Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОЦЕНКА КОНКУРЕНЦИИ В БАНКОВСКОМ СЕКТОРЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Работа №33439

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

экономика

Объем работы85
Год сдачи2019
Стоимость6500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
586
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1. Теоретические основы оценки конкуренции в банковском секторе 7
1.1. Сущность и понятие конкуренции в банковском секторе 7
1.2. Особенности конкуренции в банковском секторе 13
1.3. Методы оценки конкуренции в банковском секторе 18
2. Исследование конкуренции в банковском секторе Российской
Федерации 26
2.1. Состояние банковского сектора Российской Федерации на
современном этапе 26
2.2. Анализ уровня конкуренции в банковском секторе Российской
Федерации 36
2.3. Прогноз развития конкуренции в банковском секторе Российской
Федерации на основе экономико-математической модели 46
3. Проблемы и направления развития конкуренции в банковском
секторе Российской Федерации 55
3.1. Проблемы развития конкуренции в банковском секторе Российской
Федерации 55
3.2. Направления развития конкуренции в банковском секторе
Российской Федерации 60
Заключение 67
Список использованных источников 71
Приложения 77

Банковская конкуренция — это соперничество между банками за привлечение новых и/или удержание уже обслуживаемых клиентов с помощью различных ценовых и неценовых методов. Это соперничество имеет весьма неоднозначный характер: кроме определенных выгод, которых желают достичь центральные банки, она может повлечь за собой ряд негативных последствий, которые могут создать препятствия на пути повышения банками эффективности финансового посредничества и даже — повысить системные риски банковского сектора. Выгоды от конкуренции хорошо известны в микроэкономической теории: она запускает процесс снижения рыночных цен, что способствует удешевлению товаров для конечных потребителей и, соответственно, повышает их доступность.
В банковской системе усиление конкурентного давления, особенно ценового, заставляет банки сокращать процентные ставки по кредитам, что повышает доступность кредита для населения и предприятий, способствуя большему проникновению банковских услуг в общество и стимулируя инвестиционные процессы в экономике, поэтому низкая конкуренция на банковском рынке негативно сказывается на развитии банковской системы. В то же время, чрезмерная конкуренция и отсутствие явных лидеров могут вести к кризисам не только банковской, но и финансовой системы. Следовательно, банковская деятельность в стране значительно нуждается в таком регулировании, которое обеспечило бы создание условий справедливой и достаточной конкуренции, являющейся залогом эффективного развития банковского сектора страны. Нахождение необходимого для поддержания устойчивости банковской системы уровня конкуренции является довольно важной проблемой на сегодняшний момент времени, поскольку цивилизованная межбанковская конкуренция - необходимый элемент эффективного функционирования банковской системы и ее прогрессивного развития. В этой связи исследование уровня конкуренции в банковском секторе Российской Федерации, выявление проблем и обозначение направлений ее развития подтверждает актуальность и обусловливает выбор автором темы настоящего исследования.
Цель выпускной квалификационной работы является оценка конкуренции в банковском секторе Российской Федерации.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- раскрыть сущность и рассмотреть понятие конкуренции в банковском секторе;
- изучить особенности конкуренции в банковском секторе;
- исследовать методы оценки конкуренции в банковском секторе;
- проанализировать состояние банковского сектора Российской Федерации на современном этапе;
- провести анализ уровня конкуренции в банковском секторе Российской Федерации;
- спрогнозировать развитие конкуренции в банковском секторе Российской Федерации на основе экономико-математической модели;
- выявить проблемы развития конкуренции в банковском секторе Российской Федерации;
- определить направления развития конкуренции в банковском секторе Российской Федерации.
Объектом исследования является банковский сектор Российской Федерации.
Предмет исследования - банковская конкуренция.
Методы исследования: общенаучные (анализ, синтез, системные, комплексный и динамический подходы) и частнонаучные (системноструктурный, традиционный анализ документов, сравнительно-аналитический и некоторые другие) методы.
Теоретическую и методологическую основу исследования составили научные работы следующих экономистов: Г. Л. Азоева, Л.Ю. Андреевой, В.А. Анохина, Д.И. Асланова, Ч.А. Бикташева, А.А. Бисултанова, М. Блауг, О.А. Брыляковой, В. И. Влезковой, З.Л. Гаирбековой, Ю.Н. Гойденко, А.М. Донских, П.С. Завьялова, Л.Н. Качалиной, А.Г. Колесниковой, А.Б. Кулешовой, М.Е. Мамонова, В.Г. Медынский, С.Р. Моисеева, Ю.П. Морозова, Мусакаева Ш.А. и т.д.
Информационной базой исследования являются статистические и аналитические материалы Центрального банка Российской Федерации, нормативные и законодательные акты всех уровней власти в Российской Федерации, прогнозные экспертные разработки российских экономистов, опубликованные в научной литературе и периодической печати, материалы, размещенные в глобальной сети Интернет.
Структура квалификационной работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы.
Введение обосновывает актуальность выбранной темы, отражает цели и задачи, поставленные в квалификационной работе, описывает объект и предмет исследования, методы, использованные для сбора, систематизации и интерпретации данных об объекте исследования, теоретическую и методологическую основу исследования, содержит краткий анализ структуры квалификационной работы.
В первой главе рассматриваются теоретические основы оценки конкуренции в банковском секторе, в частности раскрывается сущность и понятие конкуренции в банковском секторе, его особенности, а также рассматриваются методы оценки конкуренции в банковском секторе.
Во второй главе проведено исследование конкуренции в банковском секторе Российской Федерации, в частности дается характеристика состоянию банковского сектора Российской Федерации на современном этапе, анализируется уровень конкуренции и приводится прогноз развития конкуренции в банковском секторе Российской Федерации на основе экономико-математической модели.
В третьей главе выявлены проблемы развития конкуренции в банковском секторе Российской Федерации и определены основные направления ее развития.
В Заключении подведены итоги исследования, а также кратко излагаются полученные автором выводы.
Научная новизна исследования: заключается в комплексном исследовании факторов и возможностей, обусловливающих развитие конкуренции в банковском секторе Российской Федерации на современном этапе, а практическая значимость - в том, что результаты исследования, составляющие его новизну, доведены до конкретных рекомендаций и могут быть применены при разработке стратегии развития банковского сектора.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В процессе написания выпускной квалификационной работы были получены следующие результаты:
1) раскрыта сущность и рассмотрено понятие конкуренции в банковском секторе. Анализ экономической литературы сводит категорию «банковская конкуренция» с одной стороны к соперничеству коммерческих банков за ограниченный спрос на рынке банковских продуктов, стремящихся занять сильные конкурентные позиции, а с другой стороны, - к механизму регулирования, способного обеспечить высокоэффективное функционирование банковской системы страны в целом, следовательно, под конкуренцией в банковском секторе следует понимать экономический процесс, приводящий к взаимодействию и соперничеству кредитных организаций и других участников рынка финансов, в процессе которого каждый стремится обеспечить для себя прочную позицию на финансовом рынке для того, чтобы полностью удовлетворить потребности клиентов и получить максимальную прибыль. Под воздействием конкуренции расширяется ассортимент предоставляемых услуг, регулируются цены на банковские продукты и услуги до приемлемого уровня. Конкуренция является сильнейшим стимулом для банков к переходу на эффективные способы предоставления услуг, т.е. обеспечивает обстановку, благоприятную для их развития и совершенствования;
2) изучены особенности конкуренции в банковском секторе. К главным специфическим чертам можно отнести: разновидность форм и высокую интенсивность, наличие видовых особенностей, что объясняется различиями в банковском продукте, отсутствием входных барьеров, например патентной защиты, лимитирование ценовой конкуренции, что повышает роль неценовой конкуренции, осуществление межотраслевой конкуренции посредством перелива капитала, конкуренция носит характер дифференцированной олигополии и т.д.
3) исследованы методы оценки конкуренции в банковском секторе. Все методы оценки, с помощью которых возможно проанализировать конкурентную среду банковского рынка, можно подразделить на структурные и неструктурные. В рамках структурного подхода уровень конкуренции рынка может быть измерен с помощью таких различных показателей, как коэффициент концентрации, индекс Херфиндаля-Хиршмана, индекс энтропии, коэффициент Холла-Тайдмана, дисперсия рыночных долей. Наиболее распространенными методами оценки конкуренции в рамках неструктурного подхода являются такие модели, как модель Панзара-Росса, модель Бреснахана. Также следует отметить, что, несмотря на большое количество исследований, посвященных разработке проблемы оценки конкуренции в банковском секторе, единого подхода к ее количественной оценке до сих пор нет. Методики разных авторов охватывают различные стороны этого понятия, но не имеют законченной и комплексной структуры.
4) проанализировано состояние банковского сектора Российской Федерации на современном этапе. На протяжении последних лет в банковском секторе наметились значительные улучшения: рост объема вкладов физических лиц, собственных средств (капитала), ликвидности банковского сектора, увеличение и повышение качества кредитного портфеля, существенный рост финансового результата (в 2,28 раз за последние 5 лет), и как следствие рентабельности капитала и активов, что обусловлено, прежде всего, политикой Центрального Банка России и улучшением общеэкономической ситуации на фоне динамики цен на нефть и снижения ключевой ставки Банка России. С другой стороны, темпы прироста активов за 2014-2018 гг. оказались ниже по сравнению с темпами прироста ВВП, что свидетельствует о некотором замедлении развития банковского сектора по сравнению с экономикой в целом;
5) провести анализ уровня конкуренции в банковском секторе Российской Федерации. В России рынок банковских услуг - высококонцентрированный, причем, высока доля участия государства. Большинство кредитных организаций РФ (95,8%) являются мелкими и региональными банками. Реализуемая в последние годы политика Центрального банка РФ по чистке банковского сектора от недобросовестных участников приведёт к повышению концентрации и увеличению монополизации рынка. Доминирующее положение на данный момент на рынке банковских услуг занимают: ПАО «Сбербанк», группа компаний «ВТБ» и «Газпромбанк». Доля тройки лидеров в банковском сегменте является стабильно высокой (58,8 - 62,9 %), что говорит о грамотном ведении политики в различных направлениях работы данных банков, а так же об их правильной постановке задач;
6) спрогнозировано развитие конкуренции в банковском секторе Российской Федерации на основе экономико-математической модели. Согласно прогнозу концентрация активов по индексу Херфиндаля-Хиршмана вырастет, а количество действующих банков снизится, что приведет к дальнейшему усилению конкуренции на российском рынке банковских услуг;
7) выявлены проблемы развития конкуренции в банковском секторе Российской Федерации. В ходе конкурентного анализа банковского сектора экономики Российской Федерации были выявлены следующие проблемы развития конкуренции: высокая концентрированность рынка, высокая доля участия государства, львиная доля (95,8 %) мелких и региональных кредитных организаций, что затрудняет развитие всей экономики страны и стабильности банковского сектора. Среди преимуществ укрупнения и огосударствления кредитных организаций можно отметить рост доверия населения, поддержка от государства, особенно в условиях кризиса, стабильность условий ипотечных и иных кредитных программ, возможность реализовывать через подконтрольные банковские структуры решения социально-политических задач, перспективных проектов, стартапов и т.д. К недостаткам складывающегося процесса следует отнести более высокий уровень процентных ставок по кредитам, меньшая гибкость при принятии решений по кредитованию малого бизнеса, высокие требования к предъявляемым по кредитной заявке документам, установление монопольно низких процентных ставок по вкладам. Фактически российский банковский рынок постепенно переходит от конкурентного к олигополистическому, где будут присутствовать несколько сильных игроков, которые займут порядка 80%-90% рынка, а также станут полностью диктовать тарифную политику. Оставшиеся же банки, так называемые аутсайдеры, будут придерживаться ценовой политики ведущих банков.
8) определены направления развития конкуренции в банковском секторе Российской Федерации. Так, ЦБ РФ необходимо продолжать свою деятельность в области совершенствования законодательной базы и приведение ее в соответствие с международными требованиями, а также в области регулирования, надзора. Банк России должен обеспечить своевременную реакцию на проблемы, возникающие в кредитных организациях и оперативное вмешательство, а также более тщательный надзор в нестабильных кризисных экономических условиях. Необходима более высокая информационная прозрачность и последовательность действий регулятора в реформировании банковского сектора. С точки зрения развития конкуренции на уровне банков рекомендуем разработать конкурентную стратегию, открыть представительства банков в социальных сетях, внедрять процесс цифровизации банка, а также передовых технологий и обеспечить принятие инновационных решений.



1. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: [федер. закон от 01.05.2017 N 92-ФЗ] //Рос. газета. - 2017. - № 94.
2. О порядке расчета норматива краткосрочной ликвидности („Базель Ш“) системно значимыми кредитными организациями: [положения Банка России от 3 декабря 2015 года № 510-П] [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.consultant.ru
3. О банках и банковской деятельности: [федер. закон от 02.12.1990 N 395-1 (ред. от 27.12.2018)] [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.consultant.ru
Книги, монографии
4. Азоев Г. Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика / Г.Л. Азоев.
- М. : Центр экономики и маркетинга, 2016. - 208 с.
5. Андреева Л.Ю. Банковское дело: учеб. пособие / Л.Ю. Андреева. - М.: Вузовская книга, 2015. - 567 с.
6. Блауг М., Курно А. О. 100 великих экономистов до Кейнса / М. Блауг, А. Курно. - СПб: Экономикус, 2017. - 348 с.
7. Борисов Д. Б. Большой экономический словарь / Д.Б. Борисов - М. : Книжный мир, 2017. - 860 с.
8. Качалина Л. Н. Конкурентоспособный менеджмент / Л.Н. Качалина.
- М.: Эксмо, 2016. - 464 с.
9. Кулешова А. Б. Конкуренция в вопросах и ответах / А.Б. Кулешова.
- М.: ТК Велби : Проспект, 2015. - 256 с.
10. Медынский, В. Г. Конкуренты и их роль в банковской деятельности / В. Г. Медынский. - М. : ЮНИТИ, 2015. - 456 с.
11. Морозов Ю. П. Банковский менеджмент : учеб. пособие для вузов / Ю. П. Морозов, А. И. Гаврилов, А. Г. Городнов. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. - 348 с.
12. Найт Ф. Риск, неопределенность, прибыль / пер. с англ. - М. : Дело,
2013. - 360 с
13. Полищук А. И. Управление деятельностью кредитных организаций (банковский менеджмент) / А. И. Полищук. - М.: ЮРИСТЪ, 2015. - 744 с.
14. Портер М. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов / М. Портер - М.: «Альпина Паблишер», 2014. - 450 с.
15. Роуз П. С. Банковский менеджмент: предоставление финансовых услуг / П. С. Роуз ; пер. с англ. - М. : Дело, 2016. - 541 с.
16. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов / пер. с англ. В. С. Афанасьева. - М.: Эксмо, 2017. - 960 с.
17. Тавасиев А. М., Рабельский Н. Конкуренция в банковском секторе России. Уч. пособие для вузов / А.В. Тавасиев, Н. Рабельский. - М.: Юнити- Дана, 2016. -647 с.
18. Хайек Ф. Познание, конкуренция и свобода : пер. с нем. - СПб. : Пневма, 2017. - 456 с.
19. Шумпетер Й. А. Теория экономического развития/ Й.А. Шумпетер. - М.: Прогрес, 2017. - 440с.
20. Юданов А. Ю. Конкуренция: теория и практика / А.Ю. Юданов. - 2е изд. (испр. и доп.). - М.: ГНОМ-ПРЕСС, 2018. - 384 с.
Авторефераты диссертаций
21. Макаров И.С. Управление рисками группы связанных заемщиков в системе риск-менеджмента банка: автореф. дис. ... канд.экон. наук / И.С. Макаров. - М., 2013. - 24 с.
Печатная периодика
22. Анохин В. А., Рожковская К.В. Анализ конкурентного развития коммерческих банков России / В.А. Анохин, К.В. Рожковская // Молодой ученый. - 2016. - №27. - С. 334-340.
23. Асланов Д.И., Гаирбекова З.Л. Теоретические положения конкурентоспособности коммерческих банков / Д.И. Асланов, З.Л. Г аиберкова// Актуальные проблемы экономики, социологии и права. -2017. -№ 3. - С. 12-16.
24. Бикташева Ч.А. Бизнес-демография банковского сектора России /Ч.А. Бикташева //Новейшие достижения и успехи развития экономики и менеджмента. - Краснодар. - 2017. - С. 38-41.
25. Бисултанова А.А. Региональные банки в современных условиях экономики России / А.А. Бисултанова // Финансы и кредит. - 2016. - № 24. -С. 17-24.
26. Влезкова В.И., Носков В.А. Теоретико-методологические основы формирования конкуренции на рынке банковских услуг в современной экономике / В.И. Влезкова, В.А. Носков // Вестник Самарского государственного экономического университета. - 2017. - № 7 (129). - С. 18-23.
27. Гойденко Ю. Н. Финансовые ресурсы банковских учреждений / Ю. Н. Г ойденко // Банковское дело. - 2016. - № 6.- С. 44.
28. Донских, A. M. Тенденции развития банковской системы России / A. M. Донских // Банковское дело. - 2015. - № 5. - С. 49.
29. Завьялов П. С. Конкуренция - неотъемлемое свойство развитого рынка / П.С. Завьялов // Маркетинг. - 2017. - № 5. - С. 212-220.
30. Климова Н.В., Брылякова О.А. Тенденции развития банковского сектора и межбанковской конкуренции в России // Научный журнал КубГАУ,
2017. № 114
31. Колесникова А.Г. Конкурентоспособность российских банков/ А.Г. Колесников // Проблемы внедрения результатов инновационных разработок. -
2018. - С. 122-130
32. Мамонов М. Е. Неструктурный подход к оценке уровня конкуренции в российском банковском секторе / М.Е. Мамонов // Банковское дело. - 2016. - № 11. - с. 17-24
33. Моисеев С. Р. Реалии монополистической конкуренции в
российском банковском секторе / С.Р. Моисеев // Современная конкуренция,
2016. - № 1 (1). - с. 94-108.
34. Мусакаев Ш.А. Особенности конкуренции в банковском секторе / Ш. А. Мусакаев // Пути повышения финансовой стабильности регионов Северного Кавказа: взгляд молодых ученых: материалы Всероссийской научнопрактической конференции студентов, аспирантов и молодых преподавателей. ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный университет». -2016. - С. 176-180.
35. Полякова А.А., Кожанчикова Н.Ю. Проблемы становления и развития банковской системы России / А.А. Полякова, Н.Ю. Кожанчикова // Среднерусский вестник общественных наук. - том 11. - 2017. - № 6. - С. 322330.
36. Рабданова А.В., Булатова В.Б. Оценка конкурентных позиций коммерческих банков / А.В. Рабданова, В.Б. Булатова // Байкальские экономические чтения. Социально-экономическое развитие регионов: проблемы и перспективы. -2016. -С. 166-171.
37. Салин В.Н., Севрук В.Т., Третьякова О.Н. Статистические показатели оценки уровня конкуренции банковской системы / В.Н. Салин, В.Т. Севрук, О.Н. Третьякова //Финансовая аналитика. - 2017. - № 2. - С. 72-80
38. Самойлов А. А. Конкуренция на рынке банковских услуг / А. А. Самойлов // Экономика и управление. - 2016 - № 11. - С. 88-91
39. Шаститко А., Голованова С. Последствия слабой конкуренции: количественные оценки и выводы для политики (экспертно-аналитический доклад) / А.Шаститко, С. Голованова // Экономическая политика. - 2016. - № 6. - С. 552-558
40. Шелкунова Т. Г., Гаглоева К. А. Банковская конкуренция и
конкурентоспособность: сущность, понятие, специфика / Т.Г. Шелкунова, К.А.
73
Гаглоева // Проблемы и перспективы экономики и управления: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 140-145.
41. Шкардун В. Д. Методика исследования конкуренции на рынке / В.Д. Шкардун // Маркетинг в России и за рубежом. - 2014. - № 4. - С. 44-54
42. Bresnahan T. The Oligopoly Solution Concept is Identified / T. Brsnahan // Economic Letters. - 1982. -№ 10. - P. 87-92.
43. Panzar J. et al. Testing for Monopoly Equilibrium / Panzar J., Rosse J. // Journal of Industrial Economics. - 1987. - № 35. - P. 443-456.
Электронные ресурсы
44. Банк России. «Отчет о развитии банковского сектора и банковского надзора» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.cbr.ru (дата обращения 07.02.2019)
45. Банк России. Обзор банковского сектора Российской Федерации. Экспресс-выпуск [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.cbr.ru/Collection/Collection/File/14239/obs_196.pdf (дата обращения
07.02.2019)
46. Банки, лишенные лицензии в 2017 году [Электронный ресурс]. -
Режим доступа: http://1eb.ru/bank/otozvannye-licenzii/4007-banki-lishennye-
licenzii-v-2017-godu.html (дата обращения 07.02.2019)
47. Пропорциональное регулирование: базовые лицензии получили 149 банков [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.cbr.ru (дата обращени 07.02.2019)
48. Рейтинг банков [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.banki.ru/banks/ratings (дата обращения 17.02.2019)
49. Российский банковский сектор [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.ara-ratings.ru/research/176 (дата обращения: 17.02.2019)
50. Сбербанк сократил более 1 тыс. сотрудников за девять месяцев
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://www.banki.ru/news/lenta/?id=10731959 (дата обращения: 17.02.2019)
51. Состояние конкуренции на рынке банковских услуг: 2012 - 2018 гг. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http: // fas.gov.ru. (дата обращения
15.02.2019)
52. Список банков, лишенных лицензий в 2015 году [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ru.wikipedia.org (дата обращения 15.02.2019)
53. Список банков, лишенных лицензий в 2016 году [Электронный
ресурс]. - Режим доступа: ttps://ru.wikipedia.org/wiki (дата обращения
15.02.2019)
54. Список банков, у которых ЦБ РФ отозвал лицензии в 2018 году [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://bancrf.ru/analitika/otozvannye- litsenzii-bankov-2018-spisok.php (дата обращения 15.02.2019)
55. Список небанковских кредитных организаций (НКО) Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.bankodrom.ru/spisok-nebankovskih-kreditnyh-organizacij-nko- rossijskoj-federacii/ (дата обращения 15.02.2019)
56. Статистический бюллетень Банка России. М., 2019. № 1.
[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.cbr.ru/publ/bbs/ (дата
обращения 15.02.2019)
57. ФАС проанализировала уровень концентрации на отдельных сегментах рынка [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.fas.gov.ru/analytic/10411 (дата обращения 15.02.2019)
58. Шилова Н. Пять банков слишком мало для России [Электронный ресурс]- Режим доступа: http://www.banki.ru/news/columnists/?id=9163740. (дата обращения 15.02.2019)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ