ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ
|
Введение
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ В РАЗВИТИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ
1.1 Понятие «познавательный интерес», характеристика и
особенности его развития 6
1.2 Интерактивные методы как средства развития познавательного
интереса учащихся 11
1.3 Методика организации и проведения интерактивных уроков 16
ГЛАВА 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ХИМИИ В 9 КЛАССЕ 20
2.1 Методологические и теоретические основы применения
интерактивных методов на уроках химии 20
2.2 Разработка урока по теме «Водород» 27
2.3 Разработка урока по теме «Кислород» 34
ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ 9 КЛАССОВ НА УРОКАХ ХИМИИ
3.1 Выявление исходного уровня познавательного интереса
учащихся 9 классов 41
3.2 Проведение комплекса уроков по химии, направленного на
развитие познавательного интереса учащихся 44
3.3 Результаты экспериментальной работы по развитию
познавательного интереса 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 52
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 61
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ В РАЗВИТИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ
1.1 Понятие «познавательный интерес», характеристика и
особенности его развития 6
1.2 Интерактивные методы как средства развития познавательного
интереса учащихся 11
1.3 Методика организации и проведения интерактивных уроков 16
ГЛАВА 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ХИМИИ В 9 КЛАССЕ 20
2.1 Методологические и теоретические основы применения
интерактивных методов на уроках химии 20
2.2 Разработка урока по теме «Водород» 27
2.3 Разработка урока по теме «Кислород» 34
ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ 9 КЛАССОВ НА УРОКАХ ХИМИИ
3.1 Выявление исходного уровня познавательного интереса
учащихся 9 классов 41
3.2 Проведение комплекса уроков по химии, направленного на
развитие познавательного интереса учащихся 44
3.3 Результаты экспериментальной работы по развитию
познавательного интереса 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 52
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 61
Современная школа призвана обеспечивать личностное развитие учащегося, поддерживать его индивидуальность, способность к саморазвитию и творчеству уже с первого года обучения в школе, когда выявляются задатки и способности ребенка, его нравственные убеждения, закладываются основы личности. Познавательный интерес является важным фактором совершенствования учебного процесса и одновременно показателем его эффективности и результативности, поскольку он стимулирует познавательную активность, самостоятельность, творческий подход к овладению материалом, побуждает к самообразованию.
В настоящее время главной проблемой в школьном обучении является проблема заинтересованности учащихся в изучении того или иного предмета. Именно благодаря интересу процесс приобретения знаний становится движущей силой интеллектуального, морального и эмоционального развития личности. Понимание учащимися важности изучения предмета, их привлечение к процессу самостоятельного поиска знаний, разнообразие учебной деятельности, яркость материала, эмоциональный отклик являются основными показателями возникновения устойчивой потребности к обучению.
Проблема развития познавательного интереса учащихся в процессе обучения занимает одно из ведущих мест в современных психолого-педагогических исследованиях. Эффективность учебного процесса во многом зависит от решения данной проблемы, так как интерес является важным мотивом познавательной деятельности учащихся и, одновременно, основным средством ее оптимизации.
Чтобы повысить эффективность познавательной деятельности, мотивацию и интерес к обучению, следует давать ученику больше возможностей проявить инициативу, показать себя, свои способности и интересы. Такую возможность предоставляет технология интерактивного обучения.
Интерактивное обучение является одним из важных условий для возникновения и укрепления познавательного интереса учащихся к учебному процессу. Его сила заключается в том, чтобы побуждать учащихся задавать вопросы, развивать у ребят интерес к познанию мира и активно влиять на процесс формирования у школьников научного мировоззрения.
Преобладание интерактивных методов обучения, способствующих развитию познавательной деятельности личности, придает отношениям обучающегося и учителя характер взаимопринимающего взаимодействия, создавая при этом поле совместного творческого напряжения, эмоционального переживания.
Актуальность интерактивного обучения заключается в том, что оно, в отличие от традиционного, доставляет радость самостоятельного поиска, открытия, обеспечивает развитие познавательного интереса и творческой активности учащихся.
Цель исследования: определить влияние интерактивных методов на развитие познавательного интереса учащихся при изучении химии.
Исходя из цели исследования, были выдвинуты следующие задачи:
1. Рассмотреть психолого-педагогическую сущность познавательного интереса.
2. Изучить особенности применения интерактивных методов как средства развития познавательного интереса учащихся.
3. Разработать конспекты уроков по химии с использованием интерактивных методов.
4. Экспериментально проверить эффективность использования интерактивных методов в развитии познавательного интереса учащихся.
Объект исследования: процесс обучения химии в 9 классе.
Предмет исследования: интерактивные методы как средства развития познавательного интереса.
Для реализации поставленных задач были применены следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы,
наблюдение, анкетирование, эксперимент.
Гипотеза исследования: применение интерактивных методов обучения способствует развитию познавательного интереса учащихся.
В настоящее время главной проблемой в школьном обучении является проблема заинтересованности учащихся в изучении того или иного предмета. Именно благодаря интересу процесс приобретения знаний становится движущей силой интеллектуального, морального и эмоционального развития личности. Понимание учащимися важности изучения предмета, их привлечение к процессу самостоятельного поиска знаний, разнообразие учебной деятельности, яркость материала, эмоциональный отклик являются основными показателями возникновения устойчивой потребности к обучению.
Проблема развития познавательного интереса учащихся в процессе обучения занимает одно из ведущих мест в современных психолого-педагогических исследованиях. Эффективность учебного процесса во многом зависит от решения данной проблемы, так как интерес является важным мотивом познавательной деятельности учащихся и, одновременно, основным средством ее оптимизации.
Чтобы повысить эффективность познавательной деятельности, мотивацию и интерес к обучению, следует давать ученику больше возможностей проявить инициативу, показать себя, свои способности и интересы. Такую возможность предоставляет технология интерактивного обучения.
Интерактивное обучение является одним из важных условий для возникновения и укрепления познавательного интереса учащихся к учебному процессу. Его сила заключается в том, чтобы побуждать учащихся задавать вопросы, развивать у ребят интерес к познанию мира и активно влиять на процесс формирования у школьников научного мировоззрения.
Преобладание интерактивных методов обучения, способствующих развитию познавательной деятельности личности, придает отношениям обучающегося и учителя характер взаимопринимающего взаимодействия, создавая при этом поле совместного творческого напряжения, эмоционального переживания.
Актуальность интерактивного обучения заключается в том, что оно, в отличие от традиционного, доставляет радость самостоятельного поиска, открытия, обеспечивает развитие познавательного интереса и творческой активности учащихся.
Цель исследования: определить влияние интерактивных методов на развитие познавательного интереса учащихся при изучении химии.
Исходя из цели исследования, были выдвинуты следующие задачи:
1. Рассмотреть психолого-педагогическую сущность познавательного интереса.
2. Изучить особенности применения интерактивных методов как средства развития познавательного интереса учащихся.
3. Разработать конспекты уроков по химии с использованием интерактивных методов.
4. Экспериментально проверить эффективность использования интерактивных методов в развитии познавательного интереса учащихся.
Объект исследования: процесс обучения химии в 9 классе.
Предмет исследования: интерактивные методы как средства развития познавательного интереса.
Для реализации поставленных задач были применены следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы,
наблюдение, анкетирование, эксперимент.
Гипотеза исследования: применение интерактивных методов обучения способствует развитию познавательного интереса учащихся.
Познавательный интерес - важнейшее образование личности, возникающее в процессе жизнедеятельности человека и формирующееся в социальных условиях его существования. Создание благоприятной эмоциональной атмосферы познавательной деятельности обучающихся является важнейшей предпосылкой развития познавательного интереса и личности ученика в учебном процессе. Именно познавательный интерес, являясь устойчивым интегральным образованием личности ребенка, способствует формированию личности в целом. При этом активизируется развитие интеллектуальных способностей, творческого потенциала, нравственных отношений.
Интерактивные методы обучения - методы, предполагающие взаимодействие между педагогом и учащимся в режиме диалога или беседы. В отличие от активных методов, интерактивные методы ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом, а также на доминирование активности учащихся в процессе обучения. Использование интерактивной технологии делает процесс обучения более контролируемым и устойчивым, позволяя учителю профессионально управлять процессами на уроке и достигать запланированных результатов.
Нами разработаны и проведены уроки по темам «Общая характеристика неметаллов», «Водород», «Общая характеристика галогенов», «Соединения галогенов и их получение», «Кислород» с использованием интерактивного характера деятельности обучающихся. Конспекты уроков по темам «Кислород» и «Водород» представлены в работе. Разработанные уроки соответствуют современным требованиям ФГОС.
Результаты экспериментальной работы показали, что в контрольной группе произошли незначительные изменения в связи с тем, что группа занималась параллельно экспериментальной, однако занятия проводились в традиционной форме, а в экспериментальной группе повысился уровень познавательного интереса при применении интерактивных методов. По итогам контрольного этапа в контрольной группе: количество обучающихся с высоким уровнем уменьшилось на 8% и составило 20%, а со средним уровнем осталось неизменным - 32%. Количество обучающихся с низким уровнем увеличилось на 8 % (48%). А в экспериментальной группе количество обучающихся с низким уровнем познавательного интереса уменьшилось на 15% и составило 35%. Число обучающихся со средним уровнем составило 39%. Количество обучающихся с высоким уровнем увеличилось на 7% (26%).
Исходя из полученных результатов, мы делаем вывод о том, что выдвинутая нами гипотеза подтвердилась.
Таким образом, применение интерактивных методов обучения в практике преподавания способствует повышению уровня познавательного интереса обучающихся, следовательно, и эффективности урока.
Интерактивные методы обучения - методы, предполагающие взаимодействие между педагогом и учащимся в режиме диалога или беседы. В отличие от активных методов, интерактивные методы ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом, а также на доминирование активности учащихся в процессе обучения. Использование интерактивной технологии делает процесс обучения более контролируемым и устойчивым, позволяя учителю профессионально управлять процессами на уроке и достигать запланированных результатов.
Нами разработаны и проведены уроки по темам «Общая характеристика неметаллов», «Водород», «Общая характеристика галогенов», «Соединения галогенов и их получение», «Кислород» с использованием интерактивного характера деятельности обучающихся. Конспекты уроков по темам «Кислород» и «Водород» представлены в работе. Разработанные уроки соответствуют современным требованиям ФГОС.
Результаты экспериментальной работы показали, что в контрольной группе произошли незначительные изменения в связи с тем, что группа занималась параллельно экспериментальной, однако занятия проводились в традиционной форме, а в экспериментальной группе повысился уровень познавательного интереса при применении интерактивных методов. По итогам контрольного этапа в контрольной группе: количество обучающихся с высоким уровнем уменьшилось на 8% и составило 20%, а со средним уровнем осталось неизменным - 32%. Количество обучающихся с низким уровнем увеличилось на 8 % (48%). А в экспериментальной группе количество обучающихся с низким уровнем познавательного интереса уменьшилось на 15% и составило 35%. Число обучающихся со средним уровнем составило 39%. Количество обучающихся с высоким уровнем увеличилось на 7% (26%).
Исходя из полученных результатов, мы делаем вывод о том, что выдвинутая нами гипотеза подтвердилась.
Таким образом, применение интерактивных методов обучения в практике преподавания способствует повышению уровня познавательного интереса обучающихся, следовательно, и эффективности урока.



