Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В СИБИРИ В XIX - НАЧАЛЕ XX ВВ.

Работа №90258

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

региональная экономика

Объем работы107
Год сдачи2021
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
159
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В ОТНОШЕНИИ КОРЕННЫХ
НАРОДОВ СИБИРИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В 18
1.1 Поразрядная система и ее значение 18
1.2 Экономические меры проведения национальной политики 31
ГЛАВА 2. НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В ОТНОШЕНИИ КОРЕННЫХ
НАРОДОВ СИБИРИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В. - НАЧАЛЕ XX ВВ. .. 38
2.1 Административные реформы 38
2.2 Вопрос воинской повинности для коренных народов Сибири 47
2.3 Коренные народы Сибири в избирательной системе с 1905 г 52
2.4 Экономические меры проведения национальной политики 54
ГЛАВА 3. О МЕТОДАХ ИНТЕГРАЦИИ ИНОРОДЦЕВ СИБИРИ В СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В XIX -
НАЧАЛЕ XX ВВ 61
3.1 Практики Духовных миссий как совершенствование способа
распространения православия 61
3.2 Образование как метод интеграции 67
3.3 Русский язык как показатель интеграции 71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 80
ПРИЛОЖЕНИЯ 93

Актуальность. На данный момент в Российской Федерации проживает более 190 народов, поэтому гармоничные межнациональные отношения и единство российской нации считаются одними из приоритетных направлений внутренней политики1.
Важное место в современной национальной политике занимает Сибирь как регион, в котором проживают люди, ведущие как современный, так и традиционный образ жизни. Для нее по отношению к коренным народам Сибири наиболее важными вопросами являются: соотношение традиционного хозяйства и выгод государства от занятых ими территорий с природными ресурсами (особенно на Севере в связи с энергетической составляющей экономики страны); этнокультурное наследие (сохранение, изучение имеющегося, воссоздание утерянных элементов культуры); вопрос льгот и квот (насколько они необходимы, в каком объеме и в каких сферах); экстремистские религиозные практики (часто базирующиеся на традиционной системе верований); сепаратистские выступления (особенно характерно для национальных республик); межэтнические конфликты; роль русского народа и культуры и др. Решение этих вопросов способствует укреплению государственного единства.
Россия имеет большой опыт взаимоотношения государства с коренными народами Сибири. Примечательно, что государство уже сталкивалось с решением вышеуказанных проблем в своей истории, ведь корни их берут начало с момента освоения Сибири. Изучая исторический опыт проведения национальной политики, важно обращаться к опыту Российской империи, в частности, XIX - начала ХХ вв., ведь именно в этот период национальная политика осознается как полноценный необходимый компонент политики к окраинам, требовавший учета специфики развития народов и территорий, тогда же меняются векторы национальной политики из-за усиления интеграции народов в социально-политическую систему, политики русификации, переселенческого движения, новых экономических тенденций и др. Эти изменения и нерешенные проблемы отразились на повседневных событиях тех лет, а также отчасти привели к Революциям 1905-1907 гг. и 1917 г., отразившиеся затем на Гражданской войне, на социалистическом строительстве и современном демократическом развитии.
Можно сказать, что учет специфики исторического развития народов Сибири при управлении ими и выстраивании гармоничных межнациональных отношений позволит обеспечить более стабильное и безопасное будущее региона и страны в целом, что подчеркнуто в Стратегии государственной национальной политики РФ на период до 2025 года2.
Степень изученности. Как правило, исследователи при написании работ опираются на законодательные акты, отчеты, межведомственную переписку, статистические данные, архивные данные, информацию в периодических изданиях, воспоминания современников и т.д. Они дают как общий анализ национальной политики, так и ее составляющих.
Отдельные явления национальной политики Российской империи в Сибири в XIX - начале ХХ вв. изучались еще современниками событий и оценивались по-разному, в т.ч. оформляясь в отдельную социально­политическую мысль. Большой интерес вызывали реформы 1822 г. и
деятельность Первого Сибирского комитета. Так, В.И. Вагиным в «Исторических сведениях о деятельности графа М.М. Сперанского в Сибири с 1819 по 1822 год»3 была проведена обширная работа по поиску сведений о ревизии М.М. Сперанского и их анализ, тем не менее, личный вклад М.М. Сперанского им, возможно, переоценен, зато исследование ценно за большую работу с источниками. В.И. Вагин поднял интерес научного сообщества к изучению Сибирских реформ первой половины XIX в. Анализ разработки Сибирского учреждения был проведен С.М. Прутченко в работе «Сибирские окраины»4, где проанализировал имеющиеся данные, а также привел информацию о дальнейших попытках исправлений, внимание в работе также заслуживают Приложения, в которых представлены выписки из журналов Сибирских Комитетов и ревизий сенаторов.
Во второй половине XIX в. как направление в гуманитарной мыли и как социально-политическое движение формируется областничество. Здесь необходимо остановиться чуть подробнее, т.к. полученные ими данные остаются актуальными и сейчас, а решение поставленных вопросов стало предметом изучения почти на полтора столетия. Областники ставили вопрос о месте Сибири в Российской империи, колониальной характеристике ио ее будущем, этнический компонент, разработка которого особенную систематизацию получила в 70-80х гг. XIX в., в их концепции играл значительную роль, т.к. он являлся одним из факторов, предопределявшим политику к региону, формирующему особенную культурную и социальную атмосферу. Место коренных народов Сибири проявлялось в следующих аспектах: 1) областники выступали за то, чтобы сначала узнавать историю, быт, культуру, общественные отношения и др. этнографические данные инородцев, и только на основе этих данных выстраивать политику в их отношении, т.к. существующее соприкосновение с русской цивилизацией убивало национальную культуру; 2) необходимо сохранять специфику народов, ограждать их от унификации, которая набирала обороты в 60-х и особенно 80-х гг. XIX в., что соответствует идее об автономии в составе империи - только так будет обеспечено дальнейшее национальное развитие и ликвидация последствий колониального характера; 3) с их точки зрения, государство и российское общество смотрели на быт и традиционное хозяйство пренебрежительно, считали его недостойным покровительства и защиты. Это вызывало снижение уровня и качества жизни, особенно критичным им виделось то, что государство не встает на защиту от алкогольной зависимости, не развивает систему здравоохранения. В итоге инородцы умирали «целыми чумами»; 4) русско-сибирская народность формируется благодаря взаимодействию и взаимообогащению русской и инородческой культур, для дальнейшего развития Сибири необходим сибирский патриотизм, который бы ставил целью решать инородческий вопрос; 5) высока необходимость в пробуждении «инородческого ума» - образование инородческой интеллигенции, а также просвещение. Большую роль в этом играет образование: существующая система образования оценивалась ими негативно, т.к. была направлена исключительно на превращение инородца в крестьянина и налогоплательщика, миссионерские школы также имели мало положительного эффекта, т.к. отрывали ребенка от традиционной культуры, тем самым подавляя уникальность, поэтому перспективным им виделось создание системы национального образования с «родными» языком, учебниками, учителями5. Таким образом, рассматривая реформы, проводимые преимущественно в XIX в., оценка областниками дается в достаточно негативном ключе. Обращение к трудам областников в исторических исследованиях является оправданным, т.к. представляет собой определенный этап изучения этой проблематики, приведение большого количества фактологической информации, данные собственных этнографических исследований, однако, относиться к ним нужно критически, т.к. некоторые позиции их концепции требуют прояснений, например, главный тезис о вымирании инородцев - данные показывают, что его нельзя распространять на все коренные народы Сибири (что в последствии будет подтверждено Первой всеобщей переписью населения Российской империи 1897 г.).
Большинство же дореволюционных исследователей рассматривали национальную политику менее концептуально. Помимо своей «научной специализации», обычно приводились этнографические данные о народах, наиболее частыми тематиками были: история Сибири (П.А Словцов (хотя он преимущественно и не рассматривал XIX в., но приводил много данных о народах)6, С.С. Шашков7); деятельность православной церкви (Т.А. Доугревич8, В.И. Вербицкий9), изучение отдельных сфер (Ю.В. Григорьев10, А. Нольде11) и др. Необходимо отметить, что усиление интереса к изучению осуществления разных аспектов национальной политики характерно для второй половины XIX в., особенно с 80-х гг. XIX в. на фоне т.н. «национального вопроса».
С приходом советской власти интерес к национальной политике в Сибири в XIX в. в первые десятилетия снизился, т.к. основное внимание было сосредоточено на XVI-XVII вв. и изучении характера присоединения Сибири; исследования строились на марксистской основе, примечательно также, что часть тезисов областников - о вымирании, алкоголизме, болезнях инородцев и др. - изучается более углубленно (хотя и критикуется расплывчатость их положений). До второй половины ХХ в. в отечественной науке была распространена критика политики, которая рассматривалась как подавление интересов народов Сибири. Изучение национальной политики рассматриваемого периода преимущественно велось в отношении бурятов и якутов, где особое внимание уделялось угнетению в правовой системе и поддержке правительством «рабства» (С.В. Бахрушин12), уничтожению национальной культуры и провалам христианизации (А. Кузнецова13), экономическому подавлению хозяйства, ограблению инородцев торговыми монополиями, проблемам в землепользовании (В.Г. Карцов14) и проч., интересен взгляд Е.Я. Драбкиной, полагающей, что в XIX в. политика все еще проводилась в русле колониализма, хотя реформа 1822 г. могла превратить Сибирь в буржуазную колонию и создать иное отношение к коренным народам15. В этот период были введены в научный оборот новые источники, были поставлены новые исследовательские задачи (например, «рабство» у инородцев, в т.ч. его новые формы в XIX в.).
В связи с активной внешней политикой с конца 1930-х гг. и далее, помимо негативных последствий учеными второй половины XX в. постепенно выделяются и позитивные направления, как приобщение народов к цивилизации. Определенное значение играло создание «Истории Сибири с древнейших времен до наших дней», которая в рамках 3-го тома систематизировала информацию об истории региона в XIX - начале XX в., и несмотря на то, что в ней приводилось не так много непосредственно анализа, были зафиксированы основные сведения о реализации национальной политики к коренным народам Сибири, и помимо негативных, выделены положительные изменения (например, культурные контакты), хотя она и выливалась в усиление национального гнета16. Проводимые в это время исследования более глубоко, чем ранее, анализировали архивные и статистические данные, вводили в научный оборот новые источники. Основные сферы национальной политики, которые рассматривались в этот период, были управление и экономическое положение. Так, в сфере управления появился тезис о том, что государство могло учитывать и интересы коренных народов Сибири, например, в ограничении влияния на них царской администрации (Л.М. Дамешек17 и др.), схожей точки зрения придерживался В.А. Зибарев18, считавший, что государству было необходимо учитывать внутренние изменения в социально - экономическом устройстве для правовой системы, и др. Большое изучение велось экономического положения коренных народов, при этом связывая заинтересованность государства в реформах из фискальных соображений (Е.М. Залкинд19, Н.А. Миненко20, В.Н. Кислицин21 и др.). Возможно, одним из самых ценных исследований экономической политики в этом отношении и сегодня является труд Л.М. Дамешек «Ясачная политика царизма в XIX - начале XX века»22 (в последствии на его основе появились новые монографии благодаря расширению периода и ввода новых данных), где был проанализирован большой объем архивной информации, в т.ч. используемой впервые. Несмотря на в целом достаточно негативную оценку действий Российской империи по отношению к коренным народам Сибири, ученые этого периода справедливо указывали, что национальная политика была «мягче», чем на Западных рубежах страны. Систематизация материала носила более объективный характер, чем ранее, что особенно характерно для трудов времен перестройки, вместе с тем, пытаясь обозначить причины изменений в национальной политике, на тот период исследователями мало учитывались культурные факторы.
С 1990-х гг. усиливается интерес к проведению национальной политики к коренным народам Сибири, поэтому возникает большое количество публикаций, что можно объяснить как политическими причинами - национальными конфликтами внутри страны и поиском методов их преодоления, желанием органов власти познакомиться с опытом национальной политики империи, выстраивание отношений РФ с СНГ и проживающими там народами -, так и появлением в доступе ранее неизвестных источников и публикаций новых исследований российских и зарубежных ученых (это помогает добиться объективности исследований, выработки новых концепций). Теперь исследования становятся более многоплановыми, учитывающими множество факторов, к тому же изучение проблематики находится вне идеологического контекста.
В рамках рассмотрения национальной политики Российского государства и Российской империи упоминается ее проведение по отношению к коренным народам Сибири. Е.И. Кэмпбелл23, А.И. Миллер24, авторы «Патриотизм и национализм как факторы российской истории (конец XVIII в. - 1991 г.)»25 делали акцент на конструировании единства народов империи в рамках интеграции в социо-культурное пространство страны, поэтому акцент ставили как раз на это, внимание же на правовое и управленческое положение делается в коллективной монографии «Национальная политика в России: XVI - начало XXI века»26.
Рассматривали национальную политику к коренным народам Сибири в рамках политики на уровне империи зарубежные ученые: А. Kappeler27 отчасти рассматривал ее с русификаторских позиций, поэтому полагал, что она была более лояльна, чем к другим территориям, позволяя сохранять черты своей культуры, но переселенческое движение изменило этот вектор, А. Etkind28 указывал, что закономерной реакцией на удары по идентичности стали национальные движения.
Национальная политика по отношению к коренным народам Сибири многими авторами крупных монографий и статей признается неотъемлемой частью окраинной политики к Сибири. Так, А.Ю. Конев29, делает акцент на управлении и поразрядной системе, показывая на примерах, что во многом шло к «окрестьяниванию» инородцев, даже когда это не соответствовало реальному положению; А.В. Ремнев30 обозначал, что тенденции в отношении власти к коренным народам соответствовали в целом политике к Сибири, важным моментом было желание контроля над инородцами; В.В. Трепавлов31, «захватывая» рассматриваемый нами период, методологически акцент делал на этатизме, а также роли элит; подход к национальной политике как к системе, с рассмотрением совокупности элементов, характерен для Л.И. Шерстовой, анализировавшей ее на примере тюркских народов32; коллектив авторов «Сибирь в составе Российской империи»33 показал взаимосвязь внутренней обстановки в Сибири и империи и положения коренных народов, и др. Здесь, конечно, обозначены ключевые работы современных авторов, в условиях повышенного интереса к теме национальной политики на данный момент имеется большое количество публикаций. В зависимости от научных интересов авторы уделяют той или иной области больше внимания, реализуются разнообразные подходы к решению поставленных целей и задач, используются разные источники, поэтому оценка в настоящий момент совершенно разная.
Многолетний опыт и большое количество публикаций позволяют считать степень изученности национальной политики Российской империи в отношении коренных народов Сибири в XIX - начале XX в. достаточно высокой; вместе с тем, есть ряд вопросов, которые можно изучить глубже: это особенности поразрядной системы, место инородцев в избирательной системе при выборах в Государственные Думы и др.
Объект исследования. Национальная политика Российской империи.
Предмет исследования. Реализация национальной политики Российской империи в отношении коренных народов Сибири в первой половине XIX в. и во второй половине XIX - начале XX вв.
Цель исследования. Изучение принципов и эволюции национальной политики Российской империи в XIX - начале XX вв. в отношении коренных народов Сибири.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
• рассмотреть правовой статус коренных народов Сибири и его эволюцию в рамках поразрядной системы в первой половине XIX в.;
• изучить, как изменялась политика по отношению к образу жизни и ведению хозяйственной деятельности коренными народами Сибири в первой половине XIX в.;
• проанализировать проведение административных реформ к коренным народам Сибири во второй половине XIX - начале XX вв.;
• определить изменения в экономической сфере, произошедшие у коренных народов Сибири во второй половине XIX - начале XX вв.;
• выделить основные методы, с помощью которых государство
интегрировало коренные народы Сибири в социокультурное пространство империи в XIX - начале XX вв.
Хронологические рамки. Охватывают период с XIX в. до начала XX в. Нижняя граница связана с началом правления Александра I, а также осознанным формированием принципов национальной политики по отношению к коренным народам Сибири, когда первой ее вехой стало принятие «Устава об управлении инородцев» (1822 г.), а верхняя - с крушением Российской империи в результате Февральской революции 1917 г.
Территориальные рамки. Природно-географические границы Сибири, которые включают Западную и Восточную Сибирь. В работе рассматриваются с позиции административно-территориального деления с 1803 г. Тобольская, Томская, Иркутская губернии, с 1822 г. - Тобольская и Томская, Енисейская и Иркутская губернии (из последней в 1851 г. выделяются Якутская и Забайкальская области) с учетом дальнейших изменений в их делении34.
Методология и методы исследования. В основе работы лежит системный подход. Системный подход предполагает выделение совокупности элементов, взаимосвязь которых выражает, собственно, целостность и устойчивость всей системы, затем проводится структурный и функциональный анализ системы, благодаря чему выявляются взаимосвязь компонентов и характер их взаимодействия. В отечественной науке существует два основных подхода к трактовке «национальной политики» в зависимости от определения нации (как этнической общности35 и как сообщества граждан государства36), более традиционным является ее значение как этнополитики - осуществление государственной политики в отношении народов государства37. Исходя из выбранной методологии, в данной работе национальная политика рассматривается как государственная политика в отношении народов, а ее составляющими как системы являются взаимосвязанные элементы: правовые, управленческие, организационные, социальные, экономические и др. меры, направленные на реализацию национальных интересов, интеграцию в государственную систему и разрешение имеющихся противоречий. Так, в работе рассматриваются основные элементы, проводится их анализ, выстраиваются закономерности и их влияние друг на друга, а затем делаются выводы о национальной политике в отношении коренных народов Сибири в целом. В рамках проблемно-хронологического подхода национальная политика делится 1860-ми годами на два периода - в это время осуществляются Великие реформы, начинает проводиться курс на унификацию окраин и центра империи.
На методическом уровне используются: историко-генетический метод при рассмотрении причин изменений элементов национальной политики, их содержания и влияния - так можно сделать выводы о динамике; историко- сравнительный метод при сравнении национальной политики текущей эпохи с предыдущими, что поможет выявить причины изменений; метод анализа использовался при рассмотрении отдельных оставляющих национальной политики, затем, через синтез данных, составлялась общая картина реализации.
Источниковая база. Круг источников, используемых в работе, можно разделить на несколько групп:
• нормативно-правовые акты являются важными ресурсами для написания работы, ведь их изучение необходимо для определения правовой основы реализации национальной политики - это «Именной указ «Об отправлении капитана Щербачева с командой в Сибирь для отвращения происходящих там непорядков и взяток, вымогаемых при сдаче ясака» от 6 февраля 1763 г.», «Об освобождении от ясака детей и внучат тех инородцев Сибирских, кои пользуются правами личного дворянства», «Положение об инородцах», «Временное положение о крестьянских начальниках в губерниях Тобольской, Томской, Енисейской и Иркутской от 2 июня 1898 г.», «О применении Положения о выборах в Государственную думу к губерниям Тобольской, Томской, Иркутской и Енисейской от 20 октября 1905 г.» и др., которые предусматривали изменение системы управления, введение новых понятий, разделения функций, порядок применения законов и др. Большое внимание уделяется анализу положений «Устава об управлении инородцев», а также его применения, т.к. он являлся основным документом, устанавливающим права и обязанности коренных народов Сибири;
• материалы делопроизводства (как в оцифрованном виде, так и в виде сборников архивных материалов) представлены журналами, отчетами органов власти и организаций, докладами, рапортами, мнениями и письмами должностных лиц, телеграммами и др.: «Записки ген.-ад. Н.Н. Анненкова», ревизовавшего управление Западной Сибири, а отзывы на них, журналы общего присутствия Томского и Тобольского губернских управлений, журналы Сибирского Комитета, «Письмо военного губернатора Забайкальской области Кияшко бандидо хамбо - ламе Восточной Сибири, «Программа для исследования современного состояния инородцев в Томской губернии с заключением сведущих людей», «Отчет Всероссийского православного миссионерского общества в 1898 году» и др. Данные материалы используются разного уровня - местного, регионального и государственного. С их помощью можно проследить, как изменялись точки зрения должностных лиц, как предполагалось реализовывать требования законов и решать поставленные задачи;
• статистические данные дают количественное понимание происходящих процессов - это «Историко-статистический сборник по вопросам экономического и гражданского развития Алтайского горного округа», «Общий свод по Империи результатов разработки, данных первой всеобщей переписи населения, произведенной 28 января 1897 года», данные ревизий и др.
• выпуски периодической печати рассматриваемого периода представляют собой интерес, т.к. в них можно узнать то, что волновало общество, и как оно оценивало события - это некоторые номера «Жизнь Алтая», «Томские губернские ведомости», «Сибирская жизнь».
Научная новизна. Осуществляется попытка создания работы, комплексно рассматривающей национальную политику в отношении коренных народов Сибири XIX - начала ХХ вв. как систему.
Также в процессе работы делается опора на источники, которые не были использованы учеными или же малоизучены, но при этом раскрывают некоторые аспекты в рассмотрении нашей темы, примерами таких источников являются: заметка в газете «Жизнь Алтая» об инициативе отправки
священнослужителя и его подопечных алтайцев на войну в 1914 г., фиксация информации о предоставлении переводчика-«калмыка» во время избрания выборщиков в третью Государственную Думу от Бийского уезда, анализ «Программы для исследования современного состояния инородцев Томской губернии» и др.
Практическая значимость. Результаты работы могут быть использованы при создании учебных пособий по истории Сибири, этнологии, истории ГМУ, управлению национальными отношениями, издании научно-популярных книг по истории, при разработке специальных курсов и элективных занятий по краеведению и сибиреведению. Результаты могут служить базой при разработке рекомендаций органам власти в области межнациональных отношений.
Апробация. Осуществлялась в формате участия в V региональной молодежной конференции «Мой выбор - Наука!» (Барнаул, 2018 г.) и публикации в сборнике по итогам ее работы; участия в международной конференции «Ломоносовские чтения на Алтае: фундаментальные проблемы науки и техники» (Барнаул, 2018) и публикации в сборнике по итогам ее работы; участия в VI региональной молодежной конференции «Мой выбор - Наука!» (Барнаул, 2019 г.); участия в ХС Студенческой международной научно­практической конференции «Научное сообщество студентов. Междисциплинарные исследования» (2020) и публикации в сборнике статей по итогам ее работы38; участия в VIII региональной молодежной конференции «Мой выбор - Наука!» (Барнаул, 2021 г.), с дальнейшей публикацией в сборнике по итогам ее работы (сдана в печать); участия в XIV Всероссийской научно­практической конференции студентов и молодых ученых «Россия в XXI веке: Стратегия и тактика социально-экономических, политических и правовых реформ» (Барнаул, 2021 г.), с дальнейшей публикацией в сборнике по итогам ее работы (сдана в печать).
Структура. Состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы, приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Национальная политика в России прошла долгий путь эволюции. В определенных аспектах взаимодействия власти и коренных народов Сибири сегодня используется и опыт Российской империи XIX - начала ХХ вв. Российская империя в рассматриваемый период часто вставала перед выбором: удовлетворять ли выгоды государства и его единства в ущерб интересам коренных народов Сибири, или наоборот оказывать им поддержку. Решение вопроса зависело от ряда обстоятельств, можно сказать, конкретного случая.
Отсутствие системности в государственной политике по отношению к коренным народам Сибири до XIX в. порождало злоупотребления местной власти и снижение доходов, что было выяснено в ходе ревизии М.М. Сперанского. Учитывая особенности региона, в 1822 г. проведены Сибирские реформы, а по отношению к коренным народам издан «Устав об управлении инородцев», определявший основные векторы, направления и содержание национальной политики - так, принцип деления на разряды по образу жизни стал главным признаком для определения мер по отношению к инородцам. Во второй четверти XIX в. встал вопрос о реформировании такого порядка, проводились специальные комиссии, т.к. отнесение к разряду не всегда соответствовало реальности. В экономической сфере взят вектор на то, чтобы «окрестьянить» инородцев: побудить их к ведению сельского хозяйства, отходничеству, работе на предприятиях или иной деятельности, изменить размер податей и др., что было выгоднее для государства с экономической точки зрения.
Во второй половине XIX - начале ХХ вв. государственной власти пришлось столкнуться с рядом вопросов. Первым из них был вопрос, в какой мере осуществлять реформы Александра II 1860-1870-х гг. в Сибири, в том числе в отношении инородцев, в итоге было принято решение не распространять их в полном объеме, т.к. либо у инородцев нет объективной потребности в них, поэтому нужно сохранять элементы традиционной социальной структуры, либо государство считало, что уровень общественного развития не позволит их реализовать (наверно, была и некая недооценка сибиряков в целом, что не дало, например, создать земства в противовес общественному запросу), что видно на примере воинской повинности, судебной системы и избирательных прав. В рамках второго вопроса, общероссийской тенденции на унификацию окраин через распространение единых законов от «ядра», однотипных элементов управленческой структуры и безопасности (ограничение такой самостоятельности было характерно для, например, Польши и Кавказа) проводились административные реформы для выравнивания правового статуса с крестьянским сословием, а также изменения в поразрядной системе, перспективной виделась идея создания новой. Решение третьего вопроса, землепользования и ведения традиционной хозяйственной деятельности инородцами, шло в условиях переселенческого движения, усилившегося особенно в начале XX в.
Таким образом, в сравнении с первой половиной XIX в., национальна политика в отношении коренных народов Сибири во второй половине XIX - начале XX вв. изменилась, отчасти это было связано с изменением места Сибири в Российской империи. Но были и внутренние причины, учитывающие изменения в среде самих коренных народов: расширение перехода к оседлому образу жизни, в силу этого логично вводить управление и законодательство, как для всех, что видно на примере законов о землепользовании, об управлении и др., в свою очередь государство стимулировало такие процессы, т.к. крестьянин или отходник для бюджета оказывался выгоднее, чем кочевник. Для кочевых и бродячих инородцев сохранялись веками складываемые правовые особенности в силу их хозяйственного положения и социальной организации, но также заметно, что поднятие вопросов о службе, о повинностях, о земле, показывало, какое будущее власть видела для этих категорий - оседлость и выравнивание в правах - вопрос времени.
Интеграция коренных народов Сибири в социокультурное пространство Российской империи в XIX - начале XX вв. стала более многогранна, что вызвано и политикой русификации в том числе, чем была ранее. Православизация стала осуществляться с помощью специальных миссий, распространение веры велось с использованием ряда побуждающих к этому мер. Развивалась система образования, учитывающая этнические особенности населения и новые методы обучения, но несмотря на расширение сети образовательных учреждений разной направленности, уровень грамотности инородцев оставался низким, а получение образования не гарантировало успешную дальнейшую жизнь и вертикальную социальную мобильность. Вместе с тем увеличивался запрос на получение более качественного образования, продолжала формироваться национальная интеллигенция. Об итогах культурных контактов и целенаправленно проводимых практик свидетельствует постепенное расширение использования русского языка инородцами. Усиление русского компонента в регионе способствовало тому, что коренное население впитывало их культуру, быт и традиции, знакомилось с экономическим и политическим укладом, перенимало методы хозяйствования и др., отсюда - включение нерусских народов в систему Российской империи, изменения в их идентичности. Однако важно, что коренные народы смогли сохранять элементы своей традиционной культуры.
Национальная политика должна реализовываться в двух направлениях: формирование ценностей единства общества, а также формирование возможностей для удовлетворения этнокультурных потребностей (развитие и сохранение языка, культуры, адаптация народов и т.п.), что должно в итоге нормализировать межнациональные отношения. Для современной науки изучение, как этот баланс был реализован в Российской империи, и был ли он достигнут, является актуальным направлением (такая попытка была реализована в данной работе).
Подытожив, можно сказать, что национальная политика способствовала интеграции инородцев в пространство Российской империи, сохранила некоторые веками складывающиеся особенности, но и породила новые проблемы, решать которые пришлось уже в рамках СССР и РФ.


1. 1-ая записка Ген.-Ад. Анненкова 2-го, ревизовавшего управление Западной Сибири. // Сибирские окраины: областные установления, связанные с сибирским учреждением 1822 г., в строе управления русского государства : историко-юридические очерки. Приложения. / С.М. Прутченко. - СПб. : Тип. А. С. Суворина, 1899. - С. 349-370.
2. 1-й отзыв ст.-секр. Графа Блудова от 8 ноября 1852 г. №645 (на записки ген.-ад. Анненкова. // Сибирские окраины: областные установления, связанные с сибирским учреждением 1822 г., в строе управления русского государства : историко-юридические очерки. Приложения. / С.М. Прутченко. - СПб. : Тип. А. С. Суворина, 1899. - С. 376-394.
3. 2-ая записка Ген.-Ад. Анненкова 2-го, ревизовавшего управление Западной Сибири. // Сибирские окраины: областные установления, связанные с сибирским учреждением 1822 г., в строе управления русского государства : историко-юридические очерки. Приложения. / С.М. Прутченко. - СПб. : Тип. А. С. Суворина, 1899. - С. 370-375.
4. 2-й отзыв Министра Государственных имуществ графа Киселева от 14 сентября 1852 г. (по записке ген.-ад. Анненкого 2-го об управлении в Сибири) // Сибирские окраины: областные установления, связанные с сибирским учреждением 1822 г., в строе управления русского государства : историко-юридические очерки. Приложения. / С.М. Прутченко. - СПб. : Тип. А. С. Суворина, 1899. - С. 423-468.
5. 2-ой отзыв его же. // Сибирские окраины: областные установления, связанные с сибирским учреждением 1822 г., в строе управления русского государства : историко-юридические очерки. Приложения. / С.М. Прутченко. - СПб. : Тип. А. С. Суворина, 1899. - С. 394-398.
6. Etkind, А. Internal colonization. Russia’s Imperial Experience // А. Etkind - Cambridge : Polity Press, 2011. - 289 p.
7. Kappeler, A. Rußland als Vielvölkerreich: Entstehung, Geschichte, Zerfall / А. Kappeler - München : C.H. Beck, 2008. - 416 S.
8. Абдулатипов, Р.Г. Этнонациональная политика в Российской Федерации: концепции, практика, реализация, перспективы / Р.Г. Абдулатипов - М. : Классикс Стиль М, 2007. - 552 с.
9. Административно-территориальное устройство Сибири и Дальнего
Востока. «Историческая энциклопедия Сибири» [Электронный ресурс]: Библиотека Сибирского краеведения. - Режим доступа:
http://bsk.nios.ru/enciklodediya/administrativno-territorialnoe-ustroystvo (дата
обращения 20.05.2021)
10. Акимов, Ю. Г. Северная Америка и Сибирь в конце XVI - середине XVIII в.: Очерк сравнительной истории колонизаций / Ю.Г. Акимов - СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2010. - 372 с.
11. Аксенова, Л.Н. Подготовка кадров учителей для миссионерских школ / Л.Н. Аксенова // Проблемы современного педагогического образования. - 2017. - №55-8. - С.32-40.
12. Алтайцы-добровольцы // Жизнь Алтая. - 1914. - №238 (14
декабря). - С.3.
13. Анализ данных Первой всероссийской переписи населения 1897 года» [Электронный ресурс ]: Информационная интернет - система «Профессии и занятия населения Российской империи конца XIX - начала XX вв. - Режим доступа: http://stat1897.histcensus.asu.ru/data/ (дата обращения 08.05.2020).
14. Баранцева, Н. А. Переселение в енисейскую губернию во второй половине XIX - начале XX века: этносоциальные и демографические аспекты / Н.А. Баранцева // Вестник Челябинского государственного университета. - 2009. - № 38. - С. 33-40.
15. Бахрушин, С. В. Исторический очерк заселения Сибири до половины XIX века / С.В. Бахрушин // Очерки по истории колонизации Севера и Сибири. - Петроград : Гос. Изд-во, 1922. - С. 18-79.
16. Белянин, Д. Н. Источники формирования колонизационного фонда в Западной Сибири в годы осуществления столыпинской переселенческой политики (1906-1914 гг.) / Д.Н. Белянин // Известия Алтайского государственного университета. - 2011. - № 4 (2) - С. 27-35.
17. Вербицкий, В.И. Алтайские инородцы / В.И. Вербицкий. - М. : Т-во скоропеч. А.А. Левенсон, 1893. - 221 с.
18. Вилков, О.Н. Пушной промысел в Сибири / О.Н. Вилков // Наука в Сибири. - 1999. - №45. - С. 8.
19. Волоснов, Р.Ю. Инородческий компонент в православной церковно-приходской жизни Кулундинской степи конца XIX - начала ХХ веков / Р.Ю. Волоснов // Этнокультурные и этносоциальные процессы в трансграничном пространстве России и Центральной Азии / отв. Ред. П.К. Дашковский. - Барнаул : Изд-во Алт. Ун-та, 2016. - С. 380-383.
20. Временное положение о крестьянских начальниках в губерниях Тобольской, Томской, Енисейской и Иркутской от 2 июня 1898 г. // Полное собрание законов Российской Империи. Собр. 3. - Т. XVIII. Отд. 1. 1898. - СПб, 1901. - Ст. 15503. -С. 406-416
21. Всероссийское православное миссионерское общество в 1898 году: отчет. - Москва : Печатня А. И. Снегиревой , 1899 . - 74 с.
22. Выборы в Государственную Думу, происходившие 30 и 31 мая в Томске. // Томские губернские ведомости. - 1906. - 4 июня (№ 40). - С. 3.
23. Высочайше утвержденное Положение о выборах в Государственную думу от 6 августа 1905 г. // Полное собрание законов Российской империи. Собр. III. - Т. XXV. Отд. 1. - СПб, 1908. - Ст. 26662. - с. 645-651.
24. Грамматика Алтайского языка : словарь / сост. членами Алтайской миссии. - Казань : Тип. ун-та, 1869. - 298 с.
25. Григорьев, Ю.В. К вопросу о поземельном устройстве инородцев Минусинского края / В. Ю. Григорьев - С.-Петербург : Тип. М. Стасюлевича, 1906. - 134 с.
26. Дамешек, Л.М. К вопросу о реализации проекта «Большой русской нации» в конце XIX -начале XX вв. / Л.М. Дамешек // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Политология. Религиоведение. - 2008. - №1. - С. 196-201.
27. Дамешек, Л.М. , Дамешек, И.Л. Ясак в Сибири в XVIII - начале XX века : монография / Л. М. Дамешек, И. Л. Дамешек. - Иркутск : Изд-во ИГУ, 2014. - 303 с.
28. Дамешек, Л.М. Мобилизация сибирских инородцев на тыловые работы в годы Первой мировой войны / Л.М. Дамешек // Известия ИркГУ. - 2014. - Т. 7. - С. 79-87.
29. Дамешек, Л.М. Устав об управлении инородцев М.М. Сперанского и Г.С. Батенькова / Л.М. Дамешек // Памяти декабристов. - Иркутск : Изд-во Иркутс. гос. ун-та, 1975. - С. 21-46.
30. Дамешек, Л.М. Ясачная политика царизма в XIX - начале XX века. / Л.М. Дамешек - Иркутск : Изд-во Иркут. гос. ун-та, 1983. - 137 с.
31. Дело о награждении бурятского тайши Назарова и других старшин за постройку на свои средства домов, снабжение скотом, хлебом и другими предметами 26 семей бурят, принявших христианскую веру (Описание). [Электронный ресурс]: Первый Сибирский комитет. Национальная политика и народы Сибири. РГИА. - Режим доступа: https://rgia.su/object/5827135 (дата обращения 20.05.2021).
32. Дело о награждении коллежского асессора Бикмаева за перевод на татарский язык "Уставов о "сибирских инородцах" и "сибирских киргизах" (Описание). [Электронный ресурс]: Первый Сибирский комитет. Национальная политика и народы Сибири. РГИА. - Режим доступа: https://rgia.su/object/5827191 (дата обращения 20.05.2021).
33. Дело об освобождении на три года от уплаты ясака и других податей представителей народов Сибири, принимающих христианскую веру (Описание). [Электронный ресурс]: Первый Сибирский комитет. Национальная политика и народы Сибири. РГИА. - Режим доступа: https://rgia.su/object/5827097 (дата обращения 20.05.2021).
34. Догуревич, Т.А. Свет Азии: Распространение христианства в Сибири в связи с описанием быта, нравов, обычаев и религ. верований инородцев этого края / Сост. Т.А. Догуревич. - СПб : тип. П.П. Сойкина, 1897. - 167 с.
35. Драбкина, Е.Я. Национальный и колониальный вопрос в царской России / Е.Я. Драбкина - М. : Изд-во Коммунистич. акад., 1930. - 189 с.
36. Ефимов, А.Б. Очерки по истории миссионерства Русской Православной Церкви / А.Б. Ефимов - М. : Изд-во ПСТГУ, 2007. - 688 с.
37. Ефимова, М.Р., Долгих, Е.А. Статистическая оценка грамотности населения России: от умения читать до ученых степеней / М.Р. Ефимова, Е.А. Долгих - Вопросы статистики. - 2016. - № 9. - С. 77-84.
38. Жалсанова, Б. Ц. Система поощрений должностных лиц в органах местного самоуправления бурят в XIX в. / Б.Ц. Жалсанова // Власть. - 2010. - №10. - С. 119-121.
39. Жалсанова, Б.Ц. Деятельность Баргузинской Степной думы по развитию народного образования в XIX - начале ХХ вв. / Б.Ц. Жалсанова // Власть. - 2012. - №6. - С. 180-183.
40. Журнал 2-й секции от 27 июля №1 // Журналы миссионерского съезда в г. Иркутске 1910 г. - Иркутск : Тип.М.П. Окунева. - 1910. - С. 16-17.
41. Журнал заседания Томского уездного по воинской повинности присутствия по вопросу о привлечении оседлых и кочевых инородцев уезда к отбыванию воинской повинности работам [Электронный ресурс]: Государственный архив Томской области. - Режим доступа: http://gato.tomica.ru/files/VexiPatt (дата обращения 20.05.2021).
42. Журнал общего присутствия Тобольского губернского управления по крестьянским делам с определением по вопросу о перечислении кочевых инородцев Тобольского уезда в разряд оседлых и введении у них управления и суда по правилам «Общего Положения о крестьянах» // Сословно-правовое положение и административное устройство коренных народов Северо-Западной Сибири (конец XVI - начало XX века): сборник правовых актов и документов / Ред.-сост. А.Ю. Конев. - Тюмень : Изд-во ИПОС СО РАН, 1999. - С. 207-209.
43. Журнал общего присутствия Томского губернского управления по крестьянскому отделению по вопросу о пересмотре действующего законодательства об инородцах [Электронный ресурс]: Государственный архив Томской области. - Режим доступа: http://gato.tomica.ru/files/VexiPatt (дата обращения 20.05.2021).
44. Журнал Сибирского Комитета от 5 июля 1828 г. №34 (рассмотрение рапорта сенаторов, ревизовавших управление Западной Сибири по жалобам Тобольских обывателей на отягощение их повинностями) // Сибирские окраины: областные установления, связанные с сибирским учреждением 1822 г., в строе управления русского государства : историко-юридические очерки. Приложения / С.М. Прутченко. - СПб. : Тип. А. С. Суворина, 1899. - С. 313­319.
45. Журнал Сибирского Комитета от 9 марта 1822 г. №25 (рассмотрение устава об инородцах) // Сибирские окраины: областные установления, связанные с сибирским учреждением 1822 г., в строе управления русского государства : историко-юридические очерки. Приложения / С.М. Прутченко. - СПб. : Тип. А. С. Суворина, 1899. - С. 175-177.
46. Залкинд, Е. М. Ясачная политика царизма в Бурятии в XVII - первой половине XIX в. / Е.М. Залкинд // Сибирь периода феодализма. Экономика, управление и культура Сибири XVII-XIX вв. - Новосибирск, 1965. - С. 236-247.
47. Зибарев, В.А. Юстиция у малых народов Севера XVII-XIX вв. / В.А. Зибарев. - Томск : Издательство Томского университета, 1990. - 208 с.
48. Зиновьев, В.П., Фоминых, С.Ф. Сибирь как стратегический ресурс России в Первой мировой войне / В.П Зиновьев, С.Ф. Фоминых // Русин. - 2014. - №3 (37). - С. 48-61.
49. Из «Высочайше утвержденного мнения Государственного совета о применении Судебных Уставов к губерниям и областям Сибири» // Сословно­правовое положение и административное устройство коренных народов Северо-Западной Сибири (конец XVI — начало XX века): сборник правовых актов и документов / Ред.-сост. А.Ю. Конев. - Тюмень: Изд-во ИПОС СО РАН, 1999. - С. 178-179.
50. Из доклада томского уездного исправника в губернское по воинской повинности присутствие о привлечении инородцев к исполнению воинской повинности [Электронный ресурс]: Государственный архив Томской области. - Режим доступа: http://gato.tomica.ru/files/VexiPatt (дата обращения 20.05.2021).
51. Из журнала съезда уполномоченных от волостей и управ Бийского уезда по избранию выборщиков в третью Государственную Думу. 1 октября 1907 г. // Избирательные системы на Алтае (вторая половина XVII - начало XXI вв.) : сб. док / Упр. арх. дела Алт. края, Избират. комис. Алт. края. - Барнаул : АРТ, 2006. - С. 107.
52. Именной указ «Об отправлении капитана Щербачева с командой в Сибирь для отвращения происходящих там непорядков и взяток, вымогаемых при сдаче ясака» от 6 февраля 1763 г. // ПСЗ РИ. Собр. 1. - Т. XVI. С 1762 по 1765. - СПб, 1830. -Ст. 11749. - С. 153-154.
53. Историко-статистический сборник по вопросам экономического и гражданского развития Алтайского горного округа. / под ред. П. А. Голубева. - Томск: Типолитография Михайлова и Макушина, 1890. - 436 с.
54. Исторические сведения о деятельности графа М. М. Сперанского в Сибири с 1819 по 1822 год / собр. В. Вагиным. - Санкт-Петербург : Типография Второго отделения Собственной Е. И. Канцелярии, 1872. - 801 с.
55. История Сибири с древнейших времён до наших дней: в 5 томах /
гл. ред. А.П. Окладников. - Л. : Наука, 1968-1969. - Т. 3. Сибирь в эпоху
капитализма. - 1968. - 511 с.
56. Каппелер, А. Росхя як полхетшчна хмперхя: Виникнення. 1стор1я. Розпад / А. Каппелер - Льв1в : Видавництво Украшського Католицького Ушверситету, 2005. - 360 с.
57. Карцов, В.Г. Очерк истории народов Северо-Западной Сибири / В. Г. Карцов. - М. : Гос. соц.-экон. изд-во, 1937. - 130 с.
58. Кислицын, В.Н. Земельные отношения на Алтае в дореволюционное время / В.Н. Кислицын // Вопросы географии Сибири. Вып. 18. - Томск: Изд-во Том. ун -та, 1989. - С. 123-133
59. Конев, А. Ю. Коренные народы Северо-Западной Сибири в административной системе Российской империи / А.Ю. Конев - М. : Наука, 1995. - 217 с.
60. Конев, А.Ю. О включении ясачных в сословие государственных крестьян (на материалах Западной Сибири) / А.Ю. Конев // Вестник Томского Государственного Педагогического Университета. - 2007. - №3. - С. 11-17.
61. Корусенко, С.Н., Томилов, Н.А. Татары Сибири в XVIII - начале XX вв.: расселение, численность и социальная структура / С.Н. Корусенко, Н.А. Томилов // Вестник археологии, антропологии и этнографии. - 2011. - №2. - С. 177-185.
62. Кузнецова, А. Насильственное крещение бурят / А. Кузнецова // Сибирские огни. -1927. - № 1. - С. 101-109.
63. Курас, Л.В., Жалсанова, Б.Ц. Волостная реформа в Забайкальской области в 1901-1904 гг. (на материалах Баргузинского ведомства) // Власть. - 2012. - №8. - С. 110-113.
64. Кэмпбелл (Воробьева), Е.И. «Единая и неделимая Россия» и «Инородческий вопрос» в имперской идеологии самодержавия // Пространство власти: исторический опыт России и вызовы современности. - Москва, 2001. - С. 204-216.
65. Ландышев, С. Алтайская духовная миссия / С. Ландышев. - М. : Тип. В. Готье, 1864. - 22 с.
66. Леттецкая, О.М. Представления аборигенов и крестьян Томской губернии об условиях возникновения права на землю в XIX - начале XX вв. // Известия Томского политехнического университета. - 2007. - Т. 310, № 3. - С. 179-183.
67. Макарий (Глухарев). Мысли о способах к успешному распространению Христианской веры между евреями, магометанами и язычниками в Российской Державе / Предисловие священника С. В. Страхова - М. : тип. А. Снегиревой, 1894. - 131 с.
68. Малышева, О. Г. Избирательная система и практика России в период думской монархии 1905-1917 гг. / О.Г. Малышева - М. : Квадрига. - 2018. - 240 с.
69. Малявко, С. А. «Устав об управлении инородцев» и его реализация // Труды молодых ученых Алтайского государственного университета: материалы V региональной молодежной конференции «Мой выбор - НАУКА!», XLV научной конференции студентов, магистрантов, аспирантов и учащихся лицейных классов. Вып. 15. / С.А. Малявко. - Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2018. - С. 219-222.
70. Малявко, С.А. Влияние Столыпинской реформы на землепользование инородцев юга Томской губернии / С.А. Малявко // «Научное сообщество студентов. Междисциплинарные исследования»: сборник статей по материалам XC студенческой международной научно-практической конференции. - Новосибирск: Изд. ООО «СибАК». - 2020. - № 7 (90). - С. 42 47.
71. Малявко, С.А. Некоторые аспекты национальной политики Российской империи в Томской губернии во второй четвери XIX века / С.А. Малявко // Сборник научных статей международной конференции “Ломоносовские чтения на Алтае: фундаментальные проблемы науки и техники” - 2018 [Электронный ресурс] / АлтГУ; отв. ред. Е.Д.Родионов. - Электрон. текст. дан. - Барнаул: ФГБОУ ВО "Алтайский государственный университет", 2018. - С. 1778-1782
72. Мамкина, И.Н. Введение всеобщего начального образования в Восточной Сибири в 1909-1917 гг. / И.Н. Мамкина // Известия Иркутского государственного университета. - 2015. - № 14. - С. 18-25.
73. Манифест О роспуске Государственной думы, о времени созыва новой Думы и об изменении порядка выборов в Государственную думу от 3 июня 1907 г. // Полное собрание законов Российской империи. Собр. 3. - Т. XXVII. Отд. 1-е. - СПб, 1910. - Ст. 29240. - С. 319-320
74. Мастюгина, Т.М., Перепелкин, Л.С., Стельмах, В.Г. Национальная политика в России: XVI - начало XXI века / Т.М. Мастюгина, Л.С. Перепелкин, В.Г. Стельмах. - М. : ФОРУМ; Неолит, 2013. - 304 с.
75. Мжельская, Т. В. К вопросу о земельной политике царского правительства на землях сибирских «Инородцев» в XIX - нач. XX вв. / Т.В. Мжельская, А.А. Воронина // Интерэкспо Гео-Сибирь. - 2009. - №6. - С. 210­214.
76. Миллер, А. Империя Романовых и национализм: Эссе по методологии исторического исследования. / А. Миллер - М. : Новое литературное обозрение, 2006. - 248 с.
77. Миненко, Н.А. Северо-Западная Сибирь в XVIII - первой пол. XIX в. : ист.-этногр. очерк / Н.А. Миненко - Новосибирск, 1975. - 308 с.
78. Мунханов, В.А. Документы бурятских степных дум как источник по изучению административной политики Российской империи в Сибири в XIX
в. / В.А. Мунханов // Вестн. Том. гос. ун-та. - 2010. - №338. - С. 97-100.
79. Насонов, А.А. Этноконфессиональное взаимодействие на Алтае XIX - начала XX вв. в контексте стереотипного восприятия / А.А. Насонов // Вестн. Том. гос. ун-та. История. - 2013. - №4 (24). - С. 87-91.
80. Николаев, В.В. Алтайская духовная миссия и «инородцы» предгорий Северного Алтая / В.В. Николаев // Проблемы истории, филологии, культуры. - 2010. - №4(30). - С. 329-335.
81. Нольде, А. К истории составления проекта «Свода степных законов кочевых инородцев Восточной Сибири» / А. Нольде // Сергею Федоровичу Платонову - ученики, друзья и почитатели - СПб. : Тип. Гл. упр. Уделов, 1911. - С. 502-522.
82. О видах на жительство для инородцев // ПСЗРИ. Собр 3. - Т. XVIII.1898. - СПб, 1901. - Ст. 15606. - С. 518-519.
83. О применении Положения о выборах в Государственную думу к губерниям Тобольской, Томской, Иркутской и Енисейской от 20 октября 1905
г. // Законодательные акты переходного времени. 1904-1906 гг. / под ред. Н.И. Лазаревского, 2-е изд. - СПб.: Издание Юридического книжного склада «Право», 1907. - С. 239-244.
84. Об освобождении от ясака детей и внучат тех инородцев Сибирских, кои пользуются правами личного дворянства: Положение Сибирского комитета от 01.11.1832г. // ПСЗРИ. Собр. 2-е. - Т. VII. - СПб, 1832. - Ст. 5721. - С. 816.
85. Общий свод по Империи результатов разработки, данных первой всеобщей переписи населения, произведенной 28 января 1897 года: I-II. - Санкт-Петербург : паровая типо-литография Н.Л. Ныркина, 1905. - Т. 2. - 417 с.
86. Объявленное Высочайшее повеление государя Императора «О
привлечении мужского инородческого населения империи для работ по устройству оборонительных сооружений и военных сообщений в районе действующей армии, а равно для всяких иных необходимых для государственной обороны работ». 25 июня 1916 г. [Электронный ресурс]: Электронные выставки. Официальный сайт Государственного архива Республики Бурятии. - Режим доступа: http://gbu-
garb.ru/pdf/100%20%D0%BB%D0%B5%D1%82%20%D1%80%D0%B5%D0%BA %D0%B2%D0%B8%D0%B7%D0%B8%D1%86%D0%B8%D0%B8_.pdf (дата обращения 20.05.2021).
87. Орлова, Е.А. Налогообложение коренных народов Сибири в Российской империи конца XIX века по документам из фондов Государственного архива Кемеровской области / Е.А. Орлова //Ученые записки музея-заповедника «Томская Писаница». -2015. - № 2. - С. 113-118.
88. Отзыв Министра Юстиции графа Панина от 30 октября 1852 г.
№24901 (на предположения ген.-ад. Анненкова) // Сибирские окраины: областные установления, связанные с сибирским учреждением 1822 г., в строе управления русского государства : историко-юридические очерки.
Приложения / С. М. Прутченко. - СПб. : Тип. А. С. Суворина, 1899. - С. 398­408.
89. Паскачев, А. Б. Национальная политика России (от империи - к единой российской нации) / А.Б. Паскачев - Москва : Литера, 2016. - 246 с.
90. Патриотизм и национализм как факторы российской истории (конец XVIII в. - 1991 г.). Коллективная монография / Отв. ред. В. В. Журавлев. - М : Политическая энциклопедия, 2015. - 783 с.
91. Письмо военного губернатора Забайкальской области Кияшко
бандидо хамбо -ламе Восточной Сибири о содействии в деле призыва инородцев на тыловые работы. 1 июля 1916 г. [Электронный ресурс]: Электронные выставки. Официальный сайт Государственного архива Республики Бурятии. - Режим доступа: ййр://дЬи-
garb.ru/pdf/100%20%D0%BB%D0%B5%D1%82%20%D1%80%D0%B5%D0%BA %В0%В2%В0%В8%В0%В7%В0%В8%В1%86%В0%В8%В0%В8__.pdf (дата
обращения 20.05.2021).
92. Положение об инородцах. [Электронный ресурс]: Законодательство
России. - Режим доступа:
ййр://ргауо .gov.ru/proxy/ips/7search=&етрпе=1 &со11есйоп= 0&vo1ume=100003&pg=531&coпteпtsпame=%CF%CE%CB%CE%C6%C5%CD% С8%С5+%СЕ%С1+%С8%СВ%СЕ%В0%СЕ%С4%В6%С0%В5&^ог1=1 (дата
обращения 20.05.2021).
93. Постановление совещания при общем присутствии Томского губернского управления по вопросу пересмотра законодательства об инородцах о выборе специальной комиссии [Электронный ресурс]: Государственный архив Томской области. - Режим доступа: http://gato.tomica.ru/files/VexiPatt (дата обращения 20.05.2021).
94. Потанин, Г.Н. Шаманы и шаманисты / Г.Н. Потанин // Сибирская жизнь: Иллюстрированное приложение к газете к № 110. - 1903. - №110 (25 мая). - С. 3-4.
95. Потанин, Г.Н. Областническая тенденция в Сибири / Г. Н. Потанин. - Томск: Паровая типолитография Сибирского товарищества печатного дела, 1907. - 64 с.
96. Правила о применении к областям Амурской, Приморской и Забайкальской Положения о выборах в Государственную думу и дополнительных к нему узаконений // Законодательные акты переходного времени. 1904-1906 гг. / под ред. Н.И. Лазаревского, 2-е изд. - СПб. : Издание Юридического книжного склада «Право», 1907. - С. 552-558.
97. Правила о применении к Якутской области Положения о выборах в Государственную думу и дополнительных к нему узаконений // Законодательные акты переходного времени. 1904-1906 гг. / под ред. Н.И. Лазаревского, 2-е изд. - СПб. : Издание Юридического книжного склада «Право», 1907. - С. 559-562.
98. Программа для исследования современного состояния инородцев в Томской губернии с заключением сведущих людей [Электронный ресурс]: Государственный архив Томской области. - Режим доступа: http://gato.tomica.ru/files/VexiPatt (дата обращения 20.05.2021).
99. Прутченко, С.М. Сибирские окраины: областные установления, связанные с сибирским учреждением 1822 г., в строе управления русского государства : историко-юридические очерки / С.М. Прутченко. - СПб. : Тип. А. С. Суворина, 1899. - 405 с.
100. Ремнев, A. B. самодержавие и Сибирь. Административная политика в первой половине XIX в. / А.В. Ремнев. - Омск : Изд-во Омск. Ун-та, 1995.­237 с.
101. Ремнев, А.В., Суворова, Н.Г. Управляемая колонизация и стихийные миграционные процессы на азиатских окраинах российской империи / А.В. Ремнев, Н.Г. Суворова // Полития. - 2010. - №3-4 (58-59). - С.150-191.
102. Сборник обычного права сибирских инородцев / Изд. Д.Я. Самоквасов. - Варшава : Тип. И. Носковского, 1876. - 282 с.
103. Сибирь в составе Российской империи / И.Л. Дамешек, Л.М. Дамешек, В.Л. Зиновьев [и др.]. - М. : Новое литературное обозрение, 2007. - 368 с.
104. Сидоров, Д.В. Просвещение инородцев как форма миссии в трудах и практике Н. И. Ильминского / Д.В. Сидоров // Вестник Свято-Филаретовского института. - 2014. - №11. - С. 75-89.
105. Словцов, П.А. Историческое обозрение Сибири / П. А. Словцов - С.-Петербург : Типография И. Н. Скороходова, 1886. - 326 с.
106. Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года. [Электронный ресурс]: Официальный
интернет-портал правовой информации. - Режим доступа:
http://pravo .gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102161949 (дата обращения
20.05.2021)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ