Введение 3
Глава 1 Теоретические основы формирования у учащихся девятых классов исследовательской культуры методом проектов 9
1.1. Состояние проблемы исследовательской культуры у школьников в
научной литературе 9
1.2. Характеристики исследовательской культуры учащихся 17
1.3 Обоснование метода проекта как условие формирования исследовательской культуры учащихся девятых классов на уроках физики
Выводы по первой главе 36
Г лава 2 Опытно-экспериментальная работа по формированию у учащихся исследовательской культуры на уроках физики 38
2.1 Модель формирования исследовательской культуры учащихся 38
2.2 Диагностика состояния школьной практики формирования
исследовательской культуры учащихся девятых классов 46
2.3. Реализация модели формирования исследовательской культуры
учащихся девятых классов на уроках физики 57
2.4. Результаты опытно-экспериментальной работы по формированию исследовательской работы учащихся девятых классов на уроках физики.. 65
Выводы по второй главе 71
Заключение 73
Список литературы 76
Приложение
Актуальность. В реалиях нашего времени, при стремительном развитии науки и техники, информатизации общества, интеграции образования и
науки повышаются требования к выпускникам общеобразовательных учреждений: наряду с владением достаточным объемом теоретических знаний,
требуется умение применять их в различных ситуациях жизнедеятельности,
прогнозировать возможные последствия принимаемых решений, проявлять
социальную активность, исследовательский интерес к научным проблемам,
инициативность и творческий подход. В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273- ФЗ, ст. 66 отмечается,
что «Основное общее образование направлено на становление и формирование личности обучающегося (формирование нравственных убеждений, эстетического вкуса и здорового образа жизни, высокой культуры межличностного и межэтнического общения, овладение основами наук, государственным
языком Российской Федерации, навыками умственного и физического труда,
развитие склонностей, интересов, способности к социальному самоопределению)». Смешение образовательной и научной деятельности способствует повышению мотивации и качества подготовки обучающихся к проведению в
дальнейшем научных исследований в профессиональном образовании, использование новых знаний и достижений науки и техники в образовательной
деятельности.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного
(полного) общего образования от 2012 г. нацелен на становление личностных
качеств обучающихся- владение основными научными методами познания
окружающего мира; мотивированность на образование и самообразование и
т.п. Системно-деятельностный подход, является методологической основой
федерального государственного образовательного стандарта. Он позволяет
сформировать готовности обучающихся к саморазвитию, их активную учебно-познавательную деятельность. Стандарт устанавливает такие требования к4
результатам образования как, самостоятельность и способность к построению индивидуальной образовательной траектории, владение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности.
Следовательно, актуализируется развитие исследовательской культуры, которая характеризуется активной познавательной и поисковой потребностью.
Анализ теоретических источников и проведенный диагностический
эксперимент показал низкий уровень сформированности исследовательской
культуры у учащихся 9 классов.
Степень разработанности темы исследования. Формирование исследовательской культуры учащихся в образовательных учреждениях занимались следующие педагоги: Т .Е. Климова, Б.Г. Ананьева Г.В., Макотрова,
И.В. Носаева. Рассматривали проблему вовлеченности в исследовательскую
деятельность: М.М. Стасюлевич, А.Я. Герд, Р.Э. Армстронг, Т. Гексли; применялся и разрабатывался исследовательский метод в обучении в образовательной практике: Б.В. Всесвятским, А.П. Пинкевичем, И.Г. Автуховым, Б.Е.
Райковым, Ш.И. Ганелиным, И.Ф. Свадковским, С.Т. Шацким, П.П. Блонским.
Исследовательская и проектная деятельность, подробно описана и
разработана методистами: С.В. Третьякова, A.B. Леонтович, Н.Ю. Пахомова,
М.Б. Романовская, И.Д. Чечель, Е.С. Кодикова и др.; и педагогами - дидактами: Дж. Дьюи, A.B. Усова, В. X. Килпатрик, М.В. Кларин, Е. С. Полат, ,
С.Т. Шацкий В.В Гузеев и др.
В трудах педагогов-классиков: отечественных (В.П. Вахтеров, Н.И.
Новиков, К.Д. Ушинский, Б.Е. Райков, Л.Н. Толстой, и др.) и зарубежных
(Дж. Брунер, Дж. Дьюи, А. Дистервег, И. Песталоцци и др.) можно увидеть
истоки подходов к организации учебной исследовательской деятельности.
Актуализируется потребность в средствах развития исследовательской
культуры для естественно-научных дисциплин, в частности, физики. Основой
разработки таких средств должен проектный метод обучения. В тоже время5
реализация данного метода затрудняется отсутствием продуманной эффективной модели, и необходимостью в расширенной материально-технической
базы кабинета.
Возникает противоречие между стандартными- традиционными методиками обучения ориентированными на репродуктивные методы обучения
и потребностями формирования исследовательской культуры, которые предполагают внедрение в широкую педагогическую практику новых методик
обучения.
Из вышеизложенного мы можем сформулировать проблему исследования, заключающуюся в необходимости создания эффективной модели формирования исследовательской культуры учащихся 9 классов на уроках физики.
Теоретическая и практическая значимость, актуальность, недостаточная разработанность предложенной проблемы послужили основанием для
выбора темы исследования – «Метод проектов как условие формирования
исследовательской культуры учащихся 9 классов на уроках физики».
Предмет исследования- модель формирования исследовательской
культуры учащихся 9 классов средней общеобразовательной школы на уроках
физики методом проектов.
Объект исследования - процесс и результат формирования исследовательской культуры учащихся девятых классов на уроках физики.
Цель исследования- теоретически обосновать и экспериментально
апробировать модель формирования исследовательской культуры учащихся 9
классов общеобразовательной школы на уроках физики.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что процесс
формирования исследовательской культуры учащихся 9 классов будет более
эффективным, если на уроках физики использовать модель, которая характеризуется следующими принципами:
- средством формирования исследовательской культуры у учащихся будут выступать исследовательские минипроекты, в ходе которых школь-6
ники включаются в процесс присвоения ценности исследовательской деятельности, реализуемые на уроках физики;
- переход от репродуктивного через рефлексивно-смысловой к креативному уровню, где данный процесс осуществляется поэтапно, с учетом
содержания исследовательской культуры.
В соответствии с гипотезой и целью исследования были поставлены
следующие задачи:
1. определить сущностные характеристики, компоненты и уровни
сформированности исследовательской культуры учащихся 9 классов;
2. теоретически обосновать и разработать модель формирования исследовательской культуры у учащихся 9 классов на уроках физике в основной
школе;
3. экспериментально проверить эффективность используемых в модели средств формирования исследовательской культуры у учащихся 9 классов на уроке физики.
Для решения поставленных задач применялись следующие методы и
виды деятельности:
- изучение и анализ философской, педагогической, психологической,
методической, естественно-научной, технической, учебной, научнопопулярной литературы, диссертаций, имеющих отношение к теме исследования;
- анкетирование учащихся различных общеобразовательных учреждений;
- педагогический эксперимент.
Научная новизна результатов исследования - предложена модель
формирования исследовательской культуры учащихся 9 классов методом
проектов на уроках физики.
Теоретическая значимость результатов исследования состоит в том,
что, выявленные сущностные характеристики исследовательской культуры7
расширяют представление о ее формировании на уроках физики, где формируются их исследовательские умения способствующие включению школьников в исследовательскую проектную деятельность. Полученные результаты
могут составить теоретическую основу для моделирования формирования
исследовательской культуры у школьников на других предметах.
Практическая значимость состоит в том, что разработана и реализована модель формирования исследовательской культуры у учащихся 9 классов на уроках физики. Набор средств по созданию новых практически значимых продуктов в обобщенном виде могут применятся другими учителями
физики.
Достоверность результатов исследования обеспечиваются методологией исследования, адекватной его целям, задачам и логике представленной работы, апробацией результатов исследования в школьной практике, подтверждением теоретических выводов анализом эмпирических данных.
Опытно-экспериментальной базой исследования является муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №114» Приволжского района г.Казани
Апробация исследования. Практические результаты будут использованы при реализации инновационного проекта по теме: «Формирование персонализированной открытой образовательной среды в муниципальном бюджетном образовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа
№114» Приволжского района города Казани, посредством внедрения смешанного обучения и критериального оценивания в рамках естественнонаучного цикла». (Приложение 1)
Ход работы по инновационному проекту были представлены на заседании городского методического объединения учителей физики 24 апреля
2019г.
Опубликованы две статьи. Одна во всероссийской научнопрактическая конференции с международным участием «IVАндреевские чтения: концепции и технологии творческого саморазвития личности».-№УДК8
37.026.9.-К., Изд. «Центр инновационных технологий, 2019.С.-195-199, и
вторая Научная дискуссия: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по материалам LII Международной научно-практической конференции «Научная
дискуссия: вопросы педагогики и психологии». – № 7(52). – М., Изд. «Интернаука», 2017. – С. 28-34.
Объем и структура работы. Выпускная квалификационная работа
будет состоять из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка
литературы, включающего 59 источников. Объем работы будет составлять 81
страницу, содержание исследования будет иллюстрировано 17 таблицами, 1
рисунком и 2 диаграммами. В работе будет представлено 9 приложений.
В заключение необходимо проследить, каким образом осуществлялось решение основных задач исследования:
Первой задачей исследования было определить сущностные характеристики, компоненты и уровни сформированности исследовательской культуры учащихся 9 классов. Сущностные характеристики исследовательской
культуры обучающихся выражаются через ее структуру и включает в себя
когнитивно-гносеологический, мотивационно-ценностный и деятельностнопроективный компоненты.
Когнитивно-гносеологический компонент: наличие знаний о целях, методах и задачах исследования; владение методологией исследовательской деятельности, пониманием ее специфики и обоснованностью в различных областях научного знания, что позволяет учащимся получать через
научные тексты и статьи информацию об окружающем мире и возможность
ориентации в нем, т.е. определяется как овладение школьником гносеологической грамотностью.
Мотивационно-ценностный компонент: система мотивов, лежащих в основе положительного отношения обучающегося к исследовательской деятельности, выработки позиции исследователя как личностно значимой, отношения к процессу, содержанию и результату исследовательской деятельности как ценностям.
Деятельностно-проективный компонент: исследовательские умения (формулирование цели, задачи, проблему исследования; определять
структуру, составлять план исследования; формулировать результаты исследования, обосновывать и презентовать их).
Деятельностно-проективного компонента особенен тем, что состоит в
реализации исследовательских умений учащихся 9 классов через исследовательский проект и организации своей исследовательской деятельности.74
Компонентный состав позволил определить три уровня сформированности исследовательской культуры учащихся 9 классов:
1) репродуктивный, предполагающий разрозненность элементов познания в исследовании, неосознанность их восприятия и применения в исследовательской деятельности;
2) рефлексивно-смысловой уровень – характерен актуализацией элементов познания в исследовании, информированием представления о последовательности стадий исследования, ее структурировании и работой научной
литературой;
3) креативный уровень – характеризуется применением приобретенных исследовательских знаний и умений в проектировании собственной исследовательской деятельности; умением грамотно и обосновано в рамках
научной этики представлять результаты индивидуальной и совместной исследовательской деятельности.
Решение первой задачи исследования позволило дать определение исследовательской деятельности как ценности для обучающихся. Исследовательская деятельность – это творческая познавательная деятельность, соответствующая по своей структуре научной деятельности, результатом которой
является формирование исследовательской культуры, включающей в себя
совокупность исследовательских умений, субъективно новых знаний и способов деятельности; мотивов, познавательного интереса и способности к исследовательскому типу мышления.
Следовательно, исследовательская культура личности представляет
собой целостную совокупность ее образовательных научномировоззренческих ценностей как способ самореализации школьником исследовательских возможностей, самоопределения и социализации.
Значит, исследовательская культура учащихся 9 классов – это личностное образование, характеризующееся познавательной мотивацией, отношением к исследовательской деятельности как ценности, определяющим
ее личностный смысл.
Абульханова-Славская, К.А. Стратегия жизни / К.А. Абульханова-Славская. – М., 1991.
2. Алексеева, В.Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития личности / В.Г. Алексеева // Психологический журнал.
– 1984. – Т. 5, №5. – С. 63–70.
3. Алисов, Е.А. Психологическая безопасность и комфорт как условие проявления творческих способностей субъектов в образовательной среде
// Профессиональноличностное развитие преподавателя и студента: традиции, проблемы, перспективы: материалы Всероссийской научнопрактической конференции / М-во обр. и науки РФ, ФГБОУ ВПО «Тамб. гос.
ун-т им. Г.Р. Державина»; [отв. ред. Л.Н. Макарова, А.В. Королева]. Тамбов:
Изд-во ТРОО «Бизнес-Наука-Общество», 2013. – С.331-335.
4. Ананьев, Б.Г. Психология и проблемы человекознания / Б.Г.
Ананьев. – М.: ин-т практ. психологии; Воронеж: МОДЭК,1996. – 384 с.
5. Андреев, В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности: основы педагогики творчества / В.И. Андреев; Казан. гос. унт. – Казань: Издво Казан. гос. ун-та, 1988. – 240 с.
6. Арсенова, С.П. Формирование исследовательских умений студентов в системе их профессиональной подготовки / С.П. Арсенова: дис. ...
канд. пед. наук. – М., 1990.
7. Асмолов, А.Г. Деятельность и установка / А.Г. Асмолов. – М.:
Наука, 1979.– 151 с.
8. Биологическое и экологическое образование: традиции и инновации: сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. 26–29 нояб. 2012 г. Вып. 11.
Санкт-Петербург, – СПб.: Изд-во «ТЕССА», 2012. – 314с.
9. Божович, Л.И. Возрастные закономерности формирования личности ребенка: автореф. дис. … д-ра. пед. наук (по психологии). – М., 1966.77
10. Бондаревская, Е.В. Воспитание как возрождение человека культуры и нравственности. Основные положения концепции воспитания в изменяющихся социально-экономических условиях / Е.В. Бондаревская. – Ростов/н Д.: РГПИ, 1991.
11. Борытко, Н.М. В пространстве воспитательной деятельности /
Н.М. Борытко // науч. ред. Н.К. Сергеев. −Волгоград: Перемена, 2001. – 181
с.
12. Валицкая, А.П. Образование в России: стратегия выбора / А.П.
Валицкая. – СПб.,1998.
13. Вахтеров, В.П. Избранные педагогические сочинения/ В.П. Вахтеров; сост. Н.Л. Литвин, Н.Т. Бритаева. − М.: Педагогика, 1987. − 400 с.
14. Всесвятский, Б.В. Исследовательский подход к природе и жизни /
Б.В. Всесвятский. − М., 1926.
15. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. −
М.: Педагогика, 1991. − 580 с.
16. Гальперин, П.Я. Актуальные проблемы возрастной психологии /
П.Я. Гальперин. – М.: Наука, 1986. – 276 с.
17. Гессен, С. И. Основы педагогики: Введение в практическую философию / С.И. Гессен. − М., 1995.
18. Гуревич, П.С. Культурология / П.С. Гуревич: учебник. – М.: Гардарики, 2001. − 278 с.
19. Дистервег, А. Избранные педагогические сочинения / А. Дистервег. М.: Учпедгиз, 1956. − С. 136-203.
20. Дьюи, Д. Школа и общество / Д. Дьюи. − М., 1925.
21. Жукова, В.П. О детях, нуждающихся в педагогической поддержке/ В.П. Жукова, Н.Н. Быстрова. – Хабаровск: Изд-во ХГПУ, 1998.
22. Загвязинский, В.И. Педагогическое творчество учителя / В.И. Загвязинский. – М., 1987.78
23. Закон «Об образовании в Российской Федерации» (2012) [Электронный ресурс]. − URL: http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html
(дата обращения: 29.07.2014).
24. Ильин, В.С. Формирование личности школьника (целостный
процесс) / В.С. Ильин. − М.: Педагогика, 1984. − 144 с.
25. Исаев, И.Ф., Алиева, О.В. Психолого-педагогические условия
формирования учебно-исследовательской культуры учащихся в системе
предпрофильной подготовки/И.Ф. Исаев, О.В. Алиева //Вестник ТГУ, выпуск
5 (121).–2013. – С. 105-108.
26. Каверин, Б.И. Культурология: учеб. пособие / Б.И. Каверин; под
ред. В.В. Дибижева. − М.: Юриспруденция, 2001. − 224 с.
27. Каган, М.С. Философия культуры / М.С. Каган. − СПб., 1996.
−416 с.
28. Кормакова, В.Н. Самоопределение старшеклассников через методы социального проектирования / В.Н. Кормакова, И.В. Тяпугина // Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании:
материалы 21-й Междунар. науч.-практ. конф., 25-26 мая 2016 г., г. Екатеринбург / Рос. гос. проф.пед. ун-т; [редкол.: Г. М. Романцев и др. ; науч. ред.
Е.М. Дорожкин, В.А. Федо- ров] – Екатеринбург, 2016. – С. 158-162.
29. Колесникова, И.А. Воспитание человеческих качеств / И.А. Колесникова // Педагогика. − 1999. − №8. − С.56−62.
30. Кортнев, К.П. Сочетание в обучении решения задач и лабораторного практикума / К.П. Кортнев, К.П. Шушарина // Современные методы физико-математческих наук: тр. междунар. конф.: сб. ст. Орел, 9−14 окт. 2006 г.
/ отв. ред. А.Г. Мешков, В.Д. Селютин. − Орел: ОГУ. − Т.3.
31. Кульневич, С.В. Педагогика личности от концепции до технологии/ С.В. Кульневич. – Ростов н/Д.: Тв. центр «Учитель», 2001. − 160 с.
32. Леонтович, А.В. Исследовательская деятельность как способ
формирования мировоззрения / А.В. Леонтович // Нар. образование. − 1999. −
№10.79
33. Лернер, И.Я. Проблемное обучение / И.Я. Лернер. – М.: Знание,
1974. – 64 с.
34. Лук, А.Н. Мышление и творчество / А.Н. Лук − М., Политиздат,1976. – 144 с.
35. Лихачев, Б.Т. Философия воспитания: спец. курс/ Б.Т. Лихачев. −
М.-: ВЛАДОС, 2010. − 335 с.
36. Мануйлов, Ю.С. Концептуальные основы средового подхода в
воспитании /Ю.С. Мануйлов //Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова.–2008.−Т. 14,
№4. – С.21 – 27.
37. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения / А.К. Маркова,
Т.А. Матис, А.Б. Орлов. – М.: Просвещение, 1990. – 192 с.
38. Макотрова, Г.В. Идея целостности в развитии исследовательского потенциала школьника / Г.В. Макотрова // Гуманитарные научные исследования. – 2015. – № 9 [Электронный ресурс]. URL:
http://human.snauka.ru/2015/09/12528 (дата обращения: 20.11.2016).
39. Методические рекомендации по выполнению и оформлению
учебно-исследовательских работ старшеклассников / сост. Е.А. Фирсова. –
Волгоград: Изд-во ВГСПУ «Перемена», 2012. – 40 с.
40. Методы исследования и анализа текста: Словарь-справочник /
Т.В. Жеребило. – Назрань: Пилигрим, 2011.
41. Носаева, И.В. Педагогические условия формирования исследовательской культуры учащихся на начальном этапе образования: дис. …канд.
пед. наук: 13.00.01 / И.В. Носаева. ‒ М.: РГБ, 2003.
42. Новикова, Т.А. Проектные технологии на уроках и во внеурочной
деятельности / Т.А. Новикова // Народное образование. – 2000. ‒ №7. – С. 23–
28.
43. Немов, Р.С. Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Р.С. Немов. ‒ М.: ВЛАДОС, 2000. ‒ 668 с.
44. Обухов, А.С. Развитие исследовательской деятельности учащихся / А.С. Обухов. – М.: Изд-во «Прометей» МПГУ, 2006. ‒ 224 с.