Оценка уровня координационных способностей девочек 6-8 лет в спортивной гимнастике на начальном этапе отбора
|
Введение 4
1 Спортивная ориентация и отбор в гимнастике 7
1.1 Отбор и прогнозирование спортивных результатов. Общие термины и
определения 7
1.2 Требования спортивной гимнастики как вида спорта к способностям
занимающихся 13
1.3 Значение координационных способностей при отборе в спортивную
гимнастику 18
1.4 Модель блокового подхода к ориентации и отбору в спортивной
гимнастике 20
2 Организация и методы исследования 25
2.1 Организация исследования 25
2.2 Методы исследования 25
3 Результаты исследования и их обсуждение 31
Заключение 43
Список использованных источников 45
1 Спортивная ориентация и отбор в гимнастике 7
1.1 Отбор и прогнозирование спортивных результатов. Общие термины и
определения 7
1.2 Требования спортивной гимнастики как вида спорта к способностям
занимающихся 13
1.3 Значение координационных способностей при отборе в спортивную
гимнастику 18
1.4 Модель блокового подхода к ориентации и отбору в спортивной
гимнастике 20
2 Организация и методы исследования 25
2.1 Организация исследования 25
2.2 Методы исследования 25
3 Результаты исследования и их обсуждение 31
Заключение 43
Список использованных источников 45
В спортивной гимнастике к проблеме спортивного отбора и ориентированности на начальном этапе подготовки отводится самая большая роль. От эффективности отбора напрямую зависит будущее спортсмена в гимнастике [6]. При этом актуальность данной проблемы на современном этапе развития этого вида спорта не только не снижается, а наоборот возрастает с еще большей силой, поскольку существующая практика спортивного отбора и ориентации несколько устарела, причем это касается не только гимнастики, а всего спорта высших достижений.
Высокие спортивные достижения в гимнастике достигаются не только упорными тренировками на пределе возможностей, но и являются следствием наследственных факторов, которые и определяются в ходе селекции на начальном этапе подготовки спортсменов, исходя из требований спортивной гимнастики, с учетом которых и осуществляется селекция наиболее способных для нее спортсменов. Ранняя специализация зачастую не позволяет самостоятельно принимать решения юным спортсменам, в большинстве случаев спортивную судьбу ребенка определяют родители и тренеры. Признавая ребенка неперспективным для занятий спортивной гимнастики, зачастую взрослые определяют его дальнейшую жизнь вне сферы спорта вообще.
На сегодняшний день в гимнастике наблюдается большой отсев детей, а это в свою очередь приводит к тому, что гимнастика, как вид спорта перестает носить звание массового. Существует мнение специалистов о том, что детей, занимавшихся спортивной гимнастикой, охотно принимают в другие виды спорта. Поэтому перед специалистами стоит задача как в привлечении детей так и в сохранения занимающихся в гимнастических дисциплинах.
Современная спортивная гимнастика характеризуется напряженностью соревновательной деятельности и тренировочного процесса, постоянно повышающейся координационной сложностью выполняемых упражнений, необходимостью формирования стабильных и надежных технических навыков (ДуброваА.А.; И.А. Винер; Белокопытова Ж.А.; 33. Нестерова Т.В.; К.В. Гобузева и др.). В связи с этим в значительной степени повышается значение контроля и оценки физической и в первую очередь координационной подготовленности на различных этапах спортивного совершенствования.
В связи с этим, актуальность нашего исследования заключается в необходимости обоснования использования существующих средств и методов спортивной ориентации и отбора, для спортивной гимнастики, предъявляемые к занимающимся на начальном этапе подготовки.
Объект исследования - спортивный отбор в спортивной гимнастике Предмет исследования - определение координационных способностей на начальном этапе отбора у девочек 6-8 лет в спортивной гимнастике.
Цель исследования - усовершенствовать программу контрольных испытаний направленных на выявление координационных способностей в блоковой модели спортивного отбора на начальном этапе подготовки у девочек 6-8 лет в спортивной гимнастике.
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи исследования:
1. Изучить общие и специфические требования к перспективности детей для занятий спортивной гимнастикой.
2. Определить значение координационных способностей в спортивной гимнастике и выявить предрасположенность юных спортсменов к спортивной гимнастике.
3. Разработать программу тестов, направленных на определение координационных способностей в блоковой модели.
4. Оценить уровень координационных способностей по разработанной программе тестов.
Гипотеза: многоэтапная оценка развития уровня координационных способностей с учетом тренировочной программы подготовки будет более объективной.
Методы исследования. Для подтверждения выдвинутой гипотезы и решения поставленных задач использовались следующие методы научного исследования:
1) теоретический анализ и обобщение данных литературы,
2) изучение программных документов; опрос (анкетирование, интервьюирование, беседы);
3) антропометрия, экспертная оценка;
4) педагогический эксперимент,
5) методы математической статистики.
Высокие спортивные достижения в гимнастике достигаются не только упорными тренировками на пределе возможностей, но и являются следствием наследственных факторов, которые и определяются в ходе селекции на начальном этапе подготовки спортсменов, исходя из требований спортивной гимнастики, с учетом которых и осуществляется селекция наиболее способных для нее спортсменов. Ранняя специализация зачастую не позволяет самостоятельно принимать решения юным спортсменам, в большинстве случаев спортивную судьбу ребенка определяют родители и тренеры. Признавая ребенка неперспективным для занятий спортивной гимнастики, зачастую взрослые определяют его дальнейшую жизнь вне сферы спорта вообще.
На сегодняшний день в гимнастике наблюдается большой отсев детей, а это в свою очередь приводит к тому, что гимнастика, как вид спорта перестает носить звание массового. Существует мнение специалистов о том, что детей, занимавшихся спортивной гимнастикой, охотно принимают в другие виды спорта. Поэтому перед специалистами стоит задача как в привлечении детей так и в сохранения занимающихся в гимнастических дисциплинах.
Современная спортивная гимнастика характеризуется напряженностью соревновательной деятельности и тренировочного процесса, постоянно повышающейся координационной сложностью выполняемых упражнений, необходимостью формирования стабильных и надежных технических навыков (ДуброваА.А.; И.А. Винер; Белокопытова Ж.А.; 33. Нестерова Т.В.; К.В. Гобузева и др.). В связи с этим в значительной степени повышается значение контроля и оценки физической и в первую очередь координационной подготовленности на различных этапах спортивного совершенствования.
В связи с этим, актуальность нашего исследования заключается в необходимости обоснования использования существующих средств и методов спортивной ориентации и отбора, для спортивной гимнастики, предъявляемые к занимающимся на начальном этапе подготовки.
Объект исследования - спортивный отбор в спортивной гимнастике Предмет исследования - определение координационных способностей на начальном этапе отбора у девочек 6-8 лет в спортивной гимнастике.
Цель исследования - усовершенствовать программу контрольных испытаний направленных на выявление координационных способностей в блоковой модели спортивного отбора на начальном этапе подготовки у девочек 6-8 лет в спортивной гимнастике.
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи исследования:
1. Изучить общие и специфические требования к перспективности детей для занятий спортивной гимнастикой.
2. Определить значение координационных способностей в спортивной гимнастике и выявить предрасположенность юных спортсменов к спортивной гимнастике.
3. Разработать программу тестов, направленных на определение координационных способностей в блоковой модели.
4. Оценить уровень координационных способностей по разработанной программе тестов.
Гипотеза: многоэтапная оценка развития уровня координационных способностей с учетом тренировочной программы подготовки будет более объективной.
Методы исследования. Для подтверждения выдвинутой гипотезы и решения поставленных задач использовались следующие методы научного исследования:
1) теоретический анализ и обобщение данных литературы,
2) изучение программных документов; опрос (анкетирование, интервьюирование, беседы);
3) антропометрия, экспертная оценка;
4) педагогический эксперимент,
5) методы математической статистики.
На основании результатов проведенного исследования сделаны следующие выводы:
1. Анализ состояния и тенденций развития, содержания деятельности спортивной гимнастики, показал, что к спортсменам-гимнастам предъявляются как обобщенные, так и специфические требования.
Обобщёнными требованиями к перспективности детей в гимнастике является высокий уровень развития координационных способностей; большой объем двигательной памяти, высокий уровень проявления точности дифференцировки параметров (временных, пространственных, динамических движений; высокий уровень общей физической и функциональной подготовленности, наличие базовых двигательных навыков:
«динамической осанки», «стойки», «приземления»,«вращения»; наличие хореографической подготовленности; наличие высокоразвитого чувства ритма; высокий уровень проявления самостоятельности, активности и нормативности поведения.
Специфическими требованиями, предъявляемыми к спортсменам, в спортивной гимнастике являются - высокий уровень проявления динамической силы (особенно пояса верхних конечностей) и высокая пространственная ориентация на снарядах и в безопорных положениях;
2. Высокая значимость координационных способностей в спортивной гимнастике предполагает определяющее место данных способностей в системе спортивного отбора, возможности использования их, как одного из критериев прогнозирования успешного спортивного совершенствования в этом виде спорта.
3. В результате проведенного исследования нами усовершенствована программа контрольных испытаний, направленная на выявление координационных способностей в блоковой модели спортивного отбора на начальном этапе подготовки у девочек 6-8 лет в спортивной гимнастике,создающая полное представление о координационных способностях ребёнка. В разработанной программе тесты подобраны таким образом, что с их помощью можно оценить как сформированное™ основных координационно- сложных движений, специфических для спортивной гимнастики: «Равновесие на одной другая назад», «Скрестный поворот, руки вверху», «Прыжки па двух на месте с поворотом на 90°», «Перекат в группировке», «Ходьба по низкому бревну, перешагивая кубики», так и физической подготовленности детей: отведение и удержание ноги (вперед, в сторону); прыжок вверх (см); сохранение равновесия в стойке на носках (сек); из положения лёжа, согнув ноги, сед (кол-во за 1 мин.).
4. Исходя из тестирования, по всем показателям произошли достоверные изменения. Наибольший прирост наблюдался в тестах «Скрестный поворот, руки вверху» (65,3%) и «Прыжки па двух на месте с поворотом на 90°» (60,9%). Это говорит о значительном приросте в умении занимающихся координировать движения при перемещении тела в различных направлениях.
В результате статистической обработки экспертных оценок установлено, что в процессе применения разработанной программы тестов у испытуемых возросло качество выполнения всех основных движений. Что свидетельствует об эффективности используемой методики. Причем степень рассеивания данных варьируется от 18,5% до 37,5%, что свидетельствует о неравномерном росте и повышении внутригрупповой однородности результатов выполнения контрольных упражнений, являющихся наиболее информативными для оценки пригодности к занятиям в спортивной гимнастике. К началу специализированной подготовки эффективность процесса спортивной ориентации и отбора детей соответствовала высокому уровню результативности. Показатели отсева в процессе учебно¬тренировочных занятий и спортивного отбора в спортивную гимнастику составил 7%.
1. Анализ состояния и тенденций развития, содержания деятельности спортивной гимнастики, показал, что к спортсменам-гимнастам предъявляются как обобщенные, так и специфические требования.
Обобщёнными требованиями к перспективности детей в гимнастике является высокий уровень развития координационных способностей; большой объем двигательной памяти, высокий уровень проявления точности дифференцировки параметров (временных, пространственных, динамических движений; высокий уровень общей физической и функциональной подготовленности, наличие базовых двигательных навыков:
«динамической осанки», «стойки», «приземления»,«вращения»; наличие хореографической подготовленности; наличие высокоразвитого чувства ритма; высокий уровень проявления самостоятельности, активности и нормативности поведения.
Специфическими требованиями, предъявляемыми к спортсменам, в спортивной гимнастике являются - высокий уровень проявления динамической силы (особенно пояса верхних конечностей) и высокая пространственная ориентация на снарядах и в безопорных положениях;
2. Высокая значимость координационных способностей в спортивной гимнастике предполагает определяющее место данных способностей в системе спортивного отбора, возможности использования их, как одного из критериев прогнозирования успешного спортивного совершенствования в этом виде спорта.
3. В результате проведенного исследования нами усовершенствована программа контрольных испытаний, направленная на выявление координационных способностей в блоковой модели спортивного отбора на начальном этапе подготовки у девочек 6-8 лет в спортивной гимнастике,создающая полное представление о координационных способностях ребёнка. В разработанной программе тесты подобраны таким образом, что с их помощью можно оценить как сформированное™ основных координационно- сложных движений, специфических для спортивной гимнастики: «Равновесие на одной другая назад», «Скрестный поворот, руки вверху», «Прыжки па двух на месте с поворотом на 90°», «Перекат в группировке», «Ходьба по низкому бревну, перешагивая кубики», так и физической подготовленности детей: отведение и удержание ноги (вперед, в сторону); прыжок вверх (см); сохранение равновесия в стойке на носках (сек); из положения лёжа, согнув ноги, сед (кол-во за 1 мин.).
4. Исходя из тестирования, по всем показателям произошли достоверные изменения. Наибольший прирост наблюдался в тестах «Скрестный поворот, руки вверху» (65,3%) и «Прыжки па двух на месте с поворотом на 90°» (60,9%). Это говорит о значительном приросте в умении занимающихся координировать движения при перемещении тела в различных направлениях.
В результате статистической обработки экспертных оценок установлено, что в процессе применения разработанной программы тестов у испытуемых возросло качество выполнения всех основных движений. Что свидетельствует об эффективности используемой методики. Причем степень рассеивания данных варьируется от 18,5% до 37,5%, что свидетельствует о неравномерном росте и повышении внутригрупповой однородности результатов выполнения контрольных упражнений, являющихся наиболее информативными для оценки пригодности к занятиям в спортивной гимнастике. К началу специализированной подготовки эффективность процесса спортивной ориентации и отбора детей соответствовала высокому уровню результативности. Показатели отсева в процессе учебно¬тренировочных занятий и спортивного отбора в спортивную гимнастику составил 7%.
Подобные работы
- Развитие координационных способностей обучающихся 11-12 лет на уроках физической культуры в школе
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2020 - ОРГАНИЗАЦИЯ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА В СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ГРУППАХ ПО ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКЕ
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2021 - МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СПЕЦИАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ СПОРТСМЕНОК В I РУПЛОВЫХ УПРАЖНЕНИЯХ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ
ГИМНАСТИКЕ
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - Совершенствование методики развития координационных способностей волейболисток 13-14 лет
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - Методика развития координационных способностей у слабослышащих девочек 6-7 лет средствами художественной гимнастики
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2018 - СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ВЫСТУПЛЕНИЙ ДЕВУШЕК 16 - 18 ЛЕТ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ВОЗДУШНОЙ ГИМНАСТИКОЙ НА ПОЛОТНАХ В РОССИИ И КРАСНОЯРСКЕ
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Повышение уровня физической подготовленности девочек младших классов средствами рекреационно-спортивной деятельности
Бакалаврская работа, физическая культура в избранном виде спорта. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2022 - ЙОГА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ГИБКОСТИ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКЕ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2022 - МЕТОДИКА ПРИМЕНЕНИЯ НЕСТАБИЛЬНОЙ ОПОРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКЕ
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2018



