Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Поэтика прозы Гайто Газданова 1940-х годов (10.01.01)

Работа №4266

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

русский язык

Объем работы254стр.
Год сдачи2002
Стоимость700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1261
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ИНТЕРТЕКСТ И МОТИВ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ
Г. ГАЗДАНОВА 1940-Х ГОДОВ 22
1.1. МОТИВ ЖЕНСКОЙ ВЛАСТИ И СВОЕОБРАЗИЕ ИНТЕРТЕКСТА В РАССКАЗЕ «ШРАМ» 22
1.2. МОТИВ ДУШЕВНОЙ БОЛЕЗНИ И РУССКИЙ ИНТЕРТЕКСТ В РОМАНЕ «ПРИЗРАК АЛЕКСАНДРА ВОЛЬФА» 47
1.3. МОТИВ МЕТАМОРФОЗЫ И ВОСТОЧНЫЙ ИНТЕРТЕКСТ В РОМАНЕ «ВОЗВРАЩЕНИЕ БУДДЫ» 84
ГЛАВА 2. ПОЭТИКА ДОКУМЕНТАЛИЗМА В ПРОЗВЕДЕНИЯХ
Г. ГАЗДАНОВА 1940-Х ГОДОВ 137
2.1. ПОЭТИКА РОМАНА «НОЧНЫЕ ДОРОГИ»: ОТ ИНТЕРТЕКСТУАЛЬНОСТИ К ДОКУМЕНТАЛИЗМУ 137
2.2. ДОКУМЕНТАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ «НА ФРАНЦУЗСКОЙ ЗЕМЛЕ» 205
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 228
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 232
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ 254
2



Актуальность работы. Феномен русского эмигрантского Ренессанса - один из самых удивительных культурных феноменов ХХ в. Всестороннее изучение этой эпохи, без которого наше представление о динамике русской культуры ХХ века является неполным, - одна из наиболее актуальных задач гуманитарной науки нашего времени (фактически встаёт вопрос о создании «эмигрантологии»). Современная исследовательница феномена «новой прозы» Ю. В. Бабичева так пишет об этой глобальной задаче «Большого синтеза»: «В конце только что завершившегося столетия историки литературы определили одну из ближайших и конструктивных для себя задач в начале нового ХХ1 века: восстановить цельность завершившейся литературной эпохи в России, историческими событиями прошлого века неправомерно «четвертованной»...» (Бабичева 2002, с. 3). Уровень обобщения здесь, как и в любой другой отрасли науки, достижим лишь после прохождения необходимого «эмпирического» этапа, со¬держанием которого является анализ творчества не только видных культурных деятелей русской эмиграции, но и фигур второго и третьего ряда, составляющих своего рода культурный фон, без учёта которого невозможно, однако, понимание самого феномена русского эмигрантского Ренессанса. До окончания этого этапа любые обобщения будут иметь поверхностный характер, не учитывающий всей палитры сложнейших информационных процессов, происходивших в культурном пространстве русской эмиграции. Сейчас, по сути, наука находится в самом начале этого «накопительного» этапа: многие имена первостепенных писателей и поэтов эмиграции (укажем, например, на творчество Ю. Фельзена, Ю. Мандельштама, А. Штейгера, Л. Червинской) почти не привлекали внимание учёных, а о систематичном рассмотрении литературной периферии эмиграции речь не идёт в принципе. Рассмотрение творчества одного из писателей эмиграции, таким образом, актуально как часть более общей задачи - попытки понять эмиграционный культурный феномен.
Однако культура русской эмиграции интересна не только как уже исчезнувшее явление. Синхронный аспект её существования не менее интересен для исследователя. Сама специфика её рецепции в перестроечном и постперестроечном культурном пространстве ставит перед нами проблемы информационного взаимодействия (Коган 1998; Коган, Калачев 2001). Перенос и инкорпорирование фрагментов иного информационного поля порождает серию информационных процессов, из которых наиболее интересным, пожалуй, является процесс формирования новой информационной периферии, происходящий под воздействием фрагментов чужого информационного поля. Определённая информация, относящаяся к «канону»
3

(в любой культурной области) под воздействием такого переноса теряет свою актуальность и соответственно вытесняется на информационную периферию. Формируется новый информационный «канон». Но копирование информационного фрагмента уже не существующего («вживую») информационного поля ведёт и к процессу изменения самого этого поля: при переносе фрагментов происходит нарушение свойственного именно этому полю «канона». Информационный фрагмент, не входивший в «родном» информационном поле в «канон» или не занимавший в этом «каноне» центрального места, в новом культурном поле может стать ядром «канона» и соответственно этому ядерному значению оказывается репрезентантом «родного» поля. Таким образом, иерархическое место информации при её переносе не сохраняется и в дальнейшем новый информационный «канон» заменяет собой старый.
Именно такой случай мы наблюдаем сейчас с творчеством Газданова. Хотя оно и цени¬лось критиками и простыми читателями (особенно «Вечер у Клэр» и «Водяная тюрьма»), однако уже после войны Газданов теряет свою «популярность». Его место в литературном «ка¬ноне» эмиграции вовсе не является центральным. Сейчас творчество Газданова словно получило второе дыхание (тому свидетельством поток критических и научных работ (Красавчен- ко 1993; Ким Се Унг 1996; Матвеева 1996а; Кузнецов 1998; Кабалоти 1998 и др.), а также несомненный коммерческий успех: кроме отдельных изданий, издано и переиздано трёхтомное собрание сочинений писателя (Газданов 1996а)): перемещение художественной информации с информационной периферии «родного» информационного поля эмигрантской куль¬туры в информационное поле современной России актуализировало эту информацию (воз¬можно, причиной такой актуализации является не только чисто художественных особенностей творчества Газданова, но и пресловутое «экзистенциальное сознание», выразителем которого писатель, по мнению исследователей, является и которое, по сути, показывает один из путей выживания в обстановке тотального хаоса современной жизни).
Таким образом, изучение творчества Газданова актуально не только в диахронном аспекте, как составная часть культурного целого, которым являлась русская эмиграция; оно актуально и в аспекте синхронном.
Предметом исследования стали три уровня поэтики произведений Г. Газданова 1940-х гг.: в художественных произведениях - мотив и интертекст, в документальных произведениях - авторские методы анализа реальности.
Материал исследования. В работе рассматривалась поэтика произведений Газданова, законченных или созданных в период 1940-х гг. («Ночные дороги» (1941), «Шрам» (1943), «На французской земле» (1945), «Призрак Александра Вольфа» (1947), «Возвращение Будды» (1949)).
4

Хотя именно с произведений 1940-х гг. и начинается признание Газданова как фигуры европейского масштаба (романы его активно переводятся на европейские языки, получают хорошие критические отзывы), поэтика этого периода ещё не была объектом научного рас¬смотрения.
Первым исследователем, рассмотревшим творчество Газданова как целостную систему, был Л. Диенеш (Dienes 1982). Анализируя биографию писателя, его произведения и свойственные им константные темы, Л. Диенеш не ставил своей задачей подробный анализ конкретных произведений. Его разборы, что вытекает из поставленной им задачи, ни в коей мере не претендуют на полноту и окончательность.
Роман Газданова «Ночные дороги» (1939-1941) рассматривали и другие исследователи (Р. Тотров (1990), Т. Н. Красавченко (1993), Ю. В. Матвеева (1996), Ким Се Унг (1997), Л. Сыроватко (1998), М. Шульман (1998), С. Кабалоти (1998), О. Дюдина (1998), В. М. Жердева (1999), С. Семёнова (2000), Ю. В. Бабичева (2002) и др.). Анализировалась как художественная специфика произведения, так и отражение в нём особенностей мышления писателя (тема «экзистенциального мышления»).
Рассказ «Шрам» (1943), за исключением краткого анализа Л. Диенеша, комментария к рассказу в собрании сочинений Г. Газданова (авторы комментария Л. Сыроватко, Ст. Нико¬ненко, Л. Диенеш) и нескольких замечаний в работе Ю. В. Бабичевой (2002) не рассматривался в научной литературе.
«На французской земле» (1945) (книга Газданова о советских партизанах во Франции) кратко анализировалась лишь Л. Диенешем.
Роман «Призрак Александра Вольфа» (1944-1946) неоднократно был предметом исследования (работы Р. Тотрова (1990), Т. Н. Красавченко (1993), Ю. В. Матвеевой (1996), М. Шульмана (1998), В. М. Жердевой (1999), Ю. В. Бабичевой (2002) и др.).
Роман «Возвращение Будды» (1949) также много раз был предметом анализа (работы Р. Тотрова (1990), Ю. В. Матвеевой (1996), С. Кабалоти (1998), И. Кузнецова (1998), М. Шуль¬мана (1998), Ю. В. Бабичевой (2002)).
Газдановские произведения 1940-х гг. можно условно разделить на две группы: художественные произведения / fiction («Шрам», «Призрак Александра Вольфа», «Возвращение Будды»), с одной стороны, и документальные произведения / non-fiction («Ночные дороги», «На французской земле»), с другой. Если в произведениях первой группы очевидна собственно художественная эстетическая доминанта, они являются продуктами авторской фантазии, попыткой построения собственного художественного мира, то произведения второй группы являются попыткой отбора и анализа фактов, свидетелем которых был писатель.
5

Термины «художественная литература» и «документальная литература» нуждаются в определении. Общепринятой трактовки этих терминов не существует. Показательно, что в «Литературном энциклопедическом словаре» (М., Советская энциклопедия, 1987) отсутствует словарная статья, определяющая значение термина «художественная литература», но есть статья «художественность» (и наоборот - отсутствует термин «документализм», но есть «документальная литература»), где данное понятие определяется И. Б. Роднянской как «сложное сочетание качеств, определяющее принадлежность плодов творческого труда к области искусства» (Роднянская 1987, с. 489). К числу этих качеств исследовательница относит признаки завершённости и адекватной воплощенности творческого замысла, органичности, цельности, непреднамеренности, творческой свободы, оригинальности, вкуса, чувства меры и пр. Таким образом, можно, видимо, сделать вывод, что художественная литература есть литература, где наблюдается качество художественности и именно оно предопределяет отнесение этой литературы к искусству. Но в такая трактовка не приближает нас к пониманию отличия художественной и документальной литератур.
«Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова также имеет определение слова «художественный», включающее в себя несколько значений: «1. . по значению связанное с областью искусства, с деятельностью в области искусства. .; 2. .Изображающий действительность в образах; противоп. научный. Художественная литература..; 3. Отвечающий требованиям искусства, эстетический» (Толковый словарь 1935¬1940, т. 4, с. 1195). Следуя данному толкованию (а оно за шестьдесят три года нисколько не устарело), мы должны трактовать художественную литературу как литературу, изображающую действительность в образах и противопоставленную научной литературе. Но очевидно, что и документальная литература, во-первых, имеет дело с образами, во-вторых, также относится к сфере эстетики, а не науки. Приходится признать, что данные определения нисколько не помогают определить специфику художественной литературы (в её отталкивании от литературы документальной).
Попыткой определить специфику понятия «художественная литературы» является статья Ю. М. Лотмана «О содержании и структуре понятия «художественная литература». В ней учёный, отмечая факт подвижности самой границы между художественной и нехудожественной литературой, пишет: «Существование художественных текстов подразумевает одно¬временное наличие нехудожественных и то, что коллектив, который ими пользуется, умеет проводить различие между ними» (Лотман 1992б, с. 203). В качестве важнейшей особенности художественной литературы постулируется её эстетическая функция: «С этой точки зрения (функциональной. - В. Б.), художественной литературой будет являться всякий словесный текст, который в пределах данной культуры способен реализовать эстетическую функцию. Поскольку в принципе возможно (а исторически весьма нередко) положение, при котором для обслуживания эстетической функции в эпоху создания текста и в эпоху его изучения необходимы разные условия, текст, не входящий для автора в сферу искусства, может принадлежать искусству, с точки зрения исследователя, и наоборот» (Лотман 1992б, с. 203). При этом выполнение эстетической функции приводит к возрастанию смысловой сложности, текст превращается в смысловую «воронку»: «Художественное функционирование порождает не текст, «очищенный» от значений, а, напротив, текст, максимально перегруженный значениями» (Лотман 1992б, с. 204). В конечном счёте учёный приходит к важному выводу: «. литература как динамическое целое не может быть описана в рамках какой-либо одной упорядоченности. Литература существует как определённая множественность упорядоченностей, из которых каждая организует лишь какую-то её сферу, но стремится распространить область своего влияния как можно шире» (Лотман 1992б, с. 215). Одной из таких «упорядоченностей», несомненно, является противопоставление литературы художественной литературе документальной.
Итак, мы, в соответствии с точкой зрения Ю. М. Лотмана, будем понимать под художественной литературой ту часть литературы, доминирующей функцией которой в социуме является функция эстетическая.
Определим понятие «документальная литература». В. С. Муравьёв в «Литературном энциклопедическом словаре» даёт следующее определение: «Документальная литература, художественная проза, исследующая исторические события и явления общественной жизни путём анализа документальных материалов, воспроизводимых целиком, частично или в изложении. Сводя к минимуму творческий вымысел, документальная литература своеобразно использует художественный синтез, отбирая реальные факты, которые сами по себе обладают значительными социально-типическими свойствами.. С другой стороны, идейно¬эмоциональное содержание документальной литературы сближает её с художественным очерком и мемуарами, однако, в отличие от свободного использования ими фактического материала, документальная литература строго ориентирована на достоверность и всестороннее исследование документов» (Муравьёв 1987, с. 98-99). Очевидно, что понятие «минимум творческого вымысла» не является строго научным; также очевидно, что определение уровня свободы в использовании фактического материала (ведь именно по этому уровню документальная литература отличается от очерка и мемуаров) представляет известные методические трудности. Следуя данной дефиниции, мы должны включить документальную литературу в область художественной прозы (то же самое, что и художественная литература?), то есть
7

признать, что эстетическая функция доминирует и здесь, а это, как нам кажется, совершенно не соответствует истине. Важнейшим отличием, которое предлагает В. С. Муравьёв, будет, по-видимому, наличие документального материала, который анализируется. Но нельзя ли представить, что автор, анализируя документальный материал, напишет вовсе не документальное произведение? Или представить ситуацию, когда документальное произведение пишется на основании личных впечатлений, а не документов, но всё же - при всей субъективности авторского преобразующего сознания - признаётся документальным?
Другое определение даёт Л. Я. Гинзбург. Она в качестве важнейшего качества документальной литературы называет особую авторскую и читательскую установку: «Особое качество документальной литературы - в той установке на подлинность, ощущение которой не покидает, но которая далеко не всегда равна фактической точности» (Гинзбург 1977, с. 9). Но если вдуматься в данное утверждение, то из него следует, что как только мы читаем доку¬ментальное произведение без этой установки (или - если говорить с точки зрения автора - создаём такой текст), пропадает и специфика документальности (и обратная ситуация, когда произведение художественной литературы читается, но по комплексу причин не выполняет своей эстетической функции). В качестве примера такого изменённого чтения назовём жития святых, опубликованные в Советскую эпоху под названием «Византийские легенды» (Л., Наука, 1972 (Серия «Литературные памятники»)): установка на подлинность сменилась иным, видимо, эстетическим, восприятием. По сути, в тезисе о необходимости такой установки заложена мысль о некой «эстетической конвенции» между автором и читателем: автор обязуется создать произведение правдивое, пафос которого - исследование реальности, читатель - верить в правдивость / объективность изображаемого.
Другим важным качеством документальной литературы, по мнению Л. Я. Гинзбург, является сам механизм возникновения образа: «Если схематизировать эти соотношения, то можно сказать, что в сфере художественного вымысла образ возникает в движении от идеи к выражающему её единичному, в литературе документальной - от данного единичного и конкретного к обобщающей мысли. Это разные типы обобщения и познания и тем самым по¬строения художественной символики» (Гинзбург 1977, с. 11).

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Поэтика Газданова 1940-х гг. по своей сложности превосходит предыдущие периоды творчества писателя: именно в этот период происходит овладение новой эстетической стратегией и, соответственно, новым набором приёмов. В поэтической системе появляется второй компонент, что, естественно, создаёт ранее несвойственные ей «упорядоченности» (тер¬мин Ю. М. Лотмана). Каждая система - система художественная и документальная, - находясь в рамках единой поэтической системы творческого периода, трансформируется под влиянием своего «антипода». В произведениях художественных начинают использоваться приёмы, напоминающие о документальной литературе (например, описание боксёрского матча в «Призраке Александра Вольфа», сделанное в полном соответствие с жанром спортивного очерка); в документальных произведениях наблюдается то же явление (роль интертекста в «Ночных дорогах). Переходным в этом плане произведением выступают «Ночные дороги». Отдельного исследования требует вопрос о динамике соотношения художественной и документальной систем в следующем ряде произведений: «Вечер у Клэр» - «Ночные дороги» - «На французской земле».
Полученные результаты позволяют поставить вопрос и об эстетических принципах писателя, которые он постулировал сам в статьях и выступлениях, и степени их реализации в его творчестве. Очень показателен факт их динамики в процессе творческой эволюции. В своей статье 1929 г. «Заметки об Эдгаре По, Гоголе и Мопассане» Газданов, чётко отделяя коммерческое / массовое / ангажированное производство литературных произведений от литературы как искусства («. всё это литературное производство не имеет ни малейшего от¬ношения к искусству - да и подчиняется совершенно иным требованиям и законам» (Газданов 1996б, с. 78)), даёт такую формулировку критерия подлинности литературного произведения: «Мне кажется, что искусство становится настоящим тогда, когда ему удаётся передать ряд эмоциональных колебаний, которые составляют историю человеческой жизни и по богатству которых определяется в каждом отдельном случае большая или меньшая индиви¬дуальность» (Газданов 1996б, с. 82). Очевидным здесь является чётко определённый объект истинного искусства - внутренний мир, вся сложность происходящих в нём процессов. Социум не входит в сферу рассмотрения.
В масонском докладе Газданова, посвящённом роли писателя (вероятная датировка чтения - после 1965 г. (Серков 1999, с. 176)), мы видим иную трактовку задач писателя: «Есть ли у писателя определённые обязательства по отношению к обществу? Только в той
228

мере, в которой они у него есть по отношению к самому себе.. А этих обязательств много и первое из них - предельная честность. Второе обязательство - беспристрастность, некоторое отдаление от того, что описывается, только при этом условии литературное описание имеет ценность и может быть убедительным» (Газданов 1999, с. 180). Газданов не говорит, как раньше, об объекте искусства; этот вопрос оказывается вытеснен на периферию эстетической системы; важнейшим вопросом становится подход писателя к этому объекту, определяемый прежде всего совестью и свободой. Далее писатель определяет отличие писателя от обычных людей, своего рода «профессиональную болезнь» истинного писателя: «Но отличие писателя от других людей в том, что ему удалось освободиться от сложной системы тех обязательных понятий, которые ему стараются внушить, понятий о непогрешимости той или иной иерархии, той или иной религии, того или иного государственного строя» (Газданов
1999, с. 181). Отсюда уже очевидно и изменение границ объекта истинного искусства: теперь сюда входят и общество с его институтами, и государство, и религия. Думается, можно утверждать, что именно включение документальных методов анализа реальности в поэтику писателя предопределило новую эстетическую парадигму: писатель-документалист не просто критично описывает мир, он претендует на то, что он - носитель истины о мире (отсюда и появление жёсткого методического «каркаса» подачи материала, ведь именно он отдаляет писателя от романтического субъективизма и приближает к единообразию и заданности научных методик). Освобождение писателя от всех «шор» и «призм», от всех социальных иллюзий и штампов определяет его новую роль: это уже не романтический духовидец / мечтатель, но, пользуясь выражением Жиля Делеза, «клиницист цивилизации», который максимально рискует, эксперементируя на себе, но именно чистота и бескорыстие этого риска даёт ему право на диагноз (Цит. по: Рыклин 1991, с. 88). Такое представление (метафора писатель
- врач, произведение - лекарство) не является новым: оно есть уже у Лермонтова, который заимствовал его у писателей школы Бальзака (об этом убедительно писал Б. В. Томашевский (Томашевский 1941)). В такой трактовке роли писателя Газданов выступает последователем русских писателей Х1Х в. (что подтверждает и интертекстуальный анализ): отсюда и такой акцент на честности писателя («Если прежде истинность гарантировалась культурным статусом создателя текста, то теперь доверие к нему ставится в зависимость от его личности. Личная человеческая честность автора делается критерием истинности его сообщения. Биография автора становится постоянным - незримым или эксплицированным - спутником его произведений» (Лотман 1992а, с. 369)), и такое пристальное внимание к личному опыту («Знание тайных страстей человека и лабиринта социальной жизни требовало от поэта окунуться в неё. «Сердценаблюдатель по профессии», как определил писателя ещё Карамзин,
229

должен лично, как человек, пройти через мир зла для того, чтобы его правдиво изобразить» (Лотман 1992а, с. 375)). Газданов прошёл через мир человеческой падали и мир русского Сопротивления во Франции и, в полном соответствии со своим пониманием писательской миссии, должен был описать их и поставить свой диагноз.
Кратко сформулируем фактические выводы работы. Во-первых, основными мотивами произведений Газданова 1940-х гг. оказались следующие: маски (в двух произведениях), рокового выстрела (в двух произведениях), живого мертвеца (в двух произведениях), соглядатайства (в двух произведениях), иллюзии (в двух произведениях), раздвоенности (в двух произведениях), душевной болезни (в двух произведениях), двойничества (в двух произведениях), гения, женской власти, служения Прекрасной Даме, Клеопатры, воскрешения, пророка, хаоса, любви, метаморфозы.
Во-вторых, к интертекстам произведений Газданова 1940-х гг. относятся: «Демон», «Скупой рыцарь», «Выстрел», «Медный всадник», «Пиковая дама», «Капитанская дочка», «Сказка о рыбаке и рыбке» и «Египетские ночи» А. С. Пушкина; «Герой нашего времени», «Маскарад» и «Сон» М. Ю. Лермонтова; «Мёртвые души» Н. В. Гоголя; «Записки их Мёртвого дома» «Преступление и наказание», «Идиот» и «Братья Карамазовы» Ф. М. Достоевско¬го; «Война и мир», «Крейцерова соната», «Воскресение» и «Дьявол» Л. Н. Толстого; «Волки» и «Натали» И. А. Бунина; «Сказка» и «Соглядатай» В. В. Набокова; «Сказка Скалистых гор», «Вильям Вильсон» и «Ворон» Э. А. По; «Нотариус» О. Бальзака; «Перчатка» и «Кубок» Ф. Шиллера; «Мастер из Кроксли» А. Конан Дойла; «В поисках утраченного времени» М. Пруста; «Остров доктора Моро» Г. Уэллса; фольклор (дева-воительница, предсвадебные испытания, путешествие в царство смерти, вервольф, Кощей, Серый Волк); классическая мифология (миф о Кирке / Цирцее, миф о лабиринте и Минотавре); романтическая мифология (вампир, демон, мститель); буддийский интертекст (индийский и тибетский буддизм).



1. Адамович 1934 - Адамович Г. Современные записки, кн. 54-я. Часть литературная // По¬следние новости. 1934. 15 февраля.
2. Адамович 1938 - Адамович Г. Русские записки. Часть литературная // Последние новости. 1938. 23 июня.
3. Адамович 1996 - Адамович Г. В. Одиночество и свобода. - М., 1996. - 447 с.
4. Алданов 1996 - Алданов М. Загадка Толстого // Алданов М. Сочинения. В 6-ти книгах. Кн. 6: Ульмская ночь. Литературные статьи. - М., 1996. - 608 с.
5. Бальзак 1960 - Бальзак О. Собр. соч.: В 24 т. - М., 1960.
6. Белый 1994 - Белый А. Символизм как миропонимание. - М., 1994. - 528 с.
7. Берберова 1996 - Берберова Н. Н. Курсив мой: Автобиография. - М., 1996. - 735 с.
8. Бунин 1988 - Бунин И. А. Собр. соч.: В 6 т. - М., 1988.
9. Газданов 1993а - Газданов Г. О Чехове // Вопросы литературы. - 1993. - № 3. - С. 305¬
316.
10. Газданов 1993б - Газданов Г. О молодой эмигрантской литературе // Вопросы литерату¬ры. - 1993. - № 3. - С. 316-321.
11. Газданов 1994а - Газданов Г. Миф о Розанове // Литературное обозрение. - 1994. - № 9/10. - С. 73-78.
12. Газданов 1994б - Газданов Г. Заметки о Гоголе, Эдгаре По и Мопассане // Литературное обозрение. - 1994. - № 9/10. - С. 78-83.
13. Газданов 1996а- Газданов Г. Собр. соч.: В 3 т. - М., 1996.
14. Газданов 1996б - Газданов Г. Литературные признания // Литературная учёба. - 1996. - № 5/6. - С. 89-93.
15. Газданов 1997 - Газданов Г. Переворот // Русское богатство. - 1997. - № 1. - C. 14-51.
16. Газданов 1998 - Газданов Г. Бистро // Литературная газета. 1998. 2 декабря.
17. Газданов 1999 - Масонские доклады Г. И. Газданова / Публикация А. И. Серкова // Новое литературное обозрение. - 1999. - № 39. - С. 174-186.
18. Газданов 2000а - Газданов Г. <Когда я вспоминаю об Ольге.> // Возвращение Гайто Газданова: Научная конференция, посвящённая 95-летию со дня рождения. (Библиотека- фонд «Русское Зарубежье»: Материалы и исследования. Вып. I). - М., 2000. - С. 207-238.
232

19. Газданов 2000б - Газданов Г. Чёрная капля // Возвращение Гайто Газданова: Научная конференция, посвящённая 95-летию со дня рождения. (Библиотека-фонд «Русское Зару¬бежье»: Материалы и исследования. Вып. I). - М., 2000. - С. 243-247.
20. Газданов 2000в - Газданов Г. Знакомство Маргариты // Возвращение Гайто Газданова: Научная конференция, посвящённая 95-летию со дня рождения. (Библиотека-фонд «Рус¬ское Зарубежье»: Материалы и исследования. Вып. I). - М., 2000. - С. 248-251.
21. Газданов 2000г - Газданов Г. Последний день // Возвращение Гайто Газданова: Научная конференция, посвящённая 95-летию со дня рождения. (Библиотека-фонд «Русское Зару¬бежье»: Материалы и исследования. Вып. I). - М., 2000. - С. 251-270.
22. Газданов 2000ж - Газданов Г. Письма // Возвращение Гайто Газданова: Научная конфе¬ренция, посвящённая 95-летию со дня рождения. (Библиотека-фонд «Русское Зарубе¬жье»: Материалы и исследования. Вып. I). - М., 2000. - С. 282-294.
23. Газданов 2000з - Газданов Г. Письмо к Г. В. Адамовичу // Возвращение Гайто Газданова: Научная конференция, посвящённая 95-летию со дня рождения. (Библиотека-фонд «Рус¬ское Зарубежье»: Материалы и исследования. Вып. I). - М., 2000. - С. 296-300.
24. Газданов 2000и - Газданов Г. О нашей работе № 2. Из серии передач на радио «Свобода» // Возвращение Гайто Газданова: Научная конференция, посвящённая 95-летию со дня рождения. (Библиотека-фонд «Русское Зарубежье»: Материалы и исследования. Вып. I). - М., 2000. - С. 300-302.
25. Горький и Короленко 1957 - Горький А. М. и Короленко В. Г. Переписка, статьи, выска¬зывания. - М., 1957. - 287 с.
26. Достоевский 1972-1990 - Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч.: В 30 т. - Л., 1972-1990.
27. Камю 1990 - Камю А. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство. - М., 1990.
- 415 с.
28. Конан Дойл 1979 - Конан Дойл А. Мастер из Кроксли // Смена. - 1979. - №№ 7-8.
29. Короленко 1936 - Короленко В. Г. Избранные письма: В 3 т. - М., 1936. - Т. 3. - 286 с.
30. Кузнецова 1990 - Кузнецова Г. Грасский дневник // Знамя. - 1990. - № 4. - С. 168-206.
31. Кьеркегор 1993 - Кьеркегор С. Страх и трепет. - М., 1993. - 383 с.
32. Лермонтов 1981 - Лермонтов М. Ю. Собр. соч.: В 4 т. - Л., 1981.
33. Набоков 1990 - Набоков В. В. Круг: Поэтические произведения; Рассказы. - Л., 1990. - 284 с.
34. Немецкая поэзия 2000 - Немецкая поэзия в переводах В. А. Жуковского. - М., 2000. - 624 с.
35. По 1970 - По Э. А. Полное собрание рассказов. - М., 1970. - 800 с.
233

36. Пушкин 1962-1966 - Пушкин А. С. Полное собр. соч.: В 10 т. - М., 1962-1966.
37. Такуан 1998 - Такуан Сохо. Письма мастера дзэн мастеру фехтования. - СПб., 1998. - 186 с.
38. Тибетская книга 2001 - Тибетская книга мёртвых. 2-е изд., испр. - М., 2001. - 384 с.
39. Толстой Л. 1984 - Толстой Л. Н. Собр. соч.: В 12 т. - М., 1984.
40. Черкасов 1990 - Черкасов А. А. Записки охотника Восточной Сибири. - М., 1990. - 574 с.
41. Шаховская 1991 - Шаховская З. Н. В поисках Набокова. Отражения. - М., 1991. - 319 с.
234

БИБЛИОГРАФИЯ
42. Абаев 1989 - Абаев Н. В. Чань-буддизм и культурно-психологические традиции в сред¬
невековом Китае. 2-е изд., перераб. и доп. - Новосибирск, 1989. - 272 с.
43. Агеносов 1998 - Агеносов В. В. Литература русского зарубежья. - М., 1998. - 543 с.
44. Адамантова 1996 - Адамантова В. Анри де Ренье в восприятии М. А. Волошина: к во¬
просу о неореализме // Вестник МГУ. Сер. 9. Филология. - 1996. - № 5. - С. 72-83.
45. Александров 1993 - Александров Н. Оправдание жизни // Независимая газета. 1993. 12
февраля.
46. Алексеев 1991 - Алексеев М. П. Английская литература: Очерки и исследования. - Л.,
1991. - 464 с.
47. Амелин, Пильщиков 1992 - Амелин Г. Г., Пильщиков И. А. Новый Завет в «Преступлении
и наказании» Ф. М. Достоевского // Логос. - 1992. - № 3. - С. 269-279.
48. Антоненко 1996 - Антоненко С. Время колокольчиков // Москва. - 1996. - № 12. - С.
155-158.
49. Бабичева 2002 - Бабичева Ю. В. Гайто Газданов и творческие искания Серебряного века:
Учебное пособие по курсу истории русской зарубежной литературы ХХ века. - Воло¬гда, 2002. - 86 с.
50. Бавильский 1994 - Бавильский Д. Полёт чайки над вишнёвыми садами // Независимая га¬
зета. 1994. 8 февраля.
51. Барт 1989 - Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. - М., 1989. - 616 с.
52. Басинский, Федякин 1998 - Басинский П. В., Федякин С. Р. Русская литература конца Х1Х
- начала ХХ века и первой эмиграции: Пособие для учителя. - М., 1998. - 525 с.
53. Бахтин 1972 - Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского. 3-е изд. - М., 1972. - 471
с.
54. Бахтин 1986а - Бахтин М. М. Литературно-критические статьи. - М., 1986. - 543 с.
55. Бахтин 1986б - Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. 2-е изд. - М., 1986. - 445
с.
56. Безродный 1988 - Безродный М. В. К характеристике «Авторской мифологии» А. Блока //
Уч. зап. Тартус. Гос. ун-та, 822. Труды по русской и славянской филологии. - Тарту, 1988. - С. 104-108.
57. Берберова 1997 - Берберова Н. Н. Люди и ложи. - Харьков, М., 1997. - 399 с.
58. Берберова 1999 - Берберова Н. Н. Александр Блок и его время. Биография. - М., 1999. -
255 с.
235

59. Бердяев 1993а - Бердяев Н. А. О назначении человека. - М., 1993. - 383 с.
60. Бердяев 1993б - Бердяев Н. А. О русских классиках. - М., 1993. - 368 с.
61. Березин 2000 - Березин В. С. Газданов и массовая литература // Газданов и мировая куль¬
тура: Сб. ст. / И. В. Кондаков, Л. Б. Брусиловская, В. С. Березин и др.; Ред.-сост. Л. В. Сыроватко. - Калининград, 2000. - С. 12-17.
62. Берковский 2001 - Берковский Н. Я. Романтизм в Германии. - СПб., 2001. - 512 с.
63. Бзаров 1998 - Бзаров Р. О Гайто Газданове // Лит. Осетия. - 1998. - № 71. - С. 18-25.
64. Блум 1998 - Блум X. Страх влияния. Карта перечитывания. - Екатеринбург, 1998. - 352 с.
65. Брагин 1974 - Брагин М. Солдатское слово // Вопросы литературы. - 1974. - № 4. - С.
80-87.
66. Бялый 1981 - Бялый Г. А. «Открыть значение личности на почве значения массы.» В. Г.
Короленко и М. Горький // Бялый Г. А. Чехов и русский реализм. - Л., 1981. - С. 359¬399.
67. Вайль, Генис 1995 - Вайль П., Генис А. Родная речь: Уроки изящной словесности. 2-е
изд., дораб. - М., 1995. - 192 с.
68. Васильева 1994 - Васильева М. История одного совпадения // Литературное обозрение. -
1994. - № 9/10. - С. 96-100.
69. Васильева 2000 - Васильева М. А. О рассказе Газданова «Бистро» // Возвращение Гайто
Газданова: Научная конференция, посвящённая 95-летию со дня рождения. (Библиоте¬ка-фонд «Русское Зарубежье»: Материалы и исследования. Вып. I). - М., 2000. - С. 118-130.
70. Вейдле 1937 - Вейдле В. Умирание искусства. - Париж, 1937. - 137 с.
71. Вейдле 1973 - Вейдле В. О поэтах и поэзии. - Париж, 1973. - 203 с.
72. Вейдле 1995 - Вейдле В. «Новая проза» Газданова // Звезда. - 1995. - № 2. - С. 111-112.
73. Венгеров 1907 - Венгеров С. А. Очерки по истории русской литературы. 2-е изд. (Б-ка
«Светоча», №№ 56-65. Серия «История и теория литературы», № 4) СПб., 1907. 492 с.
74. Венгеров 1914 - Венгеров С. А. Этапы нео-романтического движения // Русская литера¬
тура XX века (1890-1910) / Под ред. С. А. Венгерова. - М., 1914. - С. 1-54.
75. Габитова 1989 - Габитова Р. М. Философия немецкого романтизма: Гельдерлин, Шлей-
ермахер. - М., 1989. - 160 с.
76. Гаспаров Б. 1993 - Гаспаров Б. М. Литературные лейтмотивы. Очерки по русской литера¬
туре XX века. - М., 1993. - 304 с.
77. Гаспаров М. 1993 - Гаспаров М. Л. Поэтика «серебряного века» // Русская поэзия «сереб¬
ряного века», 1890-1917: Антология. - М., 1993. - С. 5-44.
236

78. Гаспаров М. 2001 - Гаспаров М. Л. О русской поэзии: Анализы, интерпретации, характе¬
ристики. - СПб., 2001. - 480 с.
79. Герхард 1984 - Герхард Миа И. Искусство повествования. Литературное исследование
«1001 ночи». - М., 1984. - 456 с.
80. Герштейн 1997 - Герштейн Э. Г. Роман «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова. 2-е
изд., испр. и доп. - М., 1997. - 127 с.
81. Гиндин 1993 - Гиндин С. И. Программа поэтики нового века (о теоретических поисках
Брюсова в 1890-е годы) // Серебряный век в России. Избранные страницы. - М., 1993. - С. 87-116.
82. Гинзбург 1936 - Гинзбург Л. К постановке проблемы реализма в пушкинской литературе
// Пушкин. Временник Пушкинской комиссии. - Вып. 2. - М., Л., 1936. - С.387-401.
83. Гинзбург 1977- Гинзбург Л. О психологической прозе. 2-е изд. - Л., 1977. - 448 с.
84. Гинзбург 1979 - Гинзбург Л. О литературном герое. - Л., 1979. - 224 с.
85. Гинзбург 1989 - Гинзбург Л. Я. «Застенчивость чувства»: По поводу писем людей пуш¬
кинского круга // Красная книга культуры? - М., 1989. - С. 183-188.
86. Голенищев-Кутузов 1975 - Голенищев-Кутузов И. Н. Романские литературы. - М., 1975.
- 532 с.
87. Голубенцев 1974 - Голубенцев Н. Без хрестоматийного глянца // Вопросы литературы. -
1974. - № 4. - С. 95-101.
88. Давыдова 1996а - Давыдова Т. Т. Духовные искания в неореалистической прозе ХХ века.
Повесть И. Шмелёва «Человек из ресторана» // Литература в школе. - 1996. - № 6. - С. 43-48.
89. Давыдова 1996б - Давыдова Т. Т. Русская неореалистическая проза (1900 - 1920-е годы).
- М., 1996. - 716 с.
90. Дарьялова 2000 - Дарьялова Л. Н. «Возвращение Будды» Газданова и «Возвращение Буд¬
ды» Вс. Иванова: опыт художественной интерпретации // Газданов и мировая культура: Сб. ст. / И. В. Кондаков, Л. Б. Брусиловская, В. С. Березин и др.; Ред.-сост. Л. В. Сыро- ватко. - Калининград, 2000. - С. 175-187.
91. Джексон 1998 - Джексон Р. Л. Искусство Достоевского: Бреды и ноктюрны. - М., 1998. -
287 с.
92. Джусойты 1991 - Джусойты Н. Высокое «искусство воспоминания» // Соц. Осетия.
1991. 1 августа.
93. Дзэн-Буддизм 1993 - Дзэн-Буддизм. Судзуки Д. Основы Дзэн-Буддизма. Кацуки С. Прак¬
тика Дзэн. - Бишкек, 1993. - 672 с.
237

94. Диенеш 1982б - Dienes L. Russian Literature in Exile: The Life and Work of Gajto Gazdanov.
(Slavistische Beitrage, Band 154). - Munchen, 1982. - 224 S.
95. Диенеш 1993а - Диенеш Л. «Рождению мира предшествует любовь.» Заметки о романе
«Полёт» // Дружба народов. - 1993. - № 9. - С. 131-139.
96. Диенеш 1993б - Диенеш Л. Самобытность // Сев. Осетия. 1993. 17 декабря.
97. Диенеш 1995 - Диенеш Л. Гайто Газданов: Жизнь и творчество. - Владикавказ, 1995. -
303 с.
98. Диенеш 1996 - Диенеш Л. Писатель со странным именем // Газданов Г. Собр. соч.: В 3 т.
- М., 1996. - Т. 1. - С. 5-12.
99. Дмитровская 2000 - Дмитровская М. А. «Стрела, попавшая в цель» (телеология Набоко¬
ва и Газданова) // Газданов и мировая культура: Сб. ст. / И. В. Кондаков, Л. Б. Бруси¬ловская, В. С. Березин и др.; Ред.-сост. Л. В. Сыроватко. - Калининград, 2000. - С. 103¬
116.
100. Долин 1978 - Долин А. А. Японский романтизм. - М., 1978. - 284 с.
101. Дюдина 1998а - Дюдина О. «Ночные дороги» Гайто Газданова (опыт анализа лириче¬ского романа) // ХХ век. Проза. Поэзия. Критика. - Вып. II. - М., 1998. - С. 62-79
102. Дюдина 1998б - Дюдина О. Образ лирического героя и его роль в романе Гайто Газда¬нова «Ночные дороги» // ХХ век. Проза. Поэзия. Критика. - Вып. II. - М., 1998. - С. 53¬
61.
103. Егорунин 1996 - Егорунин А. Жизнь сначала // Московская правда. 1996. 20 августа.
104. Жердева 1999 - Жердева В. М. Экзистенциальные мотивы в творчестве писателей «не-замеченного поколения» русской эмиграции (Б. Поплавский, Г. Газданов): Дис. . канд. филол. наук. - М., 1999. - 215 с.
105. Жирмунский 1932 - Жирмунский В. М. Гёте в русской поэзии // Литературное наслед¬ство. - М., 1932. - Т. 4-6. - С. 505-650.
106. Жирмунский 1967 - Жирмунский В. М. Литературные течения как явление междуна¬родное. - Л., 1967. - 21 с.
107. Жирмунский 1978 - Жирмунский В. М. Байрон и Пушкин. Пушкин и западные литера¬туры. - Л., 1978. - 424 с.
108. Жирмунский 1979 - Жирмунский В. М. Сравнительное литературоведение. Восток и Запад. - Л., 1979. - 494 с.
109. Жирмунский 1996 - Жирмунский В. М. Немецкий романтизм и современная мистика. - СПб., 1996. - XL, 231 с.
238

110. Жолковский 1994 - Жолковский А. К. Блуждающие сны и другие работы. - М., 1994. - 428 с.
111. Завьялова 1997 - Завьялова Л. Буало-Нарсежак: формула успеха (Эволюция и реабили¬тация детективного жанра) // Вопросы литературы. - 1997. - № 4. - С. 191-204.
112. Закуренко - Закуренко А. Опыт смерти в романах Газданова // http://hronos.km. ru/text/ru/zakurenko02.html
113. Зверев 1996 - Зверев А. Ночными дорогами // Книжное обозрение. 1996. 5 ноября.
114. Зверев 2000 - Зверев А. М. Парижский топос Газданова // Возвращение Гайто Газдано¬ва: Научная конференция, посвящённая 95-летию со дня рождения. (Библиотека-фонд «Русское Зарубежье»: Материалы и исследования. Вып. I). - М., 2000. - С. 58-66.
115. Зильберштейн 1979 - Зильберштейн И. Новое о Горьком // Литературная газета. 1979. 29 апреля.
116. Иваск 1983 - Иваск Ю. Две книги о Газданове // Русская мысль. 1983. 28 апреля.
117. Ильин 1996 - Ильин И. И. Интертекстуальность // Современное зарубежное литерату¬роведение (страны Западной Европы и США): концепции, школы, термины. Энцикло¬педический справочник. - М., 1996. - С. 215-221.
118. Кабалоти 1991 - Кабалоти С. Между «перерождением» и «воплощением» // Слово (Ныхас). 1991. 10 августа.
119. Кабалоти 1994 - Кабалоти С. «Во власти призраков и крыльев и неумолимых глаз»: К 90-летию со дня рождения Гайто Газданова // Час пик. 1994. 19 января.
120. Кабалоти 1995 - Кабалоти С. Дедуктивный разворот // Литературная газета. 1995. 19 мая.
121. Кабалоти 1996 - Кабалоти С. Рассвет у Газданова? // Новый мир. - 1996. - № 11. - С. 235-237.
122. Кабалоти 1998 - Кабалоти С. М. Поэтика прозы Гайто Газданова 20-30-х годов. - СПб., 1998. - 334 с.
123. Карр 1989 - Карр Дж. Д. Жизнь сэра Артура Конан Дойла // Карр Дж. Д., Пирсон Х. Артур Конан Дойл. - М., 1989. - С. 11-254.
124. Кеворкова 1997 - Кеворкова Н. Вечер у дороги // Первое сентября. 1997. 23 декабря.
125. Ким Се Унг 1996 - Ким Се Унг. Жанровое своеобразие романов Гайто Газданова 1930-х гг.: Дис. ... канд. филол. наук. - М., 1996. - 177 с.
126. Кирквуд 1988 - Кирквуд К. Ренессанс в Японии. - М., 1988. - 304 с.
127. Клейман 1985 - Клейман Р. Я. Сквозные мотивы творчества Достоевского в историко¬культурной перспективе. - Кишинев, 1985. - 201 с.
239

128. Ковский 1969 - Ковский В. Е. Романтический мир Александра Грина. - М., 1969. - 296 с.
129. Ковский 1990 - Ковский В. Е. Реалисты и романтики. Из творческого опыта русской советской классики. - М., 1990. - 381 с.
130. Коган 1998 - Коган В. З. Демон информации в современном мире (к методологии ин- формологического подхода) // Научно-техническая информация. Сер. 1. Организация и методика научной работы. - 1998. - № 5. - С. 1-11.
131. Коган, Калачев 2001 - Коган В. З., Калачев И. В. Сущность инфовзаимодействия в сис¬теме парадигмальных постулатов // Материалы Международной научно-технической конференции «Информатика и проблемы телекоммуникаций». - Новосибирск, 2001. - С. 164-165.
132. Кондаков, Брусиловская 2000 - Кондаков И. В., Брусиловская Л. Б. «Оттепель» в куль¬туре русского зарубежья (опыт позднего Газданова) // Газданов и мировая культура: Сб. ст. / И. В. Кондаков, Л. Б. Брусиловская, В. С. Березин и др.; Ред.-сост. Л. В. Сыро- ватко. - Калининград, 2000. - С. 4-11.
133. Конрад 1966- Конрад Н. И. Запад и Восток. - М., 1972. - 496 с.
134. Кораллов 1974 - Кораллов М. Опыт нажитый, опыт осознанный // Вопросы литературы.
- 1974. - № 4. - С. 46-62.
135. Косиков 1993 - Косиков Г. К. Два пути французского постромантизма: символисты и Лотреамон // Поэзия французского символизма. Лотреамон. Песни Мальдорора. - М., 1993. - С. 5-62.
136. Костюков 1998 - Костюков Л. Судьба как точка отсчёта // Первое сентября. 1998. 14 февраля.
137. Костюков 2000 - Костюков Л. В. Качество, форма, содержание. О рассказе Газданова «Письма Иванова» // Возвращение Гайто Газданова: Научная конференция, посвящён¬ная 95-летию со дня рождения. (Библиотека-фонд «Русское Зарубежье»: Материалы и исследования. Вып. I). - М., 2000. - С. 9-14.
138. Красавченко 1993б - Красавченко Т. Н. Гайто Газданов: Философия жизни // Россий¬ский литературоведческий журнал. - 1993. - № 2. - С. 97-108.
139. Красавченко 2000а - Красавченко Т. Н. Газданов и масонство // Возвращение Гайто Газданова: Научная конференция, посвящённая 95-летию со дня рождения. (Библиоте¬ка-фонд «Русское Зарубежье»: Материалы и исследования. Вып. I). - М., 2000. - С. 144-151.
240

140. Красавченко 2000б - Красавченко Т. Н. Газданов-экзистенциалист. Два рассказа и фрагмент из архива в Гарварде // Возвращение Гайто Газданова: Научная конференция, посвящённая 95-летию со дня рождения. (Библиотека-фонд «Русское Зарубежье»: Ма¬териалы и исследования. Вып. I). - М., 2000. - С. 239-243.
141. Кристева 1969 - Kristeva J. Narration et transformation // Semiotica. - 1969. - № 4. - P. 422-448.
142. Кузнецов 1995 - Кузнецов И. Магия ошибок: Гайто Газданов как «исторический» писа¬тель // Литературная газета. 1995. 29 марта.
143. Кузнецов 1998 - Кузнецов И. Прохладный свет. О подлинной реальности Мирчи Элиа- де и Гайто Газданова // Иностранная литература. - 1998. - № 6. - С. 212-219.
144. Кулешов 1982 - Кулешов В. И. Реализм А. П. Чехова и натурализм и символизм в рус¬ской литературе его времени // Кулешов В. И. Этюды о русских писателях. - М., 1982. - С. 245-261.
145. Кулешов 1986 - Кулешов В. И. Предисловие // Русский очерк. 40-50-е годы ХК века. - М., 1986. - С. 5-18.
146. Кулешов 1991 - Кулешов В. И. Знаменитый альманах Некрасова // Физиология Петер¬бурга. - М., 1991. - С. 216-243.
147. Кульюс 1988 - Кульюс С. К. Несколько замечаний о «толстовском» слое трактата В. Брюсова «О искусстве» // Уч. зап. Тартус. Гос. ун-та, 822. Труды по русской и славян¬ской филологии. - Тарту, 1988. - С. 63-74.
148. Кун 1977 - Кун Т. Структура научных революций. 2-е изд. (Серия «Логика и методоло¬гия науки»). - М., 1977. - 302 с.
149. Куталов 2002 - Куталов К. Завершение незавершимого. О некоторых особенностях прозы Газданова на примере романа «Ночные дороги» // www.pereplet.ru/ohay/gazdanov/gazdanov14.html
150. Ланщиков 1974 - Ланщиков А. Обязанности свидетеля // Вопросы литературы. - 1974.
- № 4. - С. 87-95.
151. Левин 1981 - Левин Ю. И. Повествовательная структура как генератор смысла: текст в тексте у Х. Л. Борхеса // Уч. зап. Тартус. Гос. ун-та, 567. Труды по русской и славян¬ской филологии. - Тарту, 1981. - С. 45-64.
152. Левицкий 1974 - Левицкий Л. Где же предел субъективности? // Вопросы литературы. - 1974. - № 4. - С. 101-115.
153. Линтвельт 1981 - Lintvelt J. Essai de typologie narrative: Le «point de vue»: Theorie et analyse. - P., 1981. - 315 р.
241

154. Литвинова 2000 - Литвинова Е. Б. Символика воды в романе Газданова «Вечер у Клэр» // Газданов и мировая культура: Сб. ст. / И. В. Кондаков, Л. Б. Брусиловская, В. С. Бере¬зин и др.; Ред.-сост. Л. В. Сыроватко. - Калининград, 2000. - С. 18-25.
155. Литературные манифесты 1980 - Литературные манифесты западноевропейских ро¬мантиков. - М., 1980. - 640 с.
156. Лопуха 1991 - Лопуха А. О. О неоромантизме А. С. Грина // Современные проблемы метода, жанра и поэтики русской литературы. - Петрозаводск, 1991. - С. 147-152.
157. Лотман 1988 - Лотман Ю. М. Типологическая характеристика реализма позднего Пушкина // Лотман Ю. М. В школе поэтического слова. Пушкин. Лермонтов. Гоголь. - М., 1988. - С. 124-158.
158. Лотман 1992а - Лотман Ю. М. Литературная биография в историко-культурном кон¬тексте (К типологическому соотношению текста и личности автора) // Лотман Ю. М. Избранные статьи: В 3 т. - Таллинн, 1992. - Т. 1. - С. 365-376.
159. Лотман 1992б - Лотман Ю. М. О содержании и структуре понятия «художественная литература» // Лотман Ю. М. Избранные статьи: В 3 т. - Таллинн, 1992. - Т. 1. - С. 203¬
215.
160. Лотман 1992в - Лотман Ю. М. Текст в тексте // Лотман Ю. М. Избранные статьи: В 3 т.
- Таллинн, 1992. - Т. 1. - С. 148-160.
161. Лотман 1992 - Лотман Ю. М. Культура и взрыв. - М., 1992. - 272 с.
162. Лотман 1993 - Лотман Ю. М. Избранные статьи: В 3 т. - Таллинн, 1993. - Т. 3. - 480 с.
163. Любимов 1997 - Любимов Б. Н. Действо и действие. - М., 1997. - Т. 1. - 520 с.
164. Мамон 2000 - Мамон А. Г. «.Понял тайну волос.» (семантика волос у Платонова и Газданова) // Газданов и мировая культура: Сб. ст. / И. В. Кондаков, Л. Б. Брусиловская,
В. С. Березин и др.; Ред.-сост. Л. В. Сыроватко. - Калининград, 2000. - С. 188-193.
165. Манн 1976- Манн Ю. В. Поэтика русского романтизма. - М., 1976. - 375 с.
166. Манн 1995 - Манн Ю. В. Динамика русского романтизма. - М., 1995. - 384 с
167. Мануйлов 1975 - Мануйлов В. А. Роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Комментарий. - Л., 1975. - 280 с.
168. Маркузе 1995 - Маркузе Г. Эрос и цивилизация: Философское исследование учения Фрейда. - Киев, 1995. - 314 с.
169. Мартынов 2000а - Мартынов А. В. Газданов и Ницше // Газданов и мировая культура: Сб. ст. / И. В. Кондаков, Л. Б. Брусиловская, В. С. Березин и др.; Ред.-сост. Л. В. Сыро- ватко. - Калининград, 2000. - С. 75-84.
242

170. Мартынов 2000б - Мартынов А. В. Газданов и Камю // Возвращение Гайто Газданова: Научная конференция, посвящённая 95-летию со дня рождения. (Библиотека-фонд «Русское Зарубежье»: Материалы и исследования. Вып. I). - М., 2000. - С. 67-80.
171. Марченко 1991 - Марченко А. По музыкальной спирали // Согласие. - 1991. - № 5. - С. 223-224.
172. Маслов 1991 - Маслов А. Рецензия // Волга. - 1991. - № 5. - С. 178-180.
173. Матвеева 1996а - Матвеева Ю. В. Xудожественное мышление Гайто Газданова: Дис. ... канд. филол. наук. - Екатеринбург, 1996. - 217 с.
174. Матвеева 1996б - Матвеева Ю. В. О «мистической атмосфере» в творчестве Гайто Газданова // Дарьял. - 1996. - № 2. - С. 106-119.
175. Мережковский 1894 - Мережковский Д. С. Неоромантизм в драме // Вестник ино¬странной литературы. - 1894. - Ноябрь. - C. 18-34.
176. Мзоков 1992а - Мзоков А. Б. Гайто Газданов в Париже: К биографии писателя // Дарь- ял. - 1992. - № 3. - С. 119-135.
177. Мзоков 1992б - Мзоков А. Б. Забытые имена. Гайто Газданов (1903 - 1971) // Русский язык и литература в средних учебных заведениях Украины. - 1992. - № 5-6. - С. 52-55.
178. Мзоков 1995а - Мзоков А. Б. «Подлинно даровитый русский писатель.» // Библио¬графия. - 1995. - № 3. - С. 64-69.
179. Мзоков 1995б - Мзоков А. Б. Гайто Газданов в России: Библиография 1988-1994 гг. // Библиография. - 1995. - № 3. - С. 70-73.
180. Минц 1986 - Минц З. Г. Об эволюции русского символизма (К постановке вопроса: те¬зисы) // Уч. зап. Тартус. Гос. ун-та, 735. Труды по русской и славянской филологии. - Тарту, 1986. - С. 7-24.
181. Минц 1988 - Минц З. Г. Футуризм и «неоромантизм» (к проблеме генезиса и структуры «Истории бедного рыцаря» Ел. Гуро) // Уч. зап. Тартус. Гос. ун-та, 822. Труды по рус¬ской и славянской филологии. - Тарту, 1988. - С. 109-121.
182. Минц 1999 - Минц З. Г. Поэтика Александра Блока. - СПб., 1999. - 727 с.
183. Модернизм 1987 - Модернизм. Анализ и критика основных направлений. 4-е изд., пе- рераб. и доп. - М., 1987. - 302 с.
184. Мокроусов 1992 - Мокроусов А. Долгое путешествие в ночь // Учительская газета.
1992. 8 сентября.
185. Муравьёв 1987 - Муравьёв В. С. Документальная литература // Литературный энцикло-педический словарь. - М., 1987. - С. 98-99.
186. Мукагова 1991 - Мукагова А. Долгий путь домой // Соц. Осетия. 1991. 5 апреля.
243

187. Набоков 1988 - Набоков В. В. Предисловие к «Герою нашего времени» // Новый мир. - 1988. - № 4. - С. 189-197.
188. Накамура 1997 - Накамура К. Чувство жизни и смерти у Достоевского. - СПб., 1997. - 330 с.
189. Науменко-Живой 1996 - Науменко-Живой А. Н. Импрессионизм и роман Ж.-К. Гюис- манса «Наоборот» // Традиции и взаимодействия в зарубежных литературах. Межву¬зовский сборник научных трудов. - Пермь, 1996. - С. 95-115.
190. Неживой 1992 - Неживой Е. С. Проза русского зарубежья // Учительская газета. 1992. 17 ноября.
191. Нечипоренко 1998 - Нечипоренко Ю. Магия свидетельства // Знамя. - 1998. - № 4. - С. 221-223.
192. Нечипоренко 2000 - Нечипоренко Ю. Д. Таинство Газданова // Возвращение Гайто Газ- данова: Научная конференция, посвящённая 95-летию со дня рождения. (Библиотека- фонд «Русское Зарубежье»: Материалы и исследования. Вып. I). - М., 2000. - С. 179¬
186.
193. Нечипоренко 2001 - Нечипоренко Ю. Д. Литература свидетельства: поэтика Гайто Газ¬данова // http://www.hronos.km.ru/proekty/ru
194. Николаевская 1999 - Николаевская Т. Е. Ф. М. Достоевский как предтеча европейского экзистенциализма: Автореф. дис. ... канд. филос. наук. - М., 1999. - 26 с.
195. Николаенко 1997 - Николаенко В. В. Рецензия на книги: Диенеш Л. Гайто Газданов: Жизнь и творчество. Владикавказ, 1995; Носик Б. Мир и дар Набокова. М., 1995 // Но¬вое литературное обозрение. - 1997. - № 24. - С. 428-429.
196. Никоненко 1993 - Никоненко Ст. Его третья жизнь: (К 90-летию со дня рождения Г. Газданова) // Растдзинад. 1993. 17 декабря.
197. Никоненко 1994 - Никоненко Ст. Гайто Газданов - человек, писатель, критик // Литера¬турное обозрение. - 1994. - № 9/10. - С. 71-73.
198. Никоненко 1996а - Никоненко Ст. Загадка Газданова // Газданов Г. Собр. соч.: В 3 т. - М., 1996. - Т. 1. - С. 13-36.
199. Никоненко 1996б - Никоненко Ст. Секрет Газданова // Литературная учёба. - 1996. - № 5/6. - С. 83-88.
200. Никоненко 2000 - Никоненко Ст. С. Гайто Газданов: проблема понимания // Возвраще¬ние Гайто Газданова: Научная конференция, посвящённая 95-летию со дня рождения. (Библиотека-фонд «Русское Зарубежье»: Материалы и исследования. Вып. I). - М., 2000. - С. 194-202.
244

201. Новиков 1994 - Новиков М. «И я видел мир таким». Проза как инструмент гадания // Литературное обозрение. - 1994. - № 9/10. - С. 100-102.
202. Новиков 2000 - Новиков М. С. A view to a kill: от Родиона Раскольникова к Винсенту Веге. Криминальный герой у Газданова // Возвращение Гайто Газданова: Научная кон¬ференция, посвящённая 95-летию со дня рождения. (Библиотека-фонд «Русское Зару¬бежье»: Материалы и исследования. Вып. I). - М., 2000. - С. 137-143.
203. Одиноков 1971 - Одиноков В. Г. Проблемы поэтики и типологии русского романа ХК века. - Новосибирск, 1971. - 192 с.
204. Одиноков 1990 - Одиноков В. Г. Художественно-исторический опыт в поэтике русских писателей. - Новосибирск, 1990. - 209 с.
205. Орлова 1999 - Орлова О. М. Гайто Газданов: История создания образа // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература (реферативный журнал). Серия 7. Литературоведение. - 1999. - № 3. - С. 165-193.
206. Орлова 2000а - Орлова О. М. От «Алексея Шувалова» к «Призраку Александра Воль¬фа» // Возвращение Гайто Газданова: Научная конференция, посвящённая 95-летию со дня рождения. (Библиотека-фонд «Русское Зарубежье»: Материалы и исследования. Вып. I). - М., 2000. - С. 90-101.
207. Орлова 2000б - Орлова О. М. Рассказ без названия. Тетрадь 1942 года // Возвращение Гайто Газданова: Научная конференция, посвящённая 95-летию со дня рождения. (Биб¬лиотека-фонд «Русское Зарубежье»: Материалы и исследования. Вып. I). - М., 2000. - С. 205-207.
208. Орлова 2000в - Орлова О. М. Чужой писатель // Газданов и мировая культура: Сб. ст. / И. В. Кондаков, Л. Б. Брусиловская, В. С. Березин и др.; Ред.-сост. Л. В. Сыроватко. - Калининград, 2000. - С. 194-200.
209. Пайман 1998 - Пайман А. История русского символизма. - М., 1998. - 415 с.
210. Петросов 1978 - Петросов К. Г. О спорных проблемах романтизма в русской литерату¬ре конца ХК - начала ХХ века (Итоги и перспективы изучения) // Русский романтизм.
- Л., 1978. - С. 246-262.
211. Полани 1985 - Полани М. Личностное знание. На пути к посткритической философии.
- М. 1985. - 244 с.
212. Пропп 1986 - Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. - Л., 1986. - 368 с.
213. Ревзина 1993 - Ревзина О. Г. Самобытность: К 90-летию со дня рождения Гайто Газда¬нова // Сев. Осетия. 1993. 17 декабря.
214. Ржевский 1990 - Ржевский Л. Гайто Газданов // Грани. - 1990. - № 157. - С. 122-128.
245

215. Роднянская 1987 - Роднянская И. Б. Xудожественность // Литературный энциклопеди¬ческий словарь. - М., 1987. - С. 489-490.
216. Розанова 1972 - Розанова С. Толстой и Герцен. - М., 1972. - 304 с.
217. Розенберг 1991 - Розенберг О. О. Труды по буддизму. - М., 1991. - 295 с.
218. Рорти 1996 - Рорти Р. Случайность, ирония и солидарность. - М., 1996. - 282 с.
219. Русаков 2000 - Русаков В. Г. Концепт счастья в романах «Машенька» Набокова и «Вечер у Клэр» Газданова // Газданов и мировая культура: Сб. ст. / И. В. Кондаков, Л. Б. Брусиловская, В. С. Березин и др.; Ред.-сост. Л. В. Сыроватко. - Калининград, 2000. - С. 117-134.
220. Рыклин 1991 - Рыклин М. К. Жиль Делез // Современная западная философия: Сло¬варь. - М., 1991. - С. 88-89.
221. Рябкова 2000 - Рябкова Е. Г. Мотив зеркала в романах Газданова «Призрак Александ¬ра Вольфа» и Набокова «Отчаяние» // Газданов и мировая культура: Сб. ст. / И. В. Конда¬ков, Л. Б. Брусиловская, В. С. Березин и др.; Ред.-сост. Л. В. Сыроватко. - Калининград, 2000. - С. 135-139.
222. Сапрыкин 2000 - Сапрыкин Д. Л. Рассказ Газданова «Панихида» и религиозные корни творчества // Возвращение Гайто Газданова: Научная конференция, посвящённая 95- летию со дня рождения. (Библиотека-фонд «Русское Зарубежье»: Материалы и иссле¬дования. Вып. I). - М., 2000. - С. 187-193.
223. Семёнова С. 2000 - Семёнова С. Экзистенциальное сознание в прозе русского зарубе¬жья (Г. Газданов и Б. Поплавский) // Вопросы литературы. - 2000. - № 3. - С. 67-106.
224. Семёнова Т. 2000 - Семёнова Т. О. К вопросу о мифологизме в романе Газданова «Ве¬чер у Клэр» // Газданов и мировая культура: Сб. ст. / И. В. Кондаков, Л. Б. Брусилов¬ская, В. С. Березин и др.; Ред.-сост. Л. В. Сыроватко. - Калининград, 2000. - С. 33-52.
225. Семёнова Т. 2001 - Семёнова Т. О. «.Мир, который населён другими». Идея децен- трации в творчестве Г. И. Газданова // http// www.aseminar.narod.ru
226. Сердюченко 1996 - Сердюченко В. Л. Польский учёный о русском «неореализме» // Вестник МГУ. Серия 9. Филология. - 1996. - № 3. - С. 178-181.
227. Серков 1999 - Масонские доклады Г. И. Газданова / Публикация А. И. Серкова // Новое литературное обозрение. - 1999. - № 39. - С. 174-186.
228. Сивкова 2000 - Сивкова А. В. Особенности двоемирия Э. По и Газданова // Газданов и мировая культура: Сб. ст. / И. В. Кондаков, Л. Б. Брусиловская, В. С. Березин и др.; Ред.-сост. Л. В. Сыроватко. - Калининград, 2000. - С. 53-62.
246

229. Силард 1984 - Силард Л. Поэтика символистского романа к. ХК - начала ХХ в. (В. Брюсов, Ф. Сологуб, А. Белый) // Проблемы поэтики русского реализма ХЕХ века. - Л., 1984. - С. 265-284.
230. Симонян 1990 - Симонян С. П. Возвращение: Воспоминания о встрече с Гайто Газда- новым в Париже // Соц. Осетия. 1990. 16 июня.
231. Скороденко 1993 - Скороденко В. [Предисловие] // Льюис М. Г. Монах. - М., 1993. - С. 5-14.
232. Слоним 1929 - Слоним М. Литературный дневник. Молодые писатели за рубежом // Воля России. - 1929. - № 10/11. - С. 16-22.
233. Смирнова 1987 - Смирнова Е. А. Поэма Гоголя «Мёртвые души». - Л., 1987. - 200 с.
234. Соболевский 1870 - Соболевский С. А. Таинственные приметы в жизни Пушкина // Русский архив. - 1870. - № 7. - С. 1377-1387.
235. Степанов 2000 - Степанов Ю. С. В перламутровом свете парижского утра. Об атмо¬сфере газдановского мира // Возвращение Гайто Газданова: Научная конференция, по¬свящённая 95-летию со дня рождения. (Библиотека-фонд «Русское Зарубежье»: Мате¬риалы и исследования. Вып. I). - М., 2000. - С. 25-39.
236. Струве 1996 - Струве Г. П. Русская литература в изгнании: Опыт исторического обзора зарубежной литературы. 3-е изд., испр. и доп. - Париж; М., 1996. - 445 с.
237. Сыроватко, Никоненко, Диенеш 1996 - Сыроватко Л., Никоненко Ст., Диенеш Л. Ком-ментарии // Газданов Г. Собр. соч.: В 3 т. - М., 1996.
238. Сыроватко 2000а - Сыроватко Л. В. Молитва о нелюбви (Газданов - читатель «Запи¬сок Мальте Лауридса Бригге») // Газданов и мировая культура: Сб. ст. / И. В. Кондаков, Л. Б. Брусиловская, В. С. Березин и др.; Ред.-сост. Л. В. Сыроватко. - Калининград,
2000. - С. 85-102.
239. Сыроватко 2000б - Сыроватко Л. В. Принцип «Speculum speculorum» в романе Газда- нова «Призрак Александра Вольфа» // Возвращение Гайто Газданова: Научная конфе¬ренция, посвящённая 95-летию со дня рождения. (Библиотека-фонд «Русское Зарубе¬жье»: Материалы и исследования. Вып. I). - М., 2000. - С. 81-89.
240. Тарантул 1996 - Тарантул Ю. Магически-реальный Газданов: напоминание о возмож¬ностях // Знамя. - 1996. - № 9. - С. 222-223.
241. Тимошилова 1993 - Тимошилова Е. Е. Словацкий натуризм и европейский неороман¬тизм // Диалог в культуре и истории. Конференция молодых учёных (октябрь 1993). Те¬зисы. - М., 1993. - С. 44-46.
247

242. Тихомирова 1994 - Тихомирова Е. Полёт без иллюзий // Новый мир. - 1994. - № 10. - С. 235-237.
243. Толстой 1990 - Толстой И. Гайто Газданов в Москве: Статьи из газеты «Русская мысль» // Соц. Осетия. 1990. 21 октября.
244. Толстой Л. 1978 - Толстой Л. Н. Литература, искусство. - М., 1978. - 272 с.
245. Толстой Н. 1993 - Толстой Н. И. Культура и дух церковнославянского слова // Русская словесность. - 1993. - № 2. - С. 28-31.
246. Томашевский 1941 - Томашевский Б. Проза Лермонтова и западно-европейская литера¬турная традиция // Литературное наследство. М. Ю. Лермонтов. - М., 1941. - Т. 43/44. - С. 469-516.
247. Тотров 1990 - Тотров Р. Между нищетой и солнцем // Газданов Г. Вечер у Клэр. - Вла¬дикавказ, 1990. - С. 513-542.
248. Трофимов 2000 - Трофимов Е. А. «Ушедшая Россия» в романах Набокова «Дар» и Газ- данова «Вечер у Клэр» // Газданов и мировая культура: Сб. ст. / И. В. Кондаков, Л. Б. Брусиловская, В. С. Березин и др.; Ред.-сост. Л. В. Сыроватко. - Калининград, 2000. - С. 140-147.
249. Трофимова 2000 - Трофимова И. В. Рассказ «Судьба Саломеи»: сюжет и герои // Газда- нов и мировая культура: Сб. ст. / И. В. Кондаков, Л. Б. Брусиловская, В. С. Березин и др.; Ред.-сост. Л. В. Сыроватко. - Калининград, 2000. - С. 26-32.
250. Тынянов 1977 - Тынянов Ю. Н. Поэтика. История литературы. Кино. - М., 1977. - 575 с.
251. Унбегаун 1989 - Унбегаун Б. О. Русские фамилии. - М., 1989. - 443 с.
252. Урнов 1970 - Урнов М. В. На рубеже веков. Очерки английской литературы. - М., 1970.
- 432 с.
253. Федякин 1993 - Федякин С. «Непрочитанный»: 6 декабря 1903 г. родился Гайто Газда¬нов // Независимая газета. 1993. 8 декабря.
254. Федякин 1996 - Федякин С. Ледяное одиночество: Материалы к творческой биографии Гайто Газданова // Независимая газета. 1996. 6 декабря.
255. Федякин 1998 - Федякин С. Неразгаданный Газданов // Независимая газета. 1998. 3 де¬кабря (Книжное обозрение «Ex libris НГ». № 47).
256. Федякин 2000 - Федякин С. Р. Лица Парижа в творчестве Газданова // Возвращение Гайто Газданова: Научная конференция, посвящённая 95-летию со дня рождения. (Биб¬лиотека-фонд «Русское Зарубежье»: Материалы и исследования. Вып. I). - М., 2000. - С. 40-57.
248

257. Фёдоров 1967 - Фёдоров А. В. Лермонтов и литература его времени. - Л., 1967. - 364 с.
258. Фейрабенд 1986 - Фейрабенд П. Избранные труды по методологии науки. - М., 1986. - 544 с.
259. Финкелстайн 1967 - Финкелстайн С. Экзистенциализм и проблема отчуждения в аме¬риканской литературе. - М., 1967. - 320 с.
260. Фонова 2000 - Фонова Е. Г. Мотив путешествия в творчестве Бодлера и Газданова // Газданов и мировая культура: Сб. ст. / И. В. Кондаков, Л. Б. Брусиловская, В. С. Бере¬зин и др.; Ред.-сост. Л. В. Сыроватко. - Калининград, 2000. - С. 63-74.
261. Фрай 1987 - Фрай Н. Анатомия критики // Зарубежная эстетика и теория литературы XIX-XX вв.: Трактаты, статьи, эссе. - М., 1987. - С. 232-264.
262. Фрай 1991 - Фрай Н. Критическим путём. Великий код: Библия и литература // Вопро¬сы литературы. - 1991. - № 9/10. - С. 159-187.
263. Французская живопись 1972 - Французская живопись второй половины XIX века и со-временная ей художественная культура. - М., 1972. - 205 с.
264. Фридман 1975 - Friedman N. Form and meaning in fiction. - Athens, 1975. - XI. - 420 p.
265. Фрумкина 1992 - Фрумкина А. Предназначение и тайна // Новый мир. - 1992. - № 1. -
С. 239-243.
266. Хадарцева 1993 - Xадарцева А. И вдруг письмо.: (Переписка с Гайто Газдановым) // Сев. Осетия. 1993. 17 декабря.
267. Хадонова 1994 - Xадонова Ф. «Держался он вызывающе.» Г. Газданов - литератур¬ный критик // Литературное обозрение. - 1994. - № 9/10. - С. 92-95.
268. Хольтхузен 1998 - Xольтхузен Г. Э. Райнер Мария Рильке: Сам свидетельствующий о себе и о своей жизни. - Екатеринбург, 1998. - 393 с.
269. Хугаев 1992 - Xугаев И. Возвращение Гайто // Дарьял. - 1992. - № 1. - С. 177-190.
270. Царик 1984 - Царик Д. К. Типология неоромантизма. - Кишинёв, 1984. - 167 с.
271. Цомаева 1993 - Цомаева Т. Второе рождение Гайто // Сев. Осетия. 1993. 4 декабря.
272. Цховребов 1998 - Цховребов Н. Д. Гайто Газданов: Очерк жизни и творчества. - Вла¬дикавказ, 1998. - 172 с.
273. Цымбал 2000 - Цымбал Е. В. Роман Газданова «Призрак Александра Вольфа». Попыт¬ка кинематографического прочтения // Возвращение Гайто Газданова: Научная конфе¬ренция, посвящённая 95-летию со дня рождения. (Библиотека-фонд «Русское Зарубе¬жье»: Материалы и исследования. Вып. I). - М., 2000. - С. 102-117.
274. Черкесов 1993 - Черкесов А. Призрак пилигрима // Слово (Ныхас). 1993. 7 декабря.
249

275. Шабурова 2000 - Шабурова М. Н. Тема смерти в ранних рассказах Газданова // Воз¬вращение Гайто Газданова: Научная конференция, посвящённая 95-летию со дня рож¬дения. (Библиотека-фонд «Русское Зарубежье»: Материалы и исследования. Вып. I). - М., 2000. - С. 164-168.
276. Шервуд 1998 - Шервуд Е. А. От англосаксов к англичанам. - М., 1988. - 240 с.
277. Шкловский 1961 - Шкловский В. Б. Художественная проза. Размышления и разборы. - М., 1961. - 667 с.
278. Шкловский 1990 - Шкловский В. Б. Гамбургский счет: Статьи. Воспоминания. Эссе (1914-1933). - М., 1990. - 544 с.
279. Шлегель 1983 - Шлегель Ф. Эстетика. Философия. Критика: В 2 т. - М., 1983. - Т. 1. - 480 с.
280. Шмид 1994 - Шмид В. Проза как поэзия: Статьи о повествовании в русской литерату¬ре. - СПб., 1994. - 241 с.
281. Шугрин 1997 - Шугрин Б. Незащищённый // Семья и школа. - 1997. - № 3. - С.48.
282. Шульман 1998 - Шульман М. Газданов: тяжёлый полёт // Дружба народов. - 1998. - № 9. - С. 192-209.
283. Шульман 2000 - Шульман М. Ю. Газданов и Набоков // Возвращение Гайто Газданова: Научная конференция, посвящённая 95-летию со дня рождения. (Библиотека-фонд «Русское Зарубежье»: Материалы и исследования. Вып. I). - М., 2000. - С. 15-24.
284. Щербацкой 1988 - Щербацкой Ф. И. Центральная концепция буддизма и значение тер¬мина «дхарма» // Щербацкой Ф. И. Избранные труды по буддизму. - М., 1988. - С. 112¬
198.
285. Эберт 1988 - Ebert C. Symbolismus in Russland: Zur Romanprosa Sologubs, Remisows, Belys. - Berlin, 1988. - 204 S.
286. Эйхенбаум 1961 - Эйхенбаум Б. «Герой нашего времени» // Эйхенбаум Б. Статьи о Лермонтове. - М.-Л., 1961. - С. 221-285.
287. Эйхенбаум 1969 - Эйхенбаум Б. М. О прозе. Сборник статей. - Л., 1969. - 503 с.
288. Эко 1988 - Eco U. Uber Spiegel und andere Phanomene. - Munchen, Wien, 1988. - 262 S.
289. Элиаде 2002 - Элиаде М. Тайные общества: обряды инициации и посвящения. - К., М., 2002. - 352 с.
290. Эпштейн 1977 - Эпштейн М. О стилевых началах реализма (поэтика Стендаля и Баль¬зака) // Вопросы литературы. - 1977. - № 8. - С. 106-134.
291. Эстетика 1982 - Эстетика раннего французского романтизма. - М., 1982. - 480 с.
250

292. Яблоков 2000 - Яблоков Е. А. Железный путь к площади Согласия («железнодорож¬ные» мотивы в романе «Вечер у Клэр» и в произведениях Булгакова) // Газданов и ми¬ровая культура: Сб. ст. / И. В. Кондаков, Л. Б. Брусиловская, В. С. Березин и др.; Ред.- сост. Л. В. Сыроватко

Работу высылаем на протяжении 24 часов после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ