Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТАРШЕКЛАССНИКОВ НА УРОКЕ ИНФОРМАТИКИ

Работа №37559

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы102
Год сдачи2019
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
564
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения метода проектов как
инновационной формы организации образовательной деятельности 7
1.1. Метод проектов как педагогическая технология 7
1.2. Классификация проектов, используемых в образовательном процессе .. 18
1.3. Формирование исследовательской культуры старшеклассников как личностного образования и место исследовательской деятельности в системе ценностей современных школьников 23
Глава 2. Формирования исследовательской культуры старшеклассников на уроке информатике 31
2.1. Исследование уровня развития исследовательской культуры у
старшеклассников (конститатирующий этап эксперимента) 31
2.2. Реализация программы развития исследовательской культуры у
старшеклассников (формарующий этап эксперимента) 37
2.3. Анализ и обобщение результатов контрольного этапа эксперимента ... 63
Заключение 76
Список литературы 78
Приложение 1 82
Приложение 2


В современной школе происходит активное обновление целей, содержания и методов образования. Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребенка, формирования активной позиции учащегося в учебном процессе.
Дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением открывающие для себя окружающий мир. Им интересно все. Поддерживать стремление ребенка к самостоятельной деятельности, способствовать развитию интереса к экспериментированию, создавать условия для исследовательской деятельности - задачи, которые стоят перед школой.
В традиционной школе ученик очень быстро осознает, что его задача - внимательно слушать на уроке и четко выполнять указания учителя. Иначе отстанешь от товарищей или твои высказывания будут восприняты как незнания. Учитель и родители будут недовольны. Как быть? В связи с этим большое значение приобретает не только разработка и совершенствование нового учебного содержания, но и исключение из практики непродуктивных стилей и форм педагогического общения, методов обучения. Если проанализировать цели образования, то нетрудно заметить, что основной приоритет отдается развитию личности ребенка.
В государственном стандарте начального и общего образования особое место отведено деятельностному, практическому содержанию образования, конкретным способам деятельности, так как развитие личностных качеств учащихся невозможно без приобретения ими опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической, социальной.
Учебная исследовательская деятельность - это специально организованная творческая деятельность учащихся, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью, результатом которой является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений.
В настоящее время в связи с реализацией ФГОС на первое место выходит не предметный, а личностный результат. Современное образование направленно не столько на сами знания, сколько на развитие умения у учеников самостоятельно приобретать знания, на переход от пассивного усвоения информации к её активному поиску, осознанному осмыслению и использованию на практике. Задача преподавателя заключается в создании условий для активного познания и получения практического опыта. Активизировать учебно-познавательную деятельность, овладеть практическим опытом, получить личностный результат позволяет метод проектов.
Метод проектов развивает у учеников логическое мышление, познавательный интерес, творческие способности, расширять умственные способности, развивает самостоятельные исследовательские умения. Ученик может анализировать ситуацию, обобщать, классифицировать, сравнивать. Он начинает по-другому относиться к реальной жизни - полностью меняется мировоззрение учащихся.
Метод проектов на уроке информатики и во внеурочное время способствует развитию наблюдательности, умению видеть необычное в знакомых вещах, задавать себе вопросы о тех явлениях, с которыми встречаются в жизни, ставить перед собой цель и формулировать итоги своей самостоятельной деятельности.
Предмет исследования: содержание, формы и методы формирование навыков проектной деятельности у старшеклассников.
Объект исследования: процесс формирование исследовательской культуры старшеклассников.
Цель исследования: заключается в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке содержания, комплекса форм и методов, обеспечивающих эффективное формирование навыков проектной деятельности старшеклассников на уроке информатики.
В основу исследования была положена гипотеза, согласно которой процесс формирования исследовательской культуры школьников на уроках информатики будет протекать успешно, если:
• обеспечить поэтапное и комплексное включение школьников в различные этапы исследовательской деятельности;
• целенаправленно формировать практические умения на уроках информатики, включая в традиционные уроки исследовательские задания.
Объект, предмет, гипотеза определили следующие задачи исследования:
• Обобщить и систематизировать литературу по проблеме исследования. Изучить ведущие тенденции формирования исследовательской культуры учащихся.
• Выявить оптимальные педагогические условия эффективного формирования у учащихся исследовательской культуры.
• Изучить особенности формирования исследовательской культуры учащихся на уроках информатики.
Методы исследования:
Методы теоретического исследования - теоретический, сравнительно-сопоставимый, анализ психолого-педагогической, научно-методической специальной литературы и исследований по проблеме.
Методы эмпирического исследования - изучение литературы, результатов деятельности школьников, опросные методы - беседа.
Структура работы: работа состоит из 2 разделов. Первый раздел - анализ теоретического материала, определение состояния проблемы.
Второй раздел включает в себя формулирование понятий исследовательское
поведение и исследовательские способности, а также разработки авторских заданий по информатике, которые способствуют формированию исследовательской культуры учащихся.
Теоретическая значимость исследования: обобщена и систематизирована литература по исследованию.
Практическая значимость исследования. Методические разработки уроков, включающие задания, способствующие формированию исследовательской культуры учащихся, которые могут быть использованы преподавателями для формирования исследовательской культуры учащихся общеобразовательных школ на уроках информатики.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В жизни зачастую приходится решать совсем не те задачи, которые учащиеся решают в школе. Любая возникающая жизненная проблема, по меньшей мере, обладает новизной. Один из возможных методов подготовки школьников к решению новых задач - развитие способностей исследовательской деятельности, в том числе осуществление реальных и виртуальных экспериментов. В ходе выполнения работы было установлено, то что развитие исследовательской культуры школьников будет эффективным, в случае если:
• обеспечить поэтапное и комплексное включение школьников в различные этапы исследовательской деятельности;
• целенаправленно формировать практические умения на уроках информатики, включая в традиционные уроки исследовательские задания.
В работе были проанализированы ключевые формы и методы написания исследовательских проектов школьников, систематизированы по классам и темам задания, способствующие развитию исследовательской культуры обучающихся, а также предложены разработки уроков и внеклассных уроков, на которых учащиеся выполняют мини-исследования: от формулирования гипотезы по получения результатов эксперимента и их интерпретации.
Результаты, приобретенные в процессе написания данной работы, дают возможность сделать несколько заключений:
Эффективность формирования учебно-исследовательской культуры учащихся обеспечивается совокупностью педагогических условий: формированием ценностного отношения учащихся к исследовательской деятельности и ее результатам; организацией субъект-субъектного взаимодействия в системе "ученик - учитель" в процессе учебно-исследовательской деятельности; созданием на уроке исследовательско-творческой среды, обеспечивающей единство изучения различных учебных; развитием творческой активности каждого учащегося на основе предоставления свободы выбора тематики исследования, использования интегративного характера содержания исследовательской работы и учета индивидуального познавательного опыта; обучением научным методам познания и технологиям решения исследовательских задач и проблем.
Методика развития исследовательской культуры обучающегося на уроках информатики показана последовательной концепцией взаимозависимых действий преподавателей и обучающихся в базе инструментально-дидактических средств.
Деятельность учителя включает: анализ и отбор содержания материалов по предмету;
• организацию учебного познания как исследования с помощью активных форм и методов учебной и внеклассной работы;
• предоставление учащимся возможности выбора исследовательской задачи или проблемы;
• обучение их методам научного познания и технологиям учебного исследования;
• обеспечение процесса исследования необходимыми инструментально-дидактическими средствами;
• оказание помощи учащимся в планировании, в ходе исследования и оценке его результатов.
Сравнительный анализ количественных показателей качества преподавания и степени успеваемости обучающихся экспериментальной групп позволяет сделать вывод о том, что учащиеся, которым были предложены задачи исследовательского характера, обладали наиболее высокую мотивацию к исследованию объекта, и, в соответствии с этим, наиболее высокий уровень знаний.
Подобным способом, в основе приобретенных познаний можно сделать вывод о том, что применение задач, способствующих развитию исследовательской культуры на уроках информатики, считается довольно эффективным средством вовлечения обучающихся в исследовательскую деятельность и, как следствие, развитие навыков учебного исследования, которые понадобятся им в процессе обучения в школе и при последующей учебе.



1. Анфисова, С.Е. Роль метода проектов в образовательном процессе ДОУ / С.Е. Анфисова // Сб. Психолого-педагогические аспекты социального развития детей дошкольного возраста: материалы Всероссийской научной конференции. - Тольятти: Изд-во ТГУ, 2013. - С. 66-70.
2. Асецкая Н. Б. Метод проекта как средство развития универсальных учебных действий на уроках информатики в условиях реализации ФГОС // Образование и воспитание. — 2016. — №4. — С. 14-16. — URL https://moluch.ru/th/4/archive/39/1161/ (дата обращения: 20.12.2018).
3. Бергер С.А. Философские основы анализа теории непрерывного (пожизненного) образования / Межвузовская научно-практич. конф. «Современные проблемы становления профессионально- педагогической культуры (преподавателя вуза, колледжа, лицея, школы)». Ростов-н/Д,2014. URL: http://rspu.edu. ru/science/conferences/01_03_22/berger.html (дата обращения:
20.12.2018)
4. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Парадигмальный подход к разработке содержания ключевых педагогических компетенций // Педагогика. 2014. № 10 - с.23.
5. Борисова, Н.В. Образовательные технологии как объект педагогического выбора: учебное пособие / Н.В. Борисова. - М., 2015. - 120 с.
6. Босова, Л. Л. Информатика: Учебник для 5 класса./ Л. Л. Босова — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018. -160 с.
7. Дворецкий С., Пучков Н., Муратова Е. Формирование проектной культуры // Высшее образование в России. М., 2013. № 4. С. 138 - 144.
8. Дворецкий С., Пучков Н., Муратова Е. Формирование проектной культуры // Высшее образование в России. М., 2013. № 4. С. 138 - 144.
9. Дьюи Дж., Дьюи Э. Школа будущего. Берлин,2012 - с.246.
10. Загрекова, Л.В. Теория и технология обучения. Учеб. пособие для студентов пед. вузов / Л.В. Загрекова, В.В. Николина. - М., 2014. - С. 81-91.
11. Заир-Бек, Е.С. Педагогическое проектирование в системе образования / Е.С. Заир-Бек. - СПБ., 2014. - 276 с.
12. Зимняя И.А. Компетентностный подход. Каково его место в системе современных подходов к проблемам образования? (теоретико - методологический аспект) // Высшее образование сегодня. - 2016. - №8. - С. 20 - 26.
13. Знаменская О. Динамика становления исследовательских и математических компетентностей старшеклассников / О. Знаменская, О. Белоконь, О. Францен // Директор школы. - 2016. - №5. - с.60-65.
14. Игумнов О.А. Формирование традиции компетентностного подхода в профессиональном образовании // Инновации и традиции в современном образовании: Международная научная Интернет - конференция, СОФ ВГУ, 20
30.05.2009, г. Старый Оскол // 1Шр://со1^о1Удц.т/?(дата обращения: 20.12.2018)
15. Ильин Г.Н. Проективное образование и становление личности // Высшее образование в России. М., 2017. № 4. С. 15 - 22.
16. КоллингсЭ. Опыт работы американской школы по методу проектов. М.: Новая Москва, 1926 - с.286.
17. Кузьмичёва Т.Ю. Формирование научной и профессиональной компетентностей / Т.Ю. Кузьмичёва // Физика. - 2009. - №2 (январь). - с.13-17.
18. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании / О.Е. Лебедев // Школьные технологии. - 2017 - №5. - С.3-12.
19. Левина, М.М. Технологии профессионального педагогического образования: учеб. пособие / М.М. Левина. - М. : Академия, 2015. - С. 59-160.
20. Матюшкин, A.M. Проблемная ситуация в мышлении и обучении // А.М. Матюшкин. Проблемная ситуация в мышлении и обучении. М.: Педагогика, 1972. - 168 с.
21. Матяш, Н.В. Проектный метод обучения в системе технологического образования / Н.В. Матяш // Педагогика. - 2015. - №4. - С. 26-31.
22. Митяева А.М. Компетентностная модель многоуровневого высшего образования (на материале формирования учебно - исследовательской компетентности бакалавров и магистров). Автореферат дисс. ... док. пед. наук. - Волгоград, 2017. - 43 с.
23. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С. Полат. М.: Издательский центр «Академия», 2015 - 272 с.
24. Обухов, А.С. Оценка эффективности применения проектной и исследовательской деятельности в обучении // А.С.Обухов. Исследовательская работа школьников. 2016. № 1. С. 100-107.
25. Петрова, Н.В. Концептуальные основы развития исследовательской культуры ребенка предшкольного возраста (герменевтический подход) //http:// сору.уапёех.пеКдата обращения: 20.12.2018)
26. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. - 2018. - № 2, 3.
27. Полат, Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учебн. пособие/ Е. С. Полат, Бухаркина М. Ю.- М.:2011. - 140с.
28. Программа элективного курса научно-исследовательской деятельности школьников// http://www■School32■ru(дата обращения: 20.12.2018)
29. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Авт.-сост.: Л.С. Киселева [и др.]. - М. : АРКТИ, 2013. - 96 с.
30. Прокопьева Н.И. Проектное обучение в зарубежной педагогике. К вопросу о становлении и развитии // Сибирский учитель. 2014. № 2 (32) - С. 38-41.
31. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии: учеб. пособие /Г. К. Селевко. — М.: Народное образования, 2018. — 343 с.
32. Селевко Г.К. Компетентности и их классификация. Компетенция и компетентность: сколько их у российского школьника / Г.К. Селевко // Народное образование. - 2014. - № 4. - с.136-144.
33. Сергеев, И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся: учебн. пособие/ И. С. Сергеев. — М.: АРКТИ, 2015. — 80 с.
34. Словарь-справочник по педагогике / под ред. Г.И. Пидкасистого. М.: ТЦ Сфера,2014 - 608 с.
35. Современные подходы к компетентностно-ориентированному образованию: Материалы семинара / Под ред. А.В. Великановой. Самара: Изд- во Профи, 2017. 60 с.
36. Степашко Л.А. Философия и история образования: учеб. пособие. М.: Флинтас,2015 - 272 с.
37. Стратегия модернизации содержания общего образования: материалы для разработки по обновлению общего образования / Под ред. А.А.Пинского. - М.: [б.и.], 2011. - 95 с.
38. Толпекина, Н.В. Методика организации учебных исследований при обучении учащихся решению уравнений, неравенств и их систем с параметрами: Автореферат на соискание ученой степени к.п.н. - Омск, 2012. -
С.9.
39. Чечель С.И. Метод проектов: субъективная и объективная оценка результатов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула // Директор школы. 2017. № 4. С. 3 - 10.
40. Шацкий С.Т. Избранные педагогические сочинения: в 2 т. М.: Педагогика, 2015. Т.2 - 416 с.
41. Шашенкова Е.А. Исследовательская культура как условие повышения квалификации. Наследие Д.С.Лихачева в культуре и образовании России: Сб. материалов научно - практической конференции. В 3 - х т. Т.З. - М.: МГПИ, 2017.
42. Эпштейн М. Метод проектов: история с продолжением // Первое сентября. 2016. 15 сентября - с. 49-56.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ