Введение 3
1. Теоретические основы построения общей системы налогового менеджмента, оценки налоговых рисков и их управления 7
1.1. Экономическое содержание налогового менеджмента, как рыночной системы
управления налоговыми отношениями 7
1.2. Понятие, сущность и виды рисков 18
1.3. Методы оценки и управления налоговыми рисками 30
2. Анализ организации системы налогового менеджмента и управлением рисками
в АО «Иннополис» 39
2.1. Концепция развития ОЭЗ ТВП «Иннополис» и роль АО «Иннополис» в нем 39
2.2. Оценка финансового состояния АО «Иннополис» 43
2.3. Анализ состава, структуры и динамики налоговых платежей в АО «Иннополис» 58
2.4. Расчет налоговой нагрузки в АО «Иннополис» 61
2.5. Анализ налоговой базы и налогового поля АО «Иннополис» 69
3. Совершенствование налогового менеджмента в АО «Иннополис» 73
3.1. Повышение эффективности налогового менеджмента 73
3.2. Совершенствование методики диагностики и выявления налоговых рисков..76
3.3. Рекомендации по управлению и снижению налоговых рисков и
совершенствованию налогового менеджмента АО «Иннополис» 87
Заключение 95
Список использованных источников 1
Актуальность темы исследования. Современное развитие финансовой системы Российской Федерации характеризуется формированием нового подхода к механизму управления налоговыми доходами государства. Многовековой практикой налогообложения выработаны различные формы и методы контроля за сбором налогов, соблюдением налогового законодательства. Развитие и смена этих форм предопределяются развитием экономических и правовых институтов. Весь ход исторического развития государства свидетельствует о том, что налоги в той или иной степени являются неотъемлемой частью, орудием процесса государственного управления.
Этому аспекту государственной деятельности уделяется немаловажное значение в формировании внутренней бюджетной политики Российской Федерации на современном этапе развития, упрощая налоговую систему, минимизировав возможности произвольного толкования законодательства, вводя налоговые стимулы для развития инновационной экономики. Правительство Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации вот уже несколько лет пытаются осознанно управлять налогами, используя их регулирующую функцию, а не рассматривать налоги только как средство наполнения бюджета. В условиях преодоления последствий финансово - экономического кризиса в РФ необходимо принять все меры, чтобы налоговая система осознанно поддерживала структурную перестройку, способствовала устойчивому инновационно-инвестиционному развитию экономики, не только стимулировала рост налогооблагаемой базы экономических субъектов, сколько обеспечивала мотивацию предпринимательской деятельности организаций. Этому во многом способствует стабильность в законодательно-правовой и налоговой сферах, что обеспечивает устойчивое и прогнозируемое финансовое состояние организаций, и его целенаправленное финансово-налоговое управление.
Многие хозяйствующие субъекты уже давно стремятся к снижению налогового бремени, используя налоговое планирование или налоговую оптимизацию. На смену налоговому планированию, которое заключается в использовании тех или иных пробелов или противоречий налогового законодательства, приходит налоговый менеджмент, суть которого заключается в использовании методологии науки управления и организации деятельности компании таким образом, чтобы рассчитать заранее налоговые платежи и использовать различные правовые и организационные рычаги для их уменьшения.
Все эти изменения в налоговом законодательстве, в отношении государства и налогоплательщика к налогам делает особенно актуальным (как в научном, так и практическом плане) выработку специально методологического и понятийного аппарата налогового менеджмента как нового вида управления.
Поэтому в рыночной экономике актуально всестороннее изучение теоретико-методических аспектов налогового менеджмента в организациях, позволяющая организациям моделировать систему финансового управления, которая позволит оперативно реагировать на изменяющиеся условия деятельности с помощью законодательно разрешенных налоговых инструментов, стимулировать и развивать инновационное предпринимательство крупного, среднего и малого бизнеса, что в конечном итоге, будет способствовать повышению эффективности налоговой системы страны.
Экономическая эффективность налогового менеджмента в организациях, а также ее связь с проблемами бюджетирования находится в центре научных работ ученых. В большинстве научных работах, посвященные проблемам применения налогового инструментария, в финансовой системе организации, где определяется место и роль применения налогового инструментария в налоговом планировании, отражены мероприятия налоговой политики. При этом, большинство авторов, стремятся рассматривать инструментарий с позиции минимизации налоговой нагрузки организации, а не законодательным способам применения инструментария налогового планирования, и как следствие могут возникнуть пагубные явления, связанные сформированием аппарата и способов исследования налогового планирования. Именно поэтому крайне актуальным является критическое осмысление постоянно уточняющихся и развивающихся накопленных зарубежными и отечественными исследователям знаний относительно различных экономических категорий и понятий, их содержательное наполнение и разграничение
Проблемы формирования теоретической основы налогового менеджмента, осуществляемого на предприятии и государством, влияния государственного налогового менеджмента на деятельность организаций относятся к вопросам, недостаточно разработанным в отечественной юридической и экономической науке. В качестве базовых следует отметить труды С.В. Барулина, В.В Муравьева, Н.А. Пименова, Л.В. Дуканич [43], [44], [45], [46], которые непосредственно посвящены разработке категории налогового менеджмента. Например, А.Г.Седов определяет налоговый менеджмент как «систему корпоративного и государственного управления налоговыми потоками путем использования научно обоснованных рыночных форм и методов и принятия решений в области управления налоговыми доходами и налоговыми расходами на микро - и макроуровне». Одно из наиболее интересных определений налогового менеджмента содержится в работе Г.И. Хотинской - «налоговый менеджмент можно охарактеризовать как управление налогами предприятий- налогоплательщиков, регулирующее их финансовые взаимоотношения с государством в процессе перераспределения доходов хозяйствующих субъектов и формирования доходов бюджета».
В первой главе работы представлен теоретический аспект управления налогами и его понятийным аппаратом. В основу изложения положено представление налогового менеджмента как сложной системы, которая характеризуется возможностью рассмотрения ее по самым разным представлениям: целевое, функциональное, организационное, процедурное.
Такой подход объясняется тем, что налоговый менеджмент относительно новое научно-практическое направление, еще не получившее полного развития и обоснования, но уже вошедшее в практику хозяйствования, а также принципы, которыми необходимо руководствоваться при выявлении и оценке налоговых рисков, а также методы экономического анализа, которые можно использовать при анализе (оценке) рисков. Налоговые риски исследуются как сложное системное явление, пронизывающее все фазы экономической деятельности, оказывающее существенное влияние на финансовые и инвестиционные потоки, а также на выбор стратегии развития субъекта предпринимательской деятельности.
Вторая глава практическая, представляет собой исследование базового хозяйствующего субъекта (АО «Иннополис»).
Общество образовано на основании Решения единственного учредителя ОАО «Иннополис» о создании от 06.12.2012 г.
Основным видом хозяйственной деятельности общества является выполнение функции заказчика в строительстве, строительство зданий и сооружений.
В третьей главе даны конкретные рекомендации по совершенствованию налогового менеджмента и управления налоговыми рисками в АО «Иннополис».
Объектом исследования является процесс управления финансами организации в условиях действующей системы налогообложения. Предмет исследования - научно-практический инструментарий системы налогового менеджмента на основе деятельности акционерного общества «Иннополис», как способ обеспечения развития и стимулирования финансово-хозяйственной деятельности.
Для достижения заданной цели в работе были поставлены следующие научные задачи, определившие логику исследования и структуру работы:
- обосновать теоретические основы налогового менеджмента, оценки налоговых рисков и их управления;
- оценить систему построения налогового менеджмента в АО «Иннополис»;
- разработать рекомендации по усовершенствованию налогового менеджмента в АО «Иннополис».
Общий объем составляет 106 страниц машинописного текста, состоит из введения, трех глав, включающих 11 параграфов, заключения, список использованных источников из 54 позиций.
На современном этапе развития рыночной экономики, организации, все больше внимания уделяют оценке и поиску способов оптимизации финансовых рисков. Такое внимание обусловлено множеством факторов, прежде всего нестабильностью экономической системы, изменениями во внутренней и внешней среде хозяйствующего субъекта, асимметрией информации и др. С каждым годом законодательство в сфере налогообложения в Российской Федерации дополняется и модернизируется в связи с развитием экономической системы в целом. Такие изменения оказывают существенное влияние на деятельность организаций и затрагивают такие процессы, как формирование налоговых баз по налогам, построение отношений с фискальными органами, уплаты налогов и другие.
Несмотря на постоянное усовершенствование налоговой системы, основной проблемой по-прежнему остается неопределенность законодательства, в результате возникает различное понимание норм налогового права, что приводит к противоречиям между налогоплательщиками и налоговыми органами или преднамеренному искажению законодательства в интересах той или иной стороны. Такие противоречия в свою очередь порождают налоговые риски. Подвергаясь контролю со стороны налоговых органов, налогоплательщик должен уметь эффективно оптимизировать свои риски, для этого необходима качественная налоговая политика, четко отрегулированная система.
При написании работы было сделаны следующие выводы.
ВЫВОД по параграфу 1.1. Понятие налогового менеджмента не закреплено в законодательстве, вследствие чего существует множество вариаций трактовки этого понятия. Рассмотренные методы в своем большинстве сепаративны (не взаимодействуют в комплексе друг с другом) и краткосрочны. Наиболее эффективным является такое сочетание методов налоговой оптимизации, которое позволяет предприятию достичь поставленных целей (рост продаж, прибыли и др.) в наиболее короткий промежуток времени с наименьшими затратами с учетом долговременной перспективы экономического роста и финансовой стабильности организаций.
ВЫВОД по параграфу 1.2.: Одно из главных правил финансово-хозяйственной деятельности гласит: «Не избегать риска, а предвидеть его, стремясь снизить до возможно более низкого уровня», а для этого необходимо правильно управлять рисками, в том числе и налоговыми.
ВЫВОД по параграфу 1.3.: Само определение налогового риска появилось сравнительно недавно - возможность наступления неблагоприятного события, в результате которого компания, организация или частное лицо, принявшие то или иное решение в сфере налогообложения, могут потерять или не получить ресурсы, утратить предполагаемую выгоду или понести дополнительные финансовые либо имиджевые убытки. Проще говоря, налоговые риски угрожают организации штрафами, пенями, потерей репутации на рынке, а в некоторых случаях и уголовной ответственностью. Существует несколько видов налоговых рисков, вызванных теми или иными причинами. Самым распространенным среди них является риск доначисления налогов в результате выявления нарушений в ходе налоговой проверки. Но кроме него также существуют риски неэффективного налогообложения, риски усиления налогового бремени, риски уголовной ответственности. На возникновение налоговых рисков оказывают влияние две группы факторов: внешние и внутренние.
На сегодня методы анализа и управления налоговыми рисками на российских предприятиях существенно отличаются друг от друга в зависимости от размера организации, ее публичности и уровня развития корпоративного управления.
При выборе того или иного метода снижения налогового риска налогоплательщик должен заранее оценить его возможные последствия. Уменьшение налоговых рисков до приемлемого уровня требует высокого профессионализма в сфере налогообложения, в бухгалтерском учете и судебной практике.
ВЫВОД по параграфу 2.2.: Значения показателей платежеспособности, финансовой устойчивости на период 2014-2016 гг. так же, как и показатели платежеспособности не выходят за рамки нормативных значений. Уменьшение коэффициента независимости характеризует большую степень независимости Общества от кредиторов на конец 2016 года, чем на конец 2014 г., но он не существенен. Колебание коэффициента маневренности показывает увеличение степени мобильности использования собственного капитала, а также свидетельствует о возможности более быстрой перестройки организации на предложение других услуг при падении спроса на производимые. Уменьшение коэффициентов финансового риска и заемных средств на конец года также положительно сказывается на финансовом состоянии Общества, поскольку происходит уменьшение доли заемного капитала в имуществе предприятия и собственном капитале.
Среди показателей деловой активности на за период 2014-2016 гг. также замечено колебание, коэффициент оборачиваемости запасов, коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности, коэффициент оборачиваемости собственного капитала, что показывает существенное улучшение эффективности использования запасов, собственного капитала и дебиторской задолженности. Коэффициент продолжительности одного оборота запасов в пределах нормы на конец 2015 года, а уже в начале 2014 и к концу 2016 снижение его почти в три раза по сравнению с 2015 г. Если анализировать коэффициенты продолжительности одного оборота дебиторской задолженности и собственного капитала за весь период 2014-2016 гг., то они значительно превышают нормативные значения, но это говорит только о значительной валюте баланса по этим показателям.
ВЫВОД по параграфу 2.3: Сложившаяся в АО «Иннополис» структура налоговых платежей в 2017 г. является типичной для российских предприятий, а высокий удельный вес налога на добавленную стоимость - не редкость.
ВЫВОД по параграфу 2.4. На основе произведенных расчетов налоговой нагрузки по различным методикам можно сделать вывод о том, что методика Минфина является наиболее подходящей для данной организации. Ее преимущество заключается в том, что она менее трудоемкая в отличие от других и при этом характеризует долю уплаченных налоговых платежей к одному из важнейших результативных показателей деятельности предприятия - выручке.
Несмотря на простоту расчета, методика Минфина РФ имеет недостаток, который заключаются в том, что невозможно определить влияние изменения структуры налогов на показатель налоговой нагрузки, так как при расчете по этой методике налоговое бремя характеризует только налогоёмкость произведенной продукции (работ, услуг). Таким образом, рассчитанный показатель не отражает реальную картину налоговой нагрузки налогоплательщика.
ВЫВОД по параграфу 2.5.: Налоговое поле АО «Иннополис» стандартно для российских предприятий.
ВЫВОД по параграфу 3.1.: Построение системы повышения эффективности налогового менеджмента может позволить выявить интересы участников процесса управления налогообложением, устранение конфликтов их интересов, привести к гармонии процесса налогового менеджмента и, значит, повысить его эффективность.
ВЫВОД по параграфу 3 .2.: Предложенная методика выявления и оценки налоговых рисков позволит на основании всестороннего и полного обследования (диагностики) организации определить ключевые направления минимизации (снижения) налоговых рисков.
Оценка налоговых рисков должна присутствовать на каждом этапе налогового планирования, как стратегического, так и текущего. Оценка только эффективности мероприятий налогового планирования без учета фактора риска может привести к принятию неверных управленческих решений, при реализации которых финансовые потери или упущенная выгода, обусловленные влиянием составляющих налогового риска, превысят предполагаемый эффект от действий в области налогового планирования.
ВЫВОД по параграфу 3.3.: Для своевременного представления необходимых документов в ИФНС, должно быть хорошо организованный архив, который позволит в ограниченные сроки подготовить документы и представить их в налоговый орган.
Своевременность подготовки и представления налоговой отчетности зависит не только от наличия внутренних регламентов, но и от их качественного исполнения. Однако, невозможно выполнить необходимые действия исполнителю, если они детально не прописаны в должностных инструкциях и положениях компании.
Задача системы внутреннего контроля обеспечить эффективное взаимодействие всех служб и подразделений, без излишней бюрократизации, но с достаточной надежностью принятия решений и контроля за их исполнением.
Финансовые менеджеры компании для повышения эффективности налогового менеджмента должны публиковать стратегию управления рисками, которая:
- Идентифицирует все материальные риски компании, в том числе операционные риски (например, риск административных ошибок, информационных ошибок и сбоев, стихийные бедствия, мошенничество, правовые риски, услуги сторонних организаций и пр.) и инвестиционные риски (в том числе рыночные риски, риски процентных ставок, риск ликвидности и - в соответствующих случаях - финансовые риски);
- Оценивает вероятность и последствия каждого из рисков.
- Излагает механизмы контроля для каждого риска.
- Показывает, как они будут контролироваться на постоянной основе.
Финансовый кризис в 2008-2009 гг. еще раз продемонстрировал опасность осуществления деятельности компаний без надлежащего контроля, в том числе количественного и качественного пруденциального регулирования и надзора.
Разработанная инвестиционная и финансовая стратегия компании должна подчеркнуть, что инвестировать возможно только в активы и финансовые инструменты, которые компания может правильно контролировать, управлять и понимать свою ответственность. Это особенно относится к альтернативным инвестициям, которые позволяют получить более высокую доходность.
Внутренний контроль в компании должен осуществляться на каждом уровне и быть неотъемлемой частью повседневной деятельности: в верхнем уровень управления, а также в каждом отделе - состоящим из финансовых менеджеров управления, а также осуществление проверки на соблюдение пределов воздействия, а также систем проверки и примирения и т.д.
Ядро этих механизмов является обеспечением принятия эффективных и результативных решений, функции выполнения и проверки должны быть отнесены к различным сотрудникам и иметь соответствующий надзор. Принятие решений по защите активов должны быть отнесены также к различным сотрудникам. Это позволяет выявлять непреднамеренные ошибки. Проведенный анализ показал, что внутренний контроль в компании является мало эффективным, где один человек выполняет две функции одновременно.
Ключевой элемент системы управления риском и мониторингом - внутренний аудит. Природа и объем аудита должен соответствовать деятельности и соответствовать уставу компании.
Руководители компании могут оценить работу отдела внутреннего аудита путем анализа его рабочих документов, в том числе методологии, используемой для выявления, измерения, контроля и риска. Если руководство компании согласно с качеством работы департамента внутреннего аудита, руководители могут использовать отчеты внутренних аудиторов в качестве первичного механизма определения задач управления, или для определения областей потенциального риска, что аудиторы должны еще рассмотреть. Однако следует отметить, что чем меньше руководитель рассчитывает на внутренний (или внешний) аудит, тем наиболее эффективнее и результативнее осуществляется деятельность компании.
Именно руководители выступают в качестве единственных внешних аудиторов: их исследования и анализ является универсальным, стремясь установить общую картину строения и управления рисками, где в качестве внутреннего оперативного аудит может сосредоточиться только несколько мероприятий.»
1. Бадалова, А.Г. Управление рисками деятельности предприятия: Учебное пособие / А.Г. Бадалова, А.В. Пантелеев. - М.: Вузовская книга, 2016.- 234 с.
2. Балдин, К.В. Управление рисками в инновационно-инвестиционной деятельности предприятия: Учебное пособие / К.В. Балдин, И.И. Передеряев.- М.: Дашков и К, 2015. - 418 с.
3. Агарков А.П., Р.С. Голов. Управление инновационной деятельностью
- М.: Дашков и К, 2014. - 208 с.
4. Барикаев, Е.Н. Управление предпринимательскими рисками в системе экономической безопасности. Теоретический аспект: Монография / Е.Н
5. Барикаев, Н.Д. Эриашвили. - М.: ЮНИТИ, 2015. - 159 с.
6. Белов, П.Г. Управление рисками, системный анализ и моделирование в 3 ч. часть 1: Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / П.Г. Белов. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 211 с.
7. Белов, П.Г. Управление рисками, системный анализ и моделирование в 3 ч. часть 2: Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / П.Г. Белов. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 250 с.
8. Белов, П.Г. Управление рисками, системный анализ и моделирование в 3 ч. часть 3: Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / П.Г. Белов. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 272 с.
9. Викторова, Н.Г. Управление налогообложением и налоговыми рисками резидентов технопарков в сфере высоких технологий: Монография / Н.Г. Викторова. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 167 с.
10. Волков, А.А. Управление рисками в коммерческом банке: Практическое руководство / А.А. Волков. - М.: Омега-Л, 2013. - 156 с
11. Воробьев, С.Н. Управление рисками в предпринимательстве / С.Н. Воробьев, К.В. Балдин. - М.: Дашков и К, 2013. - 482 с.
12. Воронцовский, А.В. Управление рисками: Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / А.В. Воронцовский. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 414 с.
13. Гибсон, Р. Формирование инвестиционного портфеля. Управление финансовыми рисками / Р. Г ибсон. - М.: Альпина Паблишер, 2015.- 274 с.
14. Гибсон, Р. Формирование инвестиционного портфеля: Управление финансовыми рисками / Р. Гибсон. - М.: Альпина Паблишер, 2016. - 274 с.
15. Емельянов, С.В. Труды ИСА РАН: Алгоритмы. Решения. Математическое моделирование. Управление рисками и безопасностью / С.В. Емельянов. - М.: Ленанд, 2014. - 102 с.
16. Емельянов, С.В. Труды ИСА РАН: Системы управления и моделирование. Динамические системы. Управление рисками и безопасностью. Методы и модели в экономике. Прикладные а / С.В. Емельянов. - М.: Красанд, 2014. - 124 с.
17. Зеленцова, А.В. Финансовый мониторинг. Управление рисками отмывания денег в банках / А.В. Зеленцова, Е.А. Блискавка и др. - М.: КноРус, 2012. - 280 с.
18. Косолапов, А.Б. Управление рисками в туристском бизнесе: Учебное пособие / А.Б. Косолапов. - М.: КноРус, 2012. - 286 с.
19. Леонович, Т.И. Управление рисками в банковской деятельности: Учебный комплекс / Т.И. Леонович. - Минск: Дикта, Мисанта, 2012. - 136 с
20. Мамаева, Л.Н. Управление рисками: Учебное пособие / Л.Н. Мамаева. - М.: Дашков и К, 2013. - 256 с.
21. Милославская, Н.Г. Управление рисками информационной безопасности: Учебное пособие для вузов / Н.Г. Милославская, М.Ю. Сенаторов, А.И. Толстой. - М.: РиС, 2014. - 130 с.
22. Новиков, А.И. Теория принятия решений и управление рисками в финансовой и налоговой сферах: Учебное пособие / А.И. Новиков, Т.И.
Солодкая. - М.: Дашков и К, 2012. - 288 с.
23. Новиков, А.И. Теория принятия решений и управление рисками в финансовой и налоговой сферах: Учебное пособие / А.И. Новиков, Т.И. Солодкая. - М.: Дашков и К, 2013. - 288 с.
24. Новиков, А.И. Теория принятия решений и управление рисками в финансовой и налоговой сферах: Учебное пособие для бакалавров / А.И. Новиков, Т.И. Солодкая. - М.: Дашков и К, 2015. - 288 с.
25. Плошкин, В.В. Оценка и управление рисками на предприятиях: Учебное пособие / В.В. Плошкин. - Ст. Оскол: ТНТ, 2013. - 448 с.
26. Ревенков, П.В. Финансовый мониторинг. Управление рисками отмывания денег в банках / П.В. Ревенков, А.Б. Дудка. - М.: КноРус, 2012. - 280 с.
27. Рудько-Селиванов, В.В. Управление банковскими рисками в условиях глобализации мировой экономики: Научно-практическое пособие для специалистов / В.В. Рудько-Селиванов. - М.: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М,
2013. - 318 с.
28. Рыхтикова, Н.А. Анализ и управление рисками организации: Учебное пособие / Н.А. Рыхтикова. - М.: Форум, 2012. - 240 с.
29. Саркисова, Е.А. Риски в торговле. Управление рисками: Практическое пособие / Е.А. Саркисова. - М.: Дашков и К, 2016. - 242 с.
30. Сигел, Д. Фьючерсные рынки: Портфельные стратегии, управление рисками и арбитраж / Д. Сигел. - М.: Альпина Паблишер, 2015. - 627 с.
31. Стребел, П. Грамотные ходы Как умные стратегия, психология и управление рисками обеспечивают успех бизнеса / П. Стребел. - М.: Олимп- Бизнес, 2013. - 208 с.
32. Стребел, П. Грамотные ходы. Как умные стратегия, психология и управление рисками обеспечивают успех бизнеса / П. Стребел, Э. Олссон; Пер. с англ. А. Столяров. - М.: Олимп-Бизнес, 2013. - 208 с.
33. Тепман, Л.Н. Управление инвестиционными рисками: Учебное пособие / Л.Н. Тепман, Н.Д. Эриашвили. - М.: ЮНИТИ, 2016. - 215 с.
34. Тепман, Л.Н. Управление рисками в условиях финансового кризиса: Учебное пособие / Л.Н. Тепман, Н.Д. Эриашвили. - М.: ЮНИТИ, 2014. - 295 с.
35. Тепман, Л.Н. Управление банковскими рисками: Учебное
пособие / Л.Н. Тепман, Н.Д. Эриашвили. - М.: ЮНИТИ, 2013. - 311 с.
36. Тепман, Л.Н. Управление банковскими рисками: Учебное
пособие / Л.Н. Тепман, Н.Д. Эриашвили. - М.: ЮНИТИ, 2015. - 311 с.
37. Уродовских, В.Н. Управление рисками предприятия: Учебное пособие / В.Н. Уродовских.. - М.: Вузовский учебник, ИНФРА-М, 2012. - 168 с.
38. Федорова, Т.А. Управление рисками и страхование в туризме: Учебное пособие / Т.А. Федорова. - М.: Магистр, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 192 с.
39. Ширяев, В.И. Модели финансовых рынков: Оптимальные портфели, управление финансами и рисками / В.И. Ширяев. - М.: КД Либроком, 2015. - 216 с.
40. Карп М.В.Налоговый менеджмент: Учебник. для вузов. - М.: ЮНИТИ-Дана, 2001.- 477 с.
41. Евстигнеев Е.Н., Викторова Н.Г. Налоговый менеджмент и налоговое планирование в России: Монография.-М.: ИНФРА-М, 2016.-270с.
42. Селезнева Н.Н. Налоговый менеджмент: администрирование, планирование, учет: учебное пособие для студентов Вузов. - М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2015.-224с.
43. Барулин С.В., Ермакова Е.А. Налоговый менеджмент учебник / С.В.Барулин. - М.: Дашков и К, 2016. - 332 с.
44. Пименов Н.А. Налоговый менеджмент. Учебник для академического бакалавриата/ Н.А.Пименов - М.: ЮРАЙТ, 2016. - 330 с.
45. Кирина Л.С., Назарова Н.А. Налоговый менеджмент в организациях. Учебник и практикум/ Л. С. Кирина, Н. А. Назарова - М.: ЮРАЙТ, 2016. - 280 c.
46. Майбуров И., Иванов Ю., Васянина Л. и др. Налоговый
менеджмент. Продвинутый курс. Учебник/ И.Майбуров - М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2016. - 559 с.
47. Энциклопедия управления налогообложением экономических субъектов. Том1. Теоретические основы: монография/Вылкова Е.С.- СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2017.-338 с.
48. Уткин Э.А. Курс менеджмента: Учеб.для вузов. - М. : Зерцало, 1998 - С. 7
49. Основные понятия менеджмента: глоссарий /Н.Д. Найденов, В.П. Чесноков Сыктывкар: КРАГСиУ,2007. - С. 69.
50. Чанкселиани Л.Г. Налоговый риск-менеджмент в коммерческих организациях. Автореф. .. .дис.канд.эконом.наук. - М., 2011
51. Антонов С.А. Теоретические подходы к организации корпоративного
налогового менеджмента//Управление экономическими системами. URL:http://www.uecs/logistika/item/1527-2012-09-12-06-20-48 (Дата обращения: 05.01.2018
52. Вылкова Е. С., Романовский М. В. Налоговое планирование: учебник для вузов. СПб.: Питер, 2014. 634 с.
53. Брызгалин А. В., Берник В. Р. и др. Методы налоговой оптимизации, или как избежать опасных ошибок / А. В. Брызгалин, В. Р. Берник. М.: Аналитика-Пресс, 2015. 144 с.
54. Вахрушина М. А. Учет на предприятиях малого бизнеса: учеб. пособие / М. А. Вахрушина, Л. В. Пашкова. М.: Вузовский учебник, 2013. 368 с.