Введение 3
Глава I. Жанрово-стилевая природа эпистолярного жанра 6
1.1. Понятие эпистолярного жанра. Жанровая и стилевая
дифференциация эпистолярных текстов 6
1.2. Классификация эпистолярных текстов 17
1.3. Письмо как средство раскрытия языковой личности автора 24
Выводы по первой главе 30
Глава II. Коммуникативно-стилистические особенности писем
А. И. Куприна 31
2.1. Особенности структуры писем А. И. Куприна 31
2.1.1. Зачины писем 31
2.1.2. Концовки писем 34
2.2. Лексико-семантические особенности писем А. И. Куприна 39
2.3. Особенности синтаксиса эпистолярия писателя 46
2.4. Работа над эпистолярным жанром на уроках развития речи 55
Выводы по второй главе 61
Заключение 63
Библиографический список 65
Приложение. Технологическая карта урока русского языка 70
Письмо является одним из древнейших жанров литературы. Оно долгое время было единственным средством общения между людьми, лишенными непосредственного контакта. Эпистолярное наследие особенно пристально изучается в современной науке и привлекает внимание как литературоведов, так и лингвистов. Тема изучения эпистолярия основательно рассматривается в отечественной лингвистике на протяжении последних десятилетий и имеет свою направленность. Изучением разных аспектов эпистолярного жанра занимались многие отечественные лингвисты: М. В. Баркова, Н. И. Белунова, И. Г. Гулякова, Е. Е. Дмитриева, О. Н. Игуменова, Н. А. Ковалева, Н. В. Логунова, Е. А. Маймин, Н. В. Шевцова и многие другие. Объектами изучения становилась письма писателей, политических деятелей, учёных, представителей сословий дворянства и купечества. Изучению подвергались разные стороны эпистолярного жанра: роль эпистолярия в творчестве писателя, литературной эпохи или периода развития языка, особенности речевого этикета в эпистолярии, история письма, особенности его становления как жанра, строение эпистолярного текста, его жанровостилистические особенности.
Однако эпистолярий как жанр и как письменная форма общения, обладающая высокой логической стройностью, недостаточно изучен. Это определяет актуальность нашей работы. Исследование писем А. И. Куприна позволяет рассмотреть стилистику и специфику эпистолярного общения, поскольку со временем выработались устойчивые этикетные клише, свойственные конкретным видам писем (частным, деловым и т.д.).
Центром изучения специфики эпистолярных текстов
становится языковая личность автора, которая получает наибольшее выражение именно в жанре частной переписки. Интерес к частной переписке определяется тем, что письма наиболее приближены к условиям свободного общения, они естественны, свободны в речевых выражениях.
Целью нашей работы является изучение особенностей эпистолярного жанра на материале писем А. И. Куприна...
Вопрос о жанрово-стилевом статусе эпистолярия в научной среде в настоящее время не решён. Рассмотрение эпистолярных текстов с разных сторон приводит к появлению крайних точек зрения. Одни исследователи отрицаю существование эпистолярного стиля и эпистолярного жанра вообще, другие соединяют эти два понятия или же причисляют эпистолярий к уже существующим жанрам и стилям.
Эпистолярий представляется как комплексный жанр, обладающий тематическим, композиционным и стилистическим своеобразием. На основании особенностей функционирования тех или иных единиц выделяются разновидности письма и происходит их классификация.
Одним из важнейших подходов в изучении эпистолярия является лингвоперсонологический подход, который ориентирован на анализ эпистолярия носителей различных типов речевой культуры, что способствует изучению и раскрытию языковой личности автора письма.
Анализ 239 писем А. И. Куприна позволил сделать следующие выводы о своеобразии стиля и манеры писателя.
Формулы приветствия и прощания в письмах А. И. Куприна представлены многообразием форм, выбор которых зависит от следующих факторов: характера общения между адресантом и адресатом, целей, преследуемых автором письма, степени близости между собеседниками. Разнообразие формул приветствия и прощания, подписей, употребление нескольких формул прощания привносят в письмо множество эмоциональных и экспрессивных оттенков.
Основными регулятивными средствами в эпистолярии выступают единицы лексического и синтаксического уровня, выполняющие смыслообразующую функцию ввиду отсутствия в эпистолярном взаимодействии невербальных компонентов. Сочетание в письменной речи А. И. Куприна лексики разных функциональных стилей, использование большого количества изобразительно-выразительных средств, фразеологизмов, названий произведений писателей и отсылки к ним позволяют говорить о высоком культурном и интеллектуальном развитии писателя.
Письма А. И. Куприна сближаются с разговорной речью, о чём свидетельствует использование просторечной, бранной и обсценной лексики, а также употребление окказиональных слов.
Синтаксис писем также помогает раскрыть языковую личность писателя. Использование вставных и уточняющих конструкций говорит о желании автора письма быть понятым собеседником. Риторические вопросы и восклицания добавляют экспрессивности письменной речи. Вопросноответная форма организации текста свидетельствует о желании вовлечь собеседника в разговор. Для усиления выразительности предложения А. И. Куприн использует инверсию, которая несёт в себе смысловую и акцентологическую функцию, а также использует градацию, позволяющую выразить нарастание эмоциональной силы высказывания.
Изучение особенностей эпистолярного жанра в школе происходит на уроках развития речи. Работа с эпистолярием и написание писем во многом способствуют развитию творческих способностей учащихся и их умению правильно формулировать мысли, а также прививает интерес к предмету.
Изучение писем А. И. Куприна представляет особый интерес, поскольку они помогают раскрыть сущность автора письма. Они позволяют не только узнать биографию писателя, проникнуть в его внутренний мир, но и являют собой своего рода творческую лабораторию, в которой формируются особенности стиля и художественной манеры писателя.
1. Акишина А. А. Письмо как один из видов текста // Русский язык за рубежом. - 1982. - № 2. - С. 57-63.
2. Антонова Л. Г. Классические законы коммуникации и современное информативное пространство // Русский язык в школе. - 2009. - № 4. -
С. 22-25.
3. Белунова Н. И. Дружеское письмо в функционально-стилистическом аспекте // Русский язык в школе. - 2000. - № 1. - С. 75-78.
4. Белунова Н. И. Категория речевого общения и особенности ее реализации в тексте дружеского письма (на материале писем творческой интеллигенции конца 19 - начала 20 веков): научные доклады высшей школы // Филологические науки. - 1998. - № 2. - С. 78-88.
5. Беттузия Н. Особенности текстов эпистолярного жанра // Русский язык за рубежом. - 1984. - № 3. - С. 81-84.
6. Богин Г. И. Типология понимания текста. - Калинин: Изд-во Калининского гос. ун-та, 1986. - 86 с.
7. Бусоргина Н. Ю. Письмо как составляющая институционального дискурса // Типология высказывания и текста: сб. статей . - Самара: Международный ин-т рынка, 2005. - Вып. V. - С. 18-26.
8. Бусоргина Н. Ю. Эпистолярный текст как составляющая ритуального и этикетного дискурса (на материале английского языка): автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Самара, 2006. - 20 с.
9. Бухаркин П. Е. Письма русских писателей XVIII века и развитие прозы (1740-1780): автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Ленинград, 1982. - 20 с.
10. Вяткина И. А. Диглоссия русских маргинальных жанров (домашняя поэзия и эпистолярий В. А. Жуковского): автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Томск, 2007. - 22 с.
11. Глухих Н. В. Деловой эпистолярий конца XVIII - начала XIX в. на
Южном Урале: Лингвистика текста: монография. - Челябинск:
Полиграф-Мастер, 2008. - 150 с.
12. Григорьева А. С. Статичная структура русского эпистолярного текста
(лексика частных писем): автореф. дис. ... канд. филол. наук. -
Ленинград, 1981. - 19 с.
13. Гулякова И. Г. Об эпистолярном стиле В. П. Астафьева (на материале писем М. Н. Кураеву) // Мир русского слова. - СПб., 2002 - № 1. - С. 64-72.
14. Данкер З. М. Функционально-семантическая организация частного письма (ситуативная установка контакта): автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Санкт-Петербург, 1992. - 18 с.
15. Дементьев В. В. Аспекты проблемы «Жанр и культура». // Жанры речи: сб. науч. статей. - Саратов: Наука, 2007. - Вып. 5. Жанр и культура. - С. 5-21..44