Введение 4
1 Предмет «Физическая культура» как основная форма развития в школе 6
1.1 Содержание предмета «Физическая культура» в школе 6
1.2 Анализ школьных программ по физической культуре 9
1.3 Проблемы физического воспитания школьников в
современной школе 16
1.4 Формы физического воспитания 17
1.5 Анатомо-физиологические особенности развития школьников
среднего школьного возраста 20
1.6 Сенситивные периоды развития физических качеств 21
2 Организация и методы исследования 23
2.1 Организация исследования 23
2.2 Методы исследования 25
3 Результаты исследования комплекса упражнений для детей среднего
школьного возраста на уроках физической культуры 29
3.1 Результаты оценки исследования 29
Заключение 35
Список использованных источников 36
Приложение А-Г
Актуальность: В требованиях Федеральных государственных образовательных стандартов к содержанию образования в области физической культуры отмечается, что учебный процесс должен быть направлен на формирование потребности в регулярных занятиях физической культурой и спортом, целостное развитие физических, психических, морально-волевых качеств, социализацию и адаптацию школьников к современным требованиям и условиям жизни российского общества (приказ Министерства образования и науки России №1560 от 29 июля 2011 г.).
Анализ научно-методической литературы показал, что необходимы инновационные изменения в системе школьного физического воспитания, и в первую очередь в методике построения систем уроков физической культуры как основной действующей в школе формы учебного процесса. Реальность отечественного школьного физического воспитания состоит в том, что двигательная активность у большинства учащихся, в основном, отсутствует, кроме как на обязательных школьных уроках физической культуры. Поэтому учителя физической культуры должны с максимальной эффективностью использовать эту организационную форму физического воспитания подрастающего поколения. В условиях общеобразовательной школы естественная потребность детей среднего звена в движении не удовлетворяется, а следовательно, у них не развиваются надлежащим образом силовые и скоростные способности, выносливость, необходимые для укрепления здоровья и формирования систем организма. Причин такого негативного положения много, среди них: минимальный объем обязательных занятий физической культурой; низкая моторная плотность уроков физической культуры; низкое дозирование физической нагрузки; неудовлетворительная организация внеклассной физкультурно-массовой и спортивной работы; недостаточное использование самостоятельных тренировок
Объект исследования - процесс физического воспитания учащихся общеобразовательных школ.
Предмет исследования - повышение уровня физической подготовленности школьников среднего школьного возраста на уроках физической культуре
Цель работы - разработать и обосновать комплекс упражнений, повышающий физическое развитие детей среднего школьного возраста на уроках физической культуры и проверить ее эффективность
Задачи исследования:
1. Раскрыть содержание предмета «Физическая культура» в структуре физкультурно-спортивной деятельности в общеобразовательной школе
2. Рассмотреть проблемы физического воспитания школьников среднего школьного возраста
3. Проверить эффективность разработанного комплекса упражнений для детей среднего школьного возраста на уроках физической культуры
Методы исследования:
1. Анализ научно-методической литературы
2. Педагогический эксперимент
3. Метод математической статистики
Гипотеза: Предполагается, что учебный процесс, построенный по принципу спортивно -тренировочной направленности, позволит повысить уровень физической подготовленности детей среднего школьного возраста.
1. В ходе проведения анализа литературных источников нами были выявлено, что предмет «Физическая культура» является основным обязательным предметом для всех учащихся в структуре спортивно - физкультурной деятельности общеобразовательной школы. Однако большинство авторов считают, что 2-3 урока физической культуры не могут компенсировать физиологически необходимой для школьников двигательной активности и не способствуют укреплению здоровья, и повышению уровня физической подготовленности.
2. Выявлено, что основные проблемы физического воспитания школьников обусловлены низким уровнем здоровья детей, отсутствием интереса к двигательной деятельности, так же низкий уровень материально технической базы и подготовкой учителей.
3. На промежуточном тестировании были получены данные о не достоверности полученных результатов, но прослеживался рост показателей как в контрольной, так и в экспериментальной группе. В итоге по полученным данным итогового тестирования были получены более высокие результаты тестов по сравнению с промежуточным тестированием. После подведения математических подсчетов, были выявлены достоверные различия результатов контрольной и экспериментальной группы.
Исходя из этого, можно сделать вывод, что гипотеза исследования подтвердилась и экспериментальный комплекс эффективнее, чем стандартные средства развития детей среднего школьного возраста
1. Агеевец, В.У. От курсов П.Ф. Лесгафта до академии физической культуры им. П.Ф. Лесгафта / В.У. Агеевец.- СПб.: Олимп - СПб., 2004.¬224 с.
2. Аналитический обзор основных направлений модернизации физического воспитания и физкультурно-спортивной работы в школе / В.И. Столяров, В.К. Бальсевич, В.П. Моченов, Л.И. Лубышева // Модернизация физического воспитания в общеобразовательной школе. - М. : Теория и практика физической культуры, 2009. - С. 11-125.
3. Аршинник, С.П. Элементы кросса на уроках / С.П. Аршинник, В.И. Тхорев // Физическая культура в школе. - 2008. - № 1. - С. 23.
4. Астахов, А.В. особенности организации уроков по физической культуре при трехчасовой учебной нагрузке / А.В. Астахов // Физическая культура : воспитание, образование, тренировка. - 2007. - № 1. - С. 14.
5. Баева, НА. Анатомия и физиология детей школьного возраста: учеб. пособие / НА. Баева. - Омск: Сиб ГУФК, 2003. - 56 с.
6. Баландин, Г.А. Урок физкультуры в современной школе: Методические рекомендации для учителей. Выпуск 3. Легкая атлетика. - М.: Советский спорт, 2004. - 72 с.
7. Бальсевич, В.К. Новые векторы модернизации систем массового физического воспитания детей и подростков в общеобразовательной школе / В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева, ЛН Прогонюк // Теория и практика физической культуры. - 2003. - № 4. - С. 56-59.
8. Бальсевич, В.К. Спортивный вектор физического воспитания в Российской школе / В.К. Бальсевич. - М. : Теория и практика физической культуры, 2006. - 111 с.
9. Бальсевич, В.К. Спортивный вектор физического воспитания в российской школе / В.К. Бальсевич. - М.: НИЦ «Теория и практика физической культуры и спорта», 2006. - 112 с.
10. Бальсевич, В.К. Физическая культура в школе: пути модернизации преподавания / В.К. Бальсевич // Педагогика, 2004. - № 1.- С. 26-33.
11. Банников, С.В. Типология уроков в современной школе согласно требованиям ФГОС / С. В. Банников, Ф.А. Михайловский, С.Н. Новикова // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: “Исторические науки”. - 2014. - № 3 (15). - С. 95-106.
12. Баранов, А.А. Физическое развитие детей и подростков на рубеже десятилетий / А.А. Баранов, В.Р. Кучма, Н.А. Скоблина. - М.: НЦЗД РАМН, 2008. - 216 с.
13. Бирючков, Б.И. Методические особенности развития двигательных способностей учащихся на уроках - гимнастики в школе : учеб. пособие / Б.И. Бирючков. - М. : РГАФК, 2002. - 111 с.
14. Блинов, В.И, Развитие теории и практики образования в России в XVIII начале XX вв. под влиянием изменений ценностных ориентаций, представлений об идеале человека и целях его воспитания: автореф. дис. .докт. пед. наук / В.И. Блинов. - М., 2001. - 31 с.
15. Веденеева, О. А. Педагогика в системно -образном представлении. Учебное пособие / О. А. Веденеева, Л.И. Савва, НЯ. Сайгушев. - Москва : Мир науки, 2016. - 135 с.
16. Власова, Е.М. Опережающее обучение физическим упражнениям игровой направленности учащихся шестых-восьмых классов: автореф. дис. канд. пед. наук / Е.М. Власова. - СПб., 2004.23 с.
17. Гаврюшин, М.Ю., Березин ИИ, Сазонова О.В. Антропометрические особенности физического развития школьников современного мегаполиса // Казанский медицинский журнал. 2016. Т. 97. № 4. С. 629- 633.
18. Гелецкий, В.М. Реферативные, курсовые и дипломные работы: Учебно - методическое пособие для студ. факультета физической культуры и спорта / В.М. Гелецкий, Краснояр. гос. ун-т. - Красноярск, 2004. - 112 с.
19. Головин, О.В. Альтернативная модель организации урока физической культуры на основе системного подхода / О.В. Головин // Физическая культура : воспитание, образование, тренировка. - 2005. - № 6. - С. 10.
20. Горинов, А.В. Влияние различных групп гимнастических упражнений на организм детей 9-12 лет: автореф. дне. ... канд. пед. наук / А.В. Горинов; МГАФК. - М., 2000. - 26 с
21. Григорьянц, Л.И. Обучение в сотрудничестве на уроках истории в
обществознания как путь к активизации учебной деятельности учащихся / Л.И. Григорьянц //Материалы XIII Международной научной конференции молодых ученых и аспирантов «Наука. Образование. Молодежь». - Майкоп, 2016. С. 58-62.
22. Давыдова, С.В. Требования к современному уроку физической культуры / С.В. Давыдова // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII Междунар. науч. конф.-Краснодар: Новация, 2016. - С. 124-144.
23. Евсеев, С.П. Социологические методы исследования мотивационных предпочтений школьников в области физической культуры / Евсеев С. П., Комков А. Г., Филиппов С. С. // Теория и методика физкультурного образования: социально -педагогические аспекты и перспективы развития : сборник научных трудов. - СПб., 2006. - С. 39-48.
24. Евсеев, Ю.И. Физическая культура / Ю.И.Евсеев. - Изд. 5-е. - Ростов н/Дону: Феникс, 2008. - 378, [1] с.: ил. - (Высшее образование).
25. Еркомайшвили, И.В. Основы теории физической культуры: Курс лекций. - ГОУ ВПО «Уральский государственный технический университет - УПИ». - Екатеринбург . Министерство образования и науки Российской Федерации, 2004. - 193с.
26. Железняк, Ю.Д. Особенности построения учебных программ по физической культуре со спортивно ориентированным физическим воспитанием // Спортивно ориентированное физической воспитание - новая педагогическая технология XXI века : материалы II Всерос. науч. - практ. конф. - Ижевск : Удмурсткий университет, 2006. - Т. 1. - С. 145¬148.
27. Капустин, А.Г. Допризывники-школьники на уроках физической культуры / А.Г. Капустин // Физическая культура в школе. - 2005. - № 5. - С. 34-38.
28. Коджаспиров, Ю.Г. Развитие силы средствами единоборств / Ю.Г. Коджаспиров // Физическая культура в школе. - 2006. - № 7. - С. 46-50.
29. Комков, А.Г. Социально-педагогические основы формирования физической активности школьников : монография / А.Г. Комков ; С. - Петерб. науч.-исслед. ин-т физ. культуры. - СПб. : [б.и.], 2002. - 228 с.
30. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект Российской академии образования / под ред. A. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. — М.: Просвещение, 2008.
31. Короткова, Е.А. Оптимизация учебного процесса по физической культуре в школе на основе технологии дифференцированного физкультурного образования школьников : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Е.А. Короткова. - Омск, 2000. - 46 с.
32. Кузнецов, В. С. Научно -методические основы комплексного урока физической культуры в общеобразовательной школе : учеб. пособие /
B. С. Кузнецов, Ж.К. Холодов, Г. А. Колодиицкий. - М., 1991. - 101 с.
33. Кузнецов, В.С. Физкультурно-оздоровительная работа в школе / В.С. Кузнецов, Г. А. Колодиицкий. - М. : Изд-во НЦ ЭНАС, 2006. - С. 54-55.
34. Курамшин, Ю.Ф. Теория и методика физической культуры / Ю.Ф. Курамшин. - М.: Советский спорт, 2010. - 464 с.
35. Левушкин, С. П. Сенситивные периоды в развитии физических качеств школьников 7-17 лет с разными типами телосложения / С. П. Левушкин // Физическая культура : воспитание, образование, тренировка. -2006. - № 6. - С. 2-5.
36. Лубышева, Л. И. Каким быть физическому воспитанию в школе? / Л.И. Лубышева // Физическая культура : воспитание, образование, тренировка. - 2005. - № 4. - С. 61.
37. Лях, В.И. Тесты в физическом воспитании школьников. - М.: Физкультура и спорт,1998. - 123с.
38. Лях, В.И, Зданевич А. А. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов. - М.: Просвещение, 2006. - 128с.
39. Лях, В.И. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1¬11 классов / В.И. Лях, А.А. Зданевич ; М-во образования и науки Российской Федерации. - 4-е изд. - М. : Просвещение, 2007. - 127 с
40. Лях, В.И. Ориентиры перестройки физического воспитания в общеобразовательной школе / В.И. Лях // Теория и практика физической культуры. - 2009. - № 9. - С. 10-14.
41. Максименко, А. М. Теория и методика физической культуры: Учебник для вузов физической культуры - 2-е изд, испр. И доп. - М.: Физическая культура, 2009. -496 с.
42. Манжелей, И. В. Педагогические модели физического воспитания / И. В. Манжелей // Теория и практика физической культуры. - 2004. - № 4. - С. 29-31
43. Матвеев, Л.П. Теория и методика, физической культуры : учеб. / Л. П. Матвеев. - М. : Физкультура и спорт, 2008. - 544 с.
44. Миронов, В.В. Физическая активность - основной фактор укрепления здоровья и приобщения к здоровому образу жизни / В.В. Миронов, В.Л. Пашута // Актуальные проблемы физической и специальной подготовки силовых структур. - 2017. - № 1. - С. 56-60.
45. Миронов, В. В. Актуальные проблемы теории и методики физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры / В. В. Миронов, В. Л. Пашута. - СПб. : ВИФК, 2010. - С. 40-78
46. Найн, А. Я. Оценка влияния общеразвивающих упражнений на активизацию познавательной деятельности школьников / А. Я. Найн // Теория и методика физической культуры. - 2004. - № 3. - С. 16-20.
47. Новиков, А. М. Основания педагогики / Пособие для авторов учебников и преподавателей. - М.: Издательство «Эгвес», 2010. - 208 с.
48. Обвинцев, А. А. Современные научные подходы к укреплению здоровья человека средствами физической культуры и спорта / А. А. Обвинцев, Г. Г. Дмитриев // Сборник тезисов докладов Конференции Международной федерации студенческого спорта «Университетский и олимпийский спорт: две модели - одна цель?», 14-17.07.2013, Казань. - Казань, 2013. -С. 441-442.
49. Панкова, Е.С. Практические занятия по курсу возрастной физиологии, анатомии и школьной гигиены: Учебное пособие/ Е.С.Панкова; Краснояр. гос. пед.ун-т им. Астафьева. - Красноярск, 2005. - 312 с.
50. Поляничко, М.В. Формы и методы проведения дополнительного урока физической культуры / М.В. Поляничко // Научно -теоретический журнал “Ученые записки”. - 2007. - № 9(31). - С. 77-81.
51. Садыков, Р.П. Структура и содержание уроков физической культуры, направленных на развитие двигательных способностей у юношей / Р.П. Садыков // Вестник Сургутского государственного педагогического университета - 2011. - № 3. - С. 58-62.
52. Симоненко, С.М. Физическое воспитание и здоровье школьника / С.М. Симоненко // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2009. - № 10. - С. 86-89.
53. Смирнов, В.М., Дубровский, В.И. Физиология физического воспитания и спорта: Учеб. для студ. сред. и высш. учебных заведений. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. - 608 с., ил.
54. Собянин, Ф.И. О преподавании в школе основ теории физической культуры // Физическая культура в школе. 2007. № 1. С. 17-20.
55. Солодков, А.С. Здоровье детей в Санкт-Петербурге / А. С. Солодков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 12 (82). - С. 165-170.
56. Столяренко Л.Д., Столяренко В.Е. Психология. Серия «Учебники, учебные пособия» - Ростов н/Д.: «Феникс», 2000. - 448с.
57. Сухарева, С.М. Классификация типов физической активности детей среднего школьного возраста / С.М. Сухарева // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 7 (101). - С. 137-141
58. Ульянов, Д. А. К вопросу о развитии физических качеств и формировании двигательный умений и навыков у подростков / Д. А. Ульянов // Физическая культура : воспитание, образование, тренировка. - 2015. - № 5. - С. 25-27.
59. Физическое воспитание учащихся I-XI классов : комплексная программа физического воспитания школьников / В. И. Лях, Л. Б. Кофман, Г. Б. Мейксон. - М. : Просвещение, 2014. - 86 с.
60. Холодов, Ж.К., Кузнецов B.C. Х73 Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб .заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 480 с.
61. Хромин, С.П. Какую мы видим физическую культуру в школе / В.Г. Хромин, С.И. Хромина // Академический журнал Западной Сибири. 2010. № 1. С. 42-45