Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ОПИСАТЕЛЬНЫМ РАССКАЗАМ

Работа №57625

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы98
Год сдачи2016
Стоимость4210 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
303
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I Анализ психолого-педагогической литературы развития словесного творчества у детей дошкольного возраста 8
1.1. Формирование творческой художественно-речевой деятельности детей 8
1.2. Особенности развития связной речи 24
Выводы по 1 главе 48
Глава II Влияние системы обучения родному языку на формирование описательных рассказов 51
2.1. Констатирующий эксперимент 51
2.2. Формирующий эксперимент 67
2.3. Контрольный эксперимент 80
Выводы по 2 главе 87
Заключение 88
Методические рекомендации 90
Библиографический список 94
Приложение

Одна из наиболее значимых проблем современной школы - воспитание речевой культуры учащихся, качественное повышение уровня владения детьми родным языком. В связи с этим возрастает роль исследований, направленных на поиск путей оптимизации процесса развития речи в дошкольном возрасте. Необходимость проведения таких исследований обусловлена особой сензитивностью данного возрастного этапа в формировании разных форм речевого общения.
Развитие ребенка осуществляется на основе усвоения многовекового опыта человечества, хранителями и источником которого являются взрослые. Овладение ребенком человеческим опытом не может быть пассивным и осуществляется благодаря общению с окружающими, а также в процессе его собственной активной деятельности.
В связи с этим особую актуальность и остроту получает задача совершенствования детской речи. Формированию связной речи способствует обучение ребенка рассказыванию.
Среди всех прочих видов рассказывания наиболее сложным является творческое рассказывание как высшая форма монологической речи, предполагающая сравнительно высокий уровень мышления и творческого воображения. "Творческое рассказывание в условиях методически правильного руководства является эффективным средством нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Этот вид рассказывания имеет большое значение для развития творческих способностей. Умение сочинять, придумывать рассказы стимулирует творческую мысль и в других
видах деятельности влияет на развитие общих способностей ребенка" [8].
Таким образом, творческое рассказывание должно стать неотъемлемой частью как системы воспитания и обучения детей родному языку, так и средством всестороннего гармоничного развития личности ребенка дошкольного возраста.
Цель нашей экспериментальной работы - выявить влияние системы обучения рассказыванию на формирование повествовательных форм речи детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - процесс построения связного повествовательного высказывания детьми шестого года жизни.
Объект исследования - речь детей старшего дошкольного возраста
В соответствии с предметом и целью исследования были решены задачи:
1. Определить особенности формирования повествовательного высказывания с элементами творческого рассказывания детей среднего возраста.
2. Определить содержание, приемы руководства рассказыванием детей среднего возраста в индивидуальной работе.
Новизна исследования заключается в том, что мы проверили на практике содержание и методику работы по обучению описательным рассказам в средней группе детского сада, разработанную Л В. Ворошниной, выделив на этой основе уровни развития описательных рассказов детей пятого года жизни. Разработали содержание и приемы индивидуальной работы с детьми среднего дошкольного возраста. Тем самым мы показали возможность и необходимость введения элементов творческого рассказывания со средней группы.
Практическое значение работы состоит в том, что проведены индивидуальные занятия, которые могут стать основой, обеспечивающей правильное построение повествовательного высказывания средними дошкольниками.
В работе использованы такие методы, как:
1. анализ педагогической и психологической литературы по проблеме исследования;
2. изучение и обобщение передового педагогического опыта; Экспериментальная работа и обработка данных.
Дипломная работа состоит из введения, двух глав - теоретической и практической, заключения, списка литературы и приложения.
Основное содержание дипломной работы:
В введении определена актуальность исследуемой проблемы, цель, предмет, задачи исследования, его новизна, практическое значение, методы исследования, а также дано краткое описание двух последующих глав: теоретического анализа литературы и педагогического эксперимента.
В первой главе "Анализ психолого-педагогической литературы развития словесного творчества у детей дошкольного возраста" - дан анализ отечественной литературы по вопросам художественно-речевого творчества и развития связной речи детей.
Первый параграф посвящен проблеме детского творчества. Анализ психологической литературы (Л.С.Выготский, Я.А.Пономарев, Л. Н. Столович ) позволил выделить подходы к пониманию творчества как необходимого условия развития материи, сложного процесса познания и образного отражения действительности, созидания нового, свойственного как природе, так и человеку и обществу. Рассмотрены и некоторые методологические вопросы понимания сущности творческого процесса, психологических механизмов творческого воображения, стадии или этапы творческих действий, виды творчества, а также методы его исследования.
Уделено достаточное внимание и вопросу зарождения и развития детского творчества. В частности с разных точек зрения рассмотрена проблема соотношения творчества и обучения. Представители одного направления считают, что творчество идет вслед за обучением, другие придерживаются точки зрения, что творчество ребенка заложено его природой. Есть и третье мнение, на наш взгляд наиболее верное, что обучение и творчество детей органически взаимосвязаны. Раскрыты направления активного обучения детей творчеству.
Важное место в проблеме художественно-речевого развития занимает вопрос развития словесного творчества дошкольников. Этому посвящены исследования О.С.Ушаковой, С.К.Алексиевой, А.Е.Шибицкой, С.М.Чемортан, Э.Ивановой, Б.Кирилловой, А.Г.Тамбовцевой.
Развитию детского творчества способствует обучение детей рассказыванию. Этой проблеме посвящены работы Э.П.Коротковой, А.М.Бородин, 0. С. Ушаковой и Н.Ф. Виноградовой, Л.В.Ворошниной. В них дается определение творческому рассказыванию, раскрываются особенности и показатели словесного творчества дошкольников, содержание, методика обучения различным видам творческого рассказывания.
Во втором параграфе - "Особенности развития связной речи" - рассмотрен вопрос о ее влиянии на всестороннее развитие ребенка, в частности, значение монологической речи. В исследованиях С. Л. Рубинштейна, А. М. Леушиной, Т. А. Ладыженской говорится о том, что монологическая речь более сложная форма и по содержанию, и в лингвистическом отношении, выделяются некоторые ее свойства. Дан анализ исследований, посвященных проблеме лингвистического развития детей (А.Н.Гвоздев, А.Леонтьев, Ф.А.Сохин).
Обучение детей монологической речи начинается с дошкольного возраста. При разработке методики обучения детей родному языку необходимо учитывать особенности овладения дошкольниками описательной и повествовательной формами связной речи. Этой проблеме посвящены исследования Т.М.Юртайкинсй, Л.Г.Шадриной, Л.В.Ворошниной, А.А.Зрожевской, О.С.Ушаковой, И.Ядэшко и др.
Проблема обучения рассказыванию детей пятого года жизни имеет место и в педагогических исследованиях А.М.Бородин, В. В. Гербовой, Э. П. Коротковой, Н. Ф. Виноградовой и О.С.Ушаковой, Л.В.Ворошниной. Кратко выделены подходы данных авторов к методике работы по развитию связной речи средних дошкольников. Дана характеристика видов занятий по обучению рассказыванию.
Необходимость индивидуального подхода в обучении детей рассказыванию подчеркивается в работах Е.А.Флериной, Р.К.Жуковской, Н.С.Карпинской, Е.И.Радиной. В системе обучения связной речи Л.В.Ворошниной уделяется непосредственное внимание данной проблеме.
Во второй главе работы - "Влияние системы обучения родному языку на формирование описательных рассказов" - представлена экспериментальная работа, включающая три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный эксперименты.
В констатирующем эксперименте дана характеристика показателей и уровней творческого рассказывания, на основе которых сделан анализ детских рассказов-описаний до обучения. Представлены диагностические методики определения особенностей силы нервной системы и свойств темперамента, по результатам которых выделены подгруппы детей в зависимости от их индивидуальных особенностей.
В формирующем эксперименте представлено содержание и формы проведения индивидуальной работы по формированию элементов творческого рассказывания детей. Раскрыты условия, необходимые для более эффективной и педагогической работы использование наглядной основы, мотивационных установок для активизации деятельности детей на занятиях.
Формирование элементов творческого рассказывания в средней группе осуществлялось по следующим этапам:
- подготовительный этап, цель которого - формирование определенных представлений и знаний о структуре рассказа, о выразительных средствах речи для раскрытия образа через обучение детей составлению описательных рассказов на наглядной основе;
- обучение описательным рассказам.
В контрольном эксперименте анализируется влияние системы обучения на формирование описательных рассказов.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Исследование приемов индивидуальной работы в обучении описательным рассказам детей средней группы позволяет сделать следующие выводы:
1 Цель работы достигнута: выявлены особенности формирования повествовательного высказывания с элементами творческого рассказывания детей среднего возраста; определены содержание, приемы руководства рассказыванием детей среднего возраста в индивидуальной работе.
2 В содержание работы по обучению детей среднего дошкольного возраста описательным рассказам включается формирование знаний о выразительных средствах раскрытия художественного образа, о композиции, структуре повествования как элементов творческого рассказывания. Эта работа является подготовительным этапом в системе обучения детей связной речи. Неотъемлемой частью системы является дифференцированный подход в обучении детей рассказыванию.
3 Уровень развития рассказывания находится в непосредственной связи и взаимозависимости от проявления силы нервной системы и свойств темперамента дошкольников.
4 Проведенное исследование подтверждает положение о том, что обучение описательным рассказам должно проходить в определенной последовательности и системе, которая включает в себя: 1) индивидуальную работу с детьми в зависимости от их типологических особенностей; 2) закрепление навыков описательной речи на занятиях со всеми детьми. Эффективность использования приемов индивидуальной работы в обучении детей рассказыванию выявлялась в сравнении результатов экспериментальной (№1) и контрольной (№2) группах.
Анализ работы показал, что к концу года уровень описательных рассказов повысился в группе №1, почти все дети достигли высоких уровней рассказывания. Средние дошкольники самостоятельны, целенаправленны, последовательны в изложении темы, характеристике образов. Для успешного решения задания эти дети творчески используют выразительные средства.
Дети группы №2, обучающиеся по "традиционной" методике, также составляют описание самостоятельно, но их сочинения более бедны выразительными средствами раскрытия художественного образа Системный подход в обучении рассказыванию является более прогрессивным в сравнении с "традиционной" методикой.
5 В условиях использования приемов индивидуальной работы в зависимости от индивидуальных типологических особенностей возможно достичь определенных результатов в обучении описательным рассказам.
6 На основе проведенного исследования разработаны и апробированы индивидуальные приемы работы, которые могут служить ориентировочными в обеспечении правильного построения повествовательного высказывания средними дошкольниками.
Совершенствование методики обучения описательным рассказам средних дошкольников в плане подготовительного этапа в системе обучения творческому рассказыванию требует дальнейшего исследования. Важно проследить, каким образом индивидуальная работа помогает успешно осваивать элементы творческого рассказывания в старшей группе.
Решение этих и ряда других задач - важное условие дальнейшего совершенствования методики обучения связной речи.



1. Арушанова А., Юртайкина Т. Сценарии активизирующего общения. //Дошкольное воспитание. 1995. NN 2,4,5.
2. Бородин A.M. Методика развития речи детей. М.:Просвещение, 1974.
3. Ветлугина Н.А. Общие вопросы художественного творчества ребенка. //Художественное творчество и ребенок. /Под общ. ред. Н.А.Ветлугиной. М.: Педагогика, 1972.
4. Виноградова Н.Ф., Ушакова О.С. Связная речь. //Развитие речи детей дошкольного возраста /Под ред. Ф.А.Сохина. М.: Просвещение, 1976.
5. Ворошнина Л.В. Конспекты занятий по развитию речи детей средней группы детского сада. Пермь, 1990.
6. Ворошнина Л.В. Обучение творческому рассказыванию детей дошкольного возраста. Пермь, 1991.
7. Ворошнина Л.В. Особенности построения описательных рассказов детьми пятого года жизни. //Проблемы изучения речи дошкольника. М., 1994.
8. Ворошнина Л.В. Творческое рассказывание в практике работы детского сада. //Проблема индивидуального подхода в воспитании и обучении детей дошкольного возраста. Пермь, 1979.
И. Ворошнина Л.В. Пути совершенствования процесса обучения старших дошкольников творческому рассказыванию. //Автореферат канд. дисс. М., 1978.
12. Ворошнина Л.В. Художественно-речевая деятельность детей в детском саду. Пермь, 1995.
13. Ворошнина Л.В., Якушева Ю.М. Показатели анализа рассказов детей дошкольного возраста./ Проблемы изучения и развития личности ребенка дошкольного возраста. Пермь, 1995
14. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 1991.
15. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. М.: Изд. АПН РСФСР, 1961.
9. .
12. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада. М.: Просвещение, 1983.
13. Гербова В.В. Рассказывание по восприятию. //Дошкольное воспитание. 1975. N 9.
14. Жуковская Р.И. Роль картинки в воспитании ребенка дошкольного возраста. М.: Учпедгиз, 1954.
15. Занятия по развитию речи в детском саду /Под ред. О.С.Ушаковой. М.: Просвещение, 1993. Запорожец А.В. Умственное воспитание дошкольников. М.: Просвещение, 1972.
16. Зрожевская А.А. Формирование связной описательной речи в средней группе детского сада. //Автореферат канд. дисс. М., 1986.
17. Иванова Э. Воображение и творчество детей. //Дошкольное воспитание. 1987. N 10.
18. Карпинская Н.С. Художественное слово в детском саду. М. , 1978.
19. Кириллова Б. Начальные формы творческого воображения у детей. //Дошкольное воспитание. 1971. N 2.
20. Князева Jl. П. Индивидуальный подход к детям в процессе воспитания и обучения в детском саду. Пермь, 1984.
21. Ковальчук Я.И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка. М., 1981.
22. Короткова Э.П. Воспитывать интерес к творческому рассказыванию. //Дошкольное воспитание. 1973. NN6,7.
23. Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. М.: Просвещение, 1982.
24. Ладыженская Т. А. Система работы по развитию связной речи учащихся. М.: Педагогика, 1975.
25. Леонтьев А.А. Психолингвистика. Л.: Наука, 1967.
26. Леонтьев А.А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания. М.: Наука, 1969.
27. Леушина A.M. Развитие связной речи дошкольника. М.: Просвещение, 1969.
28. Маркова Н.Г. Дифференцированный подход к дошкольникам на ос-нове учета их типологических особенностей. //Канд. дисс. Л., 1976.
29. Никитин Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры. М.: Просвещение, 1989.
30. Пеньевская Л.А. Рассказы детей как средство обучения связной речи. //Известия АПН РСФСР, вып. 16, 1948.
31. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. М.: Наука, 1976.
32. Радина Е.И. Роль беседы в воспитательной работе советского детского сада. //Известия АПН РСФСР, вып. 16, 1948.
33. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.: Педагогика, 1989.
34. Смольникова Н.Г., Ушакова О.С. Развитие структуры связного высказывания у детей старшего дошкольного возраста. //Развитие речи до-школьника. //Сб. науч. тр. /Под ред. О.С.Ушаковой. М. : Изд. АПН СССР, 1990.
35. Сохин Ф.А. О психологическом и лингвистическом анализе детской речи. //Проблемы изучения речи дошкольника. М., 1994.
36. Сохин Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи. //Умственное воспитание детей дошкольного возраста. /Под ред. Н.Н.Поддьякова, Ф.А.Сохина. М.: Просвещение, 1984.
37. Сохин Ф.А., Ушакова О.С. Связь развития речи с умственным, эстетическим и нравственным воспитанием в процессе обучения родному языку. //Развитие речи дошкольника. //Сб. науч. тр. /Под ред. О.С.Ушаковой. М.: Изд. АПН СССР, 1990.
38. Столович J1.H. Жизнь - творчество - человек (функции художественной деятельности). М.: Политиздат, 1985.
39. Струнина Е.М., Ушакова О.С. Влияние словарной работы на связность речи. //Дошкольное воспитание. 1981. N 2.
40. Тамбовцева А.Г. Взаимосвязь речетворчества и умственного развития //Умственное воспитание детей дошкольного возраста /Под ред.
H. Н.Поддьякова, Ф.А.Сохина. М.: Просвещение, 1988.
41. Тихеева Е.И. Развитие речи детей. М.: Просвещение, 1967.
42. Ушакова О.С. Научная деятельность Ф.А.Сохина. //Проблемы изучения речи дошкольника. М., 1994.
43. Ушакова О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. М.: Изд. РАО, 1994.
44. Ушакова О.С. Развитие речи детей 4-7 лет. //Дошкольное воспитание. 1995. N 1.
45. Ушакова О.С. Развитие словесного творчества. //Подготовка детей к школе в детском саду. /Под ред. Ф. А. Сохина, Т.В.Тарунтаевой. М.: Педа-гогика, 1977.
46. Флерина Е. А. Живое слово в дошкольных учреждениях. М., Уч-педгиз, 1933.
47. Чемортан С.М. Формирование художественно-речевой деятельности старших дошкольников. М.: Просвещение, 1984.
48. Шадрина Л.Г. Пути развития связной речи младших дошкольников. //Проблемы изучения речи дошкольника. М., 1994.
49. Шибицкая А.Е. Словесное творчество детей 6-7 лет на материале русских народных сказок. //Художественное творчество в детском саду. /Под ред. Н.А.Ветлугиной. М.: Просвещение, 1974.
50. Эльконин Д.Б. Детская психология. М.: Учпедгиз, 1960.
51. Юртайкина Т.М. Некоторые формы организации развития речи и речевого общения с детьми третьего года жизни. //Проблемы изучения речи дошкольника. М., 1994.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ