Введение………………………………………………………………………….…..3
Глава 1. Анализ административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность………………………….6
1.1. Исторические аспекты административные правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность………………………….6
1.2. Понятие административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность…………………………14
1.3. Состав административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность…………………………………………..19
Глава 2. Деятельность органов государственной власти по пресечению и предупреждению административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность………………………....30
2.1. Компетенция органов, уполномоченных на пресечение и предупреждения административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность………………………………………………………30
2.2. Формы и методы пресечения административных правонарушений……….36
Заключение………………………………………………………………………….46
Cписок использованных источников и литературы……………………………...52
Актуальность темы исследования. Начало формированию института административной ответственности в России, было положено во второй половине XIX века, который всегда рассматривался как важнейшая составная часть полицейского, а затем административного права, как механизм осуществления, государственного управления в сфере обеспечения, общественного порядка и общественной безопасности. Решающее влияние на его развитие оказывали экономические и социальные условия жизни страны, политический режим, уровень культуры населения, философские и правовые взгляды представителей отдельных отраслей науки.
В новой России в условиях действия Конституции РФ , которая закрепила, принципиально иные отношения в области политики и экономики, совершенно другие соотношения публичного и частного интереса, изменения в идеологии и практике правовой регламентации административной ответственности, повышается значимость рассматриваемого правового института в решении конфликтов, которые возникают в непростой период создания в России правового государства, формирования нового гражданского общества.
Общественный порядок, являет собой основу нормальной социальной жизни и функционирования государственных и общественных учреждений. Устанавливаемый с помощью реализации норм морального и правового характера, указанный порядок может быть стабильным, при его постоянной защите. К правовым средствам охраны общественного порядка, в первую очередь, относится институт административной ответственности.
Надо отметить, что предупредительными, пресекательными и карательными средствами административно-правового противодействия правонарушениям в области общественной безопасности и порядка не должна быть парализована возможность реализации прав и свобод российских граждан. Указанные средства должны быть полностью согласованы с требованиями законности. Работа законодательных государственных органов должна обеспечивать гарантированную (т.е. исключая лишние административные барьеры) возможность реализации указанных прав. Нужно обратить внимание и на усиление административно-наказательной политики, что также нуждается в научной оценке.
Вышеуказанные обстоятельства обусловливают актуальность вопросов, связанных с административно-правовым противодействием правонарушениям в области общественной безопасности и порядка и создают потребность научного осмысления соответствующих нормативных новелл и современной практики правоприменения, включая проблемные позиции применения субъектами административной юрисдикции мер административного принуждения, при нарушении установленных правил.
Степень разработанности темы. В административно-правовой науке также представлена тематика, которой затрагиваются определённые аспекты деятельности органов исполнительной и судебной власти по предупреждению, пресечению нарушений общественного порядка и привлечению виновных лиц к административной ответственности за совершение административных правонарушений.
Объект исследования представлен общественными отношениями, возникающими при предупреждении и пресечение административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность.
Предметом в работе выступают нормы законодательства, регулирующие применение мер предупреждения, пресечения и ответственности за нарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность, а также научная и специальная литература по теме исследования.
Цель данной работы - анализ институтов предупреждение и пресечение административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность.
Исходя из поставленной цели, в работе определены следующие задачи:
- проанализировать исторические аспекты административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность;
- определить понятие административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность;
- выделить состав административного правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность;
- рассмотреть компетенцию органов уполномоченных на пресечение и предупреждения административных правонарушений;
- проанализировать формы и методы при пресечении административных правонарушений.
В ходе исследования были использованы общенаучные и частно-научные методы познания: диалектический, аналитический, формально-юридический, сравнительно правовой, структурно-функциональный, логический анализ, и др.
Структурно работа состоит из введения, двух глав, пяти параграфов заключения и список использованной источников и литературы.
На основании проведенного исследования необходимо сделать следующие выводы.
Ретроспективный анализ показывает, что принципиально значимым этапом тенденции обособления в российском законодательстве самостоятельно работающей системы ответственности за незначительные правонарушения, явилось принятие Устава о наказаниях, которые налагались мировыми судьями 1864 г., сориентированного исключительно на проступки. Устав включал в себя 13 глав, в первой из которых содержались Общие положения, содержание остальных глав образовывали Особенную часть и включали 150 составов проступков, которые впервые были систематизированы исходя из единого критерия - объект посягательства.
Развитие отечественного законодательства, регулирующего ответственность за нарушение общественного порядка и общественной безопасности, было рассмотрено на примере публичных мероприятий, т.к. во время их проведения совершается множество рассматриваемых правонарушений. В результате можно выделить следующие этапы:
1) до 1905 года. Данный этап можно условно назвать этапом зарождения административно-правового регулирования публичных мероприятий, в этот период любые публичные мероприятия были под запретом;
2) с 1905 по 1917 годы. Произошло окончательное выделение административно-правового регулирования публичных мероприятий из административно-правового регулирования всех массовых мероприятий в целом.
3) с 15 марта 1917 года по 28 июля 1988 года. Декларативный этап исторического развития характеризуется тем, что, порядок организации и проведения публичных мероприятий носил по-прежнему, как и в предыдущем этапе исторического развития, заявительный порядок;
4) этап с 29 июля 1988 года по 18 июля 1995 года условно можно назвать переходным, т.к. в данный этап законодательство закрепляло за гражданами право на организацию и проведение публичных мероприятий в уведомительном порядке, однако окончательного перехода к уведомительному порядку так и не произошло.
С 1995 года начинается новый этап административно-правового регулирования публичных мероприятий, который условно можно назвать этапом реформирования и конкретизации. С 1995 года у населения нашей страны появляется реальное право на свободу собраний, и оно гарантируется возможностью привлечения к административной ответственности лиц за воспрепятствование организации или проведению публичного мероприятия. Данный этап продолжается по настоящее время.
Административное правонарушение в области относящейся к охране общественного порядка, выступает в качестве общественно опасного, противоправного, виновного действия либо бездействия физического (юридического) лица, которое посягает на общественные отношения, формирующиеся в области реализации уполномоченными на это государственными органами деятельности по обеспечению необходимой степени безопасности объектов общественного порядка, а кроме того, осуществления организационно-правовых, экономических, политических и иных мер, причиняющее ущерб указанным выше интересам либо формирующее возможность угрозы причинения такого вреда, за совершение которого предусматривается административно-правовая ответственность.
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. – 2014. – № 31. – Ст. 4398.
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 31 декабря 2017 г.) // Собрание законодательства РФ. – 2002. – № 1 (ч. 1). – Ст. 1; 2018. - № 15 (Часть I). - Ст. 2033.
3. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: федеральный закон от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ (ред. от 29 декабря 2017 г.) // Собрание законодательства РФ. – 2003. – № 40. – Ст. 3822; 2018. - № 9. - Ст. 1274.
4. О безопасности: федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ (ред. от 05 октября 2015 г.) // Собрание законодательства РФ. – 2011. – № 1. –Ст. 2; 2015. - № 41 (часть II). - Ст. 5639.
5. О полиции: федеральный закон от 07 февраля 2011 г. № 3-ФЗ (ред. от 05 декабря 2017 г.) // Собрание законодательства РФ. – 2011. – № 7. – Ст. 900; 2018. - № 11. - Ст. 1591.
6. Об участии граждан в охране общественного порядка: федеральный закон от 02 апреля 2014 г. № 44-ФЗ (ред. от 31 декабря 2017 г.) // Собрание законодательства РФ. – 2014. – № 14 – 1536; 2018. - № 1 (Часть I). - Ст. 81.
7. О войсках национальной гвардии Российской Федерации: федеральный закон от 03 июля 2016 г. № 226-ФЗ (ред. от 05 декабря 2017 г.) // Собрание законодательства РФ. – 2016. –№ 27 (Часть I). – Ст. 4159; 2017. - № 50 (Часть III). - Ст. 7562.
8. Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции: приказ МВД России от 31 декабря 2012 г. № 1166 (ред. от 08 сентября 2016 г.) // Российская газета. – 2013. – № 65; Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 2016.
9. Конституция (Основной Закон) Российской Социалистической Федеративной Советской Республики (принята V Всероссийским съездом Советов 10 июля 1918 г.) // СУ РСФСР. – 1918. – № 51. – Ст. 582 (утратил силу).
10. Об утверждении Конституции (Основного Закона) Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (вместе с Конституцией): постановление Чрезвычайного XVII Всероссийского Съезда Советов от 21 января 1937 г. // СУ РСФСР. – 1937. – № 2. – Ст. 11 (утратил силу).
11. Кодекс РСФСР об административных правонарушениях (утв. ВС РСФСР 20 июня 1984 г.) // Ведомости ВС РСФСР. – 1984. – № 27. – Ст. 909 (утратил силу).
12. Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик (принята ВС СССР 07 октября 1977 г.) // Ведомости ВС СССР. – 1977. – № 41. – Ст. 617 (утратил силу).
13. О порядке организации и проведения митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования: Указ Президента РФ от 25 мая 1992 г. № 524 // Ведомости СНД и ВС РФ. – 1992. – № 22. – Ст. 1216 (утратил силу).
14. О безопасности: Закон РФ от 05 марта 1992 г. № 2446-1 // Ведомости СНД и ВС РФ. – 1992. – № 15. – Ст. 769 (утратил силу).
Научная и учебная литература
15. Административная деятельность ОВД: учебник для вузов / под ред. М.В. Костенникова, А.В. Куракина. – М.: Юрайт, 2017. - 521 с.
16. Адмиралова, И.А. Меры административного пресечения и механизм их реализации полицией в целях обеспечения прав и свобод граждан / И.А. Адмиралова, К.А. Кареева-Попелковская // Административное и муниципальное право. – 2014. – № 4. – С. 351-359.
17. Адмиралова, И.А. Правовое регулирование методов убеждения и принуждения в деятельности полиции как средств обеспечения прав и свобод граждан / И.А. Адмиралова // Административное и муниципальное право. - 2015. - № 1. - С. 18-31.
18. Безруков, А.В. Роль государственных и муниципальных органов власти в механизме обеспечения правопорядка в России / А.В. Безруков // Административное право и процесс. – 2016. – № 2. – С. 17-21.
19. Васюхно, И.О. Сущность мер административного пресечения как формы государственного принуждения / И.О. Васюхно // Административное право и процесс. – 2017. – № 9. – С. 53-56.
20. Виноградов, О.В. Административное принуждение: основные черты и теоретические подходы к классификации системы мер / О.В. Виноградов // Вестник Санкт-Петербургской юридической академии. – 2012. – Т. 14. № 1. – С. 9-15.
21. Занина, Т.М. Место и роль ОВД в обеспечении общественного порядка и общественной безопасности / Т.М. Занина // Общественная безопасность, законность и правопорядок в III тысячелетии. – 2015. – № 1-1. – С. 18-23.
22. Ирошников, Д.В. Система общественной безопасности в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях / Д.В. Ирошников // Юридическая наука. – 2016. – № 3. – С. 111-112.
23. Ишмаметов, И.А. Понятие и содержание административных правонарушений в сфере охраны общественного порядка / И.А. Ишмаметов // Вестник Московского университета МВД России. – 2011. – № 7. – С. 215-219.
24. Казина, Т.В. Предупреждение преступности административно-правовыми средствами / Т.В. Казина // Административное право и процесс. – 2015. – № 6. – С. 77-80.
25. Камилов, М.А. Этапы административно-правового регулирования публичных мероприятий / М.А. Камилов // Административное и муниципальное право. – 2016. – № 5. – С. 449-453.
26. Кареева-Попелковская, К.А. Административное пресечение в деятельности полиции / К.А. Кареева-Попелковская, МВ. Костенников, А.В. Куракин. – Домодедово, 2013. – 161 с.
27. Карпенко, Т.А. Определение понятия «массовые мероприятия» в историческом аспекте / Т.А. Карпенко // История государства и права. – 2014. – № 5. – С. 33-37.
28. Кивич, Ю.В. Характеристика объектов правовой охраны в сфере общественной безопасности и общественного порядка / Ю.В. Кивич // Правовая идея. – 2013. – № 7. – С. 10-13.
29. Козырев, М.С. Меры административного предупреждения, пресечения и процессуального обеспечения: Лекция учебной дисциплины «Государственное управление и публичная политика» / М.С. Козырев. – М., 2016. – 28 с.
30. Коротких, А.Г. К дискуссии о понятии «общественный порядок»: проблемы применения в административном законодательстве / А.Г. Коротких // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Право. – 2016. – № 2 (25). – С. 159-171.
31. Костенников, М.В. Административно-правовая охрана полицией общественного порядка / М.В. Костенников, А.В. Куракин // Вестник Всероссийского института повышения квалификации сотрудников Министерства внутренних дел Российской Федерации. – 2017. – № 3 (43). – С. 38-48.
32. Малахова, Н.В. Общая характеристика административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность ответственность за их совершение / Н.В. Малахова // Правовая идея. – 2013. – № 7. – С. 2-5.
33. Мещанинов, А.П. К вопросу о составах административных правонарушений, посягающих на общественный порядок / А.П. Мещанинов // Вестник БИСТ (Башкирского института социальных технологий). – 2014. – № 2 (23). – С. 17-19.
34. Пискунов, С.А. Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность: виды, особенности и нормативно-правовые аспекты / С.А. Пискунов // Российский следователь. – 2014. – № 15. – С. 49-53.
35. Прудникова, Т.А. Роль органов местного самоуправления в охране общественного порядка (административно-правовые аспекты) / Т.А. Прудникова // 30-летие Европейской хартии местного самоуправления: проблемы, тенденции и перспективы: Сборник материалов вузовского круглого стола профессорско-преподавательского состава, адъюнктов, аспирантов, докторантов и соискателей. 2015. – С. 142-148.
36. Сафоненков, П.Н. Административное принуждение как вид государственного принуждения / П.Н. Сафоненков // Административное и муниципальное право. – 2016. – № 6. – С. 493-499.
37. Соколова, Ю.А. Общественный порядок и общественная безопасность как объекты административно-правовой защиты / Ю.А. Соколова // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. – 2016. – № 6 (73). – С. 105-109.
38. Телегин, А.С. Административное принуждение в деятельности полиции / А.С. Телегин // Полицейское право. – 2013. – № 2 (2). – С. 18-21.
39. Ушаков, С.Н. Роль органов местного самоуправления в эффективной реализации функций охраны общественного порядка / С.Н. Ушаков // Ученые записки. – 2016. – № 3 (19). – С. 228-231.
40. Фиалковская, И.Д. Принуждение по административному праву: значение и признаки / И.Д. Фиалковская // Инновации в государстве и праве России: Материалы Международной научно-практической конференции. 2014. – С. 46-50.
41. Хмара, А.М. К вопросу о системе административных правонарушений, закрепленных в гл. 20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях / А.М. Хмара, В.Н. Шамрай // Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями. – 2016. – № 14-1. – С. 264-265.
42. Чуйкина, О.О. О мерах административного пресечения, применяемых полицией / О.О. Чуйкина // Проблемы правового обеспечения безопасности личности, общества и государства: Сборник статей по материалам международной научно-практической конференции. 2014. – С. 607-609.
43. Юсупов, Т.Р. Понятие и сущность организации и тактики деятельности полиции по предупреждению и пресечению административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность / Т.Р. Юсупов // Актуальные проблемы права и государства в XXI веке. – 2017. – Т. 5. – № -5. – С. 42-48.
Материалы судебной практики
44. О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях: постановление Пленума ВАС РФ от 02 июня 2004 г. № 10 (ред. от 21 декабря 2017 г.) // Вестник ВАС РФ. – № 8. – 2004.
45. Решение Советского районного суда г. Омска от 11 марта 2015 г. по делу № 12-3/2015 [Электронный ресурс] // РосПравосудие. URL: https://rospravosudie.com/court-sovetskij-rajonnyj-sud-g-omska-omskaya-oblast-s/act-469426650/ (дата обращения 20.04.2018).
46. Постановление по делу об административном правонарушении Мясниковского районного суда Ростовской области от 06 декабря 2015 г. по делу № 5-32/2015 [Электронный ресурс] // РосПравосудие. URL: https://rospravosudie.com/court-myasnikovskij-rajonnyj-sud-rostovskaya-oblast-s/act-469606426/ (дата обращения 20.04.2018).
47. Постановление мирового судьи судебного участка № 22 Краснофлотского района г. Хабаровска от 22 апреля 2016 г. по делу № 5-241/2016 [Электронный ресурс] // РосПравосудие. URL: https://rospravosudie.com/court-sudebnyj-uchastok-22-krasnoflotskogo-rajona-g-xabarovska-s/act-229170425/ (дата обращения 07.06.2018).
48. Постановление Вурнарского районного суда Чувашской Республики от 13 мая 2016 года по делу №5-35/2016 [Электронный ресурс] // РосПравосудие. URL: https://rospravosudie.com/court-vurnarskij-rajonnyj-sud-chuvashskaya-respublika-s/act-532388346/ (дата обращения 07.06.2018).
49. Решение Привокзального районного суда г. Тулы от 16 июня 2016 г. по делу №12-67/2016 [Электронный ресурс] // РосПравосудие. URL: https://rospravosudie.com/court-privokzalnyj-rajonnyj-sud-g-tuly-tulskaya-oblast-s/act-531961948/ (дата обращения 20.04.2018).
50. Постановление Мирового судьи судебного участка № 20 Ингодинского района Читинской области от 27 июля 2017 г. по делу 5-369/2017 [Электронный ресурс] // РосПравосудие. URL: https://rospravosudie.com/court-sudebnyj-uchastok-20-ingodinskogo-rajona-s/act-239972158/ (дата обращения 07.06.2018).
51. Решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 02 августа 2017 г. по делу № 12А-592/17-7 [Электронный ресурс] // РосПравосудие. URL: https://rospravosudie.com/court-petrozavodskij-gorodskoj-sud-respublika-kareliya-s/act-558493701/ (дата обращения 20.04.2018).
52. Решение Норильского городского суда Красноярского края от 05 июня 2018 года по делу №12-76/2018 [Электронный ресурс] // РосПравосудие. URL: https://rospravosudie.com/court-norilskij-gorodskoj-sud-krasnoyarskij-kraj-s/act-582001362/ (дата обращения 07.06.2018).
53. Постановление Мирового судьи судебного участка № 1 Соломбальского судебного района г. Архангельска от 06 июня 2018 года по делу № 5-491/2018 [Электронный ресурс] // РосПравосудие. URL: https://rospravosudie.com/court-sudebnyj-uchastok-1-solombalskogo-okruga-s/act-241872484/ (дата обращения 07.06.2018).
54. Постановление мирового судьи судебного участка № 266 Тбилисского района Краснодарского края от 06 июня 2018 года по делу №5- 308/2018 [Электронный ресурс] // РосПравосудие. URL: https://rospravosudie.com/court-sudebnyj-uchastok-266-tbilisskogo-rajona-s/act-241872913/ (дата обращения 07.06.2018).