Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ И ЧАСТНАЯ ЖИЗНЬ ПРОФЕССОРОВ КАЗАНИ В 1905-1917 ГГ.

Работа №39181

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы87
Год сдачи2019
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
442
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Профессиональная жизнь профессоров Казани в 1905-1917 гг. 11
1.1. Преподавательский состав 11
1.2. Научная деятельность 25
Глава 2. Частная жизнь профессоров Казани в 1905-1917 гг 43
2.1. Семья 43
2.2. Быт и досуг 57
Заключение 79
Список использованных источников и литературы 83

Повседневная жизнь профессоров Казани является не до конца изученной и вместе с тем немаловажной проблемой. Повседневность деятелей науки неразрывно связана с такими темами как повседневная культура Российской провинции, корпоративная культура университетов, научные открытия ученых Казани, а также семейные взаимоотношения и традиции каждого профессора в частности.
Профессорская корпорация складывалась на основе различного профессионального опыта, в корне отличающихся конфессиональных и возрастных характеристик, а также дифференцированного материального состояния ее сотрудников. Все это способствовало появлению различий в возможностях и потребностях членов корпорации.
Но, к сожалению, не все аспекты обыденной жизни Казанских профессоров были полностью изучены. Для того, чтобы реконструировать «жизненные миры» профессоров и полностью структурировать их повседневность, необходимо обратиться к письменным свидетельствам современников.
Актуальность темы дипломной работы обусловлена недостаточной исследовательностью затрагиваемых проблем, так как многие вопросы из профессиональной и частной жизни профессоров Казани до сих пор остаются не раскрытыми.
Географические рамки исследования охватывают территорию Казанской губернии. Это объясняется источниковедческой работой с воспоминаниями, которые составили значительную часть труда. Данные источники находятся в Отделе редких рукописей и книг научной библиотеки им. Н.И. Лобачевского Казанского федерального университета.
Хронологические рамки охватывают период с 1905 по 1917 год. Но вырвать из исторического времени университетской жизни какой-либо кусок без утраты его связей с предшествующими и последующими событиями невозможно, к тому же и жизни людей не обрываются со сменой политических режимов или с началом реформ.
Выбор начальной даты-1905 г.- обуславливается первой Российской революцией. После нее в Казанском университете произошли серьезные изменения, как в системе управления, так и в научной деятельности профессоров. К тому же, в 1905 году в Казанском университете вступили в силу новые Временные правила, которые содержали некоторые поправки к основному Уставу. Революционные события не очень значительно, но все же повлияли на бытовые условия некоторых профессорских семей.
Конечная граница работы-1917 год- определяется тем, что с этого времени усложняется социально-политическая обстановка в стране. . А так же, революционные события 1917 года заслуживают отдельного рассмотрения, так как данный период представляет немалый интерес для изучения.
В процессе исследования использовались такие методы как: сравнение, обобщение, системный анализ. Также была отведена роль частным методам исследования: хронологическому, реконструктивному.
Объект работы- деятельность профессоров, преподававших в Казанском университете в период с 1905 по 1917 год в должностях ординарных и экстраординарных профессоров.
Предмет работы- университетская и обыденная жизнь Казанских профессоров 1905-1917 гг.
Целью дипломной работы является изучение профессиональной и частной жизни профессоров Казани в 1905-1917 годы.
Для этого необходимо решить следующие задачи:
1) Изучить преподавательский состав профессоров Казани в 1905-1917 годы
2) Охарактеризовать научную деятельность Казанских профессоров в 1905-1917 годы
3) Проанализировать частную жизнь, семейные взаимоотношения профессоров, преподававших в Казани в 1905-1917 годы
4) Выявить особенности проведения досуга, Казанских профессоров в 1905-1917 гг., исследовать их бытовые условия.
Обзор источников и литературы. Источники, использованные при написании данной работы можно разделить на следующие группы:
Первая группа- законодательные документы. В связи с тем, что Казанский университет в рассматриваемый период входил в ведомство Министерства народного просвещения, данные источники занимают значительное место в исследовании.
В работе были проанализированы университетские уставы 1863 и 1884 гг., как основные законодательные акты, регулировавшие деятельность университета в исследуемое время .
Данные документы описывали университеты как государственные учебные заведения , регулировали их учебную повседневность, устанавливая ее основные критерии: условия приема в корпорацию, службы, служебные обязанности и другие. Эти документы отражают взгляд «сверху» на профессорскую корпорацию, позволяют выявить правовые рамки, в которых она существовала.
Работа со второй группой источников- делопроизводственной документацией, являлась самой обширной. Было проанализировано одиннадцать годичных отчетов о состоянии Императорского Казанского университета. А именно: отчеты за 1905 , 1906 , 1907 , 1908 , 1909 , 1910 , 19117 , 1912 , 1913 , 1914 , 1915 , 1916 -е годы. В ходе рассмотрения данных документов можно сделать определенные выводы о составе, численности, вероисповедании профессорской корпорации , а также ознакомиться с научными открытиями каждого ученого.
Третью группу источников составляют документы личного происхождения. В работе были использованы мемуары и воспоминания.
Самым обширным материалом являлась машинописная рукопись в четырех томах «О моих предках» , которую автор, М.Н. Петровская, передала Казанскому университету в 1996 году. В воспоминаниях она рассказывает о жизни семьи Петровских. Ее дед- М.П. Петровский и отец -
Н.М. Петровский были известными Казанскими профессорами, которые занимались изучением славянской филологии. В рукописи большое внимание уделяется семейным взаимоотношениям, досугу. О научной деятельности Н.М. Петровского, о становлении его карьеры была выделена отдельная глава.
Следующим источником являются «Воспоминания о Н.П. Загоскине» , о котором написала его дочь - О.Н. Загоскина. Она рассказывала о своем отце как о талантливейшем человеке, прекрасном преподавателе и отличном мастере своего дела. В воспоминании детально описывается квартира, в которой они жили, а также увлечения, которые были так близки ее отцу.
Воспоминания Я.Ю. Попелянского об известном профессоре - невропатологе Л.О. Даркшевиче являются ценным памятником, помогающем детально восстановить картину жизни выдающегося человека.
Биографические словари, в которых имеются статьи об ученых стали активно распространяться во второй половине 19 века. Среди них можно назвать Критико-биографический словарь под редакцией С.А. Венгерова , Вульфсона , словарь под редакцией Л.Ф. Змеева «Русские врачи- писатели» . Многие из них содержали автобиографические справки.
В данном исследовании были использованы материалы Биографического словаря профессоров и преподавателей под редакцией Н.П. Загоскина . В статьях словаря фиксировались основные этапы профессиональной биографии профессоров, их социальное положение.
Таким образом, профессиональная и частная жизнь профессоров Казани в 1905-1917 гг. представлена широким кругом источников. Законодательные документы представляют собой реконструкцию повседневности так, какой она была задана государством. Источники личного происхождения позволяют проследить влияние профессиональной сферы на взаимоотношения внутри семьи, а также изучить бытовые условия и рассмотреть увлечения каждого профессора как форму досуга. Биографические словари позволяют выявить декларируемые принципы существования корпорации.
Изученную литературу логично разделить на следующие группы. Первая группа- исследования, посвященные истории Казанского университета и отдельным ученым. Вторая группа- исследования по истории российского образования. Следующая группа публикаций посвящена культурной истории российских университетов.
Интересующий меня период стал объектом анализа только в советское время. Так, впервые целостный рассказ об истории Казанского
императорского университета был создан М.К. Корбутом к 125-летию
21
университета . Данная работа содержит богатый материал для характеристики повседневности Казанской профессуры. Долгое время она считалась самым комплексным рассказом истории Казанского университета.
Появление значительного количества современных исследований по истории Казанского университета стимулировал его 200-летний юбилей. В 2003-2005 гг. были выпущены многие работы, посвященные жизни профессоров.
В коллективном исследовании «Ректоры Казанского университета. 1804-2004» (под редакцией В.С. Королева) представлены биографические очерки глав университета за 200-летний период его существования .
Особое место в современной историографии занимает обобщающий коллективный труд - «История Казанского университета» , созданный профессорами исторического факультета под редакцией И.П. Ермолаева. Исследование базируется на широком круге опубликованных и неопубликованных источников: материалах делопроизводственного
характера, официальной и частной переписке, научных трудах, источниках личного происхождения, периодической печати.
В целом, рассмотренные работы представляют собой историю Казанского университета, а также демонстрируют его значимость для страны.
Отдельную группу исследований составляют работы по истории российской высшей школы. В монографии А.Е. Иванова «Высшая школа России в конце XIX-начале XX вв.» рассматривается организационное устройство и деятельность российской высшей школы. В следующем исследовании А.Е. Иванова «Ученые степени в Российской империи XVIII в. - 1917 г.» говорится о подготовке научно-педагогических кадров, а также способы присвоения научных степеней.
К последней группе можно отнести литературу, посвященную культурной истории Казанского университета. Например, авторы одной из самых известных работ по данной теме , В.А.Вишленкова, С.Ю. Малышева, А.А. Сальникова , подробно описали стиль жизни, организацию времени, досуг, качество жизни университетский людей.
В изучаемый период для российского общества особое значение имело социальное и сословное положение, это необходимо было учитывать при анализе повседневности казанских профессоров. Поскольку значительная их доля была выходцами из дворянского сословия, в работе был использован генеалогический словарь, составленный Г.А. Двоеносовой «Казанское
дворянство» , содержащий родословные казанского потомственного дворянства с 1785 по 1917 г.
В исследовании Е.А. Вишленковой, С.Ю. Малышевой, А.А. Сальниковой «Культура повседневности провинциального города: Казань и казанцы в XIX-XX вв.» анализируются стили жизни, характерные для различных слоев жителей Казани XIX-XX вв., качество жизни, формы досуга, городское пространство, его влияние на жизнь горожан.
Таким образом, советский период стал временем появления работ, где Казанский университет рассматривался как государственное научное учреждение. Так же советскими исследователями были проанализированы формальные признаки профессорской корпорации российских университетов- численность, социальный, национальный состав. Появление в наше время различных исследований, посвященных культуре повседневности позволяют изучить многие аспекты частной жизни профессоров Казани.
Научно-практическая значимость дипломной работы заключается в том, что данные материалы могут быть использованы при проведении семинарских занятий со студентами по курсу Отечественной истории конца XIX-начала XX веков.
В соответствии с целью и задачами, работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Таким образом, изучение источников и литературы позволило составить представления о повседневном мире профессоров Казанского университета в период с 1905 по 1917 год. Непосредственно изучению корпорации профессоров Казанского университета, а также ведущей - научной деятельности ученых была посвящена первая глава работы. Во второй главе была рассмотрена частная жизнь университетских профессоров как части их корпоративного существования. На основании проделанной работы сделаны следующие выводы: на количественный состав корпорации профессоров Казанского университета, особенности сословного, национального происхождения оказывали влияния разнообразные факторы — общая ситуация в высшей школе страны, правительственная политика в отношении университетов, представления о месте Казанского университета в университетском пространстве, кризисы корпоративных отношений, материальное положение, субъективные представления и личные обстоятельства ученых.
Незначительно развитая практика перехода преподавателей из одних учебных заведений в другие приводила к тому, что специфической особенностью казанской корпорации был ее местный колорит. На протяжении изучаемого времени основную часть профессорской корпорации составляли преподаватели, получившие образование и всю сознательную жизнь прожившие в Казани. Длительный процесс подготовки профессорских кадров, практика оставления профессоров на службе после 25-летнего (по Уставу 1863 г.) и 30-летнего (по Уставу 1884 г.) срока выслуги, сказывались на возрастном составе корпорации.
В течение изучаемого периода наблюдается тенденция демократизации сословного состава профессоров Казанского университета, характерная в целом для всех учебных заведений страны. Однако сословная
принадлежность не являлась значимой для университетского сообщества, поскольку профессура позиционировала себя в качестве особой социальной группы. Происхождение не влияло на обретение авторитета и репутации в академической среде.
Механизмы университетского управления исследуемого времени позволяли профессорам влиять на сроки нахождения на службе. Оставление заслуженных профессоров в Казанском университете после выхода на пенсию в связи с хронической нехваткой преподавателей, а также длительное время, необходимое для получения профессорской должности приводили к старению корпорации.
Для профессоров научная работа составляла очень важную часть университетской деятельности. Научная работа влияла на специфику организации социального времени. Особенность исследовательского труда профессоров требовала их постоянного присутствия в лабораториях и учебных кабинетах. Поэтому они проводили в стенах университета больше времени, чем требовали их обязанности. Быстрыми темпами развивались научные школы, все чаще стали открываться новые направления. Научные достижения ученых создали Казанскому университету репутацию самостоятельного центра научного производства
Профессиональная деятельность оказывала сильное влияние на частную сферу жизни профессоров. Сквозь призму своего труда ими воспринимались и элементы повседневной жизни, формировались привычки, отличные от привычек других социальных групп, конструировалось частное пространство. Супругами профессоров, как правило, становились девушки из образованных слоев горожан, довольно распространенным явлением были браки внутри университетской корпорации. Особенность научной работы приводила к вовлечению семей ученых в их профессиональную сферу деятельности и общения. В рассматриваемый период в университетской среде утверждается идеал семейных отношений, когда супруга является помощником, товарищем профессора в его профессиональной деятельности. Претензии и желания профессоров утвердить университетскую культуру в качестве элитарной, публичность, открытость частного пространства вырабатывала значительную степень самоконтроля и в частой сфере жизни.
Социальный статус казанских профессоров требовал от них поддержания достаточно высокого уровня жизни. Несмотря на существенную разницу в доходах из-за существующей системы гонораров профессора стремились подчеркнуть свою принадлежность к университетской корпорации через определенную организацию быта, особенности материальных расходов, например, коллекционирование, собирание книг. Это требовало большого материального напряжения. В наиболее выгодном положении в данной ситуации оказывались заслуженные ординарные профессора, чьи доходы возрастали за счет пенсии. От молодых людей вхождение в профессорскую корпорацию требовало много лет материальных ограничений и трудностей.
В связи со спецификой научной деятельности, а также с тем, что научной работой профессорам приходилось заниматься в свободное от службы время, их досуг был четко организован. Досуг зависел от семейного положения, так как на планирование свободного времени семейных профессоров оказывали влияние их домочадцы. На формы проведения досуга ученых влияли условия Казани. Излюбленными способами проведения свободного времени были посещения театра, прогулки в городских садах, парках, поездки на пароходах. В целом досуговые практики профессоров были типичными для образованного высшего и среднего слоя горожан.
Профессорский статус влиял на формирование особых форм досуга. Увлечения ученых во многом были связаны с научной деятельностью, также особенностью организации их занятий в свободное время являлось стремление выйти за рамки индивидуальных форм проведения досуга на уровень общественных организаций. В связи с этим казанские профессора зачастую становились организаторами и активными участниками различных обществ.
Таким образом, специфика повседневной жизни профессоров заключалась в тесной взаимосвязи и взаимозависимости профессионального и домашнего быта, которая отличала повседневность университетских преподавателей от других категорий горожан.


1) Неопубликованные :
Отдел рукописей и редких книг Научной библиотеки им. Н.И.Лобачевского Казанского(Приволжского) Федерального университета.
Ед. хр. 10007. Петровская М.Н. О моих предках.
2) Опубликованные :
1) Агафонов Н.Я. Из казанской истории / Н.Я. Агафонов. - Казань: лито-типография И.Н. Харитонова, 1906. - 345 с.
2) Биографический словарь профессоров и преподавателей императорского Казанского университета (1804-1904): в 2 ч./ под ред. Н.П. Загоскина. - Казань, 1905. - 299 с.
3) Венгеров С.А. Критико-биографический словарь русских писателей и ученых от начала русской образованности и до наших дней.- СПБ., 1897. - 465 с.
4) Г одичный отчет о состоянии Императорского Казанского
университета за 1905 год. - Казань, 1906. - 109 с.
5) Годичный отчет о состоянии Императорского Казанского
университета за 1906 год. - Казань, 1907. - 106 с.
6) Г одичный отчет о состоянии Императорского Казанского
университета за 1907 год. - Казань, 1908. - 113 с.
7) Годичный отчет о состоянии Императорского Казанского
университета за 1908 год. - Казань, 1909. - 110 с.
8) Г одичный отчет о состоянии Императорского Казанского
университета за 1908 год. - Казань, 1909. - 110 с.
9) Годичный отчет о состоянии Императорского Казанского
университета за 1908 год. - Казань, 1909. - 110 с.
10) Годичный отчет о состоянии Императорского Казанского
университета за 1909 год. - Казань, 1910. - 120 с.
11) Годичный отчет о состоянии Императорского Казанского университета за 1910 год. - Казань, 1911. - 125 с.
12) Годичный отчет о состоянии Императорского Казанского
университета за 1911 год. - Казань, 1912. - 104 с.
13) Годичный отчет о состоянии Императорского Казанского
университета за 1912 год. - Казань, 1913. - 108 с.
14) Годичный отчет о состоянии Императорского Казанского
университета за 1913 год. - Казань, 1914. - 109 с.
15) Годичный отчет о состоянии Императорского Казанского
университета за 1914 год. - Казань, 1915. - 115 с.
16) Годичный отчет о состоянии Императорского Казанского
университета за 1914 год. - Казань, 1915. - 115 с.
17) Годичный отчет о состоянии Императорского Казанского
университета за 1915 год. - Казань, 1916. - 106 с.
18) Годичный отчет о состоянии Императорского Казанского
университета за 1916 год. - Казань, 1917. - 110 с.
19) Егоров А.Д. Из воспоминаний о медицинском факультете Казанского университета (1909-1914) / А.Д. Егоров // История Казанского государственного медицинского университета / В.Ю. Альбицкий и др. - Казань: Магариф, 2006. - 189 с.
20) Загоскина О.Н. Воспоминания о Н.П. Загоскине.- Казань: Издательство Казанского университета, 2002. - 28 с.
21) Исаков А.П. Летопись Казанского государственного университета: (история в фактах, подтвержденная документами): в 2 т. / А.П. Исаков, Е.П. Исаков. - Т . 1 . 1804-1945. - Казань; Лондон: МИАН, 2004. - 423 с.
22) Казанский университет (1804-2004): Биобиблиографический
словарь / [Авт. проекта, гл. ред. Г.Н. Вульфсон]. - Т. 1-2. - Казань, 2002-2004. - 680 с.
23) Николай Федорович Катанов. Материалы и сообщения. — Абакан: Хакасское книжное издательство, 1958. - 205 с.
24) Обозрения преподавания в 1908-1909 учебном году - Казань: Типография Императорского университета, 1908. — 36 с.
25) Обозрения преподавания в 1909-1910 учебном году. - Казань: Типография Императорского университета, 1910. - 38 с.
26) Общий устав Императорских Российских университетов. - СПБ, 1884 год. - 39 с.
27) Пинегин М.Н. Казань в ее прошлом и настоящем. Очерки по истории, достопримечательностям и современному положению города / М.Н. Пинегин. - Казань: Б.и., 2005. - 784 с.
28) Попелянский Я.Ю. Профессор Ливерий Осипович Даркшевич..- Казань: татарское книжное издательство, 1976. - 380 с.
29) Съезд профессоров в С-Петербурге 5-27 января 1906 года (Доклад представителей Казанского университета). - Казань, 1906. - 30 с.
30) Флерин Н.Ф. Медицинский факультет Казанского университета полвека тому назад / Н.Ф. Флерин // История Казанского государственного медицинского университета / В.Ю. Альбицкий и др. - Казань: Магариф, 2006. - 322 с.
Литература
1) Вишленкова Е.А.., Малышева С.Ю., Сальникова А.А., Культура повседневности провинциального города: Казань и казанцы в XIX - XX вв. - Казань, 2008. - 324 с.
2) В.Г. Диц, А.В. Гарзавина, И.А. Новицкая . Немецкие ученые- профессора Казанского университета - Казань, 2004 - 160 с.
3) Вишленкова Е.А. Культурное пограничье Казанского университета // Образование и просвещение в губернской Казани: сб. статей / отв. ред. И.К. Загидуллин, Е.А. Вишленкова. -Вып. 1. -Казань, 2008. - С. 33.
4) Вишленкова Е.А. Учебная повседневность в Казанском императорском университете // История и историки в Казанском университете. К 125-летию Общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете. Сборник научных статей и сообщений.-Ч. II. - Казань,2007.
5) Вишленкова Е.А., Малышева С.Ю., Сальникова А.А. Terra Universitatis: два века университетской культуры в Казани. — Казань, 2005. - 530 с.
6) Вишленкова Е.А.., Малышева С.Ю., Сальникова А.А., Культура повседневности провинциального города: Казань и казанцы в XIX - XX вв. - Казань, 2008. - 245 с.
7) Ермолаев И. П.., Литвин А.Л. Профессор Николай Николаевич Фирсов: очерк жизни и деятельности. - Казань, 1976. - 280 с.
8) Иванов А.Е. Высшая школа России в конце Х1Х-начале XX века /А.Е. Иванов. -М.: Б.и., 1991.-392 с.
9) Иванов А.Е. Ученые степени в Российской империи XVIQ-1917 г. /А.Е. Иванов. -М., 1994. - 197 с.
10) Изучение и преподавание отечественной истории в Казанском университете / В.В. Астафьев, Д.М. Галиуллина, СЮ. Малышева, А.А. Сальникова - Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 2003. - 180 с.
11) История Казанского университета. - Казань, 2004.
12) Казанское дворянство 1785-1917 гг. Генеалогический словарь / отв. ред. Л.В. Горохова, Д.Р. Шарафутдинов. - Казань, 2001. - 290 с.
13) Корбут М.К. Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова-Ленина за 125 лет : в 2 т. - Т. 2. - Казань, 1930. - 324 с.
14) Нике Н.Н. Московская профессура во второй половине XIX - начале XX века. Социокультурный аспект / Н.Н. Нике. - М.: Новый хронограф, 2008. -304 с.
15) Нике Н.Н. Московская профессура во второй половине XIX - начале XX века. Социокультурный аспект. - М., 2008. - 219 с.
16) Очерки истории Казанского университета. - Казань: Издательство Казанского университета, 2002. - 250 с.
17) Ректоры Казанского Университета, 1804-2004 гг. : очерки жизни и деятельности/ сост. И научн.ред. В.С. Королев. - Казань, 2004. - 279 с.
18) Смыков Ю.И., Шишкин В.И.. Последние годы под двуглавым орлом. 1901-1917 // История Казанского университета. — Казань, 2004. - 322 с.
19) Усманова Д. М. Профессора и выпускники Казанского университета в Думе и Госсовете России. 1906-1917: биографические очерки / Д.М. Усманова. - Казань: Издательство Казанского университета, 2002. - 274 с.
20) Эймонтова Р.Г. Русские университеты на грани двух эпох. От России крепостнической к России капиталистической / Р.Г. Эймонтова. — М.: Наука, 1985.-350 с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ