Введение 4
1 Теоретический анализ организации и проведения занятий по лыжной подготовке
1.1 Формы работы и занятий по лыжной подготовке и лыжному спорту со
школьниками 6
1.2 Содержант школьной программы по лыжной подготовке 10
1.3 Особенности организации и методика проведения уроков в
зависимости от возраста и подготовленности учащихся 16
1.4 Основы обучения в лыжной подготовке 21
1.5 Примерная структура занятия по лыжной подготовке 23
1.6 Влияние занятий по лыжной подготовке на организм
занимающихся 25
1.7 Повышение уровня общей работоспособности и развитие физических качеств на уроках лыжной подготовки 28
2 Методы и организация исследования
2.1 Методы исследования 30
2.2 Организация исследования 33
3 Теоретическое обоснование и экспериментальная проверка методики проведения уроков по лыжной подготовке в школе у начальных классов
3.1 Анализ анкетирования 35
3.2 Результаты педагогического эксперимента 38
Заключение
Список использованных источников
Приложение А-Б
Актуальность. В учебном процессе по физической культуре в школе лыжная подготовка занимает очень важное место. Это обязательная дисциплина для всех учащихся, проводится в форме урока. Перед уроками лыжной подготовкой в школе стоят важные задачи. Здесь закладываются основы техники способов передвижения на лыжах, и от того, как будет построен процесс обучения в это время, во многом зависит успешное проведение всех уроков по лыжной подготовке в школе [48].
В настоящее время значительная часть школьников занимается физическими упражнениями лишь на уроках физической культуры. Слабая физическая подготовка не позволяет им сдавать учебные нормативы по физической культуре в школе и в целом ухудшает восприятие общеобразовательных предметов [5]. Поэтому одной из важнейших задач, стоящих перед учителем физической культуры, является создание благоприятной атмосферы на занятиях, развитие интереса к этому предмету, и, как следствие, привлечение как можно большего числа школьников в занятия по лыжной подготовке. Особенно актуальной эта проблема в настоящее время является для школьников младших классов. Поскольку интерес к занятиям физической культурой не только в школе, но и в обычной жизни, прививается с самого детства. Это касается и лыжной подготовки. Поэтому очень важно подобрать правильный подход к занятиям по лыжной подготовке в школе (методика, комплексы, упражнения) именно в младших классах.
Цель дипломной работы: экспериментально обосновать методику проведения уроков по лыжной подготовке в школе у начальных классов.
Задачи дипломной работы:
1. Изучить содержант школьной программы по лыжной подготовке у детей начальных классов.
2. Изучить особенности организации и методики проведения уроков в зависимости от возраста и подготовленности учащихся.
3. Разработать и опытным путем проверить эффективность методики проведения уроков по лыжной подготовке в школе у начальных классов.
Объект исследования: учебный процесс на уроках физической культуры в школе у детей начальных классов.
Предмет исследования: методика проведения уроков по лыжной подготовке в школе у детей начальных классов.
Методы исследования: анализ научно-методической литературы, анкетирование, тестирование, педагогический эксперимент, методы математической статистики.
Рабочая гипотеза: мы предполагаем, что разработанная нами методика проведения уроков по лыжной подготовке у школьников начальных классов, включающая большое количество различных игр на лыжах, будет способствовать развитию скоростных способностей и выносливости.
1. В общеобразовательных школах используются учебная, внеклассная и внешкольная формы работы по лыжной подготовке. Основой для всей работы по лыжам со школьниками является учебная работа по лыжной подготовке, которая проводится в соответствии со школьной программой. Лыжная подготовка проводится в форме урока. В школьной программе по физической культуре лыжная подготовка входит в содержанте базового компонента и проводится с 1-го по 11-ый классы. Программой предусмотрено: овладение учащимися умениями и навыками в основных способах передвижения на лыжах; навыками самостоятельных занятий, сообщение теоретических сведений; повышение общей работоспособности и развитие основных физических.
2. С целью выявления особенностей проведения уроков по лыжной подготовке в школе нами было проведено анкетирование. По итогам анкетирования, было выявлено, что во всех школах проводятся уроки по лыжной подготовке. Все школы имеют свою лыжную базу, инвентарь и трассу, однако не во всех школах есть оборудование для ее подготовки. Все учителя на занятиях проводят игры и эстафеты со школьниками, а также принимают нормативы. 70% процентов респондентов участвуют в городских и районных соревнованиях по лыжным гонкам с учениками. Все опрошенные ответили, что лыжная подготовка в школе необходима и ее влияние на организм школьников не зависит от времени проведения урока.
3. Нами была разработана методика проведения занятий по лыжной подготовке в школе у начальных классов, включающая различные подвижные игры на лыжах и эстафеты, которая была включена в рабочий план экспериментальных групп. Эффективность методики подтвердилась в ходе педагогического эксперимента достоверным приростом результатов во всех тестах у экспериментальной группы (2а и 3а классы), по отношению к контрольной группе (26 и 36 классы).
1. Авдеев А.А. Построение тренировочного процесса лыжников - спринтеров массовых разрядов в подготовительном периоде годичного цикла :дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Авдеев Алексей Александрович. - Санкт.- Петербург. 2007.- 178 с.
2. Акулина, Л.В. Лыжная подготовка. Учебно -методическое пособие/ Л.В. Акулина. - Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет, 2012 - 13 с.
3. Андреева, О. В.Программирование тренировочного процесса квалифицированных лыжников-гонщиков на основе комплексного контроля : Дне. ... канд. пед. наук / О.В.Андреева. - Челябинск: ЧГУ, 2000. - 205 c.
4. Бергер Г.И., Бергер Ю.Г. Конспекты уроков для учителя
физкультуры: 5-9 кл.: Урок физкультуры: Спортивные игры, лыжная
подготовка, подвижные игры. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. - 88 с.
5. Булатова М.М. Спортсмен в различных климатических условиях и географических условиях / М.М. Булатова. - К.: Олимпийская литература, 2000. - 176 с.
6. Бусарин, АГ.Влияние технологии подготовки гоночных лыж на эффективность тренировочного и соревновательного процесса квалифицированных лыжников-гонщиков : Дне. ... канд. пед. наук / А.Г.Бусарин.- Набережные Челны: Технология подготовки, 2009. - 155 с.
7. Бутин И.М. Лыжный спорт [Текст] / И.М. Бутин. - М.,Издательский центр «Академия», 2000.
8. Бутин И.М. Лыжный спорт: Учебник для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования. - М.: Владос-Пресс, 2003.-192 с.
9. Верхошанский Ю.В. На пути научной теории и методологии спортивной тренировки // Теория и практика физической культуры. - 2000. - №4. - С. 23-24.
10. Веслополова, Т.В.Техническая подготовка лыжника/ Т.В. Весполова// Internet.-09.02.2016.- http://nsportal.ru/shkola/fizkultura-i-sport /library /2013 /01 / 19 /doklad-tekhnicheskaya-podgotovka-lyzhnika-gonshchika.
11. Вяльбе, Е.В. Система соревнований и структура этапа непосредственной подготовки к главному старту высококвалифицированных лыжников-гонщиков : Дис. ... канд. пед. наук / Е.В.Вяльбе. - М.: Подготовка гонщиков, 2007. - 126 с.
12. Гаврилов, А.П.Методика тренировочного процесса и структура подготовительного периода для занимающихся лыжным спортом в условиях вуза / А.П.Гаврилов. - Омск: ОмГУ, 2005. - 32 с.
13. Гибадуллин, М.Р. Спортивно ориентированное физическое воспитание учащихся 5-6 классов на основе лыжной подготовки : Дис. ... канд. пед. наук / М.Р. Гибадуллин. - Набережные Челны: Лыжная подготовка, 2010. - 202 с.
14. Гелецкий В.М. Пособие по Теории физической культуры и спорта. Учебное пособие /Сиб. федер. ун-т - Красноярск: ИПК СФУ, 2008. - 342 с.
15. Горбунов, С. С. Обучение технике передвижения на лыжах в условиях дефицита учебного времени : дис ... кан. пед. наук / С.С. Горбунов.- Тула, 2010.- 169 с.
16. Грушин, А.А.Моделирование многолетней спортивной подготовки высококвалифицированных лыжниц-гонщиц: автореферат дис. ... кандидата пед. наук / А.А. Грушин. - М.: Кафедра спортивной подготовки, 2013. - 87 с.
17. Захаров, П.Я. Лыжный спорт и методика преподавания: учебно - методический комплекс (для студентов, обучающихся по специальности 050720 Физическая культура)/ П.Я. Захаров. - Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2010. - 92 с.
18. Ильинич, В.И.Физическая культура студента / В.И. Ильинич / М.: Гардарики, 2000. — 448 с.
19. Зверева, С.Н. Физическая культура: воспитание, образование, тренировка / С.Н. Зверева. - Чайковский: ЧГИФК, 2001. - 30 с.
20. Кобзева, Л.Ф.Возрастные особенности развития физических качеств юных лыжниц-гонщиц 13-15 лет / Л.Ф. Кобзева // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2009. - № 12. - С. 60-64
21. Колыхматов, В.И. Особенности подготовки лыжников к спринтерским дистанциям / В.И. Колыхматов // Студенческая наука - физической культуре и спорту: тез. докл. открытой регион. межвуз. науч. конф. молодых ученых «Человек в мире спорта» (ИГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт- Петербург,1-15 апр. 2008 г.). Вып. 4 / Нац. гос. ун-т физ. культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта. - СПб., 2008. - С. 215-216
22. Коробченко, А.И. Воспитание выносливости средствами лыжной подготовки: Учеб.-метод. Пособие/ А.И. Коробченко. -Иркутск: ИрГУПС, 2009. -60 с.
23. Котов НА. Характеристика методов тренировки в лыжном спорте / НА. Котов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2007. - № 30. - С. 94-97.
24. Котов НА. Характеристика методов тренировки в лыжном спорте // ученые записки университета П.Ф. Лесгафта. - 2007. - №8. - С. 49-51.
25. Кузьмин, В.Г. Введение в теорию физической культуры: Учебное пособие / В.Г. Кузьмин.- Нижний Новгород: Изд -во ИНГУ им. Н. И. Лобачевского, 2004. - 207с.
26. Кузнецов В.С., Колодницкий Г.А. Физическая культура. Силовая подготовка детей школьного возраста: Метод. пособие. - М.: Изд-во ЦН ЭНАС, 2002. - 200 с.
27. Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры: Учебник. - М.: Советский спорт, 2010. -310 с.
28. Курс лекций по дисциплине «Физическая культура. Лыжный спорт»: учебно - методическое пособие. / Сост. Богомолов В.Ф., Вострикова НА, Николаев Е.А., Меренцов С.Ю. - Красноярск: СФУ, 2007 - 24с.
29. Курс лекций по дисциплине «Физическая культура. Лыжный спорт»: учебно - методическое пособие. / Сост. Богомолов В.Ф., Вострикова Н.А., Николаев Е.А., Меренцов С.Ю. - Красноярск: СФУ, 2007 - 73с.
30. Михашенко, А.А. Исследования уровня физической подготовленности лыжников- спринтеров и лыжников- стайеров углубленной специализации / А.А. Михашенко //Физическая культура и спорт на современном этапе. - 2012. - №7. - 331 - 332 с.
31. Мельников В. С. Физическая культура: Учебное пособие. - Оренбург: ОГУ, 2002. - 114 с.
32. Мосиенко, М.Г. Лыжная подготовка. Учебно -методическое пособие для студентов аграрных вузов/ М.Г. Мосиенко. - Мичуринск: Изд-во МичГАУ, 2005 - 72 с.
33. Перов А.В., Корчевский А.В. Лыжная подготовка: учебное пособие. Минск, 2006.
34. Петров, Р.Е. Физическая подготовка лыжников-гонщиков с учетом биоэнергетических типов: дис. ... канд пед. наук / Р.Е.Петров. - Набережные Челны: Технология подготовки, 2014. - 175 с.
35. Пирусский, В. С. Физическая культура, здравоохранение и образование / В.С.Пирусский. - Томск: Томский государственный университет, 2009. - 236 с.
36. Раменская Т.Н Специальная подготовка лыжника. Учебная книга - М: СпортАкадемПресс, 2001.
37. Раменская Т.Н, Баталов А.Г. Лыжный спорт: Учебник/Физическая культура, 2005. -320 с.
38. Савосина М.Н. Общая силовая подготовка для конькового хода в лыжных гонках: учебное пособие. - Нижнекамск: Нижнекамский химико- технологический институт ФГБУО ВПО, 2012. - 74 с.
39. Самсонова А.В. Влияние силовых тренировок, выполняемых в различных режимах сокращения, на гипертрофию скелетных мышц человека // Труды каф. биомеханики. Сб. статей. - Спб, 2010. - С. 115-131.
40. Седов, Д.Г. Фармакологические средства восстановления в соревновательном периоде лыжников -гонщиков / Д.Г. Седов. //УНИВЕРСИТЕТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ сборник статей XVI Международной научно-методической конференции. - 2012. - № 4 - С. 451-452.
41. Семейкин, А.И. Скоростно-силовая подготовка лыжников- гонщиков: метод. рекомендации / А.И. Семейкин, Ю.П. - Омск: Омский государственный университет физической культуры и спорта, 2007. - 46 с.
42. Сидоров, И.А.Лыжный спорт и методика преподавания / НАСидоров. - Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2010. - 92 с.
43. Смирнов, А.А. Новые тенденции в технике конькового хода / А.А. Смирнов //Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2007. - № 32.- С. 73-77.
44. Учебная программа для общеобразовательных учреждений с белорусским и русским языками обучения «физическая культура и здоровье», V -II классы. Мн. 2009.
45. Фарбей, В.В. Теория и Методика физического воспитания: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. юрид. наук/В.В. Фарбей. - СПб.НФК СПб,2000. - 153 с.
46. Филиппова, Е.Н. Особенности организации и построения тренировочного процесса лыжников-гонщиков 13-14 лет на этапе начальной специализации / Е.Н. Филиппова // Физическая культура. - 2014. - № 4. - С. 44¬46.
47. Чубаров, М.М. Физическое воспитание в вузе /ММ. Чубаров. - М.: МГУТУ, 2009. - 228 с.
48. Шишкина, А. В. Специальная силовая подготовка квалифицированных лыжников-гонщиков в подготовительном периоде /А.В.Шишкина // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2007. - №4. - С. 99-103.