Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Меры административного пресечения: значение, основания и порядок применения

Работа №114968

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

административное право

Объем работы76
Год сдачи2021
Стоимость5350 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
63
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1. Теоретико-правовые основы института административного пресечения в Российской Федерации 8
1.1 Становление института административного пресечения в России: исторический аспект 8
1.2 Понятие мер административного пресечения 11
1.3 Классификация мер административного пресечения 18
2. Правовые основания применения мер административного пресечения 38
2.1. Правовое регулирование мер административного пресечения 38
2.2 Основания и порядок применения мер административного пресечения 43
2.3 Меры административного пресечения как средство обеспечения правопорядка 47
Глава 3. Процессуальные проблемы применения мер административного пресечения 51
3.1 Проблемы обеспечения законности при применении мер административного пресечения 51
3.2 Анализ правоприменительной практики 55
3.3 Меры пресечения в российском судопроизводстве: сравнительный анализ с зарубежной практикой 59
Заключение 69
Список используемой литературы и используемых источников 73

Актуальность исследования обусловлена тем фактом, что необходимым условием полноценной жизни общества является надлежащий общественный порядок, то есть четкое и точное соблюдение установленных правил поведения. Но в своей деятельности государство не ограничивается установлением только обязанностей, а предусматривает и систему юридических гарантий, которые должны обеспечивать их осуществление. Среди гарантий такого обеспечения определенная роль принадлежит мерам административно-принудительного воздействия, в число которых входят и меры пресечения, которые в самом общем виде являются средствами целенаправленного воздействия на сознание и поведение человека с целью побуждения ее к определенному, определенному в правовых нормах, поведению.
Меры административного пресечения являются неотъемлемой частью системы обеспечения общественного порядка и поддержания нормального функционирования общества. Меры административного пресечения занимают важное место в инструментах правоохранительных органов, которые используются, для пресечения противоправного поведения и предупреждения дальнейшей возможности совершения правонарушений. Д.Н. Бахрах отмечает, что «всякую принудительную меру следует рассматривать как дозволенную в виде исключения нарушения неприкосновенности личности и ее прав». То есть принуждение является неотъемлемым элементом государственной власти, так как без этого поддержание порядка в обществе просто невозможно.
Согласно официальной статистике МВД России, за период с января по март 2020 года произошел рост регистрируемых преступлений в 32 субъектах Российской Федерации, снижение - в 53 субъектах. В этом периоде зарегистрировано 483,4 тысячи преступлений, или158 на 2,4% меньше, чем за аналогичный период 20179 года. Половину всех зарегистрированных преступлений (48,3%) составляют хищения чужого имущества, совершенные путем: кражи, мошенничества, грабежа, разбоя. Около 93% всех зарегистрированных преступлений выявляется органами внутренних дел, причем только 5.0% на стадии приготовления и покушения. Сотрудниками органов внутренних дел предварительно расследовано 230,8 тыс. преступлений (-1,8%), что составляет 82,9% всего массива предварительно расследованных преступлений. По сравнению с январем 2017 года на 9,7% возросло число преступлений экономической направленности, выявленных правоохранительными органами. Однако, как уже было сказано, количество преступлений в целом сократилось лишь на 2,4 % за тот же период 2019 года, и лишь каждое двадцатое на стадии приготовления или покушения, что говорит о недостаточной предупредительной работе органов внутренних дел. Несмотря на общее снижение преступности, количество административных правонарушений, наоборот, увеличивается, например, в 1 квартале 2020 года их было около 23 тыс., что на 23% больше чем в 2019 году.
Необходимо отметить, что в последнее время состояние правопорядка в России очень часто становится предметом критики граждан и средств массовой информации. К причинам ухудшения общественного порядка и безопасности в стране ряд авторов относят факторы, оказывающие негативное влияние на социально-экономическое и внутриполитическое положение в стране: высокий уровень инфляции, медленный темп роста экономики, безработица, жилищная проблема, значительный уровень коррупции, высокий уровень социального неравенства, моральная распущенность, разрушение духовно-нравственных ценностей, низкий уровень правового сознания граждан и откровенное неуважение к закону, чувство безнаказанности, наряду с неверием населения в возможности правоохранительной системы. Именно поэтому столь важна роль мер административного пресечения в сохранении общественного порядка в государстве.
Исходя из этого, тема выпускного квалификационного исследования весьма актуальна, так как качество осуществления мер по пресечению административных правонарушений и преступлений органами внутренних дел напрямую влияет на те условия, в которых происходят правонарушения и преступления, составляет одну из самых важных причин, которые влияют на уменьшение преступности в целом. Также пресечение предотвращает расход человеческих, умственных и материальных ресурсов государством.
Органы внутренних дел непосредственно осуществляют меры государственного принуждения в том числе предупреждения и пресечения административных правонарушений и преступлений, взаимодействуют с другими государственными органами, используют широкую гамму средств правового и морального воздействия, арсенал мер убеждения и принуждения.
Степень научной разработанности темы. Данный административно-правовой институт на протяжении многих лет привлекал внимание большинства отечественных специалистов. Так, его исследованию в разные времена посвятили свои труды Д. М. Бахрах, Ю. П. Битяк, А. С. Васильев, И. А. Галаган, И. П. Голосниченко, С. Т. Гончарук, Е М. И. Еропкин, В. В. Зуй, С. В. Кивалов, А. П. Клюшниченко, Л. В. _Коваль, Т. И. Козырева, В. К. Колпаков, В. Ф. Опрышко, А. И. Остапенко, Л. Л. Попов, Л. М. Розин, Ю. С. Рябов и другие.
Объектом исследования выступает совокупность общественных отношений, связанных с применением мер административного пресечения.
Предмет исследования составляет нормативно-правовые и правоприменительные акты, исследования ученых в области мер административного пресечения.
Целью исследования является изучение мер административного пресечения их сущности и анализ проблем применения и путей решения.
Для этого поставлены следующие задачи:
• рассмотреть становление института административного пресечения в России;
• раскрыть понятие мер административного пресечения;
• проанализировать классификацию мер административного пресечения;
• охарактеризовать правовое регулирование мер административного пресечения;
• исследовать основания и порядок применения мер административного пресечения;
• рассмотреть меры административного пресечения как средство обеспечения правопорядка;
• исследовать процессуальные проблемы применения мер административного пресечения;
• провести анализ правоприменительной практики по теме ВКР;
• сравнить меры пресечения в российском судопроизводстве с зарубежной практикой;
• разработать предложения, направленные на совершенствование и систематизацию законодательства, регламентирующего применение мер административного пресечения.
Методологической основой исследования послужили законы и категории диалектики как всеобщего метода познания. Кроме этого в работе применялся широкий круг иных общих, частных и специальных научных методов, в том числе: системный, статистический, логический, функциональный, сравнительно-правовой, социологический, формально-юридический и другие.
Эмпирическую базу исследования составляют законодательные акты зарубежных стран, основной закон Российской Федерации, различные кодексы нашей страны и другие нормативно-правовые акты.
Научная новизна исследования определяется попыткой свежего взгляда и систематизации имеющейся информации по теме исследования. Автором дается новая трактовка административно-правового пресечения.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Административно-правовое пресечение - это государственно-правовое воздействие, осуществляемое уполномоченными должностными лицами посредством ограничения прав и свобод граждан и законных интересов юридических лиц.
2. Административно-правовое пресечение - процессуальные действия уполномоченных на то законом должностных лиц, объектом которого являются противоправные действия (бездействие) физического или юридического лица.
3. В федеральном законе «О полиции» и КоАП РФ отсутствует научно обоснованный перечень мер административного пресечения, применяемых сотрудниками органов внутренних дел, что отрицательно сказывается на правоприменении.
Практическая значимость магистерской работы заключается в возможности использования сформулированных в ней выводов и предложений совершенствования законодательства и правоприменительной практики для повышения эффективности пресекательной деятельности в сфере административных правонарушений.
Структура данной работы обусловлена поставленными целью и задачами и содержит введение, в котором обоснована актуальность выбранной темы, поставлены цель и задачи, три главы, содержащие девять параграфов, заключение, в котором представлены выводы по проделанной работе и список использованных источников и литературы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Итак, меры административного пресечения применяются в случаях, когда необходимо прекратить в принудительном порядке противоправные деяния и пресечь их вредные последствия. Ряд мер пресечения создает условия для последующего привлечения правонарушителей к ответственности. Деятельность государственных органов по применению мер пресечения должна строиться на принципах законности, гуманизма, демократизма, оптимальности, дифференциации этих мероприятий.
В общем виде меры административного принуждения имеют профилактическую направленность и представляют собой средство предупреждения и предотвращения преступности. Меры административного пресечения, прерывая противоправное поведение, тем самым предупреждают совершение новых правонарушений, к тому же часто гораздо более опасных, то есть, эти меры должны еще и четко выраженную профилактическую направленность. И чем активнее ОВД использует право на применение этих мер пресечения, тем эффективнее охрана общественного порядка, тем меньше условий, при которых может быть совершено новые правонарушения.
Общие меры пресечения достаточно разнообразны, они делятся по различным категориям и направлены на различные объекты воздействия. Данные меры могут применяться непосредственно к личности правонарушителя, также подразделяются на меры имущественного, технического, финансового, медико-санитарного характера, связанные с осуществлением лицензионно-разрешительной деятельностью.
Цель данных мер, не смотря на разные направления, сводится к одному - принудительное прекращение противоправных действий гражданами, организациями, должностными лицами.
Значение данных мер чрезвычайно велико, ведь благодаря им сотрудники ОВД могут пресекать наиболее часто встречающиеся административные правонарушения, но также могут применять для прекращения преступных действий. Общие меры пресечения являются наиболее распространенными видами административного принуждения, имеют огромное значение в эффективной борьбе как с правонарушениями, так и с преступлениями.
В ходе правоохранительной деятельности, сотрудники ОВД могут применить специальные средства принуждения. Применение специальных средств это установленное законом право сотрудника полиции использования в отношении правонарушителя соответствующих технических изделий, веществ, предметов и служебных животных.
При применении данных средств усиливается принудительное воздействие и обеспечивается необходимый перевес в силе над нарушителем.
Разные виды специальных средств имеют различный механизм принудительного действия. В отличии от применения физической силы, специальные средства применяются не только конкретно для отражения нападения на сотрудника или пресечения сопротивления, но также и для остановки транспортного средства, пометки правонарушителя маркирующими средствами, взлома каких-либо преград, ограничения подвижности правонарушителя, противодействия во время массовых беспорядков.
Сфера их использования достаточно велика и, как правило, любое пресечение преступления или административного правонарушения не обходится без применения специальных средств.
Таким образом, специальные меры административно правового пресечения имеют более узкую направленность, чем применение общих мер.
Специальные меры пресечения регламентируются законом о полиции, в котором дается исчерпывающий перечень оснований применения данного вида мер, так как они характеризуются жестким воздействием в отношении лица, нарушающего закон, а иногда могут привести к смерти. Поэтому указанные меры пресечения осуществляются в тесных рамках закона, и, как правило, являются вынужденными действиями сотрудника.
Однако, без данной группы мер невозможно представить деятельность полиции, несмотря на узкую специфику их применения, пресечение правонарушений и преступлений, поддержания общественного порядка, выявления, доставления или конвоирования лиц без конкретного физического воздействия на нарушителя не представляется возможным. Поэтому эти меры являются одним из главнейших инструментов пресечения административных правонарушений и преступлений.
В ходе исследования установлено, что одной из ведущих проблем применения мер административного пресечения, является множественность нормативных источников, регулирующих меры административного пресечения, что создает серьезные затруднения на практике для их применения, а также в определенном случае вводит в заблуждение субъектов в отношении которым применяются меры административного пресечения. В качестве второй проблемы стоит обозначить, тот факт, что на сегодняшний день нет нормативного закрепления понятия, видов (классификации) мер административного пресечения, а также имеются расхождения в плане применения.
Также при анализе правоприменительной практики установлено, что меры административного пресечения, реализуемые в правоохранительной деятельности, разнообразны, однако порядок их применения закреплен различными законодательными актами, которые не всегда взаимосвязаны, таким образом возникает необходимость в закреплении в Федеральном законе «О полиции», таким образом предлагается законодателю изменить название главы 4 Федерального закона «О полиции» изложив его: «Применение полицией мер государственного принуждения и мер административного пресечения», ввести в главу 4 Федерального закона «О полиции» ст. 14.1 изложив в ней исчерпывающего перечня мер административного пресечения, изложив ее в следующей редакции:
«Статья 14.1: Полиция имеет право применять следующие меры административного пресечения: - соподчиненности (официальное требование о прекращении правонарушения, запрещение эксплуатации транспорта) и вспомогательные (административное задержание, задержание имущества, приостановление работы объекта разрешительной системы, применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия); - в виде средств психического (официальное требование о прекращении правонарушения) и физического воздействия (доставление, административное задержание, применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия); - по объектам воздействия личностного (доставление, административное задержание, ограничение передвижения по территории России иностранных граждан и лиц без гражданства, применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия), имущественного (задержание имущества, приостановление работы объекта разрешительной системы и др.), санитарно-эпидемиологического (отстранение от работы инфекционных больных, ограничение въезда на территории, где введен карантин), финансово-кредитного характера (приостановление финансовых операций и др.); - общего назначения (доставление, административное задержание и др.) и меры специального назначения (применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия).
Указанное изменение придаст более высокий статус мерам административного пресечения, реализуемым в деятельности сотрудников полиции.


1. Junger-Tas J. Alternative sanctions: myth and reality. European Journal on Criminal Policy and Research, 1994, vol. 2, iss.1, pp. 44-66.
2. Dabney D., Page J., Topalli V. American Bail and the Tinting of Criminal Justice. The Howard Journal of Crime and Justice, 2017, vol. 56, iss.
3. Radulovic D. Alternative criminal sanctions in the criminal legislation of Montenegro. Facta Universitatis. Series: Law and Politics, 2017, vol. 15, no. 1, pp. 13-23.
4. Gupta A., Hansman C., French E. The Heavy Costs of High Bail: Evidence from Judge Randomization. Journal of Legal Studies, 2016, vol. 45, no. 2. Available at: https://papers.ssrn.com/sol3/Papers.cfm?abstract_id=2774453.
5. Stevenson M. Bail Reform: New Directions for Pretrial Detention and Release / M. Stevenson, S.G. Mayson // Penn Law: Legal Scholarship Repository. — &httpsredir= 1 &article=2747&context=faculty_scholarship 2016.
6. Будаев М. Ю. Система судебного контроля в уголовном судопроизводстве: вопросы теории, законодательного регулирования и практики // Молодой ученый. 2019. - №6. - С. 482
7. Буфетова М.Ш. Проблемы реализации права на защиту в современном уголовном судопроизводстве / Глагол правосудия. 2018. - № 2 - С. 56
8. Бюллетень Верховного Суда РФ. 2015. № 7
9. Волков А. М. Административное право России. Учебник. — М.: Проспект, 2019. - 328с.
10. Гапонов О.Н. Реализация мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, посягающих на общественный порядок // Вестник Управления судебного департамента мировых судей. 2017. - № 2. - С. 206.
11. Гречина Л. А. Административное право РФ. Курс лекций. — М.: РГ- Пресс, 2018. - 112 с.
12. Дворяк А.И. Меры административно-процессуального пресечения, применяемые полицией // Административное и муниципальное право. 2016. -№ 6. - С. 12.
13. Зеленцов А.Б. Административное принуждение: Вопросы теории. М.: Российский ун-т дружбы народов, 2015. - 45с.
14. Иванов Д. В. Административное право Российской Федерации. — М.: Издательский дом Университета "Синергия", 2020. - 320с.
15. Кареева-Попелковская К.А. К вопросу о классификации мер административного пресечения в деятельности полиции // Молодой ученый. 2015. - № 8.- С. 145.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ