ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОЕКТНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ 5
1.1 Сущность понятия метод проектов 5
1.2 Формирование умений исследовательской деятельности обучающихся в процессе обучения математике 14
1.3 Использование проектной деятельности для формирования исследовательских умений обучающихся в процессе обучения математике 35
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 47
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ 48
2.1 Рекомендации по подготовке обучающихся к проектно-исследовательской деятельности 48
2.2 Проект, направленный на формирование исследовательских умений
обучающихся в процессе обучения математике 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ (ВЫВОДЫ) 65
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 66
ПРИЛОЖЕНИЯ 71
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования ориентирует на становление личностных характеристик выпускника, в числе которых прописано владение обучающимися поисково-исследовательской деятельностью.
Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования. При внедрении метода проектов развиваются: мыслительные операции; умение ставить цели; работать с дополнительными источниками информации, что является результатом освоения основной образовательной программы среднего общего образования
Метод проектов содействует формированию поисковой и творческой деятельности. Помогает высказывать собственную точку зрения, позицию, оценочные суждения и приходить самостоятельно к выводам.
М.В. Крупенина, В.Н. Шульгин, П.Ф. Каптерев, В.В. Игнатьев [34], полагали, что невозможно сформировать рациональную организацию школьной жизни обучающегося без проектной деятельности.
Математика, за счет своего содержания, считается одним из предметов, создающих подходящую среду для вовлечения обучающихся в исследовательскую деятельность. Один из требуемых условий осуществления исследовательской деятельности считается
сформированность исследовательских умений у обучающихся. Учитывая изменения в сегодняшней образовательной политике, эта проблема остается актуальной.
Объект исследования - процесс обучения математике в основной школе.
Предмет исследования - метод проектов как средство формирования исследовательских умений обучающихся в курсе математики
Цель исследования: разработка проекта, направленного на
формирование исследовательских умений обучающихся в процессе обучения математике.
Для того, чтобы достичь поставленной цели были выдвинуты последующие задачи:
1. Провести анализ психолого-педагогической, методической
литературы и Интернет-ресурсов согласно теме исследования.
2. Раскрыть сущность метода проектов.
3. Проанализировать понятие исследовательская деятельность.
4. Определить какое влияние оказывает метод проектов на формирование исследовательских умений обучающихся.
5. Выделить рекомендации по подготовке обучающихся к проектной деятельности.
Разработать проект, который направлен на формирование исследовательских умений обучающихся в процессе изучения математике.
Одним из компонентов Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования является становление личностных характеристик выпускника, в числе которых выделено владение обучающимися поисково-исследовательской
деятельностью. Владение исследовательской деятельностью предполагает сформированность у обучающихся исследовательских умений.
Целью работы было разработка проекта, направленного на формирование исследовательских умений обучающихся в процессе обучения математике.
Для достижения поставленной цели на основе анализа психолого-педагогической, методической литературы и Интернет-ресурсов сформулировано понятие метод проектов. Выявлены особенности исследовательских умений и приведена основная классификация исследовательских умений. Выделены уровни сформированности исследовательских умений. Обосновано, что метод проектов является одним из средств формирования исследовательских умений путем сопоставления выделенных умений с деятельностным содержанием этапов проекта. Разработан проект для обучающихся, направленный на формирование исследовательских умений. В заключении можно сделать вывод, что все задачи выполнены, и цель исследования достигнута.
1. Алисов Е. А. Сущность технологии исследовательского и проектного обучения [Текст]/ Е.А. Алисов // Гаудеамус. 2016. №3. С.41-45
2. Андреев В. И. Эвристическое программирование
учебноисследовательский деятельности / М.: Высшая школа, 1981. 240 с.
3. Байбородова, Л. В., Харисова И. Г., Чернявская А. П. Проектная деятельность школьников // Управление современной школой. Завуч. - 2014. - № 2. - С. 94-117
4. Белых, С. Л. Мотивация исследовательской деятельности учащихся [Текст] / С. Л. Белых // Исследовательская работа школьников. — 2006. — № 18. — С. 68-74.
5. Беспалько В. П. Проектирование учебного предмета [Текст]/ В. П.
Беспалько // ШКОЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ. -М.: НИИ школ.
технологий при участии Ред. " Нар. образование", 2006. -№ 6. - C.76-88
6. Блонский П. П. Психология и педагогика. Избранные труды. — М.: «Юрайт», 2016.
7. Брославская Т. Л. Организация учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся в условиях реализации ФГОС ООО [Текст]/ Т.Л. Брославская // Молодой ученый. — 2015. — №2.1. — С. 5¬6.
8. Васильева И. В. Проектная и учебно-исследовательская деятельность обучающихся в рамках реализации ФГОС [Текст]/ И.В. Васильева // Молодой ученый. — 2015. — №14.1. — С. 78-82
9. Выготский, Л. С. Психология юношеского возраста [Текст] // Собрание сочинений т.4 / Л. С. Выготский. - Москва: Изд-во МГУ, 2010. - 587 с.
10. Голд Е. А. Исследовательская деятельность обучающихся в условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов [Текст]/ Е.А. Голд // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь: Меркурий, 2015. — С. 73-76.
11. Далингер В. А. Поисково-исследовательская деятельность учащихся
по математике: Учебное пособие. Омск: ОмГПУ, 2005. 457 с
12. Дмитриева О.С. ИКТ на уроках биологии URL:
http://rpp.nashaucheba.ru/docs/index-112260.html
13. Исаев Е.И. Психология образования человека. Становление субъектности в образовательных процессах. Учебное пособие. - 2014. - №6, - С. 48-57
14. Калугина Н.Л., Гиревая Х.Я., Калугин Ю.А., Варламова И.А. Критерии сформированности исследовательских умений студентов технических вузов // Успехи современного естествознания. 2015. № 7. С. 98-101.
15. Кантор К.М. Двойная спираль истории: Историософия проектизма // Общие проблемы.. 2011. № 11. С. 84—96.
16. Колесникова И.А., М.П. Горчакова-Сибирская «Педагогическое проектирование» - М., Издательский центр «Академия», 2005г.
17. Крайг, Г. Психология развития [Текст] / Г. Крайг, Д. Бокум. - СПб.: Питер, 2013. - 412 с.
...