Заказать работу


Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИСЛАМСКИЙ БАНКИНГ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ: ЕГО ИНТЕГРАЦИЯ В МИРОВОЙ ФИНАНСОВЫЙ РЫНОК

Работа №31343
Тип работыДипломные работы
Предметбанковское дело и кредитование
Объем работы109
Год сдачи2018
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено 49
Не подходит работа?

Узнай цену на написание
Введение 3
1. Теоретические и методологические основы функционирования
исламского банкинга 7
1.1. Предпосылки формирования и развития исламской банковской
системы 7
1.2. Базовые принципы исламского финансирования и исламские
финансовые инструменты 18
2. Анализ исламского банкинга в современных условиях развития
мирового финансового рынка 33
2.1. Анализ специфики институтов исламской экономики в странах
Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии 33
2.2. Исламские финансово-кредитные институты в немусульманских
странах и на постсоветском пространстве 49
3. Проблемы и перспективы интеграции исламских банков в России и на
постсоветском пространстве 68
3.1. Проблемы внедрения исламского банкинга в России и СНГ 68
3.2. Перспективы внедрения исламского банкинга в России и СНГ 76
Заключение 89
Список использованных источников
Термин «исламская финансовая система» появился в середине 1980-х годов. Исламская финансовая система часто описывается как финансовая система, не предполагающая взимание процента. Однако принципы исламских финансов являются значительно более широкими, чем отказ от ставки процента.
Они основываются на шариате - совокупности правил и законов, касающихся управления экономикой, социальных, политических и культурных аспектов исламского общества. Из-за несоответствия этим законам использование общепринятых финансовых инструментов в мусульманском мире связано со значительными трудностями.
В последнее десятилетие понятие «исламский банк» прочно закрепилось в лексиконе финансистов во многих развитых странах. Этот финансовый институт, функционирующий в мусульманских странах, постепенно начинает играть все большую роль в традиционных финансовых системах. Причем в таких странах, как Великобритания и США, где число граждан, исповедующих ислам и отказывающихся пользоваться услугами традиционных банков, выросло многократно, игнорировать исламские институты более не представляется возможным. В 2000-х годах попытка открытия
В мусульманском вероучении подчеркивается превосходство моральнонравственных ценностей перед финансовыми выгодами. Священный Коран представляет собой сборник морально-нравственных предписаний, которые устанавливают соответствующее поведение в различных областях социальной жизни, в том числе и финансах.
Это касается взглядов о собственности, труде как источнике благополучия, безнравственности накопительства, ростовщичества, несправедливых способов обогащения, взаимозависимости интересов общества и индивида, а также это проблемы о справедливом перераспределении
материальных благ в мире посредством реализации неотъемлемых и добровольных даяний и платы различных налогов.
Наиболее заметной тенденцией развития мировой экономической системы за прошедшие несколько десятилетий стало увеличение доли общей задолженности по ценным бумагам и формирующихся рынков в мировой капитализации. В современном мире существует большое количество исламских банков.
Актуальность работы определена стремительной динамикой роста финансовой системы исламских стран. Исламские технологические процессы функционирования финансовых продуктов приобрели большую популярность на мировых рынках, в том числе во множестве цивилизованных странах Европы и Америки.
Степень исследования темы. В советское время в 1970-80-е гг. ряд авторов (Н.В. Жданов, И.В. Жмуйда, Н.Г. Киреев, А.И. Лукоянов, Н.М. Мамедова, Е.М. Примаков, В.П. Цуканов и др.), рассматривали в своих работах вопросы, связанные с исламской экономикой и отдельными исламскими финансовыми институтами, но по мнению советских востоковедов, исламская экономика представляла собой временное явление, порожденное притоком нефтедолларов в страны Персидского залива в 1970-е гг.
Отечественными исследователями исламская банковская сфера деятельности воспринималась как завуалированная попытка привлечения денежных средств мусульман под воздействием исламоориентированной риторики.
Исходя из этого, отсутствие на то время исследований, направленных на анализ исламской экономической модели или ее отдельных институтов выглядит вполне логичным. Коллективный труд А.О. Филоника, В.А. Исаева и А.В. Федорченко «Финансовые структуры Ближнего Востока» продолжает традицию исследований исламской экономики советского периода. В целом критически оценивая опыт исламского банковского дела, авторы монографии тем не менее дают взвешенный анализ той роли, которую играют исламские банки в финансах арабских стран и прежде всего монархий Персидского залива.
В начале текущего столетия в России появились новые исследования, анализирующие действующую финансовую систему и ее отдельные институты в исламе. В фокус внимания авторов, в том числе, имеющих опыт работы в исламских банках, попала экономическая целесообразность и эффективность таких финансовых институтов, а также значимые на сегодняшний день проблемы, которые сегодня обнаруживает перед собой исламская финансовая система в целом.
В монографии А.Ю. Журавлева «Теория и практика исламского банковского дела» впервые в отечественной науке комплексно описываются и исследуются нюансы и аспекты функционирования банков в разных мусульманских странах, подвергаются тщательному анализу значимые риски, сопровождающие деятельность исламских банковских организаций на практике. Исследование В.В. Павлова «Исламские банки в исламском финансовом праве» является достаточно продуктивной попыткой всестороннего анализа специфики деятельности исламских банков, а также оценки их влияния на финансовую систему в мировом масштабе.
В сборнике «Исламские финансы в современном мире: экономические и правовые аспекты / Под ред. Р.И. Беккина» собраны исследовательские труды разных авторов, посвященные финансовым институтам и инструментам ислама. Особую научную ценность представляет изучение опыта применения исламской экономической модели на практических примерах отдельных стран.
Также стоит назвать исследования Е.И. Уразовой, Н.Ю. Ульченко, Н.М. Мамедовой и др., в которых освещен проведенный ранее анализ влияния исламских принципов и идей на экономическое развитие Ирана, Турции и других стран. Вопросам экономической интеграции в мусульманском мире посвящены работы Л.В. Шквари, Е.С. Бирюкова, С.В. Жданова и др.
Позднее опубликованные работы российских авторов (Р.И. Беккина, А.Ю. Журавлева, В.В. Павлова, А.О. Филоника и др.) были посвящены исследованию особенностей функционирования отдельных исламских финансовых институтов, прежде всего - исламских банков.
Цель работы - исследование теории и практики применения исламских финансовых продуктов для их внедрения в российскую экономику.
Задачами работы являются:
- изучить теоретические основы исследования исламской банковской системы;
- провести анализ исламского банкинга в современных условиях развития мирового финансового рынка;
- выявить проблемы и перспективы внедрения исламского банкинга в России и СНГ;
- оценить экономическую эффективность работы исламских банков в России и СНГ.
Объектом работы являются особенности развития исламского банкинга.
Предметом работы являются характерные особенности и тенденции внедрения исламского банкинга в России и СНГ.
Теоретические основы данного исследования сформировали научные труды ведущих отечественных и зарубежных исследователей в области управления финансами; экспортного капитала; банковского дела (в том числе исламского); страхования (в том числе исламского); а также экономики переходного периода в развивающихся странах.
Многие положения и выводы данной работы опираются на труды ученых ИМЭМО РАН, Института востоковедения РАН, Института Африки РАН и других научных центров, в которых велись и ведутся исследования по актуальным вопросам экономики и финансов мусульманских стран, изучались отдельные элементы исламской экономической доктрины.
В ходе исследования использовались общенаучные методы познания, включая системный подход, методы сравнения, группировки, классификации данных и обобщения, анализе и синтезе, графических и экспертных методах, принципах логического, структурного и сравнительного анализа.
Учреждение исламских финансовых институтов, работающих в соответствии с принципами Шариата сравнительно недавнее явление. Традиционная банковская система появилась около 424 лет назад с создания Banco della Piazza di Rialto в Венеции в 1587 году (Хамуд, 1985).
Несмотря на то, что реальное становление исламских банков приходится на 1960 год, банковская деятельность присутствует в самой истории Ислама. Операции, имеющие о ношение к современной банковской деятельности, такие как получение вклада, выдача кредитов, обмен валюты и векселей, существовали с самых первых лет распространения учения Ислама.
Так называемый средний период Ислам стал продолжением развития исламской банковской системы, взявшей свое начало в ранний период религии. К примеру, способы перевода денег, которые использовали сыновья Аззубаира, стали обычной практикой среди менял.
Первый исламский банк в современной истории появился в 1963 году. Это было небольшое учреждение в деревушке Мит Гамр - сберегательного банка «Мит Гамр» (Mit Ghamr) в Египте, который полностью отвечал требованиям Шариата.
Создание сберегательного банка Мит Гамбр в Египте в 1963 году, который полностью отвечал требованиям Шариата, стало новой вехой в истории развития исламского банковского дела и своего рода сенсацией в среде для исламских ученых и мировых экономистов.
Исламская банковская система - это банковская система, принципы функционирования и деятельность которой основаны на исламском праве или законах Шариата. Шариат регулирует каждый аспект жизни мусульман.
Многие исламские финансовые институты имеют собственный Шариатский совет или Комитет; в состав таких советов входят ученые шариата с опытом в финансовых системах и исламской коммерческой юриспруденции.
Такие советы детально изучают структуру и документацию предлагаемой операции или продукта для обеспечения соответствия шариату.
Границы дозволенного в деятельности исламской банковской системы четко определяются божественными законами, что придает ей уникальность и вызывает доверие к этой системе.
Основные принципы исламской финансовой системы могут быть обобщены следующим образом: запрет процентных ставок - риба, другой запрещенный элемент в финансовых договорах - гарар. Г арар можно понимать как неведение о существенном элементе сделки, таком, как точная отпускная цена, способность продавца в действительности доставить товар и т.п.
Выделяя ключевые принципы «исламских финансов», отметим, что это индустрия, основанная на праве справедливости и финансовой справедливости.
Принципы исламской банковской системы уходят корнями в основные доктрины ислама с более чем 1000-летней историей, на практике идеи отвечающих шариату банковских услуг впервые были реализованы в 1930-е годы в Индии.
Первый экспериментальный банк, следующий законам шариата и не берущий процентов по займам, открылся в конце 1950-х гг. в независимом Пакистане. Однако первый исламский банк, сумевший доказать свою жизнеспособность, начал работу в 1963 году в Египте. Исламские банки в их современном понимании появились на Ближнем Востоке благодаря нефтяному буму 1970-х годов.
Система исламского банкинга наиболее распространена на Ближнем Востоке и в Юго-Восточной Азии. Но только в одной стране - Иране - все банки должны быть халяльными. В Саудовской Аравии по нормам шариата ведётся половина всего национального банкинга, в Малайзии - чуть меньше двадцати процентов, а, например, в Турции - всего шесть.
Рынок исламских долговых обязательств - как внешних, так и внутренних - является наиболее быстро растущим сегментом исламской финансовой системы.
Среди немусульманских стран лидером в области привлечения и использования исламских финансов является Великобритания. Восьмой по величине мировой центр исламских финансов оставил позади Пакистан, Судан, Турцию и Египет (родину исламского банкинга).
Казахстан выступил «пионером» среди стран СНГ и Центральной Азии по внедрению законодательной базы для развития исламского финансирования.
Азербайджан является государством с традиционной банковской
системой, и за исламскими банками здесь не признается особого статуса. Последовательно претворяя принципы светскости, азербайджанское
правительство выступает против любых проектов на государственном уровне, если при этом упоминается слово «исламский», даже если речь идет о таком явлении, как исламский банкинг.
Проблемы развития исламского банкинга в России приобрели в настоящее время особую актуальность. Определенные движения в сторону исламского банкинга были сделаны в Татарстане, Башкортостане, Нижегородской области
Но существует сложность: традиционные банки смотрят на прибыльность заемщика и принимают решение. В исламских финансах требуется глубокая проработка самого проекта, на который планируется выделение средств, то есть нужны затраты на андеррайтинг.
Присутствуют и ограничения по направлениям деятельности: исламские деньги не могут быть выделены на проекты, связанные с алкоголем, азартными играми, оружием, свининой. Кроме того, средства на коррсчетах исламского банка должны быть халяль, то есть модель «исламское окно» на базе традиционного банка усложняется тем, что есть риск смешивания с денежными средствами харам, полученных вразрез с принципами шариата. Нужно держать отдельный корреспондентский счет, что увеличивает затраты банка
Попытки введения исламского банкинга в нашей стране сталкиваются с рядом проблем. Одной из самых серьезных проблем внедрения исламского банкинга является отсутствие законодательства, регулирующего отношения, возникающие при работе с исламскими финансовыми инструментами. Между тем, в России постепенно формируется необходимое информационное пространство, идет работа над созданием правового поля для исламских финансовых продуктов, однако судить о готовности конкретных финансовых организаций к применению этих инструментов сложно.
О том, что отсутствие нормативно-правовой базы является главной и определяющей причиной, сдерживающие внедрение и развитие исламского банкинга в России, говорят все эксперты-специалисты и ученые-экономисты.
Также, среди причин замедленного внедрения исламских финансов выделяют: низкий спрос на подобного рода услуги и продукты,
идеологические взгляды населения, недоверие новым продуктам, недостаточная информированность об основных исламских инструментах и институтах.
Г оворя о Российской Федерации, ее реалиях, можно предположить, что лишь начав реализовывать на практике исламскую экономическую модель, станет понятно, какими нормами нужно будет дополнить или изменить существующее законодательство. Но в целом внедрение исламского банкинга пока не совсем возможно в условиях действующей правовой системы.
Более того, в условиях отсутствия адекватной системы регулирования деятельности исламских финансовых институтов, обеспечивающей их интеграцию в традиционную финансовую систему, принятие законодательных инициатив, опережающих формирование самого рынка исламских финансов в России, могло бы способствовать появлению чрезмерно рискованных финансовых схем и использующих их структур.
Сегодняшнее российское законодательство не содержит правовой базы для создания соответствующих институтов и внедрения специфических инструментов в отечественную финансовую систему.
В Г осдуме уже внесен на рассмотрение палаты законопроект, вносящий изменения в закон «О банках и банковской деятельности» и устраняющий
препятствия для внедрения в России исламского банкинга. Необходимость принятия данного закона обосновывается сложной экономической ситуацией и практически полной экономической блокадой со стороны Европы и США.
Необходимость внесения изменений в законодательство с целью создания правового поля поддерживается и Ассоциацией российских банков. Вторая проблема лежит в области ментальности российского потребителя банковских услуг. Одним из главных аргументов сторонников исламского банкинга является аргумент о том, что в России проживает 20 миллионов мусульман.
Но развитие исламских финансов в России сдерживает низкий спрос на подобные услуги, обусловленный недостаточной информированностью населения об исламских финансах или определенная настороженность к новым финансовым продуктам, недоверие, вызванное негативным опытом на рынке, а порой и сложная макроэкономическая обстановка
АРБ также предложило создать в рамках Центробанка центральный шариатский совет, являющийся арбитром последней инстанции, который бы определял соответствие операций банков принципам ислама.
Однако Комитет Г осдумы по финансовому рынку рекомендовал нижней палате парламента отклонить в первом чтении законопроект, который разрешает кредитным организациям заниматься торговой деятельностью для внедрения принципов исламского банкинга.
Поэтому на сегодняшний день данный закон не принят. Но в Государственной Думе обсуждается возможность создания исламского банкинга. 16 декабря 2015 г. Министерство финансов Российской Федерации направило Письмо Президенту Ассоциации Российских банков Г.А. Тосуняну с просьбой подготовить к Гайдаровскому форуму, который состоялся в 2016 году информационные материалы в части развития партнерского (исламского) банкинга в Российской Федерации.
Специалисты считают, что исламский банкинг может иметь хорошие перспективы в России, 15% населения которой ( более 21,5 млн человек)
составляют мусульмане. Он способен помочь некоторым российским банкам диверсифицировать бизнес и стать более конкурентоспособными. Однако пока в России исламского банкинга в чистом виде не существует, отсутствует и необходимая законодательная база для него.
Предлагается разрешить действующим по исламским принципам филиалам традиционных банков заниматься лизинговыми операциями на основе договоров аренды с последующим выкупом. Для организации выпуска сукук предлагается внести изменения в законодательство по ценным бумагам.
Наиболее перспективными инструментами исламского банкинга в России эксперты считают мурабаху (продажа с отсрочкой платежа), аналогом которой в российской практике является коммерческий кредит; мударабу и мушараку (доверительное и совместное управление); такафул (страхование) и суку.
О наличии серьезных перспектив развития исламского банкинга в России говорит и тот факт, что сейчас интерес к развитию исламских финансовых инструментов активно проявляет Сбербанк - одно из крупнейших финансовых учреждений страны. Несмотря на привлекательность рынка исламских финансов и выгоды от использования исламских продуктов, далеко не все компании готовы связать свою деятельность с шариатскими финансами, что говорит о существовании ряда препятствий на пути развития исламских финансовых продуктов в России.
Наиболее благоприятный микроклимат для внедрения исламских продуктов сложился в Республике Татарстан. Здесь ежегодно проводятся экономические саммиты, на которых обсуждаются вопросы развития исламского банкинга в Татарстане и в Российской Федерации в целом
На фоне режима западных санкций в отношении России исламский банкинг следует рассматривать как действенную альтернативу замещения западных финансовых ресурсов. Кроме того, исламский банкинг как альтернатива традиционному показал лучшую устойчивость и сопротивляемость финансовому кризису. Специалисты считают, что в данном
контексте исламский банкинг является эффективной инновацией в банковском деле
В то время как исламский банкинг активно развивается во всем мире, страны постсоветской Центральной Азии по большей части не участвуют в этой новой картине глобальных исламских финансовых потоков. На самом деле, исламские инвестиции в большинстве стран региона выросли лишь незначительно.
Если говорить о развитии исламских финансов в Казахстане, то следует отметить, что Казахстан на сегодняшний день выступил «пионером» среди стран СНГ и Центральной Азии по внедрению законодательной базы для развития исламского финансирования. Казахстан первым на пространстве СНГ и Центральной Азии осуществил внедрение исламского финансирования на законодательном уровне.
Также еще и Кыргызстан стал одним из первых стран региона, присоединившейся к Исламскому Банку развития. Именно в Кыргызстане впервые в истории стран СНГ прошло заседание Шариатского совета, инициатором и организатором которого выступил первый в государстве исламский банк - ЗАО «ЭкоИсламикБанк».
В целом, оценивая новые тенденции в развитии исламского банкинга в России и СНГ, следует выделить усиление их позиций на сегментах рынка социальных групп со средним и низким уровнем доходов, причём как мусульман, так и не мусульман; в малом и среднем бизнесе; в малом и среднем бизнесе; на финансовых рынках развивающихся стран с большими мусульманскими общинами.
1. Исламские финансово-кредитные институты в экономике зарубежных стран / Р. И. Беккин, Р. Р. Вахитов, Г. Т. Гафурова и др. / под ред В. Г. Тимирясова. - Казань: Изд-во «Познание» Института экономики, управления и права, 2011.- 319с.
2. Антропов В.В. Исламские банки в мире и в России // Финансы. - 2013.- №1. С.41 -48.
3. Ахмедов Ф.Н., Букофтан Л.Ф. Развитие исламского банкинга в условиях мирового финансового кризиса. // Финансы и кредит. - 2014. - №38. - С.15-
21.
4. Бадов А. Деньги - дар Аллаха. Исламские банки выдвигают альтернативную западную модель финансирования экономики // Эксперт. - 2016. - № 4 (31 янв.). - С. 16-19.
5. Бакоян Ф.А, Счастная Т.В. Исламский банкинг в мировой практике / Ф.А. Бакоян, Т.В. Счастная // в сб. Научное сообщество студентов. Международные исследования. Электронный сборник статей по материалам IX студенческой научно - практической конференции. -2016. - С. 340-345.
6. Батаева Б. С. Исламские банки сквозь призму развития этических финансов и банков // Проблемы современной экономики. - 2013. - № 1 (45). - С. 270272.
7. Банковское дело: Учебник / Под редакцией проф. В.И. Колесникова, Л.П. Кроливецкой. Москва: Финансы и статистика, 2013.- 412с.
8. Банковское дело. Организация деятельности коммерческого банка: учебник и практикум для академического бакалавриата/ Г.Н. Белоглазова [и др.]; под ред. Г.Н. Белоглазовой, Л.П. Кроливецкой. - 4-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2015. -809с.
9. Банковское дело. Управление и технологии: учебник/под ред. А.М.
Тавасиева. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. - 671 с.
10. Банковское дело: учебник/под ред. Г.Г. Коробова. - М.: Магистр, 2016. - 592 с.
11. Беккин Р.И. Исламское страхование (Такафул). - М.: САДРА, 2015. - 169 с.
12. Беккин Р.И. Особенности шариатского надзора в исламских финансовых институтах: Современный опыт мусульманских и немусульманских стран // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 5. Вып. 3. - СПб., 2014. - С. 148-164.
13. Вагизова В. И., Игонина А. С. Кредитование реального сектора экономики исламскими финансово-кредитными институтами // Вестник ТИСБИ. - 2015. - № 4 (56). - С. 115-119.
14. Данченко Е. А. Анализ европейской и исламской модели рынков банковских продуктов // Теория и практика современной науки : материалы XIII Международной научно-практической конференции, 2-3 апреля 2014 г. : в 2 т. / Науч. инф. изд. центр «Институт стратегических исследований». - М. : Спецкнига, 2015. - Т. 1.
15. Данченко Е. А., Курбанова А. А. Рынок кредитных продуктов: проблемы и перспективы развития // Тенденции развития экономики и менеджмента : сб. науч. тр. по итогам Международной научно-практической конференции. - Казань, 2014. - С. 85-87.
16. Журавлев А.Ю. Исламские финансы: Россия и другие // Банки и деловой мир. - 2016. - № 11. - C. 102-106
17. Журавлев А. Ю. Финансисты, чтущие Коран // Отечественные записки. - 2013. - № 5 (14). - С. 382-390.
18. Журавлев А.Ю. Экономическая модель ислама: некоторые аспекты теории и практики // Ближний Восток и современность. - 2012.- Вып. 9. - С.99 -103.
19. Зарипов И. А. Исламские финансы как стратегический ориентир развития России // Вестник финансового университета.- 2016. - № 1 (91). - С. 96-110.
20. Ишматов Р. Исламские финансы в РФ. Развитие и перспективы // Международный бухгалтерский учет. -2013. -№ 23 (173). -C. 55-60
21. Калимуллина М. Э. Великобритания: Исламские финансы без привилегий // Международный бухгалтерский учет. - 2013. - № 12(162). - С. 62-68
22. Кетенчиева Э.А. Исламские облигации как инструмент финансирования российской экономики. Зарубежный опыт выпуска сукук // Проблемы экономики и менеджмента. - 2016. - №57. - С.32-37
23. Косарев В.Е. Получается исламский ли банкинг в России? // Банковское дело. - 2017.- №6. - С.77-79.
24. Кузнецова Я.А., Мызникова Т.Н. Исламская и российская банковские системы // Сборник научных трудов «Тенденции и перспективы развития российской экономики». - Челябинск, 2014. - С. 46-50.
25. Лаврушин О.И., Мамонова И.Д., Валенцева Н.И. Банковское дело: учебник / под ред. засл. деят. науки РФ, д-ра экон. наук, проф. О.И. Лаврушина. - 8-е изд., стер. - М.: КНОРУС, 2015. - 768 с.
26. Лаптев С.В., Филина Ф.В. Проблемы управления моральным риском в банковской сфере //Сибирская финансовая школа. - 2016. - № 5 (112). - С.41 -46.
27. Мукайдех Е.А. Основополагающие инструменты исламского банкинга и возможности их использования в российской экономике // Наука и бизнес: пути развития. - 2015. - №5. - С. 68-69.
28. Прозоров С. М. Научное исламоведение в России (1980-2005) // Иран сегодня. - 2013. - № 1(6). - С. 20-24.
29. Самигуллин Э.В. О необходимости формирования новой государственной политики России по развитию исламских банков в стране //Уникальные исследования XXI века. - 2016. - № 1 (13). - С.22-29.
30. Семенюта О.Г., Данченко Е.А. Трансформация современного банковского дела на основе исламского банкинга //Theoretical & Applied Science. - 2015. - № 6 (26). - С.99 -102.
31. Сюкияйнен Л.Р. Исламская правовая мысль против экстремизма и терроризма // Право. Журнал Высшей школы экономики. - М.: НИУ ВШЭ, 2013. - № 1. - С. 24-43.
32. Трунин П.В., Каменских М.В., Муфтяхетдинова М.Р. Исламская финансовая система: современное состояние и перспективы развития. - М.: ИЭПП, 2011.- 88 с.
33. Харон, Ван Нурсофиза Ван Азми. Исламская финансовая и банковская система: Философия, принципы и практика. - Казань, «Линова- Медиа», 2014. - 189с.
34.Чокаев Б.В. Исламские финансы: возможности для российской экономики // Вопросы экономики. - 2015. - № 6. - С. 106-127.
35. Шовхалов Ш.А. Источники регулирования экономических вопросов в Шариате. Теория экономики и управления народным хозяйством // Вестник Института дружбы народов Кавказа. - 2014. - № 4 (24). - С. 167-174.
36. Шовхалов Ш.А. Ограничения в деятельности коммерческих организаций с позиции Ислама // Актуальные проблемы социально-экономического развития России. - 2014.- № 4. - С. 106-110.
37. Шовхалов Ш.А. Принципы ведения коммерческой деятельности c позиции Ислама // Экономика и предпринимательство. - 2015. - № 6. - С. 603-605.
38. Шовхалов Ш.А. Принципы формирования активов коммерческой организации: шариатский взгляд //Финансы и кредит. - 2017. - № 37 (565). - С.24-29.
39. Шовхалов Ш.А. Финансовые ресурсы коммерческой организации: шариатский взгляд // Финансы и кредит. - 2015. - № 8 (536). - С. 58-61
40. Яндиев М. Актуальные проблемы формирования «исламской» финансовой системы: на стыке философии и практики // Рынок ценных бумаг. - 2013. - № 9. - С. 54-57.
41. Атаев, М.Д. Развитие системы исламского банкинга в России и за рубежом [Электронный ресурс] / М.Д. Атаев // Educatio. - 2015. №7(14) - 1. - URL: http: // cyberleninka.ru / article / n / razvitie - sistemy - islamskogo - bankinga - v - rossii - i - za rubezhom (Дата обращения: 22.02.2018).
42. Журавлев А.Ю. Ислам и экономика. [Электронный ресурс] http:// politeconomy.ng.ru., http://forum.aztop.com/index. php? showtopic=25595 (дата обращения: 8.03.2018).
43.Зарипов И.А. Исламские финансы: первый опыт и проблемы развития в банковском секторе, страховании и на финансовых рынках России. [Электронный ресурс] http://отрасли-права.рф/ article/2710 (дата обращения: 8.03.2018).
44. Исламская финансовая система против западной // MuslimEco.Ru. [Электронный ресурс] URL: http:// www.muslimeco.ru/opubl/239/. (дата обращения 05.03.2018).
45. Процент по-арабски // Официальный Интернет портал газеты « Коммерсантъ». [Электронный ресурс] URL: http://www.kommersant.ru/doc /2683417 (Дата обращения: 01.03.2018.)
46. Такафул - исламское страхование // Аналитический интернет-портал Islamic Finance Business. [Электронный ресурс] URL: http://islamic-finance.ru/load/2- 1-0-13 (Дата обращения: 05.03.2018)
47. Хавронин А. Почему не пострадали от кризиса социально ответствен- ные
инвестиции в Германии. Интервью, опубликовано 30.09.201 2 г.
[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.svoboda.org /content/ transcript /2172070.html. (дата обращения 05.03.2018).
48. Шариатские стандарты AAOIFI переведут на русский и французский языки
// MuslimEco: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://
www.muslimeco.ru/onews/2305/
49. Global Islamic Finance Report 2015: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gifr.net/gifr_2015.htm. (дата обращения 05.03.2018).
50. Usmani Т. Principles of Shariah Governing Islamic Investment Funds.
[Электронный ресурс] URL: http:// www. albalagh. net/Islamic_
economics/finance. (дата обращения 05.03.2018).
51.Islamic Finance: A Catalyst for Shared Prosperity? Global Report on Islamic Finance 2016. Jeddah: Islamic Research and Training Institute (IRTI), 2016.
52.Islamic Financial Services Industry Stability Report 2016. Kuala Lumpur: Islamic Financial Services Board, 2016.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.

Пожалуйста, укажите откуда вы узнали о сайте!




Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании студенческих
и аспирантских работ!



Термин «исламская финансовая система» появился в середине 1980-х годов. Исламская финансовая система часто описывается как финансовая система, не предполагающая взимание процента. Однако принципы исламских финансов являются значительно более широкими, чем отказ от ставки процента.
Они основываются на шариате - совокупности правил и законов, касающихся управления экономикой, социальных, политических и культурных аспектов исламского общества. Из-за несоответствия этим законам использование общепринятых финансовых инструментов в мусульманском мире связано со значительными трудностями.
В последнее десятилетие понятие «исламский банк» прочно закрепилось в лексиконе финансистов во многих развитых странах. Этот финансовый институт, функционирующий в мусульманских странах, постепенно начинает играть все большую роль в традиционных финансовых системах. Причем в таких странах, как Великобритания и США, где число граждан, исповедующих ислам и отказывающихся пользоваться услугами традиционных банков, выросло многократно, игнорировать исламские институты более не представляется возможным. В 2000-х годах попытка открытия
В мусульманском вероучении подчеркивается превосходство моральнонравственных ценностей перед финансовыми выгодами. Священный Коран представляет собой сборник морально-нравственных предписаний, которые устанавливают соответствующее поведение в различных областях социальной жизни, в том числе и финансах.
Это касается взглядов о собственности, труде как источнике благополучия, безнравственности накопительства, ростовщичества, несправедливых способов обогащения, взаимозависимости интересов общества и индивида, а также это проблемы о справедливом перераспределении
материальных благ в мире посредством реализации неотъемлемых и добровольных даяний и платы различных налогов.
Наиболее заметной тенденцией развития мировой экономической системы за прошедшие несколько десятилетий стало увеличение доли общей задолженности по ценным бумагам и формирующихся рынков в мировой капитализации. В современном мире существует большое количество исламских банков.
Актуальность работы определена стремительной динамикой роста финансовой системы исламских стран. Исламские технологические процессы функционирования финансовых продуктов приобрели большую популярность на мировых рынках, в том числе во множестве цивилизованных странах Европы и Америки.
Степень исследования темы. В советское время в 1970-80-е гг. ряд авторов (Н.В. Жданов, И.В. Жмуйда, Н.Г. Киреев, А.И. Лукоянов, Н.М. Мамедова, Е.М. Примаков, В.П. Цуканов и др.), рассматривали в своих работах вопросы, связанные с исламской экономикой и отдельными исламскими финансовыми институтами, но по мнению советских востоковедов, исламская экономика представляла собой временное явление, порожденное притоком нефтедолларов в страны Персидского залива в 1970-е гг.
Отечественными исследователями исламская банковская сфера деятельности воспринималась как завуалированная попытка привлечения денежных средств мусульман под воздействием исламоориентированной риторики.
Исходя из этого, отсутствие на то время исследований, направленных на анализ исламской экономической модели или ее отдельных институтов выглядит вполне логичным. Коллективный труд А.О. Филоника, В.А. Исаева и А.В. Федорченко «Финансовые структуры Ближнего Востока» продолжает традицию исследований исламской экономики советского периода. В целом критически оценивая опыт исламского банковского дела, авторы монографии тем не менее дают взвешенный анализ той роли, которую играют исламские банки в финансах арабских стран и прежде всего монархий Персидского залива.
В начале текущего столетия в России появились новые исследования, анализирующие действующую финансовую систему и ее отдельные институты в исламе. В фокус внимания авторов, в том числе, имеющих опыт работы в исламских банках, попала экономическая целесообразность и эффективность таких финансовых институтов, а также значимые на сегодняшний день проблемы, которые сегодня обнаруживает перед собой исламская финансовая система в целом.
В монографии А.Ю. Журавлева «Теория и практика исламского банковского дела» впервые в отечественной науке комплексно описываются и исследуются нюансы и аспекты функционирования банков в разных мусульманских странах, подвергаются тщательному анализу значимые риски, сопровождающие деятельность исламских банковских организаций на практике. Исследование В.В. Павлова «Исламские банки в исламском финансовом праве» является достаточно продуктивной попыткой всестороннего анализа специфики деятельности исламских банков, а также оценки их влияния на финансовую систему в мировом масштабе.
В сборнике «Исламские финансы в современном мире: экономические и правовые аспекты / Под ред. Р.И. Беккина» собраны исследовательские труды разных авторов, посвященные финансовым институтам и инструментам ислама. Особую научную ценность представляет изучение опыта применения исламской экономической модели на практических примерах отдельных стран.
Также стоит назвать исследования Е.И. Уразовой, Н.Ю. Ульченко, Н.М. Мамедовой и др., в которых освещен проведенный ранее анализ влияния исламских принципов и идей на экономическое развитие Ирана, Турции и других стран. Вопросам экономической интеграции в мусульманском мире посвящены работы Л.В. Шквари, Е.С. Бирюкова, С.В. Жданова и др.
Позднее опубликованные работы российских авторов (Р.И. Беккина, А.Ю. Журавлева, В.В. Павлова, А.О. Филоника и др.) были посвящены исследованию особенностей функционирования отдельных исламских финансовых институтов, прежде всего - исламских банков.
Цель работы - исследование теории и практики применения исламских финансовых продуктов для их внедрения в российскую экономику.
Задачами работы являются:
- изучить теоретические основы исследования исламской банковской системы;
- провести анализ исламского банкинга в современных условиях развития мирового финансового рынка;
- выявить проблемы и перспективы внедрения исламского банкинга в России и СНГ;
- оценить экономическую эффективность работы исламских банков в России и СНГ.
Объектом работы являются особенности развития исламского банкинга.
Предметом работы являются характерные особенности и тенденции внедрения исламского банкинга в России и СНГ.
Теоретические основы данного исследования сформировали научные труды ведущих отечественных и зарубежных исследователей в области управления финансами; экспортного капитала; банковского дела (в том числе исламского); страхования (в том числе исламского); а также экономики переходного периода в развивающихся странах.
Многие положения и выводы данной работы опираются на труды ученых ИМЭМО РАН, Института востоковедения РАН, Института Африки РАН и других научных центров, в которых велись и ведутся исследования по актуальным вопросам экономики и финансов мусульманских стран, изучались отдельные элементы исламской экономической доктрины.
В ходе исследования использовались общенаучные методы познания, включая системный подход, методы сравнения, группировки, классификации данных и обобщения, анализе и синтезе, графических и экспертных методах, принципах логического, структурного и сравнительного анализа.

Учреждение исламских финансовых институтов, работающих в соответствии с принципами Шариата сравнительно недавнее явление. Традиционная банковская система появилась около 424 лет назад с создания Banco della Piazza di Rialto в Венеции в 1587 году (Хамуд, 1985).
Несмотря на то, что реальное становление исламских банков приходится на 1960 год, банковская деятельность присутствует в самой истории Ислама. Операции, имеющие о ношение к современной банковской деятельности, такие как получение вклада, выдача кредитов, обмен валюты и векселей, существовали с самых первых лет распространения учения Ислама.
Так называемый средний период Ислам стал продолжением развития исламской банковской системы, взявшей свое начало в ранний период религии. К примеру, способы перевода денег, которые использовали сыновья Аззубаира, стали обычной практикой среди менял.
Первый исламский банк в современной истории появился в 1963 году. Это было небольшое учреждение в деревушке Мит Гамр - сберегательного банка «Мит Гамр» (Mit Ghamr) в Египте, который полностью отвечал требованиям Шариата.
Создание сберегательного банка Мит Гамбр в Египте в 1963 году, который полностью отвечал требованиям Шариата, стало новой вехой в истории развития исламского банковского дела и своего рода сенсацией в среде для исламских ученых и мировых экономистов.
Исламская банковская система - это банковская система, принципы функционирования и деятельность которой основаны на исламском праве или законах Шариата. Шариат регулирует каждый аспект жизни мусульман.
Многие исламские финансовые институты имеют собственный Шариатский совет или Комитет; в состав таких советов входят ученые шариата с опытом в финансовых системах и исламской коммерческой юриспруденции.
Такие советы детально изучают структуру и документацию предлагаемой операции или продукта для обеспечения соответствия шариату.
Границы дозволенного в деятельности исламской банковской системы четко определяются божественными законами, что придает ей уникальность и вызывает доверие к этой системе.
Основные принципы исламской финансовой системы могут быть обобщены следующим образом: запрет процентных ставок - риба, другой запрещенный элемент в финансовых договорах - гарар. Г арар можно понимать как неведение о существенном элементе сделки, таком, как точная отпускная цена, способность продавца в действительности доставить товар и т.п.
Выделяя ключевые принципы «исламских финансов», отметим, что это индустрия, основанная на праве справедливости и финансовой справедливости.
Принципы исламской банковской системы уходят корнями в основные доктрины ислама с более чем 1000-летней историей, на практике идеи отвечающих шариату банковских услуг впервые были реализованы в 1930-е годы в Индии.
Первый экспериментальный банк, следующий законам шариата и не берущий процентов по займам, открылся в конце 1950-х гг. в независимом Пакистане. Однако первый исламский банк, сумевший доказать свою жизнеспособность, начал работу в 1963 году в Египте. Исламские банки в их современном понимании появились на Ближнем Востоке благодаря нефтяному буму 1970-х годов.
Система исламского банкинга наиболее распространена на Ближнем Востоке и в Юго-Восточной Азии. Но только в одной стране - Иране - все банки должны быть халяльными. В Саудовской Аравии по нормам шариата ведётся половина всего национального банкинга, в Малайзии - чуть меньше двадцати процентов, а, например, в Турции - всего шесть.
Рынок исламских долговых обязательств - как внешних, так и внутренних - является наиболее быстро растущим сегментом исламской финансовой системы.
Среди немусульманских стран лидером в области привлечения и использования исламских финансов является Великобритания. Восьмой по величине мировой центр исламских финансов оставил позади Пакистан, Судан, Турцию и Египет (родину исламского банкинга).
Казахстан выступил «пионером» среди стран СНГ и Центральной Азии по внедрению законодательной базы для развития исламского финансирования.
Азербайджан является государством с традиционной банковской
системой, и за исламскими банками здесь не признается особого статуса. Последовательно претворяя принципы светскости, азербайджанское
правительство выступает против любых проектов на государственном уровне, если при этом упоминается слово «исламский», даже если речь идет о таком явлении, как исламский банкинг.
Проблемы развития исламского банкинга в России приобрели в настоящее время особую актуальность. Определенные движения в сторону исламского банкинга были сделаны в Татарстане, Башкортостане, Нижегородской области
Но существует сложность: традиционные банки смотрят на прибыльность заемщика и принимают решение. В исламских финансах требуется глубокая проработка самого проекта, на который планируется выделение средств, то есть нужны затраты на андеррайтинг.
Присутствуют и ограничения по направлениям деятельности: исламские деньги не могут быть выделены на проекты, связанные с алкоголем, азартными играми, оружием, свининой. Кроме того, средства на коррсчетах исламского банка должны быть халяль, то есть модель «исламское окно» на базе традиционного банка усложняется тем, что есть риск смешивания с денежными средствами харам, полученных вразрез с принципами шариата. Нужно держать отдельный корреспондентский счет, что увеличивает затраты банка
Попытки введения исламского банкинга в нашей стране сталкиваются с рядом проблем. Одной из самых серьезных проблем внедрения исламского банкинга является отсутствие законодательства, регулирующего отношения, возникающие при работе с исламскими финансовыми инструментами. Между тем, в России постепенно формируется необходимое информационное пространство, идет работа над созданием правового поля для исламских финансовых продуктов, однако судить о готовности конкретных финансовых организаций к применению этих инструментов сложно.
О том, что отсутствие нормативно-правовой базы является главной и определяющей причиной, сдерживающие внедрение и развитие исламского банкинга в России, говорят все эксперты-специалисты и ученые-экономисты.
Также, среди причин замедленного внедрения исламских финансов выделяют: низкий спрос на подобного рода услуги и продукты,
идеологические взгляды населения, недоверие новым продуктам, недостаточная информированность об основных исламских инструментах и институтах.
Г оворя о Российской Федерации, ее реалиях, можно предположить, что лишь начав реализовывать на практике исламскую экономическую модель, станет понятно, какими нормами нужно будет дополнить или изменить существующее законодательство. Но в целом внедрение исламского банкинга пока не совсем возможно в условиях действующей правовой системы.
Более того, в условиях отсутствия адекватной системы регулирования деятельности исламских финансовых институтов, обеспечивающей их интеграцию в традиционную финансовую систему, принятие законодательных инициатив, опережающих формирование самого рынка исламских финансов в России, могло бы способствовать появлению чрезмерно рискованных финансовых схем и использующих их структур.
Сегодняшнее российское законодательство не содержит правовой базы для создания соответствующих институтов и внедрения специфических инструментов в отечественную финансовую систему.
В Г осдуме уже внесен на рассмотрение палаты законопроект, вносящий изменения в закон «О банках и банковской деятельности» и устраняющий
препятствия для внедрения в России исламского банкинга. Необходимость принятия данного закона обосновывается сложной экономической ситуацией и практически полной экономической блокадой со стороны Европы и США.
Необходимость внесения изменений в законодательство с целью создания правового поля поддерживается и Ассоциацией российских банков. Вторая проблема лежит в области ментальности российского потребителя банковских услуг. Одним из главных аргументов сторонников исламского банкинга является аргумент о том, что в России проживает 20 миллионов мусульман.
Но развитие исламских финансов в России сдерживает низкий спрос на подобные услуги, обусловленный недостаточной информированностью населения об исламских финансах или определенная настороженность к новым финансовым продуктам, недоверие, вызванное негативным опытом на рынке, а порой и сложная макроэкономическая обстановка
АРБ также предложило создать в рамках Центробанка центральный шариатский совет, являющийся арбитром последней инстанции, который бы определял соответствие операций банков принципам ислама.
Однако Комитет Г осдумы по финансовому рынку рекомендовал нижней палате парламента отклонить в первом чтении законопроект, который разрешает кредитным организациям заниматься торговой деятельностью для внедрения принципов исламского банкинга.
Поэтому на сегодняшний день данный закон не принят. Но в Государственной Думе обсуждается возможность создания исламского банкинга. 16 декабря 2015 г. Министерство финансов Российской Федерации направило Письмо Президенту Ассоциации Российских банков Г.А. Тосуняну с просьбой подготовить к Гайдаровскому форуму, который состоялся в 2016 году информационные материалы в части развития партнерского (исламского) банкинга в Российской Федерации.
Специалисты считают, что исламский банкинг может иметь хорошие перспективы в России, 15% населения которой ( более 21,5 млн человек)
составляют мусульмане. Он способен помочь некоторым российским банкам диверсифицировать бизнес и стать более конкурентоспособными. Однако пока в России исламского банкинга в чистом виде не существует, отсутствует и необходимая законодательная база для него.
Предлагается разрешить действующим по исламским принципам филиалам традиционных банков заниматься лизинговыми операциями на основе договоров аренды с последующим выкупом. Для организации выпуска сукук предлагается внести изменения в законодательство по ценным бумагам.
Наиболее перспективными инструментами исламского банкинга в России эксперты считают мурабаху (продажа с отсрочкой платежа), аналогом которой в российской практике является коммерческий кредит; мударабу и мушараку (доверительное и совместное управление); такафул (страхование) и суку.
О наличии серьезных перспектив развития исламского банкинга в России говорит и тот факт, что сейчас интерес к развитию исламских финансовых инструментов активно проявляет Сбербанк - одно из крупнейших финансовых учреждений страны. Несмотря на привлекательность рынка исламских финансов и выгоды от использования исламских продуктов, далеко не все компании готовы связать свою деятельность с шариатскими финансами, что говорит о существовании ряда препятствий на пути развития исламских финансовых продуктов в России.
Наиболее благоприятный микроклимат для внедрения исламских продуктов сложился в Республике Татарстан. Здесь ежегодно проводятся экономические саммиты, на которых обсуждаются вопросы развития исламского банкинга в Татарстане и в Российской Федерации в целом
На фоне режима западных санкций в отношении России исламский банкинг следует рассматривать как действенную альтернативу замещения западных финансовых ресурсов. Кроме того, исламский банкинг как альтернатива традиционному показал лучшую устойчивость и сопротивляемость финансовому кризису. Специалисты считают, что в данном
контексте исламский банкинг является эффективной инновацией в банковском деле
В то время как исламский банкинг активно развивается во всем мире, страны постсоветской Центральной Азии по большей части не участвуют в этой новой картине глобальных исламских финансовых потоков. На самом деле, исламские инвестиции в большинстве стран региона выросли лишь незначительно.
Если говорить о развитии исламских финансов в Казахстане, то следует отметить, что Казахстан на сегодняшний день выступил «пионером» среди стран СНГ и Центральной Азии по внедрению законодательной базы для развития исламского финансирования. Казахстан первым на пространстве СНГ и Центральной Азии осуществил внедрение исламского финансирования на законодательном уровне.
Также еще и Кыргызстан стал одним из первых стран региона, присоединившейся к Исламскому Банку развития. Именно в Кыргызстане впервые в истории стран СНГ прошло заседание Шариатского совета, инициатором и организатором которого выступил первый в государстве исламский банк - ЗАО «ЭкоИсламикБанк».
В целом, оценивая новые тенденции в развитии исламского банкинга в России и СНГ, следует выделить усиление их позиций на сегментах рынка социальных групп со средним и низким уровнем доходов, причём как мусульман, так и не мусульман; в малом и среднем бизнесе; в малом и среднем бизнесе; на финансовых рынках развивающихся стран с большими мусульманскими общинами.



1. Исламские финансово-кредитные институты в экономике зарубежных стран / Р. И. Беккин, Р. Р. Вахитов, Г. Т. Гафурова и др. / под ред В. Г. Тимирясова. - Казань: Изд-во «Познание» Института экономики, управления и права, 2011.- 319с.
2. Антропов В.В. Исламские банки в мире и в России // Финансы. - 2013.- №1. С.41 -48.
3. Ахмедов Ф.Н., Букофтан Л.Ф. Развитие исламского банкинга в условиях мирового финансового кризиса. // Финансы и кредит. - 2014. - №38. - С.15-
21.
4. Бадов А. Деньги - дар Аллаха. Исламские банки выдвигают альтернативную западную модель финансирования экономики // Эксперт. - 2016. - № 4 (31 янв.). - С. 16-19.
5. Бакоян Ф.А, Счастная Т.В. Исламский банкинг в мировой практике / Ф.А. Бакоян, Т.В. Счастная // в сб. Научное сообщество студентов. Международные исследования. Электронный сборник статей по материалам IX студенческой научно - практической конференции. -2016. - С. 340-345.
6. Батаева Б. С. Исламские банки сквозь призму развития этических финансов и банков // Проблемы современной экономики. - 2013. - № 1 (45). - С. 270272.
7. Банковское дело: Учебник / Под редакцией проф. В.И. Колесникова, Л.П. Кроливецкой. Москва: Финансы и статистика, 2013.- 412с.
8. Банковское дело. Организация деятельности коммерческого банка: учебник и практикум для академического бакалавриата/ Г.Н. Белоглазова [и др.]; под ред. Г.Н. Белоглазовой, Л.П. Кроливецкой. - 4-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2015. -809с.
9. Банковское дело. Управление и технологии: учебник/под ред. А.М.
Тавасиева. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. - 671 с.
10. Банковское дело: учебник/под ред. Г.Г. Коробова. - М.: Магистр, 2016. - 592 с.
11. Беккин Р.И. Исламское страхование (Такафул). - М.: САДРА, 2015. - 169 с.
12. Беккин Р.И. Особенности шариатского надзора в исламских финансовых институтах: Современный опыт мусульманских и немусульманских стран // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 5. Вып. 3. - СПб., 2014. - С. 148-164.
13. Вагизова В. И., Игонина А. С. Кредитование реального сектора экономики исламскими финансово-кредитными институтами // Вестник ТИСБИ. - 2015. - № 4 (56). - С. 115-119.
14. Данченко Е. А. Анализ европейской и исламской модели рынков банковских продуктов // Теория и практика современной науки : материалы XIII Международной научно-практической конференции, 2-3 апреля 2014 г. : в 2 т. / Науч. инф. изд. центр «Институт стратегических исследований». - М. : Спецкнига, 2015. - Т. 1.
15. Данченко Е. А., Курбанова А. А. Рынок кредитных продуктов: проблемы и перспективы развития // Тенденции развития экономики и менеджмента : сб. науч. тр. по итогам Международной научно-практической конференции. - Казань, 2014. - С. 85-87.
16. Журавлев А.Ю. Исламские финансы: Россия и другие // Банки и деловой мир. - 2016. - № 11. - C. 102-106
17. Журавлев А. Ю. Финансисты, чтущие Коран // Отечественные записки. - 2013. - № 5 (14). - С. 382-390.
18. Журавлев А.Ю. Экономическая модель ислама: некоторые аспекты теории и практики // Ближний Восток и современность. - 2012.- Вып. 9. - С.99 -103.
19. Зарипов И. А. Исламские финансы как стратегический ориентир развития России // Вестник финансового университета.- 2016. - № 1 (91). - С. 96-110.
20. Ишматов Р. Исламские финансы в РФ. Развитие и перспективы // Международный бухгалтерский учет. -2013. -№ 23 (173). -C. 55-60
21. Калимуллина М. Э. Великобритания: Исламские финансы без привилегий // Международный бухгалтерский учет. - 2013. - № 12(162). - С. 62-68
22. Кетенчиева Э.А. Исламские облигации как инструмент финансирования российской экономики. Зарубежный опыт выпуска сукук // Проблемы экономики и менеджмента. - 2016. - №57. - С.32-37
23. Косарев В.Е. Получается исламский ли банкинг в России? // Банковское дело. - 2017.- №6. - С.77-79.
24. Кузнецова Я.А., Мызникова Т.Н. Исламская и российская банковские системы // Сборник научных трудов «Тенденции и перспективы развития российской экономики». - Челябинск, 2014. - С. 46-50.
25. Лаврушин О.И., Мамонова И.Д., Валенцева Н.И. Банковское дело: учебник / под ред. засл. деят. науки РФ, д-ра экон. наук, проф. О.И. Лаврушина. - 8-е изд., стер. - М.: КНОРУС, 2015. - 768 с.
26. Лаптев С.В., Филина Ф.В. Проблемы управления моральным риском в банковской сфере //Сибирская финансовая школа. - 2016. - № 5 (112). - С.41 -46.
27. Мукайдех Е.А. Основополагающие инструменты исламского банкинга и возможности их использования в российской экономике // Наука и бизнес: пути развития. - 2015. - №5. - С. 68-69.
28. Прозоров С. М. Научное исламоведение в России (1980-2005) // Иран сегодня. - 2013. - № 1(6). - С. 20-24.
29. Самигуллин Э.В. О необходимости формирования новой государственной политики России по развитию исламских банков в стране //Уникальные исследования XXI века. - 2016. - № 1 (13). - С.22-29.
30. Семенюта О.Г., Данченко Е.А. Трансформация современного банковского дела на основе исламского банкинга //Theoretical & Applied Science. - 2015. - № 6 (26). - С.99 -102.
31. Сюкияйнен Л.Р. Исламская правовая мысль против экстремизма и терроризма // Право. Журнал Высшей школы экономики. - М.: НИУ ВШЭ, 2013. - № 1. - С. 24-43.
32. Трунин П.В., Каменских М.В., Муфтяхетдинова М.Р. Исламская финансовая система: современное состояние и перспективы развития. - М.: ИЭПП, 2011.- 88 с.
33. Харон, Ван Нурсофиза Ван Азми. Исламская финансовая и банковская система: Философия, принципы и практика. - Казань, «Линова- Медиа», 2014. - 189с.
34.Чокаев Б.В. Исламские финансы: возможности для российской экономики // Вопросы экономики. - 2015. - № 6. - С. 106-127.
35. Шовхалов Ш.А. Источники регулирования экономических вопросов в Шариате. Теория экономики и управления народным хозяйством // Вестник Института дружбы народов Кавказа. - 2014. - № 4 (24). - С. 167-174.
36. Шовхалов Ш.А. Ограничения в деятельности коммерческих организаций с позиции Ислама // Актуальные проблемы социально-экономического развития России. - 2014.- № 4. - С. 106-110.
37. Шовхалов Ш.А. Принципы ведения коммерческой деятельности c позиции Ислама // Экономика и предпринимательство. - 2015. - № 6. - С. 603-605.
38. Шовхалов Ш.А. Принципы формирования активов коммерческой организации: шариатский взгляд //Финансы и кредит. - 2017. - № 37 (565). - С.24-29.
39. Шовхалов Ш.А. Финансовые ресурсы коммерческой организации: шариатский взгляд // Финансы и кредит. - 2015. - № 8 (536). - С. 58-61
40. Яндиев М. Актуальные проблемы формирования «исламской» финансовой системы: на стыке философии и практики // Рынок ценных бумаг. - 2013. - № 9. - С. 54-57.
41. Атаев, М.Д. Развитие системы исламского банкинга в России и за рубежом [Электронный ресурс] / М.Д. Атаев // Educatio. - 2015. №7(14) - 1. - URL: http: // cyberleninka.ru / article / n / razvitie - sistemy - islamskogo - bankinga - v - rossii - i - za rubezhom (Дата обращения: 22.02.2018).
42. Журавлев А.Ю. Ислам и экономика. [Электронный ресурс] http:// politeconomy.ng.ru., http://forum.aztop.com/index. php? showtopic=25595 (дата обращения: 8.03.2018).
43.Зарипов И.А. Исламские финансы: первый опыт и проблемы развития в банковском секторе, страховании и на финансовых рынках России. [Электронный ресурс] http://отрасли-права.рф/ article/2710 (дата обращения: 8.03.2018).
44. Исламская финансовая система против западной // MuslimEco.Ru. [Электронный ресурс] URL: http:// www.muslimeco.ru/opubl/239/. (дата обращения 05.03.2018).
45. Процент по-арабски // Официальный Интернет портал газеты « Коммерсантъ». [Электронный ресурс] URL: http://www.kommersant.ru/doc /2683417 (Дата обращения: 01.03.2018.)
46. Такафул - исламское страхование // Аналитический интернет-портал Islamic Finance Business. [Электронный ресурс] URL: http://islamic-finance.ru/load/2- 1-0-13 (Дата обращения: 05.03.2018)
47. Хавронин А. Почему не пострадали от кризиса социально ответствен- ные
инвестиции в Германии. Интервью, опубликовано 30.09.201 2 г.
[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.svoboda.org /content/ transcript /2172070.html. (дата обращения 05.03.2018).
48. Шариатские стандарты AAOIFI переведут на русский и французский языки
// MuslimEco: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://
www.muslimeco.ru/onews/2305/
49. Global Islamic Finance Report 2015: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gifr.net/gifr_2015.htm. (дата обращения 05.03.2018).
50. Usmani Т. Principles of Shariah Governing Islamic Investment Funds.
[Электронный ресурс] URL: http:// www. albalagh. net/Islamic_
economics/finance. (дата обращения 05.03.2018).
51.Islamic Finance: A Catalyst for Shared Prosperity? Global Report on Islamic Finance 2016. Jeddah: Islamic Research and Training Institute (IRTI), 2016.
52.Islamic Financial Services Industry Stability Report 2016. Kuala Lumpur: Islamic Financial Services Board, 2016.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.

Пожалуйста, укажите откуда вы узнали о сайте!


Подобные работы


© 2008-2018 Сервис продажи готовых курсовых работ, дипломных проектов, рефератов, контрольных и прочих студенческих работ.