Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Обучение использованию векторного метода в школьном курсе геометрии

Работа №14723
Тип работыДипломные работы
Предметматематика
Объем работы79стр.
Год сдачи2018
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено 11
Не подходит работа?

Узнай цену на написание
Введение 3
Глава 1. Элективные курсы по теме «Векторный метод» в математике 6
1.1. Понятие векторного метода 6
1.2. Анализ школьных учебников 11
1.3. Особенности использования компьютерных средств обучения на уроках
математики 12
Вывод по главе 1 15
Глава 2. Разработка содержания элективного курса «Векторный метод» в
школьном курсе математики 16
2.1. Программа элективного курса «Векторный метод» 16
2.2. Создание web - ресурса по теме «Векторный метод» 40
2.3 Применение разработанных ЭОР в школе, предоставление результатов
деятельности 49
Вывод по главе 2 54
Заключение 55
Библиографический список 57
Приложение 1.Планы - конспекты уроков 6 1
Приложение 2.Фрагмент презентации контрольной работы по теме «Вектор». 73
Векторный метод является одним из основных методов геометрии. С его помощью можно эффективно решить ряд аффинных и метрических задач планиметрии и стереометрии, ряд прикладных задач физики и астрономии. Так же изучение векторного метода представляет собой самостоятельный познавательный интерес, т.к. на его основе имеется возможность корректно ввести метод координат на плоскости и в пространстве.
Именно в школе закладываются основы для математической грамотности, поэтому изучению вопросов, связанных с этим процессом, уделяется пристальное внимание. Математика является одним из основных предметов школы. Она требует от учащихся умственных усилий, развитого воображения, концентрацию внимания. Математика дисциплинирует и развивает личность учащегося. Изучение математики существенно способствует развитию логического мышления и расширяет кругозор школьников.
Необходимо отметить, что в школьном курсе математики тема «Векторы», а вместе с ней векторный метод, появилась относительно недавно, в начале шестидесятых годов прошлого века. Тем не менее,
практически сразу же понятие вектора стало одним из ведущих понятий
школьного курса математики, а векторный метод - одним из основных способов решения задач и доказательства теорем. В любом школьном учебнике изложение темы «Векторы» состоит из двух этапов: изучение векторов и векторного метода 1) в планиметрии; 2) в стереометрии.
Изучение векторов начинается в четвертой четверти 8 класса. Для успешного освоения учащимися данного материала, они должны быть знакомы с понятием декартовых координат на плоскости, понятием отрезок, уметь определять координаты точки на плоскости и расстояние между двумя точками на плоскости, а также понимать значение понятия параллельный перенос и знать его свойства.
Изучение темы «Векторы. Векторный метод решения задач» в разные периоды времени всегда было актуально. Многие ученые-физики, математики и методисты (К. Вессель, Р. Декарт, Ж. Арган, З.А. Скопец, А.Н. Колмогоров, А.Д. Александров, В.А Гусев, Ю.М Калягин, Т.А. Иванова) не оставляли эту тему без внимания. В настоящее время существует несколько подходов к определению понятию вектора, определены операции с векторами, очерчен круг задач, решаемых векторным методом, выделены умения, входящие в состав векторного метода. Разработаны частные
методики по обучению учащихся векторам и, в частности, векторному
методу. Все они основаны на идее основного назначения векторов - использование алгебраического аппарата для решения геометрических задач.
Не смотря на все это, многие специалисты отмечают, что некоторые учителя, студенты, а тем более школьники, затрудняются в применении векторного метода к решению содержательных задач.
Таким образом, сформулированное выше утверждение определило актуальность проблемы нашей работы, которая состоит в дальнейшем его разрешении посредством обоснованной разработки эклектичного курса по обучению учащихся векторному методу решения геометрических задач в теме «Векторы в пространстве».
Далее можно выделить объект, предмет, цели и задачи данной работы.
Объектом исследования является учебный процесс школьного курса математики по теме «Векторный метод».
Предмет исследования организация элективного курса для изучения темы «Векторный метод» с использованием информационных технологий.
Цель исследования - разработка содержания элективного курса по теме «Векторный метод» для учащихся средних классов.
В связи с поставленной целью, можно поставить некоторые задачи:
1. проанализировать учебную и методическую литературу по теме исследования;
2. выявить место и роль элективного курса для обучения учеников старшей школы по данной тематике с помощью ИТ;
3. провести апробацию элективного курса «Векторный метод».
Практическая значимость: разработанные учебно-методические
материалы (программа элективного курса, разработки занятий, тест) могут использоваться в учебном процессе общеобразовательной школы.
Работа прошла апробацию:
1. Проведение уроков на базе МБОУ «СОШ №1» г. Бийска.
2. Участие в конференции «Наука и образование: проблемы и перспективы » Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложение 1. Планы - конспекты уроков, приложение 2. Фрагмент презентации контрольной работы по теме «Вектор».
Во введении обосновывается выбор темы дипломной работы, определяются цель, объект, предмет, задачи, показывается ее практическая значимость.
В первой главе рассматриваются: концепция профильного обучения на средней ступени общего образования, методика проведения элективных курсов по математике.
Вторая глава включает в себя разработку планов-конспектов уроков по
данной теме, создание и описание web-ресурса и описание результатов
применения разработанных ЭОР.
В заключении обобщены результаты исследования.
Список литературы состоит из 32 источников.
В приложении 1 помещены планы-конспекты уроков. А в приложении 2 фрагмент презентации контрольной работы по теме «Вектор». И Web- ресурса на электронном носителе.
В данной дипломной работе мы проводили разработку методического материала по использованию информационных технологий для изучения темы «Векторный метод» для учеников 9 класса.
В ходе работы была изучена психолого-педагогическая и учебно-методическая литература, рассмотрены классификации электронных образовательных ресурсов и современные требования, предъявляемые при их разработке, проведен анализ использования электронных
образовательных ресурсов на уроках и рассмотрены возможности применения готовых ЭОР на различных этапах уроков математики. Изучен учебник Атанасяна С.Л., так как он является самым оптимальным учебником для изучения геометрии в образовательной системе.
Были представлены план-конспекты уроков с методическими разработками в таких программах, как MicrosoftPowerPoint, Microsoft Excel и Starboard Software. А так же был создан Web - ресурс по теме «Векторный метод», с расположенным в нём: теоретическую часть учебной темы, разработанные примеры для решения задач, список задач для самостоятельного решения с возможностью самопроверки, онлайн-тестом по данной учебной теме, кроссворд и историческую справку по теме «Вектор».
Разработанные электронные образовательные ресурсы были применены в учебном процессе в МБОУ «СОШ № 1» в 9 классе на уроках геометрии. По окончании проведённых уроков был проведен электронный проверочный тест. Результаты тестирования были обработаны и представлены. Тест содержал задания различной сложности. По проделанной работе был сделан вывод о том, что задания с выбором ответа для учеников намного легче и проще в выполнении, чем задания, где нужно самому решать задачу и записать полученный ответ.
По результатам проведенных уроков можно сделать вывод о том, что с помощью информационных технологий можно улучшить восприятие учениками школьных тем. Дети проявляли интерес, работая в группах, у некоторых возникали трудности, но мы быстро находили пути их решения.
Практическая значимость исследования доказала возможность дальнейшего применения разработанных электронных образовательных ресурсов по теме «Векторный метод» для учеников 9 класса.
1. Атанасян, С.Л., Кузуб Н.Н. Элективные курсы по математике и организация самостоятельной деятельности учащихся [Электронный ресурс]. - Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2014. №4. - Режим доступа: http: // cyberleninka.ru/article/n/elektivnye-kursy-po-matematike-i-organizatsiya- samostoyatelnoy-deyatelnosti-uchaschihsya
2. Атанасян, Л. С. Геометрия для 7-9 классов средней школы [Текст] / В. Ф. Бутузов, С. Д. Кадомцев, Э. Г. Позняк, И. И. Юдина - М. Просвещение, 2008г.- 384с.
3. Атанасян, Л. С., Бутузов В. Ф.,. Глазков Ю. А, Некрасов В. Б., Юдина И. И. Геометрия. Методические рекомендации. 9 класс :учеб. пособие для общеобразоват. организаций / [Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, Ю. А. Глазков и др.]. — М.: Просвещение, 2015. — 96 с.
4. Акопян, М. В. Использование интернет - ресурсов для обеспечения качества образования [Текст] / М. В. Акопян, Е. В. Суханова // Научно - исследовательские публикации. 2016. - 38 - 40 с.
5. Алимов, Ш. А. Алгебра 9 класс [Текст]: учебник для общеобразовательных учреждений / Ш. А. Алимов, Ю. М. Колягин, Ю. В. Сидоров. - М.: Просвещение, 2011. - 287 с.
6. Апатова, Н. В. Информационные технологии в школьном образовании [Текст]: монография / Н. В. Апатова; М.: Школа-Пресс, 2002. - 240 с.
7. Бабаев, А. Б. Создание сайтов [Текст]: учебник / А. Б. Бабаев, Н. В. Евдокимов, М.М. Боде. - СПб.: Питер, 2014. - 304 с.
8. доступа: https://infourok.ru/statya-vozmozhnosti-ispolzovaniya-eor- v-obrazovatelnom-processe-630891.html. Дата обращения: 17.02.18.
9. Берберян, А. С. Инновационные и современные технологии в системе образования [Текст]/ А. С. Берберян, С. В. Сидорова, И. Г. Дорошина // Инновационные технологии в системе образования: материалы II международной научно - практической конференции (Пенза - Ереван - Шадринск, 20-21 февраля 2012 г.) - Научно - издательский центр «Социосфера», 2012. - 388 с.
10. Боброва, И. И. Информационные Технологии в образовании [Текст]: практический курс / И. И. Боброва, Е. Г. Трофимов. - М.: ФЛИНТА, 2014. - 195с.
11. Богданова, С. В. Информационные технологии [Текст]: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / С. В. Богданова, А. Н. Ермакова. - Ставрополь: Сервисшкола, 2014. 211с.
12. Буренок И. И. Психолого-педагогические аспекты урока математики[Текст]: учебно-методическое пособие / И. И. Буренок, Л. И. Тубаева, А. Д. Цедринский; под общей ред. проф. С. Г. Манвелова. Армавирский государственный педагогический институт, СФ АГПИ. - Славянск-на-Кубани, 2000. - 72 с.
13. Виноградова, Л. В. Методика преподавания математики в средней школе[Текст]: учеб. пособие/ Л. В. Виноградова. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005. - 252 с.
14. Возможности использования ЭОР в образовательном процессе [Электронный ресурс]. - О. В. Батищева. - Саратов: Инфоурок, 2015. - Режим
15. Гаспариан, М. С. Информационные системы и технологии [Текст]: учебно-методический комплекс / М. С. Гаспариан, Г. Н. Лихачева. - М.: Издат. центр ЕАОИ, 2011. - 372с.
16. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
[Электронный ресурс]. - URL: http://school-
collection.edu.ru/catalog/rubr/016e0000-0000-fadf-80a3-80ef82b62bcfZ119198. Дата обращения: 19.03.18.
17. Единое окно доступа к образовательным ресурсам. - URL: http://window.edu.ru/catalog/resources?p_rubr=2.1.11. Дата обращения: 25.03.18.
18. ЖДанкина, Е. М. Обучение математике: проблемы использования ИКТ на уроках и во внеурочной деятельности [Текст]/ Е. М. Жданкина // Инновации на основе информационных и коммуникационных технологий. - 2011. - С. 71-73. - Библиограф.: с. 73.
19. Калитин, С. В. Интерактивная доска. Практика эффективного применения в школах, колледжах и вузах [Текст]: учебное пособие / С. В. Калитин. - М.: СОЛОН-ПРЕСС, 2013. - 192 с.
20. Киселев, Г. М. Информационные технологии в педагогическом образовании [Текст]: Г. М. Киселев, Р. В. Бочкова. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2014. - 304 с.
21. Клименко, Р. А. Веб-мастеринг на 100 % [Текст]: монография / Р. А. Клименко. - СПб.: Питер, 2015. - 560 с.
22. Колягин, Ю. М. Методика преподавания математики в средней школе[Текст]: учеб. пособие для студентов физ.-мат. фак. пед. институтов / Ю.М. Колягин. - М.: Просвещение, 2002. - 287 с.
23. Колягин, Ю. М. Методика преподавания математики в средней школе. Общая методика[Текст]: учебное пособие для студентов физ.-мат. фак. пед. институтов / Ю. М. Колягин, В. А. Оганесян. - М.: Просвещение, 1975. - 462 с.
24. Красильникова, В. А. Становление и развитие компьютерных технологий обучения [Текст]: монография / В. А. Красильникова. - М.: ИИО РАО. 2002. - 176 с.
25. Малитиков, Е. М. Актуальные проблемы развития дистанционного образования в Российской Федерации и странах СНГ / Е. М. Малитиков, М. П. Карпенко, В. П. Колмогоров // Право и образование. - 2000. - №1(2). - С.42-54.
26. Мильчин, А. Э. Издательский словарь - справочник [Текст]: монография / А. Э. Мильчин. - М.: ОЛМА - Пресс, 2006. - 558 с.
27. Московченко, Н. Н. Использование электронных образовательных ресурсов в преподавании технологии [Электронный ресурс]. -
Н. Н. Московченко. - Методический портал для учителей, 2014. - Режим доступа: http://portal.snauka.ru/2014/11/1615. Дата обращения:05.04.18.
28. Мосолков, А. Е. Электронные образовательные ресурсы нового поколения (ЭОР) [Электронный ресурс]. - А. Е. Мосолков. - Metod- kopilka.ru, 2010. - Режим доступа: www.metod-kopilka.ru/page-article-8.html. Дата обращения: 10.04.2018.
29. Пышкин, А. А. Роль ИКТ в проектном обучении школьников математике [Текст]: монография / А. А. Пышкин. - М.: ООО «Издательство Спутник +». 2008. - 101 с.
30. Трайнев, В. А. Информационные коммуникационные
педагогические технологии (обобщение и рекомендации) [Текст]: учебное пособие / В. А. Трайнев, И. В. Трайнев. - М.: Издательско-торговая
корпорация «Дашков и К°», 2009. - 280 с.
31. Трайнев, В. А. Электронно-образовательные ресурсы в развитии информационного общества (обобщение и практика) [Текст]: учебное
32. Чебыкин, Р. Разработка и оформление текстового содержания сайтов [Текст]: монография / Р. Чебыкин. - СПб.: БХВ-Петербург, 2014. - 528 с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.

Пожалуйста, укажите откуда вы узнали о сайте!
Обновить рисунок

© 2008-2018 Сервис продажи готовых курсовых работ, дипломных проектов, рефератов, контрольных и прочих студенческих работ.