Введение 7
1. Теоретические основы оценки конкуренции в банковском секторе 11
1.1. Сущность и понятие конкуренции в банковском секторе 11
1.2. Особенности конкуренции в банковском секторе 19
1.3. Методы оценки конкуренции в банковском секторе 32
2. Оценка конкуренции в банковском секторе Российской Федерации 42
2.1. Состояние банковского сектора России на современном этапе 42
2.2. Конкурентный анализ банковского сектора России 50
2.3. Прогноз развития конкуренции в банковском секторе России на
основе экономико-математического моделирования 59
3. Конкуренция в банковском секторе регионов России 662
3.1. Характеристика банковского сектора регионов России 662
3.2. Интегральный анализ уровня конкуренции в регионах России 70
3.3. Проблемы и направления развития конкуренции в Российском
банковском секторе 840
Заключение 928
Список использованных источников 984
Приложения
В первую очередь проблема конкуренции в рыночной экономике является одним из существенных вопросов экономической теории. Под конкуренцией понимается процесс экономического соревнования между субъектами хозяйственной деятельности с целью получения максимальной величины прибыли, а также укрепления положения на определенном рыночном сегменте.
Относительно современной банковской сферы Российской Федерации конкуренция уже стала выступать как объективная реальность, которая ежегодно возрастает по мере расширения и развития сети кредитных организаций и прочих различных институтов.
Под банковской конкуренцией понимается динамичный процесс состязательности коммерческих банков и других кредитных институтов. Они в рамках данного процесса стремятся к обеспечению своего прочного положения на рынке банковских продуктов и услуг. Наиболее отчетливо сущность банковской конкуренции находит место в главной характеристике банковской услуги или банковского продукта на рынке - их уровня конкурентоспособности.
Конкурентоспособность коммерческих банков выступает в качестве актуальной цели банковского менеджмента в протекающих условиях прогнозируемого усиления масштабов конкуренции между банками.
Иностранная и российская экономические науки в настоящий момент не выработали общего мнения относительно определения конкурентоспособности коммерческих банков.
Уровень конкурентоспособности коммерческого банка является тождественной его конкурентному потенциалу в качестве системы конкурентных преимуществ, использование которых подразумевает процесс достижения превосходства. Одновременно с этим, конкурентные позиции коммерческого банка подлежат определению как качеством и количеством его конкурентных преимуществ, так и, в первую очередь, масштабами сегментов финансового рынка, которые охвачены межбанковской конкуренцией. Игнорирование данного факта, выступающего как существенный элемент процесса разработки и реализации конкурентной стратегии коммерческого банка, подвергает значительному снижению содержательную ценность рассмотренного определения.
Конкуренция в банковском секторе экономики имеет специфические характеристики, которые отличают ее от конкуренции в промышленной отрасли и в других отраслях экономики.
Банковские продукты и услуги не обладают конкурентоспособными внешними небанковскими аналогами. Таким образом, межотраслевая конкуренция происходит только за счет перелива капитала. Также необходимо учитывать, что такой показатель, как интенсивность конкуренции в банковском секторе намного выше по причине того, что здесь отсутствует ряд входных барьеров, присущих для прочих отраслей.
Рынок банковских продуктов и услуг представляется в качестве дифференцированной олигополии, которая поддерживается государством и предоставляет больше возможностей для интеграции, кооперации и согласования рыночной политики разнообразных кредитных организаций, а также для расширения национальной и региональной сфер деятельности банков.
Вышеуказанным объясняется актуальность выбранной темы выпускной квалификационной работы.
Вопросами исследования конкуренции в банковской сфере экономики занимались такие ученые, как Аникина И.Д., Волынкина М.В., Дыбов А.М., Медынский, В. Г. и другие.
Научная новизна магистерской диссертации состоит в исследовании конкуренции в российских регионах с помощью интегрального анализа.
Целью данного исследования является оценка конкуренции в России в целом и регионов в частности.
В соответствии с поставленной целью, задачами исследования являются:
- раскрыть сущность и понятие конкуренции в банковском секторе;
- изучить особенности конкуренции в банковском секторе;
- рассмотреть методы оценки конкуренции в банковском секторе;
- оценить развитие банковской системы России в условиях финансовой глобализации;
- рассмотреть состояние банковского сектора России на современном
этапе;
- провести конкурентный анализ банковского сектора России;
- спрогнозировать развитие конкуренции в банковском секторе на основе экономико-математического моделирования;
- охарактеризовать банковский сектор регионов России;
- оценить конкуренцию в банковском секторе регионов России;
- выявить проблемы и направления развития конкуренции в Российском банковском секторе.
Объектом исследования является банковский сектор Российской Федерации.
Предмет исследования - конкуренция в банковской сфере.
Отличительная особенность Российской Федерации в настоящее время заключается в олигопольной позиции крупных банков с государственным участием и в строгой регуляторной и надзорной политике Центрального банка Российской Федерации. Поэтому у экспертов есть все необходимые условия описывать современное состояние банковского сектора как неполноценное и неконкурентное.
Гипотезой исследования выступает предположение о том, что, несмотря на положительную динамику основных показателей банковского сектора Российской Федерации, происходит одновременный рост концентрации и расслоения на рынке, что, в совокупности, приводит к снижению конкуренции частных банков и увеличению рыночной власти крупнейших государственных банков за счет их олигополистической структуры.
Для написания исследовательской работы были использованы такие методы, как метод анализа теоретического материала, экономикоматематическое моделирование, системный анализ, интегральный анализ, статистические методы исследования экономической конъюнктуры.
Практическая значимость магистерской диссертации состоит в том, что полученные результаты исследования могут быть использованы в деятельности организаций, функционирующих на рынке банковских продуктов и услуг.
Развитие экономики любого современного государства невозможно без хорошо отлаженного механизма функционирования банковского сектора. В условиях разработки, совершенствования экономических механизмов в системе кредитных, расчетно-денежных связей подтверждается важность банковского дела как эффективного средства развития рыночных отношений, обеспечения особых условий сохранения, приумножения накоплений населения, оформления кредитов.
Банковская конкуренция - это динамичный процесс состязательности банковских учреждений, в рамках которого они стремятся обеспечить себе прочное положение на рынке банковских услуг. Конкуренция в банковском сегменте отличается высокой остротой, связанной со структурой сферы, особенностями её участников, влиянием на экономическую деятельность и социальную жизнь.
Банковская конкуренция - это процесс, связанный с формированием новых потребностей, в условиях цифровизации экономики, с целью занятия лидерских позиций на рынке банковских продуктов и услуг.
Конкуренция на рынке банковских услуг способствует повышению эффективности работы самих банков, эффективному размещению банковского капитала в реальный сектор экономики, рациональному перераспределению доходов в отрасли, обеспечению доступности кредитных ресурсов.
Область конкуренции банков очень большая, и условия конкуренции разнообразны. Банковская конкуренция, как и любая другая имеет свои особенности и характерные черты. К главным специфическим чертам можно отнести: характеризуется разновидностями форм и большой интенсивностью; конкурентами коммерческих банков являются кроме других банков, небанковые кредитные и финансовые учреждения; многие банковские рынки представляют конкурентное пространство; конкуренция внутри отрасли характеризуется видовыми особенностями, это объясняется различиями банковского продукта; отсутствие входных барьеров в банковской деятельности.
Существует ряд специфических количественных и качественных показателей оценки конкуренции в банковском секторе. Для оценки банковской конкуренции, как правило, может быть использовано множество подходов, включая статистические и эконометрические методы, а также стратегический анализ. Для оценки рыночной концентрации широко применяются коэффициент концентрации (IR) и индекс Херфиндаля-Хиршмана.
В 2014-2015 гг. банковская система столкнулась с экономическими и политическими трудностями. Такими, как введение экономических санкций, жесткая политика Центрального банка, финансовый кризис. Позже в 2016 году внешняя экономическая конъюнктура постепенно улучшалась ввиду роста цен на нефть в течение года. Начался переход российской экономики от спада к стагнации.
В прошедшем же 2017 году ситуация во многом стабилизировалась, что благоприятно отразилось на банковской системе. ЦБ РФ продолжал принимать меры по укреплению банковской системы России и внедрил ряд мероприятий по ее оздоровлению и развитию. Одним из способов укрепления финансовой стабильности банковской системы являлась продолжающаяся тенденция выведения с рынка банковских услуг финансово уязвимых банков, не способных обеспечить сохранность средств акционеров, кредиторов и вкладчиков. Одной из главных и ключевых особенностей является отзыв лицензии банков. По данному показателю наблюдалась динамика, 43 лицензии с начала 2017 г., семь банков подверглись реорганизации. Данный факт является не рекордным, так как в 2016 году отзыв лицензии был произведен более чем у 100 банков. Наибольшее число ликвидированных банков в 2017 г. были мелкими - за пределами топ - 200 оказалось 38 из 50 банков.
За последние 5 лет активы банковской системы возросли на 46 процентов, что превышает рост ВВП за этот же период, что связано с увеличением как активов в иностранной валюте, так и рублевых активов.
По показателю на душу населения США в 3 раза превышают уровень России. В то же время по сравнению со странами Европы в России численность банков в расчете на 1 жителя выше, и, скорее всего, в ближайшее время тенденция сокращения численности банковских и кредитных структур сохранится. Это подтверждают заключения экспертов, которые уже давно говорят, что в ближайшие годы в Российской Федерации останется менее 500.
Индекс Херфиндаля-Хиршмана, рассчитанный по активам, кредитам и величине капитала согласно шкале банка России показывает средний уровень концентрации на рынке банковских услуг. Значение индекса по вкладам физических лиц значительно превышает средний уровень концентрации. Доминирующее положение на данный момент на рынке банковских услуг занимают: ПАО «Сбербанк», группа компаний «ВТБ» и «Газпромбанк». Доля тройки лидеров в банковском сегменте является стабильно высокой (58,8 - 62,9 %), что говорит о грамотном ведении политики в различных направлениях работы данных банков, а так же об их правильной постановке задач.
На 1 января 2018 года только 308 (54,9%) банков имели уставный капитал, который соответствует требованиям Банка России, и у 113 (20,1%) банков уставный капитал находится в досягаемой близости к имеющемуся критерию. Отметим, что 140 банков очень близки к закрытию или реорганизации (например, присоединения), поскольку их уставный капитал не соответствует требованиям. Иными словами эти банки находятся в зоне риска.
Проведенный корреляционно-регрессионный анализ развития банковской системы России показал, что концентрация активов по индексу Херфиндаля- Хиршмана увеличится, а количество действующих банков будет снижаться, несмотря на небольшое увеличение в 2018 году. Все это говорит о том, что продолжится тенденция сокращения конкуренции на рынке банковских услуг.
Доля государственных банков на рынке увеличится, а с рынка, как и раньше, в первую очередь будут уходить мелкие и средние банки.
Региональная банковская система является частью единой государственной банковской системы, представляющей ее в отдельных регионах государства. В этих условиях государству необходимо сократить диспропорции, сложившиеся в развитии регионов в отдельности, а так же проводить более эффективную социальную и экономическую политику, позволяющую повысить уровень благосостояния всего населения.
Более 50% всех региональных банков расположены в Москве и Московской области. В последние годы происходит сокращение региональных кредитных организаций в целом. Данная тенденция свидетельствует о затруднении в поисках стратегий развития банков различных регионов, так как в условиях глобального их ликвидирования (по средствам отзыва лицензии) доверие к мелким банкам со стороны физических клиентов снижается нарастающими темпами.
Банковский сектор половины регионов является
среднеконцентрированным (концентрация в пределах 45-70 %).
Высококонцентрироваными являются банковские рынки Северо-Западного федерального округа, Южного федерального округа, Уральского федерального округа, Дальневосточного федерального округа. Отметим, что до 2014 года высоконцентрированный банковский рынок был лишь в двух регионах - Уральский федеральный округ, Дальневосточный федеральный округ.
Интегральный анализ показал, что лидирующим регионом по уровню конкуренции в банковской сфере является - Центральный федеральный округ. Это неудивительно, поскольку большинство банков имеют головной офис либо в Москве, либо в Санкт-Петербурге. В Центральном федеральном округе расположено множество банковских учреждений, наблюдается высокая обеспеченность банковскими услугами и концентрация активов намного ниже других регионов России.
На втором месте по уровню конкуренции находится Уральский федеральный округ. Причем, данный регион имел более низкое значение интегрального показателя уровня конкуренции в 2015-2016 гг., в этот период второе место занимал Приволжский федеральный округ.
На третьем месте расположился Приволжский федеральный округ. В данном округе расположено не так много банковских учреждений, но у него высокая доля обеспеченности банковскими услугами и не сильная концентрация активов.
В целом стратегическая задача развития банковского рынка регионов заключается в донесении необходимой банковской услуги или продукта конкретному потребителю в любое время, в любую географическую точку по оптимальной цене. Решена она может быть только банковской системой, состоящей из крупных, средних и мелких банков, находящихся в частной собственности и функционирующих в условиях сформированной конкурентной среды. Только такая система способна в полной мере обеспечить банковскими услугами и продуктами всех экономических субъектов на всей территории России.
ЦБ РФ необходимо продолжать свою деятельность в области совершенствования законодательной базы и приведение ее в соответствие с международными требованиями, а также в области регулирования, надзора. Банк России должен обеспечить своевременную реакцию на проблемы, возникающие в кредитных организациях и оперативное вмешательство, а также более тщательный надзор в нестабильных кризисных экономических условиях. Необходима более высокая информационная прозрачность и последовательность действий регулятора в реформировании банковского сектора.
В ближайшей перспективе необходимо разработать и реализовать ряд мероприятий по развитию добросовестной конкуренции, а именно:
1. Разработать альтернативный отзыву лицензии проблемного банка способ предотвращения проблемных ситуаций: смена руководящего состава, разделение активов, санация, слияние, поглощение, продажу банка заинтересованному инвестору.
2. Закрепить за банковскими учреждениями, желающими осуществлять работу посредством бюджетных ресурсов, специальный режим раскрытия информации по операциям с государственными средствами.
3. Запретить раздел банковской лицензии на базовую и универсальную, так как при таком делении учреждения, имеющие размер капитала ниже определённого уровня, не соблюдают нормативные требования.
4. Закрепить законодательно сроки осуществления санации за счёт средств ЦБ РФ и конечным итогом указанной операции назначить реализацию оздоровлённой кредитной организации заинтересованному инвестору.
5. Устанавливать разумные и обоснованные сроки доформирования резервов на возможные потери, исходя из реального уровня рисков банка и масштабов его бизнеса.
6. Стимулировать процесс увеличения капитала добросовестных участников банковского рынка.
7. На регулярной основе проводить экспертизу проектов всех нормативно-правовых актов в области банковского дела на предмет влияния их на конкуренцию на рынке.
8. Увеличить диапазон банков-участников государственных программ и лимиты финансирования малых и средних банков.
1. Адыкаева Е.Н. Конкурентоспособность в условиях переходной экономики. В сборнике: Конкурентный потенциал развития России в условиях нового технологического уклада Материалы Международной научнопрактической конференции, посвященной памяти заслуженного экономиста России доктора экономических наук, профессора Р.М. Гусейнова. 2015. С. 163167
2. Альберт В. А. Тенденции и реалии инновационного развития банковского сектора // В. А. Аль- берт / Фундаментальные исследования. - 2016. - №4. - С. 123 - 130.
3. Алиев И.А. Структурный метод оценки конкуренции в российском банковском секторе //Финансовая жизнь. - 2017. - № 3. -С. 15-19.
4. Андреева, Л.Ю. Банковское дело: учеб. пособие / Л.Ю. Андреева. - М.: Вузовская книга, 2015. - 464 с.
5. Антонов В.А. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения / Серия: Бакалавр. Базовый курс.// Москва: Юрайт, 2014.
6. Асланов Д.И., Гаирбекова З.Л. Теоретические положения конкурентоспособности коммерческих банков // Актуальные проблемы экономики, социологии и права. 2017. № 3. С. 14-18.
7. Бабурина Н.А. Особенности и тенденции регионального развития коммерческих банков России и других стран / Н.А. Бабурина, К.А. Чередов, Е.А. Тарханова // Экономика. Бизнес. Банки. - 2017. - №3 (20). - С. 11-20.
8. Белошапка В.С. Решение проблемы «токсичных» активов банков в условиях выхода из кризиса / В.С. Белошапка // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016. №3-2. С.5-15.
9. Бикташева Ч.А. Бизнес-демография банковского сектора России //новейшие достижения и успехи развития экономики и менеджмента. - Краснодар. - 2017. - С. 39-42
10. Бондарева Ю., Шовиков С., Хаиров Р. Конкуренция на рынке банковских услуг. Мнение аналитиков МАП РФ. // Банковское дело.- 2017. - №1.-с.9 - 15.
11. Брагин, А. Ю. Значение конкуренции в деятельности банка / А. Ю. Брагин // Деньги и кредит. - 2016. - № 5. - С. 42-43.
12. Брылякова О. А. Тенденции развития банковского сектора и межбанковской конкуренции в России: Научный журнал КубГАУ, №114(10). - Краснодар, 2015. - С. 2-3.
13. Викулов, B. C. Анализ деятельности коммерческих банков / B. C. Викулов // Финансовый менеджмент. - 2015. - № 6. - С. 117-118.
14. Вишневер В.Я. К вопросу о сравнительной оценке конкурентоспособности ведущих российских банков. //Вестник Самарского государственного экономического университета. 2015.-№11(133). С. 111- 114
15. Волынкина, М. В. Сущность термина «конкуренция» / М. В. Волынкина // Финансы и кредит. - 2015. - № 1. - С. 5-6.
16. Гнездова Ю.В. Принципы управления коммерциализацией инновационных проектов в современных условиях / Гнездова Ю.В. // Научное обозрение. 2015. № 11. С. 181-184.
17. Гнездова Ю.В. Методы оценки инновационного развития территорий / Гнездова Ю.В. // В сборнике: Инновационное развитие - от Шумпетера до наших дней: экономика и образование Сборник научных статей по материалам международной научно-практической конференции. 2015. С. 118-122.
18. Гойденко, Ю. Н. Финансовые ресурсы банковских учреждений / Ю. Н. Гойденко // Банковское дело. - 2016. - № 6.- С. 44-45.
19. Добролежа Е. В., Воробьева И. Г., Чубарова Г. П. Конкурентоспособность российской банковской системы в контексте ее современного развития: монография. - Издательство РГЭУ (РИНХ), 2017 г. - 55 с.
20. Донских, A. M. Тенденции развития банковской системы России / A. M. Донских // Банковское дело. - 2014. - № 5. - С. 49-50.
21. Дурнева Э.С., Платонова Ю.Ю. Современные методические подходы к оценке конкурентоспособности банковской системы России // Актуальные вопросы современной финансовой науки Материалы заочной всероссийской научно-практической конференции. Кубанский государственный университет. - 2017. - С. 342-346.
22. Ермакова Е.Н., Миркина О.Н. Основные факторы, влияющие на конкурентоспособность в банковской сфере. Теоретические и прикладные аспекты научных исследований: Сборник статей по материалам II научнопрактической конференции. 2017. С. 23-27.
23. Ефимова А. М. Банковская конкуренция в российских реалиях // А. М. Ефимова В. В. / Финан-сы и кредит. - 2016. - № 5. - С. 54 - 60.
24. Жарова И. И. Особенности банковской конкуренции в современных условиях / И. И. Жарова // Финансы и кредит, 2016.-№2, - С. 180 - 192.
25. Канаев, A. B. Банковские стратегии в свете современной теории финансового посредничества / A. B. Канаев // Финансы и кредит. - 2015. - № 25. - С. 23-24.
26. Касимова Д.Ф., Гатауллин Э.Р., Разгужин И.Д. Конкуренция на рынке банковских услуг. Современная экономика: актуальные вопросы, достижения и инновации: сборник статей победителей VII Международной научно-практической конференции. 2017. С. 262-264.
27. Кладова А.А. Об особенностях неструктурной оценки банковской конкуренции в России // Маркетинг и финансы. -2013. -№ 3. -С. 184-199.
28. Князев И. М. Соперничество между банками в соответствии с характерами участвующих субъектов // И. М. Князев/ Экономические науки. -
2017. - №2. - С. 80 - 90.
29. Колесникова А.Г. Конкурентоспособность российских банков В сборнике: Проблемы внедрения результатов инновационных разработок.
2017. С. 125-129.
30. Красавина, Д. H. Российский финансовый рынок: проблемы повышения конкурентоспособности экономики (по материалам круглого стола) / Д. H. Красавина, Н. И. Валенцева // Финансы и кредит. - 2012. - № 4. - С. 2028.
31. Лаврушин О.И. Деньги, кредит, банки: учебник/13-е изд. -М.: КНОРУС, 2014. С. 448.
32. Леонтьев А. Б., Савинова В.А. Устойчивость банковской системы РФ в условиях концентрации капитала. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2014. - 196 с.
33. Лисицина И.В. Конкуренция в банковской сфере: тенденции и последствия / И.В. Лисицина, Н.В. Алексеева // Вестник Российского университета кооперации. - 2013. - № 4 (14). - С. 31-34.
34. Медынский, В. Г. Конкуренты и их роль в банковской деятельности / В. Г. Медынский. - М. : ЮНИТИ, 2015. - с. 88.
35. Мирзагалямов Б.Б. Новые методические подходы к оценке интенсивности банковской конкуренции в России // Вестник экономики, права и социологии. -2016. -№ 4. -С. 64-68.
36. Морозов, Ю. П. Банковский менеджмент : учеб. пособие для вузов / Ю. П. Морозов, А. И. Гаврилов, А. Г. Городнов. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. - с. 310.
37. Муравьева, В. В. Банковские инновации / В. В. Муравьева. - М.: Инфра, 2015. - 148 с.
38. Мусакаев Ш.А. Особенности конкуренции в банковском секторе // Пути повышения финансовой стабильности регионов Северного Кавказа: взгляд молодых ученых: материалы Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых преподавателей. ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный университет». 2016. С. 178-182.
39. Новиков В.В. Специфика развития банковской конкуренции в Российской Федерации // Новое слово в науке: стратегии развития : материалы IV Всерос. науч.-практ. конф. с международным участием (Чебоксары, 12 март 2018 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.] - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс»,
2018. - С. 276-281.
40. Полонский Д. Центробанк раздает гарантии // Деньги. - 2017. - №27. -С.8 - 12.
41. Полякова Т.Н. Структура финансового рынка / Полякова Т.Н.// Вестник Омского Государственного Университета. Серия «Экономика» / ОГУ. - Омск, 2015. - № 5.
42. Полищук, А. И. Управление деятельностью кредитных организаций (банковский менеджмент) / А. И. Полищук. - М.: ЮРИСТЪ, 2015. - с. 268.
43. Портер М. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов / М. Портер - М.: «Альпина Паблишер», 2014. 50 с.
44. Пшеничная В.П.Тенденции развития мирового финансового рынка / Пшеничная В.П.// Всероссийский Научно-Аналитический журнал. - Москва, 2016. - №3.
45. Рабданова А.В., Булатова В.Б. Оценка конкурентных позиций коммерческих банков // Байкальские экономические чтения. Социальноэкономическое развитие регионов: проблемы и перспективы. -2016. -С. 168-171.
46. Роуз, П. С. Банковский менеджмент: предоставление финансовых услуг / П. С. Роуз ; пер. с англ. - М. : Дело, 2014. - с. 341.
47. Самойлов А. А. Конкуренция на рынке банковских услуг / А. А. Самойлов // Экономика и управление, 2016 - № 11. - С. 89-96.
48. Селютина О. Г. Межбанковская конкуренция и ее влияние на повышение качества банковских услуг: автореф. дис. ... канд. экон. наук. - Орел, 2013. - 29 с.
49. Сергеев И. В, Веретенникова И. И. Экономика организаций (предприятий): учебник и практикум / под ред. И. В.Сергеева. 6-е изд., перераб. и доп. М.: Велби ; Проспект, 2014, 672 с.
50. Сопова Е. В., Щербинина Л. Ю. Обзор методик по оценке уровня конкуренции на рынке // Вопросы экономики и управления. — 2016. — №3.1. — С. 47-49.
51. Стерликова А.Д. Особенности привлечения физических лиц в условиях банковской конкуренции на примере крупнейших банков. В сборнике: Лучшая студенческая статья 2017 сборник статей победителей V международного научно-практического конкурса. 2017. С. 199-203.
52. Сысоева Е.Ф., Кретова Н.А. Банковская конкуренция и необходимость ее развития в Российской Федерации//Финансы и кредит. 2013. № 553. С. 12-19.
53. Скорлупина Ю.О. Вопрос обеспечения банковской устойчивости в условиях «новой нормальности»: совершенствование структурного индекса концентрации как фактора стабильности банковского сектор // Природа, общество, техника и мышление: тенденции и приоритеты Сборник научных трудов по материалам I Международного научно-практического форума молодых ученых. -2017. -С. 259-268.
54. Тавасиев А. М., Рабельский Н. Конкуренция в банковском секторе России. Уч.пособие для вузов. М.: Юнити-Дана, 2013.
55. Тарханова Е.А. Коммерческие банки в современной России: факторы устойчивого функционирования / Е.А. Тарханова // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. - 2016. - №1. - С. 175-178.
56. Тепляков В. И. Конкуренция на рынке банковских условиях в условиях кризиса / В. И. Тепляков В. И. // Финансы и кредит, 2016. - № 4. - С. 205-211.
57. Токарева А.И. О структуре банковского сектора Российской Федерации / науч. рук. В.С. Степанова // Наука, образование, общество: тенденции и перспективы развития : материалы IV Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 26 февр. 2017 г.). В 2 т. Т. 2 / редкол.: О.Н. Широков [и др.] - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017. - С. 177-180.
58. Тимофеева М.В. Банковский бренд: стоимость, роль в управлении кредитной организацией //Банковское дело. -2014. -№ 9. -С. 73-76.
59. Харченко В.В. Способы контроля и оценки конкурентной среды и конкурентной позиции кредитных организаций //Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. -2014. -№ 10. -С. 117-124.
60. Халидова А.Ш. Основные проблемы и направления развития банковского сектора РФ на 2016 год / науч. рук. Н.В. Собченко // Экономика и управление: проблемы, тенденции, перспективы развития : материалы III Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 6 июля 2016 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.] - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. - С. 193-195.
61. Хандруев А. А., Чумаченко А. А. Конкуренция в банковской отрасли: проблемы, тенденции, прогнозы // Банковское дело. 2017. №11. - С. 52-54.
62. Шелкунова Т. Г., Гаглоева К. А. Банковская конкуренция и конкурентоспособность: сущность, понятие, специфика // Проблемы и перспективы экономики и управления: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 141.
63. Эзрох Ю.С. Количественная оценка конкурентоспособности коммерческого банка в России. Новосибирск, 2013.
64. Анализ банков: Аналитический портал о банках и банковской деятельности [Электронный ресурс]. - Портал банковского аналитика analizbankov.ru, 2018. - Режим доступа: http://www.analizbankov.ru.
65. Агенство экономической информации. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://1prime.ru.
66. Состояние конкуренции на рынке банковских услуг: 2011 - 2016 гг. [Электронный ресурс]: Съезд АРБ, Москва (05.2017). - Режим доступа: http: // fas.gov.ru.
67. Информация о банках и банковских продуктах / Информационный портал Banki.ru, 2018 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www.banki .ru.
68. Лебедева В. Банковский сектор. Режим доступа: https://www.dp.ru/a/2018/01/21/Banki_zarabotali_na_birzhe.
69. Официальный сайт Банка России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.cbr.ru/.
70. Справочник банков России / Официальный сайт информационного агентства «Bankir.ru», 2018 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www.bankir.ru.