Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ ЖИЛИЩНОЙ ПОЛИТИКИ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН)

Работа №44407

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

муниципальное право

Объем работы114
Год сдачи2019
Стоимость5700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
589
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
1 Теоретические основы формирования и реализации государственной жилищной политики 8
1.1 Понятие и сущность государственной жилищной политики 8
1.2 Нормативно-правовая база формирования и реализации жилищной политики 23
1.3 Зарубежный опыт формирования и реализации жилищных программ 35
2 Состояние жилищной политики в Республике Татарстан 42
2.1 Характеристика деятельности Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан 42
2.2 Анализ состояния жилищного строительства Республики Татарстан 54
2.3 Анализ жилищных программ Республики Татарстан 68
3 Разработка направлений развития жилищной политики в РТ 79
3.1 Пути повышения эффективности формирования жилищной политики 79
3.2 Разработка мероприятий по улучшению реализации региональной жилищной политики 85
3.3 Социально-экономические результаты предложенных мероприятий 94
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 103
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 105
ПРИЛОЖЕНИЯ 112

Актуальность темы исследования. Одно из основных направлений социально-экономического преобразования РФ - реформирование и развитие жилищной сферы, которая даст требуемые условия для проживания и жизнедеятельности российских граждан. Основной задачей развития жилищной сферы служит создание условий для устойчивого и эффективного экономического выбора жилищного фонда, который удовлетворит жилищные потребности российских граждан и поддержит развивающиеся стандарты качества строительства и содержания жилищного фонда.
Жилищный вопрос является одной из самых приоритетных задач государства и общества. Поэтому, именно от эффективности реализации государственной жилищной политики на региональном уровне и, как результата, качества жизни населения в значительной степени зависит социально-экономическое и социально-политическое благополучие любого региона.
Степень разработанности проблемы. В настоящее время существует дефицит учебных и научно-методических работ по проблематике функционирования и развития жилищной сферы, имеющих комплексный характер. Более того, комплексный анализ жилищной проблемы в научной и учебной литературе в последнее десятилетие вообще не предпринимался. Данный вопрос поднимался в научно-публикационном мире, и в последние годы вышли труды таких авторов, как Бузырев В.В., Васильева Н.В., Чекалин В.С., Мартынов В.Ф. При написании выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации) была использована широкая нормативно-правовая база: Конституция РФ, Жилищный Кодекс РФ, Г радостроительный Кодекс РФ и др. Наибольший вклад в исследование данного вопроса внесли следующие авторы: Иванкина Е.В., Капустинская С.В., Коростелова Т.С., Кульков А.А.,
Михайлов В.Ю., Низамова И.Р., Примак Л.В., Прохорова Ю.С., Каракозова И.В., Пустошкин В.В., Рогожина Н.Н., Рожков В.Л., Шомина Е.С.
При развитии рынка жилья, который предполагает более полное удовлетворение жилищных требований российских граждан, можно создать механизм, которые бы определял процесс, связанный с принятием государством стратегического курса решения жилищных вопросов, указанных в Конституции РФ, законодательно-нормативных актах и национальноприоритетных проектов РФ.
Цель магистерской диссертации - совершенствование механизма формирования и реализации жилищной политики на региональном уровне.
Исходя из цели можно выделить следующие задачи:
1. Изучить понятие и сущность государственного жилищной политики;
2. Исследовать нормативно-правовую базу, регулирующую- жилищные правоотношения в России;
3. Сделать обзор зарубежного опыта формирования и реализации жилищных программ;
4. Охарактеризовать деятельность Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан;
5. Описать состояние жилищного строительства и реализации жилищной политики Республики Татарстан;
6. Проанализировать жилищные программы в Республике Татарстан;
7. Обозначить пути повышения эффективности формирования жилищной политики;
8. Разработать мероприятий по улучшению реализации региональной жилищной политики;
9. Выявить социально-экономические результаты предложенных мероприятий.
Объектом исследования выступают государственная жилищная политика, осуществляемая на региональном уровне.
Предметом исследования выступает социально-экономические отношения и механизмы жилищной политики, формирующиеся на региональном уровне.
Теоретическая основа исследования представлена теоретическими, экспериментальными экономическими трудами в области управления жилищной политикой.
Методическая основа исследования. В процессе написания магистерской работы применялись такие общенаучные методы исследования, как логический анализ, сопоставление, обобщение и синтез.
В качестве эмпирической базы использованы базы данных федеральной службы государственной статистики и территориальных органов статистики, данные Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ и РТ. При написании работы были использованы различные источники информации: статьи, учебники, материалы интернет-ресурсов.
Научная новизна результатов исследования заключается:
а) уточнено понятие государственной жилищной политики, которое должно включать в себя систему мер законодательного, контролируемого и исполнительного характера и осуществляться государственными структурами для решения основных проблем и поддержки на региональном уровне;
б) обоснована необходимость включения институциональной функции в качестве приоритетной при формировании и реализации жилищной политики;
в) разработка направлений в реализации государственной жилищной политики в Республике Татарстан.
Информационной базой исследования является отечественные и зарубежные периодические издания, законодательная база России, данные российских официальных органов - Правительства РФ и Министерства строительства Республики Татарстан, а также статистические базы Интернет. В работе применялись методы анализа, синтеза, установления причинноследственных связей, логического сравнения.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
В первой главе рассматривается понятие и сущность государственной жилищной политики, выделяются основные виды и методы государственного регулирования, анализируется нормативно-законодательная база формирования программ в жилищной сфере и зарубежный опыт ведения жилищной политики.
Во второй главе изучается роль и направления государственного регулирования жилищной политики Республики Татарстан, анализируется состояние и динамика развития предприятий в изучаемой сфере, выявляются основные проблемы развития предприятий в сфере строительного бизнеса в Республике Татарстан.
В третьей главе разрабатываются программа как одно из направлений развития жилищной политики в Республике Татарстан, дается его социальноэкономическая эффективность.
Публикации. Апробация результатов исследования. По теме диссертации автором была опубликована 1 статья (журнал ВАК):
«Реализация жилищной политики в городе Казани»
Кроме этого, по теме настоящей работы была опубликована 1 статья (журнал РИНЦ):
«Методологические аспекты определения и осуществления государственной жилищной политики на региональном уровне».
Практическая значимость магистерского исследования заключается в том, что полученные результаты и разработанные мероприятия можно использовать для совершенствования развития государственной жилищной политики на региональном уровне.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Жилищная сфера сейчас находится в переходном состоянии, которое характеризуется уходом от административно-распределительной и централизованно-управляемой системы к более открытой системе, основой которой является переквалификация жилища в товар, на самостоятельном взаимодействии хозяйствующих субъектов и повышении статуса пользователей жилья, удовлетворении потребностей граждан в жилье на основе спроса и предложения.
Проведенное исследование показало, что региональная жилищная политика представляет собой сложный комплекс различных подотраслей, тесно связанных между собой и объединенных общей целью удовлетворения потребностей населения в жилье. В работе рассматривалась система региональной жилищной сферы и эффективность ее управления программно-целевым методом. Для этого была изучена реализация жилищных программ, осуществляемых на территории РТ. В процессе достижения цели исследования было выявлено следующее:
а) в РФ есть проблемы становления и развития жилищной политики (в
том числе региональной), основными из них выступают: финансовые,
ресурсные и т.д. В магистерской работе рассмотрены определения жилищной политике и дано ее конкретизация, а именно «жилищная политика» - это деятельность органов власти, направленная с помощью установления современных целей, определения задач, принципов, разработки программ, инструментов, методов на обеспечение реализации конституционного права всех граждан на жилище, отвечающая различным потребностям, возможностям, требованиям законодательства.
б) изучив нормативные документы и специальную литературу мы пришли к выводу, что действенная реализация жилищной политики на уровне регионов осуществима посредством экономического развития регионов и оптимизации механизмов взаимодействия с федеральной властью по разным направлениям: законодательным, организационным, отраслевым, экономическим, финансово-кредитным, инвестиционным, инновационным.
в) развитие массового жилищного строительства сейчас сдерживается нехваткой земельных участков с инженерной, транспортной и социальной инфраструктурой, неразвитой индустриальной базой, отсутствием модернизированных технологий и материалов в строительстве.
г) проанализировав опыт зарубежных стран, мы пришли к выводу, что рост предложения на рынке жилья возможно обеспечить за счет разных форм, которые бы учитывали разделение по доходам и потребностям граждан (жилье эконом - класса, коммерческая и некоммерческая аренда).
д) разработана модель реализации региональной жилищной политики на территории Республики Татарстан, воспроизводящая социально-экономические эффекты.
е) для оценки результативности и эффективности реализации жилищно-строительной политикой региона разработана система рейтинговой балльной оценки.
ж) повышение качества жизни российских граждан, достижение высоких социальных стандартов и увеличение качества жилищных условий - стратегические цели и задачи государственного управления и социальноэкономического развития РФ.
В диссертации рассмотрены теоретические аспекты формирования и реализации жилищной политики региона, проведена оценка нормативно- законодательной базы, регулирующую данную сферу, проанализировано состояние жилищно-строительной отрасли и жилищных программ, реализуемых в Республике Татарстан.
Дальнейшее изучение настоящей темы исследования является перспективным, так как имеет большое практическое значение для разработки методов совершенствования и развития региональной жилищной политики.


1. Конституция Российской Федерации (12.12.1993) // Собрании законодательства РФ, 04.08.2014. № 31. ст. 4398.
2. Федеральный закон от 25.02.1999. № 39-ФЗ (ред. от 03.07.2016.) «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений» // Российская газета. № 41-42. - 04.03.1999.
3. Жилищный кодекс Российской Федерации. По состоянию на 25 января 2016 года. С комментариями к последним изменениям. М.: Эксмо,
2016. 288 с.
4. «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном
партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»: Федеральный закон от
13.07.2015 № 224-ФЗ (ред. от 29.12.2015) // Российская газета. 17.07.2015. № 6727
5. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008. № 1662-р (ред. от 10.02.2017 .) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г.» // Собрание законодательства РФ, 24.11.2008. № 47. ст. 5489.
6. Распоряжение Правительства РФ от 08.11.2014. № 2242-р // Собрание законодательства РФ, 24.11.2014. № 47. ст. 6575.
7. Распоряжение Правительства РФ от 10.05.2016. № 868-р (ред. от 23.11.2016.) «О Стратегии развития промышленности строительных материалов на период до 2020 г. и дальнейшую перспективу до 2030 г.» // Собрание законодательства РФ, 16.05.2016. № 20. ст. 2863.
8. Постановление правительства РФ от 10.12.2002. № 879 «Об утверждении положения о регистрации и учете граждан, которые имеют право на получение социальных выплат с целью покупки жилья в связи с переездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (в ред.
Постановлений Правительства РФ от 20.09.2014 № 962) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 40. ст. 4176.
9. Федеральный закон от 25.02.1999. № 39-ФЗ (ред. от 03.07.2016.) «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений» // Российская газета. № 41-42. 04.03.1999.
10. Федеральный закон от 30.12.2004. № 214-ФЗ (ред. от 03.07.2016.) «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017.) // Парламентская газета. № 5-6, 14.01.2005.
II Монографии и научные статьи
11. Гареев И.Ф. Долевое строительство в Казани: оценка деятельности застройщиков и риски для дольщиков / И.Ф. Гареев // Жилищные стратегии, Том 4, Номер 4, Октябрь-декабрь 2017. С. 297-319
12. Баронина С.А. Ипотечное кредитование жилищного строительства: Учеб. Пособие / Под общ. ред. С.А. Баронина, В.С. Казейкина. // М.: ИНФРА- М, 2014. 215 с.
13. Бузырев В.В. Жилищная проблема и пути ее решения в современных условиях: Монография. / Л.Г. Селюгина, В.В. Бузырев // СПб.: Изд-во СП6ГЭУ, 2013. 297 с.
14. Болгова В.В., Жеребцова Е.Е.Экономика жилищной сферы: Учеб. пособие. / Болгова В.В., Жеребцова Е.Е.// М.:РИОР: ИНФРА-М, 2016. 314 с.
15. Гареев И.Ф., Ефросиньина С.А. Долевое строительство: внимание исследователей, тенденции рынка и перспективы развития // Жилищные стратегии, 2017. - № 3. - doi: 10.18334/zhs.4.3.38284.
16. Давыдова Н.Д. Как блокчейн изменит учет // Синергия Наук, 2017. - №
18.
17. Демьянова Е.А. Развитие компаний в современных условиях внедрения финансовых технологий // Имущественные отношения в Российской Федерации, 2017. -№ 7(190).
18. Кораблев М.М. Анализ организации жилищно-коммунального хозяйства в Республике Татарстан / М.М. Кораблев, А.М. Хамидуллина // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 5
19. Кемайкин Н.К. Технология блокчейн в сфере жилищнокоммунального хозяйства //Общество: политика, экономика, право, 2017. - №
11.
20. Кошкин Р.П. Цифровая экономика - новый этап развития информационного общества в России // Стратегические приоритеты, 2017. - № 3(15).
21. Матвеева Е.С. Оптимальная структура жилищного фонда в системе государственных услуг на рынке жилья / Е.С. Матвеева // Экономика, предпринимательство и право. 2012. № 3 (14). 50 с.
22. Малышев Д. П. Формирование и реализация жилищной политики на региональном уровне: монография / Д. П. Малышев и др.; Псковский государственный университет. — Псков: Издательство ПсковГУ, 2016. с. 204
23. Максимов Д.К. Реализация жилищной политики в городе Казани / Д.К. Максимов, С.И. Жук, В.В. Табольская // Финансовая экономика. 2018. № 7 (Ч. 6). - С. 693-694
24. Набиуллина К.Р. Институты развития инвестиционно-строительного комплекса муниципального образования / К.Р. Набиуллина // Российское предпринимательство. 2014. № 5 (251). С. 28 - 32
25. Прокофьев К.Ю. Использование механизма закрытых паевых инвестиционных фондов недвижимости в финансировании жилищного строительства / К.Ю. Прокофьев // Региональная экономика: теория и практика.
2014. № 5. С. 26-33
26. Примак Л.В. Международное объединение технологий и инноваций - кластерный подход / Л.В. Примак // Механизация строительства. 2013. № 11(833). С. 5-8
27. Прокофьев К.Ю. Г осударственная жилищная политика: понятие, цели, задачи, принципы и проблемы формирования и реализации / К.Ю. Прокофьев // Региональная экономика: теория и практика. 2015. № 43. С. 54-58.
28. Сухарев О.С. Региональная экономическая политика: структурный подход и инструменты / О.С. Сухарев // Экономика региона. 2015. С. 14
29. Торопушина Е.Е. Экономическая политика и условия развития технологической базы России / Е.Е. Торопушина // Экономическое возрождение России. 2014 г. № 4 (42). С. 32
30. Тазутдинов И.Р. Особые экономические зоны, как механизм государственно-частного партнерства / И.Р. Тазутдинов // Финансовый бизнес. 2014. № 3. С.74 - 80.
31. Тазутдинов И.Р. Особые экономические зоны в контексте управления рисками инновационного развития российской экономики / И.Р. Тазутдинов // Управление риском. 2013. № 3 С.40-45.
32. Туленты Д.С. Контроль риска в период действия договора страхования гражданской ответственности застройщика перед участниками долевого строительства //Корпоративная экономика, 2016. - № 3(7).
33. Туленты Д.С. Объективные и субъективные факторы риска наступления гражданской ответственности застройщика перед участниками долевого строительства //Корпоративная экономика, 2016. - № 2(6).
34. Масленников В.В., Федотова М.А., Сорокин А.Н. Новые финансовые технологии меняют наш мир // Финансы, 2017. - № 2(98).
35. Цыганов А.А., Брызгалов Д.В. Проблемы и перспективы использования финансовых механизмов обеспечения обязательств застройщиков перед дольщиками //Проблемы прогнозирования, 2016. - № 6 (159).
36. Черненко В.А. Финансовые технологии в экономике России: изменение формата общественных отношений // Экономический вектор, 2017. - № 2(9).
Ш.Учебники и учебные пособия
37. Аглямова Э.Р. Республика Татарстан. Статистический справочник / Э.Р. Аглямова, Т.М. Григорьева, И.Б. Михалевич. Казань: Татарстанстат, 2015.
34 с.
38. Безрукавая И.В. Жилищное хозяйство в России. 2016: Статистический сборник / И.В. Безрукавая, Л.Г. Ершкова, Д.С. Луконин, Н.В. Пирожкова, Г.Н. Ромашкина, М.А. Рязанова, З.Г. Ягжина. Росстат, 2016. с. 63
39. Иванкина Е.В. Государственно-частное партнерство в жилищной сфере / Е.В. Иванкина, Е.Н. Косарева, Н.Н. Рогожина. М.: Проспект, 2016. 80 с.
40. Кораблев М.М. Анализ организации жилищно-коммунального хозяйства в Республике Татарстан / М.М. Кораблев, А.М. Хамидуллина // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 5
41. Матвеева Е.С. Оптимальная структура жилищного фонда в системе государственных услуг на рынке жилья / Е.С. Матвеева // Экономика, предпринимательство и право. 2012. № 3 (14). 50 с.
42. Рогожина Н.Н. Зарубежный опыт предоставления субсидий на приобретение жилья гражданам с невысоким уровнем доходов / Н.Н. Рогожина, А.А. Туманов. Москва: Институт экономики города, 2012. 96 с.
43. Социально-экономические преобразования и проблемы. Сборник научных трудов (Выпуск 4). Нижний Новгород: НИСОЦ, 2014. 172 с.
44. Тарасенко В.В. Территориальные кластеры. Семь инструментов управления / В.В. Тарасенко. - М.: Альпина Паблишер, 2015. 202 с.
IV Интернет ресурсы
45. Агентство инвестиционного развития Республики Татарстан.
[Электронный ресурс] // Режим доступа: http: //tida.tatarstan. ru/rus/air
/forinvestors. htm;
46. Максимов Д.К. Методологические аспекты определения и
осуществления государственной жилищной политики на региональном уровне / Д.К. Максимов, С.И. Жук // Форум молодых ученых. 2018. [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://forum-nauka.ru /domains_data/files /29/
Maksimov%20D.K..pd
47. «Об особых экономических зонах в Российской Федерации»: Федеральный закон от 22.07.2005 N 116-ФЗ (ред. от 13.07.2015). [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.consultant.ru/ document/ cons_ doc_ LAW_ 54599/
48. «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года»: Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134
49. «Об утверждении государственной программы «Обеспечение качественным жильем и услугами жилищно-коммунального хозяйства населения Республики Татарстан на 2014-2020 годы»: Постановление Кабинета Министров № 289 от 30.04.2014. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http: //prav.tatarstan. ru/rus /docs/post/post1.htm?pub_id=239634
50. "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2015 - 2020 годы" (с
изменениями и дополнениями)». [Электронный ресурс]: Постановление
Правительства РФ от 17 декабря 2010 г. N 1050 // Режим доступа: http: //base.garant.ru/1218223 5/
51. Программа "Жилье горожанам на 2007-2027 гг." (Решение Казанской Городской Думы от 04.07.2007 №4-18). [Электронный ресурс] // Режим доступа: http: // old. kzn. ru /page 22531. htm
52. Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года (разработан Минэкономразвития России). [Электронный ресурс] //Режим доступа:http://www. consultant. ru/document/ cons_doc_LAW_144190/
53. [Электронный ресурс] // Режим доступа:
http://gosjkh.ru/company/respublika-tatarstan
54. [Электронный ресурс] // Режим доступа:
http://tatcenter.ru/multimedia/maps/reiting-zastroishhikov-tatarstana/
55. [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://helpiks.org/9-
7016.html
56. [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.business-
gazeta.ru/news/374486.
57. [Электронный ресурс] // Режим доступа:
https://realnoevremya.ru/articles/64217-v-kazani-stroyat-dom-dlya-pereseleniya- dolzhnikov-za-zhku
58. [Электронный ресурс] // Режим доступа:
https: //www.kommersant.ru/doc/3819379

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ