Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ТЕМЕ «ПЛОЩАДИ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУР» В КУРСЕ ГЕОМЕТРИИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Работа №116437

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

методика преподавания

Объем работы123
Год сдачи2018
Стоимость5400 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
78
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ТЕМЕ "ПЛОЩАДИ ФИГУР" В КУРСЕ ГЕОМЕТРИИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ 9
§1. Методика введения понятия площади 9
§2. Методические особенности обучения учащихся решению геометрических задач по теме «Площадь» в школьном курсе геометрии 15
§3. Методика обучения теме «Площади геометрических фигур» учащихся 10-11-х классов общеобразовательной школы 25
Выводы по первой главе 39
ГЛАВА II. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ТЕМЕ "ПЛОЩАДИ ФИГУР" В КУРСЕ ГЕОМЕТРИИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ 41
§4. Методические рекомендации по обучению теме «Площади фигур» в курсе геометрии общеобразовательной школы 41
§5. Методический проект на тему «Площадь поверхности пирамиды» в общеобразовательной школе 53
§6. Система задач по теме «Площадь геометрических фигур» в курсе геометрии общеобразовательной школы 78
§7. Результаты педагогического эксперимента 86
Выводы по второй главе 92
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 94
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 96
ПРИЛОЖЕНИЯ 105

Актуальность исследования. В настоящее время необходимыми атрибутами профессиональной компетентности любой личности является качественное геометрическое образование, развитые пространственное вооб­ражение и логическое мышление. Изучение геометрии также формирует у учащихся умение обосновывать истинность утверждений в любой сфере деятельности [43, С. 4].
Геометрия, как один из предметов школьного курса, занимает одно из главных мест и оказывает значительное влияние на духовное становление личности обучающегося. Обучение геометрии способствует формированию у школьников общечеловеческой культуры, накоплению ими необходимого нравственного и эстетического потенциала; знакомству с явлениями окру­жающего мира; развитию у них пространственного воображения и творче­ских способностей; формирует их мировоззрение и интеллект [23].
Вместе с этим, согласно ФГОС среднего общего образования, который ориентирован на обеспечение сформированности у учащихся основ логиче­ского, алгоритмического и математического мышления; умений применять полученные знания при решении различных задач; иметь представление о математике как части общечеловеческой культуры, универсальном языке науки, позволяющем описывать и изучать реальные процессы и явления, изучение ими геометрии должно отражать: 1) овладение геометрическим языком; развитие умения использовать его для описания предметов окружа­ющего мира; развитие пространственных представлений, изобразительных умений, навыков геометрических построений; 2) формирование систематиче­ских знаний о плоских фигурах и их свойствах, представлений о простейших пространственных телах; развитие умений моделирования реальных ситуа­ций на языке геометрии, исследования построенной модели с использовани­ем геометрических понятий и теорем, аппарата алгебры, решения геометри­ческих и практических задач [59, C. 13-14].
Методическим аспектам обучения учащихся теме "Площади фигур" в курсе геометрии общеобразовательной школы посвящены исследования Н.М. Бескина [4], Р.В. Гангнуса [10], В.А. Далингера [13-16], П.А. Карасева [20], С.Е. Ляпина [29], В.В. Орлова, Н.С. Подходовой, Н.Л. Стефановой [28], А.А. Темербековой [58] и др.
Проблемы выявления методических особенностей обучения учащихся теме «Площади геометрических фигур» в школьном курсе геометрии рассмотрены в ряде диссертационных исследований. Так, нами определено, что «в диссертации Е.Е. Овчинниковой (2002 г.) описан метод площадей и выделены его характеристики; разработана классификация задач, решаемых с его применением; раскрыта методика обучения методу площадей, включающая в себя серии планиметрических задач; представлена аналогия в применении метода площадей и объемов для планиметрических и стереометрических задач. Ш.С. Гаджиагаевым (2006 г.) обоснована целесообразность и предложены различные пути реализации более раннего изучения площадей геометрических фигур в 5-9 классах по сравнению с традиционной методикой; разработана методика изучения площадей и объемов геометрических фигур на основе реализации принципа укрупнения дидактических единиц в основной школе. М.А. Казаковой (2006 г.) обоснована целесообразность и возможности альтернативного подхода к изучению темы «Площадь» с опорой на понятие «полоса». Ш. Мусавировым (2009 г.); разработана методика введения в курс планиметрии элементов метрологии на доступном для учащихся уровне; предложена конкретная методика единого подхода к изучению геометрических величин в курсе планиметрии и физики» [16].
Таким образом, актуальность темы данного исследования обусловлена сложившимся к настоящему времени противоречием между необходимостью обучения учащихся теме «Площади фигур» в курсе геометрии общеобразовательной школы и фактическим состоянием методики ее обучении учащихся на уроках геометрии.
Приведенное противоречие позволило сформулировать проблема исследования: каковы методические особенности обучения учащихся теме «Площади геометрических фигур» в курсе геометрии общеобразовательной школы?
Объект исследования: процесс обучения геометрии учащихся обще­образовательной школы.
Предмет исследования: методические особенности обучения учащих­ся теме «Площади фигур» в курсе геометрии общеобразовательной школы.
Цель исследования заключается в выявлении методических особенно­стей обучения теме «Площади фигур» учащихся общеобразовательной шко­лы и разработке методических материалов по теме исследования (методиче­ского проекта по изучению темы «Площадь поверхности пирамиды»; системы задач).
Гипотеза исследования основана на предположении о том, что разра­ботанные методические материалы, учитывающие методические особенно­сти обучения учащихся теме «Площади фигур» в курсе геометрии общеобра­зовательной школы, могут повысить качество математической подготовки обучающихся старших классов.
Задачи исследования:
1. Раскрыть методику введения понятия площади.
2. Выявить методические особенности обучения учащихся решению задач по теме «Площади фигур» в школьном курсе геометрии.
3. Рассмотреть методические особенности обучения теме «Площади фигур» учащихся 10-11-х классов общеобразовательной школы.
4. Представить методические рекомендации по обучению теме «Пло­щади фигур» в курсе геометрии общеобразовательной школы.
5. Раскрыть технологию творческих мастерских как одну из форм орга­низации обучения теме «Площади фигур» учащихся старших классов обще­образовательной школы.
6. Разработать системы задач по теме исследования для учащихся 10-11-х классов.
7. Представить результаты педагогического эксперимента.
Для решения поставленных задач применялись такие методы исследования, как: анализ работ по истории математики, научной и учебно - методической литературы, школьных программ, учебников, учебных пособий, изучение и обобщение школьной практики; анализ собственного опыта работы в школе.
Основные этапы исследования:
1 семестр (2016/17 уч.г.): анализ ранее выполненных исследований по теме диссертации, анализ школьных учебников, нормативных документов (стандартов, программ), анализ опыта работы школы по данной теме;
2 семестр (2016/17 уч.г.): определение теоретических и методических аспектов исследования по теме диссертации;
3 семестр (2017/18 уч.г.): разработка методики обучения теме «Пло­щадь поверхности пирамиды» учащихся 11-х классов общеобразовательной школы в рамках технологии творческих мастерских;
4 семестр (2017/18 уч.г.): оформление диссертации, корректировка ранее представленных материалов, уточнение аппарата исследования, описа­ние результатов экспериментальной работы, формулирование выводов.
Новизна проведенного исследования заключается в том, что в нем предложены методические рекомендации по обучению теме «Площади фигур» курсе геометрии общеобразовательной школы.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нем:
• раскрыта методика введения понятия площади;
• выявлены методические особенности обучения учащихся решению задач по теме «Площади геометрических фигур» в школьном курсе геомет­рии;
• рассмотрены методические особенности обучения теме «Площади геометрических фигур» учащихся 10-11-х классов общеобразовательной школы.
Практическую значимость результатов исследования составляют методические рекомендации обучения теме «Площади фигур» учащихся 10-11-х классов и разработанные методические материалы (методический про­ект по изучению темы «Площадь поверхности пирамиды»; системы задач), которые могут быть использованы учителями математики общеобразова­тельной школы и студентами педагогических направлений подготовки.
На защиту выносятся:
1. Методические рекомендации по обучению учащихся теме «Площади фигур» в курсе геометрии общеобразовательной школы.
2. Технология творческих мастерских как одна из форм организации обучения теме «Площадь поверхности пирамиды» учащихся старших клас­сов общеобразовательной школы.
3. Системы задач по теме «Площади фигур» для учащихся 10-11 клас­сов общеобразовательной школы.
Достоверность результатов и выводов, полученных в ходе проведен­ного исследования, обеспечивается сочетанием теоретических и практических методов исследования, анализом педагогической практики и личным опытом работы в общеобразовательной школе.
Апробация результатов исследования. Теоретические выводы и практические результаты исследования были апробированы на VIII международной научной конференции "Математика. Образование. Культура" (к 240-летию Карла Фридриха Гаусса), г. Тольятти, апрель 2017; первом этапе научной студенческой конференции “Дни науки” института математики, физики и информационных технологий ТГУ (г. Тольятти, апрель 2018 г.); I Поволжском педагогическом форуме «Система непрерыв­ного педагогического образования: инновационные идеи, модели и перспек­тивы» (г. Тольятти, 27-29 ноября 2017 г.).
Экспериментальная проверка предлагаемых методических рекоменда­ций была осуществлена в период педагогической и преддипломной практик на базе кафедры высшей математики и математического образования Тольят­тинского государственного университета, а также в период производствен­ной практики на базе МБУ «Школа №21» г.о. Тольятти и работы в нем в качестве действующего учителя математики.
Основные результаты исследования отражены в 2 публикациях [6; 17].
Магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (74 наименований) и Приложений.
Объем работы составляет 104 страницы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Сформулируем основные выводы и полученные результаты проведен­ного исследования.
1. Установлено, что «в методической литературе понятие площади определяют как величину части плоскости, заключенной внутри плоской за­мкнутой фигуры; через площадь фигуры - как часть плоскости, занимаемой этой фигурой; через площадь простого многоугольника - как число, опреде­ляющее размер части плоскости, ограниченной этим многоугольником» [16].
2. Выделены особенности обучения учащихся решению геометриче­ских задач по теме «Площадь фигур». Определено, что при обучении уча­щихся решению геометрических задач по теме «Площади фигур» необходи­мо: обучать учащихся решению задач постепенно, в течение длительного пе­риода времени, на основе системно - деятельностного подхода (в качестве основного средства использовать учебные задания, составленные в соответ­ствии с основными этапами учебной деятельности по решению задач и выде­ленными действиями по решению задач); использовать на уроках геометрии задачи-клоны, задачи-аналоги, но не в большом количестве, а также самих детей учить составлять такого рода задачи; на уроках делать акцент на чер­тежах, т.е. учить учащихся изображать наглядные и хорошо выполненные рисунки к задачам; для усиления развивающего эффекта следует в процессе решения задачи задавать учащимся дополнительные вопросы.
3. Рассмотрена методика обучения учащихся теме «Площади фигур», которая показала, что формула для вычисления площади поверхности приз­мы, пирамиды, конуса дается с помощью развертки. При введении формулы для нахождения площади боковой поверхности цилиндра можно так же вос­пользоваться разверткой, либо через понятие предельного перехода. При введении формулы для нахождения площади сферы используется понятие предельного перехода.
4. Разработаны методические рекомендации по обучению теме «Пло­щади фигур». Определено, что при обучении учащихся теме «Площади фи­гур» следует уделять больше времени формированию практических навыков вычисления площадей. Формулу для вычисления площади боковой поверхно­сти пирамиды и призмы учащимся желательно вывести самостоятельно; формулы для вычисления площади боковой поверхности цилиндра и конуса следует вводить на интуитивно -наглядном уровне; формулу площади сферы следует доказывать по учебнику. Не стоит требовать от учащихся знания формул полной поверхности призмы, пирамиды, цилиндра и конуса, так как они должны самостоятельно уметь ее выводить. При повторении вопросов теории необходимо производить фронтальные беседы и опрос учащихся; проводить больше уроков, где учащиеся самостоятельно будут решать зада­чи, при этом необходимо обращать внимание учащихся на качество выпол­нения рисунков к задачам. Следует требовать от учащихся устного рассказа о ходе построения с соответствующими обоснованиями, с целью развития уст­ной речи учащихся.
5. Разработан методический проект по теме «Площади фигур» в рам­ках технологии творческих мастерских.
6. Разработаны системы задач по теме исследования для учащихся 10-11-х классов, которые включают в себя задачи на вычисления, на доказатель­ства и задачи, связанные с различными приемами и методами, рассмотрен­ные в нашей статье [18].
7. Проведен констатирующий эксперимент, который выявил недоста­точный уровень умения решать задачи по теме «Площади фигур».
8. Апробированы некоторые приведенные системы задач в процессе поискового этапа педагогического эксперимента.
Все это дает основание считать, что задачи, поставленные в исследова­нии, полностью решены.


1. Александров А. Д. Математика: алгебра и начала математическо­го анализа, геометрия. Геометрия. 10-11 классы: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый и углубл.уровни / А. Д. Александров, А. Л. Вернер, В. И. Рыжик. - М.: Просвещение, 2014. - 255 с.
2. Алексеева Е.Е. Планирование учителем формирования универсальных учебных действий при обучении составлению и решению задач в курсе геометрии [Электронный ресурс]/ Е.Е. Алексеева// Современные проблемы науки и образования. - 2017. - № 6. - С. 16-20. - Режим доступа: https://science-education. ru/ru/article/view?id=27234. - Последнее обновление 14.05.2018.
3. Белогурова Н.С. Урок по теме «Развертка пирамиды. Площадь поверхности пирамида и усеченной пирамиды» 10-й класс [Электронный ресурс]// Ведущий образовательный портал России «Инфоурок». - Режим доступа: https://infourok.ru/. - Последнее обновление 14.04.18.
4. Бескин Н.М. Методика геометрии: учебник для педагогических институтов/ Н.М. Бескин. - М.: Государственное учебно -педагогическое издательство Министерства Просвещения РСФСР, 1947. - 278 с.
5. Бурмистрова Т.А. Геометрия. Сборник рабочих программ. 7-9 классы. — М.: 2011. - 95 с.
6. Бывшева Т.М. К вопросу о методике введения понятия «Площадь» в курс геометрии основной школы/ И.В. Антонова, Т.М. Бывшева// Научное отражение. - 2017. - № 5-6 (9-10). - С. 14-16.
7. Геометрия. 10-11 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений : базовый и профил. уровни / [Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др.]. - 22-е изд. - М. : Просвещение, 2013. - 255 с.
8. Геометрия. 7-9 классы: учеб. для общеобразовательных учреждений / [Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др.] - 20-е изд. - М. : Просвещение, 2010. - 384 с.
9. Геометрия. Методические рекомендации. 10-11 классы : Пособие для учителей общеобразоват. организаций / [А. Д. Александров, А.Л. Вернер, В.И. Рыжик, Л.П. Евстафьева]. - М. : Просвещение, 2013. - 144 с.
10. Геометрия: Методическое пособие для высших педагогических учебных заведений и преподавателей средней школы. Часть 2. Стереометрия/ Р.В. Гангнус, Ю.О. Гурвиц (под ред. Проф. Андронова И.К.). - М.: Государственное учено -педагогическое издание, 1935. - 328 с.
11. Глейзер Г.И. История математики в школе 7-8 кл. Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1982. - 240 с.
12. Гусев В.А., Смирнова И.М. Магистерская диссертация по методике преподавания математики: Методические рекомендации. - М.: Прометей, 1996. - 107 с.
13. Далингер В.А. Методика обучения учащихся построению пространственных тел и их сечений на плоскостном чертеже [Электронный ресурс] // Международный журнал экспериментального образования. - 2016. - №12-1. - С. 26-27. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=27224337 . - Последнее обновление 15.05.18.
14. Далингер В.А. Методические особенности обучения учащихся планиметрии в стереометрической среде [Электронный ресурс]// Современные наукоемкие технологии. - 2012. - №7. - С. 59-61. Режим доступа: https://elibrary.ru/item. asp?id= 17914188. - Последнее обновление 15.04.18.
15. Далингер В.А. Об одном способе доказательства // Математика в школе. - 1993. - № 5. - С. 13-14.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ