Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Антикоррупционная политика в регионах Приволжского федерального округа: современное состояние и направления совершенствования

Работа №43135

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

муниципальное управление

Объем работы86
Год сдачи2018
Стоимость6300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
253
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1. Теоретические аспекты изучения антикоррупционной политики на региональном уровне 7
1.1. Антикоррупционная политика: понятие, цели, задачи и принципы 7
1.2. Механизмы реализации антикоррупционной политики на региональном уровне 14
Глава 2. Практические аспекты реализации антикоррупционной политики в регионах ПФО 19
2.1. Анализ состояния коррупции и реализации мер антикоррупционной политики в регионах ПФО 19
2.2. Организационные и нормативно - правовые основы реализации антикоррупционной политики на региональном уровне 31
2.3. Программно - целевой подход к реализации антикоррупционной
политики на региональном уровне 42
Глава 3. Направления совершенствования антикоррупционной политики в регионах ПФО России 53
3.1 Зарубежный опыт реализации антикоррупционной политики и возможность его применения в современной России 53
3.2 Предложения и рекомендации по совершенствованию
антикоррупционной политики на региональном уровне 59
Заключение 68
Список использованных источников 73 


Среди разрушительных процессов в России коррупция занимает одно из основных мест. Она стала важным фактором стагнации экономики, превратилась в серьезную угрозу верховенству закона, демократическим преобразованиям и правам человека, привела к тяжелейшим социальным последствиям. Коррупция подрывает доверие к властным структурам, ведет к деградации социума, политических и социальных отношений, наносит урон имиджу и престижу нашей страны в современном мире.
Коррупция, захлестнула современную власть на всех ее уровнях. Такое пристальное внимание обусловлено, прежде всего, общественной опасностью этого феномена. Коррупция разлагает демократические институты общества и ставит под угрозу их существование. Это проблема особенно важна для современной России, пытающейся, пока бесплодно, привить на своей почве демократические устои. Коррупция делает неравным доступ людей к материальным и общественным благам, что само по себе является признаком недемократичности существующего строя.
Безусловно, не одним лишь отсутствием демократии страшна коррупция. Она разлагает и моральные устои общества: у людей, далеких от политики, складывается впечатление продажности и нечестности первых лиц государства. О какой, в таком случае, поддержке власти можно говорить?
Коррупция в России является негативной системной характеристикой институтов государственного и муниципального управления, которая является существенным препятствием для обеспечения устойчивого экономического роста, повышения конкурентоспособности экономики и благосостояния граждан.
Противодействие коррупции становится особым видом публичной политики - антикоррупционной политикой - представляющей комплекс последовательных мер, осуществляемых на высшем государственном уровне и предполагающих вовлечение в их реализацию представителей власти, бизнеса и гражданского общества. Одним из инструментов реализации антикоррупционной политики является публичный мониторинг.
В 2008 году Президентом России Дмитрием Медведевым был объявлен политический курс на борьбу с коррупцией и уже в конце года Государственной Думой был принят Федеральный закон «О противодействии коррупции», а вместе с ним и целый «пакет антикоррупционных законов». Вместе они установили рамочные федеральные правила (институциональное оформление) антикоррупционной политики.
Актуальность темы обусловлена сложностью и многогранностью понятия коррупции; ее сущность и причины, а также технологии политико - правового противодействия этому опаснейшему явлению необходимо уяснить не только на практическом, но и на теоретико-методологическом уровне.
Разработанность темы исследования. При написании исследования использовались работы следующих авторов: Г.Ю. Шурупова, Ю.И. Литвиновой, А. А. Дaвыдова, С.А. Рябая, К.Ф. Амирова, Д.К. Амировой, В.Г. Гриб, В.Д. Андрианова, И.Д. Козочкиной, П.А. Бакланова, С.Н. Елисеевой и др.
Методологические основы формирования системы эффективного обеспечения национальной и экономической безопасности России от коррупционной угрозы и механизма нейтрализации коррупции в федеральных и региональных органах государственного управления в научной литературе исследованы недостаточно, в частности, отсутствуют работы, комплексно рассматривающие коррупцию как угрозу национальной безопасности.
Целью исследования является изучение основных направлений реализации и совершенствования антикоррупционной политики в регионах Приволжского федерального округа.
Поставленная цель исследования реализуется решением следующих задач:
- рассмотреть теоретические аспекты антикоррупционной
политики на региональном уровне;
- провести анализ состояния коррупции и изучить практические аспекты реализации антикоррупционной политики в регионах ПФО России;
- определить направления совершенствования антикоррупционной политики в регионах ПФО России.
Объект исследования - антикоррупционная политика Российской Федерации, предмет исследования - процесс реализации антикоррупционной политики на региональном уровне.
Теоретико-методологическую основу исследования составили традиционные приемы факторного экономического анализа. Данный анализ предполагает использование таких методов как способ цепных подстановок, способ относительных и абсолютных разниц и индексный метод. Для изучения динамики показателей состояния коррупции в изучаемых регионах, был выбран способ относительных и абсолютных разниц, который позволяет анализировать показатели, сравнивать их друг с другом.
Также в процессе анализа и обобщения информации применялись различные общенаучные и частно-научные методы: анализ, синтез, правовой и сравнительный методы, системный и комплексный подходы.
В ходе исследования изучены законодательные и нормативные акты Российской Федерации и регионов Приволжского федерального округа, а также научные труды по различным аспектам рассматриваемой проблематики.
Дипломная работа состоит из введения, трех глав, которые включают семь параграфов, заключения и списка использованных источников.
Во введении обозначены актуальность, цели и задачи исследования, объект и предмет исследования, а также рассмотрена разработанность темы исследования и её теоретико-методологическая основа.
В первой главе были изучены теоретические аспекты антикоррупционной политики на региональном уровне, рассмотрены основные понятия, цели, задачи и принципы противодействия коррупции в регионах РФ, а также проанализированы механизмы реализации антикоррупционной политики на региональном уровне.
Во второй главе должное внимание уделяется практическим аспектам реализации антикоррупционной политики на региональном уровне, а именно в 5 республиках Приволжского федерального округа РФ. Произведен анализ состояния коррупции в данных регионах, а также изучена нормативноправовая основа в сфере реализации антикоррупционной политики на региональном уровне.
В третьей главе представлены направления совершенствования антикоррупционной политики в регионах ПФО РФ, а также рассмотрен зарубежный опыт в борьбе с коррупцией и возможность его применения в современной России. Сформулированы предложения и рекомендации по совершенствованию антикоррупционной политики на региональном уровне.
В заключении подведены итоги по всей проделанной работе.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании студенческих
и аспирантских работ!


Коррупция в государственном секторе является многоаспектным и многоуровневым явлением, включающая в себя экономическое, правовое, управленческое, политическое, социокультурное и этическое измерения. Разнообразные исследовательские подходы к определению содержания коррупции и причин ее возникновения и распространения позволяют выработать методический инструментарий для диагностики коррупции и дорожных карт ее уязвимых мест в ключевых секторах публичного управления.
Антикоррупционная политика в системе государственного и муниципального управления представляет собой комплекс мер, осуществляемых государством и закрепленных законодательно, направленных на изменение условий, в которых возникает коррупция, и способствует ограничению действия факторов совместно с деятельностью институтов гражданского общества, способствующих появлению и распространению различных форм коррупции. Международный опыт противодействия коррупции создает условия для внедрения в антикоррупционную практику современных государств такие механизмы как унификация национальных антикоррупционных правопорядков странами - участниками законодательства с помощью имплементации соответствующих международных соглашений; международное сотрудничество государств в области расследования коррупционных преступлений и международный антикоррупционный мониторинг.
Изучив нормативно-правовую основу противодействия коррупции в странах СНГ и Российской Федерации, можно утверждать о том, что российское законодательство в данной сфере нуждается в доработке. Необходимо выработать эффективную государственную программу противодействия коррупции, разработать действенную нормативноправовую базу, основу которой должны стать соответствующие принципы, закрепленные на уровне основ конституционного строя современной России и реализованные в практической деятельности различных субъектов.
Реализация мер в сфере противодействия коррупции на региональном уровне хоть и эффективна, но проводится либо недостаточно масштабно, либо, как мы указали в одной из проблем, - все больше принимает формальный характер. Также отсутствуют единые показатели для анализа достигнутых результатов, а именно показатели результативности для отдельного субъекта Российской Федерации. Поэтому можно утверждать о том, что в первую очередь, для достижения результатов в сфере противодействия коррупции необходимо совершенствовать законодательную базу, после чего изменять менталитет населения.
Проведенный во второй главе анализ продемонстрировал наибольшую коррупционность Республики Мордовия, а также Чувашии. Наименьшее число коррупционных правонарушений наблюдается в Республике Марий Эл. Республики Татарстан и Башкортостан показали практически одинаковый средний уровень коррупционности.
Приведенные данные наглядно иллюстрируют масштабы коррупционной преступности в республиках Татарстан, Башкортостан, Мордовия, Удмуртия, Чувашия и Марий Эл, которой подвержены практически все сферы общественных отношений и в первую очередь связанные с распределением бюджетных средств, управлением государственным и муниципальным имуществом, а также проведением закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд.
Анализ регионального антикоррупционного законодательства, подзаконных нормативных правовых актов, региональной практики противодействия коррупции позволяет выделить основные направления формирования и реализации региональной антикоррупционной политики.
В республиках Татарстан, Башкортостан, Мордовия, Удмуртия, Чувашия и Марий Эл создана собственная региональная правовая база по противодействию коррупции в виде регионального законодательства и целостной системы подзаконных нормативных правовых актов, направленных на его последовательную реализацию и обеспечение социального контроля за формированием и реализацией антикоррупционной политики. Основным элементом нормативно-правовой базы по формированию антикоррупционной политики выступает региональный закон о противодействии коррупции.
В республиках Татарстан, Башкортостан, Мордовия, Удмуртия, Чувашия и Марий Эл созданы специализированные государственные региональные органы по формированию и реализации антикоррупционной политики в составе органов исполнительной власти, статус которых определяется либо законодательством и/или подзаконным нормативным правовым актом главы субъекта РФ или иного высшего должностного лица органов исполнительной власти.
В республиках Татарстан, Башкортостан, Мордовия, Удмуртия, Чувашия и Марий Эл сформированы специализированные совещательные, координационные и экспертные советы и/или комиссии при главе субъекта РФ. При этом такие органы могут появляться как до принятия регионального антикоррупционного законодательства в целях выработки и последующей реализации региональной антикоррупционной политики, так и во исполнение этого законодательства для ее реализации и корректировки в целях повышения эффективности антикоррупционной деятельности.
В республиках Татарстан, Башкортостан, Мордовия, Удмуртия, Чувашия и Марий Эл функционирует антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов. К ней привлечено значительное количество государственных, муниципальных, общественных и независимых экспертов, которые осуществляют этот вид деятельности в каждом субъекте РФ. С меньшей степенью интенсивности субъектами РФ используются такие инструменты противодействия коррупции как антикоррупционный мониторинг, антикоррупционное образование и антикоррупционная пропаганда.
Вместе с тем изложенное позволяет констатировать, что в республиках Татарстан, Башкортостан, Мордовия, Удмуртия, Чувашия и Марий Эл с разной степенью активности происходила институционализация специализированных совещательных, координационных, межведомственных, экспертных советов и комиссий, обеспечивающих контроль за реализацией региональной антикоррупционной политики и ее своевременную корректировку для повышения эффективности.
В исследованных регионах созданы эффективные многоуровневые инструменты и механизмы противодействия коррупции на региональном уровне. Наиболее применяемыми в субъектах РФ (кроме Республики Башкортостан) являются целевые среднесрочные антикоррупционные программы, которые формируются и реализуются не только по горизонтали, но и по вертикали, включая даже локальные антикоррупционные программы отдельных организаций и учреждений. Вместе с тем, успешное решение задач по противодействию коррупции возможно лишь при условии слаженной работы всех субъектов анти- коррупционной деятельности. Высокий антикоррупционный потенциал имеет также сотрудничество органов государственной власти и местного самоуправления с научным сообществом и общественностью.
Таким образом, можно смело утверждать о том, что многое из зарубежного опыта может быть адаптировано и учтено при разработке и реализации антикоррупционного законодательства Российской Федерации. В первую очередь это касается: развития правовых основ противодействия коррупции; устранения коррупциогенных факторов; оптимизации условий и механизмов государственных и муниципальных закупок; соблюдения требований к служебному поведению; разработки гибких форм мониторинга коррупционных правонарушений в целях своевременного принятия мер; активизации международного сотрудничества в борьбе с коррупцией.
Пути совершенствования механизма антикоррупционной работы в Российской Федерации связаны со следующими важнейшими направлениями:
- уточнение понятия коррупции в ст. 1 Федерального закона «О противодействии коррупции»;
- применение организационных и общественных мер борьбы с коррупцией;
- обеспечение открытости и прозрачности деятельности органов публичной службы, то есть всей властной вертикали;
- уточнение правовых методов регулирования коррупционного поведения (в частности, реакция на нарушение административных запретов);
- усиление роли прокурорского надзора за исполнением антикоррупционного законодательства и внесение соответствующих поправок в законодательные акты.



1. Основы законодательства об антикоррупционной политике
[Электронный ресурс]: Модельный закон (принят постановлением
Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ от 15.11.2003 г. № 22-15) -URL: http://base.garant.ru/2569543/ (дата обращения: 13.03.2018).
2. Конституция Российской Федерации: офиц. текст. - М.: Маркетинг, 2001. - 39 с.
3. О противодействии коррупции [Электронный ресурс]:
Федеральный закон от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ. -URL:
http://base.garant.ru/12164203/ (дата обращения: 13.03.2018).
4. О государственной гражданской службе Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ. -URL: http://base.garant.ru/12164203/ (дата обращения: 13.03.2018).
5. Стратегия развития информационного общества в Российской
Федерации [Электронный ресурс]: Указ Президента РФ от 07.02.2008 г. № Пр-212. -URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/92762/ (дата
обращения: 13.03.2018).
6. О противодействии коррупции в Республике Башкортостан [Электронный ресурс]: Закон Республики Башкортостан от 13.07.2009 г. № 145-з. - URL: http://base.garant.ru/17721452/ (дата обращения: 27.03.2018).
7. О противодействии коррупционным проявлениям на территории Республики Марий Эл [Электронный ресурс]: Закон Республики Марий Эл от 07.05.2010 г. № 15-З. - URL: http://base.garant.ru/20734454/ (дата обращения: 27.03.2018).
8. О противодействии коррупции в Республике Мордовия [Электронный ресурс]: Закон Республики Мордовия от 08.06.2007 г. № 54 -З. - URL: http://base.garant.ru/8919497/ (дата обращения: 13.04.2018).
9. О противодействии коррупции в Республике Татарстан [Электронный ресурс]: Закон Республики Татарстан от 04.05.2006 № 34-ЗРТ.
- URL: http://base.garant.ru/8129149/ (дата обращения: 27.03.2018).
10. О противодействии коррупции [Электронный ресурс]: Закон
Чувашской Республики от 04.06.2007 года № 14. - URL:
http://base.garant.ru/17624294/ (дата обращения: 27.03.2018).
11. О Комиссии по координации работы по противодействию
коррупции в Республике Мордовия [Электронный ресурс]: Указ Главы Республики Мордовия от 12.10.2015 г. № 336-УГ. - URL:
https://www.garant.ru/hotlaw/mordovia/665367/ (дата обращения: 17.04.2018).
12. О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 15 июля 2015 года № 364 «О мерах по совершенствованию организации деятельности в области противодействия коррупции [Электронный ресурс]: Указ Главы Республики Башкортостан от 09.10.2015 г. № УГ-249. - URL: http://base.garant.ru/17786083/ (дата обращения: 17.04.2018).
13. Об утверждении Программы противодействия коррупции в Республике Башкортостан на 2011-2013 годы [Электронный ресурс]: Указ Президента Республики Башкортостан от 10.02.2011 г. № УП-46. - URL: http://base.garant.ru/17730770/ (дата обращения: 17.04.2018).
14. О Программе противодействия коррупционным проявлениям в Республике Марий Эл на 2016 - 2020 годы [Электронный ресурс]: Постановление Правительства Республики Марий Эл от 29.06.2016 г. № 307.
- URL: http://www.garant.ru/hotlaw/mariel/875068/ (дата обращения:
17.04.2018) .
15. Об утверждении государственной программы Удмуртской
Республики «Совершенствование системы государственного управления в Удмуртской Республике» [Электронный ресурс]: Постановление
Правительства Удмуртской Республики от 29.12.2014 № 561. - URL: http://base.garant.ru/15835595/ (дата обращения: 15.04.2018).
Литература
16. Александрова О.А. Информационная открытость как составляющая противодействия коррупции: Автореф. дис. ... к.ю.н.. М., 2012. - 22 с.
17. Амиров К. Ф., Амирова Д. К. Антикоррупционное и правовое воспитание // Учебное пособие для учащихся 10 -11 классов общеобразовательных учреждений, студентов колледжей и вузов. - Казань, 2010. - 345с.
18. Андрианов В.Д. Коррупция как глобальная проблема: история и современность: монография / В.Д. Андрианов. - М, 2011. - 304 с.
19. Астанин В. В. Антикоррупционная политика России. Криминалогические аспекты: монография./ В. В. Астанин. М. ТОНИТИ- ДАНА: Закон и право. 2012. 256 с.
20. Бакланов П.А. Информационно-аналитический сборник по профилактике коррупционных правонарушений: сборник / П.А. Бакланов. - М., 2011. - 159 с.
21. Гриб В.Г. Противодействие коррупции / В.Г. Гриб. - М., 2011. -192 с.
22. Давыдов А. А. О реализации государственной
антикоррупционной политики в регионах Приволжского федерального округа // Актуальные вопросы противодействия коррупции в субъектах Российской Федерации: материалы научно-практической конференции
(Казань, 9 ноября 2016 г.). - Казань, 2016. - 302 с.
23. Елисеева С. Современный этап реализации антикоррупционной политики в России / С. Елисеева // Власть. 2014. - № 1 - С. 23-27.
24. Калита И.А. Деятельность органов прокуратуры по противодействию коррупции: Автореф. дис. ... к.ю.н. М., 2013. - 25 с.
25. Кампос Э. Многоликая коррупция. Выявление уязвимых мест на уровне секторов экономики и государственного управления / Э. Кампос. - М., 2010. - 551 с.
26. Козочкина И.Д. Уголовное законодательство зарубежных стран (Англии, США, Франции, Гердии, Японии): сборник законодательных материалов / И.Д. Козочкина. - М., 2015. - 376 с.
27. Литвинова Ю.И. Правовые формы институционализации антикоррупционной политики в Российской государственности: Автореферат. - Ростов-на-Дону, 2016. - 87 с.
28. Посулихина Н.С. Роль и значение решений Конституционного Суда Российской Федерации в механизме противодействия коррупции // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. - 2013. - № 2-2. - С. 174-178.
29. Рябая С.А. Изучение общественного мнения об уровне
коррупции (на примере Удмуртской Республики) // Материалы научно - практической конференции «Дыльновские чтения: социологическая
диагностика современного общества». Саратов: Изд-во «Саратовский
источник», 2016. - 544 с.
30. Цирин А.М. Перспективные направления развития законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции // Журнал российского права. - 2011. - № 2. - С. 14-17.
31. Шедий М.В. // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. - 2013. - № 2 (26) - С. 102-107.
32. Шурупов Г.Ю. Борьба с коррупцией в России: законодательный аспект / Г.Ю. Шурупов. - Новосибирск, 2012. - 190 с.
Интернет - источники
33. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов [Электронный ресурс]. - URL: http://prav.tatarstan.ru/rus/expertiza.htm (дата обращения 23.04.2018).
34. В 2017 году в Удмуртии было зафиксировано 211 коррупционных преступлений [Электронный ресурс]. - URL: http://ijevsk.bezformata.ru/listnews/211-korruptcionnih-prestuplenij/64589855/ (дата обращения 22.04.2018).
35. Доклад о деятельности в области противодействия коррупции в Республике Марий Эл в 2017 году [Электронный ресурс]. - URL: http://mari- el.gov.ru/Pages/main.aspx (дата обращения: 10.04.2018).
36. Заседание комиссии по координации работы по противодействию
коррупции в Удмуртской Республике [Электронный ресурс]. - URL: http: //www.udmurt.ru/about/info/news/?ELEMENT_ID=313300 (дата
обращения: 10.04.2018).
37. Коррупция в Башкирии: количество преступлений увеличилось, а взяток - уменьшилось в разы [Электронный ресурс]. - URL: https://www.ufa.kp.ru/daily/26769/3801930 (дата обращения: 10.04.2018).
38. Официальный сайт Прокуратуры Республики Башкортостан
[Электронный ресурс]. - URL: https://bashprok.ru/ (дата обращения
20.04.2018) .
39. Официальный сайт Прокуратуры Марий Эл [Электронный ресурс]. - URL: https://proc.gov12.ru/ (дата обращения 22.04.2018).
40. Официальный сайт Прокуратуры Удмуртской Республики
[Электронный ресурс]. - URL: https://udmproc.ru/ (дата обращения
25.04.2018) .
41. Официальный сайт Прокуратуры Республики Мордовия [Электронный ресурс]. - URL: http://www.prokrm.ru/ (дата обращения 25.04.2018) .
42. Официальный сайт Прокуратуры Республики Чувашия [Электронный ресурс]. - URL: http://www.chuvprok.gov.ru/index.php (дата обращения 23.04.2018).
43. Пятая часть преступлений в ПФО - это коррупция [Электронный
ресурс]. - URL: https://regnum.ru/news/2307633.html (дата обращения:
10.04.2018) .
44. Сводный отчет о состоянии коррупции и реализации мер Антикоррупционной политики в Республике Татарстан в 2017 году
[Электронный ресурс]. - URL: http://anticorruption.tatarstan.ru/file/File/CO-
2017. pdf (дата обращения 18.04.2018).
45. Стало известно, чем любят заниматься коррупционеры в Чувашии [Электронный ресурс]. - URL: https://pg21.ru/news/47202 (дата обращения: 10.04.2018).
46. Фонд «Общественное мнение» [Электронный ресурс]. - URL: http://fom.ru/tag/korrupcija (дата обращения: 10.04.2018).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


© 2008-2022 Cервис помощи студентам в выполнении работ