ВВЕДЕНИЕ ...................................................................................................3
1 УПРАВЛЕНИЕ ЗАТРАТАМИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ВУЗА В
УСЛОВИЯХ РЕФОРМИРОВАНИЯ ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ .............................................10
1.1 Факторы осуществления финансовой деятельности
государственного вуза...............................................................................10
1.2 Требования к системе управления затратами вуза..........................28
1.3 Принципы определения затрат на подготовку специалиста в
государственном вузе................................................................................35
2 МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЗАТРАТ ГОСУДАРСТВЕННОГО ВУЗА
НА ПОДГОТОВКУ СПЕЦИАЛИСТА В РАЗРЕЗЕ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ И
ПЕРИОДОВ ОБУЧЕНИЯ ...........................................................................51
2.1 Классификация центров затрат и определение состава затрат......51
2.2 Классификация материальных ресурсов и методика управления их
стоимостью в затратах на подготовку по программам ВПО...................56
2.3 Методика определения затрат на подготовку специалиста в
государственном вузе................................................................................61
3 ПРИОРИТЕТНЫЕ ЗАДАЧИ УПРАВЛЕНИЯ ЗАТРАТАМИ НА
ПОДГОТОВКУ ПО ПРОГРАММАМ ВПО В ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКЕ
ВЛАДИВОСТОКСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА........................................................................79
3.1 Состав затрат вуза и их распределение по центрам
ответственности.........................................................................................79
3.2 Принципы анализа затрат на подготовку специалиста ....................82
3.3 Факторы управления затратами в разрезе специальностей и
периодов обучения ....................................................................................88
3.4 Методические рекомендации по оптимизации управления
затратами государственного вуза ............................................................92
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..........................................................................................106
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.........................................................113
ПРИЛОЖЕНИЯ.........................................................................................125
Приложение
Постановка проблемы и актуальность темы исследования
Уровень и качество высшего профессионального образования (ВПО)
являются предпосылками устойчивого развития, конкурентоспособности
российских вузов на мировых образовательных рынках, сохранения
национальных преимуществ и экономической безопасности страны.
Интегрировавшись в экономику, образование стало одной из отраслей,
работа которой подлежит экономической оценке «цена – качество».
Обеспечение приоритетного развития высшего профессионального образования (ВПО) в современной российской экономике, предусмотренного
политикой государства, требует решения комплекса проблем. Вопросы
обоснования затрат государственного вуза на подготовку специалиста имеют
первостепенное значение и требуют разработки инструмента финансовой
политики.
Согласно «Концепции модернизации российского образования на период
до 2010 года» в РФ должен быть создан новый организационноэкономический механизм финансирования, развития и функционирования
учреждений ВПО. Предлагаемый концепцией подход фактически означает
отказ от режима полного бюджетного финансирования высшего профессионального образования и переход к системе инвестирования в него.
В связи с развитием рыночных отношений проблема разработки механизма
управления затратами на подготовку специалиста в финансовой политике
государственного вуза приобретает особую актуальность. Традиционные
методы учёта не обеспечивают идентификацию всей цепочки затрат,
связанных с процессом предоставления той или иной образовательной
услуги.
Основная причина заключается в том, что учёт затрат осуществляется по
отдельным источникам финансирования и функциональным областям, тогда
как финансовые потоки проходят «сквозь» организацию, взаимодействуя с
множеством структурных подразделений, и необходимо учитывать их в4
совокупности. Объективно необходимым и актуальным в этой ситуации
представляется исследование теоретических и методических аспектов
управления затратами государственного вуза на образовательные услуги и
разработка адекватного инструмента финансовой политики.
Степень разработанности, теоретическая и практическая
база исследования
Вопросы управления финансами государственного вуза исследовались
отечественными учёными. Однако инструментарий теории и практики
управления финансами государственного вуза недостаточно проработан или
не соответствует современному положению в экономике. Основные результаты относятся к области управления финансами государства. В отношении
управления финансами вуза результаты носят косвенный или поверхностный
характер. Практически отсутствуют теоретические разработки в связи с
переходом вузов на новые условия хозяйствования. Недостаточно исследованы возможности совершенствования управления финансами государственного вуза, функционирующего в конкурентной среде.
Общетеоретической основой исследования являются инновационные подходы к управлению вузом как предприятием. Существенное
влияние на разработку теоретических и практических проблем управления
финансами государственного вуза внесли такие известные российские
учёные, как: Ю.С. Васильев, А.А. Воронин, О.В. Врублевская, В.В. Глухов,
А.П. Егоршин, Н.Р. Кельчевская, Г.И. Мальцева, Н.Н. Масюк,
В.М. Родионова, М.В. Романовский, Н.В. Фадейкина, М.П. Фёдоров и др.
Среди зарубежных исследователей, посвятивших свои труды управлению
финансами и управленческому учёту, известны имена Д.А. Аакера,
М. Альберта, А. Дайле, Д.Б. Джонстоуна, К. Друри, Ф. Котлера,
М.Х. Мескона, Б. Райана, Х. Райта, Дж. Фостера, Ф. Хедоури,
Ч.Т. Хорнгрена, Р.А. Шмидта.5
В качестве объекта исследования определена совокупность финансовых ресурсов и экономических отношений, возникающих в процессе
управления затратами государственного учреждения ВПО.
Предметом исследования является механизм финансовой
политики государственного образовательного учреждения в части управления затратами на подготовку по программам ВПО с использованием
бюджетных и внебюджетных финансовых ресурсов.
Цель и задачи исследования.
Цель диссертационной работы заключается в разработке теоретических и
методических основ определения затрат государственного вуза на подготовку специалиста и формировании инструмента финансовой политики вуза в
части управления затратами.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
1. Исследовать факторы осуществления финансовой деятельности
государственного вуза и научно обосновать принципы совершенствования
системы управления финансами вуза.
2. Сформулировать принципы и методы классификации материальных
ресурсов вуза и отражения структуры их стоимости в затратах на подготовку
специалиста.
3. Разработать авторскую методику определения затрат государственного
учреждения ВПО на подготовку специалиста в разрезе специальностей и
периодов обучения.
4. Разработать инструментарий финансовой политики государственного
вуза для решения приоритетных задач управления затратами на подготовку
по программам ВПО.
Теоретической и методологической базой исследования
явились фундаментальные труды ведущих отечественных и зарубежных
учёных в области финансового и управленческого учёта бюджетных
учреждений, осуществляющих различные виды деятельности. В ходе6
исследования изучались теории, концепции, методы управления финансовыми ресурсами государственного вуза.
В основе исследования лежит диалектический метод, предопределяющий
изучение объективных экономических законов, закономерностей, явлений и
процессов в их постоянном развитии и взаимосвязи. В процессе работы
использовались методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение и эксперимент), методы, применяемые как на эмпирическом, так и
теоретическом уровне исследования (абстрагирования, анализа и моделирования), а также методы теории систем и финансового планирования.
Информационная база исследования. При работе над диссертацией использовались статистические данные, характеризующие деятельность вузов в динамике, данные Министерства образования и науки РФ,
финансовые отчёты вузов, нормативно-законодательные акты РФ в области
финансов, бухгалтерского учёта и образования, а также внутренние нормативные документы отечественных и зарубежных вузов.
Наиболее существенные научные результаты, полученные лично соискателем:
1. Сформулированы научные подходы к совершенствованию финансовой
политики вуза в условиях реформирования ВПО.
2. Предложена методика управления стоимостью материальных ресурсов
в затратах вуза на подготовку по программам ВПО.
3 Разработана методика и предложен алгоритм определения затрат государственного вуза на подготовку специалиста в разрезе специальностей и
периодов обучения.
Новизна научных результатов, выносимых автором на защиту,
заключается в следующем:
1. Выявлены основные элементы управления затратами государственного
вуза как инструмента финансовой политики в условиях реформирования
ВПО.7
2. Показана специфика принципов и методов управления стоимостью
материальных ресурсов государственного образовательного учреждения
ВПО в затратах на подготовку специалиста.
3. Раскрыта специфика управления затратами на основе совокупности
бюджетных и внебюджетных финансовых потоков, в разрезе специальностей
и периодов обучения.
Теоретическая значимость диссертационного исследования
состоит в формировании научного подхода к управлению затратами государственного вуза и разработке инструмента финансовой политики вуза для
управления затратами на подготовку специалиста.
Практическая значимость диссертационного исследования
заключается в том, что его результаты могут использоваться для оперативного управления затратами вуза на подготовку специалиста.
Результаты исследования легли в основу учебных материалов, используемых для повышения квалификации специалистов образовательных
учреждений в Центре повышения квалификации Министерства образования
и науки при Владивостокском государственном университете экономики и
сервиса.
Авторские разработки по организации системы планирования, учёта,
контроля и анализа затрат вуза на обучение одного студента в государственном вузе, системы показателей для оценки затрат на подготовку по программам ВПО используются в планово-финансовых службах Владивостокского
государственного университета экономики и сервиса.
Апробация диссертационного исследования. Отдельные
результаты диссертационного исследования оформлены в виде материалов
научного отчёта по заказу Управления экономики и социального развития
Министерства образования РФ по теме: «Разработка системы принятия
управленческих решений на основе финансово-экономических потоков». В
течение 2000 — 2004 гг. результаты диссертационного исследования
неоднократно докладывались и обсуждались на научно-практических
конференциях и семинарах Владивостокского государственного университе-8
та экономики и сервиса, Хабаровской государственной академии экономики
и права, Государственного научно-методического центра бухгалтерского
учёта и аудита Министерства образования и науки РФ. Практические
разработки автора в области финансового сопровождения, ценообразования и
управленческого учёта и анализа используются во Владивостокском
государственном университете экономики и сервиса, апробированы в
Ивановской государственной текстильной академии, о чём свидетельствуют
акт о внедрении и справка о практической апробации.
Публикации. По теме исследования опубликовано 11 научных трудов
общим объёмом 8,1 п.л., в том числе 1 монографии (в соавторстве), из них
лично автором 2,76 п.л.:
1. Мальцева Г.И., Митина О.В. Исследование методик учёта и классификация
видов внебюджетной деятельности образовательных учреждений // Новые
информационные технологии и совершенствование учебных планов: Матер.
регион. межвузовской науч.-практич. конф. (30-31 мая 2000 г.). — Владивосток:
Изд-во ВГУЭС, 2000. — 0,1 п.л., в т.ч. вклад соискателя 0,05 п.л.
2. Мальцева Г.И., Митина О.В. Автоматизация бухгалтерского учёта и планирования в вузе // Новые информационные технологии и совершенствование
учебных планов: Матер. регион. межвузовской науч.-практич. конф. (30-31 мая
2000 г.). — Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2000. — 0,1 п.л., в т.ч. вклад соискателя
0,05 п.л.
3. Мальцева Г.И., Митина О.В., Уварова Т.Г. Задачи и перспективы научнометодического и информационного обеспечения экономического анализа и
прогнозирования // Информационные технологии в управлении и учебном
процессе вуза: Матер. регион. межвузовской науч.-практич. конф. (11-13 октября
2000 г.) — Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2000. — 0,1 п.л., в т.ч. вклад соискателя
0,025 п.л.
4. Мальцева Г.И., Митина О.В., Уварова Т.Г. Практика автоматизации бухгалтерского учёта и планирования в вузе // Информационные технологии в управлении и учебном процессе вуза: Матер. регион. межвузовской науч.-практич. конф.
(11-13 октября 2000 г.) — Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2000. — 0,1 п.л., в т.ч.
вклад соискателя 0,025 п.л.9
5. Мальцева Г.И., Митина О.В., Уварова Т.Г., Ефимова В.А. Повышение эффективности планирования, учёта и анализа использования внебюджетных средств
образовательных учреждений // Совершенствование бухгалтерского учёта и
налогообложения в образовательных и научных учреждениях: Матер. науч.-
практич. конф. (14-15 декабря 2000 г.). — М.: Изд-во ГНМЦБУА, 2000. — 0,5 п.л.,
в т.ч. вклад соискателя 0,2 п.л.
6. Митина О.В., Уварова Т.Г. Концепция реформирования бухгалтерского
учёта в вузе // Проблемы реформирования бухгалтерского учёта, аудита и
статистики: (11-13 октября 2000 г.) / под науч. ред. проф. В.В. Рубановой. —
Хабаровск: РИЦ ХГАЭП, 2001. — 0,14 п.л., в т.ч. вклад соискателя 0,1 п.л.
7. Мальцева Г.И., Митина О.В., Уварова Т.Г. Система бухгалтерского учёта,
анализа и планирования финансовых показателей как часть корпоративной
системы университета // Экономика, бухгалтерский учёт и налогообложение
образовательных учреждений: Матер. науч.-практич. конф. (18-19 декабря 2002 г.).
— М.: Изд-во ГНМЦБУА, 2002. — 0,25 п.л., в т.ч. вклад соискателя 0,15 п.л.
8. Митина О.В., Романенко Т.В. Использование бизнес-процессов для расчёта
себестоимости образовательных услуг // Экономика, бухгалтерский учёт и
налогообложение образовательных учреждений: Матер. науч.-практич. конф. (17-
18 декабря 2003 г.). — М.: Изд-во ГНМЦБУА, 2003. — 0,29 п.л., в т.ч. вклад
соискателя 0,2 п.л.
9. Мальцева Г.И., Уварова Т.Г., Митина О.В., Ниязова М.В., Коренкова Т.Н.
Разработка экономических показателей и индикаторов эффективности деятельности вуза // Под ред. Г.И. Мальцевой. — Владивост. гос. ун–т экон. и сервиса. —
Владивосток, 2004. — 5,74 п.л., в т.ч. вклад соискателя 0,74 п.л. — Деп. в ИНИОН
РАН 12.07.2004, № 58771.
10. Maltceva G., Uvarova T., Mitina O. Innovation approach as an effective method
in university management / Трибуны по вопросам Востока, Научно-техническое
общество Китая: Матер. междунар. науч.-технич.конф. 14–15 сент. 2004 г. — КНР,
Шеньян: Изд-во Института химич. технологий, 2004. — 0,36 п.л., в т.ч. вклад
соискателя 0,16 п.л.
11. Митина О.В. Механизм финансовой политики государственного вуза и
управление затратами на обучение // Вестник Хабаровской государственной
академии экономики и права. — 2005. — № 2. — 0,42 п.л.
По мере изменения функций государства в области образования, осуществления политики дерегулирования, передачи образовательным учреждениям
больших прав и полномочий, появляется более акцентированный рыночный
подход к образованию в целом. Давая мощный импульс общественному
развитию, система образования является инертной, не успевает реагировать на
изменения общественной жизни, что в определенной степени обусловлено
отставанием в создании и корректировке нормативной базы, затрагивающей
образование. Анализ литературы показывает, что практически отсутствуют
теоретические разработки в связи с переходом вузов на новые условия
хозяйствования. Инструментарий теории и практики управления финансами
государственного вуза недостаточно проработан или не соответствует
современному положению в экономике. Основные результаты относятся к
области управления финансами государства.
В отношении управления финансами вуза результаты носят косвенный или
поверхностный характер. Практически отсутствуют теоретические разработки
в связи с переходом вузов на новые условия хозяйствования. Недостаточно
исследованы возможности совершенствования управления финансами
государственного вуза, функционирующего в конкурентной среде. В связи с
углублением рыночных отношений проблема разработки механизма управления затратами на подготовку специалиста в финансовой политике государственного вуза приобретает особую актуальность.
Диссертационная работа посвящена разработке теоретических и методических основ управления затратами государственного учреждения ВПО на
подготовку специалиста и формирование инструмента финансовой политики
вуза в части управления затратами. В работе исследуется совокупность
финансовых ресурсов и экономических отношений, возникающих в процессе
управления затратами государственного вуза. Предметом исследования
является механизм финансовой политики государственного образовательного107
учреждения в части управления затратами на подготовку по
программам ВПО с использованием бюджетных и внебюджетных финансовых
ресурсов.
В первом разделе диссертационного исследования исследованы факторы
осуществления финансовой деятельности государственного вуза, научно
обоснованы принципы совершенствования системы управления финансами
вуза и выявлены основные элементы управления затратами вуза как инструмента финансовой политики в условиях реформирования ВПО, предложен
конструктивный подход к организации системы управления затратами,
раскрыта специфика и выделены экономические факторы, определяющие
механизм распределения затрат вуза на обучение.
В результате роста конкуренции на рынке образовательных услуг пришло
время интенсивного развития вузов. Факторы интенсивного развития подразделяются на две группы. Первая группа связана с мобилизацией имеющихся
резервов, не требует значительных капиталовложений. В рамках эффективного
использования ресурсов эти факторы всегда остаются актуальными, хотя и
имеют естественные ограничения. Основой дальнейшей интенсификации
деятельности вузов и повышения её результативности являются интенсивные
факторы второй группы, связанной с перестройкой деятельности вуза как
хозяйствующего субъекта. В качестве основной задачи управления вузом
автор выделяет задачу управления ресурсами (в первую очередь финансами),
решение которой должно приблизить к существенному повышению качества
образовательных услуг.
Осуществляемое сметное финансирование слабо стимулирует высшие
образовательные учреждения к повышению эффективности использования
бюджетных средств. Процесс инвестирования внебюджетных средств не
урегулирован казначейским исполнением бюджета вуза, не определены статьи
расходов для осуществления инвестиционной деятельности без существенных
налоговых потерь для вуза. Традиционные методы учёта не обеспечивают108
идентификацию всей цепочки затрат, связанных с процессом
предоставления той или иной образовательной услуги. Основная причина
заключается в том, что учёт затрат осуществляется по отдельным источникам
финансирования и функциональным областям, тогда как финансовые потоки
проходят «сквозь» организацию, взаимодействуя с множеством структурных
подразделений, и необходимо учитывать их в совокупности.
Эффективная реализация финансовой политики возможна при планировании всех финансовых потоков (доходов, как бюджетных, так и внебюджетных,
и расходов), процессов и финансовых отношений в вузе. Финансовое планирование представляет собой процесс балансирования объёма всех финансовых
ресурсов и их распределения в рамках вуза. Исходным этапом планирования
является прогнозирование основных направлений финансовой деятельности
вуза, определяемых в процессе стратегического планирования. Для того чтобы
реализовать стратегический план, разработанный в вузе, необходимо использовать набор управленческих инструментов, среди которых бюджетирование
является основным. Необходимыми условиями успешного бюджетирования
являются: (1) научно-обоснованная система учёта затрат (на образовательную
деятельность, научные исследования, административно-хозяйственное,
материально-техническое и информационно-техническое обеспечение
деятельности вуза); (2) научно-разработанная система бухгалтерского учёта;
(3) чёткое разделение прав и ответственности по уровням управления,
подразделениям и центрам ответственности.
Основной деятельностью вуза является образовательная (т.е. непосредственно процесс обучения), поэтому основной составляющей финансовых
потоков вуза являются затраты на подготовку специалиста, а каждая образовательная программа является носителем затрат.
Система управления затратами вуза представляет собой реализацию управленческого учёта и предполагает выполнение функций:
— учёт затрат вуза по направлениям деятельности;109
— выделение затрат на образовательную деятельность из
общих затрат вуза;
— определение фактических затрат на подготовку специалиста;
— анализ затрат на обучение и связанных с ними экономических показателей (степень влияния статей затрат на финансовые результаты деятельности
центров затрат);
— анализ обоснованности затрат на образовательные услуги;
— планирование затрат на обучение одного студента конкретной специальности (формирование цены);
— разработка проектов и принятие управленческих решений в пользу
специальности, направления, формы обучения, метода обучения и т.п.
На основе исследования сущности и специфики финансовой деятельности
государственного вуза в условиях рыночной экономики определены ограничения и точки развития системы управления финансовыми ресурсами вуза.
Обоснованы перспективные направления развития системы управления
финансами государственного вуза, направленные на повышение качества
подготовки специалиста, к которым отнесены: развитие методологической и
инструментальной поддержки реализации финансовой политики вуза для
адаптации к условиям рынка; разработка управленческих инструментов
бюджетирования; совершенствование системы бухгалтерского учёта; разработка механизма финансовой политики для управления затратами; развитие
системы разделения прав и ответственности по уровням управления, подразделениям и центрам ответственности; методическое обеспечение ценообразования на подготовку специалистов.
Во втором разделе приводится классификация материальных ресурсов,
обосновывается подход к определению их стоимости в затратах центров
финансовой ответственности вуза. Выделены «центры затрат» вуза для целей
определения затрат на обучение, раскрыто содержание их затрат на подготовку по программам ВПО на примере Владивостокского государственного110
университета экономики и сервиса. Излагаются экономические
принципы определения затрат на специальность, к которым отнесены следующие: учитываются как бюджетные, так и внебюджетные финансовые
потоки; учитываются все фактические затраты, связанные с подготовкой
(сквозные финансовые потоки); среди всех затрат вуза выделяются затраты на
подготовку по программам ВПО; объектом расчёта затрат определён один
студент дневной формы обучения по основной или дополнительной программе высшего профессионального образования, независимо от уровня образования (бакалавр, специалист или магистр).
Кроме того, определены основные элементы затрат на подготовку специалиста, а именно: (1) учебные (затраты кафедр на обучение студентов: проведение лекций, лабораторных занятий, аттестацию и др.); (2) на
пребывание в учебных аудиториях во время учебных занятий (затраты на
содержание помещений, амортизация материальных ценностей и площадей
аудиторий); (3) «общестуденческие расходы» (на пополнение библиотечного
фонда, организацию учебного процесса, пребывание студентов на площадях
общего пользования).
В качестве основы для определения затрат на подготовку специалиста
принят учёт по центрам ответственности (ЦО). Определены следующие виды
затрат ЦО: (1) собственные (включают фонд оплаты труда работников ЦО,
прочие расходы центра, амортизацию материальных ресурсов, используемых в
деятельности ЦО); (2) накладные (доля затрат другого центра затрат, отнесенная на данный ЦО на основании объема потреблённых ресурсов) и
(3) общеуниверситетские (затраты по направлениям деятельности вуза, за
которые отвечает конкретный ЦО).
Основой распределения затрат являются различные базы распределения в
зависимости от группы затрат, например: для затрат, связанных с материальными ресурсами, — амортизация материальных ресурсов, используемых111
центром затрат; для затрат, связанных с помещениями, —
площадь помещений, которые занимает центр затрат.
Важным элементом механизма финансовой политики вуза является методика определения стоимости материальных ресурсов в затратах вуза на
подготовку по программам ВПО. Для целей расчёта затрат на подготовку
специалиста принято решение разделить материальные ресурсы по группам,
требующим разных методик исчисления затрат: (1) занимаемые помещения;
(2) другие материальные ресурсы (основные средства и малоценные предметы
в терминах до 2005 года). Затраты по занимаемым помещениям определяются,
исходя из площади закреплённых за подразделением помещений, амортизации
по учётным нормам и затрат на их содержание.
Предложен принцип распределения материальных затрат по подразделениям на основе базы данных корпоративной информационной системы.
До 2005 года в бухгалтерском учёте бюджетных учреждений износ рассчитывался один раз в конце года, поэтому для задачи определения затрат на
обучение одного студента в разрезе специальностей и отдельных семестров
необходимо проводить внеплановый расчёт. Исходя из полученной амортизации зданий, определяется амортизация одного квадратного метра площади для
расчёта затрат подразделения. Амортизация по другим основным средствам
определяется по каждому инвентарному объекту и относится на затраты
подразделения на основании закрепления объекта за материальноответственным лицом.
Что касается определения затрат по использованию материальных ресурсов, относящихся до 2005 года к «малоценным» предметам, срок использования которых больше года, проблема заключалась в том, что по ним износ в
бухгалтерском учёте не рассчитывался, и затраты на их приобретение
полностью относились на расходы в момент приобретения. Механизм расчёта
амортизации «за период» по ним отсутствует, поэтому автоматически
рассчитать его стандартными средствами невозможно. В то же время такие112
предметы занимают значительное место в материальных ресурсах
университета. Это потребовало разработки методики расчёта амортизации
«малоценных» предметов за период и отнесения её на затраты. В результате
создана классификация, в рамках которой каждый объект учёта отнесён к
группе со сроком использования, применяемым для аналогичных предметов,
относящихся к основным средствам. В случае отсутствия аналогов срок
использования предмета определялся экспертным путем.
Начиная с 2005 года, эта методика применяется к основным средствам
стоимостью до 10 тыс. руб., для которых в бухгалтерском учёте амортизация
рассчитывается в размере 100% в момент передачи в эксплуатацию. Для целей
постепенного отнесения затрат известный метод переноса стоимости основных средств на затраты применен автором для нетрадиционных объектов –
рассматриваемой группы материальных ресурсов – «малоценных предметов».
Отказ от методов администрирования и переход к менеджменту требует
внедрения новых инструментов финансовой политики, которые способствуют
выявлению резервов интенсивного развития, повышению адаптивных свойств
системы управления вузом в динамичных рыночных условиях и финансовой
устойчивости государственного образовательного учреждения. На это
нацелена предложенная методика определения затрат государственного вуза
на подготовку одного студента по программам ВПО в разрезе специальностей
и периодов обучения, автоматически, на базе интегрированного учётноаналитического обеспечения вуза. Таким образом обходится проблема
трудоемкости, с которой сталкиваются существующие подходы к определению затрат на одного обучаемого.
Фактические затраты на подготовку по программам ВПО за семестр, по
курсам, на одного студента являются основным экономическим показателем
эффективности деятельности вуза. Автором выделены следующие основные
операции по определению затрат:
— определение состава центров затрат и структуры их расходов;113
— установление правил распределения затрат между центрами затрат;
— выделение из общих затрат вуза расходов на подготовку по программам
ВПО и распределение их по центрам затрат;
— определение и отнесение на центры затрат амортизации площадей и
материальных ценностей;
— установление количественных параметров центра затрат для распределения косвенных расходов;
–– распределение косвенных расходов;
— определение (1) затрат каждой учебной группы на учебный процесс и на
пребывание в аудиториях во время занятий на основе данных учебного
расписания; (2) общестуденческих затрат; (3) суммарных затрат на учебную
группу; (4) затрат на одного студента за любой период обучения.
Разработанный алгоритм основан на методе пошагового распределения
косвенных затрат по базам распределения.
Данные о затратах на подготовку по программам ВПО распределяются по
центрам затрат, среди которых для целей расчёта выделены подразделения
университета: дирекция института; кафедра; административно-технический,
информационно-технический и административно-управленческий департаменты; учебно-обеспечивающие подразделения, научно-исследовательский
сектор. Центрами затрат являются также учебные аудитории и помещения
общего пользования.
Учитывая различные факторы на основе предполагаемой причинноследственной связи между затратами и результатами, такой метод является
наиболее точным методом расчёта затрат. Реализация разработанной методики
осуществлена на базе корпоративного программного обеспечения автоматизированных рабочих мест для составления расписания учебных занятий, учёта
аудиторного фонда, бухгалтерского учёта, учёта персонала и заработной
платы.114
В третьем разделе приводятся результаты внедрения и апробации
механизма управления затратами как инструмента финансовой политики
Владивостокского государственного университета экономики и сервиса.
Анализируется состав затрат на подготовку специалиста и их распределение
по центрам затрат как основа оптимизации управления затратами государственного вуза.
Практическая ценность результатов исследования заключается в том, что
они могут быть использованы государственными учреждениями высшего
профессионального образования для оперативного перераспределения
финансовых потоков внутри вуза для выполнения его текущих и долгосрочных функций, что особенно ценно во времена быстрых изменений.
Отдельные аспекты авторских рекомендаций могут быть использованы на
других уровнях образования и для других форм обучения в различных
образовательных учреждениях.
Автором осуществлена практическая реализация аналитических и оценочных процедур при поддержке автоматизированной учётно-аналитической
интегрированной системы, что позволило провести апробацию разработанного
инструментария финансовой политики государственного вуза для решения
приоритетных задач управления затратами на подготовку по программам
ВПО. Предложенный подход учитывает опыт принятия организационных и
управленческих решений во Владивостокском государственном университете
экономике и сервиса, разработанные и реализованные автором методики
положены в основу механизма реализации финансовой политики
университета.
Закон "Об образовании".
2. Закон "О высшем и послевузовском образовании".
3. Доклад Минфина на заседании правительства РФ, октябрь 2003 г.
4. Концепция модернизации российского образования на период до 2010.
5. Налоговый кодекс РФ, гл. 25.
6. Основные направления социально-экономической политики Правительства РФ на долгосрочную перспективу.
7. Приказ Минфина РФ от 10.12.2004 г, № 114н «Об утверждении Указаний
о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации».
8. Cроки и порядок проведения финансового мониторинга, начиная с января
2004 года. ––Приказ № 399 от 19 декабря 2003 года, Минфин РФ.
Специальная литература
9. Анализ хозяйственной деятельности бюджетных организаций: Учебн.
пособие / Д.А. Панков, Е.А. Головкова, Л.В. Пашковская и др.; Под общей
ред. Д.А.Панкова, Е.А.Головкиной. –– М.: Новое знание, 2002. –– 409 с.
10. Белолипецкий В.Г. Финансы фирмы: Курс лекций. –– М.: ИНФРА-М,
1998. –– 298 с.
11. Бухгалтерский учёт: Учебник / А.С. Бакаев, П.С. Безруких, Н.Д. Врублевский и др. Под ред. П.С. Безруких –– 4-е изд. Перераб. и доп. –– М.:
Бухгалтерский учёт, 2003. –– 719 с.
12. Виноградова Е.Б. К вопросам планирования финансовой деятельности
университета. Университетское управление. –– 2002. –– N 4(23). С. 47–51.116
13. Воссенштейн Х. Финансовое напряжение: тенденции
финансирования высшего образования и политический курс в ситуации
ограниченных средств. Университетское управление: практика и анализ. –
– 2003. –– N 3(26). С. 51–60.
14. Головизнин А.В. Управление инновационной деятельностью вуза на
основе использования процессно-ориентированного учёта затрат. А/р
дис….к.э.н. / М., 2004. –– 35 с.
15. Гринолл Э. Финансы и финансовое планирование. Для руководителей
среднего звена: Пер. с англ. /. –– М.: Финпресс, 1998. –– 96 с.
16. Давидовская И.Л. Доходы и расходы организации: операционные,
внереализационные, чрезвычайные. — М: МЦФЭР, 2001. — 272 с.
17. Друри К. Управленческий и производственный учёт / Учебное пособие.
М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. –– 341 с.
18. Заболотни Г.И. Совершенствование финансового менеджмента высших
учебных заведений на основе развития нормативной базы (на примере
Самарской области). А/р дис….к.э.н.. / М:, 2002. –– 30 с.
19. Заболотный Е.Б., Майсаков Д.Л. Анализ результатов деятельности вуза
как основа принятия управленческих решений // Университетское управление: практика и анализ. –– 2001. −– № 3. –– С. 78–82.
20. Заборовская А.С. Институциональные основы изменения механизма
финансирования высшего образования (на основе результатов эксперимента по введению государственных именных финансовых обязательств в
учебные заведения высшего профессионального образования в 2002 году). А/р магистерской дис. / М.: ГУ–ВШЭ, 2003. –– 5 с.
21. Запорожец Н.В. Анализ практики формирования цен образовательными
учреждениями. Университетское управление. –– 1998. –– N 4(7). С. 9–13.
22. Захаров Ю.А., Курбатова М.В., Долганов В.С., Морозова Е.А. Новые
финансовые инструменты в высшем образовании. Университетское
управление. –– 2004. –– № 2(30). С. 77–89.117
23. Зорин А.В., Терехов И.В., Иевенко М.В., Балашова О.В.
Адаптация методики функционально-стоимостного анализа к условиям
современных вузов // Телематика 2003: Материалы Х Всеросс. науч.–
метод. конф.14–17 апреля 2003 г. –– Т. 1. –– СПб: СПГИТМО. –– С. 96–
99.
24. Иевенко М.В. Использование встроенных методик ERP-решений при
внедрении системы «Университет». Университетское управление. ––
2004. –– № 1(29). С. 96–104.
25. Калькуляция себестоимости в промышленности / Под ред. проф.
А.Ш. Маргулиса. М.: «Финансы», 1975. — 295 с.
26. Кельчевская Н.Р., Прохорова Н.Б., Павлова М.В. Проведение финансового анализа государственного образовательного учреждения. –– Екатеринбург: ГОУ УГТУ-УПИ, 2001. –– 127 с.
27. Кельчевская Н.Р. Финансово-правовое регулирование инновационного
управления государственным вузом. –– Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ–
УПИ, 2003. –– 402 с.
28. Ковалева А.М., Лапуста М.Г., Скамай Л.Г. Финансы фирмы: Учебник. ––
М.: ИНФРА–М, 2001. –– 412с.
29. Козельский В.Н. Финансовые ресурсы и последующий финансовый
контроль в сфере образования: Автореф. дис. … канд. экон. наук. –– Саратов: СГСЭУ, 2002. –– 20 с.
30. Колесников С.Н. Многомерная себестоимость.
http://www.gaap.ru/biblio/mngacc/practice/020.asp
31. Колибаба О.В. Бухгалтерский учёт расходов и доходов в негосударственных образовательных учреждениях. Дисс.….к.э.н. / М.: 2002 г. М.–– 157 с.
32. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учёт: Учебн. пособие. –– 4-е изд., перераб.
и доп. –– М.: ИНФРА-М, 2003. –– 640 с. (Серия «Высшее образование»)
33. Кондратова И.Г. Основы управленческого учёта: Учеб. пособие. –– М.:
Финансы и статистика, 2000. –– 160 с.118
34. Контроллинг как инструмент управления предприятием/ Е.А.
Ананькина, С.В. Данилочкин, Н.Г. Данилочкина и др.; Под ред. Н.Г. Данилочкиной. −– М.: Аудит, ЮНИТИ, 1999. –− 127 с.
35. Краковский Ю.М. Имитационно-аналитический подход в ценообразовании образовательных услуг // Alma mater (Вестник высш. шк.). –– 1999. −–
№ 1. –– С. 27−28.
36. Краковский Ю.М. Прогнозирование и стоимостный анализ рынка
образовательных услуг// Alma mater (Вестник высш. школ.). –– 2000. −–
№ 8. −– С. 38−40.
37. Курс экономики: Учебник / Под ред. Б.А. Райзберга –– 4-е изд. Перераб. и
доп. –– М.: ИНФРА-М, 2003. –– 672 с.
38. Ластовецкий В.Е. Учёт затрат по факторам производства и центрам
ответственности –– М.: Финансы и статистика, 1988. –– 165с.
39. Лембден Д., Таргет Д. Финансы в малом бизнесе –– практический подход:
Пер. с англ. –– М.: Финансы и статистика, 1992. –– 127с.
40. Леутина Л., Бондарь Т., Якубович В. Бюджетные организации, № 2,
2003 г. Приложение к журналу «Главный Бухгалтер»
www.glavbuh.info/obzori/53/Leutina.doc
41. Луговой В.А. Учёт затрат на производство и реализацию продукции
(работ, услуг): Методика и практикум / АО "Инконсаудит". — М.: Финансы и статистика, 1995. — 138 с.
42. Любушкин Н.П., Жаринов В.В., Бородина Н.В. Теория бухгалтерского
учёта: Учеб. пособие для вузов / Под ред. проф. В.Д. Новодворского. —
М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. — 294 с.
43. Мальцева Г.И. Организационно-методические основы формирования
финансовой и учётной политики вуза. Дис. ... к.э.н. / Новосибирск, 2002.–
– 155 с.
44. Мальцева Г.И. Стратегический управленческий учёт в вузе. –– Кн.:
Реформы управления в высшем образовании: тенденции, проблемы и119
опыт: Матер. междунар. конф. 2- 3 марта 2004 г. –– Ростов-наДону: Изд-во РГУ. –– 2004.
45. Мальцева Г.И., Кох Л.В. Финансы: Учебн. пособие. –– Владивосток, Издво ВГУЭС. –– 2002. –– 124 с.
46. Мальцева Г.И., Митина О.В. Управление финансами в вузе: Учебн.
пособие. –– Владивосток, Изд-во ВГУЭС. –– 2002. –– 60 с.
47. Мальцева Г.И., Митина О.В. Инструменты стратегического управленческого учёта. –– Университетское управление: практика и анализ. ––2005. –
– № 2(35). С. 62–75.
48. Мальцева Г.И., Митина О.В., Уварова Т.Г. Система бухгалтерского учёта,
анализа и планирования финансовых показателей как часть корпоративной системы университета // Экономика, бухгалтерский учёт и налогообложение образовательных учреждений: Матер. науч.–прак. конф. (18–19
декабря 2002 г.) –– М.: Изд-во ГНМЦБУА, 2002. –– С. 35–38.
49. Мальцева Г.И., Уварова Т.Г., Митина О.В., Ниязова М.В. Организация и
структура системы управления финансами государственного вуза. // Качество образования: менеджмент, достижения, проблемы. EQ-2005: Матер.
VI Международ. науч.-методич. конф. (22-25 мая 2005 г.) –– Новосибирск: НГТУ, 2005.
50. Мальцева Г.И., Уварова Т.Г., Митина О.В., Ниязова М.В. Финансовоэкономические потоки как основа принятия управленческих решений в
вузе // Качество образования: менеджмент, достижения, проблемы. EQ-
2005: Матер. VI Международ. науч.-методич. конф. (22-25 мая 2005 г.) ––
Новосибирск: НГТУ, 2005.
51. Мальцева Г.И., Уварова Т.Г., Митина О.В., Ниязова М.В., Коренкова Т.Н.
Исследование организационно-экономических моделей управления вузом
// Под ред. Г.И. Мальцевой. –– Владивост. гос. ун–т экон. и сервиса. ––
Владивосток, 2004. –– 4,41 п.л. —– Деп. в ИНИОН РАН 14.07.2004 г.,
№58776.120
52. Мальцева Г.И., Уварова Т.Г., Митина О.В., Ниязова М.В.,
Коренкова Т.Н. Разработка экономических показателей и индикаторов
эффективности деятельности вуза // Под ред. Г.И. Мальцевой. –– Владивост. гос. ун–т экон. и сервиса. –– Владивосток, 2004. –– 5,74 п.л. –– Деп.
в ИНИОН РАН 12.07.2004 г., №58771.
53. Малышева Л.А. Управление организационными изменениями промышленных предприятий на основе контроллинга. А/р дис….д.э.н.. / Екатеринбург, 2005. –– 40 с.
54. Марков Г.Н., Бенин А.А. Справочник по управленческому учёту. –– СПб.:
Альфа, 2001. –– 448 с.
55. Маркова О.П. Формирование системы социальной стандартизации и
экономических механизмов ее реализации в сфере медицинских и образовательных услуг: Автореф. дисс. … канд. экон. наук. –– М.: Росс. экон.
академ. им. Г.В. Плеханова, 2001. –– 24с.
56. Марущенко В.В. Нормативная имплантация контроллинга в систему
управления образовательного учреждения // Российское предпринимательство. –– 2001. −– № 5.
57. Метод «директ-костинг» в управленческом учёте / Бухгалтерский учёт. –
2003. –– № 19. С. 66–67.
58. Моисеева Н.К., Карпунин М.Г. Основы теории и практики функционально-стоимостного анализа. М.: Высш. шк., 1988. –– 192 с.
59. Наумова Н.А. Управление качеством исполнения функций центров
ответственности вуза на основе функционально-стоимостного анализа.
Университетское управление. –– 2004. –– № 1(29). С. 90–95.
60. Николаева О.Е., Шишкова Т.В. Управленческий учёт. −– 2-е изд., испр. и
дополн. –– М.: Эдиториал УРСС, 2001. –– 336 с.
61. Новиченко П.П., Рендухов И.М. Учёт затрат и калькулирование себестоимости продукции в промышленности: Учебник / М.: Финансы и статистика, 1992. –– 223 с.121
62. Проект концепции структурно- функциональных
преобразований в сфере образования с целью повышения эффективности
использования государственных средств // Университетское управление:
практика и анализ. –– 1999. –– № 2(9). –– С. 16–27.
63. Разработка систем информационно-аналитического обеспечения управления университетом // Научный отчёт (промежуточный), (отдел научнометодического и информационного обеспечения экономического анализа
и прогнозирования ВГУЭС НИИРПО, ВГУЭС). −– Владивосток, 2002.
64. Райан Боб Стратегический учёт для руководителей: Пер. с англ. / Под ред.
В.А. Микрюкова. –− М.: Аудит, ЮНИТИ, 1998 –– 616 с.
65. Расходы: бухгалтерский и налоговый учёт в вопросах и ответах / Общ.
ред. Г.Ю. Касьяновой. –– 2-е изд. –– М.: Информцентр XXI века, 2004. ––
312с.
66. Расходы на оплату труда. Налоговый и бухгалтерский учёт / Сост. А.В.
Брызгалин, В.Р. Берник, А.Н. Головкин; Под ред. А.В. Брызгалина. ––
Екатеринбург: Налоги и фин. право, 2003. –– 176с.
67. Расходы организации от А до Я: Налоговый и бухгалтерский учёт:
Справочное пособие / Сост. А.С.Нуриев. –– СПб.: Эскорт, 2003. –– 175с.
68. Учёт затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции: Учебн. пособие / Г.С.Резаева. –– Владивосток: Изд-во Дальневост.
гос. ун-та, 1994. –– 43с.
69. Родионова В.М., Вавилов Ю.Я., Гончаренко и др.Финансы / Под ред. В.М.
Родионовой. –– М.: Финансы и статистика, 1994. –– 430с.
70. Ройтер Вольфганг. Финансирование образования: международные
модели, пути, опыт и мышление. Университетское управление. –– 2000. –
– N 4(15). С. 4–9.