Заказать работу


Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Конкуренция в банковском секторе экономики

Работа №62026
Тип работыДипломные работы, ВКР
Предметбанковское дело и кредитование
Объем работы74
Год сдачи2016
Стоимость4780 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено 12
Не подходит работа?

Узнай цену на написание

Введение 3
1. Теоретические и законодательные основы конкуренции в
банковском секторе 6
1.1. Экономическая сущность банковской конкуренции и ее
особенности 6
1.2. Виды и формы конкуренции в банковском секторе 16
2. Анализ конкурентной позиции Банка на региональном рынке
банковских услуг 24
2.1. Особенности развития конкурентной среды в банковском
секторе Российской Федерации 24
2.2. Характеристика конкурентной позиции «Татфондбанк» ПАО
в Республике Татарстан 36
3. Конкурентное развитие в банковском секторе на современном
этапе 42
3.1. Корпоративная культура как способ повышения
конкурентоспособности банков 42
3.2. Разработка концепции повышения конкурентоспособности
банка 50
Заключение 61
Список использованных источников

Одной из важных стратегических задач социально-экономического процветания России является создание и поддержка конкурентоспособности банковской системы. Эффективность банковского бизнеса в стране прямо зависит от умелого поддержания на финансовых рынках добросовестной конкуренции и от общего состояния конкурентных отношений.
Последовательное развитие финансового рынка, адекватное условиям настоящего времени, требует пересмотра принципов работы кредитных организаций, основой которых становится оптимальное использование конкурентного потенциала.
В целях достижения и сохранения конкурентоспособности коммерческих банков необходим четко отлаженный механизм управления, включающий организацию и проведение комплекса мер по сохранению и улучшению их конкурентной позиции. Одним из элементов такого механизма является анализ конкурентной позиции банка, направленный на выявление факторов, способствующих позитивной динамике и оптимизации деятельности. Все вышеизложенное характеризует актуальность и практическую значимость исследования особенностей функционирования коммерческих банков и вопросов повышения конкурентной позиции.
Значимость конкурентоспособности банковского сектора как на макро-, так и на микроэкономическом уровнях, фрагментарный характер исследований, не затрагивающий многих важных практических аспектов рынка банковских услуг и развития межбанковской конкуренции в региональном банковском секторе экономики, а также отсутствие комплексной оценки конкурентных позиций коммерческих банков на территории Республики Татарстан обусловили актуальность и предопределили выбор темы, постановку цели и задач работы.
Объектом исследования выступает конкурентная позиция «Татфондбанк» ПАО. Предметом исследования является конкурентная среда, в которой
При написании выпускной квалификационной работы была поставлена цель, изучить банковскую конкуренцию в условиях рыночных отношений. В соответствии с целью были определены следующие задачи:
- ознакомиться с теоретическими основами конкуренции на рынке банковских услуг;
- классифицировать виды и формы банковской конкуренции;
- оценить современное состояние и уровень конкуренции на общероссийском банковском рынке;
- провести анализ и оценку конкурентной позиции «Татфондбанк» ПАО на рынке банковских услуг в Республике Татарстан в сравнении с четыремя банками-конкурентами
- применить инструменты экономико-математического моделирования для оптимизации деятельности «Татфондбанк» ПАО с целью улучшения его конкурентных позиций;
- рассмотреть возможность совершенствования деятельности банков России посредством повышения корпоративной культуры банков;
- разработать матричную модель формирования конкурентной стратегии Банка для повышения его конкурентоспособности и ее апробирование на примере «Татфондбанк» ПАО.
При написании бакалаврской работы были использованы нормативные правовые акты, а также работы авторов. Кроме того, была использована статистическая информация, доступная на официальном интернет-сайте Центрального банка России. В то же время в современной экономической литературе недостаточно представлен региональный аспект конкурентной деятельности банков, в частности, в периодической литературе отсутствует глубокий анализ конкуренции регионального рынка банковских услуг Республики Татарстан, мало научных трудов, посвященных комплексному
исследованию оценки конкурентных позиций отдельной организации.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании студенческих
и аспирантских работ!


Банковская конкуренция представляет собой динамичный процесс соперничества кредитных организаций, где они стремятся обеспечивать себе прочное положение на рынке банковских услуг, завоевывать свою нишу и постоянно поддерживать ее как можно дольше, а при изменениях банковского рынка совершенствовать ее разными способами и приемами. При здоровой банковской конкуренции повышается эффективность деятельности кредитных организаций, активизируется научно-технический процесс, стимулируется новаторство в области предложения банковских продуктов, услуг и технологий, выравниваются процентные ставки, происходит содействие развитию экономики стр ны в ц лом.
Банковская конкуренция обладает целым радом особенностей, которые отличают ее от конкуренции на иных финансовых рынках. Кредитным организациям отводится роль контролеров и регуляторов общественной жизни. На рынке банковских услуг в условиях жесткой конкуренции кредитные организации должны, прежде всего, заботиться о количественном и качественном улучшении предоставляемых ими услуг. Это способствует укреплению устойчивости кредитных организаций, диверсификации и укреплению онкуренц и.
Существуют различные виды банковской конкуренции, которые объясняются различными признаками, которые лежат в основе классификации. Выделяют следующие виды банковской конкуренции: конкуренция продавцов и конкуренция покупат л й, и д видуальна и гр о ая ко куренция, внутриотраслевая и межотраслевая конкуренция, ценовад и неценовая конкуренция, совершенная и несовершенная конкуренция. Однако в процессе осуществления своей деятельности банки характеризуются р^личными видами конкурентной борьбы. Между банками одновременно могут возникать
одновременно.
Законодательную основу регулирования отношений конкуренции и монополизма в банковском секторе российской экономики составляет в настоящее время Федеральный закон «О защите конкуренции» № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. Данный закон представляет собой единый законодательный акт, посвященный вопросам защиты конкуренции на всех рынках, включая и рынок банков ких услуг.
Проведенный анализ конкурентных отношений в российском банковском секторе позволил нам сформулировать следующие особенности:
- территориальная неравномерность распределения банковской сети;
- большое количество мелких и средних банков с невысоким уровнем капитализации, которые не в состоянии обслуживать крупнейшие российские компании. При этом велика роль мелких региональных банков в обслуживании малого бизнеса, особенно в районах так называемой финансовой периферии;
- концентрация банковского каштала в крупнейших коммерческих банках федерального значения, среда которых особо выделяется группа банков, обеспеченных государственной поддержкой;
- место и роль ПАО «Сбербанк России», конкурентное положение которого определяется доминирующим положением во всех ключевых сегментах банковского сектора страны, поддержкой со стороны стратегического инвестора - Центрального банка Российской Федерации, обширной филиальной сетью в регионах, стабильной, диверсифицировданой по секторам экономики клиентской базой в сегменте корпоративного кредитования, имиджем наиболее надежного российского банка, невысокой зависимостью от международных источников финансирования.
В работе проведена оценка конкурентной позиции «Татфондбанк» ПАО в сравнении с тремя банками - конкурентами в соответствии с определенными критериями. Было выявлено, несмотря на то, что Банк занимает большую долю регионального рынка, по основным балансовым показателям, он превосходит свои позиции по показателям оценки качества капитала, активов, доходности и ликвидности. Анализ финансового состояния «Татфондбанк» ПАО выжил, что конкурентные позиции Банка находятся на высоком уровне по условной группе кредитных организаций - основных конкурентов.
Таким образом, результ ты оценки ровн к нк ент спосо ности банков - основных конкурентов, которая была предложена выше, определяют и выявляют конкурентные преимущества и недостатки в деятельности банка, а также позволяет определить позицию каждого банка на финансовом рынке и, безусловно, служат основой для принятия эффективных управленческих решений. Необходимо отметить, что при условии систематического мониторинга внутренней и внешней среды банка и его конкурентов, данный анализ д ет наиболее полное представление об усло ях х а вития и позволяет оценить эффективность работы в динамике.
В связи с этим очевидна необходимость исследования конкурентных преимуществ и конкурентного потенциала кредитной организации, поскольку знание основных их составляющих и степени их развитости у банка определит будущие направления его деятельности.
Одним из таких путей может стать применение Lean-технологий. При внедрении производственной системы банка на базе технологий Lean, перед коммер ескими банками будет поставлена зад ча не только учшить качество об луживания клиентов, но и свобо ить вр мя с тр днико , максима ьно использовать ресурсный потенциал для увеличения продак. Важнейшим элементом данной ид ологии явл ется пост я ное вершенствование и развитие на всех уровнях рга з ции, рио тетными ля каждого сотрудника и руководителя становятся эффективность и качество выполняемой работы.
Особенно нужно рекомендовать банкам внедрение новой модели продаж, которая предполагает комплексное обслуживание клиентов и перекрестные продажи банковских услуг. Также внедрение Lean-т ехнологий позволит банкам увеличить охват клиентской базы, что приведет в дальнейшем к укреплению их конкурентных позиций.
В рамках разработки конкурентной стратегии «Татфондбанк» ПАО мы воспользовались другим математическим аппаратом - матричной моделью на основе матрицы БКГ по двум показателям: доля рынка Емка по трем направлениям деятельности (кредитование, привлечение депозитных
источников, вложения в ценные бумаги) в Республике Татарстан среди самостоятельных банков региона и темп роста данного сегмента.
Результаты построенной матрицы позволили очертить конкурентную стратегию Банка по представленным в матричной модели направлениям деятельности, обобщив результаты, нами было предложено чаще проводить дифференциацию ассортиментного рада продуктов и услуг клиентам, чтобы они как можно дольше оставались конкурентоспособными на рынке и порождали спрос на эти услуги у клиентов, то есть были востребованы рынком. Основой конкурентной стратегии также должна стать оптимизация организационных, технологических систем «Татфондбанк» ПАО, совершенствование корпоративной культуры банка для достижения максимального эффекта. Таким образом, только комплексное изучение конкурентоспособности коммерческого банка создает основу для принятия правильных управленческих решений не только в области оптимизации деятельности по важнейшим направлениям обслуживания вдиентов, но и при обосновании задач, решаемых в рамках реализации конкурентной стратегии.



1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 26.01.1996 г., №14-ФЗ (ред. от 6.04.2015 г.) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Версия Проф. - Последнее обновление 19.04.2015.
2. О банках и банковской деятельности [Электронный ресурс]: Федершгьный закон от 2.12.1990 г., №395-1 (ред. от 29.12.2014 г.) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Версия Проф. - Последнее обновление
19.04.2015.
3. О Центральном банке Российской Федерации (Банке России) [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 10.07.2002 г., №86-ФЗ (ред. от 29.12.2014 г.) // Справочно-правовая система «Ко сультант Плюс». Ве с я П ф. - После нее обновление 19.04.2015.
4. О защите конкуренции [Электронный ресурс]: Федеральный затон от 26.07.2006 г., № 135-ФЗ (ред. от 4.06.2014 г.) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Версия Проф. - Последнее обновление 19.04.2015.
5. Об обязательных нормативах банков [Электронный ресурс]: Инструкция Банка России от 3.12.2012 г. №139-И (ред. от 16.02.2015 г.) // Справочноправовая и тема «Кон ультант Плюс». Версия П о . - с еднее о о е ие
19.04.2015.
6. О методике определения собственных средств (капитала) кредитных организаций [Электронный ресурс]: Положение Банка России от 10.02.2003 г., №215-П (ред. от 25.10.2013 г.) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Версия Проф. - Последнее обновление 19.04.2015.
7. О порядке формирования кре ит ми о га из циями р ер в на воз ожные потери по ссудам, по ссудной и пр авне ой к ней за олжен сти [Электронный ресурс]: Положение Банка России от 26.03.2004 г., №254-П (ред. от 18.12.2014 г.) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Версия
Проф. - Последнее обновление 19.04.2015.
8. О рекомендациях по проведению анализа деятельности кредитных организаций и развития банковских услуг в регионе [Электронный ресурс]: Письмо Банка России от 7.08.2006 г. №106-Т // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Версия Проф. - Последнее обновление 19.04.2015.
9. Об утверждении порядка определения доминирующего положения финансовых организа ий на ры ке б ков ких услуг [ е тр нный ресурс]: Приказ Федеральной антимонопольной службы от 25.10.2005 г. №247 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Версия Проф. - Последнее обновление 19.04.2015.
10. Антонов И.Ю. Перспективы развития различных групп российских банков в условиях консолидации банковской деятельности / Антонов И.Ю. // Банковские услуги. - 2013. - №7.
11. Бахшиян А.К. Роль качества в банковской сфере / Бахшиян А.К. // Экономические науки. - 2013. - № 4.
12. Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. Современная экономическая энциклопедия: энциклопедический словарь / Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р.- СПб.: Издательство «Лань», 2011.
13. Додонов С.В. Развитие конкуренции как фактор эффективности российской банковской системы: Автореф. дисс. канд. этой. наук / Додонов С.В. - СПб, 2013.
14. Жеглов А.В. Методика оценки стоимости банка, основанная на его официальной отчетности / Жеглов А.В. // Финансы и кредит. - 2014. - №17.
15. Ильясов С.М. О конкуренции на банковском рынке / Ильясов С.М. // Деньги и кредит. - 2013. - №7.
16. Коробов Ю.И. Банковская конкуренция в условиях становления рыночных отношений: учебное пособие / Коробов ЮЛ. - М.: Кнорус, 2010.
17. Коробова Г.Г. Банковское дело: Учебник / Коробова Г.Г. - М.: Экономистъ, 2011.
18. Кудашева Ю.С. Совершенствование методики оценки конкурентоспособности коммерческого банка: Автореф. дисс. канд. экон. наук / Кудашева Ю.С. - Ставрополь, 2012.
19. Куршакова Н.Б. Региональный банк и конкурентоспособность / Куршакова Н.Б. // Деньги и кредит. - 2014. -№11.
20. Левин С.А. Формирование конкурентной способности регионального коммерческого банка: анализ стратегий / Левин С.А // Банковские услуги. -
2015. - №2.
21. Максимов Н.О. Методика оценки уровня региональной конкуренции в банковской сфере / Максимов Н.О. // Финансы и кредит. - 2014. - №14.
22. Мизгулин Д.А. Еще раз к вопросу о конкуренции на рынке банковских услуг / Мизгулин Д.А. // Банковское дело. - 2013. - № 6.
23. Михайлова М.В. Роль конкурентной стратегии современного
коммерческого банка / Михайлова М.В. // Финансы и кредит. - 2012. - №36.
24. Мишин Г.И. Некоторые аспекты банковской конкуренции / Мишин Г.И. // Банковские услуги. -2014. -№ 1.
25. Моисеев С.Н. Оккупации не будет, конкуренция останется / Моисеев С.Н. // Антикризисное и внешнее управление. - 2013. - №4.
26. Моргоев Б.С. Исследование рынка банковских услуг в Российской Федерации / Моргоев Б.С. // Финансы и кредит. - 2014. - № 1.
27. Овчинникова О.П. Конкуренция на рынке банковских услуг: виды основных проблем и модель оценки конкурентной среды / Овчинникова О.П. // Банковское дело. - 2015. - №2.
28. Петров М.А. Стратегия развитая конкуренции в банковском секторе экономики: Автореф. дисс. на соиск. ученой степени док. эконом. наук / Петров М.А. - Саратов, 2014.
29. Попков В.В. О поддержании равноправной конкуренции на рынке банковских услуг / Попков В.В. // Деньги и кредит. - 2014. - № 5.
30. Портер М. Конкуренция / пер. с амер. Под общ ред. К.Л. Клейменова - М.: Вильямс, 2009.
31. Роговицкий А.А. Конкуренция в банковском секторе экономики России: теоретико-методологические основы исследования: учебник / Роговицкий А.А. - М.: Дрофа, 2011.
32. Роднина А.Ю. Факторы конкуренции на российском рынке банковских услуг: региональный аспект Журнал «Теоретическая экономика» - 2014. - №1.
33. Рыбин Е.В. Пути совершенствования конкурентоспособности российских банков / Рыбин Е.В. - М.: Финансы и статистика, 2012.
34. Садков В.Г. Конкуренция на финансовых рынках: состояние, проблемы, методы регулирования / Садков В.Г. // Финансы и кредит. - 2012. - №6.
35. Самойлов Г.О. Банковская конкуренция / Самойлов Г.О., Бачшюва А.Г. - М.: «Экзамен», 2012.
36. Семенюта О.Г. Основы банковского дела в Российской Федерации: Учеб. Пособие / Семенюта О.Г. - Ростов н/Д: «Феникс», 2011.
37. Уткин Э.А. Инновационный менеджмент / Уткин Э.А., Морозова Г. И., Морозова Н.И. - М: АКАЛИС, 2009.
38. Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность кредитной организации в условиях кризи а: эконом ка, маркетинг, менеджмент: уче ник / Фатхутди ов Р.А. - М.: Издательско-книготорговый ценр «Маркетинг», 2009.
39. Филиппова А.А. Сравнительный или рыночный подход в оценке коммерческого банка / Филиппова А.А. // Аудит и финансовый анализ. - 2012. - №2.
40. Харитонова Р.С. Экономико-математическое моделирование в экономике Учебник. / Харитонова Р.С. - Казань: Ю"ФЭИ, 2009.
41. Хруцкий В. Е. Современ ый маркетинг: астольная книга по
исследованию рынка: учебное пособие / Хруцкий В.Е., Корнеева И.В. - М.: Финансы и статист к , 2012.
42. Черкасов В.А. Теоретические основы конкурентоспособности / Черкасов В.А. - СПб.: СПбГУЭФ, 2013.
43. Чуев И.Н. Экономика предприятия: учебник / Чуев И.Н. - М.: Дашков и Ко, 2008.
44. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Методика финансового аншшза / Шеремет
А.Д. - М.: Инфра, 2011.
45. Википедия - свободная энциклопедия [Электронный ресурс]: понятие «бережливое производство». - Официальный сайт универсальной интернет - энциклопедии, 2015. - Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki
46. Информационный портал Banki.ru [Электронный ресурс]: Рейтинг банков - Официальный сайт Информационного портала Banki.ru, 2015. - Режим доступа: http://www.banki.ru.
47. ПАО «Татфондбанк» [Электронный ресурс]: Годовой отчет Банка. -
Официальный сайт ПАО «Татфондбанк», 2015.- Режим доступа:
http://www.tfb.ru
48. ПАО «Ак Барс» Банк [Электронный ресурс]: Годовые отчеты - Официальный сайт ПАО «Ак Барс» Банк, 2015. - Режим доступа: http://www.akbars.ru.
49. ПАО «АКИБ «АКИБАНК» [Электронный ресурс]: Годовые отчеты - Официальный сайт ПАО «АКИБ «АКИБАНК», 2015. - Режим доступа: http://www.akibank.ru.
50. ООО «Банк Аверс» [Электронный ресурс]: Го ов е отчеты - фиц а ьный сайт ООО «Банк Аверс», 2015. - Режим доступа: http://www.aversbank.ru
51. Центральный банк Российской Федерации [Электронный ресурс]: Статистика - Официальный сайт Центрального банка Российской Федерации, 2015. - Режим доступа: http://www.cbr.ru.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.

Пожалуйста, укажите откуда вы узнали о сайте!


Подобные работы


© 2008-2021 Cервис помощи студентам в выполнении работ
.