Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ ДЕСЯТЫХ КЛАССОВ СРЕДСТВАМИ ЭЛЕКТРОННЫХ РЕСУРСОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ФИЗИКИ

Работа №36252

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы78
Год сдачи2019
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
468
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения познавательного интереса учащихся 10-х классов средствами электронных ресурсов в процессе
изучения физики 8
1.1. Особенности познавательного интереса у учащихся старших классов 8
1.2 Электронные ресурсы как средство развития познавательного интереса
учащихся 17
1.3 Электронные ресурсы как средство развития познавательного интереса
учащихся 10-х классов в процессе изучения физики 23
Глава 2. Программа опытно-экспериментальной работы по развитию познавательного интереса учащихся 10-х классов средствами электронных
ресурсов в процессе изучения физики 35
2.1 Описание этапов опытно-экспериментальной работы. Результаты констатирующего этапа педагогического эксперимента 35
2.2 Содержание программы по развитию познавательного интереса учащихся 10-х классов средствами электронных ресурсов в процессе
изучения физики 39
2.3 Результаты контрольного этапа педагогического эксперимента 60
Заключение 66
Список литературы 70
Приложения 76

Познавательный интерес является социально значимым качеством личности, формирование которого у школьников происходит в процессе учебной деятельности. Познавательным интересом смело можно назвать направленность личности на окружающий мир, происходящем на положительном эмоциональном фоне и характер которой обладает следующими свойствами: активность, избирательность, желание познать предметы и явления окружающего мира. Процесс формирования и развития познавательного интереса осуществляется, преимущественно, в учебной деятельности. Познавательный интерес проявляется в стремлении узнать новое, неизвестное.
Актуальность исследования заключается в том, что современный этап развития информационного общества характерен тем, что объем знаний удваивается каждые два-три года. Поэтому современному человеку необходимо умения приобретать, критически осмысливать и использовать информацию. Увеличился объем информации и в действующих программах учебных дисциплин общеобразовательной школы. Как доказано учеными, эффективность усвоения школьниками материала, который изучается, зависит от уровня сформированности познавательного интереса учащихся.
На современном этапе развития школьного образования проблема активизации учебно-познавательной деятельности учащихся приобретает важное значение. Это происходит благодаря высоким темпам развития и совершенствования науки и техники, а также в связи с потребностями общества в образованных высоко эрудированных специалистах. Выполнение такого рода задач становится возможным только в условиях активного обучения, которое стимулирует умственную деятельность учащихся и способствует формированию познавательного интереса к получению знаний и к учебной деятельности.
В этих обстоятельствах интерес является одним из важнейших стимулов к учению и познанию нового, потому что под его влиянием развивается интеллектуальная активность, совершенствуется память, обостряется воображение, восприятие, повышается внимание, сосредоточенность. Действие интереса проявляется и в воспитании морально-волевых качеств, в развитии личности в целом.
Характерная особенность познавательного интереса заключается в том, что он носит интеллектуальный характер, то есть направлен на выявление в предмете познания новых качеств и свойств, которые интересует субъекта обучения, раскрытие сути наблюдаемых явлений, установление причинноследственных связей и зависимостей между ними и тому подобное.
Познавательный интерес определяет положительное отношение ученика, студента к учебе в целом и к изучению отдельных предметов. Проблема формирования познавательных интересов школьников в процессе обучения была предметом обстоятельных педагогических исследований, в частности в трудах Г.И. Щукиной, М.С. Агикян, М.И. Алексеева, Л.И. Божович, Н.Г. Морозовой, В.И. Хмелюк.
Современные ученые уделяют внимание проблеме формирования познавательных интересов школьников (Л.И. Божович, С.В. Дудчик, Е.Г. Каиндаш, М.А. Пастушкова, Ф.К. Савина, И.Н. Чижевская, М.Л. Шевцова, Г.И. Щукина). Проблемам создания образовательных электронных ресурсов посвящены работы В.Ю. Быкова, А.М. Гуржий, М.И. Жалдака, Н.В. Морзе, А.Н. Спирина, в которых подчеркивается, что для повышения качества обучения необходимо активно использовать в образовательном процессе информационные технологии, позволяющие расширить область самостоятельной работы учащихся и обеспечить высокую активность их взаимодействия с учебными материалами. Однако в настоящее время электронные образовательные ресурсы в образовательном процессе средней школы используются эпизодически.
Результаты анализа проблемы развития познавательного интереса учащихся в психолого-педагогической и методической литературе дают основания утверждать, что развитие познавательного интереса старшеклассников при изучении физики на уровне стандарта не был предметом специальных исследований.
В последние годы сформировались новые тенденции в современных подходах к обучения физике, обусловливающие противоречия между:
- инновационными изменениями в парадигме развития образования, где центр внимания переносится на создание условий для развития учащихся, учета познавательных интересов и намерений учащихся об избрании дальнейшего жизненного пути, дифференциацию содержания и требований по его усвоения в зависимости от способностей и образовательных потребностей и традиционной методике обучения физике в школе на уровне стандарта;
- активным внедрением в практику работы общеобразовательных учебных заведений информационно-коммуникационных технологий обучения и недостаточной их реализацией в процессе обучения физике старшей школы, в частности во время проведения фронтальных лабораторных работ и физического практикума;
- возможностями содержательной и процессуальной составляющей курса физики как учебного предмета для развития познавательного интереса старшеклассников и отсутствием научно-методического обеспечения по использованию этих возможностей при обучении физики на уровне стандарта.
Устранение указанных противоречий является значимой проблемой развития познавательного интереса старшеклассников в процессе обучения физике, решение которой будет способствовать повышению качества обучения учащихся физики, развитию их интеллектуальных способностей, пробуждать творческие наклонности, способствовать саморазвития, формировать стремление к самообразованию в течение всей жизни.
Актуальность проблемы, ее недостаточная разработанность в теории и практике старшей общеобразовательной школы обусловила выбор темы диссертационного исследования «Развитие познавательного интереса учащихся 10-х классов средствами электронных ресурсов в процессе изучения физики».
Цель исследования: Теоретически обосновать и экспериментально проверить метод развития познавательного интереса учащихся 10-х классов с помощью электронных образовательных ресурсов на уроках физики.
Для этого необходимо изучить следующие задачи:
1. Изучить теоретические аспекты применения электронных образовательных ресурсов как средства формирования познавательного интереса к физике.
2. Выявить уровень сформированности познавательного интереса учащихся 10-х классов на уроках физики.
3. Разработать электронный учебник и апробировать его на учащихся 10-х классов на уроках физики.
Объект исследования: подходы к формированию познавательного интереса к физике.
Предмет исследования: электронные образовательные ресурсы как средства формирования познавательного интереса к физике.
Проблемой исследования является возможность использования электронных ресурсов при формировании познавательного интереса старшеклассников на уроках физики.
Гипотеза исследования - электронные ресурсы способствуют развитию познавательного интереса учащихся 10-х классов в процессе изучения физики.
Опытно-экспериментальная база исследования: ОШИ "Лицей имени Н.И. Лобачевского" КФУ
Для достижения поставленной цели, решения задач исследования применялся комплекс методов исследования: теоретические - системный анализ психолого-педагогической и учебно-методической литературы по проблеме исследования, сравнение, систематизация и обобщение существующих путей и методов развития познавательного интереса учащихся; теоретическое проектирования и моделирования учебного процесса в старшей школе; эмпирические - педагогический эксперимент: анкетирование и тестирование, беседы с учениками и учителями, контрольные работы; педагогическое наблюдение за процессом обучения физике анализ учебно-познавательной деятельности учащихся и установления уровней сформированности познавательного интереса; статистические - по обобщению результатов педагогического эксперимента. Научная новизна исследования заключается в том, что: впервые теоретически обосновано структурно-функциональная модель развития познавательного интереса учащихся старших классов в процессе обучения физики на уровне стандарта и соответствующие ей педагогические условия усовершенствована методика обучения физике на уровне стандарта относительно изучение теоретического материала, решение задач, выполнение лабораторных работ и физического практикума, научноисследовательской работы по физике;
Структура выпускной квалификационной работы обусловлена предметом, целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав с выделением параграфов, заключения, списка использованных источников и литературы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Актуальными на сегодня является вопрос развития познавательного интереса старшеклассников в профильных классах. Физика как отрасль знаний является неотъемлемой составляющей культуры современного высокотехнологичного информационного общества, а потому изучение в школе соответствующего учебного предмета должно важное социокультурное, образовательное, мировоззренческое и воспитательное значение. На уровне стандарта курс физики ориентирован главным образом на мировоззренческое восприятия физической реальности, понимание основных закономерностей течения физических явлений и процессов, общее представление о физическом мире, его основные принципы и методы познания, осознание большой роли физических знаний. Все это указывает на необходимость создания такой атмосферы во время обучения физике на уровне стандарта, которая бы стимулировала активность личности, пробуждала ее к творчества и саморазвития, отвечала познавательным потребностям и возможностям каждого, удовлетворяла интересы и потребности учащихся, в том числе об избрании дальнейшего жизненного пути.
Познавательный интерес является одним из основных факторов всестороннего развития личности, а ее формирования у подрастающего поколения - одно из главных задач обучения в общеобразовательной школе. основой развития познавательного интереса учащихся старших классов в процессе обучения физике является реализация в учебном процессе аксиологического, компетентностного, деятельностного и личностно ориентированного подходов и учета особенностей структуры познавательного интереса личности (мотивационный, эмоционально-волевой компонент и компонент социальной ориентации).
Обеспечивают познавательный интерес старшеклассников
познавательные потребности, внутренняя мотивация и познавательная
активность. Степень успешности процесса формирования познавательного
66
интереса зависит от влияния системы внешних (социальные и педагогические) и внутренних (биологические и психические свойства личности) факторов. На основе проведенного анализа методологических, психологических и педагогических основ развития познавательного интереса учащихся старшей профильной школы, особенностей структуры познавательного интереса личности в процессе обучения и с учетом специфики курса физики для уровня стандарта нами были установлены основные педагогические условия развития познавательного интереса старшеклассников в процессе изучение физики на уровне стандарта.
Развитие познавательного интереса учащихся в процессе обучения физике на уровне стандарта целесообразно осуществлять на основе разработанной нами программы. Методика обучения физике на уровне стандарта должно строиться на основе этой программы с учетом содержания учебного курса, путей реализации поставленных целей и соблюдения определенных педагогических условий. Предполагается использование традиционных и инновационных форм и методов обучения, а также внедрения современных компьютерных средств обучения.
Анализ литературы, посвященной вопросам организации обучения с применением информационных технологий, доказывает их эффективность, поэтому вопрос создания педагогических электронных средств и методик их использования в учебном процессе в настоящее время является актуальным.
На основании собственного педагогического опыта преподавания физики, анализа дидактических возможностей традиционных учебников можно утверждать, что создание учебно-методического комплекса по физике и его использование способствует повышению эффективности преподавания дисциплины, помогает проведению занятий на высшем методическом уровне, содержание предмета делает восприимчивым для ученика.
Разработаный электронный учебник по физике и соответствующая методика его использования способствует формированию устойчивого познавательного интереса к обучению как главного мотива учебной деятельности, помогает лучшему усвоению учениками учебного материала, углубляя физические знания, развивает их интеллектуальные способности и, как следствие, повышает качество знаний будущих специалистов.
Электронное пособие по физике, в отличие от привычного печатного учебника, иллюстрирует, расширяет и дополняет учебный материал за счет применения информационно-компьютерных технологий. Он позволяет экономить время на занятии, не требует значительных материальных затрат для создания, компактный в хранении, вариативный.
Преподавателю предоставляется возможность постоянно его совершенствовать - увеличивать количество анимаций, дополнять виртуальную лабораторию интерактивными моделями, корректировать методические материалы.
В течение определенного времени (в процессе апробации) учебник широко использовался не только преподавателем во время занятий, но и учениками при выполнении домашних заданий, самостоятельных работ, для повторения и закрепления материала, как справочник или для повторного просмотра демонстраций и тому подобное. Полученные результаты во время апробации и изложенная выше методика использования опыта подтверждают возможность его применения при проведении различных типов занятий по физике и организации самоподготовки как учеников, так и учащихся общеобразовательных школ, а также в дистанционном обучении, в работе со учениками, которые находятся на индивидуальном обучении .
Все эти возможности значительно повышают эффективность занятий по сравнению с традиционной формой представления материала, однако не заменяют собой преподавателя, а является лишь средством осуществления педагогической деятельности.
Результаты экспериментальной проверки подтверждают эффективность методики обучения физике на уровне стандарта, в основу которой положен структурно-функциональная модель развития познавательного интереса учащихся старшей школы в процессе обучения физике и доказывают, что соблюдение предложенной методики через реализацию в учебном процессе всех составляющих модели способствует формированию необходимых (ключевых, общепредметных, предметных, межпредметных, коммуникативных) компетенций и развития познавательного интереса, проявляется в частности в инициативнодейственном отношении к познавательной деятельности, проявлении настойчивости и саморегуляции, осознании смысла самосовершенствования и др.
Совокупность результатов, полученных в ходе исследования, дает возможность утверждать, что разработанная в диссертации методика обучения физике на уровне стандарта способствует развитию познавательного интереса учащихся в процессе изучения физики в старшей школе. Эта методика успешно реализована на практике и может быть использована учителями физики, методистами и учениками физикоматематических факультетов педагогических и классических университетов.


1. Абдрашитов Б.М. Учитесь мыслить нестандартно. - М.: Просвещение, 1996.
2. Авдеева С.М. Электронные образовательные ресурсы, разработанные в рамках федеральных программ и проектов - Казань, 2011 - http://эл-школа-тат■рф/pdf/Avdeeva ru.pdf
3. Акимова М.К. Диагностика умственного развития детей. - СПб.: Питер, 2016.
4. Актуальные проблемы преподавания физики и математики в школе: материалы регион. науч.-практ. конф., ноябрь 2015 г., Нижний Тагил, Россия : / отв. редактор М.А. Ушакова; Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Свердловской области «Институт развития образования».- Нижний Тагил: НТФ ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2015. - 288 с.
5. Асмолов А. Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли [Текст] / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др. - М.: Просвещение, 2011. - С. 160.
6. Баранова Э.А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников. - СПБ.: Речь, 2005.
7. Бардин К.В. Как научить детей учиться: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1990.
8. Бем Н. А. Применение электронных образовательных ресурсов в условиях перехода на новые ФГОС общего образования. Информатика и образование, № 7. 2013, C. 20-23
9. Бент Б. Андерсен, Катя ван ден Бринк, Мультимедиа в образовании. - М.: Дрофа, 2007
10. Бигельдинова Б.Н. Взаимотренаж на уроках математики // Математика в школе. - 1995. - № 2.
11. Бобровская Л.Н. Создание электронных образовательных ресурсов средствами PowerPoint. /Л. Н. Бобровская, Н. Ю. Куликова// Педагогическая информатика. - 2012. - № 1. - С. 17-27
12. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. - СПБ.: СОЮЗ, 2007.
13. Газейкина Анна Ивановна, Казакова Юлия Олеговна, Диагностика сформированности познавательных универсальных учебных действий обучающихся основной школы // ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ. 2016. № 7.
14. Гальперин П.Я. Введению в психологию: Учебное пособие для вузов - М.: КДУ, 2007.
15. Гальперин П.Я. Четыре лекции по психологии: Учебное пособие для учеников вузов. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 2010.
16. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология: Учебное пособие для учеников всех
специальностей педагогических вузов. - М.: Педагогическое общество России, 2003.
17. Гилярова М. Г. Повышение мотивации обучения через использование интерактивных элементов электронных образовательных ресурсов. Информатика и образование, № 10. 2012, C. 26-27.
18. Глазков Ю.А. Программа-тренажер «Призмы» // Математика в школе. - 1993. - № 5.
19. Гузеев В. В. Консультации: электронные ресурсы для образования / В.В. Гузеев, А.В. Дворецкая, Н.В. Новожилова, В А. Петерсон, А.В. Рафаева // Педагогические технологии. - 2006. - №3. - С. 115 - 125.
20. Гуружапов В. А. О логике формирования познавательных универсальных учебных действий / В. А. Гуружапов // Школьные технологии. - 2013. - № 2. - С. 54 - 58.
21. Давыдов, В.В. Теоретические основы развивающего обучения. - М.: Просвещение, 1996.
22. Дейкина А. Ю. Познавательный интерес: сущность и проблемы изучения, 2002 г.
23. Зайкин М.И. Виртуальный класс в дополнительном образовании сельских школьников: учебно-методическое пособие / М.И. Зайкин, С.В. Арюткина, С.В. Менькова, А.А. Статуев, М.И. Фокеев. - Арзамас, 2008.
24. Зайкин М.И. Рабочие тетради по математике: учебное пособие для 5-6 классов общеобразовательных учреждений / М.И. Зайкин, З.П. Матушкина, Н.С. Подходова / под. ред. М.И. Зайкина. - М., 1996.
25. Информационные технологии для Новой школы. Материалы V Международной конференции. Том 4. - СПб.: ГБОУ ДПО ЦПКС СПб «Региональный центр оценки качества образования и информационных технологий», 2014. - 219 с.
26. Королева Т.Г. Математический тренажер по алгебре для VHH- ИХ классов // Математика в школе. - 2001. - № 8.
27. Лапинский В.В. Электронные образовательные ресурсы - дидактические требования и классификация [Электронный ресурс] / В.В. Лапинский // Режим доступа: http://lib.iitta.gov.ua/2004
28. Литвинова С. Критерии оценки локальных электронных образовательных ресурсов [Электронный ресурс] / С. Литвинова // Информационные технологии в образовании. - 2013. - № 15. - С. 185-192. - Режим доступа: http: // www.university.kherson.ua/Information/Conference
29. Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе. - М.: Знание, серия «Педагогика и психология», 1979.
30. Немов Р.С. Психология. В 3-х книгах. Книга 3: Психодиагностика. - М.: Гуманитарный издат. Центр ВЛАДОС, 2001.
31. Педагогика: большая современная энциклопедия / сост. - Е.С. Рапацевич. - Мн., 2005.
32. Педагогика: Большая современная энциклопедия. - М.: Современное слово, 2005.
33. Педагогические технологии: учебное пособие для педагог. спец. / М. В. Буланова-Топоркова, А. В. Духавнева, В. С. Кукушин, Г. В. Сучков; под общ. ред. В. С. Кукушина. - 3-е изд.; испр. и доп. - М.: Ростов н/Д: Март, 2006. - 333 с.
34. Петровский А.В. Психология: учебник для студ. высших учебных заведений. - М.: Академия, 2006.
35. Примерная основная образовательная программа основного общего образования / [Электронный ресурс] Режим доступа http://fgosreestr.ru/registry/primernaya-osnovnayaobrazovatelnaya- programmaosnovnogo-obshhego-obrazovaniya-3/18 2. Формирование универсальных учебных действий в основной школе от действия к мысли. Система заданий. Пособие для учителя. Под редакцией А. Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2010
36. Психологический словарь / под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. - М.; Педагогика - Пресс, 1998.
37. Роттенберг В. Мозг и мышление: «Я» в поисках «Я» // Знание- сила. 1984. № 12.
38. Рубинштеин С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер,
2000.
39. Савченко З.В. Формирования и использования информационных электронных научно-образовательных ресурсов [Электронный ресурс] / З.В. Савченко // Информационные технологии и средства обучения. - 2010. - № 4 (18). - Режим доступа: http://core.ac.uk/download/pdf/11083287.pdf
40. Современные требования к электронным изданиям образовательного характера: Коллективная монография /Л.Г. Гордон, Т.З. Логинова, С.А. Христочевский, Т.Ю. Шпакова- М.: ИПИ РАН, 2008. - 73 с.
41. Справочник учителя математики / авт.-сост. Н.А. Ким. - Волгоград, 2011. 2. Паскевич, Н.В. Формирование и развитие познавательной активности учащихся старшего подросткового возраста в процессе дифференцированного обучения (на примере обучения математике): автореф. дис. канд. пед. наук. - Пенза, 2009.
42. Страницы современной педагогики: диалог теории и практики / Под общей ред. С.М. Годника. - Воронеж, 1998.
43. Тертель А.Л. Психология в вопросах и ответах: Учебное пособие.
- М.: Проспект, 2008.
44. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. - М.: Просвещение, 2011 2. Роль универсальных учебных действий в системе современного общего образования / [Электронный ресурс] Режим доступа http://zankov.ru/
45. Фокеев, М.И. Организационные и методические основы занятий по подготовке сельских школьников к единому государственному экзамену по математике на базе виртуального класса: автореф. дис. канд. пед. наук. - Саранск, 2009.
46. Шадриков В.Д. Диагностика познавательной способности. - Ярославль: ЯГПИ, 1986. - 148с.
47. Шапарь В.Б. Новейший психологический словарь. - Ростов н/Д.: Феникс, 2007. - 806 с.
48. Шаров Ю.В. Вопросы воспитания и перевоспитания. Формирование познавательных потребностей учащихся. - Новосибирск: НГПИ, 1972.
49. Швецов Г. Г. Использование электронных образовательных ресурсов при формировании универсальных учебных действий / Г. Г. Швецов, Н. Н. Солодухина, Т. В. Дунаева // География в школе. - 2013. - № 1. - С. 52 - 56.
50. Щукина Г.И. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении: учебное пособие для слушателей ФПК. - М.: Просвещение, 1998.
51. Электронные ресурсы в непрерывном образовании: труды УИ Международного научно-методического симпозиума «ЭРНО-2017» (Адлер).
- Ростов-на-Дону: Изд. Южного федерального университета, 2017. - 230 с.
52. Эльконин Д.Б. Психология обучения младших школьников. - М.: Знание, 1974.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ