Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В УСЛОВИЯХ СТРУКТУРНОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ФИНАНСОВОГО РЫНКА РОССИИ

Работа №179303

Тип работы

Диссертация

Предмет

финансы

Объем работы176
Год сдачи2023
Стоимость700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
9
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические аспекты регулирования деятельности кредитных организаций в процессе структурной трансформации финансового сектора 18
1.1. Исследование генезиса трансформационных преобразований
финансового рынка 18
1.2. Тенденции развития инструментария регулирования деятельности
кредитных организаций 30
1.3. Особенности регулирования деятельности кредитных организаций в
условиях структурных изменений финансового рынка 42
Глава 2. Анализ современной практики регулирования деятельности кредитных организаций 51
2.1. Инструментарий регулирования деятельности кредитных организаций
европейских стран 51
2.2. Регулирование деятельности кредитных организаций в Российской Федерации в процессе структурной трансформации финансового сектора... 71
2.3. Инструментарий регулирования деятельности кредитных организаций на развивающихся рынках 83
Глава 3. Развитие направлений регулирования деятельности кредитных организаций в условиях структурных преобразований финансового рынка в России 108
3.1. Новые направления регулирования деятельности кредитных организаций 108
3.2. Перспектива регламентации функционирования кредитных организаций
в изменяющихся форматах финансового рынка 122
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 142
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 146
ПРИЛОЖЕНИЯ 163


Актуальность исследования. Объективные процессы глобализации, ускоряемые развитием цифровых технологий, существенным образом влияют на финансовый рынок как в скорости осуществления его участниками операций, так и его структуры, появлением новых инструментов, часть из которых обращается в виртуальном пространстве и эмитируется компьютерными программами, появлением новых игроков, услуг и способов ведения бизнеса, что в целом выступает новым фактором потрясений в финансовом секторе и изменяет профили рисков кредитных организаций. Цифровая экономика способствует формированию концентрированного финансового рынка, на котором может доминировать относительно небольшое число крупных технологических компаний, способных заменить коммерческие банки в предоставлении финансовых услуг. Также можно констатировать, что децентрализованное финансирование - это быстро развивающееся явление, стремящееся устранить посредников в финансовых операциях, которые будут заменены программными протоколами. В обоих сценариях финансовое регулирование и надзор станут чрезвычайно сложными. Денежная политика также может выйти из-под контроля государства, и даже финансовый суверенитет окажется под угрозой .
Актуальность данного исследования обусловлена тем, что быстрое социально-экономическое развитие привело к увеличению разрыва между экономической теорией и реальностью. В результате становится всё сложнее объективно оценить, соответствует ли принятая странами мира политика финансового регулирования фундаментальным целям стимулирования роста финансового рынка и развития конкуренции, и основана ли эта политика на реалистичной картине рынка. Подобная оценка политики стала особенно сложной и важной для индустрии платежей, а также в отношении регулирования деятельности новых игроков финансового рынка из других отраслей (например, FinTech и BigTech). В сочетании с радикальным изменением роли самих регуляторов в условиях трансформации финансового рынка, это явление вызывает ряд научных вопросов. За последние несколько лет участники финансовой индустрии, в первую очередь платежного сегмента по всему миру, на практике столкнулись с изменением подходов центральных (национальных) банков к регулированию рынка.
Ключевое изменение заключается в новой роли, которую начинают выполнять регуляторы: теперь они не только реагируют на изменения рынка, формируя и устанавливая нормативную базу участникам, но и становятся центральным источником и определяющим инструментом рыночных изменений.
Таким образом, принимая во внимание темпы роста цифровой экономики, внедрения цифровых технологий, появления новых игроков на рынке, усиления процессов глобализации и консолидации капиталов кредитных организаций, можно говорить о происходящей структурной трансформации российского финансового рынка. Учитывая вышеназванные факторы, актуальность исследования заключается в том, что эффективное государственное регулирование деятельности кредитных организаций в условиях трансформации российского финансового рынка может является важнейшим условием создания надёжной и устойчивой банковской системы страны, которая, в свою очередь, является фундаментом рыночной экономики.
Степень научной разработанности проблемы. Теоретические исследования функционирования и регулирования финансовых рынков исследовались российскими учёными, такими как А.Е. Абрамов , Л.Н.
Андрианова , О.В. Буклемишев, О.В. Гришина , А.Е. Дворецкая , А.Д. Радыгин , А.В. Подругина , Энтов Р.М. , a также зарубежными авторами, в частности, П. Агенор , Р.К. Абрамс , А. Новоа , Консимано Т. , А.В. Табах . Вопросы по банковскому делу затрагивались в работах российских исследователей, например, О.И. Лаврушин , Г.С. Панова , В.М. Усоскин.
Труды таких российских учёных, как И.В. Ларионова , Ю.М. Склярова и зарубежных исследователей, например, Р. Баррелл , Дж. Барс , Р. Гринвуд , Д. Эллиот посвящены анализу банковского регулирования и надзора.
Вопросы трансформации банковского сектора под влиянием цифровых технологий и распространения цифровых технологий исследовались в работах таких авторов, как Дюдикова Е.А. , Жданович В.В. , Перцева С.Ю. , Т—Г ТТ Л JT Z-^ А ТТ ?7 ГТ О Z-^ Z-^
Пискарев Д.М., Стерликова А.Д. ,Тростьянский С.С. .
Однако работы вышеуказанных ученых предполагают дальнейшее обобщение их теоретических положений и с учетом структурных преобразований экономики требуют совершенствования имеющихся и разработки новых методов регулирования финансового рынка с учетом опыта зарубежных стран, что позволит Российской Федерации в большей степени решить проблемы внутреннего финансового рынка и интегрироваться в международную финансовую систему.
Область исследования. Диссертационное исследование проведено в соответствии с паспортом научной специальности 5.2.4 «Финансы», п. 5. Банковское регулирование. Система банковского надзора и ее элементы, п. 24. Финансовые рынки: типология, специфика, особенности функционирования. Регулирование финансовых рынков.
Объектом исследования выступает деятельность кредитных организаций в условиях влияния на неё системы регулирования, с одной стороны, и меняющихся внешних условий среды, с другой стороны.
Предметом диссертационного исследования являются экономические отношения, которые возникают в связи с осуществлением центральным банком и регулирующими органами полномочий по регулированию деятельности кредитных организаций в условиях структурной трансформации финансового рынка.
Цель диссертационного исследования состоит в определении наиболее эффективных направлений регулирования деятельности кредитных организаций в Российской Федерации в условиях меняющегося финансового рынка.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
- выявить тенденции развития как мирового, так и российского финансового рынка и соотнести новые инструменты регулирования с эффективностью функционирования банковского сектора развитых и развивающихся стран;
- основываясь на инструментарии сравнительного анализа практик регулирования кредитных учреждений в России, ЕС и на развивающихся рынках (Бразилия и Китай) определить особенности регулирования кредитных организаций в условиях нестабильности внешней среды и активного проникновения цифровых технологий;
- обосновать необходимость разработки и внедрения новых направлений регулирования деятельности кредитных организаций, принимая во внимание развитие цифровых технологий и перехода общества на цифровой путь развития;
- сопоставить регуляторные практики развитых и развивающихся рынков и определить причины повышения системного риска регулирования кредитных организаций;
- оценить перспективы применения гибкого регулирования на основании эконометрической модели по предсказанию риска возникновения кризиса в банковской отрасли и его эффективность на развитых и развивающихся рынках.
Гипотеза диссертационного исследования заключается в обосновании необходимости применения более гибкого подхода к регулированию деятельности кредитных организаций с учетом принятия решений на основе модели регрессии, позволяющей предсказывать кризисные явления в отрасли и более быстрыми темпами адаптировать степень регулирования, принимая во внимание трансформацию финансового рынка как развитых, так и развивающихся стран.
Научная новизна диссертации состоит в систематизации опыта регулирования европейских кредитных учреждений и кредитных учреждений развивающихся рынков и разработке концептуальных основ эффективного регулирования кредитных организаций Российской Федерации на основе выявленных закономерностей и тенденций в условиях трансформации финансового рынка и волатильности внешней среды. Также предлагается эконометрическая модель, на основании которой можно предсказать риск банкротства ключевых банков и предсказать возможность проведения более гибкой, или же, напротив, жёсткой политики регулирования со стороны органов власти.
В качестве наиболее значимых результатов исследования, которые отличаются научной новизной и были получены лично соискателем, являются следующие выносимые на защиту положения:
1. Обобщён теоретический аппарат регулирования деятельности кредитных организаций и на основе системного анализа и выявленных тенденций развития инструментария регулирования деятельности кредитных организаций (ужесточение требований к регулированию, появление fintech- компаний конкурентов, переход к «открытому» банкингу) определены наиболее эффективные в настоящем времени инструменты (консультативный надзор, пруденциальный надзор и регулирование, банковский контроллинг, стимулирующее регулирование, пропорциональное регулирование и риск- ориентированный надзор), что позволяет повысить эффективность регулирования кредитных учреждений в России с учетом внутренних возможностей и факторов внешней среды.
2. Выявлены особенности регулирования кредитных организаций при использовании таких методов, как административные, нормативные, корректирующие, экономические, регулирующие, надзорные, a также обобщён подход к регулированию российских и европейских кредитных учреждений, определены ранее не отмеченные особенности пропорционального регулирования и их отличия от принятой в России практики.
3. Определены новые направления (внесение изменений и корректировок в законодательные акты, переход на цифровой путь развития, применение «мягкого» подхода к регулированию криптовалюты) и разработаны предложения по адаптации европейских методов регулирования кредитных учреждений в условиях отхода от «ручного управления» и централизации пруденциального надзора и концентрации капитала и перехода к использованию RegTech, FinTech инструментов, что дает возможность повысить эффективность деятельности кредитных учреждений за счёт более быстрого реагирования на риски, повышенной точности бизнес-процессов и обеспечения гибкости в работе всех участвующих элементов.
4. Определены причины повышения системного риска регулирования кредитных организаций (иллюзия контролируемой системы при сложной нормативной базе; упущение непредвиденных обстоятельств и событий, аналогов которых ещё не было в мировой практике; сложность взаимодействия между различными нормативными актами и затруднение подотчетности органов регулирования; возможность переноса рисков на учреждения, находящиеся за пределами периметра регулирования), доказана важность применения гибкого подхода, в том числе при помощи цифровых технологий, что повышает устойчивость кредитных учреждений перед финансовыми шоками и трансформациями экономики; определены общие черты и различия в регулировании (лицензирование деятельности кредитных организаций, входные барьеры в отрасль, нормы капитала, полномочия страховщика депозитов, ограничения на вход иностранных банков) и обоснован вывод о слабости регулирования в России и Бразилии по сравнению со странами ЕС и Китая.
5. Предложена эконометрическая модель, позволяющая делать выводы о вероятности дефолта в банковском секторе на основе таких факторов, как отношение неработающих кредитов к общему объёму кредитов, темпов роста ВВП, инфляции, индекса предсказания банкротства (Z-score), достаточности капитала, активов, взвешенных с учетом риска. Бинарная модель может быть применена для дальнейшего изучения причин банковских кризисов, а также уточнения роли банковского регулирования в вероятности его возникновения.
Новизна на теоретическом уровне.
1. Проведен сравнительный анализ поэтапного развития систем регулирования деятельности кредитных организаций в странах с развитой рыночной экономикой и Россией, что позволило выявить государственные особенности и сделать выводы относительно эффективности концепций и инструментов регулирования. На первом этапе в странах с развитой рыночной экономикой появились частные коммерческие банки, осуществляющие эмиссию банкнот, а в России был создан государственный банк - эмиссионный монополист, осуществляющий коммерческие банковские операции. На втором этапе в странах Запада произошла монополизация эмиссионной операции государственным банком, а в России осуществилась передача основного объема коммерческих операций частным банкам. На третьем этапе и в странах Запада, и в России проявилась необходимость регулировать объемы эмиссии и банковскую деятельность. Четвёртый этап и в России, и в странах Запада характеризовался формированием двухуровневой банковской системы с соответствующими целями и функциями.
2. Определены основные походы стран к трансформации банковского регулирования под влиянием цифровых технологий. Доказано, что доминирующую роль будут играть RegTech и Suptech (Regtech) - регуляторные технологии, направленные на повышение эффективности соблюдения регуляторных требований; Suptech оснащает надзорные органы инновационными технологиями для поддержки надзора за отчётностью и цифровизации регулирования.
3. В мире наблюдается «мягкий» подход к регулированию новой для банковской отрасли сферы, то есть пока не приняты большинство законов, существуют разъяснения регулирующим органам спорных ситуаций по запросам участников финансового рынка. На данный момент «мягкий» подход преобладает над «жёстким» законодательным регулированием. Во внимание также принимаются рекомендации ФАТФ и ОЭСР. Апробация инноваций и выбор правовых средств и методов упорядочивания соответствующих общественных отношений происходят как раз в регулятивных песочницах в режиме пилотных проектов.
Новизна на аналитическом уровне.
1. Банковский сектор ЕС характеризуется следующими данными:
■Общее число активов кредитных организаций 30,98 трлн евро в 2021 г.
■ROE -5,48%
■Common Equity Tier 1 ratio) - 15,65%
Коэффициент неработающих кредитов (NPL) 2,17% в сентябре 2021 г.
Банковская система ЕС переживала ряд кризисов и изменений, одним из потрясений стала пандемия COVID-19. Банковская система Европейского Союза доказала свою устойчивость во время одного из самых резких падений валового внутреннего продукта в истории.
2. В основе законодательства в сфере финансовых услуг и банковского регулирования заложен подход Ламфалусси (Lamfalussy approach), четырёхуровневая процедура, которая принята в целях разработки и утверждения законодательства в ЕС.
Основные инструменты и правовое поле регулирования:
- Директива по требованиям к капиталу CRD I, II, III, IV, V.
- Директива о платёжных услугах (Payment Services Directive), Payment Service Directive 2;
- Директива о финансовых группах (Financial Groups Directive, FGD);
- «Директива o рынках финансовых инструментов» (Markets in Financial Instruments Directive, MiFID (с 2017 г. MiFID 2);
- «Руководства для институтов и органов по урегулированию убытков, касающегося повышения устойчивости банков»
3. Среди новейших положений в регулировании отметим 3-процентный обязательный коэффициент левериджа для всех компаний, входящих в сферу действия CRD IV, повышение пропорциональности, пакет мер по снижению рисков (включая CRD V), Директива o платёжных услугах (Payment Services Directive) - гармонизация правил ведения бизнеса для всех поставщиков электронных платёжных услуг на территории ЕС.
Все данные положения и расширение инструментария направлено на то, чтобы в конечном счете создать в ЕС банковский союз, то есть формирование структуры с наднациональными элементами по координации участвующих стран. В качестве опор банковского союза выступили Единый механизм по надзору (Single Supervisory Mechanism - SSM), Единый механизм санации (Single Resolution Mechanism, SRM).
Практические элементы новизны.
1. Доказано, что применение режима «регулятивная песочница» в банковском секторе позволяет тестировать новые финансовые технологии и продукты, что в результате снижает риски, a также сокращает издержки надзорного режима, которые могут возникнуть в результате внедрения в банковскую практику нерациональных и неэффективных решений.
2. В настоящее время страны ЕС, Россия, Бразилия и КНР стремятся найти подход к регулированию криптовалюты, не противоречащий национальным законодательствам. При определении путей регулирования обращения криптовалют государство может выбрать один из двух вариантов:
• создать единый правовой режим эмиссии для криптовалют и токенов;
• установить разные требования к выпуску в зависимости от особенностей актива.
На сегодняшний день крупные финансовые регуляторы (ЕС, Швейцария, США, Сингапур) предпочитают второй вариант в связи с тем, что выпуск токенов, которые имеют инвестиционную составляющую, должен регулироваться как эмиссия ценных бумаг. Преимущество данного варианта в том, что к разным активам может быть применено разное законодательство, например, если товар продаётся, то потребительское законодательство, а если токен будет прибыльный, то законодательство о ценных бумагах.
В КНР наоборот был избран жёсткий подход и с 2021 г. все операции с криптовалютой запрещены, что связано с опасениями правительства относительно бегства капитала.
3. Для России, в отличие от европейских стран, характерен режим «ручного управления», который непосредственно влияет на направление регулирования. В России продолжается централизация пруденциального надзора и концентрации капитала, причём данная тенденция распространяется не только на банковский, но и на весь финансовый сектор.
4. В диссертации уделено особое внимание мерам, предпринятым для сохранения устойчивости отрасли во время COVID-19.
- Была запущена специальная программа рефинансирования (в размере 500 млрд руб.) для банков, которые поддерживали кредитный портфель малого бизнеса на уровне выше 90% от докризисного уровня. Кредиты в рамках программы предоставлялись сроком на один год по ставке 4% (т.е. учётная ставка минус 2 пп).
- были освобождены некоторые макропруденциальные буферы. Был полностью освобождён макропруденциальный буфер по ипотечным кредитам (на сумму 1,7 млрд долл.) и позже частично освобождён буфер по необеспеченным потребительским кредитам (на сумму еще 2,2 млрд долл.). Макропруденциальные надбавки к весовым коэффициентам риска для новых ипотечных кредитов и необеспеченных потребительских кредитов также были снижены.
- Для решения проблем с ликвидностью Банк России запустил механизмы одномесячного и однолетнего РЕПО, снизил стоимость залоговых линий ликвидности (используемых системными банками для выполнения требований LCR) и отменил индивидуальные потолки по таким линиям для банков.
5. Определены два основных способа трансформации банковского регулирования: институциональный (формирование новых институтов, органов власти) и структурный (развитие существующей регуляторной среды - корректировка подходов к регулированию и законов).
Теоретическая значимость работы заключается в развитии понятийного аппарата регулирования деятельности кредитных организаций, который необходим в условиях структурной трансформации финансового рынка, выявлении наиболее эффективных инструментов регулирования деятельности кредитных организаций на основе анализа международного опыта, а также оценке перспектив регламентации функционирования кредитных организаций в изменяющихся форматах финансового рынка.
Практическое значение диссертационной работы. Полученные результаты могут быть использованы органами государственной власти, Центральным банком Российской Федерации, кредитными учреждениями в целях совершенствования своей деятельности, выбора наиболее эффективных инструментов регулирования, которые отвечают современным требованиям рынка. Выводы также могут применяться при преподавании таких дисциплин, как «Банковское дело», «Мировая экономика», «Банковское регулирование», «Деньги, кредиты, банки».
Методологической и теоретической базой исследования послужили фундаментальные научные труды российских и зарубежных ученых в области исследования функционирования и регулирования финансовых рынков, банковского дела, банковского регулирования и надзора.
Статистически-информационные основы исследования составили аналитические и статистические отчёты, которые были опубликованы международными финансовыми институтами, информационными бюро и национальными финансовыми ведомствами, нормативно-правовые акты, доклады, материалы учебных пособий, конференций и ресурсов сети Интернет. В диссертации используются материалы Международного валютного фонда (МВФ), Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации, Базельского комитета по банковскому надзору, Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Европейского центрального банка, Совета по финансовой стабильности и другие.
Обоснованность и достоверность положений диссертации обусловлена применениеи в работе результатов официальных источников данных, материалами как фундаментальных, так и прикладных исследований по проблемам регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций, основным фактором формирования и эволюции российского финансового рынка, управления рисками и ликвидностью в коммерческом банке, национальной финансовой архитектуры российских банков как элемента мировой финансовой архитектуры. Выводы диссертации базируются на методологических положениях и нормативно-правовых документах по реализации стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года, в частности, п. 14 «укрепление экономического суверенитета Российской Федераци; повышение устойчивости экономики к воздействию внешних и внутренних вызовов и угроз; обеспечение экономического роста»; п. 19.7 «совершенствование регулирования деятельности финансовых организаций, развитие системы пруденциального надзора и методик стресс-тестирования».
Апробация результатов исследования. Основные положения работы отражены в публикациях автора, выполненных по теме исследования:
Статьи в журналах из списка, рекомендованного ВАК России:
• Эрштукаева М.З. Межстрановой обзор отдельных аспектов денежно-кредитной политики / Ч.А. Гогичаев, М.З. Эрштукаева // Страховое дело. - 2023. - С. 8-22.
• Эрштукаева М.З. Современные тенденции регулирования процесса цифровизации финансового рынка. Часть I / М.З. Эрштукаева // Сегодня и завтра российской экономики. - 2022. - № 109-110.
• Эрштукаева М.З. Современные тенденции регулирования процесса цифровизации финансового рынка. Часть II / М.З. Эрштукаева // Сегодня и завтра российской экономики. - 2022. - № 111-112.
• Эрштукаева М.З. Современные тенденции регулирования процесса цифровизации финансового рынка. Часть III / М.З. Эрштукаева // Сегодня и завтра российской экономики. - 2022. - № 5-6.
В прочих изданиях:
• Эрштукаева М.З. Банковское обслуживание клиентов: перспективы регулирования в условиях финансовой трансформации // Экономика и управление: проблемы, решения. - 2020. - Т. 5 (106). - № 10. - С. 35-41.
• Эрштукаева М.З. Деятельность кредитных организаций в условиях трансформации финансового рынка // Экономика и управление: проблемы, решения. - 2021. - Т. 5. - № 11. - С. 122-129.
Структура и объем диссертации определяются ее объектом, предметом, целью и задачами. Диссертация изложена на 176 страницах, состоит из введения, трех глав основного текста, заключения, списка литературы из 171 наименования, включает 37 рисунков, 8 таблиц, 13 приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Банковская система любого государства может развиваться наиболее эффективно и показывать высокие финансовые результаты при условии стабильности экономики, развитости финансового рынка, a также адекватного регулирования.
1. В процессе исследования, решая первую задачу были получены следующие результаты: на данном этапе развития российская финансовая система сталкивается с рядом системных проблем, в частности, качество корпоративного управления не соответствует международным требованиям, имеет место наличие неактуальной учётной инфраструктуры, в законодательстве имеются проблемы в регулировании использования новейших цифровых технологий и услуг, предоставляемые компаниями финансовых технологий, что в совокупности оказывает непосредственное влияние на банковскую сферу и деятельность кредитных учреждений.
2. Решая вторую задачу, можно говорить o том, что регулирование и надзор за деятельностью кредитных учреждений является неотъемлемым звеном надёжного и устойчивого функционирования всей банковской системы. Банковское регулирование и надзор строятся на таких общепринятых в международной практике концепциях, как, Базельские соглашения, консультативный надзор, пруденциальный надзор и регулирование, банковский контроллинг, стимулирующее регулирование, пропорциональное регулирование и риск-ориентированный надзор.
3. В условиях структурных изменений финансового рынка, появления новых игроков, масштабного внедрения новых технологий происходят и изменения в тенденциях и приоритетных направлениях развития банковского регулирования и надзора. Ввиду изменений и трансформации финансового рынка происходит поиск концепций банковского регулирования, которые бы позволяли учитывать как специфику внешней, так и внутренней среды.
Перед банковским сектором стоят новые вызовы и угрозы, которые делают его уязвимым, поэтому регулирование банков опирается на новые концепции, которые позволяют как увеличивать доходность, так и минимизировать риски и внедрять наиболее эффективные инструменты. К таким инструментам можно отнести консультативный надзор, пруденциальный надзор и регулирование, банковский контроллинг, стимулирующее регулирование, пропорциональное регулирование и риск- ориентированный надзор, каждый из которых по-своему эффективен и обладает рядом особенностей и спецификой.
4. Регулирование деятельности кредитных учреждений отличается от страны к стране, что связано с особенностями типа государственного устройства, распределения функций между органами власти, наделением их соответствующими полномочиями.
В ЕС регулирование финансовых услуг и банковского сектора опирается на подход Ламфалусси, то есть четырёхуровневую систему для утверждения законодательства. Ключевыми документами в регулировании деятельности кредитных учреждений в ЕС являются пакет Директив по требованиям к капиталу, концепция пропорционального регулирования, Директивы o платёжных услугах, Директива o рынках финансовых инструментов, каждая из которых постоянно обновляется вслед за рыночными трендами и вызовами мировой экономической системы.
В ЕС в преследовании своей цели создания банковского союза прослеживается тенденция к централизации регулирования деятельности кредитных учреждений и к её ужесточению. Законодательные органы также стремятся своевременно реагировать на возникающие вызовы и новые угрозы, изменять законодательство таким образом, чтобы повышать устойчивость кредитных учреждений и стабильность, и эффективность функционирования финансового рынка в целом. Последние обсуждаемые инициативы касаются внедрения правовой основы для глобальных стандартов банковского капитала Базель III, a также формирование руководящих принципов по повышению устойчивости финансовой системы. Данные изменения вызваны также необходимостью реагировать на последствия пандемии для мировой экономики и для ЕС, в частности.
5. В Российской Федерации существует уникальная в своём роде система регулирования кредитных учреждений, которая сочетает в себе опыт западных стран и предполагает режим «ручного управления», a не «автоматического», как принято в Европе. С 2017 г. ключевым направлением становится пропорциональное регулирование, однако с поправкой на деление кредитных институтов по признаку концентрации капитала и видами лицензий. До сих пор осуществляется переход к положениям Базеля III, одним из последних было принято Положение Банка России от 8 апреля 2020 г. № 716-П «O требованиях к системе управления операционным риском в кредитной организации и банковской группе».
6. Во время пандемии COVID-19 регулирующим органом было важно быстро реагировать на изменения и принимать соответствующие меры. Среди важнейших нужно отметить поддержка МСП, запуск специальной программы рефинансирования (в размере 500 млрд руб.) для банков, которые поддерживали кредитный портфель малого бизнеса на уровне выше 90% от докризисного уровня; освобождение некоторых макропруденциальных буферов, снижение ставки до исторически рекордно низкого уровня в 4,25%. До недавнего времени Базельские стандарты являлись драйвером трансформации регулирования банковского сектора как в России, так и в ЕС (приложение 12), однако в условиях перехода общества на цифровой путь развития существенное влияние на трансформацию банковского регулирования будут оказывать цифровые технологии. Трансформация банковского регулирования будет идти по двум направлениям: структурная и институциональная.
Среди последних наиболее активно обсуждаемых инициатив - концепция регулирования криптовалют, ввиду того что Банк России на протяжении долгого времени планировал придерживаться запретительного подхода к регулированию. В ЕС криптовалюта закреплена на официальном уровне в Стратегии цифрового финансирования, идёт обсуждение Положения o криптоактивах. Ещё одним новым направлением, требующим контроля и надзора, является возможный выпуск цифровой валюты центральных банков. В Бразилии идут обсуждения по регулированию криптовалюты, но правительство намерено улучшить законодательную базу. Китай же, напротив, избрал запретительный подход и с 2021 г. все операции были запрещены, что ставит под сомнение дальнейшее её развитие ввиду опасений правительства относительно бегства капитала.
7. Перспективы регламентации функционирования кредитных учреждений могут рассматриваться с нескольких сторон. Мировой финансовый кризис, пандемия COVID -19 - данные события ставят под сомнение успешность регулирования банковской отрасли. До сих пор нет единого мнения касательно необходимости «жёсткого» (централизованного) и «мягкого» (децентрализованного регулирования кредитных учреждений. В настоящее время речь идёт o применении гибкого подхода или даже создания СРО в целях контроля и надзора в некоторых смежных отраслях, особенно там, где активно внедряются цифровые технологии.


1. Федеральный закон от 31.07.2020 No 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
2. Федеральном закон «O банках и банковской деятельности» от 02.12. 1990 № 395-I
3. Федеральный закон от 23.12.2003 № 177-ФЗ «O страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации».
4. Федеральном закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ (ред. от 24.02.2021) «O Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», ст. 56.
5. Федеральный закон от 01.05.2017 № 92-ФЗ «O внесении изменений в отдельные законодательные акты».
6. Положение Банка России от 28.06.2017 No 590-П.
7. Положение Банка России от 8 апреля 2020 г. № 716-П «O требованиях к системе управления операционным риском в кредитной организации и банковской группе».
8. Письмо Банка России от 10.04.2014 № 06-52/2463 «O кодексе корпоративного управления».
9. Инструкция Банка России от 30 мая 2014 года No 153-И.
10. Абрамов А.Е., Радыгин А.Д., Чернова М.И. Регулирование финансовых рынков: модели, эволюция, эффективность // Вопросы экономики. -
2014. - № 2. - с. 33-49.
11. Абрамова М.А. Об основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2019 год и период 2020 и 2021 годов: мнение экспертов Финансового университета / М.А. Абрамова [и др.] // Экономика. Налоги. Право. - 2019. - No 1. - С. 6-19.
12. Асанова А.И., Подлесных И.Ю. Политика Центрального банка России в период пандемии коронавируса и её эффективность // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2020. - № 6 (64). - с. 23-25.
13. Бадалов Л. Особенности применения современных концепций банковского регулирования и надзора в России // Федерализм. 2020. № 2.
14. Банковское регулирование и надзор: учебник/ коллектив авторов; под ред. И.В. Ларионовой и С.Е. Дубовой. - Москва.: КНОРУС, 2019. - 288 с.
15. Булгаков И.Т. Правовые вопросы использования технологии блокчейн // Закон. 2016. № 12....171



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ