РАЗРАБОТКА ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ДЛЯ ПРИВЛЕЧЕНИЯ АБИТУРИЕНТОВ К ПОСТУПЛЕНИЮ НА НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ «РЕКРЕАЦИЯ И СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ТУРИЗМ»
Введение 4
1 Теоретические основы профориентационной деятельности 9
1.1 Характеристика основных понятий профориентационой
работы 9
1.2 Профориентационная работа в высших учебных заведения 18
1.3 Мотивация старших школьников к профессии 23
1.4 Психологические закономерности процесса профориентации
старших школьников 29
1.5 Особенности подготовки бакалавров по направлению Рекреация и
спортивно-оздоровительный туризм 32
2 Методы и организация исследования 36
2.1 Методы исследования 36
2.2 Организация исследования 37
3 Результаты исследования и их анализ 39
3.1 Описание комплекса мероприятий 39
3.2 Описание и характеристика мероприятий, проводимых в
школ 40
3.3 Анализ полученных результатов 44
Заключение 49
Практические рекомендации 51
Список использованных источников 54
Приложение А 62
Приложение Б 63
Актуальность темы исследования продиктована тем, что по мере развития современного российского общества возрастает и профессиональное самоопределение молодых людей, становятся более доступными места получения профессионального образования. В этой связи особенно актуальным является построение эффективной системы профориентационной работы, в равной степени отвечающей как интересам развития личности конкретного молодого человека, так и интересам общества и государства.
Профориентация проявляется в приоритетах получения и доступности профессионального образования различных уровней, установленных Федеральным законом «Об образовании в РФ» [5]. Направленность профориентационной работы закреплена и в Государственной программе развития образования на 2013-2020 годы [2], в которой отмечена необходимость комплексных мер по адаптации молодых людей к современной экономической ситуации.
Современный мир профессий огромен, разнообразен, а также расширяется и изменяется год от года. В связи с этим существует необходимость правильного, объективного, обоснованного и в данный момент времени нужного обществу выбора профессии. Несомненно, востребованы специалисты в сфере индустрии туризма, досуга и рекреации. Именно они должны стать активными субъектами приобщения россиян к здоровому образу жизни, к систематическим занятиям физической культурой, к саморазвитию и самосовершенствованию.
Последние 15-20 лет в кадровом обеспечении отрасли туризма в рамках различных специальностей и направлений подготовки высшего профессионального образования (ВПО) создавались специализации и профили, которые позволили быстро переориентировать подготовку студентов, удовлетворяющую интересам туристской отрасли и ее потребностям,
преимущественно в специалистах-менеджерах, финансистах, юристах,работниках гостиничного хозяйства и сервиса и др.
Однако, в направлении подготовки, где происходило обучение кадров для отрасли рекреации и туризма, а также в наборе дисциплин стандартов ВПО и специализаций отсутствовали предметы, которые обеспечивали комплексное формирование знаний и практических умений. Они были направленные на освоение: технологий туристско-краеведческой деятельности, технологий рекреативно-оздоровительного характера, методов организаций и проведений рекреативных форм занятий различной направленности, а также различные виды спортивно-оздоровительного туризма на индивидуальном и групповом уровнях. Предметы были ориентированы на опыт практической деятельности по организации и продвижению циклов индивидуальной и групповой рекреативно-оздоровительно туристской деятельности. Не рассматривались средства отдыха и восстановления. Отсутствовали также медико-биологические и педагогические дисциплины с ориентацией на рекреационно - оздоровительную и туристскую группу. Отсутствовали дисциплины, ориентированные на социально-психологическое воспитание личности средствами и методами туризма и рекреации.
На теоретическом и практико-методическом уровне отсутствовало четкое представление о наборе и содержании дисциплин, необходимых для профессиональной подготовки туристских кадров по рекреационно- оздоровительной деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья. Исходя из вышесказанного, разработан федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 032103.65 - Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм, а затем направлению подготовки 49.03.03 «Рекреация и спортивно¬оздоровительный туризм (уровень бакалавриата)» [4]. Сибирский Федеральный Университет является единственным государственным высшим учебным заведением в городе Красноярске, осуществляющим подготовку специалистов по данному направлению.
Востребованность в специалистах по рекреации и спортивно-оздоровительному туризму продиктована уникальными особенностями Сибирского региона. Благоприятная культурная и природная ситуация в Красноярском крае способствует развитию новых альтернативных форм туризма, например экстремального туризма, и созданию аналогичной инфраструктуры в этих сферах. Конный и горный туризм, пешеходные и паломнические маршруты, проведение соревнований международного класса - эти новые направления активно развиваются в Красноярском крае и в г. Красноярске. Для обеспечения учебного процесса по специальности СФУ обладает квалифицированными научно-педагогическими кадрами. Несмотря на это, специальность недостаточно востребована среди абитуриентов.
В связи с вышеизложенным, возрастает значимость профориентации выпускников школ на получение специальности по направлению «Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм».
Объект исследования: профориентационная работа со школьниками Предмет исследования: программа профориентационных мероприятий.
Цель работы: разработка программы профориентационной работы по направлению «Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм».
Для достижения цели выпускной квалификационной работы поставлены следующие задачи исследования:
1. Провести анализ особенностей профориентационной работы.
2. Выявить преимущества и привлекательность деятельности в сфере рекреации и спортивно-оздоровительного туризма.
3. Разработать программу профориентационных мероприятий для старших школьников и определить их эффективность.
Теоретической основой исследования послужили работы таких авторов как Г. П. Будагов [9], М. М. Врублевская[12], А. П. Горелов [15], Т. Э. Дусь [16], Е. А. Климов [28].
Методологическую основу исследования составили современные концепции педагогики и психологии, определяющие содержание, формы и методы профориентационной работы в образовательном процессе; современные идеи непрерывности и преемственности, интеграции и дифференциации образования.
Для реализации поставленной цели и решения задач использовалась следующая совокупность методов: анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы по исследуемой проблеме, опрос, который подразделяется на анкетирование, метод математической статистики.
Новизна исследования связана с тем, что впервые предпринята попытка формирования полноценного комплекса профориентационных мероприятий для будущих абитуриентов, поступающих на направление подготовки «Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм» с учетом их возрастных, психологических, социальных особенностей и потребностей.
Структура работы определена ее целью и задачами. Работа состоит из:
1. Ведения, включающее основные положения: цель, объект, предмет обучения, методология изучения, а так же доказывается его актуальность и новизна.
2. Первого раздела, раскрывающего теоретические основы профориентационной деятельности и особенности направления подготовки Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм.
3. Второго раздела, состоящего из методов и организации исследования.
4. Третьего раздела, включающего анализ результатов исследования
5. Заключения, посвященного выводам и перспективам исследования.
6. Списка использованных источников, насчитывающего 60 источников.
Основная часть тезисов данной работы была представлена на международной конференции «Проспект Свободный» (г. Красноярск, 20 апреля 2017 года), на международной конференции «Проспект Свободный - 2018». Также исследование апробировано в таких заочных конференциях, как LXI Студенческая международная научно-практическая конференция «Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки, XIV
Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология» (сборники индексируемые РИНЦ).
Гипотеза: предполагалось, что если в комплекс профориентационных мероприятий будут входить такие мероприятия, как квесты, тренинги, теоретические и творческие занятия, отражающие специфику рекреационной и туристской деятельности, то интерес к направлению «Рекреация и спортивно - оздоровительный туризм» возрастет.
В результате проведенного исследования можно сделать выводы:
1. В Постановлении Министерства труда и социального развития РФ от 27.09.1996 № 1 говорится: «профессиональная ориентация - это компонент общечеловеческой культуры, в которой проявляется забота общества о профессиональном становлении подрастающего поколения, о развитии природных дарований, о проведении комплекса мер содействия человеку в профессиональном самоопределении и выборе оптимального вида занятости с учетом его потребностей и возможностей, социально-экономической ситуации на рынке труда» Таким образом, в основу профориентационной деятельности ВУЗа должны быть положены принципы:
- интеграции - обеспечивает объединение усилий субъектов системы профориентации, направленных на формирование профессионального самоопределения, личностное и профессиональное развитие личности;
- регионализации - позволяет учитывать интересы конкретных работодателей, особенности и потребности рынка труда, миграционные процессы, социально-профессиональные и образовательные запросы населения;
- непрерывности - предусматривает поэтапность формирования профессионального самоопределения, личностного и профессионального развития обучающихся.
2. Следует отметить, что направление подготовки «Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм» предполагает социально-культурное, экологическое, краеведческое, физическое воспитание личности; организационно-методическую, управленческую деятельность в сфере туризма, краеведения и рекреационного комплекса; ее приобщение к общечеловеческим и культурным ценностям, к рекреативно-оздоровительным формам занятий, туристско-краеведческим мероприятиям и туризму. Программа данного направления ориентирована на подготовку специалистов, основой деятельности которых станет организация туристско-оздоровительной, краеведческой, экскурсионно-методической и туроператорской деятельности, организация развлечений и физкультурно-спортивного проведения досуга в туристских группах, клубах и фирмах и рекреационно-оздоровительных структурах.
3. Был проведен комплекс взаимосвязанных профориентационных мероприятий по направлению подготовки «Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм». Он состоял из мини лекции об институте, тренинг «Командообразование» с элементами туризма, практическая работа «Основа работы с туристским снаряжением». Данный комплекс позволил выявить наиболее эффективные и значимые мероприятия для школьников. Ими стали: занятия по работа с туристским снаряжением. Цель их заключалась в ознакомлении и работе с туристским снаряжением, где ребятам давалось все по определенному алгоритму, и происходила активная смена деятельности. Мероприятия круглый стол и вечерние программы оценены меньше, мы можем лишь предположить, что это связано с тем, что ребятам приходилось готовиться и выступать публично. Анкетирование показало, что мероприятия, проведенные на Краевой очно - заочной школе «Школа Безопасности» повлияли на будущий выбор профессии, на углубление знаний в туризме, стимулировал на поступление по направлению «РиСОТ». Большая часть детей (95% человек) были заинтересованы в туристских мероприятиях.
На основании полученных результатов нами представлен комплекс мероприятий для организации профориентационной работы для института физической культуры, спорта и туризма. И мы надеемся, что с помощью данной работы количество будущих абитуриентов, поступающих на направление «Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм» повысится, после того, как будет проведена грамотная и качественно проведенная профориентационная работа.
1. Постановление Минтруда РФ № 1 «Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации». [Электронный ресурс]. - Введ. 27.09.1996. - Режим доступа: http://consultant.ru
2. Постановление Правительства РФ № 295 (ред. от 31.03.2017) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы». [Электронный ресурс]. - Введ. 15.04.2014. - Режим доступа: http://base.garant.ru
3. Приказ Министерства образования и науки РФ № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования». [Электронный ресурс]. - Введ. 17.12.2010. - Режим доступа: http://garant.ru
4. Приказ Минобрнауки России № 90 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 49.03.03 Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм (уровень бакалавриата)». [Электронный ресурс]. - Введ. 09.02.2016. - Режим доступа: http://consultant.ru
5. Федеральный закон № 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017г.) «Об образовании в Российской Федерации». [Электронный ресурс]. - Введ. 29.12.2012. - Режим доступа: http://consultant.ru
6. Беликова, Е. В. Открытие направления подготовки «Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм» в спортивном вузе как фактор развития региона / Е.В.Беликова, В.М. Степанян // Вестник Волгоградского института бизнеса. - 2015. - № 4. - С. 55-59.
7. Беркович, Л. С. Мотивация: от теории к практике / Л. С. Беркович, Т. В. Копылова // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2003. - №2. - С. 15-20.
8. Божович, Л. И. Особенности самосознания у подростков / Л. И. Божович // Вопросы психологии. - 2000. - №1. - С. 21-23.
9. Будагов, Г. П. Формирование готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению в условиях сетевого взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования: автореф. дне. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Будагов Георгий Петрович. - Владикавказ, 2012. - 29 с.
10. Васенкина, С. Н. Методическое обеспечение процесса
профессиональной ориентации учащихся общеобразовательных учреждений [Электронный ресурс] / С. Н. Васенкина // Гуманитарные научные исследования. - 2015. - №12. - Режим доступа:
http://human.snauka.ru/2015/12/13369
11. Ведерникова, Е. А. К вопросу об эффективности
профориентационной работы в развитии представлений старшеклассников о перспективах своего профессионального образования [Электронный ресурс] / Е. А. Ведерникова, Г. И. Симонова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - №32. - Режим доступа:http://e-
koncept.ru/2015/95539.htm
12. Врублевская, М. М. Профориентационная работа в школе: методические рекомендации. / М. М. Врублевская, О.В. Зыкова. -Магнитогорск : МаГУ, 2014. - 80 с.
13. Гдалина, Т. Г. О деятельности университета по привлечению абитуриентов / Т. Г. Гдалина, М. Ю. Челпанов // Вестник Герценовского университета. - Санкт-Петербург, 2010. - №11. - С. 26-29.
14. Голомшток, А. Е. Выбор профессии и воспитание личности школьника / А. Е. Голомшток. - М.: Педагогика, 1979. - 232 с.
15. Горелов, А. П. Профессиональная ориентация молодежи средствами спортивно-оздоровительного туризма и краеведения в системе дополнительного образования : дне. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / Горелов Александр Петрович. - Сходня, 2003. - 173c.
16. Дусь, Т. Э. Подготовка старшеклассников к осознанному выбору профессии в процессе социальной работы с молодежью : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 31.00.01 / Дусь Татьяна Эдуардовна. - Омск, 2004. - 30 с.
17. Егорова, А. С. О. Из специалистов - в магистры / А.С. Егорова // Губернский деловой журнал. - Москва, 2011. - №5. - С. 44-47.
18. Елизаров, В. В. Демографические императивы модернизации высшего образования России [Электронный ресурс] / В. В. Елизаров // Федерализм. - 2002. - №1. - Режим доступа http:// www.rikmosgu.ru
19. Еровенко, В. Н. Методы изучения личности школьника в целях профориентации / В. Н. Еровенко, А. А. Кузьминова // Таврический научный обозреватель. -2015. -№ 4. - С. 40-45.
20. Заливанский, Б. В. Опыт социологической диагностики удовлетворенности потребителей качеством образовательных услуг вуза / Б.В. Заливанский, Е.В. Самохвалова // Вестник высшей школы. - 2013. - №10. - С. 14-17.
21. Заливанский, Б. В. Проблемы организации профориентационной работы в университете / Б. В. Заливанский, Е. В. Самохвалова. // Высшее образование в России. - 2014. - №7. - С. 64-66.
22. Злобина, С. Н. Опыт внедрения профориентационных образовательных курсов в систему дополнительного профессионального образования в процессе модернизации российского образования / С. Н. Злобина // Молодой ученый. - 2016. - №7. - С. 83-86.
23. Зосим, Е. В. Анкетирование абитуриентов как способ выявления мотивов выбора будущей профессии / Е. В. Зосим // Вестник Совета молодых ученых и специалистов Челябинской области. - 2017. - №2. - С. 102-104.
24. Игнатьев, В. П. Системное управление профессиональной ориентацией в образовательном пространстве вуза / В. П. Игнатьев, С. В. Панина, И. Н. Аммосов // Вестник СВФУ. - Якутск, 2013. - №4. - С. 97-100.
25. Йовайша, Л. А. Проблемы профессиональной ориентации школьников / Л. А. Йовайша. - М.: Педагогика, 1983. - 201 с.
26. Казун, А. П. Теория и практика применения «Проектного метода» как механизма профессиональной ориентации детей и молодежи / А. П. Казун, Л. С. Пастухова // Ценности и смыслы. - Ярославль, 2015. - №2. - С. 93-96.
27. Кибанова, А. Я. Организация профориентации и адаптации персонала / А. Я. Кабанова. - М.: Проспект, 2005. - 195 с.
28. Климов, Е. А. Как выбирать профессию: пособие для педагогов и психологов. / Е.А. Климов. - М.: Контур, 2010. - 83 с.
29. Кравчук, Л. А. К вопросу о современной профориентации и профориентационных услугах / Л. А. Кравчук // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы III Междунар. науч. конф. г. Уфа, март 2013 г. - Уфа, 2013. - С. 94-97.
30. Кудрявцев, Г. В. Влияние характерологических особенностей личности на динамику профессионального самоопределения / Г. В. Кудрявцев, А. В. Сухарев // Вопросы психологии. - Москва, 1985. - №1. - С. 19-24.
31. Кузин, В. В. Концептуальные основы подготовки кадров по специальности «Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм» / В.В. Кузин, С.А. Гониянц, А.И. Исмаилов // Теория и практика физической культуры. - Чебоксары, 2016. - №11. - С. 67-71.
32. Лазарев, А. А. Педагогические условия формирования профессионального интереса старшеклассников к будущей деятельности: дне. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Лазарев Андрей Александрович. - М., 2004. - 176 с.
33. Ларионова, М. А., Профессиональная мотивация преподавателя ВУЗА / М. А. Ларионова // Психопедагогика в правоохранительных органах. - Омск, 2010. - №4 (43). - С. 38-41.
34. Макарова, И. А. Аксиологические основы формирования профессиональных ориентаций студентов в системе высшего профессионального образования (На примере специальностей «Социальная работа», «Социальная педагогика») : автореф. дне. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / Макарова Инна Анатольевна. - Комсомольск-на-Амуре, 2006. - 28 с.
35. Маслоу, А. Г. Мотивация и личность / А. Г. Маслоу. - СПб. : Питер, 2009. - 200 с.
36. Матюшина, Д. А.. Мотивы выбора профессии старшеклассниками / Д. А. Матюшина // Психологические науки. - Пермь, 2016. - №46-1. - С. 30¬32.
37. Маштаков, Д. О. Современные тенденции профессионального самоопределения школьников [Электронный ресурс] / Д. О. Маштаков, Т. В. Перова // Современные научные исследования и инновации. - 2016. - №11. - Режим доступа: http://web.snauka.ru/issues/2016/11/75198
38. Милославский, В. Г Теория и практика профориентации в России: проблемы и перспективы / В. Г. Милославский, Н. X. Алиева // Молодой ученый. - Москва, 2016. - №7. - С. 905-907.
39. Мутырова, А. С. Педагогическая система профориентационной работы вуза в условиях непрерывного образования : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / Мутырова Алла Санджиевна. - Астрахань, 2008. - 190 с.
40. Мухортова, Д. Д. Кем стать? Профориентация выпускников / Д. Д. Мухортова, В. И. Мурадова // Инновационная наука. - Уфа, 2015. - №12. - С. 215-218.
41. Одегов, Ю. Г. Мотивация персонала / Ю. Г. Одегов, Г. Г Руденко, С. Н. Апенько // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - Москва, 2011. - №7. - С. 148-150.
42. Павлов, Е. А. Подготовка кадров для сферы рекреации и спортивно - оздоровительного туризма в рамках Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования третьего поколения / Е. А. Павлов, С. А. Гониянц // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. - Московская обл., Пушкинский р-н, п. Черкизово, 2017. - №1. - С. 12-16.
43. Паскарь, В. С. Современные формы профориентационной работы в ВУЗах [Электронный ресурс] / В. С. Паскарь // Концепт. - 2017. - №. 27. - Режим доступаhttp://e-koncept.ru/2017/574011.htm
44. Пряжников, Н. С. Профессиональное личностное самоопределение / Н.С. Пряжников. - М.: Просвещение, 2008. - 384с.
45. Пряжникова, Е. Ю. К вопросу об истории развития профориентации и профессионального самоопределения // Вопросы образования. - Москва, 2016. - № 3. - С. 224-227.
46. Пятибрат, А. О. Особенности профориентационных мероприятий в гражданском и военном медицинском ВУЗЕ как фактор сохранения здоровья обучающихся / А. О Пятибрат, А. В. Балаханов, Е. Д. Пятибрат // ВестникСанкт-Петербургского университета. - Санкт-Петербург, 2008. - №2. - С. 178¬180.
47. Реана, А. А. Психология подростков / А.А. Реана. - М.: Олма-пресс, 2003. - 255с.
48. Рогов, Н. И. Выбор профессии: Становление профессионала. -М.: Владос-пресс, 2013. - 103 с.
49. Сахаров, В. Ф. Система профессиональной ориентации учащихся средних школ / В. Ф. Сахаров. - Киров: Волго-Вятское книжное издательство,2007. 178 с.
50. Сибилева, Л. В. Анализ проблемы профориентации в теории и на практике [Электронный ресурс] / Л. В. Сибилева, Б. А. Артеменко // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - №1. - Режим доступа: https://science-education.ru/ru/article/view?id=17689
51. Скачков, Ю. А. Обоснование профессиональной направленности процесса подготовки специалистов (бакалавров, магистров) физической культуры, обучающихся по профилю «Спортивно-оздоровительный туризм» / Ю. А. Скачков, В. К. Шеманаев, Ю. В. Шулико.// Ученые записки университета Лесгафта. - Санкт-Петербург, 2014. - №3. -С. 144-148.
52. Смирнов, С. Д. Психология образа: проблемы активности психического отражения / С. Д. Смирнов. - М.: МГУ, 2008. - 147 с.
53. Смирнова, Е. Е. На пути к выбору профессии /Е. Е. Смирнова. - СПб.: КАРО, 2008. - 176 с.
54. Смородова, О. В. Повышение привлекательности специальности в глазах абитуриентов / О. В. Смородова // Символ науки. -2016. - №7. - С. 134¬136.
55. Талызина, Н. Ф. Практикум по педагогической психологии / Н. Ф. Талызина. - М.: Академия, 2002. - 195 с.
56. Тер-Аракелян, Э. К. Формирование готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению в условиях профильного обучения : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Тер-Аракелян Этери Кареновна. - Пенза, 2010. - 28 с.
57. Улина, Н. П. Педагогические условия формирования готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению: дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Улина Надежда Павловна. - Магнитогорск, 2005. - 166 с.
58. Хурум, С. X. Формирование мотивации достижения у подростков / С. X. Хурум // Вестник Адыгейского государственного университета. - Адыгея,2008. - №8. - С. 1-3.
59. Чайковская, А. В. Требования к повышению качества образовательных услуг по направлению «Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм» [Электронный ресурс] / А. В. Чайковская // Современная педагогика. - 2016. - №2. - Режим доступа: http://pedagogika.snauka.ru/2016/02/5379
60. Чебышева, В. В. Об активизации профессионального самоопределения молодежи / В. В. Чебышева. - Москва : Высшая школа, 2011. - 225 с.
61. Чебышева, В. В. Психологические проблемы профориентации школьников / В. В. Чебышева // Вопросы психологии. - Ярославль, 2001. - №1. - С. 30-34.
62. Чернявская, А. П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации / А. П. Чернявская. - М.: Владос пресс, 2001. - 180 с.
63. Шавир, П. А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности / П. А. Шавир. - М.: Педагогика, 1987. - 203 с
64. Юрьев, А. Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте: учеб. пособие для студ. высш. пед. заведений / А. Д.Юрьев, Н. К. Петров. - М.: Академия, 2002. - 76 с.
65. Ясько, Б. А. Формирование личностной готовности к профессиональной деятельности в условиях многоуровневого образовательного пространства : дне. ... канд. психол. наук : 19.00.07 / Ясько Бэла Аслановна - Краснодар, 1998.- 198 с.