Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Государственно-территориальное устройство в России

Работа №33250

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

конституционное право

Объем работы30
Год сдачи2019
Стоимость550 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
689
Не подходит работа?

Узнай цену на написание



Введение 3
1. Конституционные основы территориального устройства российского государства 5
2. Статус субъектов Российской Федерации в системе конституционно-правового регулирования территориального устройства Российской
Федерации 13
3. Конституционно-правовое регулирование взаимоотношений Российской Федерации и субъектов Российской Федерации 20
Заключение 25
Список источников и использованной литературы 27

Теоретическое и практическое значение темы. Теоретическое исследование вопросов государственно-территориального устройства необходимо для понимания подхода государства к выстраиванию взаимоотношений в федеративном государстве, каким является Российская Федерация. Анализ законодательства и воззрений теоретиков позволяет выявлять существующие проблемы и пробелы законодательства. Определение проблем с практической точки зрения необходимо для совершенствования как правового, так и организационного взаимодействия между Федерацией и ее субъектами. Результаты исследования могут быть использованы как основа для дальнейшего изучения.
Актуальность темы. Российский федерализм как основа построения правоотношений в обществе продолжает эволюционировать. Отношения между Федерации и ее субъектами регламентированы на уровне федерального законодательства и относительно упорядочены. Вместе с тем, в свете продолжающейся реформы законодательства нашего законодательства исследование государственного устройства необходимо для целей совершенствования законодательства, для оптимизации системы взаимодействия между Федерацией и ее субъектами.
Объектом исследования в данной работе является государственно-территориальное устройство Российской Федерации.
Предмет – законодательство России, а также воззрения теоретиков на современное государственно-территориальное устройство государства.
Целью настоящей работы является исследование и анализ государственно-территориального устройства Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
 рассмотреть конституционные основы территориального устройства российского государства;
 проанализировать статус субъектов Российской Федерации в системе конституционно-правового регулирования территориального устройства Российской Федерации;
 проанализировать конституционно-правовое регулирование взаимоотношений Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В процессе написания данной работы использовались формально-логический метод, сравнительно-правовой, метод анализа и иные методы научного познания.
Степень изученности темы настоящего исследования достаточно высока в силу ее актуальности. В числе исследователей-практиков и ученых, посвятивших свои труды рассматриваемой теме, следует отметить С.А. Авакьяна, М.В. Баглая, С.И. Носова, М.И. Байтина. Перечень авторов не является исчерпывающим, выделены наиболее известные личности.
Стоит отметить, что государственно-территориальное устройство Российской Федерации достаточно часто становится предметом исследований, результаты которых излагаются в научных статьях.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка источников и использованной литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


По завершении исследования, которое было приведено в связи с написанием настоящей работы, можно сделать выводы, что задачи, поставленные перед написанием, выполнены, и цели исследования достигнуты.
Анализ законодательства Российской Федерации, правовых позиций высших судов, а также мнений теоретиков права и исследователей позволил сделать вывод, что государственно-территориальное устройство Российской Федерации определяется с учетом исторически сформировавшихся территорий, которые при создании самостоятельного государства – Российской Федерации приобрели статус субъектов.
Процесс формирования федерализма в настоящее время в нашем государстве не завершен. В первые годы после распада СССР, по мнению многих авторов, с которыми можно согласиться, присутствовало явное стремление к децентрализации у большинства субъектов Российской Федерации. Однако в настоящее время просматриваются тенденции к централизации власти в условиях сохранения определенной самостоятельности субъектов Российской Федерации.
Россия является федеративным государством, объединяющим субъекты, наделенные определенной самостоятельностью. Будучи правомочными в решении вопросов, которые не отнесены к исключительному ведению Российской Федерации, субъекты Российской Федерации не являются полностью самостоятельными. Они являются частью государства. Иными словами, суверенитет присутствует именно у России, а субъекты Российской Федерации являются в определенной мере зависимыми и подчиненными. Вместе с тем анализ положений законодательства Российской Федерации в части разграничения предметов ведения позволил сделать вывод, что в отдельных вопросах субъекты Российской Федерации фактически обладают всей полнотой власти. Ограничение присутствует в части возможности правового регулирования отдельных вопросов.
Исследование современного подхода к построению взаимоотношений между Российской Федерацией и ее субъектами позволило сделать вывод, что они базируются на признании верховенства федерального законодательства и федеральных властей. Федеральное законодательство имеет приоритет перед законодательством субъектов Российской Федерации, которое не может ему противоречить. Федеральные власти взаимодействуют с государственными структурами субъектов Российской Федерации, вмешиваясь в их деятельность в строго определенных законом случаях. Как особый способ взаимодействия была выделена поддержка, оказываемая субъектам Российской Федерации. Она может быть выражена в предоставлении финансовой помощи, что очень важно для дотационных регионов, где постоянно присутствует дефицит бюджета. В отсутствие подобной поддержки становится невозможным решение многих задач.



1. Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ, от 05 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. – 2014. – № 31. – Ст. 4398.
2. Федеративный договор от 31.03.1992 «Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти суверенных республик в составе Российской Федерации» (вместе с «Протоколом к Федеративному договору о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти суверенных республик в составе Российской Федерации») // Федеративный договор: Документы. Комментарий. – М., 1994.
3. Федеративный договор от 31.03.1992 «Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга Российской Федерации» (вместе с «Протоколом к Федеративному договору о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга Российской Федерации» от 31.03.1992)// Федеративный договор: Документы. Комментарий. – М., 1994.
4. Федеративный договор от 31.03.1992 «Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти автономной области, автономных округов в составе Российской Федерации» // Федеративный договор: Документы. Комментарий. – М., 1994.
5. Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» (ред. от 29.07.2018) // Собрание законодательства РФ. – 1994. – № 13. – Ст. 1447.
6. Федеральный конституционный закон от 21.07.2007 № 5-ФКЗ «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа» // Собрание законодательства РФ. – 2007. – № 30. – Ст. 3745.
7. Федеральный закон от 15.07.1995 № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» (ред. от 12.03.2014) // Собрание законодательства РФ. – 1995. – № 29. – Ст. 2757.
8. Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (ред. от 16.10.2019) // Собрание законодательства РФ. – 1999. – № 42. – Ст. 5005.
9. Постановление Конституционного Суда РФ от 07.06.2000 № 10-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2000. – № 25. – Ст. 2728.
10. Определение Конституционного Суда РФ от 06.12.2001 № 250-О «По запросу Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан о толковании ряда положений статей 5, 11, 71, 72, 73, 76, 77 и 78 Конституции Российской Федерации». Документ опубликован не был // Справочно-правовая система КонсультантПлюс.
11. Постановление Конституционного Суда РФ от 06.12.2018 № 44-П «По делу о проверке конституционности Закона Республики Ингушетия «Об утверждении Соглашения об установлении границы между Республикой Ингушетия и Чеченской Республикой» и Соглашения об установлении границы между Республикой Ингушетия и Чеченской Республикой в связи с запросом Главы Республики Ингушетия» // Собрание законодательства РФ. – 2018. – № 51. – Ст. 8095.
12. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10.10.2003 № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» (ред. от 05.03.2013) // Бюллетень Верховного Суда РФ. – 2003. – № 12.

Учебники и учебно-методические пособия:

13. Авакьян С.А. Конституционный лексикон: Государственно-правовой терминологический словарь / С.А. Авакьян – М.: Юстицинформ, 2015. – 640 с.
14. Конституционное право Российской Федерации: учебник для студентов, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция» (квалификация «бакалавр») / И.А. Алжеев, И.Б. Власенко, Е.Ю. Догадайло и др.; отв. ред. С.И. Носов. – М.: Статут, 2014. – 391 с.
15. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2002. – 776 с.

Периодические издания:
16. Алиев О.Д. Российский Федерализм: проблемы и перспективы / О.Д. Алиев // Via scientiarum - Дорога знаний. – 2018. – № 3. – С. 108-115.
17. Быстрова Д.А. Государственный суверенитет и территориальная целостность Российской Федерации: проблемы соотношения / Д.А. Быстрова // Государственная власть и местное самоуправление. – 2009. – №.4. – С. 9-11.
18. Гаврилов Р.В. Исторические предпосылки федеративного устройства современной России / Р.В. Гаврилов // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. – 2016. – № 1. – С. 116-119.
19. Глухих Н.В. Суверенитет федеративных взаимоотношений между Российской Федерации и ее субъектами, его проблематика / Н.В. Глухих // Молодой ученый. – 2018. – № 21 (207). – С. 351-353.
20. Горбачева С.В. Проблемы суверенитета в контексте взаимоотношений Российской Федерации и ее субъектов / С.В. Горбачева // Вестник Костромского государственного университета. – 2013. – № 6. – С. 128-132.
21. Демидов М.В. Исполнительная власть субъекта Российской Федерации: конституционно-правовой аспект ее статуса / М.В. Демидов // Конституционное и муниципальное право. – 2017. – № 1. – С. 62 - 65.
22. Зенкин С.А. Модернизация Конституции Российской Федерации: нормативная модель и практика / С.А. Зенкин // Lex russica. – 2018. – № 11. – С. 40 - 62.
23. Княгинин К.Н. Субъектно-территориальная структура федеративных государств / К.Н. Княгинин // Lex russica. – 2017. – № 4 (125). – С. 89 - 109.
24. Куракин А.В. Принципы разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектами / А.В. Куракин, Д.В. Карпухин, Н.Ф. Попова // Административное и муниципальное право. – 2018. – № 11 (131). – С. 19-35.
25. Нарутто С.В. Конституция, федерализм и единство государственно-правовой системы России / С.В. Нарутто // Lex russica. – 2018. – № 11. – С. 83 - 92.
26. Родионова А.К. Организационные и функциональные признаки федерализма / А.К. Родионова // Конституционное и муниципальное право. – 2011. – № 1. – С. 22 - 25.
27. Саутиева Т.Б. Региональные особенности субъектов Российской Федерации во внешнеэкономических отношениях / Т.Б. Саутиева // European journal of economics and management sciences. – 2017. – № 6. – С. 39-42.
28. Сидоров О.А. Модели разграничения предметов ведения и полномочий между федерацией и ее субъектами / О.А. Сидоров, С.Е. Шабаков // Марийский юридический вестник. – 2017. – № 1 (20). – С. 45-47.
29. Спрыгина О.Р. Субъекты Российской Федерации с территориями с особым статусом (правовые основы и опыт административно-территориального устройства) / О.Р. Спрыгина: автореф. дисс. … канд. юр. наук. – М., 2017. – 29 с.
30. Трусов Н.А. О развитии федеративных отношений в России / Н.А. Трусов // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. – 2017. – № 5. – С. 154-164.
31. Федорец М.Н. Федеративная модель государственно-территориального устройства России / М.Н. Федорец // Стратегические направления развития науки, образования, технологий Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. В 4-х частях / Под общей редакцией Е.П. Ткачевой. – 2017. – С. 137-141.
32. Хадиков А.К. Содержание конституционно-правового статуса границы между субъектами Российской Федерации: теоретические и практические проблемы изменения границ / А.К. Хадиков, А.Ш. Габараев // Пробелы в российском законодательстве. – 2018. – № 6. – С. 49-52.
33. Чеглакова О.Л. Основные элементы конституционно-правового статуса субъектов Российской Федерации / О.Л. Чеглакова // Успехи современной науки. – 2017. – Т. 6. – № 4. – С. 196-198.
34. Шабаков С.Е. Гарантирование интересов субъектов в правовых позициях Конституционного Суда Российской Федерации / С.Е. Шабаков, О.А. Сидоров // Наука, образование и культура. – 2017. – Т. 2. – № 5 (20). – С. 40-45.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ