ЭЛЕКТРОННЫЕ ТОРГИ В РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
|
Введение 3
Глава 1. Общие положения об электронных торгах 7
1.1 Понятие, принципы и значение электронных торгов. 7
1.2 Система источников правового регулирования электронных торгов. ... 16
Глава 2. Общая процедура и элементы электронных торгов. 25
2.1. Общая процедура проведения электронных торгов 25
2.2 Правовой статус участников электронных торгов. 32
2.3 Сделки, совершаемые на электронных торгах 39
Глава 3. Отдельные процедуры электронных торгов, их проблемы. 46
3.1 Процедура проведения электронного аукциона. 46
3.2 Процедура проведения конкурса в электронной форме. 65
3.3 Проблемы и перспективы развития электронных торгов 74
Заключение
Литература
Глава 1. Общие положения об электронных торгах 7
1.1 Понятие, принципы и значение электронных торгов. 7
1.2 Система источников правового регулирования электронных торгов. ... 16
Глава 2. Общая процедура и элементы электронных торгов. 25
2.1. Общая процедура проведения электронных торгов 25
2.2 Правовой статус участников электронных торгов. 32
2.3 Сделки, совершаемые на электронных торгах 39
Глава 3. Отдельные процедуры электронных торгов, их проблемы. 46
3.1 Процедура проведения электронного аукциона. 46
3.2 Процедура проведения конкурса в электронной форме. 65
3.3 Проблемы и перспективы развития электронных торгов 74
Заключение
Литература
Актуальность темы исследования. Во все времена люди занимались торговлей и находились в поиске более удобного способа торговли. В настоящее время, в мире цифровых технологий широкое распространение получила такая всемирная сеть, как «Интернет». Так, постепенно, по мере развития цифровых технологий стало вводиться такое понятие, как электронная торговля, а в данном случае - электронные торги. Информатизация электронной торговли обуславливает актуальность настоящего правового исследования, так как стремительно идет развитие технологий, которые, в свою очередь затрагивают сферу электронных торгов. Как уже говорилось, участники торговых отношений находятся в постоянном поиске новых способов торговли, поскольку растет уровень конкуренции и необходимо быстро и без проблем передавать и получать информацию, а также документацию, которая нужна для проведения торгов. Электронные торги являются наиболее оптимальным способом торговли, в отличие от торгов в «бумажной» форме. Торги в «бумажной» форме не позволяли оперативно обмениваться информацией, а также присутствовал риск развития коррупции, так как участники могли сговариваться друг с другом, а также могло производиться давление на участников.
Несомненным плюсом торгов в электронной форме является электронный документооборот, проводящийся на электронной торговой площадке, который используют как при проведении торгов, так и при проведении иных процедур, в которых взаимодействуют участники общественных отношений.
Но при всех положительных чертах торгов в электронной форме, стоит сказать о том, что существует и ряд проблем, связанных с данной сферой. Так, наряду с развитием цифровых технологий, повышается риск незаконного входа в систему, что влечет за собой риск кражи персональных данных и раскрытия конфиденциальной информации. Также имеется риск распространения вредоносных программ, а также риск несанкционированного внесения изменений в электронные документы.
Сложность состоит и на законодательном уровне. Так, сфера электронных торгов стремительно развивается, но в правовом регулировании имеются и пробелы, несмотря на то, что существует специальное законодательство. Но при этом с 1 июля 2018 года вступят в силу новые изменения в законодательство, регулирующее торги в электронной форме. К примеру, появится и будет урегулирована сфера открытого конкурса в электронной форме, сфера конкурса с ограниченным участием в электронной форме, а также сфера двухэтапного конкурса в электронной форме. А с 1 января 2019 года заказчики будут обязаны использовать только электронные закупки для определения поставщика.
Степень разработанности темы исследования. По теме торгов в электронной форме в правовой науке достаточно мало исследований. Правовой анализ регулирования электронных торгов можно найти в главах и параграфах монографий российских цивилистов. Так, можно выделить работы В.С. Белых, Ю.Е. Булатецкий и И.В. Костюк.
Также работы по тебе торгов в электронной форме представлены в виде научных статей в различных периодических изданиях. Как правило, в таких изданиях затрагиваются лишь отдельные аспекты, которые касаются сферы торгов в электронной форме.
Среди исследований в изучаемой теме стоит выделить несколько диссертационных работ. Так, была защищена диссертационная работа на соискание ученой степени кандидата юридических наук И.В. Костюк по теме «Гражданско-правовое регулирование электронной торговли» в 2007 году. В данной работе нашли отражение такие вопросы, как система общественных отношений в сфере электронной торговли как предмет правового регулирования, а также система договоров в сфере электронной торговли. Еще одной диссертацией на соискание ученой степени доктора юридических наук является работа О.В. Беляевой по теме «Торги: теоретические основы и проблемы правового регулирования» 2012 года. В данной работе тема электронных торгов почти не затрагивается, но при этом рассматривается вопрос современных сложностей и возможных перспектив электронной торговли.
Все больше исследователей в правовой сфере изучают тему торгов в электронной форме, поэтому актуальность по данной проблематике возрастает.
Цель и задачи настоящего исследования. Целью данной диссертационной работы является выработка целостного представления о решении наиболее глобальных проблем гражданско-правового регулирования отношений в сфере электронных торгов.
Основываясь на указанной цели, можно выделить следующие задачи:
- сформировать понятие электронных торгов;
- исследовать правовые нормы, регулирующие сферу торгов в электронной форме;
- выявить систему договоров торгов в электронной форме;
- выявить проблемы касающиеся сферы торгов электронной форме;
- выработать пути решения проблем в исследуемой теме.
Предметом данного исследования являются нормы, регулирующие торги в электронной форме, правоприменительная практика, а также доктринальные положения. Объектом исследования являются общественные отношения в сфере торгов в электронной форме.
Методология исследования. Во время проведения диссертационного исследования был применен комплекс общенаучных и частных методов, в том числе историко-правовой, сравнительно-правовой, а также логический.
Нормативная основа диссертационной работы. Ее составляют Гражданский кодекс РФ, федеральные законы «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», а также другие федеральные законы и подзаконные акты РФ.
Теоретическая основа работы. Данная часть содержится в диссертации, основаны на научных работах Алексеева С.С., Белых В.С., Иоффе О.С.
Эмпирическая основа диссертационной работы. Данную часть составляет судебная и иная правоприменительная практика, а именно определения Верховного Суда Российской Федерации, решения арбитражного суда, а также решения федеральной антимонопольной службы.
Значимость работы. Теоретическая значимость работы заключается в том, что данное исследование позволит изменить взгляд на нормативно-правовое регулирование торгов в электронной форме. Позволит изучить проблематику правового регулирования настоящей сферы.
Практическая значимость работы заключается в том, что настоящее исследование возможно позволит привнести в учебный курс высших учебных заведений специальный курс по изучению торгов, которые проводятся в электронной форме. Также, стоит отметить, что данное исследование возможно будет способствовать привлечению внимания к проблематике законодательного регулирования торгов, а возможно и последующего его совершенствования.
Основные положения. Проведенные исследования в диссертационной работе позволяют сделать вывод о том, что торги в электронной форме в настоящее время приобретают все большее значение. Много людей начинают использовать данный способ определения поставщика, что приводит к развитию непосредственно процедуры торгов в электронной форме, а также совершенствованию законодательства в данной сфере.
Апробация результатов исследования. Апробация присутствовала в деятельности организации при прохождении практики. Также, апробация была при прохождении практики на базе юридической клиники.
Несомненным плюсом торгов в электронной форме является электронный документооборот, проводящийся на электронной торговой площадке, который используют как при проведении торгов, так и при проведении иных процедур, в которых взаимодействуют участники общественных отношений.
Но при всех положительных чертах торгов в электронной форме, стоит сказать о том, что существует и ряд проблем, связанных с данной сферой. Так, наряду с развитием цифровых технологий, повышается риск незаконного входа в систему, что влечет за собой риск кражи персональных данных и раскрытия конфиденциальной информации. Также имеется риск распространения вредоносных программ, а также риск несанкционированного внесения изменений в электронные документы.
Сложность состоит и на законодательном уровне. Так, сфера электронных торгов стремительно развивается, но в правовом регулировании имеются и пробелы, несмотря на то, что существует специальное законодательство. Но при этом с 1 июля 2018 года вступят в силу новые изменения в законодательство, регулирующее торги в электронной форме. К примеру, появится и будет урегулирована сфера открытого конкурса в электронной форме, сфера конкурса с ограниченным участием в электронной форме, а также сфера двухэтапного конкурса в электронной форме. А с 1 января 2019 года заказчики будут обязаны использовать только электронные закупки для определения поставщика.
Степень разработанности темы исследования. По теме торгов в электронной форме в правовой науке достаточно мало исследований. Правовой анализ регулирования электронных торгов можно найти в главах и параграфах монографий российских цивилистов. Так, можно выделить работы В.С. Белых, Ю.Е. Булатецкий и И.В. Костюк.
Также работы по тебе торгов в электронной форме представлены в виде научных статей в различных периодических изданиях. Как правило, в таких изданиях затрагиваются лишь отдельные аспекты, которые касаются сферы торгов в электронной форме.
Среди исследований в изучаемой теме стоит выделить несколько диссертационных работ. Так, была защищена диссертационная работа на соискание ученой степени кандидата юридических наук И.В. Костюк по теме «Гражданско-правовое регулирование электронной торговли» в 2007 году. В данной работе нашли отражение такие вопросы, как система общественных отношений в сфере электронной торговли как предмет правового регулирования, а также система договоров в сфере электронной торговли. Еще одной диссертацией на соискание ученой степени доктора юридических наук является работа О.В. Беляевой по теме «Торги: теоретические основы и проблемы правового регулирования» 2012 года. В данной работе тема электронных торгов почти не затрагивается, но при этом рассматривается вопрос современных сложностей и возможных перспектив электронной торговли.
Все больше исследователей в правовой сфере изучают тему торгов в электронной форме, поэтому актуальность по данной проблематике возрастает.
Цель и задачи настоящего исследования. Целью данной диссертационной работы является выработка целостного представления о решении наиболее глобальных проблем гражданско-правового регулирования отношений в сфере электронных торгов.
Основываясь на указанной цели, можно выделить следующие задачи:
- сформировать понятие электронных торгов;
- исследовать правовые нормы, регулирующие сферу торгов в электронной форме;
- выявить систему договоров торгов в электронной форме;
- выявить проблемы касающиеся сферы торгов электронной форме;
- выработать пути решения проблем в исследуемой теме.
Предметом данного исследования являются нормы, регулирующие торги в электронной форме, правоприменительная практика, а также доктринальные положения. Объектом исследования являются общественные отношения в сфере торгов в электронной форме.
Методология исследования. Во время проведения диссертационного исследования был применен комплекс общенаучных и частных методов, в том числе историко-правовой, сравнительно-правовой, а также логический.
Нормативная основа диссертационной работы. Ее составляют Гражданский кодекс РФ, федеральные законы «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», а также другие федеральные законы и подзаконные акты РФ.
Теоретическая основа работы. Данная часть содержится в диссертации, основаны на научных работах Алексеева С.С., Белых В.С., Иоффе О.С.
Эмпирическая основа диссертационной работы. Данную часть составляет судебная и иная правоприменительная практика, а именно определения Верховного Суда Российской Федерации, решения арбитражного суда, а также решения федеральной антимонопольной службы.
Значимость работы. Теоретическая значимость работы заключается в том, что данное исследование позволит изменить взгляд на нормативно-правовое регулирование торгов в электронной форме. Позволит изучить проблематику правового регулирования настоящей сферы.
Практическая значимость работы заключается в том, что настоящее исследование возможно позволит привнести в учебный курс высших учебных заведений специальный курс по изучению торгов, которые проводятся в электронной форме. Также, стоит отметить, что данное исследование возможно будет способствовать привлечению внимания к проблематике законодательного регулирования торгов, а возможно и последующего его совершенствования.
Основные положения. Проведенные исследования в диссертационной работе позволяют сделать вывод о том, что торги в электронной форме в настоящее время приобретают все большее значение. Много людей начинают использовать данный способ определения поставщика, что приводит к развитию непосредственно процедуры торгов в электронной форме, а также совершенствованию законодательства в данной сфере.
Апробация результатов исследования. Апробация присутствовала в деятельности организации при прохождении практики. Также, апробация была при прохождении практики на базе юридической клиники.
Подводя итоги диссертационного исследования, стоит в сжатом виде сформировать его основные выводы, включая и предложения по совершенствованию существующего законодательства в сфере торгов в электронной форме.
Субъекты торговли находятся в постоянном поиске новых форм торгов. Мир цифровых технологий не стоит на месте. Всемирная сеть Интернет развивается и теперь, торги проводятся в электронной форме, а именно, как, электронный аукцион и конкурс. Такое новые формы проведения торгов значительно упростили процедуру торговли.
При проведении исследования в данной диссертационной работе отмечается, что официально установленного понятия электронных торгов в законодательстве не существует. Но в научной литературе исследователи выделяют такие понятия. Так, например, некоторые ученые говорят о том, что электронной торговлей является особая форма совершения сделок, заключение и исполнение которых осуществляется благодаря электронным средствам коммуникации. В частности, В.С. Белых отмечает, что торговля в электронном виде выступает как самостоятельный вид либо этап производственного процесса. Ряд иных ученых говорят, что электронной торговлей является производство, реклама, продажа, а также распространение товаров с помощью использования телекоммуникационных сетей. Кто-то пишет, что такие торги являются электронным ведением бизнеса. Также, стоит отметить, что еще одна группа авторов определяет данное понятие как коммерческие сделки, которые заключаются с помощью электронных средств связи. Также существуют и другие мнения по поводу определения понятия электронных торгов. Думается, что наиболее оптимальным определение является мнение первой группы авторов, а именно совершение сделок благодаря электронным средствам коммуникации.
Далее в работе были рассмотрены принципы электронных торгов. Выделяют несколько принципов:
1. принцип юридической значимости электронного документа, электронных сделок и электронного договора;
2. принцип свободы формы договора;
3. принцип добросовестности участников электронного торгового оборота;
4. принцип свободы средств электронной торговли.
Еще один вопрос, который был исследован в работе - вопрос источников, регулирующих сферу торгов в электронной форме. Так, исходя из всего вышесказанного, стоит сделать вывод о том, что в настоящее время сфера торгов в электронной форме достаточно хорошо урегулирована. Так, основным нормативно-правовым актом, регулирующим электронные торги, является Гражданский кодекс Российской Федерации, в котором установлены общие положения о торгах, а именно часть первая от 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ. Помимо этого, имеется и специальное законодательство. К таким нормативным актам относятся Федеральный закон от 6 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», а также Федеральный закон от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Вышеуказанные законы регулируют аукционы и конкурсы, которые проводятся в электронной форме. Статья 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ, которая регулирует порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров.
Стоит упомянуть, что существует отдельная категория торгов, которые проводятся только в электронной форме, которые также регулируются различными законами. Так, в соответствии с абзацем 2 части 7 статьи 110 Федерального закона от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности «банкротстве» торги по продаже предприятия должника в целом осуществляются в виде электронных торгов, а именно аукцион и конкурс. В этой связи было принято Постановление Правительства Российской Федерации от 21 июля 2012 года № 616-ФЗ «Об утверждении перечня товаров, работ и услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме». Говоря о постановлениях существует Постановление Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2017 года № 1585 "Об утверждении Правил формирования и ведения реестра юридических лиц, привлеченных к административной ответственности за отказ или уклонение от заключения контракта, для которых заключение такого контракта обязательно в соответствии с Федеральным законом "О государственном оборонном заказе". Помимо указанных постановлений существуют и иные, регулирующие сферу электронных торгов.
Отдельно стоит сказать о Стратегии развития конкуренции и антимонопольного регулирования в Российской Федерации сроком на 2013 - 2024 годы, которая была утверждена Президиумом Федеральной антимонопольной службы России 3 июля 2013 года. Так, согласно пунктам данной стратегии, необходимо создать коммерческую инфраструктуру электронных торговых площадок, а также ввести открытый конкурс в электронной форме.
Далее в диссертационной работе была исследована тема общей процедуры торгов в электронной форме. В связи с этим стоит кратко описать процедуру. Изначально заказчик размещает извещение в единой информационной системе и всю необходимую документацию. Далее участники должны получить электронные подписи и пройти аккредитацию. Также участники должны обеспечить свое участие в электронных торгах путем внесения денежных средств на счет электронной торговой площадки. Следующим шагом участники формируют и подают заявки на участие. После этого аукционная комиссия рассматривает первые части заявок и начинается сам процесс торгов в электронной форме. После проведения аукциона, рассматриваются вторые части заявок и публикуется итоговый протокол, согласно которому определяется победитель торгов в электронной форме. Победитель в свою очередь должен перед подписанием контракта обеспечить его выполнение путем внесения денежных средств на счет заказчика.
В работе были рассмотрены лица, которые участвуют в электронных торгах. Можно выделить основных участников и тех участников, которые способствуют проведению торгов в электронной форме. Так к основным участникам относятся заказчики и поставщики. Поставщиком или же участником закупки, согласно Федеральному закону № 44-ФЗ является любое юридическое лицо, любой организационно-правовой формы, формы собственности, а также места нахождения. Существуют и участники, которые способствуют проведению торгов, это оператор электронной торговой площадки и аукционная комиссия. В свою очередь, оператором является юридическое лицо, непосредственно владеющее электронной торговой площадкой, а также необходимыми для ее функционирования программно-аппаратными средствами и обеспечивает проведение торгов. У каждого из этих участников имеется свой правовой статус, который включает в себя определенные права, обязанности, а также ответственность.
Немаловажной темой являются сделки, заключаемые на электронных торгах. До и после проведения процедуры электронных торгов можно выделить вспомогательные и основные договоры. К примеру, вспомогательным договорам относится договор оказания услуг связи по доступу в сеть Интернет. Он заключается между оператором связи и абонентом. А к основным соглашениям относятся контракт, который заключается с победителем непосредственно после проведения электронного аукциона и договор, который заключается после процедуры проведения конкурса в электронной форме.
По итогам исследования стоит сказать о процедуре проведения аукциона и конкурса в электронной форме. В общем, они схожи по проведению. Также необходимо извещение и документацию о проведении аукциона или конкурса. Участники при подаче заявок также должны обеспечить ее и пройти аккредитацию. Далее происходит рассмотрение первых частей заявок, далее непосредственно сами торги, потом рассмотрение вторых частей заявок. После рассмотрения вторых частей составляется протокол подведения итогов и определяется победитель. Отличие аукциона и конкурса состоит в том, что в аукционе выигрывает тот, кто предложит наиболее низкую цену, а в электронном конкурсе выигрывает тот, кто предложит более выгодные условия. Также отличием является то, что в аукционе с победителем заключается контракт, а в конкурсе - договор.
Далее необходимо сказать о том, что в сфере электронных торгов идет развитие. С 1 июля 2018 года появятся новые формы проведения электронных торгов, такие как открытый конкурс в электронной форме, конкурс с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапный конкурс в электронной форме. А с 1 января 2019 года заказчики смогут определять поставщиков только в электронной форме.
Были рассмотрены и проблемы исследуемой темы. К примеру, сговор участников на торгах. Данное явление приводит к увеличению уровня коррупции.
Еще одной проблемой является отсутствие в отдельных случаях здоровой конкуренции. В некоторых ситуациях идет ограничение допуска некоторых участников к торгам из-за специального установления требований для определенных участников, то есть установление таких условий, которые подходят некоторым участникам. Также присутствует злоупотребление правом при помощи манипулирования ценами и непрозрачность сообщения о проведении торгов.
Из вышесказанного напрашиваются некоторые способы решения указанных проблем. Так, необходимо ужесточить нормы закона, в частности внести запрет на кратное увеличение шага в электронных торгах, а также определить четкие требования для допуска участников для того, чтобы не создавалось ограничение допуска к участию.
Далее, в целях безопасности и конфиденциальности информации необходимо модернизировать программные обеспечения, которые используются при проведении торгов в электронной форме. Такая модернизация поможет устранить проблему кражи личной и конфиденциальной информации, которая каким-либо образом связана с процедурой торгов в электронной форме.
Еще одним решением является, то, что заказчики и поставщики должны иметь время на освоение новых правил и механизмов. Это связанно с тем, что любое нововведение не приживается сразу, в связи с этим систему целесообразно вводить поэтапно - для разных категорий заказчиков: государственных, муниципальных.
Далее необходимо создать и довести до полностью работоспособного состояния инфраструктуры. В ближайшем будущем после внесения изменений необходимо отработать алгоритмы закупочных процедур. Это поможет избежать ошибок при проведении электронных торгов.
Таким образом, можно сказать, что сфера электронных торгов постепенно развивается. Примером является то, что на законодательном уровне готовятся глобальные нововведения. Возможно, в скором будущем будут приняты еще дополнительные изменения и нововведения, которые позволят проводить торги в электронной форме еще более легче и быстрее.
Субъекты торговли находятся в постоянном поиске новых форм торгов. Мир цифровых технологий не стоит на месте. Всемирная сеть Интернет развивается и теперь, торги проводятся в электронной форме, а именно, как, электронный аукцион и конкурс. Такое новые формы проведения торгов значительно упростили процедуру торговли.
При проведении исследования в данной диссертационной работе отмечается, что официально установленного понятия электронных торгов в законодательстве не существует. Но в научной литературе исследователи выделяют такие понятия. Так, например, некоторые ученые говорят о том, что электронной торговлей является особая форма совершения сделок, заключение и исполнение которых осуществляется благодаря электронным средствам коммуникации. В частности, В.С. Белых отмечает, что торговля в электронном виде выступает как самостоятельный вид либо этап производственного процесса. Ряд иных ученых говорят, что электронной торговлей является производство, реклама, продажа, а также распространение товаров с помощью использования телекоммуникационных сетей. Кто-то пишет, что такие торги являются электронным ведением бизнеса. Также, стоит отметить, что еще одна группа авторов определяет данное понятие как коммерческие сделки, которые заключаются с помощью электронных средств связи. Также существуют и другие мнения по поводу определения понятия электронных торгов. Думается, что наиболее оптимальным определение является мнение первой группы авторов, а именно совершение сделок благодаря электронным средствам коммуникации.
Далее в работе были рассмотрены принципы электронных торгов. Выделяют несколько принципов:
1. принцип юридической значимости электронного документа, электронных сделок и электронного договора;
2. принцип свободы формы договора;
3. принцип добросовестности участников электронного торгового оборота;
4. принцип свободы средств электронной торговли.
Еще один вопрос, который был исследован в работе - вопрос источников, регулирующих сферу торгов в электронной форме. Так, исходя из всего вышесказанного, стоит сделать вывод о том, что в настоящее время сфера торгов в электронной форме достаточно хорошо урегулирована. Так, основным нормативно-правовым актом, регулирующим электронные торги, является Гражданский кодекс Российской Федерации, в котором установлены общие положения о торгах, а именно часть первая от 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ. Помимо этого, имеется и специальное законодательство. К таким нормативным актам относятся Федеральный закон от 6 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», а также Федеральный закон от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Вышеуказанные законы регулируют аукционы и конкурсы, которые проводятся в электронной форме. Статья 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ, которая регулирует порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров.
Стоит упомянуть, что существует отдельная категория торгов, которые проводятся только в электронной форме, которые также регулируются различными законами. Так, в соответствии с абзацем 2 части 7 статьи 110 Федерального закона от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности «банкротстве» торги по продаже предприятия должника в целом осуществляются в виде электронных торгов, а именно аукцион и конкурс. В этой связи было принято Постановление Правительства Российской Федерации от 21 июля 2012 года № 616-ФЗ «Об утверждении перечня товаров, работ и услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме». Говоря о постановлениях существует Постановление Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2017 года № 1585 "Об утверждении Правил формирования и ведения реестра юридических лиц, привлеченных к административной ответственности за отказ или уклонение от заключения контракта, для которых заключение такого контракта обязательно в соответствии с Федеральным законом "О государственном оборонном заказе". Помимо указанных постановлений существуют и иные, регулирующие сферу электронных торгов.
Отдельно стоит сказать о Стратегии развития конкуренции и антимонопольного регулирования в Российской Федерации сроком на 2013 - 2024 годы, которая была утверждена Президиумом Федеральной антимонопольной службы России 3 июля 2013 года. Так, согласно пунктам данной стратегии, необходимо создать коммерческую инфраструктуру электронных торговых площадок, а также ввести открытый конкурс в электронной форме.
Далее в диссертационной работе была исследована тема общей процедуры торгов в электронной форме. В связи с этим стоит кратко описать процедуру. Изначально заказчик размещает извещение в единой информационной системе и всю необходимую документацию. Далее участники должны получить электронные подписи и пройти аккредитацию. Также участники должны обеспечить свое участие в электронных торгах путем внесения денежных средств на счет электронной торговой площадки. Следующим шагом участники формируют и подают заявки на участие. После этого аукционная комиссия рассматривает первые части заявок и начинается сам процесс торгов в электронной форме. После проведения аукциона, рассматриваются вторые части заявок и публикуется итоговый протокол, согласно которому определяется победитель торгов в электронной форме. Победитель в свою очередь должен перед подписанием контракта обеспечить его выполнение путем внесения денежных средств на счет заказчика.
В работе были рассмотрены лица, которые участвуют в электронных торгах. Можно выделить основных участников и тех участников, которые способствуют проведению торгов в электронной форме. Так к основным участникам относятся заказчики и поставщики. Поставщиком или же участником закупки, согласно Федеральному закону № 44-ФЗ является любое юридическое лицо, любой организационно-правовой формы, формы собственности, а также места нахождения. Существуют и участники, которые способствуют проведению торгов, это оператор электронной торговой площадки и аукционная комиссия. В свою очередь, оператором является юридическое лицо, непосредственно владеющее электронной торговой площадкой, а также необходимыми для ее функционирования программно-аппаратными средствами и обеспечивает проведение торгов. У каждого из этих участников имеется свой правовой статус, который включает в себя определенные права, обязанности, а также ответственность.
Немаловажной темой являются сделки, заключаемые на электронных торгах. До и после проведения процедуры электронных торгов можно выделить вспомогательные и основные договоры. К примеру, вспомогательным договорам относится договор оказания услуг связи по доступу в сеть Интернет. Он заключается между оператором связи и абонентом. А к основным соглашениям относятся контракт, который заключается с победителем непосредственно после проведения электронного аукциона и договор, который заключается после процедуры проведения конкурса в электронной форме.
По итогам исследования стоит сказать о процедуре проведения аукциона и конкурса в электронной форме. В общем, они схожи по проведению. Также необходимо извещение и документацию о проведении аукциона или конкурса. Участники при подаче заявок также должны обеспечить ее и пройти аккредитацию. Далее происходит рассмотрение первых частей заявок, далее непосредственно сами торги, потом рассмотрение вторых частей заявок. После рассмотрения вторых частей составляется протокол подведения итогов и определяется победитель. Отличие аукциона и конкурса состоит в том, что в аукционе выигрывает тот, кто предложит наиболее низкую цену, а в электронном конкурсе выигрывает тот, кто предложит более выгодные условия. Также отличием является то, что в аукционе с победителем заключается контракт, а в конкурсе - договор.
Далее необходимо сказать о том, что в сфере электронных торгов идет развитие. С 1 июля 2018 года появятся новые формы проведения электронных торгов, такие как открытый конкурс в электронной форме, конкурс с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапный конкурс в электронной форме. А с 1 января 2019 года заказчики смогут определять поставщиков только в электронной форме.
Были рассмотрены и проблемы исследуемой темы. К примеру, сговор участников на торгах. Данное явление приводит к увеличению уровня коррупции.
Еще одной проблемой является отсутствие в отдельных случаях здоровой конкуренции. В некоторых ситуациях идет ограничение допуска некоторых участников к торгам из-за специального установления требований для определенных участников, то есть установление таких условий, которые подходят некоторым участникам. Также присутствует злоупотребление правом при помощи манипулирования ценами и непрозрачность сообщения о проведении торгов.
Из вышесказанного напрашиваются некоторые способы решения указанных проблем. Так, необходимо ужесточить нормы закона, в частности внести запрет на кратное увеличение шага в электронных торгах, а также определить четкие требования для допуска участников для того, чтобы не создавалось ограничение допуска к участию.
Далее, в целях безопасности и конфиденциальности информации необходимо модернизировать программные обеспечения, которые используются при проведении торгов в электронной форме. Такая модернизация поможет устранить проблему кражи личной и конфиденциальной информации, которая каким-либо образом связана с процедурой торгов в электронной форме.
Еще одним решением является, то, что заказчики и поставщики должны иметь время на освоение новых правил и механизмов. Это связанно с тем, что любое нововведение не приживается сразу, в связи с этим систему целесообразно вводить поэтапно - для разных категорий заказчиков: государственных, муниципальных.
Далее необходимо создать и довести до полностью работоспособного состояния инфраструктуры. В ближайшем будущем после внесения изменений необходимо отработать алгоритмы закупочных процедур. Это поможет избежать ошибок при проведении электронных торгов.
Таким образом, можно сказать, что сфера электронных торгов постепенно развивается. Примером является то, что на законодательном уровне готовятся глобальные нововведения. Возможно, в скором будущем будут приняты еще дополнительные изменения и нововведения, которые позволят проводить торги в электронной форме еще более легче и быстрее.
Подобные работы
- РОССИЙСКО-ЯПОНСКИЕ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ
ОТНОШЕНИЯ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
Дипломные работы, ВКР, внешнеэкономическая деятельность. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - ЭЛЕКТРОННЫЙ БАНКИНГ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ
Дипломные работы, ВКР, банковское дело и кредитование. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - РОССИЙСКО-ЯПОНСКИЕ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2017 - ЭЛЕКТРОННАЯ ТОРГОВЛЯ: СОСТОЯНИЕ, ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2017 - Перспективы развития платежных систем на основе криптовалют
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2018 - Местные органы власти и малый бизнес
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2022 - Анализ электронной коммерции и оценка перспектив ее развития в России (Московский Университет «Синергия»)
Дипломные работы, ВКР, информационные системы. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2025 - ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНТЕГРИРОВАННЫХ АГРОХОЛДИНГОВ РЕГИОНА В УСЛОВИЯХ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Агрофранчайзинг как инструмент повышения инвестиционной привлекательности агропромышленного предприятия
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018



