Введение 2
Глава 1. Правительственная политика в сфере начального народного образования и управление начальными училищами в 1905 - 1917 годы 10
1.1. Правительственная политика в сфере начального образования со второй половины XIX века 10
1.2. Правительственная политика и общественное движение за всеобщее
образование в 1905 - 1917 гг. 21
1.3. Управление начальными школами 35
Глава 2. Учителя и ученики начальных училищ Казанской губернии в 1905 - 1917 гг. 49
2.1. Кадровый состав начальных училищ и система их подготовки 49
2.2. Ученики и учебная программа начальных школ 61
Заключение 73
Список использованных источников и литературы 76
Актуальность. Культурная жизнь России, в частности, образование относятся к числу актуальных проблем исторической науки. Обращение к прошлому, углубленное внимание к истории - характерная черта любой эпохи. Проблемы образования, становления и развития современной начальной школы настолько важны и серьёзны, что нельзя в настоящее время проводить её реформу, не опираясь на имеющийся исторический опыт, накопленный в системе образования не только в целом по стране, но и в крае. Начальное образование является основой, определяющей последующие ступени обучения и воспитания человек, его дальнейшего духовного развития.
А начальное образование в дореволюционной России представляла собой систему элементарного образования, которая состояла из начальных учебных заведений разных типов и ступеней (одноклассные начальные училища с 3-4летним курсом обучения; двухклассные начальные училища с 5-6-летним курсом; высшие начальные училища по положению 1912 года с 4-мя классами; которые еще делились на разные типы: министерские, церковно-приходские, городские, земские, фабричные, железнодорожные, а также инородческие). Но что самое важное: не существовало преемственной связи между начальными и средними учебными заведениями и дореволюционное начальное образование, предполагая всесословность обучения, по большей части было направлено на просвещение низших слоев населения.
Актуальность темы дипломной работы обусловлена недостаточностью исследованностью затрагиваемых проблем, диктуется насущной необходимостью изучения данное педагогическое явление.
Географические рамки работы ограничиваются Казанской губернией. Обусловлено это источниковой основой работы, которые хранятся в Г осударственном Архиве Республики Татарстан.
Хронологические рамки исследования охватывают период с 1905 по 1917 год. Но, нам показалось необходимым изучить историю начальных училищ со второй половины XIX века с издания «Положения о начальных училищах» и с создания органов самоуправления, которые могли проявлять инициативу, в том числе в сфере народного образования.
Выбор начальной датой 1905г. обуславливается первой революцией в России и началом нового этапа в истории народного образования, а также в системе начального образования. Никакой радикальных изменений в системе образования не произошло. Но, тем не менее, революционные события повлияли на все стороны жизни общества, тем самым привели к изменениям и в системе просвещения народа. И органы местного самоуправления, и педагогическая общественность стали действовать активнее, впервые проявили себя учителя городских училищ в деле реформирования народного образования. В печати, на съездах и собраниях стали обсуждаться многочисленные проекты преобразований в начальных школах и в начальных училищах начали внедряться новые предметы. Определенные изменения, происходившие в правительственной политике, также влияли на изменение ситуации. Речь идет, в первую очередь, о двух документах - «Закон о всеобуче» 1908г. и «Положении о высших начальных училищах» 1912 г.
Конечная грань работы - 1917 год - определяется тем, что после Февральской революции для Городских Управ и Земств наступает новый исторический момент, связанный с изменением законодательства, которое уже не стесняло органов местного самоуправления в их работе, в том числе в сфере образования; и с переименованием Министерства народного просвещения. Также с 1917 года усложняется общая социально-политическая обстановка в стране. История последнего года существования учреждений народного образования - с февраля 1917 по 1918 гг. включительно - представляет немалый интерес и заслуживает специального изучения.
Методология в процессе работы использовались общенаучные методы исследования: сравнительно-сопоставительный метод, анализ, обобщение. Также отводилась роль частным методам исследования: хронологическому, реконструктивному.
Объект работы - народное образование в Российской империи в первой трети XX века.
Предмет работы - начальное образование в Казанской губернии в 1905 - 1917 г.
Целью дипломной работы является рассмотрение развития начального образования в Казанской губернии в 1905 - 1917 гг.
Задачами дипломной работы исходя из цели являются:
1. Проследить и сопоставить правительственную политику в сфере народного образования с конца XIX - до начала XX века и в 1905 - 1917 гг.;
2. Проанализировать деятельность органов народного образования и местного самоуправления по руководству учреждениями начального образования;
3. Изучить кадровый состав начальных школ и систему их подготовки;
4. Выявить особенности учебных программ и учебников для начальной школы.
Обзор источников и литературы. Источники. Источники, использованные при написании данной работы, можно разделить на следующие группы:
В первую очередь, это законодательные акты: большое значение в истории народного образования сыграло «Положение о начальных народных училищах» от 14 июля 1864 года1. Данный документ не предусматривал открытия государством каких-то определенных типов учебных заведений, а наметил общие подходы государства к формированию широкой сети начальных школ, позволял проявляться в деле народного образования общественной инициативе. Положение было реакцией власти на стремление общества принять участие в социально значимой задаче. По «Положению» деятельность народных школ жестоко регламентировалось.
Следующий источник: «Положение о городских училищах и учительских институтах» от 31 мая 1872 . В соответствии с этим документом, уездные училища по уставу 1828 года преобразовались в городские училища, срок обучения увеличивался с 3-х до 6 лет; для подготовки учителей городских учителей создавались учительские институты, дающее образование, которое соответствовало неполному высшему.
В 1874 году было приняло новое «Положение о начальных народных училищах» , заменившее «Положение» 1864 года. Главным в нем было создание органов контроля и управления начальными учебными заведениями - дирекций народных училищ, в составе директора и нескольких инспекторов.
На протяжении следующих сорока с лишним лет заметных законодательных актов в сфере начального народного образования не было. Политика государства осуществлялась теперь в форме текущего контроля директорами и инспекторами народных училищ. Но стоит отметить, что в июне 1912 года было принято «Положение о высших начальных училищах» , которое предусматривало создание и преобразование городских начальных училищ в высшие начальные училища, так как первые из-за своей ограниченной программы уже перестали отвечать потребностям тех, на кого они были рассчитаны.
Также в дипломной работе были использованы законопроекты Столыпинской реформы, которые не были приняты, из-за несогласованности Государственной Думы и Государственного Совета. Но эти проекты преобразований предоставляют большой интерес при изучении государственной политики в сфере народного образования в рассматриваемом нами периоде. В числе которых «Положение о начальных училищах» , который был внесен в Государственную Думу в 1909 году. Государственный Совет не согласился принять большинство предложений Думы, в частности, относительно участия женщин в училищном совете, правил преподавания на родном языке, включения в число обязательных предметов обществознания и т.д.
Законопроект «О введении всеобщего начального обучения в Российской империи» , который предполагал бесплатность начального образования, был внесен в Государственную Думу в 1907 году. Но рассмотрение, чтение данного правительственного проекта шло очень медленно, а в июне 1912 года и вовсе был отклонен, т.к. Государственный Совет и Дума не могли прийти к единому мнению в финансовом вопросе и в сроках введения всеобщего образования.
Большое значение имели законодательные акты, не касающиеся непосредственно народного образования, но сыгравшие важную роль в его развитии. Это «Земское положение » 1864 года и «Городовое положение » 1870 года. Они создали в стране дееспособные, обладавшие значительными финансовыми возможностями органы самоуправления, которым предоставлялась возможность проявлять инициативу, в том числе и в сфере народного образования.
Следующая большая группа источников - это документы делопроизводственного характера.
В Государственном архиве Республики Татарстан отложились материалы по истории начальных школ города Казани. Они сосредоточены, в основном, в фонде 98 - Казанская городская управа. А в фонде 160 - Дирекции народных училищ - материалы о городских и уездных училищах. Они позволяют детально представить деятельность органов народного образования и городского самоуправления в сфере начального образования.
В фонде Дирекции народных училищ - фонд 160 - представлены циркуляры и распоряжения попечителя Казанского Учебного Округа, распространяющиеся на Дирекции народных училищ округа. Наибольший интерес предоставляют ежегодные отчеты. Отчеты оформлены по уездам, написаны инспекторами. Также в этом фонде содержатся формулярные списки и личные дела преподавателей и руководителей начальных училищ, дающие материал о социальном, образовательном и ином составе учительского корпуса училищ. Дела по кадровым вопросам содержат информацию о назначениях и увольнениях учителей, прошениях о зачислении на должность, назначении пенсий и т.д.
По Казани картина состояния начальных училищ складывается на основе фонда 98. В фонде Казанской городской управы имеется огромное количество дел о начальных городских училищах. Большую ценность представляют дела об открытии новых училищ и преобразовании существующих. Как правило, в делах содержится информация о причинах открытия школ в разных районах города, конкретных обстоятельствах выбора места, подбора здания, изыскания источников финансирования. Наибольшее число документов посвящено финансовым вопросам. Это ежегодные приходно-расходные книги по каждому из училищ, ведомости жалованья учителей, оплаты снимаемых помещений, покупки учебников и оборудований и т.д. Знакомство с финансовой документацией позволяет сделать выводы о внимании городской управы к начальной школе.
К сожалению, не сохранились архивы самих учебных заведений, а вместе с ними документы повседневного учета - классные журналы, книги годовых оценок и выдачи свидетельств об окончании, дисциплинарные журналы, протоколы заседаний педагогических советов, которые помогли бы в деталях раскрыть жизнь школ. Таким образом, сохранившиеся финансовые документы позволяют нам представить хозяйственно-экономическое состояние школ, а
картина о состоянии учебно-воспитательной и административной работы, и социальный состав учащихся, представляется нам только в общем виде. Также, при изучении архивных источников возникли определенные проблемы, связанные с самим состоянием документов: большинство из них, были в черновом варианте и написаны от руки, что затрудняло возможность восстановления информации.
В числе источников также были использованы документы, хранящиеся в Отделе рукописей и редких книг научной библиотеки им. Н.И. Лобачевского: «Именные списки и ведомости должностных лиц, служивших в уездных и приходских училищах со времени их открытия в Казанской губернии за 17891887 гг. », который можно отнести к документам делопроизводственного характера. А работу Белова Я.С. «Краткий исторический обзор Мамадышского уездного и городского училища за время с 1817 по 1889 г. можно выделить в отдельную группу, как нарративный источник. Вышесказанные документы помогли при изучении истории начальных училищ до первой революции 1905 г.
Историография. Литература, использованная при изучении темы, включает монографии, статьи, учебные пособия.
Важнейшие вопросы истории начальных училищ разного типа освещены в работах А.В. Ососкова и в совместном труде Н.А. Константинова и В.Я. Струминского .
В монографии Т.Ю Красовицкой впервые сопоставлены имперский и советский проекты модернизации российского образовательного пространства, механизмы их реализации управляющими структурами. Особо выделено
Вопросам подготовки педагогических кадров в целом по России посвящены работа Ф.Г. Паначина , Н.Н. Кузьмина , в статье Г.А. Окушовой рассмотрены основные подходы к подготовке кадров для сельской школы, а работа доктора педагогических наук Р.Р. Исхаковой наиболее полно отражает вопросы педагогического образования в пореформенной Казанской губернии.
Вопросам структуры и деятельности органов управления системой народного образования посвящена монография И.Е. Крапоткиной .
Структура дипломной работы. В соответствии с целью и задачами, работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы.
Научно-практическая значимость работы. Материалы данной выпускной квалификационной работы могут быть использованы при проведении семинарских занятий со студентами по курсу Отечественной истории конца XIX - начала ХХ веков.
Образование народа всегда играла и продолжает играть важную роль в развитии экономического, культурного, социального, интеллектуального потенциала страны. А начальное образование является первой ступенью в системе образования и дает базовое образование, учащиеся получают навыки в общении и в решении прикладных задач, а также знания об окружающем мире.
История начального образования в России в целом, так и отдельного региона, в нашем случае Казанской губернии, вызывает немалый интерес. Но история начального образования в Казанской губернии, к сожалению, не была предметом специального изучения. Все же в нашем распоряжении имеются разнообразные источники. Их комплекс (опубликованные, неопубликованные источники) позволяет рассмотреть становление и развитие учебных заведений начальной ступени образования, выяснить роль школы в жизни народа.
Становление системы образования берет начало с конца XIX века. Но в данной работе была рассмотрена история начального образования с эпохи Великих реформ, а именно с 1860-х гг. в 1864 г. когда впервые было принято «Положение о начальных училищах», до этого времени начальные школы лишь вскользь упоминались в законодательных актах об образовании.
Начальные училища были предназначены всем детям, желающим учиться, независимо от их сословного происхождения, религии и национальности. Главной целью начальных училищ вплоть до 1917 года было религиозно-нравственное воспитание и обучение элементарной грамматике и арифметике. Хотя и царское правительство искусственно ограничивало возможность простого народа получить образование выше начального, мне кажется, все же начальные училища способствовали просвещению низших слоев населения. В силу социальных и экономических особенностей Российской империи, превалирующее население которой составляли крестьяне, занимающиеся сельским хозяйством, учащиеся не всегда имели возможность окончить даже курс начальных школ. Объяснением тому были разные
причины: бедность крестьян, неблизкое расположение школы от места жительства ученика, необходимость работать дома, болезнь, а в национальных окраинах неправильная постановка учебно-воспитательного дела и так далее. Однако и те, кто не оканчивали школу, все же за период обучения получали определенные знания, которые использовали в быту.
Также стоит, отметить в эпоху Великих реформ были созданы органы местного самоуправления, которые внесли четкость в управлении начальными учебными заведениями и способствовали повышению уровня обучения в них. Реформа городских и земских органов управления дала огромный толчок инициативе общественности, в результате чего к началу XX века была создана система начального образования, охватывающая, практически, все население.
В эпоху революции и в период подъема новой, народ активно боролся за реформирование народного образования. Впервые проявили себя и учителя начальных училищ. Борьба за обязательное всеобщее начальное образование занимало важное место в революционных требованиях.
Хотя и не все требования народа были приняты, государством были сделаны некоторые уступки такие, как ежегодные ассигнования для нужд начального образования ввиду введения всеобщего образования, создание школьно-строительного фонда, а также было принято «Положение о высших начальных училищах». Высшие начальные училища являлись надстройкой над начальным образованием, своеобразным переходным мостом к средним учебным заведениям. Окончившие 1 и 2 классы обучения, могли поступить во 2 и 3 классы средних школы (но для поступления в 3-й класс требовалась сдача экзамена по языкам, что нередко служило преградой для дальнейшего продолжения обучения в средней школе). Тем не менее, высшие начальные училища имели более широкую программу обучения, почти схожую с набором предметов в средних учебных заведениях, отсутствовали лишь изучение иностранных и древних языков. При новом типе начальных школ имелись дополнительные классы или курсы: педагогические, ремесленные, телеграфнопочтовые и др. Таким образом, низшие и средние слои населения имели возможность получить не только начальное образование, но и профессиональное.
Обобщая все вышеперечисленное в главах работы, можно сделать вывод, что в течение рассмотренного периода, а именно с 60-х гг. XIX века и до 1917 г. начальная школа превратилась в важную составную часть жизни народа, стала доступной для детей всех социальных слоев населения. Профессия учителя начальной школы стала массовой. Начальные народные училища стали важнейшим фактором формирования интеллектуального потенциала населения, и становления облика капиталистического города, приходящего на смену феодальному. Совместное обучение детей дворян, купцов, горожан и выходцев из деревни, детей разных национальностей и вероисповеданий способствовало преодолению сословных, религиозных и национальных предрассудков.
1. Неопубликованные
Государственный архив Республики Татарстан
2. ГА РТ Ф. 98, Оп. 4, Д. 1999.
3. ГА РТ Ф. 98, Оп. 4, Д. 2919.
4. ГА РТ Ф. 98, Оп. 5, Д. 150.
5. ГА РТ Ф. 98, Оп. 5, Д. 911.
6. ГА РТ Ф. 98, Оп. 5, Д. 915.
7. ГА РТ Ф. 98, Оп. 5, Д. 1490.
8. ГА РТ Ф. 98, Оп. 5, Д. 2318.
9. ГА РТ Ф. 98, Оп. 5, Д. 2564.
10. ГА РТ Ф. 98, Оп. 5, Д. 4380.
11. ГА РТ Ф. 98, Оп. 5, Д. 4891.
12. ГА РТ Ф. 98, Оп. 5, Д. 4895.
13. ГА РТ Ф. 98, Оп. 6, Д. 726.
14. ГА РТ Ф. 98, Оп. 6, Д. 730.
15. ГА РТ Ф. 98, Оп. 7, Д. 1410.
16. ГА РТ Ф. 98, Оп. 7, Д. 1415.
17. ГА РТ Ф. 98, Оп. 8, Д. 104.
18. ГА РТ Ф. 150, Оп. 1, Д. 592.
19. ГА РТ Ф. 150, Оп. 1, Д. 822.
20. ГА РТ Ф. 150, Оп. 1, Д. 828.
21. ГА РТ Ф. 150, Оп. 1, Д. 886.
22. ГА РТ Ф. 150, Оп. 1, Д. 904.
23. ГА РТ Ф. 160, Оп. 1, Д. 1071.
24. ГА РТ Ф. 160, Оп. 1, Д. 1072.
25. ГА РТ Ф. 160, Оп. 1, Д. 1077.
26. ГА РТ Ф. 160, Оп. 1, Д. 1091.
27. ГА РТ Ф. 160, Оп. 1, Д. 1220.
28. ГА РТ Ф. 160, Оп. 1, Д. 1221.
29. ГА РТ Ф. 160, Оп. 1, Д. 1222.
30. ГА РТ Ф. 160, Оп. 1, Д. 1263.
31. ГА РТ Ф. 160, Оп. 1, Д. 1352.
32. ГА РТ Ф. 160, Оп. 1, Д. 1359.
33. ГА РТ Ф. 160, Оп. 1, Д. 1470.
34. ГА РТ Ф. 160, Оп. 1, Д. 1530.
35. ГА РТ Ф. 160, Оп. 1, Д. 1637.
36. ГА РТ Ф. 160, Оп. 1, Д. 1790.
37. ГА РТ Ф. 160, Оп. 1, Д. 1792.
38. ГА РТ Ф. 160, Оп. 1, Д. 1878.
39. ГА РТ Ф. 160, Оп. 1, Д. 1879.
40. ГА РТ Ф. 160, Оп. 1, Д. 1949.
41. ГА РТ Ф. 160, Оп. 1, Д. 1979.
42. ГА РТ Ф. 160, Оп. 1, Д. 2011.
43. ГА РТ Ф. 160, Оп. 1, Д. 2024.
44. ГА РТ Ф. 160, Оп. 1, Д. 2057.
Отдел рукописей и редких книг научной библиотеки им. Н.И. Лобачевского
45. ОРРК НБЛ, Е. х. 711, Л 353.
46. ОРРК НБЛ, Е. х. 99, Л. 60 и 2 плана.
47. Опубликованные
48. Алексеев Г. Исторический очерк о Казанских городских начальных училищ с 1806 по 1890 г. - Казань, 1890. - С. 8-13.
49. Гвоздев П.П. Историческая записка о Второй Казанской гимназии / П.П. Гвоздев. - Казань, 1878 - С. 149-153.
50. Куломзин А.Н. Доступность начальной школы в России / А.Н. Куломзин. - СПб.: Тип, В.Ф. Киршбаум, 1904. - 149с.
51. Об учреждении учебных округов с назначением для каждого особых Губерний / Полное собрание законов Российской империи. Собрание 1. Т. 27, № 20 598. СПб - С. 442.
52. Об отпуске 6.900.000 рублей на нужды начального образования / Полное собрание законов Российской империи. Собрание 3. Т. 28, №30328. СПб. - . 228-229.
53. Об образовании при министерстве народного просвещения школьно-строительного фонда и об установлении правил о выдаче пособий из средств государственного казначейство на школьно-строительные надобности начальных училищ ведомства того же министерства / Полное собрание законов Российской империи. Собрание 3. Т. 29, № 52266. СПб. - С. 582-585.
54. О реформе учительских институтов. 10 февраля 1912 г. // Государственная дума. Созыв 3-й. Сессия 5-я. Приложения к стенографическим отчетам. - СПб., 1912. - Т. 2. - № 339. - С. 182-195.
55. О введении всеобщего начального обучения в Российской империи» / П.А. Столыпин: Программы реформ: документы и материалы: в 2 т., т. 1. - Москва: РОССПЭН, 2011 - С. 625-626.
56. Полное собрание сочинений / Л. Н. Толстой - Москва: Худож. лит., Т. 8: Педагогические статьи 1860-1863 / ред. Н. М. Мендельсон, В. Ф. Саводник. - 1936. - С. 547-654.
57. Положение о начальных народных училищах / Полное собрание законов Российской империи. Собрание 2. Т. 39, № 41068. СПб - С. 613-618.
58. Положение о губернских и уездных земских учреждениях / Полное собрание законов Российской империи. Собрание 2. Т. 39, № 40457. СПб - С. 1-14.
59. Положение о начальных училищах / П.А. Столыпин: Программы реформ: документы и материалы: в 2 т., т. 1. - Москва: РОССПЭН, 2011 - С. 627-641.
60. По вопросу о специальных испытаниях по Министерству народного просвещения / Полное собрание законов Российской империи. Собрание 2. Т. 43, № 44752. СПб. - С. 450-452.
61. По проекту нового Положения о начальных народных училищах / Полное собрание законов Российской империи. Собрание 2. Т. 49, № 53574. СПб. - С.834 - 840.
62. Положение I) о городских училищах и II) о Учительских институтах / Полное собрание законов Российской империи. Собрание 2. Т. 47, № 50909. СПб. - С. 727-736.
63. Положение о церковных школах Ведомства Православного Исповедания от 1 апреля 1902 г. СПб., 1904. Пп. 1, 2.
64. Правила о церковно-приходских школах / Полное собрание законов Российской империи. Собрание 3. Т. 4, № 2318. СПб. - С. 372-374.
65. Правила о школах грамоты / Полное собрание законов Российской империи. Собрание 3. Т. 11, № 7665. СПб. - С. 235-238.
66. Правила для специальных испытаний на звание учителя и учительницы начальных училищ // Журнал Министерства народного просвещения. 1896. - Ч. CCCV. - С. 99-106.
67. Примерные программы предметов, преподаваемых в начальных народных училищах ведомства Министерства народного просвещения. - Москва: Товарищество тип. А. И. Мамонтова, 1897. - 38 с.
68. Правила о временных педагогических курсах для учителей и учительниц начальных народных училищ // Журнал Министерства народного просвещения. 1875. - Ч. CLXXXI - C. 166 - 172.
69. Сборник узаконений и правительственных распоряжений для испытаний лиц, желающих получить звания: а) домашнего учителя и домашней учительницы, б) учителя уездного училища, в) учителя и учительницы начального училища, г) учителя и учительницы рисования, черчения и чистописания, д) аптекарского ученика и аптекарской ученицы, а также д) желающих получить звание на первый классный чин. - М., 1912. - С. 4-12.
70. Резолюции I всероссийского съезда по вопросам народного образования / Вестник воспитания. - 1914. - № 5. - С. 1-52.
71. Бызова О.М. Порядок расходования государственных пособий на строительные нужды для реализациирограммы всеобщего обучения в России в начале XX века / О.М. Бызова // Вестник МГСУ. 2010. - №4. -
С. 59-64.
72. Исхакова Р.Р. Педагогическое образование в пореформенной России: Казанская губерния. Учебное пособие / Р.Р Исхакова. - Казань, 1999. - 95с.
73. Крапоткина И.Е. Казанский учебный округ в конце XIX - начале XX века / И.Е. Крапоткина. - Казань, 2016. - 210с.
74. Крапоткина И.Е. К вопросу структуры и деятельности Казанского учебно-окружного центра / И.Е. Крапоткина // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2010. - № 124. - С. 52-61.
75. Красовицкая Т.Ю. Модернизация Российского образовательного пространства: от Столыпина к Сталину (конец XIX века - 1920-е годы) / Т.Ю. Красовицкая. - М.: Новый хронограф, 2011. - 680с.
76. Кузьмин Н.Н. Учительские институты в России: Лекции по истории педагогики / Н.Н. Кузьмин. - Челябинск, 1975 - 41с.
77. Надырова Д.А. Здания городских начальных училищ Казани последней трети XIX - начала XX века / Д.А. Надырова // Известия КГАСУ. 2011. - № 3 (17). - С. 48-52.
78. Окушова Г.А. Подготовка учительских кадров дореволюционной России / Г.А. Окушова // Вестник ТГПУ. 2010. - Выпуск 11 (101). - С. 80-85.
79. Ососков А.В. Начальное образование в дореволюционной России (1861 - 1917) / А.В. Ососков. - М.: Просвещение, 1982. - 208с.
80. Паначин Ф.Г. Учительство и революционное движение в России (XIX - начало XX века): историко-педагогические очерки / Ф.Г Паначин. - М.: Педагогика, 1986. - 216с.
81. Паначин Ф.Г. Педагогическое образование в России / Ф.Г Паначин. - М.: Педагогика, 1979. - 216с.
82. Струминский В.Я., Константинов Н.А. Очерки по истории начального образования в России / В.Я Струминский, Н.А. Константинов. - М.: Государственное учебно-педагогическое
издательство Министерства просвещения РСФСР, 1953. - 272с.