Реферат
Введение 5
1 Теоретические основы организации воспитательной работы в
спортивном лагере 8
1.1 Сущность воспитательной работы в спортивном лагере 8
1.2 Направления воспитательной работы в спортивном лагере 15
2 Методические основы организации воспитательной работы в
спортивном лагере 26
2.1 Содержание методики воспитательной работы в спортивном
лагере 26
2.2 Анализ методики организации воспитательной работы в
спортивном лагере «Салют» 36
Заключение 47
Список использованных источников 49
Сегодня государство уделяет значительное внимание организации оздоровительной и спортивной работы. Об этом свидетельствуют государственные документы: Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (2021)[38]; Положение о Всероссийском
физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО) (2014) [6]; Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (2007)[36]; «Стратегия развития молодежи Российской Федерации на период до 2025 г.»(2014)[31]и др. Важной составляющей летнего отдыха является организация воспитательной работы в спортивных лагерях независимо от специализации и ведомственной принадлежности. Именно лагеря призваны обеспечивать полноценный отдых и оздоровление детей, решать проблемы их развития и воспитания в каникулярное время. Эти положения отражены в Федеральном Законе «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»(2004), где отмечается, что отдых детей и их оздоровление предполагает организацию мероприятий, обеспечивающих охрану и укрепление здоровья детей, занятие их физической культурой, спортом и туризмом» [37].В Законе РФ «Об образовании в РФ» (2012) отмечается, что в период каникул могут организовываться физкультурноспортивные лагеря[38].
В условиях спортивного лагеря существуют возможности для организации разных видов деятельности: коммуникативной, спортивной, трудовой, эстетической, познавательной, образовательной, что подтверждается многочисленными исследованиями (А.Б.Абрамчук [1], Н.Ю.Антипова [2], А.А.Данилков [9], М.А.Иваненко [14], Г.Г.Кругликова [16], Г.В.Сорокоумова [30] и др.). В связи с этим актуальность выбора темы исследования «Методика организации воспитательной работы в спортивном лагере» не вызывает сомнений.
Цель исследования - охарактеризовать методику организации воспитательной работы в спортивном лагере (на примере спортивного лагеря «Салют»),
Объект исследования - воспитательная работа в спортивном лагере
Предмет исследования - методика воспитательной работы в спортивном лагере (на примере работы спортивного лагеря «Салют»),
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
1, Раскрыть сущность воспитательной работы в спортивном лагере,
2, Определить направления воспитательной работы в спортивном лагере,
3, Охарактеризовать содержание методики воспитательной работы в спортивном лагере,
4, Проанализировать методику организацию воспитательной работы спортивного лагеря «Салют».
Методы исследования: анализ научно-педагогической литературы по теме исследования, наблюдение, обобщение, систематизация,
База исследования: Муниципальное бюджетное учреждение «Спортивный лагерь «Салют» (село Верхнепашино, Енисейский район Красноярского края),
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялось посредством публикации основных положений и выводов исследования; выступления на внутривузовской научно-практической конференции «Современное педагогическое образование: теоретический и прикладной аспекты» (апрель 2021 г.).
Практическая значимость исследования состоит в том, что в работе проанализированы и систематизированы материалы по методическим аспектам воспитательной работы в спортивных лагерях, также представленный материал могут использовать студенты при подготовке к занятиям, при написании рефератов, курсовых и выпускных квалифицированных работ.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, включающего 44 источника.
Современные социокультурные условия требуют пересмотра подходов к организации и проектированию воспитательной работы в летних оздоровительных и спортивных лагерях.
В ходе анализа научно-педагогической литературы, мы выяснили, что на сегодняшний день не существует однозначного подхода к определению сущности воспитательной работы. В своем исследовании мы будем опираться на определение Н.А.Шмыревой, которая под воспитательной работой понимает особый вид педагогической деятельности, направленный на организацию воспитательной среды и управления разнообразными видами деятельности школьников с целью решения вопросов гармоничного развития личности учащегося.
Воспитательная работа в спортивном лагере организуется в следующих направлениях: досуговая деятельность; спортивные и тренировочные занятия; оздоровительная работа; гражданско-патриотическое направление; экологотуристическое направление. Каждое направление имеет свои особенности, связанные с временным детским коллективом, возрастными особенностями детей, уровнем физической подготовки, особенностями здоровья.
В своем исследовании мы рассматриваем методику воспитательной работы как феномен профессиональной педагогической деятельности. Методика воспитательной работы в спортивном лагере регламентирует организацию оздоровительного отдыха, занятий физкультурой, спортом и туризмом; создание условий для вовлечения каждого ребенка в развивающую деятельность для удовлетворения личных потребностей каждого; предоставление возможностей досуговой деятельности, позволяющей знакомиться с новыми социальными ролями, познать радость успеха; осознание своей роли в жизни окружающих людей. Как любой вид деятельности воспитательная работа в спортивном лагере имеет свою специфику, которая основана на выработке твердого характера, четкого выполнения норм и правил этики спортсменов, уважении соперников и судейского состава, умении бороться до победы, не проявляя зависти к победителям.
Результативность воспитательной работы зависит от правильного выбора форм, методов и средств.
Анализ методики воспитательной работы в спортивном лагере «Салют» показывает эффективность организации разноплановой воспитательной работы: организация оздоровительного отдыха, занятий физкультурой, спортом и туризмом; создание условий для вовлечения каждого ребенка в развивающую деятельность для удовлетворения личных потребностей каждого; предоставление возможностей участвовать в играх, делах, событиях, доставляющих удовольствие, позволяющих попробовать свои силы в новых социальных ролях, познать радость успеха.
1. Абрамчук, А. Б. Летний спортивный лагерь - путь к объединению и дружбе / А. Б. Абрамчук, Т. В. Михайлова // Спорт - дорога к миру между народами: Сб. материалов международной научно-практической конференции. - Москва.- 2016. - 10-12 с.
2. Антипова, Н. Ю. Педагогическое сопровождение творческого саморазвития подростков в летнем оздоровительно-образовательном лагере системы дополнительного образования детей: автореф. дисс. ...канд.пед.наук. - Москва, 2007. - 23 с.
3. Бим-Бад, Б. М. Педагогический энциклопедический словарь / Б. М. Бим-Бад. - Москва: Большая Российская энциклопедия, 2002. - 528 с.
4. Болдырев, И.И. Реализация комплекса ГТО в детских оздоровительных лагерях / И.И. Болдырев //Вопросы педагогики. - 2019. - № 11-1. - С. 44-47.
5. Виноградова, Н. А. Дошкольное образование. Словарь терминов / Н. А. Виноградова, Н. В. Микляева. - Москва: Айрис-пресс, 2005.
6. Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне: документы и методические материалы» / Н. В. Паршикова, В. В. Бабкин, П. А. Виноградов, В. А. Уваров. - Москва: Советский спорт, 2014. - 60с. Режим доступа: https://rg.ru/2014/06/18/gto-dok.html^ara обращения 18.06.2021).
7. Газман, О. С. От авторитарного образования к педагогике свободы /О.С. Газман // Новые ценности образования. - 1995. - №2. - С. 16-45.
8. Глебова, Л. С. Педагогически энциклопедический словарь / Л. С. Глебова, О. Д. Грекулова. - Москва: Большая Российская энциклопедия, 2003.
9. Данилков, А. А. Детский оздоровительный лагерь: организация и деятельность, личность и коллектив: монография / А. А. Данилков, Н. С. Данилкова. - Новосибирск: Изд. НГПУ, 2010. - 183 с.
10. Доценко, И. Г. Организационный дизайн смены в детском лагере / И. Г. Доценко, О.В. Аликина // Народное образование. - 2020. - № 2 (1479). - С. 187-194.
11. Ерохина, Т.С. Управление развитием детского лагеря спортивнотуристической направленности/ Т.С. Ерохина // Модели создания воспитывающей среды в образовательных организациях, организациях отдыха детей и их оздоровления: наука, технологии, практики: сборник статей. - Москва. - 2018. - С. 304-309.
12. Забелина, К.М. Проект детского спортивного лагеря в поселке Лесхимучасток мичуринского района /К.М. Забелина, В.В. Рязанова // Наука и Образование. - 2019. - Т. 2. - № 2. - С. 236-238
13. Зотов, Ю. И. Воспитание подростков в спортивном коллективе / Ю. И. Зотов. - Москва: Физкультура и спорт, 1984. - 102 с.
14. Иваненко, М.А. Воспитание в эмоциональном развитии детей и подростков в детском оздоровительном лагере // Педагогическое образование и наука. - 2018. - № 6. - С. 52-56.
15. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь / Г.М. Коджаспирова. - Москва, 2005. - С. 25-26....44