Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ

Работа №37714

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы66
Год сдачи2019
Стоимость6500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
407
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ В РАЗВИТИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ
1.1 Понятие «познавательный интерес», характеристика и
особенности его развития 6
1.2 Интерактивные методы как средства развития познавательного
интереса учащихся 11
1.3 Методика организации и проведения интерактивных уроков 16
ГЛАВА 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ХИМИИ В 9 КЛАССЕ 20
2.1 Методологические и теоретические основы применения
интерактивных методов на уроках химии 20
2.2 Разработка урока по теме «Водород» 27
2.3 Разработка урока по теме «Кислород» 34
ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ 9 КЛАССОВ НА УРОКАХ ХИМИИ
3.1 Выявление исходного уровня познавательного интереса
учащихся 9 классов 41
3.2 Проведение комплекса уроков по химии, направленного на
развитие познавательного интереса учащихся 44
3.3 Результаты экспериментальной работы по развитию
познавательного интереса 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 52
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 61


Современная школа призвана обеспечивать личностное развитие учащегося, поддерживать его индивидуальность, способность к саморазвитию и творчеству уже с первого года обучения в школе, когда выявляются задатки и способности ребенка, его нравственные убеждения, закладываются основы личности. Познавательный интерес является важным фактором совершенствования учебного процесса и одновременно показателем его эффективности и результативности, поскольку он стимулирует познавательную активность, самостоятельность, творческий подход к овладению материалом, побуждает к самообразованию.
В настоящее время главной проблемой в школьном обучении является проблема заинтересованности учащихся в изучении того или иного предмета. Именно благодаря интересу процесс приобретения знаний становится движущей силой интеллектуального, морального и эмоционального развития личности. Понимание учащимися важности изучения предмета, их привлечение к процессу самостоятельного поиска знаний, разнообразие учебной деятельности, яркость материала, эмоциональный отклик являются основными показателями возникновения устойчивой потребности к обучению.
Проблема развития познавательного интереса учащихся в процессе обучения занимает одно из ведущих мест в современных психолого-педагогических исследованиях. Эффективность учебного процесса во многом зависит от решения данной проблемы, так как интерес является важным мотивом познавательной деятельности учащихся и, одновременно, основным средством ее оптимизации.
Чтобы повысить эффективность познавательной деятельности, мотивацию и интерес к обучению, следует давать ученику больше возможностей проявить инициативу, показать себя, свои способности и интересы. Такую возможность предоставляет технология интерактивного обучения.
Интерактивное обучение является одним из важных условий для возникновения и укрепления познавательного интереса учащихся к учебному процессу. Его сила заключается в том, чтобы побуждать учащихся задавать вопросы, развивать у ребят интерес к познанию мира и активно влиять на процесс формирования у школьников научного мировоззрения.
Преобладание интерактивных методов обучения, способствующих развитию познавательной деятельности личности, придает отношениям обучающегося и учителя характер взаимопринимающего взаимодействия, создавая при этом поле совместного творческого напряжения, эмоционального переживания.
Актуальность интерактивного обучения заключается в том, что оно, в отличие от традиционного, доставляет радость самостоятельного поиска, открытия, обеспечивает развитие познавательного интереса и творческой активности учащихся.
Цель исследования: определить влияние интерактивных методов на развитие познавательного интереса учащихся при изучении химии.
Исходя из цели исследования, были выдвинуты следующие задачи:
1. Рассмотреть психолого-педагогическую сущность познавательного интереса.
2. Изучить особенности применения интерактивных методов как средства развития познавательного интереса учащихся.
3. Разработать конспекты уроков по химии с использованием интерактивных методов.
4. Экспериментально проверить эффективность использования интерактивных методов в развитии познавательного интереса учащихся.
Объект исследования: процесс обучения химии в 9 классе.
Предмет исследования: интерактивные методы как средства развития познавательного интереса.
Для реализации поставленных задач были применены следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы,
наблюдение, анкетирование, эксперимент.
Гипотеза исследования: применение интерактивных методов обучения способствует развитию познавательного интереса учащихся.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Познавательный интерес - важнейшее образование личности, возникающее в процессе жизнедеятельности человека и формирующееся в социальных условиях его существования. Создание благоприятной эмоциональной атмосферы познавательной деятельности обучающихся является важнейшей предпосылкой развития познавательного интереса и личности ученика в учебном процессе. Именно познавательный интерес, являясь устойчивым интегральным образованием личности ребенка, способствует формированию личности в целом. При этом активизируется развитие интеллектуальных способностей, творческого потенциала, нравственных отношений.
Интерактивные методы обучения - методы, предполагающие взаимодействие между педагогом и учащимся в режиме диалога или беседы. В отличие от активных методов, интерактивные методы ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом, а также на доминирование активности учащихся в процессе обучения. Использование интерактивной технологии делает процесс обучения более контролируемым и устойчивым, позволяя учителю профессионально управлять процессами на уроке и достигать запланированных результатов.
Нами разработаны и проведены уроки по темам «Общая характеристика неметаллов», «Водород», «Общая характеристика галогенов», «Соединения галогенов и их получение», «Кислород» с использованием интерактивного характера деятельности обучающихся. Конспекты уроков по темам «Кислород» и «Водород» представлены в работе. Разработанные уроки соответствуют современным требованиям ФГОС.
Результаты экспериментальной работы показали, что в контрольной группе произошли незначительные изменения в связи с тем, что группа занималась параллельно экспериментальной, однако занятия проводились в традиционной форме, а в экспериментальной группе повысился уровень познавательного интереса при применении интерактивных методов. По итогам контрольного этапа в контрольной группе: количество обучающихся с высоким уровнем уменьшилось на 8% и составило 20%, а со средним уровнем осталось неизменным - 32%. Количество обучающихся с низким уровнем увеличилось на 8 % (48%). А в экспериментальной группе количество обучающихся с низким уровнем познавательного интереса уменьшилось на 15% и составило 35%. Число обучающихся со средним уровнем составило 39%. Количество обучающихся с высоким уровнем увеличилось на 7% (26%).
Исходя из полученных результатов, мы делаем вывод о том, что выдвинутая нами гипотеза подтвердилась.
Таким образом, применение интерактивных методов обучения в практике преподавания способствует повышению уровня познавательного интереса обучающихся, следовательно, и эффективности урока.



1. Алексеева И.Я. Интерактивный метод обучения как средство повышения интереса ученика к изучаемому предмету // Теория и практика образования в современном мире: материалы IX Междунар. науч. конф. - СПб.: Свое издательство, 2016. - С. 42-44.
2. Андреев В.И. Педагогика. - Казань: Центр инновационных технологий,2000. - 608 с.
3. Беляев М.Ф. Психология интереса. - М.: Просвещение, 1977. - 259 с.
4. Блинов А.О. Интерактивные методы в образовательном процессе. Учеб. пособие / А.О. Блинов, Е.Н. Благирева, О.С. Рудакова. - М.: Издательский дом «Научная библиотека», 2014. - 264 с.
5. Божович Л.И. Формирование отношения к учению и развитие познавательных интересов // Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 2002. - С. 247-253.
6. Бондаревский В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию. - М.: Просвещение, 2005. - 144 с.
7. Бордовская Н.В. Педагогика: учебное пособие. - СПб.: Питер, 2006. - 304 с.
8. Бордовская Н.В. Современные образовательные технологии: учеб. пособие. - М.: Кнорус, 2015. - 432 с.
9. Борытко Н.М. Педагогические технологии: учебник для студентов педагогических вузов. - Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2006. - 59с.
10. Буланова-Топоркова М.В. Педагогические технологии: учеб. пособие для студентов педагогических специальностей. - Москва: ИКЦ «МарТ», 2004. - 336 с.
11. Габриелян О.С. Химия. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. - 18-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2011. - 270 с.
12. Голованова И.К. Практики интерактивного обучения: метод. пособие / И.В. Голованова, Е.В. Асафова, Н.В. Телегина. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2014. - 288 с.
13. Горковенко М.Ю. Поурочные разработки по химии: учебно
методическое пособие. - М.: Изд-во «Вако», 2013. - 433 с.
14. Гребенюк О.С. Общие основы педагогики: учеб. для студ. высш. учеб. заведений / О.С. Гребенюк, М.И. Рожков. - М.: Изд-во Владос-пресс, 2003. - 160 с.
15. Даутова О.Б. Современные педагогические технологии основной школы в условиях ФГОС. - СПб.: КАРО, 2015. - 177 с.
16. Дусавицкий А.Г. Воспитывая интерес. - М.: Знание, 2004. - 80 с.
17. Зайцев В.С. Современные педагогические технологии: учебное пособие. - Челябинск, ЧГПУ, 2012. - 411 с.
18.Загашев И.О. Учим детей мыслить критически. - СПб.: Альянс-Дельта совм. с изд-вом «Речь», 2003. - 192 с.
19.Зимняя И.А. Педагогическая психология. - М.: Логос, 2004. - 480 с.
20.Зотов Ю.Б. Организация современного урока. - М.: Просвещение, 2007. - 144 с.
21. Кашлев С.С. Интерактивные методы обучения. - М.: ТетраСистемс, 2013. - 224 с.
22. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий. - М.: КАРО, 2008. - 368 с.
23. Коротаева Е.В. Обучающие технологии в познавательной деятельности школьников. - М.: Просвещение, 2008. - 237 с.
24. Котикова О.П. Педагогическая психология / О.П. Котикова, Н.Ю. Клышевич. - Минск: Аверсэв, 2007. - 299 с.
25. Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии. - М.:
Просвещение, 1972. - 253 с.
26. Кувалдина Е.А. Исследование познавательных интересов кировских школьников // Вестник ВятГГУ, 2007. - №19. - С. 127-132.
27. Курышева И.В. Классификация интерактивных методов обучения в контекстке самореализации личности учащихся // Известия РГПУ им.
А.И. Герцена, 2009. - №112. - С. 160-164.
28. Литвинова О.В. и др. Интерактивный метод обучения / О.В. Литвинова, И.А. Шенбергер, И.Б. Фомичева // Молодой ученый. - 2015. - №11. - С. 1390-1392.
29. Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе. - М.: Знание, 1979. - 48 с.
30. Музаева З.М. Интерактивные методы преподавания химии в современной школе //Инновационные педагогические технологии: материалы III Междунар. науч. конф. - Казань: Бук, 2015. - С. 20-24.
31. Мухина Т.Г. Активные и интерактивные образовательные технологии: учеб.пособие. - Н.Новгород: ННГАСУ, 2013. - 97 с.
32. Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя. - М.: КАРО, 2015. - 111 с.
33. Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 192 с.
34. Панина Т.С. Современные способы активизации обучения / Т.С. Панина, Л.Н. Вавилова. - М.: Изд. Центр «Академия», 2006. - 176 с.
35. Петровский А.В. Общая психология: учеб. для студентов пед. ин-тов. /
А.В. Петровский, А.В. Брушлинский, В.П. Зинченко и др. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 1986. - 464 с.
36. Плаксина И.В. Интерактивные образовательные технологии: учебн. Пособие. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Из-во Юрайт, 2018. - 163 с.
37. Пометун А.И. Современный урок. Интерактивные технологии обучения: Науч.-метод. пособие. - М.: Изд-во А.С.К., 2004. - 192 с.
38. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2002. - 720 с.
39. Савельева М.Г. Использование активных и интерактивных образовательных технологий: метод. рекомендации. / М.Г. Савельева, Т.А. Новикова, Н.М. Костина. - Ижевск: Изд-во Удмуртского ун-та, 2013. - 44 с.
40. Сальникова Т.П. Педагогические технологии: учебное пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2010. - 128 с.
41. Сафонова Л.Ю. Методы интерактивного обучения: методические указания. - Великие Луки, 2015. - 86 с.
42. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП. - М.: НИИ школьных технологий, 2005. - 288 с.
43. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. - М.: НИИ школьных технологий, 2006. - 816 с.
44. Сластенин В.А. Педагогика: учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 576 с.
45. Ступина С.Б. Технологии интерактивного обучения в высшей школе:
Учебно-методическое пособие. - Саратов: Издательский центр
«Наука», 2009. - 52 с.
46. Харламов И.Ф. Педагогика: учебное пособие. - М.: Юрист, 2007. - 512 с.
47. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. - М.: Просвещение, 1979. - 160 с.
48. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. - М.: Педагогика, 1988. - 208 с.
49. Юнина Е.А. Новые педагогические технологии: учеб.-метод. пособие. - Пермь: изд-во ПРИПИТ, 2008. - 148 с.
50. Двуличанская Н.Н. Интерактивные методы обучения как средство формирования ключевых компетенций // Наука и образование: электронное научно-техническое издание, 2011. - №4 [Электронный
ресурс]. URL: http://technomag.edu.ru/doc/172651.html (дата обращения: 15.03.2019) .


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ