение, на вычисление, на метод площадей. Во второй части встречаются задачи: на вычисление, на доказательство, на метод площадей.
Разработаны системы задач по теме исследования для учащихся 7-9-х классов.
Проведен констатирующий эксперимент, который показал недостаточный уровень умения решать задачи по теме «Площади фигур».
Разработан урок с применением математической программы Geogebra.
Все это дает основание считать, что задачи, поставленные в исследовании, полностью решены.
Подобные работы
- МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ТЕМЕ «ПЛОЩАДИ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУР» В КУРСЕ ГЕОМЕТРИИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Магистерская диссертация, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 5400 р. Год сдачи: 2018 - МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ РЕШЕНИЮ ПЛАНИМЕТРИЧЕСКИХ ЗАДАЧ ПО ТЕМЕ «ПЛОЩАДЬ МНОГОУГОЛЬНИКА» В КУРСЕ ГЕОМЕТРИИ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ
Бакалаврская работа, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 4550 р. Год сдачи: 2018 - Методические особенности изучения темы «Площади фигур» в школьном курсе геометрии
Бакалаврская работа, математика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2023 - Изучение темы «Площади» в школьном курсе математики в условиях ФГОС
Дипломные работы, ВКР, математика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ «ЧЕТЫРЕХУГОЛЬНИКИ» В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ГЕОМЕТРИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2018 - «МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ РЕШЕНИЮ
ПЛАНИМЕТРИЧЕСКИХ ЗАДАЧ ПО ТЕМЕ «ЧЕТЫРЕХУГОЛЬНИКИ» В КУРСЕ ГЕОМЕТРИИ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ
Бакалаврская работа, математика и информатика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ТЕМЕ «ОБЪЕМЫ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ТЕЛ» В КУРСЕ ГЕОМЕТРИИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2018 - Измерение площадей в школьном курсе математики (методика обучения математике, Тульский государственный педагогический университет)
Курсовые работы, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2020 - Методика обучения теме «Правильные многогранники» в школьном курсе геометрии
Магистерская диссертация, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 5650 р. Год сдачи: 2020



