Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Конкуренция на рынке банковских услуг

Работа №78619

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

экономика

Объем работы93
Год сдачи2017
Стоимость4255 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
253
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БАНКОВСКОЙ КОНКУРЕНЦИИ 6
1.1. Сущность, сфера и особенности банковской конкуренции 6
1.2. Методы диагностики банковской конкуренции 19
2. АНАЛИЗ КОНКУРЕНЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ РЫНКЕ БАНКОВСКИХ УСЛУГ
2.1. Тенденции развития конкуренции в банковском секторе в условиях глобализации
2.2. Анализ состояния конкуренции на рынке банковских услуг РТ 47
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ БАНКОВСКИХ КОНКУРЕНТНЫХ ОТНОШЕНИЙ
3.1. Проблемы конкурентной среды 61
3.2. Совершенствование деятельности банков в условиях конкуренции
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 84
ПРИЛОЖЕНИЯ

Формирование конкурентной среды, развитие конкуренции в банковском секторе экономики России является важнейшим условием эффективной банковской деятельности, повышения роли банков в жизни страны. В условиях перехода к рыночной экономике российские банки накопили значительный опыт функционирования в конкурентной среде. Однако, эта актуальная проблема, имеющая и научное, и практическое значение, не получила еще достаточного освещения в отечественной литературе. Ее плодотворное изучение в значительной степени находится в зависимости от осмысления теоретико-методологических основ исследования.
Конкуренция является весьма действенным механизмом стихийного регулирования пропорций общественного производства. Текущее кризисное состояние как мировой, так и отечественной экономики весьма активно сказывается на конкуренции во всех сферах деятельности, в том числе и банковской. Это определяет повышенный интерес к проведению исследования состояния конкуренции в банковской сфере Российской Федерации.
Банковская конкуренция - это совершающийся в динамике процесс соперничества коммерческих банков и прочих кредитных институтов, в ходе которого они стремятся обеспечить себе прочное положение на рынке кредитов и банковских услуг.
В настоящее время в российской банковской системе не получили развитие конкурентные отношения. Основной причиной большинства негативных моментов в деятельности банков является крайне высокая монополизация банковского сектора, которая самым прямым образом влияет на банковский рынок и стабильность банковской системы. Учитывая исключительно важную роль конкуренции в модернизации банковской системы, наличие множества факторов, препятствующих ее развитию, необходимо признать с научной и практической точки зрения весьма актуальным исследование процессов развития конкурентных отношений в банковском секторе.
Актуальность данной темы подтверждается усилением конкуренции на рынке банковских услуг в условиях финансовой нестабильности, значительного понижения доверия клиентов к кредитным организациям, стремлением банков избежать неоправданных расходов, максимизировать прибыль от своей деятельности.
Коммерческие банки расширяют спектр своих услуг, а именно конкуренция заставляет их менять банковскую политику, адаптироваться и применять различные методы по отношению к клиентам.
Цель работы состоит в изучении теоретических аспектов конкуренции на рынке банковских услуг, анализ и оценка банковской конкуренции и выявления основных направлений развития банковской конкуренции в условиях рыночных отношений.
В соответствии с целью были определены задачи работы:
- рассмотреть сущность и сферу банковской конкуренции, а также показать её отличительные особенности;
- определить методы диагностики банковской конкуренции;
- провести анализ отдельных сегментов на рынке банковских услуг Республике Татарстан;
- выявить основные тенденции развития банковской конкуренции в условиях всемирной глобализации;
- обозначить главные проблемы конкурентной среды;
- определить пути совершенствования деятельности банков в условиях конкуренции.
Предметом исследования являются экономические отношения, складывающиеся в процессе конкуренции в банковской сфере.
Объектом исследования выступают институты банковского сектора экономики.
Теоретическую базу работы составили фундаментальные работы ведущих экономистов, научные статьи в экономических журналах и статистические данные, а также законодательные и нормативные акты.
Теоретическая и практическая значимость работы состоит в том, что выполненное исследование развивает мало разработанное в отечественной экономической науке направление, расширяет его методологический и методический аппарат. Оно направлено на решение крупной практической проблемы развития конкуренции в банковском секторе экономики и вносит определенный вклад в обеспечение стабильного функционирования банковской системы страны и национальной экономики.
Информационная база исследования включает в себя нормативно-правовые акты, статистические данные и отчеты Федеральной службы государственной статистики, Центрального Банка Российской Федерации, Министерства экономического развития Российской Федерации, материалы международной практики, монографии и статьи в научных журналах и сети Интернет по теме исследования, а также бухгалтерская и финансовая отчетность ведущих банков Республики Татарстан.
Данная выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения. Структура работы обусловлена целью и задачами, поставленными в выпускной квалификационной работе.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В рамках проведенного исследования нам удалось выяснить, что банковская конкуренция - это совершающийся в динамике процесс соперничества коммерческих банков и прочих кредитных институтов, в ходе которого они стремятся обеспечить себе прочное положение на рынке банковских услуг.
В XX веке для банков началась эпоха конкуренции. Если раньше клиент сам должен был идти в банк для открытия счета, то теперь банки предлагают клиентам (прежде всего предпринимателям) услуги по месту их нахождения, соревнуясь в том, кто предложит наиболее выгодные условия.
Сфера банковской конкуренции имеет ряд особенностей. Приближенность кредитной организации к экономическому центру создает ей более весомые конкурентные преимущества. Рынки финансовых услуг все чаще имеют дело с однотипными финансовыми инструментами, среди которых все большее место занимают совершенно новые, ранее неизвестные инструменты, но легко перенимаемые другими участниками. Кредитные организации обычно оперируют с чужими (привлеченными) средствами, основным «товаром», который обращается на финансовым рынке, являются деньги и связанные с ними финансовые инструменты. Банковская сфера так же отличается высокой динамичностью процессов и скоростью оборота капиталов, повышенной чувствительностью к изменениям во внешней среде и рыночной конъюнктуре, что является одной из причин повышенного риска в данной сфере бизнеса и стандартизацией банковских продуктов и услуг. Банки производят специфичный товар в виде услуг, не имеющих натурально - вещественного выражения.
Существует множество факторов, влияющих на конкуренцию на рынке банковских услуг. Факторы можно разделить на внешние (политические, экономические, финансовые, социально-психологические; государственная политика по отношению к банкам; правовое поле) и внутренние: организационные факторы (стратегия банка, уровень управления, квалификация кадров, взаимоотношения с учредителями, внутренняя политика банка); технологические факторы; финансово-экономические факторы (объем и структура собственных средств, уровень доходов, расходов и прибыли, структура, источники поступления средств).
Выделяется несколько основных видов банковской конкуренции: конкуренция продавцов и конкуренция покупателей; внутриотраслевая и межотраслевая конкуренция; ценовая и неценовая конкуренция; совершенная и несовершенная конкуренция. В настоящее время на рынке банковских услуг преобладает неценовая конкуренция. Банки стараются улучшать такие качественные показатели, как скорость обслуживания, срочность осуществления операций, качество консультирования и другие. Рынок банковских услуг так же характеризуется несовершенной конкуренцией, то есть один или несколько субъектов занимают господствующее положение на рынке и оказываются вне конкуренции.
Кроме того, банковская система формирует следующие тенденции развития конкуренции в условиях экономической глобализации:
- унификацию норм и стандартов на мировом рынке банковских услуг;
- либерализацию банковского сектора;
- интернационализацию банковского капитала;
- развитие мирового виртуального рынка банковских услуг;
- напряжение банковской конкуренции;
- протекционизм;
- укрепление роли международных организаций, транснациональных банков в мировой экономике.
В российской банковской системе велика роль банков, контролируемых государством - доля в совокупных активах банковского сектора по состоянию на 01.01.2017 составляет 37,8%, доля в совокупном капитале 32,4%. Мировой опыт свидетельствует, что банковская конкуренция должна развиваться на основе ограничения роли государственных банков. Государственные банки, так или иначе, имеют эксклюзивный доступ к бюджетным ресурсам, что не способствует развитию равноправной банковской конкуренции.
За последние десятилетия было разработано множество различных методов анализа и подходов к определению меры конкуренции, основные из которых следующие:
а) показатели концентрации (структурный подход): индекс О. Герфиндаля и А. Гиршмана, показатель концентрации нескольких крупнейших;
б) неструктурные методы: подход Дж. Панзара и Дж. Росса, модель Т. Бреснахана, модель Ф. Барруш и Л. Модешту и другие методы в рамках новой эмпирической теории отраслевых рынков;
в) методы оценки рыночной власти (индекс Лернера).
Результаты исследования показали, что банки в Республике Татарстан функционируют в условиях монополистической конкуренции. Рынок банковских услуг является высококонцентрированным, это говорит о повышенном влиянии крупнейших участников рынка. Оценка конкуренции на рынке банковских услуг проводится не только по количественным показателям, но и по качественным, например, по принадлежности уставного капитала к государственной собственности, что усиливает конкурентную позицию отдельных банков. Большое количество банков не создает высокой конкуренции в отрасли, это объясняется доминирующей ролью банков с государственным участием в уставным капитале, занимающих лидирующие позиции на многих рынках. Российский банковский рынок является крайне сегментированным, в частности, состоит из крупных государственных, частных и банков с иностранным участием. Это обусловлено такими особенностями функционирования отрасли, как значительный разрыв между банками по уровню капитализации, между секторами экономики по уровню рентабельности и между локальными рынками по насыщенности банковскими услугами. Российский банковский сектор нередко рассматривают как крайне монополизированный. Такой вывод во многом основывается на явно доминирующей роли банков с государственным участием. Предполагается, что в перспективе следует ожидать усиления конкуренции на российских банковских рынках.
В данной работе было определено прогнозное значение индекса Герфиндаля-Гиршмана по активам и прогнозное значение доли активов иностранных банков в совокупных активах банковского сектора с помощью трендового анализа, реализуя алгоритм в пакете прикладных программ MS Excel. Построенные нами прогнозы показателей концентрации активов и капитала, индексы Герфиндаля -Гиршмана, в российском банковском секторе, показали, что влияние политики ЦБ РФ, направленной на изменение количественного состава институциональных участников, на уровень конкуренции в банковском секторе, не оказало сильной зависимости между сокращением количества банков по причине отзыва лицензий и уровнем конкуренции. Отсутствие связи можно обосновать тем, что основной упор политики очищения банковского сегмента направлен на категорию малых банков, не являющихся существенными участниками.
Развитие мировой экономики и экономики России последних лет в большей степени демонстрируют необходимость изменения характера отношений между экономическими субъектами. Под влиянием кризиса, оказывающего воздействие на экономическую конъектуру, произошла смена траектории движения экономики от подъема к спаду и последующей рецессии, переход от экстенсивного роста, создавшего иллюзию процветания, к резкому снижению деловой активности и масштабов банковской деятельности. Кризис заметно усложнил условия работы кредитных институтов. Вместе с сокращением прироста ВВП в посткризисной экономике заметно сократились и темпы прироста банковских активов и пассивов.
К основным проблемам конкуренции на рынке банковских услуг России можно отнести:
- монополизация Сбербанка России;
- тенденция слияния и поглощения более мелких банков. Данная тенденция превращает мелкие банки в филиалы крупных банков или происходит просто ликвидация мелких банков;
- непрозрачность структуры капитала крупных федеральных банков и напротив достаточная прозрачность этой структуры у средних и малых региональных банков. Это происходит из-за недобросовестной конкуренции;
- недоверие населения к банковскому сектору. В период кризиса население доверяет только госбанкам, что еще больше ухудшает и без того нестабильное положение частных коммерческих банков;
- большое число мелких банков, не имеющих доступа к господдержке, испытывают серьезные проблемы с ликвидностью, в то время как у госбанков с этим все в порядке;
- непрозрачность определения критериев помощи транслируется вниз по вертикали власти и приводит к многочисленным случаям недобросовестной конкуренции, в том числе в регионах;
- явление «параллельного банкинга».
Современный финансовый экономический кризис и сопутствующий ему банковский кризис, приведший к заметным экономическим и социальным потерям, сокращению темпов экономического развития, доходов предприятий и граждан, стал, на наш взгляд, главной причиной обусловливающей переход на новые модели банковской деятельности, вызвал острую необходимость перемен как в области управления производством, так и в области банковской деятельности.
Необходимость перемен в банковском секторе России усиливается и из-за наличия крупных внутренних народнохозяйственных проблем и противоречий, потребности устранения уязвимых мест в его развитии. Сохраняющаяся в нашей стране инфляция, продолжающийся отток капиталов за границу, неразвитые межбанковский рынок и конкуренция, высокие процентные ставки по ссудам, недостаточная капитализация банковского сектора в еще большей степени обостряют проблему. Без решения этих фундаментальных проблем российские банки вряд ли смогут решать задачи повышения роли монетарных факторов в экономическом развитии.
В целях повышения конкурентоспособности российского финансового рынка выделены следующие направления:
- дальнейшее улучшение макроэкономических показателей, реальное снижение темпа инфляции;
- укрепление позиций участников финансового рынка, в первую очередь банков;
- обеспечение инвестиционной безопасности, стабильности законов, правовых гарантий для привлечения инвесторов - российских и иностранных - в банковскую сферу;
- повышение эффективности и координации деятельности многочисленных органов надзора и контроля за участниками разных сегментов банковской сферы;
- формирование в стране и за рубежом доверия к российским банкам;
- целеустремленное повышение квалификации участников финансового рынка, в том числе руководящих кадров, которые должны иметь базовое образование; это требует усиления контроля за качеством преподавания в учебных центрах послевузовского образовании.
Современная практика, к сожалению, показывает, что кредитные организации пока остаются невостребованными в поддержке экономического развития, их роль в решении социально-экономических задач по прежнему остается пониженной. Объем долгосрочных кредитов банков не только не сохранился на прежнем уровне, но и снизился за последние четыре года. Если на начало 2008 года доля кредитов в инвестициях в основные фонды составляла незначительную величину (11,1%), то к началу 2016 года она еще больше сократилась и составила лишь 5,9%. Субъекты экономики ощущают неудовлетворенную потребность в обеспечении банковскими продуктами и услугами.
Конкуренция является существенным фактором, обуславливающим обновление банковской деятельности.
Ее значимость в дальнейшем, бесспорно, будет возрастать. Конкуренция усиливает давление маржи и затрат кредитных учреждений, их борьбу за клиентов. Нельзя не учитывать и появление новых конкурентов, не являющихся банками. Практика показывает, что результаты деятельности банковских учреждений зачастую порождает сомнения в эффективности банковской деятельности. Высокая доля недоверия к банкам сохраняется. Будущее банков кажется в этой связи не таким безоблачным. Клиенты все чаще предпочитают получать денежно-кредитные услуги не через банки, а через социальные сети (интернет компании). Клиенты все чаще предпочитают использовать предоплаченные дебетовые пластиковые карты в качестве способа оплаты стоимости своих покупок в интернет- магазине.



1. Гражданский кодекс Российской Федерации: Части первая и вторая: официальный текст по состоянию на 10 марта 2017 г. // СПС КонсультантПлюс. Режим доступа: http://www.consultant.ru(дата обращения 06.04.2017).
2. Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" (ред. от 01.05.2017) // СПС КонсультантПлюс. Режим доступа: http://www.consultant.ru(дата обращения 06.04.2017).
3. Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке
Российской Федерации (Банке России)" (ред. от 01.05.2017) // СПС
КонсультантПлюс. Режим доступа: http://www.consultant.ru(дата обращения 21.04.2017).
4. О защите конкуренции. Федеральный закон от 26.07.2006 г., № 135-ФЗ (ред. от 29.11.2010 г.) //Справочно-правовая система «Консультант Плюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru(дата обращения 11.04.2017).
5. О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 10.02.2017) (вместе с "Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года"). // СПС КонсультантПлюс. Режим доступа: http://www.consultant.ru(дата обращения 15.04.17).
6. Авдашева С. Б. Политика поддержки конкуренции: Учебное пособие. М.: Изд-во «Новый учебник», 2014. 525 с.
7. Азоев Г. Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика. Издательство «М», 2016. 180 с.
8. Баталов А.Г., Самойлов Г.О. Банковская конкуренция. М.: Омега-П, 2016. 257 с.
9. Батракова Л. Г. Экономический анализ деятельности коммерческого банка: учебник. М.: Логос, 2014. 178 с.
10. Белояр А. Толковый словарь демократического новояза и эвфемизмов. М.: НЕС, 2014. 459 с.
11. Викулин А. Ю. Антимонопольное регулирование рынка банковских услуг: учеб.-практ. Пособие. М.: БЕК, 2015. 578 с.
12. Вешкин Ю. Г., Авагян Г. Л. Экономический анализ деятельности коммерческого банка: учебное пособие. М.: Инфра, 2015. 352 с.
13. Голубев С.Г., Галочкин В.В. Коммерческие банки. Учебное пособие. Мн.: Алгоритм, 2016. 262с.
14. Дробышевский С. В. Анализ конкуренции в российском банковском секторе. М.: ИЭПП, 2014. 712 с.
15. Журавлева Г.П. Экономика: учебник. М.: Юристъ, 2014. 315 с.
16. Копытова А.И. Банки и банковское дело/ Томск: Изд-во ТГПУ, 2015. С. 248.
17. Коробов Ю.И. Теория банковской конкуренции. Саратов: Саратовская государственная экономическая академия, 2015. С. 93-98.
18. Лаврушин О. И. Банковское дело: учебник. М.: Финансы и статистика,
2015. 285 с.
19. Мехряков В.Д. История кредитных учреждений и современное состояние банковской системы России. Ростов-на-Дону: Изд.: Феникс, 2016. 165 с.
20. Нестерова Т.Н. Банковский менеджмент. Учебное пособие. М.: Инфра-М., 2015. 250 с.
21. Нешитой А.С. Финансы: Учебник. - 5-е изд., перераб. и доп. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2014. 564 с.
22. Овчинникова Л.Р. Основы банковской деятельности: учебное пособие. М.: Весь Мир, 2015. 630 с.
23. Петров М. А. Банковская конкуренция в России: учеб. пособие. Саратов: СГСЭУ, 2016. 360 с.
24. Сорос Дж. Кризис мирового капитализма: Открытое общество в опасности. Учебное пособие. М.: НФ ПКО и НИТ, 2014. 575 с.
25. Портер М. Э. Конкуренция. Учебное пособие. М.: Издательство Вильямс, 2015. 156 с.
26. Тавасиев А. М. Банковское дело: учебное пособие. М.: Юнити-Дана,
2016. 220 с.
27. Тавасиев А. М., Рабельский Н. М. Конкуренция в банковском секторе России: учебное пособие для вузов. М.: Юнити-Дана, 2015. 430 с.
28. Щербакова Г. Н. Анализ банковской деятельности. М.: Вершина, 2016. 235 с.
29. Човушан Э.О., Сидоров М.А. Управление риском и устойчивое развитие. Учеб. пос. М.: РЭА, 2016. 526 с.
30. Анисимова А. И., Верников А. В. Структура рынка банковских услуг и ее влияние на конкуренцию (на примере двух российских регионов) / Анисимова А. И., Верников А. В. // Деньги и кредит. 2015. №11. С. 46-49.
31. Баграмян Т. С. Анализ современных тенденций развития конкуренции на банковском рынке в России / Международный студенческий научный вестник. 2014. №4. С. 35-38.
32. Банковский вестник. - Отделение - Национальный банк по Республике Татарстан Волго-Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации. 2016. №4. С. 78-83.
33. Габбасова Л.Б. Тенденции развития международной банковской конкуренции в условиях глобализации / Вестник экономики, права и социологии, УДК 338. 2015. № 4. С. 13-19.
34. Зорина В. В. Банковская конкуренция в российской экономике. Молодой ученый. 2015. №18. С. 260-263.
35. Коробов Ю. И. Банковская конкуренция на современном этапе. Банковское дело. 2013. №11. С.15-18.
36. Красавина Л.Н.. Роль банков на финансовом рынке: мировой опыт и российская практика. Финансы и кредит. 2015. №8. С. 156-158.
37. Неретина Е.А. Клиентоориентированный подход к управлению коммерческим банком. Финансы и кредит. 2016. №7. С. 123-126.
38. Овчинникова О.П.. Конкуренция на рынке банковских услуг: виды основных проблем и модель оценки конкурентной среды. Банковское дело. 2013. №29. С. 156-158.
39. Попков В. В. К вопросу о конкуренции в банковской сфере. Банковское дело. 2016. № 2. С. 145-147.
40. Рабинович И.В. Оценка международной конкурентоспособности банка/ Деньги и кредит. 2015. №9. С. 156-158.
41. Ракша А. Д. Конкуренция в банковском секторе. Банковское дело. 2015. №11. С. 118-123.
42. Световцева Т. А.. Управление инвестиционным потенциалом
банковского сектора региональной экономики на основе его интегральной оценки. Финансы и кредит. 2013. №3. С.38-39.
43. Тосунян Г.Ш. Повышать конкурентоспособность национальной банковской системы. Финансовый бизнес. 2015. №3. С. 23-27.
44. Шевченко Е. А. Формирование конкурентных преимуществ в коммерческих банках. Банковское дело. 2009. №1. С. 114-119.
45. Шелкунова Т. Г., Гаглоева К. А. Банковская конкуренция и
конкурентоспособность: сущность, понятие, специфика / Проблемы и
перспективы экономики и управления: материалы III Междунар. науч. конф. (г.Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). СПб.: Заневская площадь, 2014. № 3. С. 141-145.
46. Словарь узкоспециализированных терминов. Режим доступа: http://www.glossary.ru(дата обращения 15.03.17).
47. Интернет сайт ФАС РФ. Режим доступа: http: //www.fas.gov.ru/ (дата обращения 17.05.17).
48. Информационно-аналитические материалы ЦБ РФ. Режим доступа: http: //www.cbr.ru/(дата обращения 23.04.17).
49. Информационные материалы всё о банках, ипотеке и кредитах. Режим доступа: http: //www.bankworld.ru/sberbank-rossii(дата обращения 15.05.17).
50. Информационный портал Банки.ру. Режим доступа: http://www.banki.ru/ (дата обращения 17.05.17).
51. Информационные материалы. Режим доступа:https://www.akbars.ru/(дата обращения 07.03.17).
52. Информационные материалы. Режим доступа:http://raexpert.ru/ (дата обращения 18.04.17).
53. Федеральная служба государственной статистики. Режим доступа: http://www.gks.ru (дата обращения 17.05.17).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ