Введение 4
1 Основы обучения нападающего удара в волейболе детей 12-13 лет 5
1.1 Техника выполнения нападающего удара в волейболе 5
1.2 Общие основы обучения технике волейбола детей 12-13 лет 15
1.3 Методика обучения нападающему удару детей 12-13 лет в волейболе 24
2 Организация и методы исследования 31
2.1 Организация исследования 31
2.2 Методы исследования 33
3 Экспериментальное обоснование эффективности методике
обучения нападающему удару детей 12 - 13 лет 36
3.1 Выявление основных ошибок техники выполнения нападающему 36 удару, определяющих его результативность у детей 12-13 лет 39
3.3 Проверка эффективности усовершенствованной методики нападающему удару у детей 12-13 лет на основе использования специальных подготовительных и подводящих упражнений 47
Заключение 51
Список использованных источников 53
Актуальность. Волейбол является наиболее доступным, следовательно, массовым средством физического развития и укрепления здоровья широких слоев населения, волейболом занимаются во всех регионах страны. Эта игра пользуется популярностью у людей различного возраста, от детей до людей пожилого возраста.
Успех в поединке может принести только оптимальное решение тактической задачи, которую поставил противник или же поставлена задача ему самому. Каждый волейболист обязан эффективно действовать в нападении и защите и для чего необходимо совершенствовать умение тактически правильно действовать в наиболее важной для исхода игры игровой ситуации.
Анализ научно-методической литературы позволяет констатировать, что современный волейбол характеризуется увеличением атакующих действий, для организации которых необходима специализация технической и тактической подготовки игроков с учетом игровых функций [5; 12]. При этом нападающий удар рассматривается как решающий фактор достижения успеха в волейбольном матче [13; 14; 22; 25; 35; 39; 40]. Проблема спортивной техники и методика обучения нападающему удару остаются одними из актуальных в теоретическом и прикладном значении в современном волейболе.
Обращение к специальной литературе показало, что вопросы методики обучения и совершенствования нападающего удара рассмотрены достаточно полно. Это в первую очередь исследования АВ. Беляева; Ю.Д. Железняка; Ю.Н. Клещева; А.В. Суханова; А.Г. Фурманова и других. Более детальный анализ этих работ показал, что предложенные авторами упражнения для совершенствования нападающего удара во многом адресуются квалифицированным спортсменам, и эти упражнения во многом не подходят юным волейболистам, не отвечают их техническим и физическим особенностям.
Объект исследования: тренировочный процесс детей 12- 13 лет, занимающихся волейболом.
Предмет исследования: совершенствование методики обучения детей 12-13 лет нападающему удару в волейболе.
Цель исследования: обосновать методику обучения нападающему удару в волейболе детей 12-13 лет посредством специальных подготовительных и подводящих упражнений.
Исходя из поставленной цели, определены следующие задачи исследования:
1. Охарактеризовать особенности обучения техники нападающего удара на начальной подготовке.
2. Подобрать средства обучения технике нападающего удара для совершенствования методики обучения в волейболе детей 12- 13 лет.
3. Проверить эффективность экспериментальной методике обучения детей 12-13 лет нападающему удару в волейболе.
Гипотеза исследования: Предполагается, что на этапе начальной спортивной подготовки соревновательная деятельность в волейболе у детей 12¬13 лет будет результативней, если разработать методику обучения с применением специальных подготовительных и подводящих упражнений.
Методы исследования:
1. Теоретический анализ и изучение литературных источников.
2. Педагогическое наблюдение.
3. Педагогический эксперимент.
4. Контрольное тестирование.
5. Метод математической обработки данных.
1. При описании технике выполнения нападающего удара используют четыре фазы техники: разбег, прыжок, собственно нападающий удар и приземление. В свою очередь эти фазы состоят из микрофаз, характеризующихся своеобразием внешней формы движений и особенностями нервно -мышечной деятельности. Главным ключевым компонентом выхода на удар является последний шаг, т. е. напрыгивание. Количество же шагов в зависимости от игровой обстановки может быть любым. Чаще, однако, применяется разбег. Очень важно определить начало разбега, своевременность которого позволяет выйти на мяч в нужный момент.
2. Для определения общих основ обучения технике волейбола юных спортсменов применяют следующие приемы: показ, опробование, повторение упражнения вплоть до образования автоматического навыка и выполнение приема в усложненных условиях. Для того чтобы овладеть техникой и тактикой игры, всем широким многообразием приемов, используемых в игре, необходимо использовать практические методы. Все эти методы являются отдельными составными частями или приемами, которых представляют собой метод в его целостности.
Рассмотрев методику обучения детей нападающему удару в волейболе было установлено, что эффективность техники нападающего удара, зависит от методов и средств применяемых при обучении. Применяются методы: повторный, переменный, сопряженный, интервальный, непрерывный, контрольный, игровой, соревновательный.
3. Установлено, что при обучении детей нападающему удару необходимо освоить технику верхней передачи в прыжке через сетку (атака верхней передачей). При выборе специальных подготовительных упражнений не допускать появления следующих ошибок: несвоевременный и неточный разбег (21 %); отсутствие стопорящего шага при напрыгивании на опору( 14 %); неправильная постановка ног( 24 %); недостаточно энергичный мах руками перед прыжком ( 22 %); неправильное выполнение прыжка( 16 %); удар по мячу производится над или за головой, рука в момент удара согнута в локтевом суставе ( 19 %).
Эти упражнения составили основу экспериментальной методики обучения нападающему удару у детей 12-13 лет.
4. Результаты исследования показывают, что в процессе применения экспериментальной методики удалось повысить эффективность обучения нападающему удару у детей 12-13 лет. По сравнению с контрольной группой, в экспериментальной группе значительно возрос объем нападающих ударов (на 9,3%), тогда как в контрольной группе только на 3,6%. Количественный показатель эффективности нападающих ударов в экспериментальной группе увеличился на 32,1%, тогда как в контрольной группе прирост составил только 12,1%. По сравнению с контрольной группой, в экспериментальной группе показатель эффективности нападающего удара увеличился на 7,2%, что на 4,3% выше чем в контрольной группе, где он составил 2,9%.
1. Агинако, Л. Н. Обучение техническим элементам волейбола / Л. Н. Агинако // Спорт в школе. - 2008. -№23. -С. 12-14.
2. Ашибоков, М.Д. Критерии оценки технико-тактической подготовленности команд волейболистов / М.Д. Ашибоков. // ВестникАГУ.- 2006. -№1 (20). - С. 290 - 293.
3. Беляев, А.В. Волейбол: теория и методика тренировки / А.В. Беляев// Спорт в школе. - 2007. - С. 36-45.
4. Белич, С.А. Тренировочные занятия на отработку техники элементов / С.А. Белич // Спорт в школе. - 2007. -.№13. - C. 36.
5. Беляев, А.В. Волейбол на уроке физической культуры: 2-еизд. / А.В. Беляев. -М.: Фис: СпортАкадемПресс, 2005. - 143 с.
6. Беляев, А.В. Обучение технике игры в волейболе совершенствование/ методическое пособие. ВФВ / А.В. Беляев. -М., 1995. - 287 с.
7. Беляев, А.В. Эффективное использование интегральных упражнений на занятиях по волейболу /А.В. Беляев // Детский тренер (журнал в журнале). -М. :ФИС, 2004. -№4. -С. 26.
8. Беляев, А.В. Волейбол: теория и методика тренировки / А.В. Беляев, Л.В. Булыкина. - М.; ФиС, 2007. - 234 с.
9. Виера, Б.А. Волейбол: Шаги к успеху / Барбара Л. Виера, БонниДжиллФергюсон. -М. :АСТ : Астрель, 2004. - 170 с.
10. Волейбол: учебник для высших учебных заведений физической культуры / Подред. А.В.Беляева, М.В.Савина. -М. СпортАкадемПресс, 2002. - 368 с.
11. Голомазов, В. А. Волейбол в школе / В. А. Голомазов, В.Д. Ковалев,А.Г. Мельников. -М. Просвещение, 1989. - 110 с.
12. Денисов, М. В. Оптимизация учебно-тренировочного процесса студентов [текст] / М. В. Денисов // Вестник университета (Государственный университет управления). - 2010. -№ 25. - С. 40-42.
13. Железняк, Ю.Д. Волейбол: методическое пособие по обучению игре / Ю.Д. Железняк, В.А. Кунянский, А.В. Чачин. -М. :Терра-Спорт, Олимпия Пресс, 2005. - 112 с.
14. Железняк, Ю.Д. Юный волейболист / Ю.Д. Железняк. -М :Физкультура и спорт, 1988. - 192 с.
15. Железняк, Ю.Д. Спортивные игры. Техника, тактика, обучение / Ю.Д. Железняк, Ю.М. Портнов. -М Академия, 2001. - 376 с.
16. Железняк, Ю.Д. Спортивные игры: Совершенствование спортивного мастерства: учеб. для студ. высш. учеб. завед. / Ю.Д. Железняк, Ю.М. Портнов. -Москва Академия, 2004. - 400 с.
17. Иванова, Л.М. Формирование тактических умений начинающих волейболистов при игре в нападении / Л.М.Иванова // Омский научный вестник. - 2006. -№6 (41) - С. 260-262.
18. Ивойлов, А.В. Волейбол / А.В. Ивойлов. -Минск :Высшаяшкола, 1985. - 261 с.
19. Изотов, В.А. Методика обучения технике волейбола / В.А. Изотов // Спорт в школе. - 2009 -№3 - С. 132.
20. Каменев, В.В. Обучение волейболу / В.В. Каменев // Физическая культура в школе. - 2007. -№1. - С. 20-22.
21. Кириллова, Н.В. Обучение технике передачи мяча в волейболе / Н.В. Кириллова // Спорт в школе. - 2001 -№8. -С 86 - 95.
22. Клещев, Ю.Н. Волейбол. Подготовка команды к соревнованиям. Учебное пособие / Ю.Н. Клещев. -М. : Спорт Академия-Пресс, 2002. - 192 с.
23. Клещев, Ю.Н. Юный волейболист / Ю.Н. Клещев, А.Г. Фурманов. -М. :Физкультура и спорт, 1979. - 231 с.
24. Клещев, Ю.Н. Волейбол, школа тренера/ Ю.Н. Клещев.- М: ФиС, 2005. -54 с.
25. Коренберг, В.Б. Проблема физических и двигательных качеств / В.Б. Коренберг //Теорияи практика физической культуры. - 2007. -№7.- 2-5 с.
26. Кузянина, Е.П. Обучение навыкам игры в волейболе 5-м классе / Е. П.Кузянина // Спорт в школе. - 2002 -№6. - С 24.
27. Легоньков, С.В. Оптимизация факторов, определяющих структуру отталкивания при обучении нападающему удару волейболистов различной квалификации / С.В. Легоньков, В.В. Ермаков, А.В. Родин // Теория и практика физ. культуры дренер : журнал в журнале. - 2005. -№ 7. - С. 31-32.
28. Легоньков, С.В. Методика обучения техническим приёмам игры в волейбол: учеб.пос / С.В. Легоньков. - Смоленск: СГИФК, 2003. - 72 с.
29. Лепешкин, В.В. Волейбол / В. В. Лепешкин // Спорт в школе. - 2007 - №20. -С. 46-51.
30. Легоньков С.В. Физическая подготовка в системе спортивной тренировки волейболистов: учебное пособие для преподавателей и студентов институтов физ. культуры. - Смоленск, 2003. - 96с.
31. Лопусова, С. П. Практика волейбола: «нападающий удар» / С. П. Лопусова //Спорт в школе. - 2005 -№15. -С. 35-40.
32. Мармор, В.К. Специальные упражнения волейболиста / В.К. Мармор. -Кишинев :«Карта Молдовеняскэ», 1975. - 46 с.
33. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры (общие основы теории и методики физич. воспитания, теоретико-методические аспекты спорта и профессионально -прикладных форм физич. культуры): учеб.пособие для ин-тов физ. культуры / Л.П. Матвеев. -М. :ФиС, 1991. - 543 с.
34. Методика обучения студентов медицинского колледжа волейболу: из опыта работы / А.П. Андреев. -Биробиджана: ОблИУУ, 2007. - 24 с.
35. Опиума, С. А. Уроки волейбола / С. А. Опиума. -М. :Физкультура и спорт, 1985. - 112 с.
36. Пименов, М.П. Волейбол: специальныеупражнения / М.П. Пименов. - Киев, 1993. - 88 с.
37. Платонов, В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практическое приложение / В.Н. Платонов. -К. :Олимпийская литература, 2004. - 808 с.
38. Рыцарев, В.В. Волейбол. Попытка причинного истолкования приемов в игре и процессап одготовки волейболистов/ В.В. Рыцарев. - М: 2005. - С. 143.
39. Сероштан, В.М. Оперативный педагогический контроль спортивно-технического мастерства юных волейболистов: автореф. дис. ... канд. пед. наук / B. М. Сероштан. - Киев, 2007. - 19 с.
40. Сластенина, Т.А. Физическаякультура. Спортивныеигры. Волейбол: учебноепособие / Т.А. Сластенина. -Челябинск :Изд. ЮУрГУ, 2006. - 69 с.
41. Сорокина, В.М. Волейбол для здоровья: учеб.пособие / В.М. Сорокина, Д. Ю. Сорокин ВолгГТУ, Волгоград, 2007. - 60 с.
42. Суханов, А.В. Структура нападающих ударов в волейболе, применяемых в условиях противодействия соперника и методика их совершенствования: автореф. дисс. ... канд. пед. наук / А.В. Суханов. -М.,2007. - 24 с.
43. Суханов, А.В. Системно-структурный подход при анализе типичных вариантов нападающих ударов / А.В. Суханов, О.П. Топышев // Теория и практика физической культуры. - 2006. -№11. - С. 59.
44. Тайр, Хрейс Типичные построения командных тактических действий нападения в волейболе / ХрейсТайр // Сб. ст. III межд. электрон. конф.; подред.
C. С. Ермакова. -Харьков-Белгород-Красноярск, 2007. - № 4. - С. 154-158.
45. Теория и методика физического воспитания: Учеб. Для институтов фак. физ. Культуры пед. институтов / Б. А. Ашмарин, Ю.В. Виноградов, З.Н. Вяткинаидр.: под.ред. Б. А. Ашмарина.- М: просвещение, 1990.-287с.
46. Фролова, И.В. Физическое воспитание учащихся I -XI классов с направленным развитием двигательных способностей/ И.В. Фролова // Физическая культура в школе -2003, - №1. - С.43;№2 - С.32; №3- С.28.
47. Фурманов, А.Г. Подготовка волейболистов / А.Г. Фурманов. -Минск :МЕТ, 2007. - 329 с.
48. Хапко, В.Е. Исследование техники прямого нападающего удара и верхней прямой планирующей подачи в игре волейбол с учето мизбирательных педагогических воздействий: автореф. дисс. ... канд. пед. наук / В.Е. Хапко. - Киев, 1978. - 24 с.
49. Черданцев, Н.И. Современные тенденции развития атакующих действий в волейболе / Н.И. Черданцев // Сб. ст. II межд. электрон.конф.; подред. С.С. Ермакова. -Харьков-Белгород-Красноярск, 2006. - С. 167-173.
50. Юшкевич, Т.П. Применение технических средств в обучении и тренировке спортсменов: метод. пособие / Юшкевич, Т.П., Васюк, В.Е., Буланов, В.А.- Минск: Полымя, 2008. - 240 с.