Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ

Работа №50805

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы75
Год сдачи2018
Стоимость4850 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
564
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретическое исследование развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста средствами дидактической игры. 6
Особенности развития познавательного интереса детей старшего
дошкольного возраста 6
Сущность и виды дидактической игры 12
Дидактическая игра как средство развития познавательного
интереса детей старшего дошкольного возраста 19
Выводы по первой главе 25
Глава II. Экспериментальное исследование развития познавательного
интереса детей старшего дошкольного возраста средствами дидактической игры 28
Описание методов и организация исследования. Выявление исходного уровня развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста 28
Психолого-педагогическая программа развития познавательного интереса старших дошкольников средствами дидактической игры. 35 Анализ и интерпретация результатов повторной диагностики уровня развития познавательного интереса детей старшего дошкольного
возраста 42
Выводы по второй главе 48
Заключение 50
Список использованной литературы 52
Приложения 59


Современная ситуация в нашей стране, происходящие в ней глубокие социально-экономические изменения требуют модернизации системы образования начиная уже с дошкольной ее ступени. В частности, современная дошкольная педагогика ставит задачу формирования самостоятельной, творчески активной личности, готовой к продуктивному участию в разнообразных областях жизни общества.
Важнейшей характеристикой личности, показателем ее
сформированности является уровень развития познавательного интереса растущего человека. Степень разносторонности и устойчивости познавательного интереса, особенности его изменения позволяют судить об уровне развития личности. Именно познавательный интерес представляют собой побудительную силу, определяющую становление устойчивых потребностей развивающейся личности, связанных с познанием окружающей действительности. Потому изучение развития познавательного интереса, характера его изменения в процессе ведущей для ребенка дошкольного возраста деятельности - игре - является важным направлением современных педагогических исследований, призванных обеспечить интенсификацию процесса обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Именно это и определяет актуальность проведения исследования развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста средствами дидактической игры.
Целью исследования является изучение возможностей
использования дидактической игры в качестве средства развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
- выявить особенности развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста;
- изучить сущность и виды дидактической игры;
- проанализировать дидактическую игру как средство развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста;
- провести экспериментальное исследование развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста средствами дидактической игры.
Объектом исследования является процесс развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста, предметом - дидактическая игра как средство развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста.
Гипотезой исследования стало предположение о том, что использование при работе с детьми старшего дошкольного возраста системы дидактических игр способствует повышению уровня развития у них познавательного интереса.
Методами исследования стали анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития познавательного интереса дошкольников посредством дидактической игры, психолого¬
педагогический эксперимент, математические методы обработки результатов исследования.
Методологическим основанием исследования послужили работы современных отечественных авторов, посвященные проблеме особенностей развития познавательного интереса в старшем дошкольном возрасте. Среди них можно особо отметить таких авторов как М.Е. Абричкина [1], Е.В. Батенова [4], Ю.Ю. Березина [5], Т.Л. Будникова [8], Е.Л. Виноградова [10], В.Ф. Габдулхаков [15], Е.В. Горева [16], Н.А. Гребнева [17], Ю.В. Давыденко [18], О.В. Коновалова [25], С.Ф. Митенева [29], Е.Н. Плетнева [32], Т.И. Рудко [33], А.А. Рысбаева [34], И.В. Савенкова [35], Е.М. Серых [37], Л.Т. Синченко [38], И.С. Фельчук [41], Н.А. Шинкарева [44]; [45], Е.А. Яманова [49] и другие ученые.
Проведенный нами анализ имеющейся литературы позволяет сделать вывод о том, что проблема развития познавательного интереса в старшем дошкольном возрасте достаточно хорошо изучена в современной психолого-педагогической науке. В то же время, в научных работах отсутствует описание методики использования дидактических игр в развитии познавательного интереса дошкольников. В связи с этим, значимость данного исследования определяется необходимостью разработки методического обеспечения данного процесса.
Практическая значимость исследования состоит в том, что в нем предлагается модель развитие познавательного интереса у старших дошкольников посредством дидактической игры и психолого-педагогические условия, обеспечивающие его эффективность.
База исследования: МБДОУ № 84 «Серебряное копытце» г. Набережные Челны республики Татарстан.
Структура работы состоит из введения, теоретической и
практической глав, заключения, списка литературы и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В настоящее время концепция модернизации Российского образования в качестве одного из основных направлений определяет построение образовательно-воспитательной деятельности педагога на основе учета индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным субъектом в процессе выбора содержания образования.
Иными словами, деятельность педагога должна быть направлена сегодня на создание условий для развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы творческих способностей и познавательной активности.
При этом, в условиях современных образовательных стандартов именно дидактическая игра открывает большие возможности для развития познавательного интереса детей с учетом индивидуализации и дифференциации процессов воспитания, развития и обучения.
Проведенное нами исследование проблемы развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста средствами дидактической игры позволило сделать следующие основные выводы:
1. Познавательный интерес представляет собой состояние готовности личности к познавательной деятельности, стремление к познанию, проявление эмоциональной и умственной активности. В дошкольном возрасте развитие познавательного интереса происходит прохождения следующих этапов: ситуативный; устойчивый активный интерес; личностный. Каждую из этих стадий ребенок проходит в определенный возрастной период.
2. Дидактические игры представляют собой особую разновидность игр с правилами, специально создаваемую в целях обучения и воспитания детей. Эффективность использования дидактической игры как средства развития познавательного интереса дошкольников определяется тем, что в таких играх знания не даются в готовом виде, а добываются детьми самостоятельно. В зависимости от уровня развития познавательного интереса игры, построенные на материале различной степени трудности, дают возможность осуществлять дифференцированный подход в его развитии.
3. Экспериментальное исследование, включавшее реализацию психолого-педагогической программы по развитию познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста средствами дидактической игры, показало, что по всем изученным показателям различия, выявленные между данными диагностики на констатирующем и контрольном этапах, являются статистически значимыми, что подтверждает эффективность использования дидактических игр в качестве средства развития познавательного интереса у старших дошкольников.
Таким образом, задачи исследования были решены, цель - достигнута, гипотеза исследования подтвердилась.



1. Абричкина, М.Е. Дидактическая игра как средство развития познавательного интереса у старших дошкольников / М.Е. Абричкина // Актуальные проблемы современной науки, техники и образования. - 2015. - № 1. - С. 71 - 74.
2. Аверьянов, Е.Н. Дидактическая игра в детском саду / Е.Н. Аверьянов // Вестник ТГПУ. - 2015. - № 4. - С. 87 - 92.
3. Акчулпанова, А.А. Теория и практика дидактической игры / А.А. Акчулпанова. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://bspu.ru/course/33501/346142. Дата обращения: 27.01.2018.
4. Батенова, Е.В. Дидактическая игра как метод развития произвольной памяти детей старшего дошкольного возраста / Е.В. Батенова // Воспитание и обучение детей младшего возраста. - 2016. - Т. 1. - С. 402 - 404.
5. Березина, Ю.Ю. Критерии развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста / Ю.Ю. Березина // Теория и практика общественного развития. - 2013. - № 8. - С. 192 - 195.
6. Бобрикова, И.В. Словесная дидактическая игра как средство развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста / И.В. Бобрикова, С.Д. Бочарникова // Педагогическое мастерство и педагогические технологии. - 2016. - № 4. - С. 196 - 200.
7. Бренифье, О. Как отвечать на детские вопросы / О. Бренифье // Образование и наука. - 2016. - № 2. - С. 111 - 120.
8. Будникова, Т.Л. Педагогические условия развития познавательного интереса у старших дошкольников / Т.Л. Будникова, А.И. Тимофеева // Новая наука: От идеи к результату. - 2015. - № 6-2. - С. 166 - 169.
9. Бузарова, Е.А. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного и младшего возраста / Е.А. Бузарова, Т.Н. Четыз // Вестник АГУ. - 2013. - №3. - С. 28 - 38.
10. Виноградова, Е.Л. Условия становления познавательной мотивации дошкольников 5-6 лет / Е.Л. Виноградова // Психологическая наука и образование. - №1. - 2014. - С. 37 - 46.
11. Волокитина, А.Ю. Проект «Играя - познаем мир». Повышение качества игровой деятельности дошкольника / А.Ю. Волокитина, В.Ю. Шишкина // Воспитание и обучение детей младшего возраста. - 2016. - № 5. - С. 252 - 253.
12. Волошена, Е.А. Диагностика познавательной активности детей старшего дошкольного возраста / Е.А. Волошена, О.Н. Истратова // Приволжский научный вестник. - 2014. - № 9. - С. 46 - 49.
13. Воюшина, Е.А. Наглядные модели как средство развития процессов саморегуляции познавательной деятельности у детей дошкольного возраста / Е.А. Воюшина, Т.Е. Чернокова // Современное дошкольное образование -2014. - № 8. - С. 18 - 27.
14. Выскорко, А.А. Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через экспериментирование / А.А. Выскорко // Воспитание и обучение детей младшего возраста. - 2016. - № 5. - С. 254 - 256.
15. Габдулхаков, В.Ф. Игра в дошкольном возрасте: анализ состояния в Среднем Поволжье / В.Ф. Габдулхаков // Воспитание и обучение детей младшего возраста. - 2016. - Т. 1. - С. 54 - 56.
16. Горева, Е.В. Дидактическая игра как средство развития познавательного интереса у дошкольников / Е.В. Горева // Сборники конференций НИЦ Социосфера. - 2012. - № 14. - С. 202 - 203.
17. Гребнева, Н.А. Развитие познавательного интереса младших школьников с помощью использования дидактических игр в учебном процессе / Н.А. Гребнева // Вестник науки и образования. - 2016. - №
4. - С. 45 - 49.
18. Давыденко, Ю.В. Дидактическая игра как средство формирования познавательной мотивации детей старшего дошкольного возраста / Ю.В. Давыденко // Современное социально-гуманитарное знание в России и за рубежом. - Пермь: ПГНИУ, 2013. - С. 191 - 193.
19. Диагностика уровня развития познавательных способностей детей
старшего дошкольного возраста. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.vseodetishkax.ru/rabota-psixologa-v-detskom-
sadu/33-diagnostika-intellektualnogo-umstvennogo-razvitiya-detej/1242- diagnostika-urovnya-razvitiya-poznavatelnyx-sposobnostej-detej- starshego-doshkolnogo-vozrasta (30.01.2018).
20. Дидактические игры как средство развития познавательной активности детей. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2015/03/12/didakticheskie-igry-kak- sredstvo-razvitiya-poznavatelnoy-aktivnosti (27.01.2018).
21. Иванова, А.Е. Стартовая диагностика детей на входе в начальную школу и оценка их прогресса в течение первого года обучения / А.Е. Иванова, А.К. Нисская // Школьные технологии. - 2015. - № 2. - С. 161 - 168.
22. Иванова, О.В. Дидактические игры в детском саду / О.В. Иванова // Детский сад от А до Я. - 2015. - № 6. - С. 132 - 135.
23. Казунина, И.И. Дидактические игры для детей старшего
дошкольного возраста / И.И. Казунина, Ю.Г. Лисикина // Детский сад от А до Я. - 2011. - № 4. - С. 119 - 124.
24. Кожокарь, Г.А. Особенности организации дидактических игр с детьми среднего дошкольного возраста / Г.А. Кожокарь // Наука, религия и искусство в психологическом познании человека. - Сергиев Посад, 2014. - С. 175 - 177.
25. Коновалова, О.В. Классификация дидактических игр как
теоретическая основа их выбора и практического применения / О.В. Коновалова // Педагогика: традиции и инновации. - Челябинск: Два комсомольца, 2014. - С. 35 - 36.
26. Мазалова, О.А. Дидактическая игра как средство развития
познавательной активности детей старшего дошкольного возраста / О.А. Мазалова. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://xn-- i1abbnckbmcl9fb.xn--
p1ai/%D1 %81 %D1 %82%D0%B0%D 1%82%D1 %8C%D0%B8/601026/ (27.01.2018).
27. Мацюк И.А. Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования с неживой природой / И.А. Мацюк, С.А. Башкирцева // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. -
2017. - Т. 1. - С.105 - 110.
28. Меньшикова, Е.А. Психолого-педагогическая сущность
познавательного интереса / Е.А. Меньшикова // Вестник ТГПУ. - 2014. - № 3. - С. 16 - 20.
29. Митенева, С.Ф. Дидактическая игра как средство развития
познавательного интереса учащихся / С.Ф. Митенева // Современный научный вестник. - 2016. - № 2. - С. 73 - 76.
30. Носкова, И.С. Изготовление дидактических игр в совместной деятельности детей дошкольного возраста и взрослых / И.С. Носкова // Педагогика, психология, социология: теория и практика. - Новосибирск: Центр содействия развитию научных исследований, 2017. - С. 101 - 105.
31. Нурматова, М.О. Психолого-педагогические особенности детей старшего дошкольного возраста / М.О. Нурматова // Молодежь и XXI век. - Курск: Университетская книга, 2015. - С. 340 - 342.
32. Плетнева, Е.Н. Познавательный интерес как педагогическое условие управляемой поглощенности учебной деятельностью / Е.Н. Плетнева // Современные наукоемкие технологии. - 2014. - № 5. - С. 91 - 92.
33. Рудко, Т.И. Стадии развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста / Т.И. Рудко // Nauka-Rastudent. - №
5. - 2014. - С. 32 - 40.
34. Рысбаева, А.А. Влияние дидактической игры на развитие познавательных интересов у старших дошкольников / А.А, Рысбаева, Г.А. Рысбаева // Международный журнал экспериментального образования. - 2014. - № 5-1. - С. 78 - 80.
35. Савенкова, И.В. Роль дидактической игры у детей дошкольного возраста / И.В. Савенкова // Личность в культуре и образовании: психологическое сопровождение, развитие, социализация. - Ростов н/Д: ЮФУ, 2014. - С. 331 - 338.
36. Сапега, М.Ю. Дидактическая игра как средство развития
познавательной активности детей дошкольного возраста / М.Ю.
Сапега. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https ://infourok.ru/didakticheskaya-igra-kak-sredstvo-razvitiya- poznavatelnoy-aktivnosti-detey-doshkolnogo-vozrasta- 1186139.html (27.01.2018).
37. Серых, Е.М. Интерактивные игры как средство повышения познавательной активности дошкольников / Е.М. Серых // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2016. - № 48. - С. 218 - 223.
38. Синченко, Л.Т. Игра как средство развития познавательных
процессов дошкольников при их подготовке к начальной школе // Массовые коммуникации на современном этапе развития мировой цивилизации / Л.Т. Синченко. - М.: Гуманитарно-социальный
институт, 2015. - С. 147 - 149.
39. Соловцова, А.С. Роль дидактической игры в процессе формирования творческой личности ребенка дошкольного возраста / А.С. Соловцова, Е.Н. Бондаренко // Молодой ученый. - 2017. - № 27. - С. 151 - 153.
40. Сорокина, А.И. Дидактические игры в детском саду / А.И. Сорокина. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: file :///C :/Users/lll/YandexDisk/% 20%D0%B4%D0%B8%20%D0%B2%20%D0%B4%D1%81.pdf (27.01.2018).
41. Фельчук, И.С. Дидактическая игра как средство психического развития детей дошкольного возраста / И.С. Фельчук // Дошкольное и начальное школьное образование - развивающее и развивающееся. - 2014. - № 3. - С. 9 - 11
42. Чанчикова, А.А. Развитие любознательности старших дошкольников как инструмента их будущего самоопределения / А.А. Чанчикова, М.А. Волкова // Профессиональное самоопределение молодежи инновационного региона: проблемы и перспективы. - Красноярск: Литера-Принт, 2017. - С. 220 - 223.
43. Чепайкина, И.А. Дидактическая игра как средство развития самоконтроля у детей старшего дошкольного возраста / И.А. Чепайкина // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2013. - № 4. - С. 42 - 44.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ