Введение 3
1. Теоретические основы оценки эффективности финансово - хозяйственной деятельности коммерческого банка
1.1. Сущность KPI и методы оценки эффективности банковской деятельности
1.2. Структура и классификация ключевых показателей 17
эффективности деятельности коммерческих банков
1.3. Роль и критерии определения ключевых показателей эффективности в деятельности банка
2. Анализ эффективности деятельности коммерческих банков в
Российской Федерации
2.1. Оценка основных показателей эффективности деятельности
банковского сектора Российской Федерации
2.2. Анализ основных ключевых показателей эффективности (KPI) деятельности на примере ведущих российских банков
3. Повышение эффективности деятельности коммерческих банков в
современных реалиях
3.1. Основные проблемы функционирования современных банков и
пути их решения
3.2. Направление роста эффективности и результативности
банковского сектора Российской Федерации
Заключение 67
Список использованных источников 72
Приложения
На сегодняшний день банковский сектор, пройдя кризисы, столкнулся с рядом проблем, главной из которых стало закрытие внешних рынков капитала в связи с санкциями. Это в свою очередь сильно ослабило курс национальной валюты, увеличило платежи по долговым обязательствам, а также довольно сильно снизило ликвидность кредитных организаций, что в конечном итоге ухудшило общую экономическую конъюнктуру банковского рынка и повлияло на показатели эффективности кредитных организаций. Несмотря на это, банковский сектор достиг некоторого уровня стабильности и развития, но ситуацию в пока ещё нельзя назвать определенной.
В настоящее время благодаря реализации жесткой политики Центрального Банка Российской Федерации наблюдается довольно существенный рост отзывов лицензий. Только за 2018 год было отозвано 77 лицензий. В связи с этим встает вопрос о необходимости оценки ключевых показателей эффективности различных групп кредитных организаций, чтобы определить насколько эффективно они осуществляют свою банковскую деятельность на данном этапе.
Сегодня банки максимально взвешенно подходят к оценке всех рисков, в том числе и к риску активных межбанковских операций, к которым относятся: межбанковское кредитование, открытие депозитных счетов в других банках, операции с ценными бумагами других банков и т.д. С другой стороны, клиенты банков, как юридические, так и физические лица, сейчас стали, более ответственно и обдуманно относится к обслуживающему банку. Все эти факторы обуславливают актуальность анализа и развития деятельности коммерческих банков и их финансовые результаты в процессе этой деятельности.
Анализ эффективности состояния банка в современных условиях является основой принятия управленческих решений в банке и установления доверительных и взаимовыгодных отношений между банками и их клиентами.
Важной стратегической задачей социально-экономического развития России является создание конкурентоспособной банковской системы, которая, с одной стороны, определяет финансовый фундамент национальной экономики, с другой - служит показателем эффективности банковского менеджмента.
Основной элемент такой системы - оценка конкурентоспособности, направленная на определение факторов, способствующих увеличению эффективности деятельности банка. Несмотря на вариативность исследований, проводимых учеными и практиками в области оценки эффективности банковской деятельности, большинство вопросов этой сферы остаются дискуссионными. Отсутствие унифицированных стандартов, общепринятой и согласованной методики оценки эффективности деятельности банка доказывает недостаточную изученность данной проблематики. В подтверждение актуальности темы необходимо отметить следующее. Сложность формирования рыночных отношений, высокие темпы концентрации и централизации капитала, изменение систем управления приводят к изменениям эффективности деятельности банков, которые требуют новых подходов и методов в оценке и управлении. Актуальность выпускной квалификационной работы определяется необходимостью решения научно-практической задачи обеспечения эффективной деятельности коммерческих банков.
В мировой практике существует множество методов и технологий управления кредитной организацией, значительное распространения получила система ключевых показателей деятельности.
Данный метод основывается на стратегии коммерческого банка и организации, процессе выбора стратегических целей их четкого формулирования и разработки способов достижения этих целей с помощью ключевых показателей деятельности.
Ключевые показатели эффективности - это показатели, благодаря которым происходит оценка результативности и эффективности процессов и банкам функций управления кредитной организацией. Они помогают контролировать бизнес-процесс и определять, сколько времени и ресурсов было на задачи, затрачено выполнение поставленной позволяют оценить результативность и пользу работы каждого отдельно взятого сотрудника, а также позволяют создать систему мотивации и стимулирования персонала.
Также стоит отметить, что каждая кредитная организация самостоятельно разрабатывает свою систему ключевых показателей, а также способ их измерения и подсчета. Все ключевые показатели эффективности деятельности коммерческого банка должны быть непосредственно связаны с его стратегическими целями. Однако существуют государственно закрепленные рекомендации по формированию системы ключевых показателей эффективности, которые позволяют отечественным и зарубежным кредитным организациям формировать систему ключевых показателей эффективности на их основе.
В задачи системы KPI входят обеспечение целевой направленности всей деятельности банков; учет влияния внешней среды; определение параметров оценки персонала; выявление взаимосвязей и мотивация персонала, формирование внутренней среды, благоприятствующей эффективной деятельности сотрудников.
Таким образом, система KPI - одновременно теоретическая, научно-исследовательская и проектная работа.
Анализ литературных источников показал, что теоретически немного разработок в области формирования системы KPI. Данный метод в России заимствован из стран Европы и Америки и носит преимущественно прикладной характер. Если в системе Российской Федерации ключевые показатели деятельности применяется не более десяти лет, то зарубежные специалисты внедряют данную систему в организации уже несколько десятков лет. На сегодняшний момент разработчики пришли к выводу, что не может быть универсальной, четкой и однозначной структуры, однако некоторые пункты должны присутствовать в каждой системе KPI.
Проблемы развития ключевых показателей эффективности деятельности коммерческого банка в научной литературе достаточно исследуемый вопрос. Фундаментальные основы его сущности и функционирования исследованы такими авторами, как: Лозовский Л.Ш., Ефремова Т.Ф., Ушаков Д.Н., Прохоров А.М., Стародубцева Е.Б. Среди зарубежных авторов, работы которых посвящены вопросам совершенствования эффективности коммерческих банков с учетом определения роли ключевых показателей эффективности, следует выделить: Райзберг Б.А., Букато В.И., Каплан Р., Нортон Д., Катькало В.С., Матлин А.М., Портер М.
Постоянно возрастающий интерес к проблемам ключевых показателей эффективности коммерческого банка, а также их недостаточная научная разработанность определили цель и задачи выпускной квалификационной работы.
Целью настоящей выпускной квалификационной работы является изучение основ деятельности коммерческих банков и показателей, обеспечивающих её эффективность.
Исходя из цели исследования, необходимо решить следующие задачи:
1) изучить теоретические аспекты KPI, уточнить понятие «ключевые показатели эффективности»;
2) проанализировать виды KPI и систему ключевых показателей деятельности;
3) провести анализ банковской системы Российской Федерации;
4) спрогнозировать показатель рентабельности активов банковского сектора на основе на математического моделирования;
5) предложить рекомендации повышения эффективности деятельности коммерческих банков.
Объектом исследования в настоящей выпускной квалификационной работе является коммерческие банки Российской Федерации.
Предметом исследования являются процессы и банковские операции, в результате которых формируется конечный финансовый результат и определяется эффективность деятельности.
Методологической основой выпускной квалификационной работы является системный подход к формированию ключевых показателей деятельности.
Теоретической базой являются исследования отечественных и зарубежных ученых, бизнесменов, специалистов в области менеджмента, управления персоналом, финансового анализа, предпринимательского дела.
Данная выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, приложения и списка использованной литературы, иллюстрирована таблицами и рисунками.
На сегодняшний день, коммерческие банки - активный элемент рыночной экономики. Банки аккумулируют средства юридических и физических лиц и размещают их от своего имени на условиях платности, возвратности и срочности, а также осуществляют расчетно-кассовые, комиссионно-посреднические, трастовые операции, операции с ценными бумагами, кредитными картами, валютой, лизинг, факторинг, страхование и брокерские услуги.
В связи с этим вопрос об использовании системы ключевых показателей эффективности в силу участившихся отзывов лицензий на осуществление банковской деятельности становится как никогда актуальным. В связи с такой тенденцией кредитным организациям необходимо оценить свою систему ключевых показателей эффективности, чтобы лучше приспособится к новым экономическим условиям.
Рассмотрев понятие ключевых показателей эффективности во всех возможных аспектах, мы сформулировали собственное уточненное определение данного понятия, которое звучит как: «Ключевые показатели эффективности кредитной организации - это некий индикатор, определяющий заданную установку выполнения ориентиров роста кредитной организации, которая служит в качестве стимулирования по достижению установленных целей на основе тактических управленческих решений»
Деятельность кредитной организации зависит от большого количества различных показателей и для того, чтобы определить какие из перечисленных показателей являются наиболее важными и отражают суть работы кредитной организации мы определили, что факторы отделяющие необходимые показатели от ненужных должны быть унифицированы, достижимы, остры, точны, осуществимы и должны быть живыми.
Одним из наиболее известных методов оценки эффективности деятельности банка является метод KPI. Он заключается в исследовании банковского бизнеса с позиции соответствия достигнутых результатов деятельности банка его стратегическим целям и задачам. KPI позволяет провести глубокий анализ всех сторон деятельности банка с точки зрения их подчиненности стратегии развития банковского бизнеса, интересам акционеров, менеджеров и других связанных групп, а также соответствия полученных результатов, финансовых и нефинансовых, поставленным целям и задачам, имеющемуся потенциалу развития.
Тем не менее, все ключевые показатели эффективности могут подразделятся на различные группы, поэтому встал вопрос о необходимости систематизировать и дополнить существующие классификации ключевых показателей эффективности для дальнейшего изучения эффективности деятельности кредитных организаций. Мы определили, что классификацию целесообразно подразделить на две группы в зависимости от показателей оценки и в зависимости от показателей среды. В зависимости от показателей среды все ключевые показатели эффективности можно подразделить на внутренние и внешние показатели, а в зависимости от показателей оценки на количественные и качественные.
Особенность системы показателей эффективности KPI состоит в том, что все они ориентированы на стратегические цели и задачи банка, а также взаимосвязаны и сгруппированы по определенным признакам, и только достижение всей совокупности критериев позволит говорить об эффективности деятельности коммерческого банка.
В работе были изучены теоретические основы эффективности деятельности банков, сформулировано собственное определение ключевых показателей эффективности деятельности коммерческого банка - наиболее важные показатели деятельности кредитной организации и последствия этой деятельности, которые предоставляют информацию о продвижении к стратегической цели коммерческого на основе тактических управленческих решений с использованием разработанных промежуточных операционных показателей.
Были рассмотрены методики, влияющие на эффективность коммерческого банка. На сегодняшний день все более актуальным становится переход на более современные формы оценки эффективности не только отдельного банка, но и банковской системы в целом. Одним из инновационных подходов к оценке эффективности деятельности коммерческого банка принято считать систему показателей KPI, которая была разработана нами на основании нормативного документа Банка России.
Проведенное в данной работе исследование методического обеспечения оценки эффективности банковской деятельности в условиях межбанковской конкуренции требует комплексного анализа деятельности кредитной организации.
Выявлены современные тенденции и обоснованы наиболее важные направления развития эффективности банковской деятельности. Оценены KPI банковского сектора Российской Федерации в целом, а именно основные параметры сектора: рентабельность собственного капитала, рентабельность активов, ликвидность, доходность, процентные риски банков и риски концентрации. Также были рассмотрены показатели KPI по направлениям в разрезе российских банков и банков с участием иностранного капитала.
Результаты проведенной работы свидетельствуют о потенциале повышения эффективности деятельности банка, а применение предлагаемых аналитических решений поможет в развитии банковского менеджмента. Это, в свою очередь, окажет положительное влияние на возможность повышения рентабельности банковской деятельности и позволит увеличить внутрибанковские резервы для поддержания стабильности банковской отрасли без помощи государства. Предложенные нами рекомендации в области управления эффективности банковской деятельности в условиях межбанковской конкуренции формируют аналитическую основу, которая, возможно, задаст нужный вектор дальнейшей исследовательской деятельности по повышению эффективности деятельности российского банковского сектора.
Спрогнозирован KPI российских коммерческих банков на ближайшую перспективу по показателю рентабельности активов. В результате анализа по банковскому сектору становится, очевидно, что на фоне недостаточности качественных заемщиков и уровня капитала для покрытия растущих рисков, расходов банка идет на спад рентабельность активов коммерческих банков, это означает, что банки не эффективно используют активы. корреляционно- анализ показал,
Проведенный корреляционно-регрессионный анализ, показал, что банковский сектор будет регрессировать умеренными темпами и в целом прогнозируется уменьшение рентабельности активов вплоть до 2022 году.
Понятие эффективности деятельности коммерческого банка многоаспектно, и в качестве критериев эффективности банка можно рассматривать как сами финансовые результаты его деятельности, так и результативность, а также всю совокупность показателей финансового состояния достигнутых банком с учетом их ценностной или целевой значимости. Поэтому эффективность деятельности коммерческого банка это не только результаты его деятельности, но и система управления, построенная на формировании научно обоснованной стратегии деятельности банка и контроле за ее реализацией.
По результатам анализа, можно сказать, что в настоящее время необходимо совершенствовать и развивать ключевые показатели
эффективности опираясь как на зарубежный опыт, так и на отечественный. Для начала необходимо ориентироваться на главных целях и стратегии кредитной организации, а не на достижении определенных показателей от которых будет непосредственно зависеть заработная плата сотрудников. Далее необходимо построить систему ключевых показателей эффективности таким образом, чтобы она затрагивала непосредственно всю кредитную организацию, для наиболее точных расчетов эффективности деятельности кредитной организации. После чего необходимо попробовать применить и оценить подобную систему показателей на основании отчетности кредитных организаций ближайших конкурентов, для того, чтобы была возможность сравнить показатели деятельности и выявить какие из показателей необходимо улучшить, чтобы в дальнейшем развивать свою кредитную организации наиболее эффективно.
1. Гражданский кодекс Российской Федерации Ч. 1, 2, 3, 4: офиц. текст. - Москва : Омега-Л, 2014. - 592 с.
2. О Центральном банке Российской Федерации [Электронный ресурс] : (федер. закон от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ Принят Государственной Думой 27 июня 2002 года) // СПС «КонсультантПлюс». - (Дата обращения: 25.04.2019).
3. О банках и банковской деятельности [Электронный ресурс] : (федер. закон от 2 декабря 1990 г. № 395-1 - ФЗ Принят Государственной Думой 7 июля 1995 года) // СПС «КонсультантПлюс». - (Дата обращения: 25.04.2019).
4. О несостоятельности (банкротстве) [Электронный ресурс] : (федер. закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ Принят Государственной Думой 27 сентября 2002 года)// СПС «КонсультантПлюс». - (Дата обращения: 25.04.2019) .
5. О порядке формирования кредитными организациями резервов на
возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности [Электронный ресурс] : (положение Банка России от 28 июня 2017 г. № 590-П)// СПС «КонсультантПлюс». - (Дата обращения: 25.04.2019)
6. Об оценке экономического положения банков [Электронный ресурс] :
(указание Банка России от 3 апреля 2017 г. № 4336-У)// СПС
«КонсультантПлюс». - (Дата обращения: 25.04.2019)
7. Об обязательных нормативах банков [Электронный ресурс]: (инструкция Банка России №180- от 28 июня 2017 г. И)// СПС «КонсультантПлюс». - (Дата обращения: 25.04.2019)
Книги, монографии
8. Астрелина, В.В. Управление ликвидностью в российском коммерческом банке / В.В. Астрелина, П.К. Бондарчук, П.С.Шальнов. - Москва: Форум: ИНФРА-М, 2016. - 175 с.
9. Афанасьева, О.Н. Банковское дело: современная система кредитования: учеб. пособие / О.Н. Афанасьева, О.И. Лаврушин, С.Л. Корниенко. - 4-е изд. - Москва : КноРус, 2017. - 264 с.
10. Балабанов, И.Т. Банки и банковское дело: учеб. для вузов. -2-е изд. / И.Т. Балабанов, И.А. Савинская. - Санкт-Петербург : Питер, 2017. - 448 с.
11. Батракова, Л.Г. Экономический анализ деятельности коммерческого банка / Л.Г. Батракова. - Москва : Логос, 2013. - 368 с.
12. Белоглазова, Г.Н. Банковское дело. Организация деятельности коммерческого банка / Г.Н. Белоглазова. - Москва : Юрайт, 2014. - 604 с.
13. Белотелова, Н.П. Деньги. Кредит. Банки / Н.П. Белотелова, Ж.С. Белотелова. - Москва : Дашков и Ко, 2016. - 400 с.
14. Вайн, С. Оптимизация ресурсов современного банка / С. Вайн. - Москва : Альпина Паблишер, 2015. - 194 с.
15. Васильева, Д.Н. Репутация банка в условиях кризиса/ Д.Н. Васильева. - Москва : Дашков и Ко, 2015. -120 с.
16. Волков, А.А. Управление рисками в коммерческом банке : практ. руководство / А.А. Волков. - Москва : Омега-Л, 2017. - 160 с.
17. Ефремова, Т.Ф. Современный словарь русского языка. Три в одном. Орфографический. Словообразовательный. Морфемный [Текст] / Т.Ф. Ефремова. - Москва : АСТ, 2012. - 704 с.
18. Жарковская Е.П. Банковское дело: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Финансы и кредит» / Е.П. Жарковская. - 6-е изд.; испр. - М.: Омега-Л, 2013. - 476с.
19. Клочков, А. К. KPI и мотивация персонала. Полный сборник практических инструментов - Москва: Эксмо, 2014. - 55 с.
20. Лаврушин О.И. Управление деятельностью коммерческого банка - М: Юристь, 2013.- 765 с.
21. Лаврушин О.И. Банковское дело: современная система кредитования: учебное пособие. - М. : КНОРУС, 2014. - 264 с.
22. Развитие рискориентированных подходов в банковском
регулировании и надзоре: монография / С.Е. Дубова, А.С. Кутузова. - Москва : Флинта : Наука, 2016. - 177 с.
23. Тавасиев, А.М. Антикризисное управление кредитными
организациями / А.М. Тавасиев. - Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 543 с.
24. Толковый словарь экономических терминов. - Москва : Просвещение, 1998. - 178 с.
25. Усоскин, В.М. Современный коммерческий банк. Управление и операции / В.М. Усоскин. - Москва : Ленанд, 2014. - 328 с.
26. Ушаков, Д.Н. Большой толковый словарь русского языка. Современная редакция / Д.Н. Ушаков. - Москва : Дом Славянской книги, 2014. - 960 с.
27. Щербакова Г.В. Анализ и оценка банковской деятельности (на основе отчетности, составленной по российским и международным стандартам) - М.: Вершина, 2015. - 464с.
28. Эффективность деятельности банков с государственным участием: критерии, оценка и направления повышения: монография / кол. авт. ; под ред. И.В. Ларионовой. - Москва : РУСАЙНС, 2015. - 248 с.
29. Bessis, J. Risk Management in Banking / J. Bessis. - 3-d ed. - New York : John Wiley and Sons, Ltd., 2012. - 840 p.
Печатная периодика
30. Андреева, О.В. Кредитование как основной фактор деятельности кредитных организаций России / О.В.Андреева // Вестник экономики, права и социологии. - 2012. - № 3. - С. 8-12.
31. Ахмадуллина А.А. Пути повышения показателей эффективности российских кредитных организаций. Сборник научных трудов. Выпуск №18. Журнал «Высшая школа», 2016. - c. 12-15.
32. Ахметова, Г.З. Оценка уязвимости банковского сектора: финансовые результаты деятельности кредитных организаций РФ / Г.З.Ахметова // Казанский экономический вестник. - 2012. - № 2. - С. 81-85.
36. Иванов, В. Особенности применения CAMEL методов для оценки финансового состояния российских банков / В. Иванов // Банк. - 1998. -№ 15. - С. 4 -7.
37. Ковалев В.В. Финансовый анализ: метод и процедуры// - М.Финансы и статистика. - 2001. - с.123.
38. Лаврушин, О.И. Банки в современной экономике: необходимость перемен / О.И. Лаврушин // Банковское дело. - 2013. - № 4. - С. 6-13.
39. Лаврушин, О.И. Эффективность банковской деятельности: методология, критерии, показатели, процедуры / О.И.Лаврушин, Т.Н. Ветрова // Банковское дело. - 2015. - № 5. - С. 38-42.
41. Парусимова, Н.И. К вопросу о методах управления банковскими рисками в контексте Базельских соглашений / Н.И. Парусимова, Е.Г. Князева // Фундаментальные исследования. - 2015. - № 3. - С. 173-180.
43. Тосунян, Г.А. К вопросу об укреплении банковского сектора в текущей экономической ситуации / Г.А. Тосунян // Деньги и кредит. - 2016. - № 3. -С.7-
45. Трофимова, Е.А. К вопросу о деятельности коммерческих банков: оценка эффективности и перспективы сотрудничества/ Е.А.Трофимова // Фундаментальные исследования. - 2015. - № 12, ч. 1. - С. 208-213.
46. Трофимова, Е.А. Критический анализ методологических подходов коценке финансового положения кредитной организации [Текст] / Е.А. Трофимова, Т.В. Бакунова // Российские регионы в фокусе перемен : Х Междунар. конф. - Екатеринбург, 2016. - С. 766-770.
Электронные ресурсы
47. Банк России : офиц. сайт ЦБ РФ [Электронный ресурс]. - Москва, 2010-2018. - Режим доступа: http://www.cbr.ru (дата обращения 11.05.2019).
48. ИТАР-ТАСС : офиц. сайт [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://tass.ru/ekonomika/3491395 (дата обращения 06.05.2019).
49. Министерство финансов РФ : офиц. сайт [Электронный ресурс]. - Москва, 2010-2018. - Режим доступа: http://www.minfin.ru.
50. Федеральная служба государственной статистики : офиц. сайт ФСГС [Электронный ресурс]. - Москва, 2010-2018. - Режим доступа: http://www.gks.ru. (дата обращения 04.04.2019).
51. Обзор банковского сектора Российской Федерации [Электронный
ресурс]: - Годовой обзор за 2015 год Режим доступа:
http://www.cbr.ru/analytics/bank_system/obs_1601.pdf (дата обращения
14.04.2019) .
52. Обзор банковского сектора Российской Федерации [Электронный
ресурс]: 2016 - Годовой обзор за год Режим доступа:
http://www.cbr.ru/analytics/bank_system/obs_1701.pdf (дата обращения
14.04.2019) .
53. Обзор банковского сектора Российской Федерации [Электронный
ресурс]: 2017 - Годовой обзор за год Режим доступа:
http://www.cbr.ru/analytics/bank_system/obs_183.pdf (дата обращения
14.04.2019) .
54. Концепция долгосрочного социально-экономического развития
Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс]. - Режим http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134/ доступа: (дата
обращения 04.05.2019).
55. Англо-русский экономический словарь // Key performance indicator
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http: //economy_en_ru.academic.ru/35620/key_performance_indicator (дата
обращения 21.02.2019).
56. Показатель результативности // Словарь терминов антикризисного
управления [Электронный ресурс]. - доступа: Режим
http://dic.academic.ru/dic.nsf/anticris/72758 (дата обращения 20.02.2019).
57. Алексеева С. Что такое KPI и как с ними работать [Электронный ресурс] / С. Алексеева // Экономическая социология. - 2013. - Т. 6, № 4. - С. 14-38. - Режим доступа: https://lobanov-logist.ru/library/352/58910 - (Дата обращения: 23.01.2019).
58. Бородин А. Ю. Регулирование собственного капитала коммерческого
банка: история развития и современные тенденции // Молодой — 2016.
133- 139. - ученый. №6. С. Режим доступа: https://moluch.ru/archive/17/1743/ - (дата обращения: 21.04.2019).
59. Ваганова А. В. Анализ современного состояния банковского кредитования населения в России [Электронный ресурс] // Молодой ученый. -
2016. - №20. - С. 275-277. - Режим доступа: https://moluch.ru/archive/124/34314/ (дата обращения: 20.04.2019).
60. Лобанова Т. Н. Система ключевых показателей эффективности деятельности банка [Электронный ресурс] // Управление в кредитной организации. 2012. № 4. - Режим доступа: https://www.lawmix.ru/bux/45583. - (Дата обращения: 03.04.2019).
61. Ткалич Д. Управление компанией через систему KPI. Часть 2 [Электронный ресурс] // KPI & Balanced Scorecard Ключевые показатели эффективности и сбалансированная система показателей. 24.06.2010. - Режим доступа: https://www.metalika.ua/articles/upravleme-kompaniei-cherez-sistemu-kpi- chast-2.html. - (Дата обращения: 03.04.2019).
63. Российский банковский сектор: прогноз до 2021 года [Электронный ресурс] // Аналитическое кредитное рейтинговое агентство. 26.02.18. - Режим доступа: https://www.acra-ratings.ru/research/619. - (Дата обращения: