Введение 4
1 Обучение плаванию способом кроль на груди в группе начальной
подготовке 7
1.1 Особенности обучения плавания детей на этапе начального обучения ... 7
1.2 Методы и средства обучения пловцов начальной группы 12
1.3 Техника плавания кроль на груди 22
2 Организация и методы исследования 29
2.1 Организация исследования 29
2.2 Методы исследования 30
3 Особенности обучения техники плавания способом кроль на груди детей на
начальном этапе подготовки 34
3.1 Выявление последовательности, средств и методов обучения детей
группы начальной подготовки плаванию 34
3.2 Определение основных ошибок техники плавания способом кроль на
груди у спортсменов группы начальной подготовки 41
3.3 Содержание обучения плаванию детей 7-8 лет кролем на груди,включающее оптимизацию этапов, средств и методов подготовки в начальной группе 47
Заключение 61
Список использованных источников 62
Приложение А 67
Приложение Б 68
Приложение В 72
Актуальность исследования. Плавание это способ передвижения в воде, циклическое движение, оказывающее всестороннее воздействие на организм ребенка. Умение плавать относится к числу жизненно важных навыков. Плаванию отведена важная роль в средствах физического воспитания, именно поэтому дошкольные учреждения, общеобразовательные школы, средние и высшие специальные учебные заведения включают в свою программу обучения - плавание.
Проблема массового обучения детей плаванию, вставшая особенно остро в последние годы, требует пересмотра традиционных методов, принятых в детских спортивных школах и учебных группах плавательных бассейнов: необходимо сократить сроки обучения и повысить эффективность освоения учебного материала.
Известно, что перед коллективами детских спортивных школ стоит задача заложить фундаментальные основы «школы плавания», поэтому программа обучения состоит из большого количества подготовительных упражнений по освоению воды, упражнений на изучение элементов техники спортивных способов плавания. Процесс обучения длится несколько месяцев и обеспечивает тщательный отбор перспективных юных пловцов.
При массовом обучении, решают иные задачи - прикладного и оздоровительного характера. Сокращение продолжительности начального обучения имеет смысл при проведении занятий в условиях Сибири.
Не все тренеры-преподаватели придерживаются мнений авторов научной литературы, они полагаются на собственный опыт преподавания, и начинают учить детей не с тех стилей плавания, что создаёт проблему в обучении, и оно происходит дольше по времени, чем написано в книгах, программах для обучения. Последовательность в обучении технике плавания кролем на груди играет важную роль. Обучение начинается с освоения правильного дыхания и заканчивается согласованием рук, ног и дыхания. Трехразовых занятий в неделю по плаванию, достаточно для обучения техническим элементам. При правильном построении содержании обучения, три занятия в неделю будет достаточно, чтобы освоить технику плавания кролем на груди за 21 тренировочное занятие.
Цель исследования: теоретическое и эмпирическое обоснование содержания обучения детей плаванию 7-8 лет способом кроль на груди.
Объект исследования: обучение плаванию детей 7-8 лет на начальном этапе подготовки.
Предмет исследования: содержание обучения плаванию способом кроль на груди детей 7-8 лет.
Гипотеза исследования заключается в предположении, что обучение детей 7-8 лет плаванию кролем на груди будет более эффективным, если определить основную последовательность этапов, средств и методов обучения, охарактеризовать основные ошибки в технике плавания, возникающие при начальном обучении, а так же разработать содержание обучения детей плаванию 7-8 лет способом кроль на груди на основе интенсификации методики обучения.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть особенности обучения детей начальной группы подготовки плаванию способом кроль на груди.
2. Выявить последовательность, средств и методов обучения плаванию детей на начальном этапе подготовки, используемые в тренировочном процессе и определить основные ошибки техники плавания, возникающие при начальном обучении детей плаванию способом кроль на груди.
3. Разработать содержание обучения плаванию детей 7-8 лет кролем на груди, включающее оптимизацию этапов, средств и методов подготовки в начальной группе.
исследования:
1. Анализ научно-методической литературы.
2. Анкетирование.
3. Педагогическое наблюдение.
4. Математико-статический метод.
1. Рассмотрев особенности обучения детей начальной группы в плавании, установлено, что для обучения наиболее благоприятный период 7-8 лет. Именно в этом возрасте ребенок адекватно будет реагировать на действия учителя, а учитель - иметь обратную связь с обучаемым. Наиболее благоприятные для детей такие стили как кроль на груди и на спине. Следовательно, мы можем предположить, что первоначальное овладение этими стилями, лежит у детей в основе комплексного обучения плаванию, создает в виде приобретенных навыков и склонностей, необходимые для изучения плавания любым другим способом.
2. Из проведённого анкетирования установили, упражнения, которые используются в основной части и времени, для изучения технических элементов. Так же определили эффективные средства обучения плаванию, средствами является подготовительные упражнения, которые используются для обучения детей, и эффективные методы для обучения и разучивания технических элементов в данной группе. Анализ техники плавания детей 7-8 лет показал, что наиболее частыми ошибками техники плавания кроль на груди являются, ошибки гребке в плавании, дети допускали ошибки в фазах, а соблюдение фаз - это важная и неотъемлемая часть в продвижении корпуса тела по воде вперёд. Так же были отмечены ошибки в положении головы при плавании кролем - голова была опущена или поднята слишком высоко, что даёт очень большое сопротивление, и пустая трата энергии.
3. Разработано содержание обучения плаванию детей 7-8 лет кролем на груди, включающее оптимизацию этапов, средства и методы в начальной группе подготовки, которое позволит реализовать и освоить элементы техники плавания, а также технику плавания кроль на груди за более короткий срок.
1. Бажев, А. 3., Панов И. В. Использование дополнительных средств при обучении плаванию / А. 3. Бажев, И. В. Панов // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2016. - № 4-3.- С.20-22.
2. Булгакова, Н. Ж. Плавание: учебник для вузов / Под общ.ред. Н. Ж. Булгаковой. - М.: Физкультура и спорт, 2001. - 400 с.
3. Быков, В. А. Технология ускоренного обучения плаванию / В. А. Быков // Теория и практика физической культуры. - 2000. - № 6. -C. 41-42.
4. Вакуленко, А. Н. Морфофункциональные показатели, морфологическое развитие и специальная физическая подготовленность сильнейших спортсменок, специализирующихся в плавании способом баттерфляй / А. Н. Вакуленко, В. П. Гладенкова // Теория и практика физ. культуры : тренер : журнал в журнале. - 2010. - №9. - С. 77.
5. Васильев, В. С. Обучение детей плаванию / В.С. Васильев, Б.Н. Никитский - М.: Физкультура и спорт, 1973. - 240 с.
6. Викулов, А. Д. Плавание : учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. - 367 с.
7. Гагарина, П. А. Особенности обучения плаванию детей / П. А. Гагарина // Актуальные проблемы теории и практики физической культуры, спорта и туризма. - 2016. - С. 646-648.
8. Гусев, А. В., Иванов А. С. Экспериментальная проверка программы обучения детей плаванию на этапе базовой подготовки / А. В. Гусев, А. С. Иванов // Теория и практика физической культуры. - 2014. - № 9. - С. 60-62.
9. Давыдов, В. Ю. Методика начального обучения плаванию девочек 7-10 лет в условиях глубокого открытого плавательного бассейна / В. Ю. Давыдов, Д. А. Косьяненко // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка : детский тренер : журнал в журнале. - 2003. - N 1. - С. 29-34.
10. Дементьев, В. В. Методика комплексного обучения плаванию школьников 15-17 лет / В. В. Дементьев // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2007. - N 3. - С. 67-70.
11. Дементьев, В. В. Формирование навыка плавания у учащихся старших классов на уроках физической культуры, диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук, Москва 2007. - 23с. - С 9-10.
12. Дятлов, Д. А. Возрастные особенности регуляции кардиореспираторной системы у школьников начальных классов при занятиях плаванием / Д. А. Дятлов [и др.] // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка: детский тренер : журнал в журнале. - 2005. - N 5. - С. 31-33.
13. Козлова, Н. Ю., Мартыненко Н. В. Методика одновременного обучения всем стилям спортивного плавания детей младшего школьного возраста / Н. Ю. Козлова, Н. В. Мартыненко // Проблемы развития физической культуры и спорта в новом тысячелетии. - 2016. - № 1. - С. 133-135.
14. Кононова, А. П. Техника и методика обучения спортивным способам плавания. Учебно -методическое пособие / А. П. Кононова, В. Г. Шилько. - Томск, 2008. - 120 с.
15. Лепилина, Т. В. Методическое обеспечение процесса обучения плаванию детей 7-8 лет / Т. В. Лепилина // Вестник красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева. - 2013. - № 2 (24). - С. 240-244.
16. Мухтарова, Т. Л. Техника спортивного плавания: учебно¬методическое пособие / Т.Л. Мухтарова. - Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ- УПИ, 2004. - 176 с.
17. Нехвядовия, А. И. Возрастные особенности физического развития пловцов / А. И. Нехвядовия [и др.] // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2004. - N 5. - С. 23-24.
18. Перепелица Е. Е. Рациональное использование средств и методов начального обучения плаванию студентов в условиях глубокого бассейна:автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / Перепелица Елена Евгеньевна. - Хабаровск, 2004. - 24 с.
19. Пилипко, О. А. Динамика показателей технико-тактического мастерства пловцов-стайеров в зависимости от длины соревновательной дистанции/ Пилипко О. А., Политько Е. В. // Физическое воспитание студентов творческих специальностей / под ред. Ермакова С. С. ; М-во образования и науки Украины, Харьков. гос. акад. дизайна и искусств (Харьков. худож. -пром. ин-т). - Харьков, 2005. - N 8. - С. 59-65.
20. Платонов, В. М. Плавание: учебник / Под ред. Платонова В. М. - Киев: «Олимпийская литература», 2000. - 493 с.
21. Платонов, В. Н. Спортивное плавание. Путь к успеху. В двух книгах. Книга 1/ Под общ.ред. В. Н. Платонова. - 2012 г.
22. Погребной, А. И. О некоторых принципах обучения плаванию = AboutSomePrinciplesofTeachinginSwinning / А. И Погребной, Е. Г. Маряничева // Теория и практика физ. культуры. - 1999. - N 3. - С. 59-63.
23. Погребной, А. И. Оригинальная методика обучения плаванию / А. И. Погребной // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2000. - N 2. - С. 57-59.
24. Раевский, Р. Т. Плавание: учеб.пособие для студентов высш. учеб. заведений / Р. Т. Раевский, В. Ф. Петелкаки; Под общ. ред. Р. Т. Раевского. - О.: Наука и техника, 2005. - 326 с.
25. Савченко, Н. И. Совершенствование методики и практики в психологической подготовке пловцов / Н. И. Савченко // Физическое воспитание студентов творческих специальностей / [под ред. Ермакова С.С.] ; М-во образования и науки Украины, Харьков. гос. акад. дизайна и искусств (Харьков. худ.-пром. ин-т). - Харьков, 2009. - N 4. - С. 148-154.
26. Савченко, Н. И. Фаза наплыва в плавании кроль на груди на современном этапе подготовки пловцов / Н. И. Савченко // Физическое воспитание студентов творческих специальностей / [под ред. Ермакова С.С.] ;
27. Савченко, Н. И. Анализ эффективности выполнения скоростных поворотов в плавании кроль на груди / Н. И. Савченко, В. Я. Новицкий // Физическое воспитание студентов. - 2011. - N 1. - С. 111-113.
28. Сачева, Е. В., Оринчук В. А. Плавание как средство коррекции физического развития детей дошкольного возраста с нарушением функций опорно-двигательного аппарата / Е. В. Сачева, В. А. Оринчук // Сборник материалов Международной научно -практической конференции, 23 декабря 2011. -М., 2011. - С 89-91.
29. Седляр, Ю. В. Обучение технике «разноименного» шестиударного кроля / Ю. В. Седляр // Физическое воспитание студентов творческих специальностей / под ред. С.С. Ермолаева ; М-во образования и науки Украины, Харьков. гос. акад. дизайна и искусств (Харьков. худож -пром. ин-т). - Харьков, 2005. - N 5. - С. 38-45.
30. Семёнов, Ю. А. Обучение детей плаванию летом / Ю. А. Семенов //Физическая культура в школе. -2004. -N 3. - C. 47-49.
31. Семизоров, Е. А. Методика обучения детей плаванию на основе опорного гребка / Е. А. Семизоров // Ученые записки университета им. п.ф. Лесгафта. - 2008. - № 3. - С. 84-87.
32. Симина, Т. Е. Научная новизна, обучение плаванию детей 4-6 лет с нарушением опорно-двигательного аппарата: диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Т.Е. Симина, Смоленск 2010. -24с.
33. Степанова, Г. А. Методика обучения плаванию детей 9-10 лет в условиях глубокого бассейна / Г. А. Степанова, А. В. Саяпов // Вестник академии энциклопедических наук. - 2016. - № 3 (24). - С. 9-14.
34. Тарабрина, И. В. Эффективность методики обучения плаванию на суше / И. В. Тарабрина //Вестник костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова, серия: педагогика, психология, социальная
работа,ювенология,социокинетика. - 2015. - № 2. - С. 236-240.
35. Тарасевич, Г. А. Особенности формирования специализированных восприятий у пловцов-кролистов 10-15-летнего возраста / Г. А. Тарасевич, А. С. Казызаева, М. Д. Бакшеев // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка : детский тренер : журнал в журнале. - 2007. - N 3. - С. 44-46.
36. Тимофеева Е. А., Осокина Т. И. Обучение плаванию в д./с. / Е.А. Тимофеева, Т.И. Осокина.- М.: Просвещение , 2001. - 159 с.
37. Шашкин, С. А. Направленное развитие двигательно - координационных способностей у юных пловцов 11-12 лет при обучении способу баттерфляй: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / С. А. Шашкин. - Москва, 2005. - 118 с.
38. Шлячков, Р. Н. Эффективность методики ускоренного обучения плаванию детей младшего школьного возраста / Р. Н. Шлячков // Естественные и технические науки. - 2006. - № 4. - С. 495-499.
39. Шмерко, О. В. Методика обучения плаванию детей 5-7 лет в условиях малогабаритного бассейна дошкольного образовательного учреждения / О. В. Шмерко // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2006. - N 6. - С. 46.
40. Щербаков, Б. В. Некоторые особенности методики обучения плаванию дошкольников 4-7 лет / Б. В. Щербаков // Вестник спортивной науки. - 2009. - № 5. - С. 18-21.
41. Щербаков, Б.В. Особенности формирования плавательных навыков у дошкольников 4-7 лет / Б. В. Щербаков // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2007. - N 3. - С. 32, 49-50.
42. Методики обучения плаванию. Какие методы используются при обучении плаванию [Электронный ресурс ]. - Режим доступа:
http://www.swimtempo.ru/metodiki-obucheniya-plavaniiu-kakie-metodi-ispol- zuiutsya-pri-obuchenii-plavaniiu.html.
43. Плавание. Техника и методика обучения плаванию [Электронный ресурс ]. - Режим доступа: http://to-swim.ru/