Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Конкуренция в банковском секторе экономики

Работа №51724
Тип работыМагистерская диссертация
Предметэкономика
Объем работы109
Год сдачи2017
Стоимость4960 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено 164
Не подходит работа?

Узнай цену на написание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы анализа конкуренции в банковском секторе 6
1.1 Понятие, виды, особенности и уровни банковской конкуренции 6
1.2 Возникновение и развитие банковской конкуренции 18
1.3 Банковский рынок как сфера банковской конкуренции 26
Глава 2. Анализ деятельности российских банков в условиях конкуренции 36
2.1 Функционирование банковского сектора на основе конкуренции 36
2.2 Способы регулирования конкуренции в банковском секторе экономики 44
2.3. Анализ важнейших финансовых показателей российских банков за 2010 - 2016 г. 60
Глава 3. Основные направления совершенствования конкуренции в Российском банковском секторе 72
3.1 Корреляционно-регрессионная модель банковской конкуренции в РФ 72
3.2 Перспективы и пути развития государственного регулирования банковской конкуренции 77
Заключение 87
Список использованной литературы 91
Приложения

В первую очередь проблема конкуренции в рыночной экономике является одним из существенных вопросов экономической теории. Под конкуренцией понимается процесс экономического соревнования между субъектами хозяйственной деятельности с целью получения максимальной величины прибыли, а также укрепления положения на определенном рыночном сегменте.
Относительно современной банковской сферы Российской Федерации конкуренция уже стала выступать как объективная реальность, которая ежегодно возрастает по мере расширения и развития сети кредитных организаций и прочих различных институтов.
Под банковской конкуренцией понимается динамичный процесс состязательности коммерческих банков и других кредитных институтов. Они в рамках данного процесса стремятся к обеспечению своего прочного положения на рынке банковских продуктов и услуг. Наиболее отчетливо сущность банковской конкуренции находит место в главной характеристике банковской услуги или банковского продукта на рынке - их уровня конкурентоспособности.
Конкурентоспособность коммерческих банков выступает в качестве актуальной цели банковского менеджмента в протекающих условиях прогнозируемого усиления масштабов конкуренции между банками.
Иностранная и российская экономические науки в настоящий момент не выработали общего мнения относительно определения конкурентоспособности коммерческих банков.
Конкурентные позиции коммерческого банка подлежат определению как качеством и количеством его конкурентных преимуществ, так и, в первую очередь, масштабами сегментов финансового рынка, которые охвачены межбанковской конкуренцией. Игнорирование данного факта, выступающего как существенный элемент процесса разработки и реализации конкурентной стратегии коммерческого банка, подвергает значительному снижению содержательную ценность рассмотренного определения.
Банковские продукты и услуги не обладают конкурентоспособными внешними небанковскими аналогами. Таким образом, межотраслевая конкуренция происходит только за счет перелива капитала. Также необходимо учитывать, что такой показатель, как интенсивность конкуренции в банковском секторе намного выше по причине того, что здесь отсутствует ряд входных барьеров, присущих для прочих отраслей.
Рынок банковских продуктов и услуг представляется в качестве дифференцированной олигополии, которая поддерживается государством и предоставляет больше возможностей для интеграции, кооперации и согласования рыночной политики разнообразных кредитных организаций, а также для расширения национальной и региональной сфер деятельности банков.
Вышеуказанным объясняется актуальность выбранной темы выпускной квалификационной работы.
Вопросами исследования конкуренции в банковской сфере экономики занимались такие ученые, как Аникина И.Д., Волынкина М.В., Дыбов А.М., Медынский, В. Г. и другие.
Научная новизна выпускной квалификационной работы состоит в том, что в процессе исследования представлены научно обоснованные экономические разработки по развитию конкуренции в банковской сфере экономики, имеющие существенное значение для субъектов данной сферы.
Целью данного исследования является разработка механизма основных направлений совершенствования конкуренции в банковской сфере экономики России.
В соответствии с поставленной целью, задачами исследования являются:
1) раскрыть понятие, виды, особенности и уровни банковской конкуренции;
2) систематизировать процессы возникновения и развития банковской конкуренции;
3) определить банковский рынок как сферу банковской конкуренции;
4) выявить тенденции функционирования банковского сектора на основе конкуренции;
5) обобщить способы регулирования конкуренции в банковском секторе экономики;
6) составить модель анализа важнейших финансовых показателей российских банков за 2010 - 2016 годы;
7) критически оценить состояние банковской конкуренции в Российской Федерации;
8) предложить перспективы и пути развития государственного регулирования банковской конкуренции.
Предмет исследования - конкуренция на рынке банковских продуктов и услуг.
Объектом исследования является банковский сектор экономики Российской Федерации.
Для написания выпускной квалификационной работы были использованы такие методы, как метод анализа теоретического материала, экономико-математическое моделирование, системный анализ, статистические методы исследования экономической конъюнктуры.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы состоит в том, что полученные результаты исследования могут быть использованы в деятельности организаций, функционирующих на рынке банковских продуктов и услуг.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании студенческих
и аспирантских работ!


Целью данного исследования являлось изучение и анализ эффективности государственного регулирования банковской конкуренции, и рассмотрение путей его совершенствования. В ходе исследования поставленная цель была достигнута.
Банковская конкуренция - это совершающийся в динамике процесс соперничества коммерческих банков и прочих кредитных институтов, в ходе которого они стремятся обеспечить себе прочное положение на рынке кредитов и банковских услуг.
Сферой банковской конкуренции является банковский рынок. Его специфика заключается в том, что это - очень сложное образование, имеющее весьма широкие границы и состоящее из множества элементов. Правильнее говорить не об одном, а о многих банковских рынках.
Современные коммерческие банки функционируют в роли продавцов или покупателей практически во всех рыночных секторах.
Многообразием отличаются формы банковской конкуренции. Выделяют следующие формы:
1) Конкуренция продавцов и конкуренция покупателей.
2) Внутриотраслевая и межотраслевая конкуренция.
3) Ценовая и неценовая конкуренция.
4) Совершенная и несовершенная конкуренция.
Характеризуя перспективы банковской системы России, можно выделить следующие сценарии развития:
5) уход мелких банков с финансового рынка, в том числе путем банкротств и поглощения другими банками;
6) превращение мелких (особенно региональных кредитных организаций в филиалы крупных банков;
7) универсализация двух-трех десятков ведущих банков;
8) специализация остальных банков.
Банковская конкуренция - это, с одной стороны, динамический процесс соперничества коммерческих банков, кредитных институтов, в ходе которого они стремятся обеспечить себе прочное положение на рынке кредитов и банковских услуг, а также на новых альтернативных рынках услуг - заменителей, с другой, стороны конкуренция должна быть механизмом регулирования, обеспечивающим эффективность функционирования банковской системы.
Действующая система банковского регулирования не создает необходимых условий для развития добросовестной конкуренции между банками, так как она, во-первых, в большей степени ориентирована на контроль за соблюдением банками норм законодательства, что само по себе не обеспечивает гарантии устойчивости банковской системы. И, во-вторых, содержит достаточных стимулов для формирования современных банковских продуктов и услуг, которые служили бы развитию реального сектора экономики.
Следовательно, острейшей проблемой развития банковского сектора в РФ является повышение эффективности его функционирования путем устранения барьеров на пути развития добросовестной конкуренции между банками и повышения прозрачности банковского сектора.
Основой развития и надежного, устойчивого функционирования банковской системы является формирования гибкого механизма денежно - кредитного регулирования экономики, позволяющего государству эффективно воздействовать на хозяйственную активность, контролировать деятельность банковских институтов, добиваться стабилизации денежного обращения.
Регулирование денежного кредитного обращения в РФ возложено на Банк России.
По результатам исследования целесообразно выделить следующие ключевые задачи развития конкурентной среды на российском рынке банковских услуг.
1. Повышение конкурентоспособности банковской системы России за счет снижения экономических и административных издержек бизнеса.
2. Целенаправленная работа по снижению себестоимости и повышению качества банковских услуг для юридических и физических лиц.
3. Обеспечение всем кредитным организациям подлинно равноправных условий, основанных только на законе возможностей осуществления банковского бизнеса. Все коммерческие банки должны быть в абсолютно одинаковых взаимоотношениях с регуляторами — Банком России и Правительством РФ.
4. Расширение участия иностранных кредитных организаций в отечественной банковской системе обязательно должно сопровождаться совершенствованием системы пруденциального надзора с тем, чтобы иметь возможность предупредить резкое ухудшение состояния российских банковских институтов, не выдержавших конкуренции.
5. Обеспечение доступности современных банковских услуг для корпоративных клиентов и населения во всех регионах страны, сопровождающееся реинженерингом системы управления банковской деятельностью, включая модернизацию внутреннего контроля и рискменеджмента.
6. Развитие эффективной деятельности на рынке розничных банковских услуг, для которого необходимо наличие обширной банковской сети (технологически объединенных офисов с высокой степенью автоматизации, с налаженным управленческим учетом и специально обученным персоналом). Причем в таком сетевом формате в России пока не присутствует ни один иностранный банк. И это как раз то ключевое конкурентное преимущество, которое позволит в будущем самым лучшим российским банкам стать национальными лидерами.
Таким образом, мы можем сказать, что стратегической задачей развития рынка банковских услуг является донесение нужной банковской услуги до определенного потребителя: в любое время, в любую точку мира, и, наконец, по оптимальной цене. Данную проблему можно решить посредством банковской системы, которая состоит из крупных, средних и мелких банков, которые бы находились в частной собственности. Именно эта система может заняться обеспечением банковскими услугами все экономические субъекты на территории РФ и создать совершенную конкуренцию на рынке банковских услуг.
Процесс образования одинаково равных условий конкурентной борьбы выступает в качестве основной цели банковского сектора экономики. Максимальный уровень искажений в конкурентной среде имеет место по причине наличия крупных банков, для которых оказывается поддержка от самого государства или его образований. Ярким примером является ПАО «Сбербанк». Специалисты Федеральной антимонопольной службы отмечают, что на региональных рынках проблемы защищенности являются наиболее острыми. Поэтому, очевидным является регулирование банковской конкуренции также и на уровне регионов. Надлежащее исполнение функций органами государственного и негосударственного регулирования - это основное условие стабильности банковского сектора экономики Российской Федерации, создания одинаковых условий конкуренции для целей его поддержания и развития.



1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.
2. О Центральном банке Российской Федерации (Банке России): Федеральный закон от 10 июля 2002 г., № 86-ФЗ // Вестник банка России. - 2002. - № 46. - С. 35-54.
3. Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990 № 395-1 (действующая редакция от 13.07.2015).
4. Федеральный закон «О Центральном банке РФ (Банке России)» от 10.07.2002 № 86-ФЗ
Монографии, диссертации
5. Акулов, А.А. Современный банковский маркетинг / А. А. Акулов // Банки и банковская деятельность в России: новый этап. - 2015. - № 4. - 152 С.
6. Алексеев, М. Ю. Проблемы развития российской банковской системы в кризисный период / М. Ю. Алексеев // Банковское дело. - 2014. - № 5. - С. 25.
7. Андреева, Л.Ю. Банковское дело: учеб. пособие / Л.Ю. Андреева. - М.: Вузовская книга, 2013. - 464 С.
8. Аникина, И.Д. Анализ конкуренции на банковском рынке / И.Д. Аникина, М.С. Толстель // Федер.гос. авт. образоват. учреждение высш. проф. образования «Волгогр. гос. ун-т». - Волгоград : Изд-во ВолГУ,
2015. - 160 С.
9. Балабанов, И.Т. Банковский маркетинг: учебник / И.Т. Балабанов. - СПб. : Питер, 2013. - 304 С.
10. Барышева, А. В. Менеджмент и маркетинг / А. В. Барышева, М. М. Ищенко. - М. : Дашков и Ко, 2014. - 384 С.
11. Белоглазова, Г.Н. Современный банковский бизнес / Г.Н. Белоглазова // Проблемы современной экономики. - 2014. - № 1. - С. 16.
12. Брагин, А. Ю. Значение конкуренции в деятельности банка / А. Ю. Брагин // Деньги и кредит. - 2016. - № 5. - С. 42-43.
13. Валдайцев, С.В. Управление банковской деятельностью / С.В, Валдайцев. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. - 344 С.
14. Ведев, А.Д. Перспективы развития российской банковской системы / А.Д. Ведев // Биржевое обозрение. - 2014. - № 8. - С. 18-19.
15. Викулов, B. C. Анализ деятельности коммерческих банков / B. C. Викулов // Финансовый менеджмент. - 2013. - № 6. - С. 117-118.
16. Викулов, B. C. Конкуренция кредитных организаций / В. С. Викулов // Менеджмент в России и за рубежом. - 2015. - № 1. - С. 79-80.
17. Волынкина, М. В. Сущность термина «конкуренция» / М. В. Волынкина // Финансы и кредит. - 2015. - № 1. - С. 5-6.
18. Гаврилова, O. A. Анализ деятельности коммерческих банков / O. A. Гаврилова // Финансы и кредит. - 2016. - № 17. - С. 19-20.
19. Геращенко, В. В. Стратегические цели дальнейшего реформирования банковской системы и текущая ситуация в банковской сфере / В. В. Геращенко // Вестник Финансовой академии при Правительстве РФ. - 2015. - № 3. - С. 13-14.
20. Глухов, М. Ю. Структурированные финансовые продукты в системе финансового инжиниринга: дне. канд. эконом. наук / М. Ю. Глухов; Финансовая академия при Правительстве РФ. - М., 2015. - 211 С.
21. Гойденко, Ю. Н. Финансовые ресурсы банковских учреждений / Ю. Н. Гойденко // Банковское дело. - 2016. - № 6.- С. 44-45.
22. Гукова, А.В. Позитивное влияние риска на качество банковских кредитов / А.В. Гукова, Н.С. Пронская. - М.: Научная книга. - 2012. - 156 С.
23. Донских, A. M. Тенденции развития банковской системы России / A. M. Донских // Банковское дело. - 2014. - № 5. - С. 49-50.
24. Дыбов, А. М. Современная конкуренция между банковскими учреждениями / А. М. Дыбов // Вестник Удм. ун-та. - 2016. - № 1. - С. 23-24.
25. Егоров, Е. В. Маркетинг банковских услуг: учеб. пособие / Е. В. Егоров, А. В. Романов, В. А. Романова. - М. : ТЕИС, 2014. - 102 С.
26. Завлин, П. Н. Банковская деятельность в условиях рынка / П. Н. Завлин, А. Л. Ипатов, Л. С. Кулагин. - СПб. : Изд-во РАН, 2016. - 192 С.
27. Замышляева, К. В. Анализ развития банковской сферы России / К. В. Замышляева // Финансы и кредит. - 2016. - № 2. - С. 22-23.
28. Канаев, A. B. Банковские стратегии в свете современной теории финансового посредничества / A. B. Канаев // Финансы и кредит. - 2015. - № 25. - С. 23-24.
29. Кох, Л. В. Конкуренция в банковском бизнесе / Л. В. Кох, Е. Н. Смольянинова. - СПб.: Изд-во Политех. ун-та, 2014. - 490 С.
30. Красавина, Д. H. Российский финансовый рынок: проблемы повышения конкурентоспособности экономики (по материалам круглого стола) / Д. H. Красавина, Н. И. Валенцева // Финансы и кредит. - 2012. - № 4. - С 20.
31. Красавина, Д. Н. Стратегия развития российской экономики: банковский и финансовый аспекты / Д. Н. Красавина, Н. И. Валенцева // Деньги и кредит. - 2015. - № 8. - С. 45.
32. Лаврушин, О. И. Деньги. Кредит. Банки / О. И. Лаврушин. - М.: Финансы и статистика, 2012. - 464 С.
33. Лаврушин, О. И. Управление деятельностью банка / О. И. Лаврушин. - М. : Юристъ, 2015. - 371 С.
34. Лапин, Н. И. Банковский рынок / Н. И. Лапин // Структура банковского рынка. - М. : ВНИИСИ, 2010. - С. 5-21.
35. Лапин, Н. И. Этапы развития банковской деятельности в России / Н. И. Лапин. - М.: Экономика, 2016. - 268 С.
36. Литвиненко, Д. А. Анализ деятельности банковского учреждения / Д. А. Литвиненко // Вестник Ростовского государственного экономического университета. - 2016. - № 1. - С. 135.
37. Лычагин, М. В. Банки и банковская деятельность / М. В. Лычагин. - Новосибирск: Изд-во НГУ, 2014. - 199 С.
38. Масленченков, Ю. С. Экономика банка. Разработка по управлению финансовой деятельностью банка / Ю. С. Масленчеков, А. П. Дубаков. - М.: БДЦ-пресс, 2012. - 384 С.
39. Медынский, В. Г. Конкуренты и их роль в банковской деятельности / В. Г. Медынский. - М. : ЮНИТИ, 2015. - 416 С.
40. Морозов, Ю. П. Банковский менеджмент : учеб. пособие для вузов / Ю. П. Морозов, А. И. Гаврилов, А. Г. Городнов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - 471 С.
41. Муравьева, В. В. Банковские конкуренты / В. В. Муравьева. - М.: Инфра, 2013. - 148 С.
42. Николаев, А. Инновационное развитие и инновационная культура / А. Николаев // Проблемы теории и практики управления. - 2015. - № 5. - С. 57-61.
43. Новоселова, Е. Г. Проблемы банковского сектора экономики Российской Федерации / Е. Г. Новоселова // Проблемы современной экономики. - 2013. - № 34. С. 57
44. Нуреев, Р. М. Банковский менеджмент и маркетинг / Р. М. Нуреев; под. ред. А. Олейника. - М. : ИНФРА-М, 2012. - С. 52-53.
45. Полищук, А. И. Новые банковские услуги и продукты / А. И. Полищук // Банковское дело. - 2015. - № 1. - С. 31.
46. Полищук, А. И. Управление деятельностью кредитных организаций (банковский менеджмент) / А. И. Полищук. - М. : ЮРИСТЪ, 2013. - 478 С.
47. Роуз, П. С. Банковский менеджмент: предоставление финансовых услуг / П. С. Роуз ; пер. с англ. - М. : Дело, 2014. - 768 С.
48. Русанов, Ю.Ю. Управление кредитоспособностью кредитных
организаций России / Ю.Ю. Русанов. - М. : ЭКОНОМИСТЕ, 2014. - 190 С.
49. Свечников, И. М. Перспективные направления развития рынка банковских услуг в РФ / И. М. Свечников. - М., 2013. - 162 С.
50. Семикова, П. А. Банковская конкуренция и новый банковский продукт / П. А. Семикова // Банковские технологии. - 2016. - № 18. - С. 43-44.
51. Синев, В. М. Влияние глобализации на бизнес банков / В. М. Синев // Деньги и кредит. - 2015. - № 3. - С. 56.
52. Синки, Дж. Финансовый менеджмент в коммерческом банке и в индустрии финансовых услуг / Дж. Синки ; пер. с англ. М., 2015. - 1018 С.
53. Тысячникова, H. A. Тенденции и приоритеты развития российских банков / H. A. Тысячникова // Банковское дело. - 2015. - № 7. - С. 14-15.
Статьи и материалы периодической печати
54. Andreea Nicoleta Popovici, Dragos Gabriel Turliuc Competition and performance in the Slovenian banking system.// CES Working Papers, 6(1),
2014. 137-145
55. Jelena Titko, Konstantins Kozlovskis, Gulbakhyt Kaliyeva Competition-Stability Relationship in the Banking Sector.// Journal of Systemics, Cybernetics and Informatics, 13(2), 2015. 25-31
56. Алиева Д. M. Мирзаева M. P. Развитие конкуренции на рынке банковских услуг.// Вопросы структуризации экономики, № 1, 2010.- С. 66-72
57. Бодров А.А. Сенкус В.В. Конкуренция банков и определение конкурентных преимуществ на современном рынке банковских услуг.// Вестник Кемеровского государственного университета, №2, Том 1, 2013.- С. 65-71
58. Грищенко В.О. Конкуренция в российской банковской системе: иллюзия или реальность.// Вестник МГИМО, № 2, 2012.- С. 101-108
59. Демченко Л. В. Конкуренция как макроэкономический фактор
устойчивости банковской системы.// Вестник Оренбургского
государственного университета, № 2, Том 1, 2006.- С. 144-151
60. Додонов С. В. Конкуренция в банковском секторе экономики.// Terra economicus, №1, 2014.- С. 37-42
61. Завгородняя Т. В. Особенности конкуренции на рынке банковских услуг.// Сибирский торгово-экономический журнал, № 5, 2008.- С. 77-83
62. Зорина В. В. Банковская конкуренция в российской экономике.// Молодой ученый, №18, 2015.- С. 260-263
63. Ильченко К.А. Конкуренция в банковской системе: определение и виды.// Бизнес Информ, № 4, 2013.- С. 138-146
64. Исаева П. Г. Тагизаде З. Т. Маммаева Д. С. Проблемы развития банковской конкуренции в РФ.// Современные тенденции в экономике иуправлении: новый взгляд № 10, 2011.- С. 38-45
65. Исаева П. Г., Маммаева Д. С. Проблемы развития банковской конкуренции в РФ.// Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд, № 10, 2011.- С. 21-27
66. Ишутина И. А. Банковская конкуренция и конкурентоспособность: теоретические аспекты.// Международный научно-исследовательский журнал, № 6, 2013.- С. 54-60
67. Ишутина И. А. Банковская конкуренция и конкурентоспособность: теоретические аспекты.// Международный научно-исследовательский журнал, №6, 2013.- С. 90-99
68. Ишутина И. А. Банковская конкуренция: проблемы и направления развития.// Международный научно-исследовательский журнал, № 6, 2013.- С. 78-83
69. Кириченко А. Е. Развитие конкуренции в банковском секторе.// Сибирский торгово-экономический журнал ,№ 1, 2014.- С. 82-88
70. Кураева Н. К. Индикаторный анализ конкуренции в российском банковском секторе. // Молодой ученый, №12, 2015.- С.433-438
71. Негров В.П., Радюкова Я. Ю. Понятие, сущность и особенности банковской конкуренции.// Социально-экономические явления и процессы, № 4, Том 10, 2015.- С. 56-61
72. Осиповская А.В. Особенности конкуренции на рынке розничных банковских услуг в России.// Экономический журнал, № 3, 2014.- С. 34¬39
73. Руль Е. С. Развитие конкурентной среды на рынке банковских услуг России.// Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук, № 5, 2011.- С. 11-17
74. Самарина Т.С. Историческое формирование конкуренции на рынке банковских услуг в России.// Вестник Челябинского государственного университета, № 32, 2011.- С. 92-101
75. Харченко В. В. Проблемы регулирования конкуренции в региональном банковском секторе.// Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук, №1, 2015.- С. 48-55
76. Швейкин И.Е. Пути развития конкуренции на рынке банковских инвестиционных услуг.// Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета, № 4, 2014.- С. 144-151
77. Эзрох Ю. С. Факторинг в России: эволюция и конкуренция с традиционными банковскими продуктами.// Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки, № 2, 2013.- С. 72-77
Электронные ресурсы
78. Количество банков в России - динамика за 2004-2016 годы, уставной капитал и количество банков в разрезе регионов [Электронный ресурс]. Режим доступа:https://bankirsha.com(дата обращения 05.02.2017)
79. КонсультантПлюс: надежная правовая поддержка. [Электронный ресурс] - Режим доступа:www.consultant.ru
80. Министерство финансов Российской Федерации. [Электронный ресурс] - Режим доступа:www.minfin.ru
81. Министерство экономического развития Российской Федерации. [Электронный ресурс] - Режим доступа:www. economy. gov. ru
82. Центральный банк Российской Федерации. [Электронный ресурс] - Режим доступа:www.cbr.ru
83. ЭкспертРа: рейтинговое агентство. [Электронный ресурс] - Режим доступа:www.raexpert.ru


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


© 2008-2022 Cервис помощи студентам в выполнении работ